МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Оценка 4.9

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оценка 4.9
docx
27.05.2021
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.docx

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Семья играет здесь большую роль. Чем конструктивнее семья, тем больше у аутичного ребенка шансов адаптироваться, несмотря на все свои особенности. Наличие в семье аутичного ребенка предъявляет к ней повышенные требования. Его родителям недостаточно быть такими, как все. Для того чтобы научиться понимать аутичного ребенка, нужно время. Опыт общения с обычными людьми тут не всегда пригоден, а ориентируются родители поначалу именно на него. То, насколько быстро они научатся понимать, а значит помогать своему ребенку, зависит не столько от него, сколько от них. Чем выше уровень эмпатии (сопереживания), тем больше вероятность того, что конфликтных ситуаций будет меньше. Работая над собой и повышая уровень своей психологической компетентности в различных формах (участие в семинарах, тренингах, родительских группах), родители, безусловно, облегчают положение ребенка.

Правила для членов семей, воспитывающих детей с РАС.

Правило 1. Никогда не теряйте надежду, верьте в победу. Если даже сейчас Вам очень тяжело, верьте, что в дальнейшем будет лучше.

Правило 2. Переживайте вместе с больным все его состояния, все тревоги. Вы должны научиться понимать его лучше, чем он сам себя понимает.

Правило 3. Старайтесь завоевать доверие и откровенность.

Правило 4. Внимательно анализируйте опыт своих удач и ошибок. Все время старайтесь искать новые подходы. Присматривайтесь к тому, как находят к ребенку подход друзья, знакомые.

Правило 5. Борясь за него, ищите союзников. Люди, готовые Вам помочь, есть везде, только надо их найти и объяснить им ситуацию. Не обижайтесь на тех, кто Вас не понимает и не хочет помочь, не отчаивайтесь [Григоренко 2018].

Рекомендации родителям по воспитанию детей при проявлении гиперопеки.

1. Принимайте ребенка таким, как ой он есть, и всегда, и везде, при любых обстоятельствах, независимо ни от чего ребенок должен быть уверен в вашей искренней, безоговорочной любви к нему;

2. Поверьте в неповторимость вашего ребёнка, в то, что он уникален, не похож на других детей и не является вашей точной копией. Поэтому не стоит требовать от него реализации заданной вами жизненной программы и достижения поставленной вами цели. Дайте своему ребёнку право прожить собственную жизнь.

3. Помните, что в любых неприглядных поступках и свойствах характера вашего ребенка следует винить прежде всего себя — значит, где - то вышла ошибка, которую необходимо исправить.

4. Не стесняйтесь проявлять свою любовь к ребёнку, дайте ему понять, что вы любите его при любых обстоятельствах.

5. Выбирая орудие воспитательного влияния, прибегайте большей частью к ласке и поощрению, а не к наказанию и осуждению.

6. Старайтесь, чтобы ваша любовь не превратилась на вседозволенность и безнадзорность. Установите чёткие границы дозволенного и позвольте ребёнку свободно действовать в этих границах. Желательно, чтобы запретов было немного - только главнейшие. Неуклонно придерживайтесь установленных вами запретов и дозволенного.

7. Никогда не давайте ребёнку негативных оценочных суждений его личности: «ты плохой», «ты лживый», «ты злой». Оценивать необходимо только поступок. Необходимо говорить. «Твой поступок плохой, но ты - же хороший мальчик и в дальнейшем не должен так делать».

8. Старайтесь влиять на ребёнка просьбами, если просьбы не выполняются, убедитесь, что они соответствуют возрастным особенностям ребёнка, и только после этого можете переходить к прямым инструкциям и приказам. В случае откровенного непослушания родители могут думать про наказания.

9. Ребёнок должен чётко понимать, за что его наказали. Ребёнок должен бояться не наказания, а того, что он может досадно огорчить вас. Наказан - прощён. Про старое забыто. Наказание не должно восприниматься ребёнком как преимущество вашей силы над его слабостью, как унижение.

10. Не забывайте, что путь к детскому сердцу лежит через игру. Именно в процессе игры вы можете передать необходимые навыки, знания про жизненные правила и ценности, сможете лучше узнать один одного.

11. Чаще говорите с ребёнком, поясняйте ему непонятные явления, ситуации, суть запретов и ограничений. Помогите ему научиться высказывать свои желания, чувства и переживания.

