ГКОУ «Специальная (коррекционная)школа-интернат № 3»
Методические рекомендации по использованию имплицитного обучения физике в школе
Галиева Тамара Мухаррамовна
г. Оренбург 2023
Важнейшим требованием в современном образовании предъявляемым к учителю физики является качественное обучение учащихся. В условия ФГОС учитель должен ученика «научить учиться», воспитать «жизнеспособную личность», развить «творческие способности и задатки у ребенка». На выходе из школы ученик должен обладать рядом сформированных на определенном уровне результатов: личностных, регулятивных, предметных, метапредметных.
В систему обозначенных стандартом результатов обучения заложено очень много требований от простого школьного учителя. Как в условиях сокращения предметных часов добиться прочного и качественного усвоения материала от всех учащихся в классе, как развить личностные творческие способности у ребенка на всего 2-х уроках физики в неделю, как сделать «сложный, неинтересны и непонятный» для большинства учеников в классе предмет физика «легким, интересным и понятным»?
Каждый учитель знает, что в процессе обучения очень много зависит от настроя ученика на предмет, от внутреннего скрытого состояния ребенка, от наличия «незримого контакта «учитель-ученик»», от внутренней открытости и готовности участвовать во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. Успех урока очень сильно зависит от того как учитель приспособится под специфику ученической аудиторию своим разнообразным методическим и дидактическим арсеналом. Опытные учителя, что называется одним взглядом, могут определить настрой класса на урок, адаптироваться незаметно для детей под их состояние …а затем повести за собой к новым знаниям, и тем самым выполнить все запланированные задачи и цели урока. Учет различных особенностей репрезентативных систем школьников на уроках физики, а также опора учителя на знание бессознательной природы памяти, внимания, воображения, восприятия, ощущений, речи, мышления, воли, эмоций определяет успех эффективного обучения школьников. Именно об этом и пойдет речь в нашем пособии, об имплицитном обучении на уроках физики.
Имплицитное обучение-это взаимообусловленная деятельность учителя-преподавание, состоящая в организации учебно-познавательной деятельности, включающей применение имплицитных методов, приемов и средств воздействия на уроке, а также деятельности ученика-учение, который вовлечен в имплицитное субъект-субъектное взаимодействие под руководством педагога, в результате чего происходит бессознательное усвоение знаний.
Мы считаем, что для существования имплицитного обучения на уроке необходимо наличие взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов педагогической среды (учитель-ученик), а также использование методов, приемов, средств, обеспечивающих процесс имплицитного обучения на уроке по физике.
Средства имплицитного обучения –это источники информации, с помощью которых учитель может организовать имплицитное преподавание (научить), а ученик может участвовать в имплицитном учении (учиться):
-наглядные (схемы, фреймы, чертежи, рисунки, фотографии, демонстрации, графики, таблицы, диаграммы, картины (настенные и раздаточные), портреты);
-вербальные (эмоционально-насыщенная речь учителя, ярко, красочно и выразительно оформленные учебники, пособия, справочники, задачники);
-специальные (физические приборы, действующие модели, схематичные модели, макеты, монтажи, установки, различные физические коллекции);
-технические (звуковые, визуальные (экранные проекции, теневые проекции, кодоскоп), аудио-видео, компьютер, кино).
Для имплицитного обучения требуется пространственно-временная организация посредством различных форм учебных занятий по физике:
-экскурсия;
-лабораторная работа;
-урок-игра;
-урок-выполнения практических работ (поискового типа);
-урок-решения задач.
Эффективной формой, предоставляющей хорошие условия для реализации имплицитного обучения, является внеурочная работа по физике. А именно:
-домашние лабораторные работы;
-посещение производства;
-подготовка демонстраций и лабораторных работ;
-проведение вечеров занимательной физики;
-проведение недель физики;
-выпуск стенгазет и молний по физике;
-участие в кружковой работе;
-участие в физических конкурсах, интернет-конкурсах, олимпиадах, интернет-олимпиадах, конференциях, интернет-конференциях;
-выполнение индивидуальной или групповой творческой работы (решение различных физических задач, конструирование, моделирование, монтаж, в том числе с использованием в работе современных информационных технологий и т.д.).
