Государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«КРАЕВОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ЦМК технического профиля
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации и проведению практических занятий
по учебной дисциплине
ОП.06 « Правила безопасности дорожного движения»
для обучающихся по специальностям и профессиям технического профиля
2016
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению практических занятий по учебной дисциплине Правила безопасности дорожного движения – ГАПОУ «Краевой политехнический колледж, г. Чернушка, Пермский край, 2016. – 36с.
Рассмотрено и рекомендовано к использованию на заседании ЦМК технического профиля Протокол № 2 от 20.10.2016
Составители:
Ландышева Н.А., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ «Краевой политехнический колледж», председатель ЦМК технического профиля
Методические рекомендации разработаны с целью систематизировать знания и умения обучающихся по учебной дисциплине Правила безопасности дорожного движения.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с содержанием ФГОС по учебной дисциплине и «Методическими рекомендациями по организации и планированию лабораторных работ и практических занятий в колледже».
Практические занятия относятся к основным видам учебных занятий. Они составляют важную часть теоретической и профессионально-практической подготовки обучающихся.
Методические рекомендации предназначены для студентов ГАПОУ «Краевой политехнический колледж» обучающихся по профессиям и специальностям технического профиля.
ГАПОУ «Краевой политехнический колледж» г. Чернушка, Пермский край
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: Работа с карточками «Дорожные знаки»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: Чтение схем дорожной разметки
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: Решение ситуационных задач (модули ФЦИОР)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: Моделирование ситуации на магнитной доске ПДД
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: Решение ситуационных видео-задач «Нарушение правил обгона»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: Моделирование ситуации на магнитной доске ПДД
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: Решение ситуационных задач (модули ФЦИОР)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: Решение ситуационных задач (модули ФЦИОР)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: Решение ситуационных задач (модули ФЦИОР)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: Решение ситуационных видео-задач «Пешеходный переход»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: Работа с карточками: управление автомобилем в сложных условиях движения
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: Проведение диагностики психодинамических свойств личности (Б.Н. Смирнов)
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: Проведение тренингов по саморегуляции и профилактике конфликтов
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: Помощь при кровотечении.
Данные методические рекомендации разработаны для студентов ГАПОУ «Краевой политехнический колледж» обучающихся по специальностям и профессиям технического профиля:
23.02.03 ТО и ремонт автомобильного транспорта
35.02.07 Механизация сельского хозяйства
23.01.02 Автомеханик
Объем учебной нагрузки составляет 60 часов.
В программу обучения специальностей и профессий технического профиля заложено обучение вождению транспортных средств в соответствии с ФГОС. Данный процесс невозможен без изучения Законодательных основ и правил безопасности дорожного движения.
Одними из видов учебных занятий являются практические, которые позволят вам, уважаемые студенты приблизится к реальной ситуации происходящей с участниками дорожного движения.
Методические рекомендации разработаны с учетом следующих принципов:
— доступность заданий, их разъяснение и конкретизация с учетом особенностей вашей познавательной деятельности;
— личностно-ориентированная направленность — актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых ситуаций с точки зрения реальных потребностей участников дорожного движения;
— линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволит вам последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся знания и умения, постепенно углубляя и усложняя их;
— деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.
С учетом этих принципов в практические занятия содержать следующие виды заданий.
Таблица 1 – Тематический план проведения практических занятий
Тема из рабочей программы |
Вид практического занятия |
Кол-во часов |
Тема 1.2. Дорожные знаки, дорожная разметка |
Работа с карточками «Дорожные знаки» |
2 |
Чтение схем дорожной разметки |
2 |
|
1. Решение ситуационных задач (модули ФЦИОР) Знаки особых предписанийК 2. Знаки особых предписанийП 3. Знаки сервиса и дополнительной информацииК Информационные знакиК 4. Предписывающие дорожные знаки и знаки приоритетаП Предписывающие знаки и правила их примененияП Предписывающие знаки. Предупредительные сигналы, маневрирование. Обгон на перекрёстках. К 5. Применение знаков сервиса и дополнительной информации П 6. Применение предупреждающих и запрещающих дорожных знаков Запрещающие знакиК |
12 |
|
Тема 1.3. Порядок движения, остановка и стоянка транспортных средств |
Решение ситуационных видео-задач |
2 |
Моделирование ситуации на учебном стенде |
2 |
|
Тема 1.4. Регулирование дорожного движения |
Решение ситуационных задач (модули ФЦИОР) Регулирование дорожного движения. Предупредительные сигналы П, Сигналы светофора и регулировщика, Сигналы светофора. Преимущественное право транспортных средств оперативных и специальных служб. Предупредительные сигналы. К, Сигналы светофора. Расположение на проезжей части. Предупредительные сигналы, маневрирование. К |
6 |
Тема 1.5. Проезд перекрестков |
Решение ситуационных задач (модули ФЦИОР) Проезд перекрёстков. Предписывающие знаки и знаки особых предписаний К, Проезд перекрёстков. Предупредительные сигналы, маневрирование. Сигналы светофора К. |
4 |
Решение ситуационных видео-задач |
2 |
|
Моделирование ситуации на учебном стенде |
2 |
|
Тема 1.6 Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов |
Решение ситуационных задач (модули ФЦИОР) Движение вблизи пешеходного перехода П |
2 |
Решение ситуационных видео-задач «Пешеходный переход» |
2 |
|
Моделирование ситуации на учебном стенде |
2 |
|
Тема 1.7. Особые условия движения |
Работа с модулями ФЦИОР: Проезд перекрестков |
2 |
Решение ситуационных видео-задач |
2 |
|
Тема 1.9. Техническое состояние и оборудование транспортных средств |
Решение модулей ФЦИОРКонтроль технического состояния АМТС в РФ |
2 |
Тема 2.4. Управление транспортным средством в сложных дорожных условиях |
Работа с карточками: Управление автомобилем в сложных условиях движения |
2 |
Тема 3.3. Психологические основы деятельности водителя |
Проведение диагностики психодинамических свойств личности (Б.Н. Смирнов) |
1 |
Проведение тренингов по саморегуляции и профилактике конфликтов |
5 |
|
Тема 4.4. Оказание доврачебной помощи пострадавшему |
Помощь при кровотечении |
1 |
Помощь при переломах и вывихах |
1 |
|
Помощь при ранениях, ожогах, обморожениях |
4 |
|
Итого |
60 |
Данные вид практических занятий направлен на формирование практических умений:
-пользоваться дорожными знаками и разметкой;
-ориентироваться по сигналам регулировщика;
-определять очередность проезда различных транспортных средств;
-оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
-управлять своим эмоциональным состоянием при движении транспортного средства;
-уверенно действовать в нештатных ситуациях;
-обеспечивать безопасное размещение и перевозку грузов;
-предвидеть возникновение опасностей при движении транспортных средств;
-организовывать работу водителя с соблюдением правил безопасности дорожного движения.
На основе полученных знаний:
-причины дорожно-транспортных происшествий;
-зависимость дистанции от различных факторов;
-дополнительные требования к движению различных транспортных средств и движению в колонне;
-особенности перевозки людей и грузов;
-влияние алкоголя и наркотиков на трудоспособность водителя и безопасность движения;
-основы законодательства в сфере дорожного движения.
Раздел 1. Основы законодательства в сфере дорожного движения
Тема 1.2. Дорожные знаки, дорожная разметка
Цель: формирование первоначальных умений пользоваться дорожными знаками при управлении транспортным средством
Теоретические основы:
Нормальное движение по современным дорогам без соответствующих дорожных знаков просто невозможно. Это все равно, что читать книгу, в которой нет ни одного знака препинания. Многие дорожные знаки интуитивно понятны, некоторые надо просто знать. Одни встречаются довольно часто, другие можно вообще не увидеть ни разу в своей жизни, но знать их надо все, дабы не попасть в неприятную ситуацию или ДТП.
Все дорожные знаки делятся на несколько категорий:
предупреждающие знаки;
знаки приоритета;
запрещающие знаки;
предписывающие знаки;
знаки особых предписаний;
информационные знаки;
знаки сервиса;
дополнительные знаки.
В зависимости от категории дорожные знаки бывают различной формы: круглые, треугольные, прямоугольные, ромбовидной формы, многоугольные. Особо важные знаки имеют уникальную форму, отличающую их от других знаков. Это сделано с той целью, что в том случае, когда изображение на дорожном знаке не видно по каким-то причинам (знак залеплен снегом, грязью), водитель мог лишь по форме знака определить его назначение. Прежде всего, это касается знака "Движение без остановки запрещено", который имеет восьмиугольника, и знака "Уступить дорогу" - перевернутый треугольник.
