Методические рекомендации по использованию герменевтического подхода в познавательном развитии дошкольников
Оценка 4.8

Методические рекомендации по использованию герменевтического подхода в познавательном развитии дошкольников

Оценка 4.8
docx
20.03.2020
Методические рекомендации по использованию герменевтического подхода в познавательном развитии дошкольников
Рекомендации.docx

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Герменевтика (в пер. с греч. – разъясняющий, растолковывающий) – в педагогике метод научного исследования, требующий более осмысленного иглубокого пониманиясущности воспитательного взаимодействия и разработки технологий обучения.

Герменевтический подход в дошкольном образовании строится как работа с переживаниями детей, их воспоминаниями, ожиданиями, фантазиями.

Согласно герменевтике, основная задача образования – понимание учебного материала путем опоры на имеющиеся знания и собственный опыт детей, проникновения в духовное содержание субъектов и объектов познания.

 

Практические цели герменевтики как деятельности:

Ø Понять, понимать, делаться понимающим (т.е. уметь),

Ø Помогать другим делаться понимающими (умными),

Ø Объяснять основания своего или чужого понимания (интерпретировать) и помогать другим  интерпретировать что-то,

Ø Избавляться от глухого непонимания и помогать в этом другим, шире – обогащать духовную жизнь индивида и рода, делая людей умнее, лучше и чище,

Ø Улучшать взаимопонимания между людьми и народами (в широком смысле). 

 

Основные понятия педагогической герменевтики:

Ø «понимание»;

Ø «герменевтическая интерпретация педагогического знания»;

Ø «объективное значение педагогического знания»;

Ø «универсальные смыслы, заключенные в педагогическом знании»;

Ø «личностный смысл педагогического знания»;

Ø «версия герменевтической интерпретации».

 

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ:

Ø Принцип интегральности (структурирование метапредметного знания);

Ø Принцип культурного опосредования (Знак, Слово, Символ, Миф являются культурными медиаторами постижения реальности);

Ø Принцип концептуализации метафор  (ассоциативное мышление на основе аллегорий эвристически стимулирует выдвижение версий-гипотез интерпретации);

Ø Принцип превращённой формы (подчинение содержания смыслов формообразующим характеристикам);

Ø Принцип соединения гносеологического (познавательного) и онтологического (бытийного) планов понимания.

 

 

 

ТОЛКОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ КАК ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТА

 

№ п\п

Понимание – процесс

Понимание - результат

Примеры заданий

1

Следование заданному или избранному направлению

Выполнение инструкции, указания, приказа, правила

• вставьте пропущенные буквы, цифры (расставьте знаки)

• определите вид приложения, поставьте в конце нужный знак,

•исследовательская деятельность, конструирование

(по инструкции, по образцу)…

2

Способность прогнозировать

Предположение о дальнейшем развитии мыслей, событий

• восстановите порядок расположения предложений (абзацев) текста,

• предположите, как будет развиваться сюжет, прочитав начало истории…

3

Способность дать словесный эквивалент

Оригинальные по форме изложения исходного материала

• опишите картину, перескажите текст, опираясь

на схему, алгоритм, мнемотаблицы…

4

Согласование программ деятельности

Эффективное осуществление совместной деятельности

• помогите другу  освоить новое правило,

• инсценируйте стихотворение...

5

Решение проблем

Описание или осуществление последовательности действий, ведущих к решению проблемной ситуации.

• составьте план предложенного текста,

 • выберите из предложенных картинок те, которые необходимы для определенных действий и разложите их

в правильном порядке...

6

Адекватное реагирование

Соотношение различных, часто противоречивых, мнений о каком либо объекте.

• выберите из предложенных иллюстраций наиболее  подходящих  к тексту…

7

Реализованная способность правильно, логично рассуждать

Дифференциация объекта, ситуации от сходных, применение уже имеющихся представлений в новой ситуации

• построение логических цепочек по аналогии

с данными определениями,

• докажите, что предложенные  фигуры являются четырехугольниками…

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

ТОЛКОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ КАК ПРОЦЕССА

ТОЛКОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ КАК ПРОЦЕССА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2020