Имплицитное обучение возможно применять на уроке физики, когда:
-ученики не замотивированы на изучение физики;
-большинство учащихся в классе имеют гуманитарный склад ума;
-профиль класса не является физико-математическим;
-на уроке для понимания/запоминания вынесен большой или трудный для учащихся объем предметной информации;
-необходимо более глубокое и детальное понимание физического явления/процесса;
-необходимо четкое, прочное и быстрое запоминание формул, формулировок, последовательностей и т.д
Рассмотрим структуру деятельности учителя по осуществлению имплицитной методики обучения.
Таблица 1
Структура деятельности учителя физики по осуществлению имплицитной методики
Действия имплицитного влияния |
Операции по осуществлению имплицитного воздействия |
Содержание имплицитных операций |
Определение целесообразности использования имплицитного воздействия на учебном занятии |
Ориентирование |
Определение для какой учебной и методической цели необходимо использовать на учебном занятии имплицитную составляющую. |
Планирование |
Изучение и анализ психолого-педагогических характеристик и особенностей учащихся в классе, учет их возрастных и индивидуальных особенностей. |
|
Исполнение |
Подбор и определение наиболее рациональных методических материалов, с помощью которых будет организовано имплицитное воздействие. |
|
Контроль |
Сопоставление подготовленных методических материалов для осуществления имплицитного воздействия с ключевой учебно-методической целью всего учебного занятия и конкретных его этапов. |
|
Составление плана учебного занятия, содержащего элементы имплицитного воздействия |
Ориентирование |
Определение на каком этапе учебного занятия и с какой конкретной учебно-методической целью будет использовано скрытое воздействие. |
Планирование |
Выявление конкретно для каждого этапа учебного занятия, который будет содержать в себе имплицитную составляющую, наиболее рациональных методов скрытого управления, отвечающих требованиям выполнения поставленной учебно-методической задачи, посредством приемов ориентации на другого, уточнения, внутреннего мира, корректировки, связки понятий. |
|
Исполнение |
Определение степени готовности плана всего учебного занятия, а именно имплицитное содержание каждого этапа учебного занятия к осуществлению скрытого воздействия на ученика. |
|
Контроль |
Соотнесение на соответствие целей учебного занятия и конкретных задач каждого этапа учебного занятия к учебно-методическим возможностям реализации поставленных задач через конкретные имплицитные приемы и методы скрытого воздействия. |
|
Осуществление имплицитного воздействия на учебном занятии |
Ориентирование |
Выделение конкретных дидактических средств, при помощи которых можно добиться осуществления имплицитной методики, посредством аудио и видео сопровождения, эксперимента, зрительной наглядности и т.д. |
Планирование |
Составление четкого поэтапного порядка внедрения имплицитных приемов на конкретном этапе учебного занятия. |
|
Исполнение |
Осуществление внедрения запланированных имплицитных методов воздействия непосредственно на обозначенных этапах учебного занятия. |
|
Контроль |
Непрерывный контроль успешности, не успешности использования имплицитных методов воздействия, на ученика в процессе учебного занятия. |
|
Проверка полученного результата использования имплицитного воздействия и его анализ |
Ориентирование |
Уточнение содержания полученного результата от использованных методов имплицитного воздействия, соотнесение исходных целей и задач с конечным результатом. |
Планирование |
На основе уже полученного результата от внедрения имплицитных методов воздействия осуществить выбор метода проверки успешности не успешности итога использованных приемов имплицитного воздействия. |
|
Исполнение |
Осуществление проверки и анализа полученного результата, а также непосредственно самого хода внедрения имплицитных методов через видео запись учебного занятия, рефлексию, обратную связь. Проведение качественной оценки эффективности каждого этапа учебного занятия, содержащего имплицитные моменты воздействия. |
|
Контроль |
Исследование начальных условий, требований, целей, задач учебного занятия и всех его этапов, при которых имплицитное воздействие имеет наибольшее эффективное влияние, определение возможности получения качественного положительного результата другими методами и приемами имплицитного воздействия, поиск новых способов решения поставленных учебно-методических задач через выделение наиболее рационального скрытого способа воздействия на каждом этапе учебного занятия. |
Построение урока физики подчинено цели учебного занятия логически и связано с выбором предметного содержания, методов, средств обучения.