Оборудование, материалы, образцы: карточки задания, опорный материал «Дорожные знаки»
Порядок выполнения работы:
1. Внимательно познакомьтесь с содержанием практической работы
2. Ответьте письменно на вопрос карточки-задания, используя опорный материал «Дорожные знаки», проработав восемь карточек
Оформление результата работы:
Письменный ответ на бланке карточки-задания
Система оценивания:
Оценка «5» 91…100%
«4» 85…90%
«3» 75…84%
«2» менее 74%
Контроль:
Пройти тренировочный онлайн экзамен по каждому виду дорожных знаков. Режим доступа [http://vaz-2101-07.ru/pdd/znaki-1-preduprezhdayuwie.html]
Раздел 1. Основы законодательства в сфере дорожного движения
Тема 1.2. Дорожные знаки, дорожная разметка
Цель: формирование умений пользоваться дорожной разметкой при управлении транспортным средством
Теоретические основы:
Ниже излагаются основные понятия и термины, которые используются в ПДД (раздел 1. Общие положения), сгрупированные по тематическому признаку. Обращаем ваше внимание, что объяснения понятий и терминов дается не языком оригинала, а более просто и понятно.
Дорога. Полоса земли (система сооружений), обустроенная и используемая для движения транспортных средств. Дорога (красная стрелка на рисунке) может состоять из следующих элементов:
проезжая часть (зеленая стрелка), состоящая из полос движения (синяя стрелка);
трамвайные пути;
обочины (оранжевая стрелка);
тротуары;
разделительные полосы (черная стрелка).
Пример:
Проезжая часть. Элемент дороги, по которому осуществляется движение безрельсовых транспортных средств. Дорога может состоять из одной или нескольких проезжих частей, которые отделяются друг от друга разделительными полосами.
Пример дороги из двух проезжих частей:
Пример дороги из одной проезжей части:
Надо понимать
следующий важный момент. Если дорога имеет разделительную полосу (определение
смотри ниже), то она состоит из нескольких проезжих частей. Если же встречные
потоки разделены сплошной двойной линией (разметка 1.3) , то дорога состоит из одной проезжей части.
Пример дороги из двух проезжих частей:
Пример дороги из одной проезжей части:
Разделительная
полоса. Элемент дороги, выделяемый либо конструктивно и/или при помощи разметки
1.2.1 , которой обозначается край проезжей части.
Разделительная полоса разделяет смежные проезжие части и не предназначена для
движения и остановки транспортных средств. При этом на разделительной полосе
иногда прокладывают рельсы для движения трамваев. Опять же, надо обратить
внимание на следующий важный момент. Если трамвайные линии расположены на
разделительной полосе (конструктивно выделенном участке дороги), то, конечно
же, двигаться по ним безрельсовым ТС запрещено. Но, если трамвайные линии
проложены посредине дороги на одном уровне с проезжей частью, то движение ТС по
ним может допускаться.
Пример разделительных полос:
У новичков может возникнуть законный вопрос - как отличить разделительную полосу, обозначенную разметкой 1.2.1 от сплошной двойной линии разметки 1.3. Ведь и в том, и в другом случае на дороге изображены две сплошные линии, расположенные рядом друг с другом. Все очень просто. Во-первых линии разметки 1.2.1 толще, чем у разметки 1.3. Во-вторых линии разметки 1.3 располагаются рядом друг с другом, в то время, как линии разметки 1.2.1 расположены на некотором расстоянии друг от друга (сравните рисунки выше).
Полоса движения. Любая из продольных полос проезжей части, обозначенная (не обозначенная) соответствующей разметкой. Если полоса движения не обозначена разметкой, то ее ширина принимается достаточной для движения автомобилей в один ряд. По этой причине по одной полосе движения могут двигаться мотоциклы в несколько рядов, и это не будет считаться нарушением ПДД, если мотоциклисты будут соблюдать безопасный интервал между собой и другими участниками дорожного движения.
Пример дороги с двумя полосами движения:
Пример дороги с четырьмя полосами движения:
Тротуар. Элемент дороги, который предназначен для движения пешеходов и примыкает к проезжей части, велосипедной дорожке, либо отделен от них газоном. Обычно тротуары приподнимают над проезжей частью и отделяют от них бордюрным камнем.
Обочина.
Элемент дороги, который примыкает непосредственно к проезжей части на одном
уровне с ней. При этом обочина от проезжей части отличается типом покрытия,
либо выделяется при помощи разметки 1.2.1 или 1.2.2
.
Обочина используется для движения пешеходов, остановки и стоянки ТС. Обочина не может использоваться для постоянного движения ТС.
Пешеходный
переход. Участок проезжей части, трамвайных путей, который обозначается знаками
5.19.1, 5.19.2 и/или
горизонтальной разметкой 1.14.1, 1.14.2
. Пешеходный переход предназначен для
движения пешеходов через дорогу. При отсутствии дорожной разметки ширина
пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.
Пример пешеходного перехода:
Обратите внимание, что знак 5.19.1 устанавливается справа от дороги, а 5.19.2 - слева. Если дорога имеет разделительную полосу, то знак 5.19.2 устанавливают слева от каждой из проезжих частей на разделительной полосе. На регулируемых перекрестках знаков 5.19.1 и 5.19.2 может не быть - пешеходам следует руководствоваться только дорожной разметкой. Если перекресток не оборудован ни знаками, ни разметкой, пешеходы имеют право пересекать проезжую часть на перекрестках по линиям тротуаров или обочин.
Прилегающая территория. Территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения ТС. К прилегающей территории относятся дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и проч. Прилегающая территория автоматически всегда считается второстепенной дорогой. Поэтому, выезжая с прилегающей территории, водитель должен уступать дорогу всем участникам дорожного движения, находящихся на дороге, даже, если при этом не установлено никаких знаков. При этом, выезд с прилегающей территории не считается перекрестком.
Железнодорожный переезд. Пересечение дороги с ж.д. путями на одном уровне. Ж.д. переезд является участком дороги, который предназначен для проезда ТС через рельсовое полотно ж.д. дороги.
Автомагистраль.
Дорога,обозначенная знаком 5.1 , на которой имеются проезжие части для движения в каждом
направлении, отделенные друг от друга разделительной полосой или дорожным
ограждением. На автомагистрали нет пересечений на одном уровне с другими
дорогами, ж.д. или трамвайными путями, велосипедными дорожками.
Населенный пункт. Застроенная территория, въезды и выезды на которую обозначены знаками 5.23.1-5.26.
Препятствие. Неподвижный объект, находящийся на полосе движения, который не позволяет продолжать беспрепятственное движение по полосе. К препятствию можно отнести неисправное или поврежденное ТС, дефект проезжей части, посторонние предметы и проч.). Препятствиями не являются затор или ТС, которое остановилось на полосе движения в соответствии с ПДД.
Парковка. Специально обозначенное (обустроенное и оборудованное при необходимости) место, являющееся частью дороги или примыкающее к проезжей части (тротуару), обочине, эстакаде, мосту, либо являющееся частью подэстакадных (подмостовых) пространств, площадей или иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений, сооружений, предназначенное для стоянки ТС.
Оборудование, материалы, образцы: карточки-схемы дорожной разметки
Порядок выполнения работы:
1. Внимательно познакомьтесь с содержанием практической работы
2. Проанализировав содержание карточки-схемы, используя опорный материал «Дорога», выполнить задание
Оформление результата работы:
Письменный ответ на бланке карточки-схемы
Система оценивания:
Оценка «5» 91…100%
«4» 85…90%
«3» 75…84%
«2» менее 74%
Контроль:
Пройти тренировочный онлайн экзамен по теме «Дорога». Режим доступа [http://vaz-2101-07.ru/pdd/znaki-1-preduprezhdayuwie.html]
Раздел 1. Основы законодательства в сфере дорожного движения
Тема 1.2. Дорожные знаки, дорожная разметка
Цель: закрепление умений пользоваться дорожными знаками и разметкой дороги при управлении транспортным средством
Теоретические основы:
См. теоретический материал модули ФЦИОР «Дорожные знаки и дорожная разметка» И, «Дорожные знаки информации и сервиса» И, «Дорожные знаки предупреждающие знаки, запрещающие знаки, знаки приоритета» И, «Дорожные знаки приоритета и предписаний» И, «Перекрестки»
Оборудование, материалы, образцы: ПК, электронный носитель с модулями ФЦИОР «Дорожные знаки»
Порядок выполнения работы:
1. Выполнить задание модулей ФЦИОР: Знаки особых предписаний П, Запрещающие знаки К, Знаки особых предписаний К, Знаки сервиса и дополнительной информации К, Информационные знаки К
При необходимости используйте материал информационных модулей по теме
Оформление результата работы:
Журнал модулей ФЦИОР
Система оценивания:
Оценка «5» 91…100%
«4» 85…90%
«3» 75…84%
«2» менее 74%
Контроль:
Пройти тренировочный онлайн экзамен по каждому виду дорожных знаков. Режим доступа [http://vaz-2101-07.ru/pdd/znaki-1-preduprezhdayuwie.html]
Раздел 1. Основы законодательства в сфере дорожного движения
Тема 1.2. Дорожные знаки, дорожная разметка
Цель: совершенствование умений пользоваться дорожными знаками и разметкой дороги при управлении транспортным средством
Теоретические основы:
См. теоретический материал модули ФЦИОР «Дорожные знаки и дорожная разметка» И, «Дорожные знаки информации и сервиса» И, «Дорожные знаки предупреждающие знаки, запрещающие знаки, знаки приоритета» И, «Дорожные знаки приоритета и предписаний» И
Оборудование, материалы, образцы: ПК, электронный носитель с модулями ФЦИОР «Дорожные знаки», магнитная демонстрационная доска, карточки задания
Порядок выполнения работы:
1. Внимательно изучить содержание карточки-модели
2. Смоделировать дорожную ситуацию на магнитной доске
3. Дать правильный ответ к задаче
При необходимости используйте материал информационных модулей по теме
Оформление результата работы:
Публичная защита
Критерии оценки решения задач:
«5» 95-100% |
«4» 85-94% |
«3»75-84% |
«2» 60-74% |
«1» менее 60% |
Точные ответы к задачам |
Не точные ответы к задачам |
Не точные ответы к задачам |
Не точные ответы к задачам |
Задачи не решены |
Контроль:
Пройти тренировочный онлайн экзамен по каждому виду дорожных знаков. Режим доступа [http://vaz-2101-07.ru/pdd/znaki-1-preduprezhdayuwie.html]
Раздел 1. Основы законодательства в сфере дорожного движения
Тема 1.3. Порядок движения, остановка и стоянка транспортных средств
Цель: формирование первоначальных умений соблюдения порядка движения, остановок и стоянок при управлении транспортных средств
Теоретические основы:
Указания ПДД, которые касаются начала движения и маневрирования, распространяются на все дороги и прилегающие к ним территории. Это означает, что их обязаны выполнять водители даже находясь во дворе возле дома или на автостоянке.
