МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

  • docx
  • 27.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 15.docx

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 

     В течение ряда лет в системе дошкольного образования активно ведется поиск нового облика образовательного учреждения для детей, отвечающего запросам времени, соответствующего потребностям и запросам родителей, индивидуальности каждого ребенка.

     Одно из проявлений такого поиска - организация в учреждении инновационной деятельности, которая позволяет в естественных условиях выявить развивающие возможности инноваций, с одной стороны, и способствовать внедрению передовых идей в образовательную систему дошкольных учреждений - с другой.

     Инновация (англ. innovation) - новшество, нововведение.

     Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями педагогов. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.    

     При организации инновационной площадки следует учитывать следующие важные моменты: 

Ø   выбор направления инновационной работы;

Ø   разработка концепции и программы инновационной деятельности;

Ø   создание условий для реализации инновационного проекта;

Ø   подготовка и грамотное ведение документации по инновационной деятельности.

     При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

Ø   развитие индивидуальности воспитанников;

Ø   развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;

Ø   повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;

Ø   стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т.д.);

Ø   повышение интеллектуального уровня детей;

Ø   развитие креативности и нестандартности мышления.

 

Выбор направления инновационной деятельности

 

     Содержание инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения определяется приоритетными направлениями программы развития (федеральной, региональной или муниципальной) и результатами научно-исследовательской деятельности в области дошкольной педагогики и психологии, медицины, социологии и др. Эти направления представляют собой единство, однако их целесообразно классифицировать в зависимости от предмета изучения и проектирования исследовательской деятельности.

 

Направления инновационной деятельности

Направления

инновационной  деятельности

Содержание инновационной деятельности

 Развитие  дошкольника

Охрана здоровья, физическое и психическое развитие детей, формирование здорового образа жизни. Разработка здоровьесберегающих технологий. Эколого-валеологическое развитие детей. Развитие ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности. Развитие творческого потенциала детей в различных видах деятельности. Организация преемственности между детским садом и начальной школой. Формирование общечеловеческих ценностей и гуманистической направленности личности как основы ее нравственности; взаимосвязь национального и интернационального воспитания в процессе развития социальных связей с учреждениями здравоохранения, культуры, образования, социальной сферы и т.д. Реабилитация детей с проблемами развития и др.

Личностно-профессиональное  развитие педагогов  и специалистов

Интеграция педагогического процесса как фактор целостного развития личности дошкольника. Содержание и технологии коррекционной работы с детьми. Работа с семьей и социальными партнерами. Организация преемственности между детским садом и начальной школой. Социальное развитие в детском саду и семье. Развитие педагогов и специалистов как субъектов образовательной деятельности в процессе постдипломного образования и др.

Совершенствование  управления ДОУ

Создание новых моделей образовательных учреждений. Разработка и апробация вариативных и альтернативных образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих преемственность в содержании и технологиях воспитания и обучения по различным направлениям. Проектирование предметно-пространственной развивающей среды. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе и в управлении ДОУ  и др.

 

Разработка программы инновационной деятельности

 

     Часто инновационная деятельность протекает как деятельность опытно-экспериментальная. Опытно-экспериментальная работа - это строго направленная научно-педагогическая деятельность. Содержание ее составляет исследование педагогического явления, поиск нового способа решения педагогической проблемы в естественных или искусственно созданных, но всегда контролируемых условиях. Опытно-экспериментальная работа в системе дошкольного образования, как правило, осуществляется дошкольным учреждением, работающим как экспериментальная площадка.       

     Процесс опытно-экспериментальной работы состоит из нескольких этапов: диагностический, прогностический, организационный, практический (реализационный), обобщающий, внедренческий.

Диагностический этап заключается в системном анализе деятельности дошкольного образовательного учреждения на основе мониторинга и выявлении основных противоречий в образовательном процессе. Данный этап включает и анализ условий, имеющихся для проведения исследования: кадровых, материально-технических, культурно-исторических и др. Для проведения опытно-экспериментальной деятельности необходим достаточно высокий уровень квалификации педагогов и специалистов, креативность, высокая мотивация проведения экспериментальной работы, а также стабильность кадров. На этом этапе определяется база эксперимента, т.е. возрастные группы, в которых возможен эксперимент, и их численность; структурные подразделения, участвующие в эксперименте; участники образовательного или управленческого процесса.

