Методические рекомендации по организации и проведению демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования по профессии: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
Оценка 5

Методические рекомендации по организации и проведению демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования по профессии: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

Оценка 5
docx
04.06.2020
Методические рекомендации по организации и проведению демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования    по профессии:  15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))
МЕТОД РЕКОМ.димонстр экзамен.docx

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«БАЛАШОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

по организации и проведению демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования    по профессии:  15.01.05 Сварщик

(ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

 

 

 

 

 

 

 

                                 Разработчик:

                                                          мастер п\о первой категории

                                                                по профессии:Сварщик (ручной

                                                             и  частично механизированной

                                         сварки (наплавки))

                                                            Лаврентьева Ирина Остаповна

 

 

 

 

 

Балашов 2019г.

СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

1)    Цели и задачи демонстрационного экзамена.

2)    Состав экзаменационной комиссии.

3)    Права и обязанности экзаменационной комиссии.

4)    Права и обязанности обучающихся.

5)    Организация демонстрационного экзамена.

6)    Особенности заданий.

7)    Критерии оценивания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АННОТАЦИЯ

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях совершенствования организации и проведения демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации по программам подготовки квалифицированных рабочих кадров  в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации Пр-2582 от 9 декабря 2017 г., пункт 2 "б", касающегося внедрения демонстрационного экзамена по стандартам "Ворлдскиллс Россия" в качестве государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, предусматривая в том числе, что результаты демонстрационного экзамена по стандартам "Ворлдскиллс Россия" и участия в чемпионатах по профессиональному мастерству по стандартам "Ворлдскиллс" приравниваются к результатам государственной итоговой аттестации.

Методические рекомендации  предназначены по организации и проведению демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования     предназначены для мастеров производственного обучения и для обучающихся по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).

В рекомендациях определены цели и задачи проведения демонстрационного экзамена, как формы получения результатов для последующего присвоения квалификации обучающемуся.

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Новые ФГОС обусловили модернизацию модели проведения ГИА, введено понятие «демонстрационный экзамен», который по решению Минобрнауки РФ становится обязательным элементом реализации программ СПО.

Демонстрационный экзамен – это процедура, которая позволяет обучающему в условиях, приближенных к производственным, продемонстрировать освоенные им за годы обучения профессиональные навыки, подтвердив свою квалификацию. Иными словами, демонстрационный экзамен предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности.

Демонстрационный экзамен обязателен как часть ГИА при реализации программ по ФГОС СПО, в которых указывается включение демонстрационного экзамена в процедуру ГИА. То есть, государственная итоговая аттестация проводится в форме выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена.

Демонстрационный экзамен, как процедура оценивания должен включать в себя такой комплекс работ, при котором выпускник демонстрирует свои знания в области одного или нескольких профессиональных модулей. Так, как мы говорим об этой процедуре, как об итоговой аттестации выпускника, то перечень охватываемых проверкой знаний, мы полагаем, должен включать в себя задания комплексные, а значит по более чем одному профессиональному модулю.

Так как мы присваиваем будущим специалистам третий квалификационный разряд, а обучающимся с отличным уровнем знаний и умений – четвертый квалификационный разряд, то задания, разрабатываемые для данного экзамена должны соответствовать данным требованиям.

 

 

1.     Цели и задачи демонстрационного экзамена

Экзаменационное задание состоит только из практических заданий. Эта форма экзамена предполагает оценку компетенций путём наблюдения за выполнением трудовых действий в условиях, приближенных к производственным.

Следовательно, целью проведения демонстрационного экзамена является итоговое оценивание знаний, умений и навыков обучающихся, по результатам которых будет присваиваться квалификация по получаемой профессии. Определенным образом организованная форма данного экзамена с присутствием представителя потенциального работодателя позволит не только наглядно выявить лучших обучающихся, но и определить из их числа перспективных выпускников как будущих работников сферы сварочного производства.

