МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Оценка 4.6

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Оценка 4.6
docx
27.01.2022
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
15.docx

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 

     В течение ряда лет в системе дошкольного образования активно ведется поиск нового облика образовательного учреждения для детей, отвечающего запросам времени, соответствующего потребностям и запросам родителей, индивидуальности каждого ребенка.

     Одно из проявлений такого поиска - организация в учреждении инновационной деятельности, которая позволяет в естественных условиях выявить развивающие возможности инноваций, с одной стороны, и способствовать внедрению передовых идей в образовательную систему дошкольных учреждений - с другой.

     Инновация (англ. innovation) - новшество, нововведение.

     Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями педагогов. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.    

     При организации инновационной площадки следует учитывать следующие важные моменты: 

Ø   выбор направления инновационной работы;

Ø   разработка концепции и программы инновационной деятельности;

Ø   создание условий для реализации инновационного проекта;

Ø   подготовка и грамотное ведение документации по инновационной деятельности.

     При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

Ø   развитие индивидуальности воспитанников;

Ø   развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;

Ø   повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;

Ø   стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т.д.);

Ø   повышение интеллектуального уровня детей;

Ø   развитие креативности и нестандартности мышления.

 

Выбор направления инновационной деятельности

 

     Содержание инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения определяется приоритетными направлениями программы развития (федеральной, региональной или муниципальной) и результатами научно-исследовательской деятельности в области дошкольной педагогики и психологии, медицины, социологии и др. Эти направления представляют собой единство, однако их целесообразно классифицировать в зависимости от предмета изучения и проектирования исследовательской деятельности.

 

Направления инновационной деятельности

Направления

инновационной  деятельности

Содержание инновационной деятельности

 Развитие  дошкольника

Охрана здоровья, физическое и психическое развитие детей, формирование здорового образа жизни. Разработка здоровьесберегающих технологий. Эколого-валеологическое развитие детей. Развитие ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности. Развитие творческого потенциала детей в различных видах деятельности. Организация преемственности между детским садом и начальной школой. Формирование общечеловеческих ценностей и гуманистической направленности личности как основы ее нравственности; взаимосвязь национального и интернационального воспитания в процессе развития социальных связей с учреждениями здравоохранения, культуры, образования, социальной сферы и т.д. Реабилитация детей с проблемами развития и др.

Личностно-профессиональное  развитие педагогов  и специалистов

Интеграция педагогического процесса как фактор целостного развития личности дошкольника. Содержание и технологии коррекционной работы с детьми. Работа с семьей и социальными партнерами. Организация преемственности между детским садом и начальной школой. Социальное развитие в детском саду и семье. Развитие педагогов и специалистов как субъектов образовательной деятельности в процессе постдипломного образования и др.

Совершенствование  управления ДОУ

Создание новых моделей образовательных учреждений. Разработка и апробация вариативных и альтернативных образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих преемственность в содержании и технологиях воспитания и обучения по различным направлениям. Проектирование предметно-пространственной развивающей среды. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе и в управлении ДОУ  и др.

 

Разработка программы инновационной деятельности

 

     Часто инновационная деятельность протекает как деятельность опытно-экспериментальная. Опытно-экспериментальная работа - это строго направленная научно-педагогическая деятельность. Содержание ее составляет исследование педагогического явления, поиск нового способа решения педагогической проблемы в естественных или искусственно созданных, но всегда контролируемых условиях. Опытно-экспериментальная работа в системе дошкольного образования, как правило, осуществляется дошкольным учреждением, работающим как экспериментальная площадка.       

     Процесс опытно-экспериментальной работы состоит из нескольких этапов: диагностический, прогностический, организационный, практический (реализационный), обобщающий, внедренческий.

Диагностический этап заключается в системном анализе деятельности дошкольного образовательного учреждения на основе мониторинга и выявлении основных противоречий в образовательном процессе. Данный этап включает и анализ условий, имеющихся для проведения исследования: кадровых, материально-технических, культурно-исторических и др. Для проведения опытно-экспериментальной деятельности необходим достаточно высокий уровень квалификации педагогов и специалистов, креативность, высокая мотивация проведения экспериментальной работы, а также стабильность кадров. На этом этапе определяется база эксперимента, т.е. возрастные группы, в которых возможен эксперимент, и их численность; структурные подразделения, участвующие в эксперименте; участники образовательного или управленческого процесса.

