МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению практических занятий по междисциплинарному курсу МДК 3.1. Слесарное дело и технические измерения

  • docx
  • 19.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методические рекомендации разработаны с целью систематизировать знания и умения, обучающихся по по междисциплинарному курсу МДК 3.1. Слесарное дело и технические измерения.
Иконка файла материала МР ПЗ МДК 3.1.docx

 

 

 

 

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«КРАЕВОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦМК технического профиля

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации и проведению практических занятий

по междисциплинарному курсу

МДК 3.1. Слесарное дело и технические измерения

 

для обучающихся по специальностям и профессиям технического профиля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению практических занятий по междисциплинарному курсу МДК 3.1. Слесарное дело и технические измерения – ГАПОУ «Краевой политехнический колледж, г. Чернушка, Пермский край, 2016. –22 с.

 

 

 

 

Рассмотрено и рекомендовано к использованию на заседании ЦМК технического профиля Протокол № 2 от 20.10.2016

 

 

 

Составители:

Ландышева Н.А., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ «Краевой политехнический колледж», председатель ЦМК технического профиля

 

 

 

Методические рекомендации разработаны с целью систематизировать знания и умения, обучающихся по по междисциплинарному курсу МДК 3.1. Слесарное дело и технические измерения.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с содержанием ФГОС по МДК и «Методическими рекомендациями по организации и планированию лабораторных работ и практических занятий в колледже».

Практические занятия относятся к основным видам учебных занятий. Они составляют важную часть теоретической и профессионально-практической подготовки обучающихся.

Методические рекомендации предназначены для студентов ГАПОУ «Краевой политехнический колледж» обучающихся по профессиям и специальностям технического профиля.

 

 

 

 

 

ГАПОУ «Краевой политехнический колледж» г. Чернушка, Пермский край

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ. 3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4

Тема 1.2 Контрольно-измерительные инструменты и приборы.. 6

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ. 6

Тема: Работа измерительными инструментами ШЦ.. 6

ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 8

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 9

Тема 1.2 Контрольно-измерительные инструменты и приборы.. 10

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ. 10

Тема: Работа измерительными инструментами «Микрометр МК». 10

ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 12

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 13

ПРИЛОЖЕНИЕ В.. 14

Тема 1.4 Технологическая документация. 15

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ. 15

Тема: Чтение и анализ технологических карт. 15

ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 16

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 17

ПРИЛОЖЕНИЕ В.. 22

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данные методические рекомендации разработаны для студентов ГАПОУ «Краевой политехнический колледж» обучающихся по специальностям и профессиям технического профиля:

23.02.03 ТО и ремонт автомобильного транспорта 

23.01.02 Автомеханик

Объем учебной нагрузки составляет:

23.02.03 ТО и ремонт автомобильного транспорта - 12 часов

23.01.02 Автомеханик -48 часов.

В программу обучения специальностей и профессий технического профиля входят виды работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, при выполнении которых обучающиеся должны уметь применять измерительный и слесарный инструмент в соответствии с ФГОС. Данный процесс невозможен без изучения основ слесарного дела и технических измерений.

Одними из видов учебных занятий являются практические, которые позволят вам, уважаемые студенты, приблизится к реальной ситуации, происходящей на автотранспортных предприятиях.

Методические рекомендации разработаны с учетом следующих принципов:

— доступность заданий, их разъяснение и конкретизация с учетом особенностей вашей познавательной деятельности;

— личностно-ориентированная направленность — актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых ситуаций с точки зрения реальных потребностей участников дорожного движения;

— линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволит вам последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся знания и умения, постепенно углубляя и усложняя их;

— деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.

С учетом этих принципов в практические занятия  содержать следующие виды заданий.

 

Таблица 1 –Тематический план проведения практических занятий

Тема из рабочей программы

Вид практического занятия

Кол-во часов

МДК 3.1 Слесарное дело и технические измерения (специальность 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта)

Тема 1.2 Контрольно-измерительные инструменты и приборы

- Работа измерительными инструментами ШЦ деталей машин

3

- Работа измерительными инструментами МК деталей машин

3

Тема 1.4 Технологическая документация

Чтение и анализ технологических карт «Изготовление изделий из металла»

2

Чтение и анализ маршрутных карт «Ремонт деталей машин»

2

Чтение и анализ технологических карт «Техническое автомобиля»

2

итого

12

 

Данные вид практических занятий направлен на формирование практического опыта и умений.