Представим подробно имплицитную методику обучения физике на различных уроках. Дидактические компоненты мы берем в соответствие с требования ФГОС предъявляемыми к построению учебного занятия (урока) открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков, считая возможным для более обобщенного схематичного ориентирования деятельности учителя объединить некоторые микроэтапы урока.
Таблица 2
Структура методики урока открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков |
|||
Дидактический |
Общеметодический |
Конкретно-методический |
Деятельность ученика |
Деятельность учителя |
|||
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
|
Выбор методов (работа индивидуальная, в паре, микрогруппах), для осуществления вводно-мотивационного действия (мотивы внешние и внутренние) |
Выявление наиболее оптимального метода обучения (вводные методы, вводно-мотивационное действие через: исторические справки; литературное и художественное оформление материала; биографические описания; аудио и видео материалы; игровую деятельность; межпредметные связи; внутрипредметные связи; профориентацию; политехнизм |
Мотивация деятельности через активизацию мыслительной деятельности и работу всех репрезентативных систем, доминирование в когнитивных процессах прочной связи эмоций с бессознательной составляющей мыслительной деятельности |
Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
|
Постановка цели и задач изучаемого урока |
Выявление противоречий необходимости расширения исходных на уроке физических знаний через: экспериментальный и теоретический методы познания; описание и анализ фактов физического знания; вводную беседу; фронтальный и индивидуальный опрос; эвристическую или проблемную беседы; задачи; аналогии; ассоциации и т.д. |
Активизация деятельности через активизацию мыслительной деятельности и работу всех репрезентативных систем, доминирование в когнитивных процессах прочной связи эмоций с бессознательной составляющей мыслительной деятельности |
Этап открытия нового знания, выявления места и причины затруднения. Этап построения проекта выхода из затруднения
|
Выбор наиболее оптимальных методов и приемов изучения: -экспериментальные, -теоретические
|
Пошаговое (позадачное)достижение цели урока через: экспериментальные методы - преобразование и представление информации, связки понятий (якорение) при планировании и выполнении экспериментальных работ, - индивидуальный подход к ученику (ориентация на другого) (дифференцированные экспериментальные задания при организации работы в группе, паре, индивидуально), -уточнение восприятия знания(калибровка). Обоснование и осмысление выводов эксперимента. Обсуждение практической значимости. Теоретические методы -преобразование и представление информации, связки понятий (якорение) при планировании и выполнении расчетно-графических работ, - индивидуальный подход к ученику (ориентация на другого) (дифференцированные теоретические задания при организации работы в группе, паре, индивидуально используя активные методы обучения), -уточнение восприятия знания(калибровка). Обоснование и осмысление полученных выводов на основе межпредметных и внутрипредметных связей, политехнизма. |
Активное включение в субъект-субъектные взаимоотношения, ориентирование на получение предметного знания. Преобладание непроизвольного восприятия, представления внимания, запоминания, памяти, опора на связь эмоции с имплицитной стороной когнитивных процессов.