12. Ежедневно интересуйтесь делами, проблемами, переживаниями ребёнка, его достижениями.

13. Приучайте к самообслуживанию, формируйте трудовые навыки и любовь к труду (поддерживайте инициативу и желание помогать вам).

14. Всегда внушайте ребенку, что он сможет все, если будет верить в себя и будет постоянно над этим работать; воспитывайте уверенность в себе;

15. Поймите, что нет готовых рецептов в воспитании, только внимательное отношение к миру ребенка, ваша интуиция, внутренний голос дадут возможность правильно понять вашего ребенка и выработать согласованные формы поведения [Григоренко 2018].

Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра:

-        ребенок с аутизмом, как и всякий другой ребенок, индивидуальность, поэтому, используя общие рекомендации, нужно также учитывать специфические реакции ребенка, и на их основе, строить обучение. Описаны случаи, когда дети с аутизмом, вырастая, работали по профессии, лежащей в сфере их детских увлечений. Ребенок, увлеченный цифрами, в будущем может стать бухгалтером или налоговым инспектором;

-        Режим - дети - аутисты болезненно воспринимают любые действия, выходящие за рамки привычных, поэтому старайтесь придерживаться привычных для ребенка процедур;

- необходимо заниматься каждый день, это очень трудно, но только это может принести результаты. Начинать лучше с 5 минут и постепенно время занятий довести до 2-3 часов в день, конечно, с перерывами.

-        Необходимо научить ребенка слову “стоп”. Дело в том, что эти дети, имея различные фобии, могут не замечать реальных опасностей: переходить улицу перед машиной, приближаться к горячим предметам. Если ребенок будет знать слово “стоп”, это может уберечь его от травм. Сделать это можно следующим образом: внезапно прекратить какое-то действие и твердо сказать “Стоп”, со временем он поймет, чего от него добиваются;

-        Аутисты обычно любят смотреть телевизор, но их необходимо ограничивать в

этом;

-        Не нужно избегать общества других детей. Желательно, чтобы такой ребенок посещал садик, пусть не весь день, а 2-3 часа в день;

-        Необходимо отвлекать его от бессмысленных, стереотипных движений. Это можно сделать с помощью танцев, прыжков на месте;

-        Желательно как можно больше беседовать с ребенком. Даже если он остается безучастным, нужно помнить, что он нуждается в общении даже больше, чем обычные дети; - большинство людей нуждаются в уединении и дети с аутизмом не исключение. Необходимо сделать ему какой-нибудь “тайный” уголок - место. Ребёнок сможет оставаться наедине со своими мыслями, и ему никто не будет мешать;

-        Необходимо постараться понять, чем вызваны его механические движения, и перевести их в продуктивное, созидательное русло;

-        Дети с аутизмом обычно любят качели, поощряя это увлечение, можно добиться лучшего развития вестибулярного аппарата;

-        Необходимо соблюдать осторожность в общении ребенка и домашних животных. Дело в том, что дети

- аутисты могут быть немотивированно агрессивны по отношению к животным. Прежде чем завести домашнего любимца, можно подарить ребенку мягкую игрушку;

-        Найдите хорошего врача - психиатра. Желательно обращаться к одному специалисту, зная особенности ребенка и динамику его развития, он сможет более точно корректировать терапию;

-        Важно правильно подобрать медикаментозную терапию, ограничившись одним препаратом, таким, который действительно индивидуально подходит ребенку;

-        Дети с аутизмом страдают скрытой пищевой аллергией. Найдя аллерген и исключив его из рациона, можно добиться значительного улучшения в поведении ребенка [Довбня 2018].

Хороший результат дает посещение с детьми различных центров и сообществ для детей с аутизмом. Именно там можно получить информацию о новых методиках лечения и коррекции поведения.