МДК 3.1 Слесарное дело и технические измерения (специальность 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», Выполнение работ по профессии рабочего «18511 Слесарь по ремонту автомобилей»)

иметь практический опыт:

-слесарной обработки деталей простых и средней сложности;

уметь:

-производить измерения при помощи контрольно-измерительных инструментов;

на основе полученных знаний:

- виды слесарных операций;

- читать, интерпретировать и извлекать точные технические данные и инструкции из автомобильных инструкций/руководств (включая электрические монтажные схемы), в бумажном или электронном виде;

 


 

МДК 3.1 Слесарное дело и технические измерения

(специальность 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», выполнение работ по профессии рабочего «18511 Слесарь по ремонту автомобилей»)

 

Тема 1.2 Контрольно-измерительные инструменты и приборы

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: Работа измерительными инструментами ШЦ

 

Цель: формирование первоначальных умений проведения технических измерений соответствующим инструментом и приборами

 

Теоретические основы:

1.  Штангенциркули. Штангенциркуль — самый востребованный профессиональный измерительный инструмент. Его назначение — осуществление высокоточных измерений, а главное преимущество состоит в универсальности и простоте в эксплуатации. С помощью штангенциркулей проводятся внутренние и наружные измерения, кроме того они подходят для измерения глубины отверстий.

По ГОСТ 166-89 штангенциркуль бывает нескольких видов. наиболее распространенные:

 

Тип ШЦ-I. Предназначены для измерения наружных и внутренних размеров и разметки.

http://pereosnastka.ru/gallery/slesarnoe-delo/image_128.jpg

Рисунок 1 – Штангенциркуль ШЦ-I

 

Тип ШЦ-II. С двусторонним расположением губок для измерения наружных и внутренних размеров и для разметки.

http://www.ktovdome.ru/pics/4602_70697318.jpg

Рисунок 2 – Штангенциркуль ШЦ-II

Пределы измерений и точность отсчета по нониусу штангенциркулей должны соответствовать указанным в таблице 1.

Таблица 1

Тип штангенциркулей

Пределы измерений, мм

Цена деления нониуса

ШЦ-I, ШЦТ-I

0…125

0,1; 0,02; 0,01

ШЦ-II, ШЦ-III

0…160

0…200

0…250

0,05…0,1

 

Более полная информация представлена для самостоятельного изучения в ЭОР «Слесарное дело, книга «Основы измерений» на платформе Moodle. Режим доступа politex.59, дистанционное образование, СПО (очное отделение) / СД.

2.    Клапан газораспределительного механизма. Клапаны непосредственно осуществляют подачу в цилиндры воздуха (топливно-воздушной смеси) и выпуск отработавших газов. Клапан состоит из тарелки и стержня. клапаны располагаются в головке блока цилиндров, а место соприкосновения клапана с ней называется седлом. Различают впускные и выпускные клапаны. Для лучшего наполнения цилиндров диаметр тарелки впускного клапана, как правило, больше, чем выпускного.

http://www.transportsolve.ru/images/books/767/image007.png

Рисунок 3 – Клапан ГРМ

 

Оборудование, материалы, образцы: штангенциркули ШЦ-1, ШЦ2; детали машин (клапан ГРМ, втулка и т.д.)

 

Порядок выполнения работы:

1. Проработайте модули ФЦИОР «Работа штангенциркулем» CD-диск

2. Измерьте деталь в соответствии с карточкой-заданием (ПРИЛОЖЕНИЕ А)

3. Выставьте размеры на чертеже

 

Оформление результата работы:

1.      Оценка результата работы с модулем по журналу модуля ФЦИОР (скриншот)

2.      Лист-отчет с результатами работы (ПРИЛОЖЕНИЕ Б)

 

Система оценивания:

5

4

3

2

1

90-100%

80-89%

60-79%

50-59%

Менее 50

 

Используемые источники:

1.      ТИ работы измерительными инструментами

2.      ЭОР «Слесарное дело, книга «Основы измерений» на платформе Moodle. Режим доступа politex.59, дистанционное образование, СПО (очное отделение) / СД.