Каждый маневр, производимый водителем, должен предваряться подачей сигнала световыми указателями поворотоа соответствующего направления, а при их отсутствии - рукой. Говоря проще, перед тем, как начать движение, совершить поворот, разворот, перестроение в другой ряд водитель обязан включать световой указатель поворота. Торможение обозначается задними стоп-сигналами при нажатии на педаль тормоза. В случае, если по каким-либо причинам световые сигналы поворотов или стоп-сигнал не работают, водитель о своих намерениях совершить тот или иной маневр должен сообщаить другим участникам дорожного движения рукой.
Главное правило, которым должен руководствоваться каждый водитель перед совершением маневра - изменение скорости (направления) движения транспортного средства, совершающего маневр, не должно создавать опасность(помехи) для движения другим участникам дорожного движения.
Очень важно понимать, что преимущество главной дороги на перекрестке не отменяет необходимость подачи того или иного сигнала при выполнении маневра. Т.е., если на перекрестке водитель движется по главной дороге, которая меняет свое направление, он обязан перед поворотом включать соответствующий световой указатель.
Более подробно материал описан в опорных листах: Сигналы водителя, подаваемые рукой. Перестроение. Поворот. Движение задним ходом
Оборудование, материалы, образцы: ПК, электронный носитель с видео-задачам, опорный материал
Порядок выполнения работы:
1. Внимательно изучить содержание видео-задачи
2. Решить видео-задачу, найдя ответ в конспектах лекций и опорном материале
3. Дать правильный ответ к задаче
Оформление результата работы:
Рабочая тетрадь и публичная защита
Критерии оценки решения задач:
«5» 95-100% |
«4» 85-94% |
«3»75-84% |
«2» 60-74% |
«1» менее 60% |
Точные ответы к задачам |
Не точные ответы к задачам |
Не точные ответы к задачам |
Не точные ответы к задачам |
Задачи не решены |
Контроль:
Пройти тренировочный онлайн экзамен по каждому виду дорожных знаков. Режим доступа [http://vaz-2101-07.ru/pdd/znaki-1-preduprezhdayuwie.html]
Раздел 1. Основы законодательства в сфере дорожного движения
Тема 1.3. Порядок движения, остановка и стоянка транспортных средств
Цель: совершенствование умений соблюдения порядка движения, остановок и стоянок при управлении транспортных средств
Теоретические основы:
См. теоретический материал конспекты лекций и опорный материл по теме
Оборудование, материалы, образцы: ПК, карточки-задания, магнитная демонстрационная доска, конспекты лекции, опорный материал по теме
Порядок выполнения работы:
1. Внимательно изучить содержание карточки-модели
2. Смоделировать дорожную ситуацию на магнитной доске
3. Дать правильный ответ к задаче
При необходимости используйте материал конспектов лекций или опорный материал по теме
Оформление результата работы:
Публичная защита
Критерии оценки решения задач:
«5» 95-100% |
«4» 85-94% |
«3»75-84% |
«2» 60-74% |
«1» менее 60% |
Точные ответы к задачам |
Не точные ответы к задачам |
Не точные ответы к задачам |
Не точные ответы к задачам |
Задачи не решены |
Контроль:
Пройти тренировочный онлайн экзамен по каждому виду дорожных знаков. Режим доступа [http://vaz-2101-07.ru/pdd/znaki-1-preduprezhdayuwie.html]
Раздел 1. Основы законодательства в сфере дорожного движения
Тема 1.4. Регулирование дорожного движения
Цель: закрепление умений пользоваться дорожными знаками и разметкой дороги при управлении транспортным средством
Теоретические основы:
См. теоретический материал модули ФЦИОР «Дорожные знаки и дорожная разметка» И, «Дорожные знаки информации и сервиса» И, «Дорожные знаки предупреждающие знаки, запрещающие знаки, знаки приоритета» И, «Дорожные знаки приоритета и предписаний» И, «Перекрестки»
Оборудование, материалы, образцы: ПК, электронный носитель с модулями ФЦИОР «Дорожные знаки»
Порядок выполнения работы:
1. Выполнить задание модулей ФЦИОР: Регулирование дорожного движения. Предупредительные сигналы П, Сигналы светофора и регулировщика, Сигналы светофора. Преимущественное право транспортных средств оперативных и специальных служб. Предупредительные сигналы. К, Сигналы светофора. Расположение на проезжей части. Предупредительные сигналы, маневрирование. К
2. Представить результат работы
При необходимости используйте материал информационных модулей по теме
Оформление результата работы:
Журнал модулей ФЦИОР
Система оценивания:
Оценка «5» 91…100%
«4» 85…90%
«3» 75…84%
«2» менее 74%
Контроль:
Пройти тренировочный онлайн экзамен по каждому виду дорожных знаков. Режим доступа [http://vaz-2101-07.ru/pdd/znaki-1-preduprezhdayuwie.html]
Раздел 1. Основы законодательства в сфере дорожного движения
Тема 1.5. Проезд перекрестков
Цель: закрепление умений пользоваться дорожными знаками и разметкой дороги при управлении транспортным средством
Теоретические основы:
См. теоретический материал модули ФЦИОР Проезд перекрёстков. Предписывающие знаки и знаки особых предписаний, Проезд перекрёстков. Предупредительные сигналы, маневрирование. Сигналы светофора.
Оборудование, материалы, образцы: ПК, электронный носитель с модулями ФЦИОР «Перекрестки»
Порядок выполнения работы:
1. Выполнить задание модулей ФЦИОР: Проезд перекрёстков. Предписывающие знаки и знаки особых предписаний. Проезд перекрёстков К, Предупредительные сигналы, маневрирование. Сигналы светофора К, Направления движения по полосам. Информационные знаки и знаки особых предписаний К.
2. Представить результат работы
При необходимости используйте материал информационных модулей по теме
Оформление результата работы:
Журнал модулей ФЦИОР
Система оценивания:
Оценка «5» 91…100%
«4» 85…90%
«3» 75…84%
«2» менее 74%
Контроль:
Пройти тренировочный онлайн экзамен по каждому виду дорожных знаков. Режим доступа [http://vaz-2101-07.ru/pdd/znaki-1-preduprezhdayuwie.html]
Раздел 1. Основы законодательства в сфере дорожного движения
Тема 1.6 Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов
Цель: систематизация умений пользоваться дорожными знаками и разметкой дороги при управлении транспортным средством
Теоретические основы:
См. теоретический материал модули ФЦИОР Проезд перекрёстков. Предписывающие знаки и знаки особых предписаний, Проезд перекрёстков. Предупредительные сигналы, маневрирование. Сигналы светофора. Пешеходные переходы
Оборудование, материалы, образцы: ПК, электронный носитель с модулями ФЦИОР «Пешеходные переходы»
Порядок выполнения работы:
1. Выполнить задание модулей ФЦИОР: Движение вблизи пешеходного перехода П
2. Представить результат работы
При необходимости используйте материал информационных модулей по теме
Оформление результата работы:
Журнал модулей ФЦИОР
Система оценивания:
Оценка «5» 91…100%
«4» 85…90%
«3» 75…84%
«2» менее 74%
Контроль:
Пройти тренировочный онлайн экзамен по каждому виду дорожных знаков. Режим доступа [http://vaz-2101-07.ru/pdd/znaki-1-preduprezhdayuwie.html]
Раздел 1. Основы законодательства в сфере дорожного движения
Тема 1.6 Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов
Цель: формирование первоначальных умений соблюдения порядка движения, остановок и стоянок при управлении транспортных средств
Теоретические основы:
Пешеходные переходы, как и перекрестки, бывают регулируемые и нерегулируемые, что определяется наличием на них работающих светофоров или регулировщика, которые управляют движением.
