Методические рекомендации по организации «Образовательного маршрута по экологическому воспитанию в сети Интернет для учащихся 1 класса и их родителей»

  • docx
  • 19.07.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала интернет 1 класс.docx

Методические рекомендации по организации «Образовательного маршрута по экологическому воспитанию

в сети Интернет для учащихся 1 класса и их родителей»

 

Уважаемые родители!

 

 В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причины в деятельности человека, его вторжении в природу, часто безграничные, недопустимые с экологической точки зрения, расточительные, ведущие к нарушению экологического равновесия на планете, ухудшению состояния окружающей среды.

     Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что каждый человек не «чувствует» природы, не контактирует с ней.  Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком, и, вероятно, при его обучении и воспитании проблемам экологии не уделялось достаточное значение. Вот почему в конце ХХ века проблема экологической грамотности населения выдвинулась на одно из первых мест. В связи с этим в стране создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы являются дошкольные учреждения. А родители нам должны помочь в этом деле.

      Предлагаем вашему вниманию несколько образовательных маршрутов для совместной деятельности детей  и родителей в сети Интернет по экологическому воспитанию. Познавайте мир вместе со своими детьми! А компьютер вам в этом поможет!

 

 

 

 

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей младшего дошкольного возраста и родителей в сети Интернет по экологическому воспитанию

Шаг 1. Начните свой рассказ со стихотворения В. Чижова «В природе столько красоты!» В дальнейшем можете его выучить с ребенком.

В природе столько красоты –

Вглядись, и ты поймешь,

Зачем росистые кусты

Окутывает дрожь.

Куда, журча, ручей бежит,

Прозрачнее стекла,

О чем под вечер, в поле ржи,

Поют перепела...

Пусть станет сердцу твоему

Понятна птичья речь –

И ты научишься тому,

Как это все беречь.

Надо постараться вызвать у ребенка интерес к данной теме и предложить ее дальнейшее изучение, поэтому предлагаем вашему вниманию экологический мультфильм для детей "Мальчик и Земля"   https://www.youtube.com/watch?v=49x9qCDcF_s

Можно спросить, а знает ли ребенок какой формы наша планета Земля? (круглой, шар). Сказать, что Земля, это наш общий дом, и для животных, и для людей, и для растений. Подведите ребенка к выводу, о том, как важно беречь природу на нашей Планете, о том, что нужно бороться с последствиями различного рода загрязнений. После этого приступайте к следующему шагу! Рекомендуется не более одного шага за вечер.

 

Шаг 2. Лес и его значение для человека.

https://www.youtube.com/watch?v=CkUkhORQMEA- зачем нужен лес и как сохранить лес https://www.youtube.com/watch?v=YI3ZxUdDKpk

                            

Побеседуйте с ребенком на тему: «Лес – наше богатство» Что такое лес? В чем заключается его богатство? (ответы ребенка)

Лес – это огромное богатство нашей Земли! Это дом для насекомых, зверей, птиц, в лесу они находят себе пищу, укрываются от врагов, растят свое потомство. Растения очищают наш воздух, радуют нас своей красотой. Лес кормит нас и лесных жителей ягодами, грибами, орехами. В лесу растут не только деревья и кустарники, но и разные травы, в том числе и лечебные, которые применяются для создания различных лекарств.

Шаг 3. А теперь, предлагаем Вам вместе с ребенком почитать интересный рассказы о лесах и их обитателях, переходите по ссылкам и читайте с удовольствием!

http://www.skazayka.ru/etazhi-lesa/

А также, посмотреть Видеоролик о планете Земля https://www.youtube.com/watch?v=xOMfvlDtN5g

Шаг 4. Животные наших лесов.

Наверное, нет такого ребенка, который не интересовался бы животными. С самого раннего детства каждый малыш получает первые представления об окружающей его природе: растениях, птицах, насекомых, животных. Посмотрите с ребенком очень интересный развивающий мультфильм про лесных животных https://www.youtube.com/watch?v=IMtunU-C2uQ

Что должен знать дошкольник про животных нашего края? Во-первых, дикое это животное или домашнее, животное леса или степи, то есть место обитания. Во-вторых, в каком "домике" живет животное, если оно дикое: это может быть нора, берлога, дупло или животное совсем не делает себе домика. В-третьих, чем это животное питается. Увлекательный рассказ - то, что нужно. И обязательно сопроводить этот рассказ о животных картинками, https://www.google.com/search?q=%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%B8%D1%85+%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%B2&sxsrf=ALeKk01BDrHZFKGfRuJADqm_bKAn1dBEYQ:1589970521145&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=2ahUKEwiVzPbgncLpAhWh5KYKHaV_D4oQ_AUoAXoECBkQAw&biw=1920&bih=920