3.      Модули ФЦИОР «Работа штангенциркулем»

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Карточка-задание

 

Измерение клапана ГРМ штангенциркулем

 

1.       Измерить клапан ГРМ в соответствии с указанными размерами на чертеже

http://bibikazap.ru/images/data/images/62/1843328.jpg

Рисунок А.1 – Схема клапана ГРМ

 

2.       Полученные результаты занести в таблицу1

 

Таблица 1 – габаритные размеры клапана ГРМ

Наименование (обозначение) размера

Полученный результат

Контрольный результат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Определить наличия дефектов клапана ГРМ - овальность и конусность штока клапана.

 

Овальность и конусность штока выпускного клапана находят путём измерения его диаметра штангенциркулем в следующем порядке:

1)      Измерить диаметр штока штангенциркулем ШЦ-II в двух поясах и четырёх плоскостях в соответствии со схемой рисунка А.1;

2)      Полученные результаты занести в таблицу 2.

 

Таблица 2 – Параметры измерения штока выпускного клапана на овальность и конусность

Наименование (обозначение) размера

Полученный результат

Рекомендации к ремонту

Контрольный результат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Найти наибольшую разность диаметров штока в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, а-а, б-б, в-в, г-г отдельно по каждому поясу: максимальная разница принимается за действительную величину овальности данного штока;

4) Найти наибольшую разность диаметров в одной из четырёх плоскостей 1-го и 2-го поясов измерений. Эта разность принимается за действительную величину конусности контролируемого штока клапана.

При овальности или конусности штока более 0,10 мм устранять дефекты проточкой с последующим шлифованием и хромированием.

 

http://www.bestreferat.ru/images/paper/47/96/9079647.png

Рисунок А.1 - Схема измерения штока выпускного клапана на овальность и конусность

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ЛИСТ-ОТЧЕТ

 

Студента группы ______________

Дата заполнения «_____»______г.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

 

Измерение клапана ГРМ штангенциркулем

 

1. Измерение габаритных размеров клапана ГРМ

http://bibikazap.ru/images/data/images/62/1843328.jpg

Рисунок Б1 – Схема клапана ГРМ

 

Таблица 1 – Габаритные размеры клапана ГРМ

Наименование (обозначение) размера

Полученный результат

Контрольный результат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Определение наличия дефектов клапана ГРМ - овальность и конусность штока клапана.

 

http://www.bestreferat.ru/images/paper/47/96/9079647.png

Рисунок Б.2 - Схема измерения штока выпускного клапана на овальность и конусность

 

 

Таблица 2 – Параметры измерения штока выпускного клапана на овальность и конусность

Наименование (обозначение) размера

Полученный результат

Рекомендации к ремонту

Контрольный результат

1-й пояс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2-й пояс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 МДК 3.1 Слесарное дело и технические измерения

(специальность 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», выполнение работ по профессии рабочего «18511 Слесарь по ремонту автомобилей»)

 

Тема 1.2 Контрольно-измерительные инструменты и приборы

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: Работа измерительными инструментами «Микрометр МК»

 

Цель: формирование первоначальных умений проведения технических измерений соответствующим инструментом и приборами

 

Теоретические основы:

Микро́метр — универсальный инструмент (прибор), предназначенный для измерений линейных размеров абсолютным или относительным контактным методом в области малых размеров с низкой погрешностью (от 2 мкм до 50 мкм в зависимости от измеряемых диапазонов и класса точности), преобразовательным механизмом которого является микропара винт  гайка.

mikrometr.PNG

Рисунок 1 – Микрометр МК

 

Предел допускаемой погрешности микрометра должен соответствовать в любой точке диапазона измерений.

Таблица 1 - Типы и параметры согласно ГОСТ 6507-90

Тип*

Диапазон измерений, мм

Допускаемая погрешность, мкм

Габаритные размеры, мм

Допуск плоскостности измерительных поверхностей микрометра, мкм

Допуск параллельности плоских измерительных поверхностей микрометра, мкм

1

Микрометр МК25-2

0-25

±4

125x67x23

0,9

2

2

Микрометр МК25-1

0-25

±2

125x67x23

0,6

1,5

3

Микрометр МК50-2

25-50

±4

155x75x23

0,9

2

4

Микрометр МК50-1

25-50

±2,5

155x75x23

0,6

2

5

Микрометр МК75-1

50-75

±2,5

183x86x23

0,6

3

«*» Тип: МК — обозначение микрометра гладкого; буква Н обозначает, что отсчёт производится по шкалам стебля и барабана с нониусом; буква Ц обозначает, отсчёт производится по электронному цифровому устройству; двузначное число — обозначение конечной величины диапазона, цифра после тире обозначает класс точности.