Если пешеходный переход является регулируемым, пешеходы обязаны переходить проезжую часть только на разрешающий сигнал светофора (регулировщика). При включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления. Начинать движение можно только убедившись в отсутствии пешеходов на переходе.
Пример:
В случае нерегулируемого пешеходного перехода, пешеход всегда имеет преимущество. Водитель ТС, приближаясь к нерегулируемому пешеходному переходу должен снизить скорость, и уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступивших на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.
Пример:
В случае, если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось (замедлило движение) ТС, водители других ТС, движущихся по соседним полосам, также обязаны остановиться или снизить скорость, и возобновлять движение, убедившись, что перед указанным ТС нет пешеходов. Приближаясь к пешеходному переходу, водитель ТС должен всегда учитывать, что из-за ТС, закрывающего обзор, в любой момент могут появиться пешеходы.
Пример:
На пешеходный переход запрещен въезд, если на перекрестке образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переходе. В такой ситуации прекращение движения не считается остановкой.
В любых случаях водитель обязан уступать дорогу слепым пешеходам, подающих сигнал тростью, даже если это происходит вне пешеходного перехода.
Также водитель должен уступить дорогу пешеходам, которые идут к стоящему в месте остановки маршрутному ТС или от него (со стороны дверей), если посадка/высадка пассажиров производится с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней. В том случае, если пешеходов нет, водитель может продолжать движение (с наименьшей скоростью и очень осторожно), не останавливаясь возле маршрутного ТС.
Пример:
Приближаясь к остановившемуся ТС со включенной сигнализацией, которое имеет опознавательный знак "Перевозка детей", водитель должен снизить скорость, и при необходимости остановиться и пропустить детей.
Пример:
Оборудование, материалы, образцы: ПК, электронный носитель с видео-задачам, опорный материал
Порядок выполнения работы:
1. Внимательно изучить содержание видео-задачи
2. Решить видео-задачу, найдя ответ в конспектах лекций и опорном материале
3. Дать правильный ответ к задаче
Оформление результата работы:
Рабочая тетрадь и публичная защита
Критерии оценки решения задач:
«5» 95-100% |
«4» 85-94% |
«3»75-84% |
«2» 60-74% |
«1» менее 60% |
Точные ответы к задачам |
Не точные ответы к задачам |
Не точные ответы к задачам |
Не точные ответы к задачам |
Задачи не решены |
Контроль:
Пройти тренировочный онлайн экзамен по каждому виду дорожных знаков. Режим доступа [http://vaz-2101-07.ru/pdd/znaki-1-preduprezhdayuwie.html]
Раздел 2. Основы безопасного управления транспортным средством
Тема 2.4. Управление транспортным средством в сложных дорожных условиях
Цель: формирование первоначальных умений выхода из опасной ситуации или происшествия при управлении транспортным средством
Теоретические основы:
Типичные опасные ситуации и ошибки водителей
За рулем лучше не совершать ошибок — это известно всем. Однако идеально управлять автомобилем способны очень немногие. По данным исследований, водитель за 15 мин движения в городе совершает в среднем от 5 до 10 ошибок. Конечно, их опасность различна, но каждая из этих погрешностей в определенной степени повышает вероятность совершения дорожно-транспортного происшествия, а также общую напряженность труда водителя.
Большинство из совершаемых водителем ошибок остается им незамеченными, так как они благодаря компенсирующим действиям других водителей или удачному стечению обстоятельств не сразу выливаются в опасные ситуации или происшествия. В результате большого числа повторений ошибки закрепляются в устойчивый стиль поведения водителя и, в конечном счете, становятся причиной ДТП. Поэтому знать свои промахи в вождении, понимать их причины и предупредить их очень важно для каждого водителя.
Ошибки водителей довольно многочисленны и разнообразны. Мы остановимся на самых распространенных. Для этого проанализируем типичные ситуации, в которых эти ошибки стали главной причиной ДТП.
Более подробно опасные ситуации: Ошибки наблюдения, Ошибки общения, Выбор скорости, Торможение, Выбор дистанции, Выбор траектории движения, описаны в ЭП «Правила безопасной езды», режим доступа [http://www.o-pdd.ru/53.html]
Оборудование, материалы, образцы: ПК, бланк с задачами, опорный материал «Типичные опасные ситуации и ошибки водителей»
Порядок выполнения работы:
1. Внимательно познакомьтесь с содержанием задачи
2. Ответьте письменно на вопрос карточки-задания, используя опорный материал «Типичные опасные ситуации и ошибки водителей»
Оформление результата работы:
Письменный ответ на бланке карточки-задания
Система оценивания:
Оценка «5» 91…100%
«4» 85…90%
«3» 75…84%
«2» менее 74%
Контроль:
Пройти тренировочный онлайн экзамен по каждому виду дорожных знаков. Режим доступа [http://vaz-2101-07.ru/pdd/znaki-1-preduprezhdayuwie.html]
Раздел 3. Безопасность дорожного движения
Тема 3.3. Психологические основы деятельности водителя
Цель: формирование первоначальных умений управления своим эмоциональным состоянием при движении транспортного средства
Теоретические основы:
Познать самого себя
В поведении человека при управлении автомобилем и в обычной его жизни много общего. Это показывают и результаты исследований, и просто житейские наблюдения. Действительно, человек управляет автомобилем согласно выработанной у него системе мировоззрения, включающей и особенности характера человека, и отношение к другим людям, себе, автомобилю, и еще многое другое. Существенное влияние оказывает на стиль вождения и состояние, в котором в данный момент находится водитель.
Бельгийские исследователи предложили три шкалы оценки личностных качеств водителя. Первая шкала имеет два противоположных полюса: «реализм» и «эгоцентризм». Характер поведения эгоцентричного водителя во многом зависит от того, какие намерения и суждения приписывает он другим участникам движения. Обычно он считает, что другие угрожают ему, и поэтому сам ведет себя агрессивно, стараясь таким образом запугать окружающих. Эгоцентричный водитель любит, чтобы его замечали и восхищались им. Водитель-реалист при выборе своих действий обычно руководствуется требованиями сложившейся обстановки и при этом не стремится кого-то запугать или унизить. Он любит не только водить автомобиль, но и «копаться» в нем. Безусловно, водитель-реалист значительно безопаснее, чем эгоцентрик.
По второй шкале оценивается степень независимости водителя. Те, кто имеет высокую оценку по этой шкале, обычно более всего ценят свободу, которую дает им автомобиль. Они не чувствуют потребности точно соблюдать правила, в особенности скоростные режимы, при выборе решения больше ориентируются на свои собственные оценки, чем на внешние требования. Водители, обладающие меньшей степенью независимости, придают значительно большее значение правилам, даже если не понимают их содержания. Они стремятся к безопасности через повиновение. Авторы считают, что независимый водитель, невосприимчивый к правилам, опасен, но, с другой стороны, он быстрее и лучше приобретает опыт вождения, чем зависимый.
По третьей шкале оценивается уровень напряжения при управлении автомобилем. Высокая степень напряжения характеризует водителей, уделяющих повышенное внимание тому, что происходит вокруг них, легко раздражающихся и быстро утомляющихся. Оптимальная степень напряжения соответствует спокойному водителю. Он расслаблен, менее чувствителен к опасности, полностью осознает свои возможности, но при этом не становится равнодушным и беспечным.
По мнению разработчиков шкалы оценок, опасность вождения резко повышается, если водитель агрессивен, не способен сочетать умение подчиняться правилам с реальной оценкой окружающей обстановки, если уровень его внимательности слишком высок или, наоборот, очень низок.
Исследования показывают, что агрессивные, нетерпеливые, импульсивные, сердитые и безответственные водители чаще попадают в ДТП, чем другие с таким же стажем водителя. Было выделено пять опасных психологических качеств человека, повышающих вероятность попадания в происшествие: 1 — негативизм, 2 — импульсивность, 3 — неуязвимость, 4 — склонность к риску, 5 — внешняя зависимость.
Негативист отвергает любую попытку управления им со стороны других и склонен игнорировать любые правила.
Импульсивный человек действует под влиянием сиюминутного желания, не думая о последствиях.
Неуязвимый человек считает, что ничего плохого именно с ним произойти не может, а происходит только с другими.
Для склонного к риску человека характерно постоянное стремление к самоутверждению в опасных ситуациях.
Зависимый человек считает, что его действия не могут изменить ход событий.
Согласно одной из психологических теорий, в каждом человеке есть три начала: ребенок, родитель и взрослый, и поведение человека, управляющего автомобилем, во многом зависит от того, какое из этих начал играет в данный момент ведущую роль. Если в водителе проснулся ребенок, то его действия становятся импульсивными, а сам он повышенно чувствителен к своей персоне и легко поддается плохому настроению. Например, боясь застрять под красным сигналом светофора, резко нажимает педаль «газа», проезжая на желтый, а нередко и на красный свет. Любой обгон рассматривает как личное оскорбление. В зависимости от настроения может быть очень вежлив и приветлив либо груб и зол на весь мир. Его легко рассердить, после чего он начинает вымещать свое раздражение на других участниках движения. Правила такой водитель соблюдает только из страха наказания или в благодушном расположении духа, при этом считая, что за хорошее поведение на дороге он должен получить заслуженную благодарность. Этот тип водителя склонен обвинять в своих бедах всех, кроме себя.