Задачи:

  • Построение трёхстороннего сотрудничествамастера производственного обучения, обучающегося и представителя работодателя;
  • Сохранение независимости экзамена от способа подготовки соискателя;
  • Установление уровня готовности выпускника к самостоятельной деятельности;
  • Установление уровня сформированности общих и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования;

Применение демонстрационного экзамена с использованием элементов Ворлдскиллс при проведении выпускной практической квалификационной работы позволит:

1. Реализовать деятельностный подход в подготовке специалистов.

2. Продемонстрировать результат обучения по профессии в режиме «здесь» и

«сейчас»

3. Осуществить объективную и независимую оценку результата

4. Раскрыть личностные и профессиональные качества студентов.

5. Повысить социальную значимость будущей профессии выпускников.

6. Оценить результат педагогической деятельности.

7. Обозначить направления развития материально-технической базы.

8. Совершенствовать учебно-методический комплекс по профессиональным

модулям.

9. Повысить профессиональный уровень преподавателей, мастеров

производственного обучения.

 

https://academy-prof.ru/img/uploads1%20(16).png

 

2.     Состав экзаменационной комиссии

Государственная экзаменационная комиссия формируется из педагогических работников образовательной организации, лиц, приглашенных из сторонних организаций, в том числе педагогических работников, представителей работодателей или их объединений, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники.    

В случае проведения демонстрационного экзамена в состав государственной экзаменационной комиссии входят также эксперты союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» (далее - союз).

Состав государственной экзаменационной комиссии утверждается приказом директора образовательной организации.  Государственную экзаменационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность государственной экзаменационной комиссии, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам. Председатель государственной экзаменационной комиссии утверждается приказом министерства образования Саратовской области. Список кандидатур председателей государственных экзаменационных комиссий формируется из числа:

- руководителей или заместителей руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, соответствующую области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники.

- представителей работодателей или их объединений, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники. 

Директор образовательной организации является заместителем председателя государственной экзаменационной комиссии. В случае создания в такой организации нескольких государственных экзаменационных комиссий заместителем председателя государственной экзаменационной комиссии может быть назначен заместитель директора по учебной работе.  Ответственный секретарь государственной экзаменационной комиссии назначается директором образовательной организации из состава государственной экзаменационной комиссии.  Место работы комиссии устанавливается директором  образовательной организации по согласованию с председателем государственной экзаменационной комиссии. 

Основные функции государственной экзаменационной комиссии:

- комплексная оценка уровня освоения образовательной программы, компетенций выпускника и соответствия результатов освоения образовательной программы требованиям федерального государственного образовательного стандарта;

- решение вопроса о присвоении квалификации по результатам государственной итоговой аттестации и выдаче диплома о среднем профессиональном образовании;

- разработка рекомендаций по совершенствованию подготовки выпускников по профессиям и специальностям среднего профессионального образования. 

Государственная экзаменационная комиссия руководствуется в своей деятельности настоящим Положением и учебно- методической документацией, разработанной в образовательной организации на основе федерального государственного образовательного стандарта в части требований к результатам освоения образовательной программы среднего профессионального образования по  профессиям рабочих , реализуемым в образовательной организации.

В состав государственной экзаменационной комиссии должны входить сертифицированные эксперты по методике WSR – одно из обязательных требований методики организации и проведения экзамена в новой форме.

 

 

3.     Права и обязанности экзаменационной комиссии

Члены экзаменационной комиссии должны:

- иметь квалификацию с подтвержденным промышленным и/или практическим опытом в компетенции, в которой они аккредитованы; 

- активно принимать участие в проработке регламентирующих документов демонстрационного экзамена,

- знать и соблюдать правила проведения демонстрационного экзамена. 

Председатель и каждый эксперт должен обладать высокими моральными качествами: честность, объективность, справедливость и готовность к сотрудничеству с другими экспертами. 

 Обязанности Эксперта в рамках проведения демонстрационного экзамена: 

- сохранять конфиденциальность конкурсного задания;  

- по необходимости вносить изменения в содержание Конкурсного задания; 

- неукоснительно соблюдать правила демонстрационного экзамена;

- следовать инструкциям председателя экзаменационной комиссии;

- проводить контроль знания норм ОТ и ТБ участниками;   обеспечивать строгое соблюдение настоящих правил в ходе проведения демонстрационного экзамена. 