«**» укомплектован одной установочной мерой для диапазона измерений до 300 мм и двумя установочными мерами — свыше 300 мм.

1. Диаметр гладкой части микрометрического винта должен быть 6h9, 6,5h9 или 8h9.

2. Колебание измерительного усилия на всех типах микрометров не должно превышать 2 Н.

3. Измерительное усилие должно быть не менее 5 и не более 10 Н.

4. Погрешность гладких микрометров определяют по мерам с плоскими измерительными поверхностями.

5. Цена деления шкалы барабана — 0,01 мм.

6. Измерительные поверхности микрометра должны быть оснащены твердым сплавом по ГОСТ 3882.

 

Оборудование, материалы, образцы: Микрометр МК; детали машин (цилиндрический ступенчатый вал)

 

Порядок выполнения работы:

1. Проработайте модули ФЦИОР «Работа микрометром» CD-диск

2. Измерить гладким микрометром диаметр элемента вала и отклонения формы его поверхности в соответствии с содержанием карточки-здания (ПРИЛОЖЕНИЕ А)

3. Занесите полученные данные в табицы и сделайте вводы

 

Оформление результата работы:

1.      Оценка результата работы с модулем по журналу модуля ФЦИОР (скриншот)

2.      Лист-отчет с результатами работы (ПРИЛОЖЕНИЕ Б)

 

Система оценивания:

5

4

3

2

1

90-100%

80-89%

60-79%

50-59%

Менее 50

 

Используемые источники:

1.      ТИ работы измерительными инструментами

2.      ЭОР «Слесарное дело, книга «Основы измерений» на платформе Moodle. Режим доступа politex.59, дистанционное образование, СПО (очное отделение) / СД.

3.      Модули ФЦИОР «Работа микрометром»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               


 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Карточка-задание

 

Измерение вала гладким микрометром МК

 

1. Измерить микрометром диаметр шейки коленчатого вала двигателя, как показано на рисунке А.2

 

Описание: Untitled-1 copy

Рисунок А.2 - Схема измерения шейки коленчатого вала двигателя микрометром.

 

2. Заполнить таблицу А.1 - Дать заключение о годности шейки коленвала сопоставив результаты измерений с техническими условиями на ремонт коленчатого вала

 

Таблица А.1 – Пример заполнения таблицы

 

Направление измерений

Плоскости измерения

Овальность, мм

Заключение о годности

А-А / параллельно плоскости колена/

Б-В /перпендикулярно плоскости колена/

Пояса измерений

1-1

86,95

86,96

0,005

перешлифовать под Р3

2-2

86,94

86,96

0,01

3-3

86,93

86,95

0,01

Конусообразность, мм

0,01

0,005

3.Определить отклонения формы и расположения поверхности элемента вала.

4.Сделать заключение о годности элемента вала.

 

Подготовка к измерению

а) цилиндрическую поверхность элемента вала, который задано измерить, тщательно протереть чистой тканью для удаления налипших остатков стружки, окалины, шлама и смазочно-охлаждающей жидкости.

b) протереть микрометр чистой тканью (особенно тщательно измерительные поверхности микровинта и пятки. Проверить свободу стопора, плавность работы трещотки и легкость вращения микровинта в микрогайке и стебле.

с) проверить установленность микрометра на «ноль». Для этого проверяемый микрометр взять за скобу левой рукой около пятки и, вращая микровинт за трещотку от себя, плавно подвести его торец к торцу пятки до соприкосновения торцов, пока трещотка не провернется 3–4 раза.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ЛИСТ-ОТЧЕТ

 

Студента группы ______________

Дата заполнения «_____»______г.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

 

Измерение вала гладким микрометром МК

 

 

1.Измерение микрометром диаметр шейки коленчатого вала двигателя, как показано на рисунке Б.1

 

Описание: Untitled-1 copy

Рисунок Б.1 - Схема измерения шейки коленчатого вала двигателя микрометром.