Водитель-родитель чтит закон и превыше всего ставит ПДД. Правила для него — настольная книга: он знает их наизусть. Читает все комментарии к ним. Больше всего не любит нечеткости и неопределенности в Правилах, поэтому пытается дать свое объяснение тем пунктам, в которых они отсутствуют. Очень требователен к соблюдению ПДД всеми окружающими. Любой промах переживает тяжело, в дальнейшем старается его больше никогда не повторить.
Водитель-взрослый хладнокровен и целеустремлен. Делает только то, что идет на пользу дела, что позволяет достичь цели с наименьшими затратами. При выборе своих действий исходит главным образом из требований окружающей обстановки. ПДД рассматривает не как самоцель, а как средство. Если считает возможным, спокойно нарушает их. Хорошо разбирается в неписаных правилах поведения, не сердится на ошибки других. Больше всего не любит бестолковщину, которая не позволяет прогнозировать дальнейший ход событий. С инспектором обычно не спорит, принимая наказание как должное. Излишне самоуверен, недооценивает опасность и переоценивает свои возможности. Это обычно и является причиной происшествий.
На дороге наиболее опасно, если в водителе доминирует детское начало. Возможно, наиболее безопасна родительская доминанта. Однако слишком пунктуальное соблюдение ПДД без учета того, что отдельные пункты Правил несовершенны, а на дороге другие участники движения тоже могут совершать ошибки, нередко приводит к ДТП. Взрослый находится где-то между ребенком и родителем и лучше каждого из них приспособлен к сложностям и неожиданностям реального движения. Наверно, наилучшим можно считать гармонический союз всех трех начал, когда родитель, кооперируясь со взрослым, удерживает ребенка от ненужных шалостей.
Попробуем разделить водителей на группы согласно тому, какие скрытые желания руководят ими при управлении автомобилем.
Независимые. Удовольствие от вождения связано для них главным образом с ощущением собственной независимости и самостоятельности. Управляя автомобилем, они хотят отвлечься от будничного однообразия и неприятностей, всевозможных запретов и ограничений.
Отчаянные. Для них свойственно наслаждаться движением в опасных и сложных условиях. Их цель — пережить на дороге острые ощущения. Испытывая границы дозволенного, они сознательно «играют с огнем» — вырабатывают у себя адреналин.
Спокойные. Стремятся к вождению без помех и особых осложнений. Им нравится управлять автомобилем в уравновешенном, даже несколько расслабленном состоянии.
Испытатели. Хотят полностью использовать мощность своего автомобиля, получая наибольшее удовольствие, нагоняя и оставляя позади другие автомобили.
Знатоки. Наибольшую радость им доставляет преодоление сложных ситуаций, требующих большого умения. Очень любят сравнивать себя с другими водителями по степени компетентности и наличию способностей к управлению автомобилем и утверждаться в осознании своих преимуществ. Могут быть склонны к конкуренции и соперничеству.
Мастера. Для них главным является умение ездить хладнокровно, со свежей головой, знанием дела и соблюдением ПДД, при этом не позволяя другим вовлекать себя в конфликтные ситуации. С точки зрения безопасности движения, эта группа самая гармоничная.
К какой из этих категорий вы можете себя причислить? Возможно, вы предложите другие, наиболее точно характеризующие вашу натуру.
Более подробно опасные ситуации: Ошибки наблюдения, Ошибки общения, Выбор скорости, Торможение, Выбор дистанции, Выбор траектории движения, описаны в ЭП «Правила безопасной езды», режим доступа [http://www.o-pdd.ru/53.html]
Оборудование, материалы, образцы: опросник с описанием типа личности
Порядок выполнения работы:
1. Ответьте на вопросы, касающиеся вашего обычного способа поведения, представив типичные ситуации. Дайте первые естественный ответ, который придет вам в голову, ПРИЛОЖЕНИЕ А
2. Сделайте вывод о типе вашего характера по полученным результатам
Оформление результата работы:
Письменный ответ в рабочей тетради
Система оценивания:
Обсуждение
Опросник
1. Вы любите часто бывать в компании?
2. Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивы?
3. Часто ли у вас бывают подъемы и спады настроения?
4. Во время беседы вы очень быстро говорите?
5. Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей?
6. Бывает ли, что вы передаете слухи?
7. Считаете ли вы себя человеком очень веселым и жизнерадостным?
8. Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что неохотно меняете ее на что-нибудь другое?
9. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?
10. Вы пишете очень быстро?
11. Ищете ли вы сами себе работу, занятие, хотя можно было бы и отдохнуть?
12. Бывает ли так, что вы не выполняете своих обещаний?
13. У вас очень много хороших друзей?
14. Трудно ли вам оторваться от дела, которым вы поглощены, и переключиться на другое?
15. Часто ли вас терзает чувство вины?
16. Обычно вы ходите очень быстро, независимо от того, спешите или
нет?
17. В школе вы бились над трудными задачами до тех пор, пока не
решали их?
18. Бывает ли, что иногда вы соображаете хуже, чем обычно?
19. Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми?
20. Часто ли вы планируете, как будете себя вести при встрече, беседе и т.п.?
21. Вы вспыльчивы и легко ранимы намеками и шутками над вами?
22. Во время беседы обычно вы быстро жестикулируете?
23. Чаще всего вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим?
24. Бывают ли у вас такие мысли, что вы не хотели бы, чтобы о них знали другие?
25. Вы любите подшучивать над другими?
26. Склонны ли вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем их сообщить кому-либо?
27. Часто ли вам снятся кошмары?
28. Обычно вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал?
29. Вы настолько активны, что вам трудно даже несколько часов быть без дела?
30. Бывало ли, что, разозлившись, вы выходили из себя?
31. Вам нетрудно внести оживление в довольно скучную компанию?
32. Вы обычно довольно легко раздумываете, принимая какое-то даже не
очень важное решение?
33. Вам говорили, что вы принимаете все слишком близко к сердцу?
34. Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции?
35. Если у вас что-то долго не получается, то обычно вы все же пытаетесь сделать это?
36. Возникало ли у вас, хотя и кратковременно, чувство раздражения но отношению к вашим родителям?
37. Считаете ли вы себя открытым и общительным человеком?
38. Обычно вам трудно взяться за новое дело?
39. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
40. Обычно вам трудно что-то делать с медлительными и неторопливыми людьми?
41. В течение дня вы можете долго и продуктивно заниматься чем-либо, не чувствуя усталости?
42. У вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться?
43. Вас принимают иногда за человека беззаботного?
44. Считаете ли вы хорошим другом того, чья симпатия к вам надежна и проверена?
45. Вас можно быстро рассердить?
46. Во время дискуссии обычно вы быстро находите подходящий ответ?
47. Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо?
48. Бывает, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
Таблица А.1 - Обработка и интерпретация результатов. Ключ
|
Свойства темперамента |
Ответы «да» |
Балл |
Ответы «нет» |
Балл |
1. |
Экстраверсия |
1, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 4, |
3 |
2 |
1 |
|
|
43 |
2 |
|
|
2. |
Ригидность |
8, 26, 32 |
3 |
37 |
2 |
|
|
2, 14, 20, 38, 44 |
2 |
19, 46 |
1 |
3. |
Эмоциональная |
15, 21, 33, 39,45 |
3 |
|
|
|
возбудимость |
3, 9 |
2 |
||
|
|
27 |
1 |
||
4. |
Темп реакций |
4, 16, 28 |
3 |
|
|
|
|
10, 22, 34, 40, 46 |
2 |
||
|
|
17, 29, 37 |
1 |
||
5. |
Активность |
5, 11, 17, 23, 29, 35, 41, |
3 |
38 |
1 |
|
|
47 |
1 |
|
|
|
|
10 |
|
|
|
6 |
Искренность |
30, 36, 42, 48 |
3 |
|
|
|
|
6, 12 |
2 |
|
|
|
|
18, 24, 25 |
1 |
23 |
1 |
Примечание. Ригидность означает состояние, при котором наблюдается снижение приспособляемости, переключаемости психических процессов к меняющимся условиям среды.
Проверка результатов тестирования начинается с определения достоверности ответов испытуемого по показателю искренности. Для этой цели по данному показателю подсчитываются числа совпадающих ответов «да» на поставленные вопросы (подсчет производится построчно по показателю искренности в ключе к опроснику). Полученные числа умножаются на соответствующие коэффициенты (3, 2 или 1 балл). То же самое делают с ответом «нет» (в нашем случае, если ответ испытуемою на вопрос 23 совпадает с ответом «нет», то ему приписывается 1 балл). После этого подсчитывается общая сумма баллов за ответы «да» и «нет».
Если общая сумма составит значение 13-20 баллов, то это означает, что ответы вполне достоверны. При 8—12 баллах ответы считаются сомнительными, при 0—7 баллах — недостоверными.