Дикие Животные наших лесов и Их Детеныш и - купить Дошкольное обучение в  интернет-магазинах, цены в Москве на goods.ru

ведь мы же знаем, что зрительная память очень помогает в обучении дошкольника. Поговорим с ребенком о диких животных леса нашего края и покажем карточки, так малыши лучше заинтересуются темой и запомнят все подробности визуально.

Видеоуроки являются идеальными помощниками при изучении новых тем и закреплении материала. Посмотрите видеоролик «Дикие животные и их детеныши» и в последующем нарисуйте одного из понравившихся.

https://www.youtube.com/watch?v=U64r6pJoGQ8 

 

Также можно предложить ребенку поиграть в онлайн игру «Где чья мама?» https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/gde-chja-mama

               

«Экологические игры с ребенком»

Игра «Цепочка». Вы называете объект живой или неживой природы, а ребёнок называет один из признаков данного объекта, далее вы называете признак, далее опять ребёнок так, чтобы не повториться. Например, объект живой природы «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

Игра «Да» или «нет». На все вопросы в игре можно отвечать только словами «да» или «нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение). Вы спрашиваете, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Ребёнок должен отвечать только двумя словами «да» или «нет». После отгадывания игроки меняются ролями в игре.

Игра «Вершки-корешки». Вы называете овощи, ребёнок делает движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, он поднимает рук вверх. Если овощ растёт на земле – руки опускает вниз.

Игра «Четвёртый лишний». Вы называете 4 объекта природы, ребёнку нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор. 1. заяц, ёж, лиса, шмель; 2. дождь, снег, облако, роса; 3. роза, одуванчик, гвоздика, тюльпан; 4. корова, волк, овца, кролик; 5. трясогузка, паук, скворец, сорока; 6. бабочка, стрекоза, енот, пчела; 7. ель, берёза, яблоня, осина; 8. лиса, свинья, лось, кабан 9. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; 10. лес, парк, роща, тайга.

 Игра «Береги природу». Родитель предлагает из нашего мира убрать что либо, например, солнце, облака, реки, леса и т.д., а ребёнок должен рассказать (можно с Вашей помощью), что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет названного объекта.

 Игра «Я знаю». Вы называете ребёнку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень). Аналогично называются другие классы объектов природы.

Игра «Птица, рыба, зверь». Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Аналогично проводится игра со словами «зверь» и «рыба».

 Игра «Земля, вода, воздух». Родитель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «орел». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. В ответ на слово «дельфин» - ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. Возможен и другой вариант игры: родитель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. В ответ на слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.

Игра «Летает, плавает, бегает». Родитель называет детям объект живой природы. Ребёнок должен изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик», ребёнок прыгает; при слове «карась» - имитирует плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображает полёт птицы.

 Игра «Скорая помощь» (экологическая игра на природе) Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность. Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь. Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы. Ход игры: ребенок (дети) обходят какой – либо участок с растениями — «делают обход»; если есть «больные», им оказывается необходимая помощь.

Для того что бы ребёнок полюбил природу, стал уважать её и относиться к ней бережно, нужно не так и много, ведь он — сам её часть. Всё не обходимое уже заложено в человеке изначально. Важно нам, взрослым, не потерять это чувство самим и не загубить его в наших детях. Тогда мы воспитаем достойное поколение, которое сохранит окружающий мир со всей его красотой и богатством.

Итак, наш маршрут закончен. Надеемся, что он был полезен для вас и ваших детей. Желаем удачи!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей среднего дошкольного возраста и родителей в сети Интернет по экологическому воспитанию

 

Уважаемые родители!

Детский сад, являющийся первичным звеном в системе образования, безусловно, должен уделять экологическому воспитанию особенное внимание. Но, несмотря на это, именно семья остаётся корнем воспитания любого человека. Именно поэтому я бы хотела обратить внимание на экологическое воспитание дошкольников в семье. На сегодняшний день, наши современные семьи гораздо больше переживают за проблемы экономического характера. С пелёнок детям выбирают престижную профессию, учат правильно обращаться с деньгами. Но что же ребёнок знает о взаимодействии человека с природой? К сожалению,  очень мало…

 

Шаг 1. Вода, что это такое?

 https://www.youtube.com/watch?v=rg462e3MrjI

Начните свой рассказ со стихотворения Н. Рыжовой:

 

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется, лентой серебристой вьется.