Прогностический этап предусматривает разработку концепции инновационной (опытно-экспериментальной) деятельности и ее плана-программы. Концепция разрабатывается научным руководителем (консультантом) совместно с коллективом образовательного учреждения. Важной процедурой является определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач опытно-экспериментальной деятельности. Цель эксперимента можно рассматривать как ожидаемый результат деятельности, выраженный в позитивных изменениях образовательного процесса, появившихся в результате экспериментальной разработки. Объект исследования - это педагогическое пространство, та область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться. Предмет исследования - это свойства, отношения, функции, выделяемые в объекте. Это та конкретная часть объекта, которая непосредственно исследуется. Гипотеза исследования - это научно-обоснованное предположение относительно способа реализации идеи и замысла эксперимента, система мер по его реализации. Задачи исследования -это, как правило, конкретизированные цели. Их можно рассматривать как действия участников опытно-экспериментальной деятельности по достижению результатов, направленные на достижение цели.

Организационный этап связан с получением образовательным учреждением статуса инновационной площадки. Для этого администрация ДОУ внимательно изучает следующие вопросы: состояние ресурсов учреждения: финансовых, материально-технических, информационных, кадровых, нормативно-правовых и др., необходимых для организации инновационной деятельности; возможность привлечения дополнительных ресурсов для обеспечения инновационной деятельности; готовность участников образовательного процесса к предстоящей деятельности (их компетентность, мотивацию, творческий потенциал и др.). Стадией работы на организационном этапе является прохождение процедуры присвоения учреждению статуса инновационной площадки в экспертном совете. Экспертный совет формируется органом управления образованием (федеральным, региональным, муниципальным). Для экспертного совета администрация ДОУ готовит пакет документов:   заявку на присвоение учреждению статуса инновационной площадки; концепцию инновационной деятельности;  план инновационной деятельности (на весь ее период); дополнительную смету расходов на ее организацию и проведение. Научное обеспечение инновационной деятельности предполагает выбор научного руководителя (консультанта). В их качестве могут выступать научные работники, преподаватели вузов, имеющие ученую степень и опыт ведения исследовательской работы. В образовательном учреждении создается совет инновационной площадки (научно-методический совет). В состав совета входят: научный руководитель, заведующий ДОУ, старший воспитатель, педагоги, участвующие в инновационной деятельности, представители органов управления образованием.

Его задача - осуществлять внутренний контроль за ходом и результатами инновационной деятельности.

Практический реализационный этап. Работа на этом этапе начинается с определения исходного уровня состояния проблемы, избранной для инновационной деятельности. С этой целью используется системный мониторинг состояния педагогического процесса в экспериментальных и контрольных группах. Изучение начального состояния педагогического процесса в ДОУ осуществляется под руководством научного руководителя (консультанта). Он отбирает наиболее адекватные методики исследования, помогает осуществить диагностику, проанализировать и обобщить результаты и довести их до сведения всех участников педагогического процесса. Практический этап исследования представляет собой последовательное воплощение инновационного проекта, сбор и анализ различных материалов исследования, свидетельствующих о динамике воспитательно-образовательного процесса, их систематическое обсуждение на заседаниях научно-методического совета, решение проблем, возникающих по ходу работы, своевременное внесение корректив в ход исследования.

Обобщающий этап инновационной деятельности представляет собой обработку полученных материалов, а именно: их качественный и количественный анализ на основе выработанных критериев оценки; соотнесение результатов с поставленными целями, задачами и научным предположением; описание хода и результатов инновационной деятельности; формулирование выводов о подтверждении либо ошибочности гипотезы. Положительные результаты инновационной деятельности подтверждают гипотезу. Следствием этого являются факты, установленные закономерности, добытые исследователями в ходе работы. Достоверность и объективность результатов подтверждается итоговой диагностикой.

Внедренческий этап. На данном этапе происходит распространение инновационных технологий в коллективе данного учреждения или за его пределами. Результаты инновационной деятельности могут быть представлены в виде докладов на педагогических советах, научно-практических конференциях, а также опубликованы в специальной литературе.

     Используемые в образовательном процессе инновации должны соответствовать насущным потребностям и возможностям ДОУ, удовлетворять всех участников образовательного процесса (детей, родителей (законных представителей), педагогов); способствовать достижению качественных, устойчивых и высоких показателей развития детей по ведущим направлениям.

 

Используемая литература:

 

1.       Гончарова Е.В., Телегина И.С. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие.- Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013.-126 с.

2.       Микляева Н. В. Инновации в детском саду/ Н. В. Микляева. - М.: «Айрис пресс», 2012. - 186 с.

3.       Белая К.Ю., Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2009.