 

2.      Занесение полученных данных в таблицу 1

 

Таблица 1 – Параметры коленчатого вала

 

Направление измерений

Плоскости измерения

Овальность, мм

Заключение о годности

А-А / параллельно плоскости колена/

Б-В /перпендикулярно плоскости колена/

Пояса измерений

1-1

2-2

3-3

Конусообразность, мм

 

 

3.      Выводы по работе

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НА РЕМОНТ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ ДВИГАТЕЛЕЙ

 

Таблица В.1 - Коленчатый вал двигателя СМД-14. Допускаемая овальность и конусность не более 0,015 мм

 

Группы

Шатунные шейки

Коренные шейки

Производственный размер

78,00

-0,095

-0,110

88,00

-0,100

-0,115

1.       Ремонтный (Р1)

1.       Ремонтный (Р2)

1.       Ремонтный (Р3)

77,25

76,50

75,75

-0,095

-0,110

-0,095

-0,110

-0,095

-0,110

87,50

87,00

86,5

-0,95

-0,115

-0,95

-0,115

-0,95

-0,115

 

Таблица В.2 - Коленчатый вал двигателя ЗИЛ-130.  Допускаемая овальность и конусность не более 0,01 мм

 

Группы

Шатунные шейки

Коронные шейки

Производственный размер

62 – 0,025

66 – 0,03

1.       Ремонтный (Р1)

1.       Ремонтный (Р2)

1.       Ремонтный (Р3)

1.       Ремонтный (Р4)

1.       Ремонтный (Р5)

61,7 – 0,025

61,4 – 0,025

61,0 – 0,025

60,5 – 0,025

60,0 – 0,025

65,7 – 0,03

65,4 – 0,03

65,0 – 0,03

64,5 – 0,03

64,0 – 0,03

 


 

МДК 3.1 Слесарное дело и технические измерения

(специальность 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», выполнение работ по профессии рабочего «18511 Слесарь по ремонту автомобилей»)

 

Тема 1.4 Технологическая документация

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: Чтение и анализ технологических карт

 

Цель: формирование первоначальных умений проведения технических измерений соответствующим инструментом и приборами

 

Теоретические основы:

 

 

Оборудование, материалы, образцы: технологические карты «Изготовление изделий из металла», «Ремонт деталей машин», «Техническое автомобиля»

 

Порядок выполнения работы:

1. Познакомьтесь с содержанием технологической карты (ПРИЛОЖЕНИЕ А)

2. Опишите содержание штампа технологической карты

3. Опишите содержание основной части технологической карты

4. Сделайте выводы: в чем отличие составления технологических карт на разные виды работ

 

Оформление результата работы:

Рабочая тетрадь

 

Критерии оценивания:

5

4

3

2

1

Полностью описано содержание карты и правильно сделаны выводы

Полностью описано содержание карты, не совсем верно отмечены различия

Не полностью описано содержание карты, не совсем верно отмечены различия

Не полностью описано содержание карты, не верно отмечены различия

Работа не выполнена

 

Используемые источники:

1.      ЭОР «Слесарное дело, книга «Техническая документация» на платформе Moodle. Режим доступа politex.59, дистанционное образование, СПО (очное отделение) / СД.

2.      Технологические карты «Изготовление изделий из металла», «Ремонт деталей машин», «Техническое обслуживание автомобиля»




 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

изготовление чертилки

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Типовые технологические карты
шиномонтажных работ и технического обслуживания автомобильных шин

Техническое обслуживание шин при ЕТО, ТО-1 и ТО-2 грузовых автомобилей и автобусов

 

Номер операции

Наименование операции и перехода

Оборудование

Инструмент, приспособления и материалы

Технические требования и указания

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)

Исполнитель - водитель, механик - контролер

Норма времени, чел-мин:

1,6 для шин 220-508 автомобиля ГАЗ-5204

2,0 " " 240-508Р " ГАЗ-53-12

2,2 " " 260-508Р " ЗИЛ-130-76

2,9 " " 260-508Р " КамАЗ-5320

2,4 " " 300-508Р " МАЗ-5335

2,6 " " 320-508 " КрАЗ-257Б1

2,2 " " 240-508Р автобуса ПАЗ-3201

2,6 " " 280-508Р " ЛиАЗ-677

2,6 " " 280-508 " ЛАЗ-695Н

2,8 " " 10,00R20 " Икарус 256

2,8 " " 11,00R20 " Икарус 260

1

Осмотреть шины, ободья и элементы крепления колеса с целью определения их технического состояния, начиная с левого переднего колеса по часовой стрелке1