Мы привыкли, что вода - наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить: без нее нам НЕ ПРОЖИТЬ!

 (в дальнейшем можете его выучить с ребенком это стихотворение). Затем предложите ребенку посмотреть мультфильм «Фиксики: Вода»

 

 

 

 

 

 

 

https://www.youtube.com/watch?v=yHNlbr0Nozc

МТС и Фиксики запустили экологический онлайн-проект для детей

Начните изучение данной темы с обсуждения вопроса: «Вода, что это такое?».

Сначала можно спросить ребенка какая бывает вода (соленая и пресная). Где она встречается в природе? Всегда ли вода одинакова? Рекомендуется не более одного шага за вечер.

К диалогу можно добавить просмотр картинок воды. https://yandex.ru/collections/user/atakteev/krasivye-fotografii-vody/.

Океанская вода у тропического острова.   Вода в озере на фоне зимних гор.    Кристально чистая вода в озере на фоне гор.

Надо постараться вызвать у ребенка интерес к данной теме и предложить ее дальнейшее изучение.

Шаг 2. Для чего нужна вода.

Поговорите с ребенком о значение воды на Земле для всего живого. Для чего мы ее используем? Кто живет в воде? Что растет в воде. Посмотреть мультики про водный мир: https://www.youtube.com/watch?v=LyDAb4HBW-8

Шаг 5. Посмотрите с ребенком короткометражный фильм "Улыбка природы"; Берегите природу и не засоряйте экологию!:  https://www.youtube.com/watch?v=fismiAcqXOE

После просмотра  можно обсудить с ребенком, как нужно беречь природу, в том числе воду. Затем можно обратиться к личному опыту ребёнка  и поинтересоваться, не мусорит ли он. В заключении можно поиграть с ребенком в игру http://dohcolonoc.ru/razvivayushchie-igry/6265-didakticheskie-igry-po-ekologii.html

Что вредно и полезно для природы

Шаг 3 .Свойство воды.

Расскажите детям о свойствах воды, какая она бывает? Посмотрите опыт с водой: https://www.youtube.com/watch?v=r9sLa9bsRSw

После просмотра можно предложить ребенку провести опыт самому (под присмотром взрослого)

Шаг 4. Круговорот воды в природе.

Поговорите с детьми почему вода не кончается. Ведь мы столько ее выливаем!

Рассмотреть картинки: https://yandex.ru/images/search?text=круговорот%20воды%20в%20природе%20для%20детей%20дошкольников&stype=image&lr=51&noreask=1&source=wiz&redircnt=1434455347.1

Посмотрите с вашим ребенком мультфильмы:

 

                                    

http://кинопират.рф/253-kapitoshka.html

«Возвращайся Капитошка»: http://кинопират.рф/254-vozvraschaysya-kapitoshka.html

После просмотра поговорите с ребенком, как он понял это явление природы.

Шаг 5. Почему воду нужно беречь?

Итак, пришло время поговорить с ребенком о губительном влиянии человека на природу. Как и чем люди наносят вред водному миру, его обитателям.

Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь!

Посмотрите с ребенком картинки «Загрязнение водоемов: https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20загрязнение%20водоемов&stype=image&lr=51&noreask=1&source=wiz&redircnt=1434456679.1

 

                  

Чтобы сократить потери воды, надо:

·         не оставлять краны открытыми;

·         следить за исправностью кранов;

·         регулировать силу струи воды;

·         мыть посуду в чашке, используя минимум моющего средства.

·         выключать воду, пока чистим зубы;

·         уменьшать напор, когда моем посуду;

·         в унитазе снизить уровень заполнения;

·         мыть посуду в чашке.

Шаг 6. Обобщение.

Подведение итогов. Правила бережного отношения к воде.

Обращай внимание, не течет ли зря вода из крана дома. Если ты заметишь такое, закрой кран. Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь! Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым. Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины.

Попробуйте изготовить с вашим ребенком книжку-малышку по данной теме https://www.maam.ru/detskijsad/knizhka-malyshka-oi-voda-voda-dlja-chego-ty-nam-nuzhna-master-klas.html

Книжка-малышка «Ой, вода, вода, для чего ты нам нужна?». Мастер-клас

Итак, наш маршрут закончен…  По этой теме можно найти очень много интересной и познавательной информации в сети Интернет.