Аналогично описанному выше производится подсчет общих сумм баллов по остальным показателям (свойствам темперамента).
Затем, руководствуясь таблицей 1, определяют степень выраженности каждого из психодинамических свойств.
Таблица Б.1 -Средние оценки и зоны выраженности свойств темперамента
Экстраверсия |
Ригидность |
Эмоциональная возбудимость |
Темп реакции |
Активность |
22 – 26 (очень высокая) |
16 — 20 (очень высокая) |
18 — 20 (очень высокая) |
20 — 22 (очень быстрый) |
24 — 26 (очень высокая) |
17-21 (высокая) |
12- 15 (высокая) |
14 — 17 (высокая) |
14 — 19 (быстрый) |
1Т-23 (высокая) |
21-16 (средняя) |
7-11 (средняя) |
8-13 (средняя) |
9-13 (средний) |
14- 20 (средняя) |
7-11 (высокая интроверсия) |
3-6 (высокая пластичность) |
4—7 (высокая эмоциональная уравновешенно сть) |
5—8 (медленный) |
9—13 (низкая) |
0 – 6 (очень высокая интроверсия) |
0-2 (очень высокая пластичность) |
0-3 (очень высокая эмоциональная уравновешенно сть) |
0 –4 (очень медленный) |
0-8 (очень низкая) |
Раздел 3. Безопасность дорожного движения
Тема 3.3. Психологические основы деятельности водителя
Цель: закрепление умений управления своим эмоциональным состоянием при движении транспортного средства
Теоретические основы:
Как избавиться от отрицательных эмоций
Центр подготовки по вопросам безопасности Нью-Йоркского университета провел тестирование нескольких тысяч водителей, в результате которого был сделан вывод о том, что усталость, эмоциональный стресс, спешка водителей являются главными или способствующими причинами почти в 50 процентах происшествий.
Физическое и эмоциональное перенапряжение, по мнению многих врачей — одна из самых больших опасностей современного общества. Накапливаясь, напряжение отрицательно влияет на мышление, эмоции и поведение человека в различных сферах его жизни, в том числе и при управлении автомобилем. В результате многократного повторения отрицательные, с точки зрения обеспечения безопасности, способы действий могут закрепиться и стать привычными, т. е. будут выполняться автоматически, без предварительной оценки или обдумывания.
Частые обгоны в опасных условиях, проезды на желтый сигнал светофора, повышение скорости при плохих погодных или дорожных условиях и т. п. — все эти нарушения становятся у некоторых людей привычными, способствующими постоянным происшествиям. Избавиться от таких привычек так же трудно, как, например, для заядлого курильщика бросить курить.
Основные этапы, которые необходимо пройти для формирования новых полезных привычек взамен старых опасных и непродуктивных:
необходимо проанализировать неприятное событие, четко уяснить себе суть требуемых изменений в своем мышлении, эмоциях и поведении;
найти новое объяснение поведению других участников конфликта. Стараться определить свои ошибки, а не обвинять других;
проиграть в образах свое правильное (желаемое) поведение в данной ситуации;
не расстраиваться, если сразу не добьетесь больших успехов. Упражняйтесь постоянно, и вы избавитесь от ненужной привычки;
когда новая привычка сменит старую, вы перестанете испытывать ощущения напряжения, дискомфорта в данной ситуации.
Более подробно опасные ситуации: Ошибки наблюдения, Ошибки общения, Выбор скорости, Торможение, Выбор дистанции, Выбор траектории движения, описаны в ЭП «Правила безопасной езды», режим доступа [http://www.o-pdd.ru/53.html]
Оборудование, материалы, образцы: ПК, бланк с задачами, опорный материал «Психологические основы деятельности водителя»
Порядок выполнения работы:
1. Внимательно познакомьтесь с содержанием упражнений ПРИЛОЖЕНИЕ А
2. Выполните поочередно упражнения
3. Опишите ощущения. Чем вам помогло данное упражнение?
Оформление результата работы:
Письменный ответ на бланке карточки-задания
Система оценивания:
Обсуждение
Контроль:
Пройти тренировочный онлайн экзамен по каждому виду дорожных знаков. Режим доступа [http://vaz-2101-07.ru/pdd/znaki-1-preduprezhdayuwie.html]
Упражнения для тренингов
Тренировка наблюдательности и памяти
Упражнение 1. Выберите в качестве объекта какой-нибудь находящийся рядом с вами объект. Постарайтесь в течение минуты выделить его различные особенности. Затем, закрыв глаза, образно представьте его в подробностях. Ставьте различные цели. Например, выделите особенности предмета, связанные с формой, цветом, характеризующие его практическую полезность и т. д.
Упражнение 2. Выделите несколько предметов и, переключая внимание, постарайтесь запомнить признаки, характеризующие каждый из них. Найдите связи этих признаков. Закройте глаза и воспроизведите эти объекты и их признаки.
Упражнение 3. Воспроизведите в образной форме различные дорожные ситуации, например, нерегулируемый перекресток, поворот дороги и т. д. Для каждого из них вспомните соответствующие им пункты Правил дорожного движения.
Упражнение 4. Попробуйте с одного взгляда запомнить несколько находящихся рядом предметов, а потом по памяти описать их расположение, форму, цвет и т. д.
Упражнение 5. Постарайтесь хорошо увидеть подброшенный и падающий предмет и затем по памяти описать его.
Упражнение 6. Осмотрите комнату, запомните, что в ней находится. Закройте глаза и воссоздайте увиденное в подробностях.
Тренировка глазомера
Упражнение 1. Вы идете по улице, навстречу вам движется пешеход. Загадайте, где вы с ним встретитесь. Проверьте свою оценку и скорректируйте неточность. То же при движении в автомобиле по отношению к встречному автомобилю.
Упражнение 2. Вы идете по улице, впереди вас находится неподвижный предмет, например, дерево. Загадайте, сколько секунд вам потребуется, чтобы дойти до него, двигаясь с той же скоростью. Проверьте точность своей оценки и скорректируйте ошибку. Проделайте то же при движении в автомобиле по отношению к стоящему впереди автомобилю.
Упражнение 3. Вы идете по улице. Сбоку к вам приближается пешеход. Отгадайте, в какой точке вы с ним встретитесь, если будете идти в том же направлении. Проверьте точность своей оценки и скорректируйте ошибку.
Упражнение 4. Находясь в движущемся автомобиле, попробуйте определить его скорость, не глядя на спидометр. Затем проверьте правильность своей оценки.
Как восстановить нормальное эмоциональное и физическое состояние?
Упражнение 1 (помогает снять чрезмерное нервно-психическое напряжение и расслабить напряженные мышцы). Попробуйте дышать «по кругу». Удлиненный вдох идет как бы по левой стороне тела (от большого пальца левой ноги вверх как бы по костям ноги и до головы), а продолжительный выдох — по правой стороне тела, начиная с головы, вниз по правой ноге до большого пальца правой ноги. При стрессовых ситуациях человек обычно дышит часто и поверхностно, при этом ритм дыхания не согласуется с работой сердца. Поэтому в таких состояниях, прежде чем приступить к дыханию «по кругу», следует несколько раз выполнить следующее задание (в течение 1–3 минут): удобно сидя, прощупать пульс и запомнить его ритм. Затем попробовать дышать так: вдох на 4 удара пульса, выдох также на 4 удара, после выдоха не дышать, пока приятно. Это подготовительное упражнение во всех случаях, если осваивается постепенно и без напряжения, согласует процессы дыхания и работы сердца.
Дыхание «по кругу» выполняется следующим образом. Закройте глаза, чтобы не было лишних раздражителей. Дышите с закрытым ртом через обе ноздри. Образно представляете, что вдох и выдох делаете как бы через точку между бровями. Затем подышите, мысленно произнеся счет на 1, 2, 3, 4 — вдох и на 1, 2, 3, 4 — выдох. При этом образно представляете, что вдох делаете по позвоночнику вверх, а выдох от бровей вниз до пупка.
А теперь вдохните (с закрытыми глазами) медленно и бесшумно, как бы от большого пальца левой ноги вверх до бровей, и выдохните, как бы от бровей вниз по правой стороне тела до пальцев ног правой ноги. Так дышите 6–10 раз. Затем обратите внимание на выдох. Вы почувствуете, что во время выдоха дополнительно расслабляются мышцы рук, шеи, туловища и ног. После определенного навыка у вас во время выдоха появится приятное ощущение теплоты, которая как бы волной течет по рукам, а затем по ногам. Во время удлиненного выдоха мысленно произносите: «теплеют руки, теплеют ноги».
Упражнение 2. Как преобразовать энергию отрицательных эмоций? Расслабьте мышцы, слегка зажмурьтесь, приведите себя в состояние истомы, сосредоточьте мысль на нежелательной эмоции.
1. Во время вдоха мысленно повторяйте: «Я сознательно осваиваю силу этой эмоции».
2. Во время задержки дыхания повторяйте: «Сила этой эмоции подчинена мне» и одновременно 3 раза выпячивайте и втягивайте живот.
3. Во время выдоха (через рот, узкой струей) нужно мысленно 2–3 раза произнести: «Я могу управлять моими эмоциями». Упражнение повторяйте несколько раз подряд дважды-трижды в течение дня.