Глубиномер типа Л023, тупое шило, пассатижи, монтажная лопатка, колпачки

Запрещается выпуск на линию автомобилей, если обнаружено:

- установка шин нерекомендованных размеров и конструкций;

- установка на одну ось шин диагональной и радиальной конструкции, а также шин с различными типами рисунков протектора;

- давление воздуха в шинах не соответствует установленным нормам2;

- наличие заглушек или неисправности вентиля;

- износ протектора дольше предельно допустимого3;

- неотремонтированные местные повреждения шин;

- застрявшие в боковине, протекторе и между сдвоенными шинами инородные предметы4;

- отсутствие колпачков на вентилях шин5.

Гайки крепления колеса должны быть в комплекте и плотно (без зазоров) прилегать к фаскам крепежных отверстий.

1 При обнаружении каких-либо недостатков по шинам автомобиль возвращается для принятия мер по их ликвидации.

2 Внешними признаками падения давления воздуха в шине является повышенная деформация ее профиля и пониженная упругость боковин.

3 Минимально допустимая остаточная высота рисунка протектора установлена для шин грузовых автомобилей 1,0 мм, автобусов 2,0 мм.

4 Если не удается удалить посторонний предмет между сдвоенными шинами, необходимо ослабить гайки крепления колеса, затем удалить предмет и вновь надежно закрепить колесо.

5 Для предохранения золотников от загрязнения и повреждения на всех вентилях должны быть колпачки.

Первое техническое обслуживание (ТО-1)

Исполнитель - слесарь-авторемонтник 2-го разряда

Норма времени, чел-мин:

14,2 для шин 220-508 автомобиля ГАЗ-5204

15,4 " " 240-508Р " ГАЗ-53-12

15,7 " " 260-508Р " ЗИЛ-130-76

20,9 " " 260-508Р " КамАЗ-5320

20,2 " " 300-508Р " МАЗ-5335

20,4 " " 320-508 " КрАЗ-257Б1

15,7 " " 240-508Р автобуса ПАЗ-3201

16,4 " " 280-508Р " ЛиАЗ-677

16,4 " " 280-508 " ЛАЗ-695Н

16,8 " " 10,00R20 " Икарус 256

16,8 " " 11,00R20 " Икарус 260

1

Осмотреть шины и ободья с целью определения их технического состояния и при необходимости:

-

-

- снять с автомобиля и заменить исправными поврежденные ободья и шины, имеющие неотремонтированные местные повреждения или предельный износ рисунка протектора;

Гайковерт И303М

-

Операция не входит в норму времени T0-1 и выполняется в ремонтной зоне или в специально отведенном месте.

- удалить застрявшие в протекторе, боковинах и между сдвоенными шинами инородные предметы (камни, стекла и др.).

-

Тупое шило, пассатижи, монтажная лопатка

При удалении инородных предметов между сдвоенными шинами не допускать повреждения боковин шин (особенно типа Р).

2

Проверить давление воздуха в шинах (полностью остывших), начиная с левого переднего колеса, предварительно отвертывая колпачок вентиля и при необходимости:

Воздухораздаточная колонка C413 или наконечник с манометром Ш603 или 458М2

-

Фактическое замеренное давление в шинах должно фиксироваться в специальном журнале. Правильность показания манометра следует периодически проверять по контрольному манометру. Если нет возможности проверить давление воздуха во внутренней шине сдвоенных колес, необходимо снять наружное колесо.

- вывернув золотник вентиля на 1 - 2 оборота, довести давление в шине до нормы;

-

Колпачок - ключ

Перед подкачкой шины для обеспечения безопасности необходимо убедиться в исправности и правильной посадке замочного кольца.

- ввернуть золотник вентиля до отказа.

-

То же

-

3

Проверить герметичность золотника вентиля, нанеся кисточкой на отверстие вентиля мыльную воду

-

Кисточка, банка с мыльной водой, золотник

Если золотник не обеспечивает герметичность (появляются пузырьки воздуха) его следует заменить.

4

Навернуть колпачок-ключ или надеть резиновый колпачок

-

Колпачок - ключ или резиновый колпачок

Колпачок надо навертывать на вентиль до отказа.

