МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В течение ряда лет в системе дошкольного образования активно ведется поиск нового облика образовательного учреждения для детей, отвечающего запросам времени, соответствующего потребностям и запросам родителей, индивидуальности каждого ребенка.
Одно из проявлений такого поиска - организация в учреждении инновационной деятельности, которая позволяет в естественных условиях выявить развивающие возможности инноваций, с одной стороны, и способствовать внедрению передовых идей в образовательную систему дошкольных учреждений - с другой.
Инновация (англ. innovation) - новшество, нововведение.
Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями педагогов. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
При организации инновационной площадки следует учитывать следующие важные моменты:
Ø выбор направления инновационной работы;
Ø разработка концепции и программы инновационной деятельности;
Ø создание условий для реализации инновационного проекта;
Ø подготовка и грамотное ведение документации по инновационной деятельности.
При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:
Ø развитие индивидуальности воспитанников;
Ø развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
Ø повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
Ø стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т.д.);
Ø повышение интеллектуального уровня детей;
Ø развитие креативности и нестандартности мышления.
Выбор направления инновационной деятельности
Содержание инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения определяется приоритетными направлениями программы развития (федеральной, региональной или муниципальной) и результатами научно-исследовательской деятельности в области дошкольной педагогики и психологии, медицины, социологии и др. Эти направления представляют собой единство, однако их целесообразно классифицировать в зависимости от предмета изучения и проектирования исследовательской деятельности.
Направления инновационной деятельности
Направления инновационной деятельности |
Содержание инновационной деятельности |
Развитие дошкольника |
Охрана здоровья, физическое и психическое развитие детей, формирование здорового образа жизни. Разработка здоровьесберегающих технологий. Эколого-валеологическое развитие детей. Развитие ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности. Развитие творческого потенциала детей в различных видах деятельности. Организация преемственности между детским садом и начальной школой. Формирование общечеловеческих ценностей и гуманистической направленности личности как основы ее нравственности; взаимосвязь национального и интернационального воспитания в процессе развития социальных связей с учреждениями здравоохранения, культуры, образования, социальной сферы и т.д. Реабилитация детей с проблемами развития и др. |
Личностно-профессиональное развитие педагогов и специалистов |
Интеграция педагогического процесса как фактор целостного развития личности дошкольника. Содержание и технологии коррекционной работы с детьми. Работа с семьей и социальными партнерами. Организация преемственности между детским садом и начальной школой. Социальное развитие в детском саду и семье. Развитие педагогов и специалистов как субъектов образовательной деятельности в процессе постдипломного образования и др. |
Совершенствование управления ДОУ |
Создание новых моделей образовательных учреждений. Разработка и апробация вариативных и альтернативных образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих преемственность в содержании и технологиях воспитания и обучения по различным направлениям. Проектирование предметно-пространственной развивающей среды. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе и в управлении ДОУ и др. |
Разработка программы инновационной деятельности
Часто инновационная деятельность протекает как деятельность опытно-экспериментальная. Опытно-экспериментальная работа - это строго направленная научно-педагогическая деятельность. Содержание ее составляет исследование педагогического явления, поиск нового способа решения педагогической проблемы в естественных или искусственно созданных, но всегда контролируемых условиях. Опытно-экспериментальная работа в системе дошкольного образования, как правило, осуществляется дошкольным учреждением, работающим как экспериментальная площадка.
Процесс опытно-экспериментальной работы состоит из нескольких этапов: диагностический, прогностический, организационный, практический (реализационный), обобщающий, внедренческий.
Диагностический этап заключается в системном анализе деятельности дошкольного образовательного учреждения на основе мониторинга и выявлении основных противоречий в образовательном процессе. Данный этап включает и анализ условий, имеющихся для проведения исследования: кадровых, материально-технических, культурно-исторических и др. Для проведения опытно-экспериментальной деятельности необходим достаточно высокий уровень квалификации педагогов и специалистов, креативность, высокая мотивация проведения экспериментальной работы, а также стабильность кадров. На этом этапе определяется база эксперимента, т.е. возрастные группы, в которых возможен эксперимент, и их численность; структурные подразделения, участвующие в эксперименте; участники образовательного или управленческого процесса.