 

 

4.     Права и обязанности обучающихся

Перед демонстрационным экзаменомобучающиеся должны: 

- ознакомиться с Положением о проведении демонстрационного экзамена;

- получить  информацию о критериях оценки экзаменационного задания;

-получить информацию об оборудовании, инструментах, оснастке, материалах, принятых к использованию на чемпионате;   пройти инструктаж по ОТ и ТБ;  

- получить программу демонстрационного экзамена;

- получить информацию о нормативах, регламентирующих проведение соревнований, время входа и выхода с конкурсного места и об условиях, в соответствии с которыми допускаются такие входы и выходы; о месте и времени проверки оборудования и инструментов;   о санкциях, которые могут возникать при нарушении правил демонстрационного экзамена.

 

 

5.     Порядок организации и проведения демонстрационного экзамена

Демонстрационный экзамен (далее - ДЭ) проводится по стандартам WSR (далее - ДЭ по стандартам) с выбором комплекта оценочной документации (КОД), утверждением заданий национальными экспертами WSR, введением результатов в международную информационную систему CompetitionInformationSystem (далее - CIS), обязательным участием сертифицированного эксперта в качестве главного эксперта на площадке, не работающего в той образовательной организации, чьи обучающиеся участвуют в демонстрационном экзамене.   

К участию к демонстрационном экзамене допускаются обучающиеся,  освоившие  в полном объеме  основную образовательную программы по профессии подготовки.

Основными этапами проведения демонстрационного экзамена являются:

 -подготовительный;

- проведение демонстрационного экзамена;

- оформление результатов.

Образовательная организация обеспечивает проведение предварительного инструктажа выпускников непосредственно в месте проведения демонстрационного экзамена. Выпускник при сдаче демонстрационного экзамена должен иметь при себе паспорт и полис ОМС.  

 Каждому обучающемуся предоставляется время на ознакомление с экзаменационным заданием, письменные инструкции по заданию, а также разъяснения правил поведения и Кодекса этики движения «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) во время демонстрационного экзамена. Экзаменационные задания выдаются участникам непосредственно перед началом экзамена.  

       Задания выполняются по модулям. Все требования, указанные в задании и инфраструктурном листе, правилах по ОТ и ТБ, критериях оценивания, являются обязательными для исполнения всеми обучающимися.   Выполнение задания оценивается в соответствии с процедурами оценки чемпионатов WorldSkills по каждой компетенции. Результаты ДЭ отражаются в ведомости оценок и заносятся в CIS. Все решения экзаменационных/экспертных комиссий оформляются протоколами. Протоколы ДЭ хранятся в архиве образовательной организации и РКЦ.      Для оценивания по «пятибалльной» шкале и записи в зачетную книжку используется методика перевода результатов ДЭ в экзаменационную оценку Обучающимся, не прошедшим государственной итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы среднего профессионального образования и (или) отчисленным из лицея, выдается справка об обучении или о периоде обучения по установленному образцу.

 Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, проходят государственную итоговую аттестацию не ранее чем через шесть месяцев прохождения государственной итоговой аттестации впервые. Для прохождения государственной итоговой аттестации лицо, не прошедшее государственную итоговую аттестацию по неуважительной причине или получившее на государственной итоговой аттестации неудовлетворительную оценку, восстанавливается в лицее на период времени, установленный лицеем, но не менее предусмотренного календарным учебным графиком для прохождения государственной итоговой аттестации соответствующей образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих. Повторное прохождение государственной итоговой аттестации для одного лица не может быть более двух раз.  Лицам, не проходившим государственной итоговой аттестации по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), предоставляется возможность пройти государственную итоговую аттестацию без отчисления из лицея в дополнительные сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим государственной итоговой аттестации по уважительной причине.  Ежегодный отчет о работе государственной экзаменационной комиссии обсуждается на педагогическом совете лицея и представляется в Министерство образования Саратовской области в двухмесячный срок после завершения государственной итоговой аттестации.