Второе техническое обслуживание (ТО-2)

Исполнители - слесарь-авторемонтник 2-го разряда и оператор по балансировке колес

Норма времени, чел-мин:

144,8 для шин 220-508 автомобиля ГАЗ-5204

160,0 " " 240-508Р " ГАЗ-53-12

177,1 " " 260-508Р " ЗИЛ-130-76

217,1 " " 260-508Р " КамАЗ-5320

236,8 " " 300-508Р " МАЗ-5335

242,6 " " 320-508 " КрАЗ-257Б1

177,1 " " 240-508Р автобуса ПАЗ-3201

185,4 " " 280-508Р " ЛиАЗ-677

185,4 " " 280-508 " ЛАЗ-695Н

206,6 " " 10,00R20 " Икарус 256

206,6 " " 11,00R20 " Икарус 260

Отвернуть гайки крепления колес и снять колеса

Гайковерт И303М, стеллаж для колес Р508А или Р528А

Баллонный ключ модели 535М

2

Осмотреть шины и ободья с целью определения их технического состояния и при необходимости:

-

-

- заменить поврежденные ободья и шины, имеющие местные повреждения или предельный износ рисунка протектора;

-

-

Демонтаж и монтаж шин производить только в шиномонтажном отделении

- удалить застрявшие в протекторе, боковинах шин инородные предметы (камни, стекла и др.)

-

Тупое шило, пассатижи

3

Проверить давление воздуха в шинах, предварительно отвернув колпачок вентиля, и при необходимости:

Фактическое замеренное давление в шинах должно фиксироваться в специальном журнале. Правильность показания манометра следует периодически проверять по контрольному манометру.

- вывернуть золотник вентиля на 1 - 2 оборота, довести давление в шине до нормы;

Воздухораздаточная колонка С413 или наконечник с манометром Ш603 или 458М2

Колпачок-ключ

Перед подкачкой шины для обеспечения безопасности необходимо убедиться в исправности и правильной посадке замочного кольца

- ввернуть золотник вентиля до отказа.

-

-

-

4

Проверить герметичность золотника вентиля, нанеся кисточкой на отверстие вентиля мыльную воду

-

Кисточка, банка с мыльной водой, золотник

Если золотник не обеспечивает герметичность (появляются пузырьки воздуха), его следует заменить

5

Навернуть колпачок-ключ или надеть резиновый колпачок

-

Колпачок-ключ или резиновый колпачок

Колпачок надо навертывать на вентиль до отказа

6

Провести статическую балансировку колес

Приспособление для статической балансировки колес грузовых автомобилей и автобусов (для бездисковых колес рис. 1, для дисковых рис. 2)

-

Балансировке подлежат исправные колеса в сборе.

6.1.

Поднять, установить и закрепить балансируемое колесо на приспособлении

Монорельс с электротельфером ТВ-0,25, специальный захват (рис. 3)

Гайки, гаечные ключи

6.2.

Дать колесу вращение рукой (рис. 4)

-

-

При наличии статического дисбаланса легкая часть колеса займет верхнее положение

6.3.

Нанести на боковине покрышки мелом отметку (рис. 5)

-

Мел

Меловую метку следует наносить в вертикальной плоскости, проходящей через ось вращения в верхней части колеса (предполагаемое самое легкое место)

6.4.

Повернуть колесо рукой на 90° (рис. 6)

-

-

Если колесо начинает вращаться и та часть колеса, где нанесена меловая метка, опять занимает верхнее положение, то колесо статически не сбалансировано, а меловая метка указывает на самое легкое место. Статически сбалансированное колесо остается неподвижным в любом положении.

6.5.

При наличии дисбаланса установить корректирующие массы (грузики) (рис. 7)

-

Специальный инструмент для установки корректирующих масс и корректирующие массы

Корректирующие массы крепить симметрично относительно меловой метки на закраине обода колеса (рис. 5)

6.6.

Повернуть колесо рукой на 90° (рис. 8)

-

-

Если колесо начинает вращаться и при этом корректирующие массы опускаются вниз, то они слишком тяжелы, а если поднимаются вверх, то слишком легки. Дисбаланс колеса устраняется путем подбора корректирующих масс соответствующей величины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

ren_4da6d0ebbf4358.jpgren_4da6d0f65af499.jpg


 

Скачано с www.znanio.ru