Прогностический этап предусматривает разработку концепции инновационной (опытно-экспериментальной) деятельности и ее плана-программы. Концепция разрабатывается научным руководителем (консультантом) совместно с коллективом образовательного учреждения. Важной процедурой является определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач опытно-экспериментальной деятельности. Цель эксперимента можно рассматривать как ожидаемый результат деятельности, выраженный в позитивных изменениях образовательного процесса, появившихся в результате экспериментальной разработки. Объект исследования - это педагогическое пространство, та область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться. Предмет исследования - это свойства, отношения, функции, выделяемые в объекте. Это та конкретная часть объекта, которая непосредственно исследуется. Гипотеза исследования - это научно-обоснованное предположение относительно способа реализации идеи и замысла эксперимента, система мер по его реализации. Задачи исследования -это, как правило, конкретизированные цели. Их можно рассматривать как действия участников опытно-экспериментальной деятельности по достижению результатов, направленные на достижение цели.

Организационный этап связан с получением образовательным учреждением статуса инновационной площадки. Для этого администрация ДОУ внимательно изучает следующие вопросы: состояние ресурсов учреждения: финансовых, материально-технических, информационных, кадровых, нормативно-правовых и др., необходимых для организации инновационной деятельности; возможность привлечения дополнительных ресурсов для обеспечения инновационной деятельности; готовность участников образовательного процесса к предстоящей деятельности (их компетентность, мотивацию, творческий потенциал и др.). Стадией работы на организационном этапе является прохождение процедуры присвоения учреждению статуса инновационной площадки в экспертном совете. Экспертный совет формируется органом управления образованием (федеральным, региональным, муниципальным). Для экспертного совета администрация ДОУ готовит пакет документов:   заявку на присвоение учреждению статуса инновационной площадки; концепцию инновационной деятельности;  план инновационной деятельности (на весь ее период); дополнительную смету расходов на ее организацию и проведение. Научное обеспечение инновационной деятельности предполагает выбор научного руководителя (консультанта). В их качестве могут выступать научные работники, преподаватели вузов, имеющие ученую степень и опыт ведения исследовательской работы. В образовательном учреждении создается совет инновационной площадки (научно-методический совет). В состав совета входят: научный руководитель, заведующий ДОУ, старший воспитатель, педагоги, участвующие в инновационной деятельности, представители органов управления образованием.

Его задача - осуществлять внутренний контроль за ходом и результатами инновационной деятельности.

Практический реализационный этап. Работа на этом этапе начинается с определения исходного уровня состояния проблемы, избранной для инновационной деятельности. С этой целью используется системный мониторинг состояния педагогического процесса в экспериментальных и контрольных группах. Изучение начального состояния педагогического процесса в ДОУ осуществляется под руководством научного руководителя (консультанта). Он отбирает наиболее адекватные методики исследования, помогает осуществить диагностику, проанализировать и обобщить результаты и довести их до сведения всех участников педагогического процесса. Практический этап исследования представляет собой последовательное воплощение инновационного проекта, сбор и анализ различных материалов исследования, свидетельствующих о динамике воспитательно-образовательного процесса, их систематическое обсуждение на заседаниях научно-методического совета, решение проблем, возникающих по ходу работы, своевременное внесение корректив в ход исследования.

Обобщающий этап инновационной деятельности представляет собой обработку полученных материалов, а именно: их качественный и количественный анализ на основе выработанных критериев оценки; соотнесение результатов с поставленными целями, задачами и научным предположением; описание хода и результатов инновационной деятельности; формулирование выводов о подтверждении либо ошибочности гипотезы. Положительные результаты инновационной деятельности подтверждают гипотезу. Следствием этого являются факты, установленные закономерности, добытые исследователями в ходе работы. Достоверность и объективность результатов подтверждается итоговой диагностикой.

Внедренческий этап. На данном этапе происходит распространение инновационных технологий в коллективе данного учреждения или за его пределами. Результаты инновационной деятельности могут быть представлены в виде докладов на педагогических советах, научно-практических конференциях, а также опубликованы в специальной литературе.

     Используемые в образовательном процессе инновации должны соответствовать насущным потребностям и возможностям ДОУ, удовлетворять всех участников образовательного процесса (детей, родителей (законных представителей), педагогов); способствовать достижению качественных, устойчивых и высоких показателей развития детей по ведущим направлениям.

 

Используемая литература:

 

1.       Гончарова Е.В., Телегина И.С. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие.- Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013.-126 с.

2.       Микляева Н. В. Инновации в детском саду/ Н. В. Микляева. - М.: «Айрис пресс», 2012. - 186 с.

3.       Белая К.Ю., Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2009.


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

Развитие дошкольника

Развитие дошкольника

Разработка программы инновационной деятельности

Разработка программы инновационной деятельности

Научное обеспечение инновационной деятельности предполагает выбор научного руководителя (консультанта)

Научное обеспечение инновационной деятельности предполагает выбор научного руководителя (консультанта)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2022