https://academy-prof.ru/img/uploads2%20(15).png

Комментарий эксперта:

Для проведения демонстрационного экзамена по модели WorldSkills требуются специализированные площадки, оснащённые современным технологическим оборудованием и позволяющие выполнять задания так, как это предусмотрено паспортом компетенции WorldSkills. И это, естественно, создаёт определённые сложности для образовательных организаций, потому что на своей базе большинство образовательных организаций не смогут проводить демонстрационный экзамен, а участие и использование чужой базы, чужой площадки, естественно, сопровождается определёнными финансовыми тратами, которые ложатся на плечи образовательных организаций.

Для проведения экзамена по модели WorldSkills требуются исключительно те контрольно-измерительные материалы, которые применяются в конкурсном движении WorldSkills. И хотя речь шла о том, что эти материалы должны быть адаптированы для проведения государственной итоговой аттестации, в ходе апробации многие задания точь-в-точь воспроизводили конкурсную документацию WorldSkills и не подвергались какой-либо адаптации или приведению в соответствие с требованиями программ среднего профессионального образования. Из-за чего возникали несовпадения в том, к чему студентов готовили и в том, по каким материалам их подготовленность проверялась.

 

 

6.     Особенности заданий

Задания для демонстрационного экзамена разрабатываются экзаменационной комиссией на основе профессионального стандарта по профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) и с учетом оценочных материалов WorldSkillsRussia (WSR).

В соответствии с порядком ГИА, задание для демонстрационного экзамена должно соответствовать содержанию одного, а лучше нескольких профессиональных модулей. Мы считаем, что достичь этого возможно с помощью применения в процессе выполнения задания, к примеру, двух видов сварки. Допустим, по экзаменационному заданию требуется изготовить некий узел, состоящий из нескольких деталей. Часть такого узла можно соединить путем применения ручной дуговой сварки, а другую часть – с помощью полуавтоматической сварки в среде защитного газа. Таким образом, процесс выполнения задания охватить сферу знаний и умений в части подготовительно – сварочных работ, а также в части ручной дуговой сварки и полуавтоматической, что позволит выпускнику более комплексно продемонстрировать свои знания и умения.

Техническое задание (или пакет задания) включает в себя следующие разделы:

1. ВВЕДЕНИЕ (где приводится название и описание компетенции)

2. КВАЛИФИКАЦИЯ И ОБЪЕМ РАБОТ (соответствующая квалификация, разряд, сроки выполнения)

3. ЭКЗАМЕНАЦИОННОЕ ЗАДАНИЕ (инструкционная карта, либо чертеж с/без описания)

4. ОЦЕНКА (Критерии)

5. МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

 

 

7.     Критерии оценивания

Критерии оценки и задание для выполнения выпускной практической квалификационной работы с элементами демонстрационного экзамена доводятся до сведения участников процедур не позднее, чем за шесть месяцев до проведения ГИА.

Критерий времени. Экзаменационная работа должна быть выполнения в положенные временные рамки. Максимальное время выполнения задания на демонстрационном экзамене составляет 3 академических часа.

Критерий качества. Включает в себя комплекс параметров, установленных и утвержденных экзаменационной комиссией. Включает в себя такие пункты как:

- правильность организации рабочего места;

- правильность/корректность сборки;

- корректность подбора сварочных режимов;

- правильность проведения сварочных работ без дефектов;

- соблюдение правил техники безопасности на всех этапах работы;

- уборка рабочего места,

- отсутствие дисциплинарных нарушений.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         В заключении  хотелось бы предложить следующие дополнения к процедуре оценивания работ обучающихся на демонстрационном экзамене.