Прогностический этап предусматривает разработку концепции инновационной (опытно-экспериментальной) деятельности и ее плана-программы. Концепция разрабатывается научным руководителем (консультантом) совместно с коллективом образовательного учреждения. Важной процедурой является определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач опытно-экспериментальной деятельности. Цель эксперимента можно рассматривать как ожидаемый результат деятельности, выраженный в позитивных изменениях образовательного процесса, появившихся в результате экспериментальной разработки. Объект исследования - это педагогическое пространство, та область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться. Предмет исследования - это свойства, отношения, функции, выделяемые в объекте. Это та конкретная часть объекта, которая непосредственно исследуется. Гипотеза исследования - это научно-обоснованное предположение относительно способа реализации идеи и замысла эксперимента, система мер по его реализации. Задачи исследования -это, как правило, конкретизированные цели. Их можно рассматривать как действия участников опытно-экспериментальной деятельности по достижению результатов, направленные на достижение цели.
Организационный этап связан с получением образовательным учреждением статуса инновационной площадки. Для этого администрация ДОУ внимательно изучает следующие вопросы: состояние ресурсов учреждения: финансовых, материально-технических, информационных, кадровых, нормативно-правовых и др., необходимых для организации инновационной деятельности; возможность привлечения дополнительных ресурсов для обеспечения инновационной деятельности; готовность участников образовательного процесса к предстоящей деятельности (их компетентность, мотивацию, творческий потенциал и др.). Стадией работы на организационном этапе является прохождение процедуры присвоения учреждению статуса инновационной площадки в экспертном совете. Экспертный совет формируется органом управления образованием (федеральным, региональным, муниципальным). Для экспертного совета администрация ДОУ готовит пакет документов: заявку на присвоение учреждению статуса инновационной площадки; концепцию инновационной деятельности; план инновационной деятельности (на весь ее период); дополнительную смету расходов на ее организацию и проведение. Научное обеспечение инновационной деятельности предполагает выбор научного руководителя (консультанта). В их качестве могут выступать научные работники, преподаватели вузов, имеющие ученую степень и опыт ведения исследовательской работы. В образовательном учреждении создается совет инновационной площадки (научно-методический совет). В состав совета входят: научный руководитель, заведующий ДОУ, старший воспитатель, педагоги, участвующие в инновационной деятельности, представители органов управления образованием.
Его задача - осуществлять внутренний контроль за ходом и результатами инновационной деятельности.
Практический реализационный этап. Работа на этом этапе начинается с определения исходного уровня состояния проблемы, избранной для инновационной деятельности. С этой целью используется системный мониторинг состояния педагогического процесса в экспериментальных и контрольных группах. Изучение начального состояния педагогического процесса в ДОУ осуществляется под руководством научного руководителя (консультанта). Он отбирает наиболее адекватные методики исследования, помогает осуществить диагностику, проанализировать и обобщить результаты и довести их до сведения всех участников педагогического процесса. Практический этап исследования представляет собой последовательное воплощение инновационного проекта, сбор и анализ различных материалов исследования, свидетельствующих о динамике воспитательно-образовательного процесса, их систематическое обсуждение на заседаниях научно-методического совета, решение проблем, возникающих по ходу работы, своевременное внесение корректив в ход исследования.
Обобщающий этап инновационной деятельности представляет собой обработку полученных материалов, а именно: их качественный и количественный анализ на основе выработанных критериев оценки; соотнесение результатов с поставленными целями, задачами и научным предположением; описание хода и результатов инновационной деятельности; формулирование выводов о подтверждении либо ошибочности гипотезы. Положительные результаты инновационной деятельности подтверждают гипотезу. Следствием этого являются факты, установленные закономерности, добытые исследователями в ходе работы. Достоверность и объективность результатов подтверждается итоговой диагностикой.
Внедренческий этап. На данном этапе происходит распространение инновационных технологий в коллективе данного учреждения или за его пределами. Результаты инновационной деятельности могут быть представлены в виде докладов на педагогических советах, научно-практических конференциях, а также опубликованы в специальной литературе.
Используемые в образовательном процессе инновации должны соответствовать насущным потребностям и возможностям ДОУ, удовлетворять всех участников образовательного процесса (детей, родителей (законных представителей), педагогов); способствовать достижению качественных, устойчивых и высоких показателей развития детей по ведущим направлениям.
Используемая литература:
1. Гончарова Е.В., Телегина И.С. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие.- Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013.-126 с.
2. Микляева Н. В. Инновации в детском саду/ Н. В. Микляева. - М.: «Айрис пресс», 2012. - 186 с.
3. Белая К.Ю., Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2009.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.