Коррекционные методики, которые можно использовать в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра:

1.      Занятия с карточками. Для занятий понадобятся карточки, для начала не больше 5. На них могут быть изображены предметы или люди, выполняющие определенные действия. Эти карточки можно использовать и для объяснения порядка действий. Например, подготовка ко сну разбивается на несколько действий, и на каждое действие заготавливается карточка. Сначала четко произносится: «Пора спать» и далее демонстрируются карточки. Карточки могут быть следующие: «снять одежду», «надеть пижаму», «почистить зубы», «умыться», «сходить в туалет», «пойти спать» и последней, картинка спящего ребенка. Показ картинок должен сопровождается объяснением, но не многословным. Только четкое название действий и ничего больше. Через несколько месяцев, может быть даже через год, достаточно будет сказать “пора спать” и ребенок будет знать, что ему нужно делать. Но, повторяю, это произойдет только в результате регулярных занятий. Такие карточки должны быть на все действия «гулять», «кушать», «читать», «рисовать».

2.      Дети с аутизмом обычно боятся воды. Необходимо предлагать ему игры с водой, но начинать занятия нужно постепенно, например, с мокрого песка, насыпанного в ведро. Постепенно, песок должен становится все более мокрым. На нем можно чертить линии, делать из него различные фигуры.

3.      Очень важно развивать тактильное восприятие. Для этого можно взять небольшую коробку, заполнить ее любой крупой или песком и внутрь спрятать камушки или крупные пуговицы, для начала 2-3, не больше. Ребенок должен их найти и достать, постепенно количество камешков можно увеличивать до 10-15. Еще одно похожее задание: в миску налейте воду, на дно положите монетки, ребенок должен стараться их достать.

4.      Упражнение на развитие координации: необходимо взять 2 чашки, наполнить одну из них водой и попросить ребенка переливать воду из одной чашки в другую. По мере развития этого навыка, размер чашки должен уменьшаться.

5.      Лепка — одна из важнейших коррекционных методик: одновременно будет развиваться и моторика, и сенсорная чувствительность. Для лепки можно использовать массу для моделирования или обычный пластилин. Ребенок раскатывает пластилин, делает из него шарики и просто разминает его.

6.      Нанизывание бус. Начать лучше с крупных кругов, вырезных из картона, по мере развития навыка можно переходить к более мелким деталям, вплоть до бусинок.

7.      Пазлы. Можно купить готовые пазлы, с очень крупными частями, а можно сделать их, нарисовав крупную картинку и разрезав ее на несколько частей, для начала на 3-4, со временем, количество частей пазла необходимо увеличивать.

8.      Еще одно упражнение на моторику. Разложите в ряд одинаковые предметы, и пусть ребенок перевернет их.

9.      Танцуйте. Можно танцевать дома или найти подходящий кружок для коллективных занятий.

10.    Необходимо развивать тактильные и кинестетические ощущения. Для этого хорошо подойдут игры с различными материалами. Можно использовать шелк, шерсть, туалетную и наждачную бумагу. Схема занятий может быть следующей: 5 минут занятия с карточками, 5 минут чтение книг, 5 минут пальчиковые игры, затем перерыв и новый блок занятий. Идите от простых упражнений, к более сложным, для начала используйте те задания, с которыми ребенок точно справится, это поможет ему поверить в себя [Григоренко 2018, Довбня 2018]

И самое главное правило - НЕ ОСТАТЬСЯ В ОДИНОЧЕСТВЕ, обратиться за помощью к специалистам как можно раньше


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

Вас не понимает и не хочет помочь, не отчаивайтесь [Григоренко 2018]

Вас не понимает и не хочет помочь, не отчаивайтесь [Григоренко 2018]

В случае откровенного непослушания родители могут думать про наказания

В случае откровенного непослушания родители могут думать про наказания

Ребенок, увлеченный цифрами, в будущем может стать бухгалтером или налоговым инспектором; -

Ребенок, увлеченный цифрами, в будущем может стать бухгалтером или налоговым инспектором; -

Дети с аутизмом обычно любят качели, поощряя это увлечение, можно добиться лучшего развития вестибулярного аппарата; -

Дети с аутизмом обычно любят качели, поощряя это увлечение, можно добиться лучшего развития вестибулярного аппарата; -

Только четкое название действий и ничего больше

Только четкое название действий и ничего больше

Пазлы. Можно купить готовые пазлы, с очень крупными частями, а можно сделать их, нарисовав крупную картинку и разрезав ее на несколько частей, для начала на…

Пазлы. Можно купить готовые пазлы, с очень крупными частями, а можно сделать их, нарисовав крупную картинку и разрезав ее на несколько частей, для начала на…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2021