Стоя с раздвинутыми ногами, сделайте гармонично полный вдох, медленно поднимая руки вверх. Оставаясь в этом положении, не дышите 3–4 с (пальцы рук сжаты в кулаки). Затем быстро наклонитесь вперед (ноги прямые) и опустите руки вниз, расслабляя их мышцы. Выдохните резко и глубоко, произнеся «ха». Выпрямитесь, делая вдох и поднимая руки вверх. Выдохните через нос, опуская руки. Повторите 3–4 раза. Эффективность этого упражнения можно объяснить тем, что между эмоциями и процессами внешнего дыхания имеется рефлекторная взаимосвязь. В этом упражнении при медленном гармонично полном вдохе раскрываются все альвеолы легких и сигналы из легких направляются в мозг, что расценивается как охранительное возбуждение, а словесная формула при вдохе играет роль психодинамического раздражителя, направленного на сознание силы нежелательной эмоции, которую следует преобразовать в положительную энергию и таким образом нейтрализовать. Какое значение имеет втягивание и выпячивание живота? При этих движениях диафрагма массирует солнечное сплетение, что производит успокаивающее действие и улучшает венозный отток из брюшной полости и питание сердца. На этом фоне произносимая фраза укрепляет волю и уверенность в успехе. Необходимо подчеркнуть, что весь комплекс воздействия на организм основан не на принципе борьбы с отрицательной эмоцией и угнетения (изгнание) ее, а на принципе трансформации отрицательной эмоции в положительную. Эффективность этого принципа основана на использовании силы той страсти, которая уже овладела человеком и которую нельзя погасить вопреки природе человека, как нельзя увлечь лодку против бурного потока.
85% происшествий возникает из-за того, что водитель вовремя не заметил появившуюся опасность. Очень часто причиной этого являются недостатки, связанные со зрением, вниманием, памятью, глазомером.
Упражнения для тренировки зрения
Известно, что длительная концентрация внимания на близко расположенных предметах способствует ухудшению остроты зрения. Поэтому старайтесь чаще переводить взгляд на отдаленные предметы. Смотрите вверх, вниз, в стороны, <рисуйте> взглядом различные предметы на столе, небосводе и т. д. Представление светящихся предметов и темноты улучшает световую чувствительность глаз. Однако это упражнение противопоказано при глаукоме. Для тренировки тонуса глазных мышц можно практиковать представление больших и маленьких предметов.
Тренировка концентрации внимания
Сядьте напротив зеркала. Сидите прямо, без напряжения. Дышите равномерно. Смотрите в зеркало на точку между вашими бровями. Смотрите только на нее, не мигая и не напрягая мышцы лица. Всякую возникающую мысль отгоняйте, а внимание опять возвращайте к точке. Если у вас появляется желание мигать, отдохните, направив взгляд вдаль. Чем дольше вам удается удержать внимание на точке, тем лучше.
Освоив это упражнение, усложните его. После долгой сосредоточенности на точке вы заметите, что изображение лица в зеркале начнет <расплываться>. Закройте глаза и мысленно воспроизведите различные дорожные ситуации и ваши действия по управлению автомобилем в них. Представьте себя сидящим за рулем и как можно отчетливее всю последовательность своих действий и изменений обстановки в связи с ними.
Таким образом, вы улучшаете не только качество внимания, но и формируете навыки. Причем это могут быть как самые простые навыки, такие как троганье с места, разгон и т. д. и сложные, такие как действия в критических ситуациях, например, при заносе автомобиля. Другой вариант первого упражнения. Поставьте на свою ладонь палку вертикально и, уравновешивая ее, сосредоточенно смотрите на ее верхний конец. Это упражнение особенно полезно для рассеянных.
Тренировка наблюдательности и памяти
Упражнение 1. Выберите в качестве объекта какой-нибудь находящийся рядом с вами объект. Постарайтесь в течение минуты выделить его различные особенности. Затем, закрыв глаза, образно представьте его в подробностях. Ставьте различные цели. Например, выделите особенности предмета, связанные с формой, цветом, характеризующие его практическую полезность и т. д.
Упражнение 2. Выделите несколько предметов и, переключая внимание, постарайтесь запомнить признаки, характеризующие каждый из них. Найдите связи этих признаков. Закройте глаза и воспроизведите эти объекты и их признаки.
Упражнение 3. Воспроизведите в образной форме различные дорожные ситуации, например, нерегулируемый перекресток, поворот дороги и т. д. Для каждого из них вспомните соответствующие им пункты Правил дорожного движения.
Упражнение 4. Попробуйте с одного взгляда запомнить несколько находящихся рядом предметов, а потом по памяти описать их расположение, форму, цвет и т. д.
Упражнение 5. Постарайтесь хорошо увидеть подброшенный и падающий предмет и затем по памяти описать его.
Упражнение 6. Осмотрите комнату, запомните, что в ней находится. Закройте глаза и воссоздайте увиденное в подробностях.
Тренировка глазомера
Упражнение 1. Вы идете по улице, навстречу вам движется пешеход. Загадайте, где вы с ним встретитесь. Проверьте свою оценку и скорректируйте неточность. То же при движении в автомобиле по отношению к встречному автомобилю.
Упражнение 2. Вы идете по улице, впереди вас находится неподвижный предмет, например, дерево. Загадайте, сколько секунд вам потребуется, чтобы дойти до него, двигаясь с той же скоростью. Проверьте точность своей оценки и скорректируйте ошибку. Проделайте то же при движении в автомобиле по отношению к стоящему впереди автомобилю.
Упражнение 3. Вы идете по улице. Сбоку к вам приближается пешеход. Отгадайте, в какой точке вы с ним встретитесь, если будете идти в том же направлении. Проверьте точность своей оценки и скорректируйте ошибку.
Упражнение 4. Находясь в движущемся автомобиле, попробуйте определить его скорость, не глядя на спидометр. Затем проверьте правильность своей оценки.
Как восстановить нормальное эмоциональное и физическое состояние?
Упражнение
1 (помогает снять чрезмерное нервно-психическое
напряжение и расслабить напряженные мышцы). Попробуйте дышать <по кругу>.
Удлиненный вдох идет как бы по левой стороне тела (от большого пальца левой
ноги вверх как бы по костям ноги и до головы), а продолжительный выдох - по
правой стороне тела, начиная с головы, вниз по правой ноге до большого пальца
правой ноги. При стрессовых ситуациях человек обычно дышит часто и
поверхностно, при этом ритм дыхания не согласуется с работой сердца. Поэтому в
таких состояниях, прежде чем приступить к дыханию <по кругу>, следует
несколько раз выполнить следующее задание (в течение 1-3 минут): удобно сидя,
прощупать пульс и запомнить его ритм. Затем попробовать дышать так: вдох на 4
удара пульса, выдох также на 4 удара, после выдоха не дышать, пока приятно. Это
подготовительное упражнение во всех случаях, если осваивается постепенно и без
напряжения, согласует процессы дыхания и работы сердца.
Дыхание <по кругу> выполняется следующим образом. Закройте глаза, чтобы
не было лишних раздражителей. Дышите с закрытым ртом через обе ноздри. Образно
представляете, что вдох и выдох делаете как бы через точку между бровями. Затем
подышите, мысленно произнеся счет на 1, 2, 3, 4 - вдох и на 1, 2, 3, 4 - выдох.
При этом образно представляете, что вдох делаете по позвоночнику вверх, а выдох
от бровей вниз до пупка.
А теперь вдохните (с закрытыми глазами) медленно и бесшумно, как бы от большого пальца левой ноги вверх до бровей, и выдохните, как бы от бровей вниз по правой стороне тела до пальцев ног правой ноги. Так дышите 6-10 раз. Затем обратите внимание на выдох. Вы почувствуете, что во время выдоха дополнительно расслабляются мышцы рук, шеи, туловища и ног. После определенного навыка у вас во время выдоха появится приятное ощущение теплоты, которая как бы волной течет по рукам, а затем по ногам. Во время удлиненного выдоха мысленно произносите: <теплеют руки, теплеют ноги>.
Упражнение 2. Как преобразовать энергию отрицательных эмоций? Расслабьте мышцы, слегка зажмурьтесь, приведите себя в состояние истомы, сосредоточьте мысль на нежелательной эмоции.
1. Во время вдоха мысленно повторяйте: <Я сознательно осваиваю силу этой эмоции>.
2. Во время задержки дыхания повторяйте: <Сила этой эмоции подчинена мне> и одновременно 3 раза выпячивайте и втягивайте живот.
3. Во время выдоха (через рот, узкой струей) нужно мысленно 2-3 раза произнести: <Я могу управлять моими эмоциями>. Упражнение повторяйте несколько раз подряд дважды-трижды в течение дня.