|
Этап первичного закрепления нового знания. Самостоятельная работа и проверка по эталону. Включение в систему знаний и умений |
Анализ полученного знания, самостоятельное осмысление и использование новых знаний, введение нового знания в уже имеющуюся систему знаний. |
Прочное закрепление нового материала при активной работе с информацией через: -закрепление знания в специальных упражнениях, -организацию повторения уже известного и включения нового знания в систему знаний с опорой на связь понятий (якорение), обобщение, -уточнение (калибровка) дифференцированных (внутренний мир-метамодель) заданий и форм работы (пара, микрогруппа, индивидуально) |
Выполнение практической деятельности в процессе активизации мыслительной деятельности и работы всех репрезентативных систем, доминирование в когнитивных процессах прочной связи эмоции с бессознательной составляющей мыслительной деятельности |
Этап рефлексии учебной деятельности |
Раскрытие ценности, личной значимости, уровня понимания полученного знания |
Индивидуальный самоанализ (рефлексия) через: -учет субъективных особенностей уровня усвоения материала (ориентация на другого), -уточнение (калибровка) наиболее оптимального сопоставления поставленной цели урока с личным достигнутым результатом |
Осуществление мыслительного рационального процесса самоанализа через имплицитную компоненту когнитивных процессов. Осознание личной ценности полученного результата урока |
Рассмотрим аналогично структуру и основные этапы урока отработки умений и рефлексии.
Таблица 3
Структура методики урока отработки умений и рефлексии
Урок отработки умений и рефлексии |
|||
Дидактический |
Общеметодический |
Конкретно-методический |
Деятельность ученика |
Деятельность учителя |
|||
Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности
|
Выбор методов (работа индивидуальная, в паре, микрогруппах), для осуществления вводно-мотивационного действия (мотивы внешние и внутренние) |
Выявление наиболее оптимального метода обучения (вводные методы, «внутренний мир»), вводно-мотивационное действие через: -выявление необходимости уточнения(калибровка) и корректировки знания(рефрейминг)
|
Мотивация деятельности через активизацию мыслительной деятельности и работу всех репрезентативных систем, доминирование в когнитивных процессах прочной связи эмоций с бессознательной составляющей мыслительной деятельности |
Этап актуализации и пробного учебного действия
|
Постановка цели и задач изучаемого урока |
Выявление противоречий необходимости расширения, углубления, закрепления на уроке физических знаний через: экспериментальный и теоретический методы познания; описание и анализ фактов физического знания (первичную ориентацию на собеседника, дифференцированные по уровню трудности и видам деятельности задания) |
Активизация деятельности через активизацию мыслительной деятельности и работу всех репрезентативных систем, доминирование в когнитивных процессах прочной связи эмоций с бессознательной составляющей мыслительной деятельности |
Этап локализации индивидуальных затруднений Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений Этап реализации построенного проекта Этап обобщения затруднений во внешней речи |
Выбор наиболее оптимальных методов и приемов корректировки знания: -экспериментальные, -теоретические
|
Пошаговое (позадачное)достижение цели урока через: экспериментальные методы - преобразование и представление информации, связки понятий (якорение) при планировании и выполнении экспериментальных работ; индивидуальный подход к ученику (ориентация на другого) (дифференцированные экспериментальные задания при организации работы в группе, паре, индивидуально); уточнение восприятия знания(калибровка); обоснование и осмысление выводов эксперимента; обсуждение практической значимости. теоретические методы -преобразование и представление информации, связки понятий (якорение) при планировании и выполнении расчетно-графических работ; индивидуальный подход к ученику (ориентация на другого) (дифференцированные теоретические задания при организации работы в группе, паре, индивидуально используя активные методы обучения); уточнение восприятия знания(калибровка); обоснование и осмысление полученных выводов на основе межпредметных и внутрипредметных связей, политехнизма |
Активное включение в субъект-субъектные взаимоотношения, ориентирование на получение предметного знания. Преобладание непроизвольного восприятия, представления внимания, запоминания, памяти, опора на связь эмоции с имплицитной стороной когнитивных процессов.
