МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Герменевтика (в пер. с греч. – разъясняющий, растолковывающий) – в педагогике метод научного исследования, требующий более осмысленного иглубокого пониманиясущности воспитательного взаимодействия и разработки технологий обучения.
Герменевтический подход в дошкольном образовании строится как работа с переживаниями детей, их воспоминаниями, ожиданиями, фантазиями.
Согласно герменевтике, основная задача образования – понимание учебного материала путем опоры на имеющиеся знания и собственный опыт детей, проникновения в духовное содержание субъектов и объектов познания.
Практические цели герменевтики как деятельности:
Ø Понять, понимать, делаться понимающим (т.е. уметь),
Ø Помогать другим делаться понимающими (умными),
Ø Объяснять основания своего или чужого понимания (интерпретировать) и помогать другим интерпретировать что-то,
Ø Избавляться от глухого непонимания и помогать в этом другим, шире – обогащать духовную жизнь индивида и рода, делая людей умнее, лучше и чище,
Ø Улучшать взаимопонимания между людьми и народами (в широком смысле).
Основные понятия педагогической герменевтики:
Ø «понимание»;
Ø «герменевтическая интерпретация педагогического знания»;
Ø «объективное значение педагогического знания»;
Ø «универсальные смыслы, заключенные в педагогическом знании»;
Ø «личностный смысл педагогического знания»;
Ø «версия герменевтической интерпретации».
ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ:
Ø Принцип интегральности (структурирование метапредметного знания);
Ø Принцип культурного опосредования (Знак, Слово, Символ, Миф являются культурными медиаторами постижения реальности);
Ø Принцип концептуализации метафор (ассоциативное мышление на основе аллегорий эвристически стимулирует выдвижение версий-гипотез интерпретации);
Ø Принцип превращённой формы (подчинение содержания смыслов формообразующим характеристикам);
Ø Принцип соединения гносеологического (познавательного) и онтологического (бытийного) планов понимания.
ТОЛКОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ КАК ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТА
№ п\п |
Понимание – процесс |
Понимание - результат |
Примеры заданий |
1 |
Следование заданному или избранному направлению |
Выполнение инструкции, указания, приказа, правила |
• вставьте пропущенные буквы, цифры (расставьте знаки) • определите вид приложения, поставьте в конце нужный знак, •исследовательская деятельность, конструирование (по инструкции, по образцу)… |
2 |
Способность прогнозировать |
Предположение о дальнейшем развитии мыслей, событий |
• восстановите порядок расположения предложений (абзацев) текста, • предположите, как будет развиваться сюжет, прочитав начало истории… |
3 |
Способность дать словесный эквивалент |
Оригинальные по форме изложения исходного материала |
• опишите картину, перескажите текст, опираясь на схему, алгоритм, мнемотаблицы… |
4 |
Согласование программ деятельности |
Эффективное осуществление совместной деятельности |
• помогите другу освоить новое правило, • инсценируйте стихотворение... |
5 |
Решение проблем |
Описание или осуществление последовательности действий, ведущих к решению проблемной ситуации. |
• составьте план предложенного текста, • выберите из предложенных картинок те, которые необходимы для определенных действий и разложите их в правильном порядке... |
6 |
Адекватное реагирование |
Соотношение различных, часто противоречивых, мнений о каком либо объекте. |
• выберите из предложенных иллюстраций наиболее подходящих к тексту… |
7 |
Реализованная способность правильно, логично рассуждать |
Дифференциация объекта, ситуации от сходных, применение уже имеющихся представлений в новой ситуации |
• построение логических цепочек по аналогии с данными определениями, • докажите, что предложенные фигуры являются четырехугольниками… |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.