Стоя с раздвинутыми ногами, сделайте гармонично полный вдох, медленно поднимая руки вверх. Оставаясь в этом положении, не дышите 3-4 с (пальцы рук сжаты в кулаки). Затем быстро наклонитесь вперед (ноги прямые) и опустите руки вниз, расслабляя их мышцы. Выдохните резко и глубоко, произнеся <ха>. Выпрямитесь, делая вдох и поднимая руки вверх. Выдохните через нос, опуская руки. Повторите 3-4 раза. Эффективность этого упражнения можно объяснить тем, что между эмоциями и процессами внешнего дыхания имеется рефлекторная взаимосвязь. В этом упражнении при медленном гармонично полном вдохе раскрываются все альвеолы легких и сигналы из легких направляются в мозг, что расценивается как охранительное возбуждение, а словесная формула при вдохе играет роль психодинамического раздражителя, направленного на сознание силы нежелательной эмоции, которую следует преобразовать в положительную энергию и таким образом нейтрализовать. Какое значение имеет втягивание и выпячивание живота? При этих движениях диафрагма массирует солнечное сплетение, что производит успокаивающее действие и улучшает венозный отток из брюшной полости и питание сердца. На этом фоне произносимая фраза укрепляет волю и уверенность в успехе. Необходимо подчеркнуть, что весь комплекс воздействия на организм основан не на принципе борьбы с отрицательной эмоцией и угнетения (изгнание) ее, а на принципе трансформации отрицательной эмоции в положительную. Эффективность этого принципа основана на использовании силы той страсти, которая уже овладела человеком и которую нельзя погасить вопреки природе человека, как нельзя увлечь лодку против бурного потока.
Качества вашего характера
Человек управляет автомобилем так же, как он живет. Многие черты вашего характера будут проявляться за рулем даже больше, чем в обычной жизни. Поэтому постарайтесь нейтрализовать те, что понижают вашу надежность за рулем, и полнее использовать те, что повышают ее.
Как избавиться от нежелательных черт характера?
Нежелательными для водителя качествами являются следующие: импульсивность, агрессивность, нерешительность, чрезмерная склонность к риску, неуважение и недостаточная чувствительность к людям, недисциплинированность, конфликтность, чрезмерная самоуверенность.
Избавиться от этих не лучших (и не только на дороге) качеств характера вы можете с помощью самовнушения. Прежде всего надо понять, что данное качество мешает вам жить, что именно из-за него у вас возникают неприятности и сильно захотеть избавиться от него. Вы должны твердо верить, что сделать это в ваших силах. Наш характер в большей степени состоит из привычек, связанных с подсознанием. Для того чтобы избавиться от нежелательной черты характера, надо избавиться от определенных привычек (например, делать или говорить что-то не думая, конфликтовать по любому поводу, не обращать внимание на мнение других и т. д.) и сформировать новые, противоположные этим. Лучший способ сформировать новые привычки - это представить свой новый образ действия в различных ситуациях и удерживать этот образ в уме определенное время. Старайтесь представлять себя наделенным желаемым качеством как можно чаще и в самых различных ситуациях. Мысли выражаются в действиях, и поэтому вы вскоре увидите, что ваши поступки будут соответствовать вашим мыслям. Однако работа по выработке новых черт характера требует большого самоконтроля, собранности и сдержанности.
Раздел 4. Оказание медицинской помощи
Тема 4.4. Оказание доврачебной помощи пострадавшему
Цель: формирование первоначальных умений оказания первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях
Теоретические основы:
При тяжелых ДТП зачастую страдают люди, и от своевременной и качественной медицинской помощи иногда зависит жизнь, пострадавшего в ДТП.
Информация, которую необходимо указать при вызове скорой медицинской помощи к месту ДТП:
как можно более точное местонахождение ДТП (улицу, номер дома, ближайшие к месту ДТП ориентиры);
количество пострадавших в ДТП;
пол пострадавших;
примерный возраст пострадавших;
наличие у пострадавших признаков жизни и сильных кровотечений.
Оказание первой помощи при обмороке
В случае, если пострадавший находится без признаков сознания, но у него прощупывается пульс на сонной артерии, необходимо предпринять следующие меры:
уложить пострадавшего на бок, чтобы его согнутые колени опирались о землю, а верхняя рука располагалась под щекой;
принять необходимые меры по предотвращению переохлаждения или перегревания пострадавшего;
запрещается пострадавшему, находящемуся в бессознательном состоянии, давать какие-либо лекарственные средства, во избежание их попадания в дыхательные пути.
Оказание первой помощи при остановке дыхания
Если у пострадавшего в ДТП отсутствует сознание, пульс и признаки дыхания, его жизнь всецело находится в руках лица, оказывающего первую помощь. То, насколько быстро и правильно будет действовать, оказывающий помощь, будет зависеть жизнь пострадавшего. От момента остановки дыхания до начала проведения сердечно-легочной реанимации должно пройти не более 3-4 минут - именно столько времени отпущено природой на кислородное голодание человеческого мозга.
Действия, оказывающего помощь лицу без признаков дыхания:
извлечь пострадавшего в ДТП из салона автомобиля и уложить на ровную твердую поверхность;
определить наличие/отсутствие пульса на сонной артерии, для этого следует разместить три пальца руки с левой и правой стороны шеи на уровне щитовидного хряща гортани (кадыка) и осторожно продвигать вглубь шеи между кадыком и ближайшей к нему мышцей;
перед проведением сердечно-легочной реанимации (при отсутствии пульса и дыхания) следует при необходимости восстановить проходимость верхних дыхательных путей, очистив ротовую полость пострадавшего от слизи, рвотных масс, посторонних предметов. Для этого следует уложить пострадавшего на спину, запрокинуть его голову, поднять подбородок и выдвинуть нижнюю челюсть;
для извлечения инородного предмета из дыхательных путей следует ударить пострадавшего несколько раз ладонью по спине, при отсутствии результата, следует сзади обхватить пострадавшего руками на уровне нижних ребер, сцепить свои руки в кулак, одновременно сдавив ребра пострадавшего, и резким движением надавить на область живота кулаками в направлении внутрь и кверху;
приступить к непрямому массажу сердца, который следует проводить одновременно с искусственной вентиляцией легких, которые проводятся в следующем порядке: на 30 надавливаний на грудину - 2 вдоха методом изо рта в рот.
Сердечно-легочную реанимацию следует проводить до приезда профессиональной медицинской бригады скорой помощи.
Оказание первой помощи при кровотечении
Оказание первой помощи при кровотчениях следует проводить в медицинских перчатках. Рану не следует промывать, следует на рану налоджить марлевую стерильную салфетку и закрепить ее по краям лейкопластырем или бинтовой повязкой.
При венозном кровотечении кровь темного цвета вытекает спокойным кровотоком. Венозное кровотечение останавливается наложением давящей повязки на место ранения, по мере пропитывания повязки кровью, она дополняется новыми слоями.
Кровотечение из крупных артерий характеризуется кровью алого цвета, которая "бьет фонтаном" или вытекает пульсирующей струей. Для остановки артериального кровотечения накладывается кровоостанавливающий жгут выше места ранения не менее, чем на 3-5 см. При этом в обязательном порядке под жгут должна быть помещена записка с точным указанием времени наложения жгута (максимальное время, на которое накладывается жгут: 1 ч в теплое время года; 30 минут - в холодное).
При травме волосистой части головы накладывается шейная шина, на рану волосистой части головы накладывается давящая повязка из стерильного бинта, больной укладывается на бок с согнутыми коленями, к голове прикладывается холод.
Оказание первой помощи при переломах
при повреждениях позвоночника пострадавшего нельзя перемещать, следует ограничиться наложением импровизированной шейной шины, не меняя при этом положения шеи и тела пострадавшего;
при переломах конечностей (при отсутствии шины) - верхнюю конечность, согнутую в локте, следует подвесить на косынке и прибинтовать жестко к туловищу; нижние конечности прибинтовывают друг к другу, положив между ними мягкую прокладку;
при открытых переломах в первую очередь следует остановить кровотечение наложением жгута выше раны на месте перелома;
при переломах шейки бедра, костей таза, повреждении внутренних органов малого таза следует, не меняя положения тела пострадавшего, подложитьь под его колени валик из мягкой ткани, на живот - холод (как правило, о подобных травмах свидетельствует характерная поза "лягушки", когда у пострадавшего ноги согнуты в коленях и разведены, а стопы развернуты подошвами друг к другу).
Оборудование, материалы, образцы: ПК, бинт, шина, медикаментозные препараты
Порядок выполнения работы:
1. Внимательно познакомьтесь с содержанием карточки-задания
2. Выполните действия по оказанию первой медицинской помощи в соответсвии с к темой карточки-задания:
Помощь при кровотечении
Помощь при переломах и вывихах
Помощь при ранениях, ожогах, обморожениях
Оформление результата работы:
Оценка выполнения практического задания по эталону и качественным показателям
Критерии оценивания:
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Задание выполнено полностью и соответствует всем качественным показателям |
Задание выполнено полностью, допущены незначительные ошибки |
Задание выполнено не полностью, и допущены незначительные ошибки |
Задание выполнено не полностью, допущены серьезные ошибки |
Задание не выполнено |
Контроль:
Пройти тренировочный онлайн экзамен по каждому виду дорожных знаков. Режим доступа [http://vaz-2101-07.ru/pdd/znaki-1-preduprezhdayuwie.html]
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.