|
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Этап включения в систему знаний и повторения
|
Анализ полученного знания, самостоятельное осмысление и использование новых знаний, введение нового знания в уже имеющуюся систему знаний. |
Самостоятельное закрепление изученного материала при активной работе с информацией через: закрепление знания в специальных упражнениях; организацию повторения уже известного и включения нового знания в систему знаний через разнообразие знако-символьного представления (фреймовые структуры, таблицы, схемы, графики, рисунки) с опорой на связь понятий (якорение), обобщение; уточнение (калибровка) дифференцированных (внутренний мир-метамодель) заданий и форм работы (пара, микрогруппа, индивидуально) |
Выполнение практической деятельности в процессе активизации мыслительной деятельности и работы всех репрезентативных систем, доминирование в когнитивных процессах прочной связи эмоции с бессознательной составляющей мыслительной деятельности |
Этап рефлексии на учебном занятии (уроке) |
Раскрытие ценности, личной значимости, уровня понимания полученного знания |
Индивидуальный самоанализ (рефлексия) через: -учет субъективных особенностей уровня усвоения материала (ориентация на другого), -уточнение (калибровка) наиболее оптимального сопоставления поставленной цели урока с личным достигнутым результатом |
Осуществление мыслительного рационального процесса самоанализа через имплицитную компоненту когнитивных процессов. Осознание личной ценности полученного результата урока |
Представим структурные компоненты урока общеметодологической направленности.
Таблица 4
Структура методики урока общеметодологической направленности
Урок общеметодологической направленности |
|||
Дидактический |
Общеметодический |
Конкретно-методический |
Деятельность ученика |
Деятельность учителя |
|||
Этап мотивации актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии
|
Выбор методов (работа индивидуальная, в паре, микрогруппах), для осуществления актуализации знаний и вводно-мотивационного действия (мотивы внешние и внутренние) Постановка цели и задач изучаемого учебного занятия |
Определение наиболее оптимального метода для актуализации и мотивации учебного действия через: -выявление необходимости обобщающего повторения, уточнения(калибровка) и корректировки знания(рефрейминг) с учетом специфики класса (внутренний мир)
|
Активизация и мотивация деятельности через активизацию мыслительной деятельности и работу всех репрезентативных систем, доминирование в когнитивных процессах прочной связи эмоций с бессознательной составляющей мыслительной деятельности |
Этап закрепления с проговариванием во внешней речи |
Выбор наиболее оптимальных методов и приемов корректировки, закрепления и обобщения знания |
Пошаговое (позадачное)достижение цели урока через выполнение специальной системы подобранных заданий (расчетно-графические, систематизирующие, обобщающие т.е. преобразующие информацию в разнообразное знако-символьное представление) |
Активное участие в субъект-субъектные взаимоотношения ориентация на углубление и закрепление знаний, активизация деятельности через доминирование в когнитивных процессах прочной связи эмоций с бессознательной составляющей мыслительной деятельности |
Этап включения, изученного в систему знаний |
Выбор наиболее оптимальных методов и приемов систематизации и обобщения знания |
Систематизирующее и обобщающее преобразование и представление информации, связки понятий (якорение) при планировании и выполнении специально подобранных дифференцированных по сложности и виду деятельности работ, на основе индивидуального подхода к ученику (ориентация на другого) Обоснование и осмысление выводов систематизации и обобщения знания. Включение его в структуру физического и естественно-научного знания. Обсуждение практической и теоретической значимости. |
Активное включение в субъект-субъектные взаимоотношения, ориентирование на получение предметного знания. Преобладание непроизвольного восприятия, представления внимания, запоминания, памяти, опора на связь эмоции с имплицитной стороной когнитивных процессов.
|
Этап рефлексии учебной деятельности на учебном занятии |
Раскрытие ценности, личной значимости, уровня понимания полученного знания |
Индивидуальный самоанализ (рефлексия) через: -учет субъективных особенностей уровня усвоения материала (ориентация на другого), -уточнение (калибровка) наиболее оптимального сопоставления поставленной цели урока с личным достигнутым результатом |
Осуществление мыслительного рационального процесса самоанализа через имплицитную компоненту когнитивных процессов. Осознание личной ценности полученного результата урока |
Рассмотрим структуру урока развивающего контроля, непосредственно само проведение контрольной работы и анализ контрольной работы.