Процедура оценивания должна быть абсолютно публичной, противоположной процедуре оценивания на Чемпионате Ворлдскиллс, где данная процедура закрыта и проводится только экспертами в отсутствие участников. Каждый из обучающихся должен выслушать результаты не только своей работы, но и рекомендации, плюсы и минусы работ других обучающихся, чтобы составить наиболее полное мнение о требующемся качестве работ. Мы представляем это следующим образом: после выполнения заданий все эксперты и обучающиеся собираются перед демонстрационным столом и приступают к процедуре оценивания каждой из работ по очереди. Эксперты оглашают баллы обучающемуся за его работу  . Свои рекомендации и пояснения может дать и представитель работодателя, так как, в конечном счете, именно на него и рассчитан подобный экзамен. Обучающийся в это время может сделать выводы по своей работе и взять критерии оценивания себе на заметку. Такой процесс оценивания работы будет чрезвычайно важен в особенности в случае неудовлетворительно выполненного задания, так как обучающийся мог сталкиваться во время обучения с не вполне корректной (завышенной) оценкой своих умений. Для последующей подготовки к пересдаче такого экзамена ему будут необходимы именно те критерии и требования, которые используются на демонстрационном экзамене независимой комиссией.

Данный подход позволит не только выявлять лучших выпускников, но и позволит подтягивать к высокому уровню обучающихся, получивших неудовлетворительную оценку.


 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

СОДЕРЖАНИЕ АННОТАЦИЯ ВВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ АННОТАЦИЯ ВВЕДЕНИЕ

АННОТАЦИЯ Настоящие методические рекомендации разработаны в целях совершенствования организации и проведения демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации по программам подготовки квалифицированных рабочих кадров в…

АННОТАЦИЯ Настоящие методические рекомендации разработаны в целях совершенствования организации и проведения демонстрационного экзамена в составе государственной итоговой аттестации по программам подготовки квалифицированных рабочих кадров в…

ВВЕДЕНИЕ Новые ФГОС обусловили модернизацию модели проведения

ВВЕДЕНИЕ Новые ФГОС обусловили модернизацию модели проведения

Цели и задачи демонстрационного экзамена

Цели и задачи демонстрационного экзамена

Осуществить объективную и независимую оценку результата 4

Осуществить объективную и независимую оценку результата 4

В случае проведения демонстрационного экзамена в состав государственной экзаменационной комиссии входят также эксперты союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс

В случае проведения демонстрационного экзамена в состав государственной экзаменационной комиссии входят также эксперты союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс

Основные функции государственной экзаменационной комиссии: - комплексная оценка уровня освоения образовательной программы, компетенций выпускника и соответствия результатов освоения образовательной программы требованиям федерального государственного образовательного стандарта;…

Основные функции государственной экзаменационной комиссии: - комплексная оценка уровня освоения образовательной программы, компетенций выпускника и соответствия результатов освоения образовательной программы требованиям федерального государственного образовательного стандарта;…

Председатель и каждый эксперт должен обладать высокими моральными качествами: честность, объективность, справедливость и готовность к сотрудничеству с другими экспертами

Председатель и каждый эксперт должен обладать высокими моральными качествами: честность, объективность, справедливость и готовность к сотрудничеству с другими экспертами

Порядок организации и проведения демонстрационного экзамена

Порядок организации и проведения демонстрационного экзамена

Экзаменационные задания выдаются участникам непосредственно перед началом экзамена

Экзаменационные задания выдаются участникам непосредственно перед началом экзамена

Ежегодный отчет о работе государственной экзаменационной комиссии обсуждается на педагогическом совете лицея и представляется в

Ежегодный отчет о работе государственной экзаменационной комиссии обсуждается на педагогическом совете лицея и представляется в

Для проведения экзамена по модели

Для проведения экзамена по модели

Техническое задание (или пакет задания) включает в себя следующие разделы: 1

Техническое задание (или пакет задания) включает в себя следующие разделы: 1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении хотелось бы предложить следующие дополнения к процедуре оценивания работ обучающихся на демонстрационном экзамене

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении хотелось бы предложить следующие дополнения к процедуре оценивания работ обучающихся на демонстрационном экзамене

Данный подход позволит не только выявлять лучших выпускников, но и позволит подтягивать к высокому уровню обучающихся, получивших неудовлетворительную оценку

Данный подход позволит не только выявлять лучших выпускников, но и позволит подтягивать к высокому уровню обучающихся, получивших неудовлетворительную оценку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2020