Таблица 5
Структура методики урока развивающего контроля
(проведение контроля и его анализ)
Урок развивающего контроля (проведение контроля и его анализ) |
|||
Дидактический |
Общеметодический |
Конкретно-методический |
Деятельность ученика |
Деятельность учителя |
|||
Мотивационный этап, актуализация знаний и осуществление пробного действия
|
Выбор методов (работа индивидуальная, в паре, микрогруппах), для осуществления актуализации знаний и вводно-мотивационного действия (мотивы внешние и внутренние) Постановка цели и задач изучаемого учебного занятия |
Выбор наиболее оптимального метода для определения и контроля уровня освоения знания с учетом специфики класса (внутренний мир)
|
Активизация и мотивация деятельности через активизацию мыслительной деятельности и работу всех репрезентативных систем, доминирование в когнитивных процессах прочной связи эмоций с бессознательной составляющей мыслительной деятельности |
Этап фиксирование локальных затруднений. Создание плана по решению проблемы. Реализация на практике выбранного плана. Обобщение видов затруднений
|
Выбор наиболее оптимальных методов и приемов развивающего контроля, с учетом дифференцированной корректировки применяемых видов деятельности, средств обучения |
Пошаговое (позадачное)достижение цели урока через выполнение специальной системы подобранных контрольных заданий (отражающие уровень усвоения, полноту и глубину понимания пройденного материала) |
Активное участие в субъект-субъектные взаимоотношения ориентация на активизацию самостоятельной практической деятельности через активизацию мыслительной деятельности и работу всех репрезентативных систем, доминирование в когнитивных процессах прочной связи эмоций с бессознательной составляющей мыслительной деятельности |
Осуществление самостоятельной работы и самопроверки, взаимопроверки с использованием эталонного образца. Решение задач творческого уровня
|
Выбор наиболее оптимальных методов и приемов осуществления дифференцированного контроля самостоятельной работы |
Организация объективного контроля, отражающего систематизированное, структурированное и обобщенное знание с учетом связки физических понятий (якорение) при планировании и выполнении специально подобранных дифференцированных по сложности и виду деятельности работ, на основе индивидуального подхода к ученику (ориентация на другого) |
Активное практическое использование полученных знаний. Припоминание предметной информации посредством связи с ассоциациями непроизвольного восприятия, представления, внимания, запоминания, памяти, опора на связь эмоции и знания |
Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности |
Раскрытие ценности, личной значимости, уровня результата контроля освоения полученного знания |
Индивидуальный самоанализ (рефлексия) через: -учет субъективных особенностей уровня усвоения материала (ориентация на другого), -уточнение (калибровка) наиболее оптимального сопоставления (корректировки) поставленной цели урока с личным достигнутым результатом |
Осуществление мыслительного рационального процесса самоанализа через имплицитную компоненту когнитивных процессов. Осознание личной ценности уровня и глубины полученного результата урока |
Библиографический список
1.Пономарева Е.А. Анализ методов и приемов, содержащих имплицитные признаки при обучении физике [Текст]/ Е.А. Пономарева// Международный научно-исследовательский журнал № 7 (49) Часть 2 Июль,2016 С.51-55 ISSN 2303-9868 (PRINT) ISSN 2227-6017 (ONLINE)
2.Пономарева Е.А. Изучение педагогических понятий, связанных с терминами «эксплицитный» и «имплицитный» [Текст]/ Е.А. Пономарева// Мир науки, культуры, образования №2(51), 2015, С.133-138. ISSN 1991-5497.
3.Пономарева Е.А. Искандеров Н.Ф. Дидактические основы эксплицитной и имплицитной методики обучения [Текст]/ Н.Ф. Искандеров, Е.А. Пономарева// Историческая и социально-образовательная мысль Том 7 №5 часть 2,2015, С.214-222 ISSN2075-9908 (PRINT) ISSN2219-6048 (ONLINE)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.