Познавайте мир вместе со своими детьми! А компьютер вам в этом поможет!

 

 

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей старшей и подготовительной к школе группы и родителей в сети Интернет по экологическому воспитанию

 

Уважаемые родители!

 

Этот маршрут посвящен теме растений. Казалось бы что нового можно сказать о растениях… Да, они украшают окружающий нас мир, а что еще?

Каждый, даже самый маленький и простенький цветок – удивительная загадка природы!

Маршрут состоит из шести шагов, каждый из которых поможет Вам и Вашему ребенку расширить представление о деревьях, кустарниках и цветах.

Шаг 1. Что такое растения?

 Предлагаем посмотреть мультфильм «Смешарики» Наука для детей - Всё о растениях https://www.youtube.com/watch?v=REsJn14264A

                  Лосяш - Смешарики 2D. Все серии подряд - YouTube           Новая серия "Смешариков" о правилах тушения лесных пожаров появилась на  YouTube | Русское географическое общество

Шаг 2. Из чего состоят растения? Части растений.

На этом видеоуроке вы узнаете какие части есть у растений и за что каждая из них отвечает https://www.youtube.com/watch?v=CS4oE4qLxrg

 

 

Пройдя по этой ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=grmpGk-zKpU

Вы вместе с детьми сможете узнать много интересного о цветах: где растут цветы, как появляются, из чего появляется росток.    

После просмотра мультфильма спросите у ребенка:

- Какие бывают цветы? (комнатные, садовые, полевые…)

- Как появляются цветы? (из семечка)

ШАГ 3. Как растут растения

В данной презентации описаны этапы роста -  от семечка до растения

https://salda.ws/video.php?id=x1exzwhlzBA

Спросите у ребенка:

- Что развивается из семечка? (росток)

- Что необходимо делать, чтобы цветок рос? (рыхлить почву, поливать)

 На ссылке https://www.youtube.com/watch?v=OlMRbYdLxQs       посмотрите обучающий мультфильм «Как растут растения»           

 Пусть ребенок после просмотра мультфильма ответит на вопросы:

- Кто опыляет цветы?

- Какие растения не имеют запаха и не привлекают насекомых?

- Кто еще опыляет цветы? (птицы, животные, ветер)

ШАГ 4. «Полезные растения»

Какую пользу приносят растения людям поможет ссылка на сказку про лекарственные растения. https://www.youtube.com/watch?v=eY_0aCPDf5Q

Поучительная сказка, которая знакомит детей с лекарственными растениями на примере несчастного случая, который приключился с муравьем. Прекрасный пример заботы и взаимопомощи.

Чем полезны растения для человека, также можно узнать перейдя по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=w_k_dSqxmdg , а чем опасны бывают- по этой ссылке https://www.youtube.com/watch?v=iE4woStkqhM

ШАГ 5. Зачем беречь природу?

Люди строят города, изобретают интересные и полезные вещи, руководят прогрессом на Земле и даже в космосе. Но не стоит забывать, что сам человек является частью природы. Без природы наша с вами жизнь невозможна. Природа окружает нас повсюду. Даже в городе есть деревья вдоль дороги, цветы на клумбах, поют птицы, летают жуки и бабочки, в городском парке можно увидеть белку и крота. Человек занимается благоустройством своей жизни и досуга, на первое место он всегда ставит свои интересы. Но, к сожалению, человек не всегда понимает, что его деятельность может навредить природе, а если погибнет природа, погибнем и мы с вами. Очень интересный видеоурок поможет во всем этом разобраться https://www.youtube.com/watch?v=fK8V7_2cW6M

ШАГ 5 Заключительный

В заключение маршрута предлагаем Вам обобщить и привести в систему все знания, полученные в ходе маршрута. Задайте детям вопросы:

- Что такое растения? Что входит в это понятие?

-Что необходимо растению для роста?

- Из чего состоят растения? Части растений.

-Какую пользу приносят растения людям? А чем бывают опасны?

-Может ли растение жить без света, тепла и воды?

-Нужно ли охранять природу?

Итак, наш маршрут закончен. Надеемся, что он был полезен для вас и ваших

детей. Желаем успехов и удачи в исследовании замечательного мира растений!


 

Скачано с www.znanio.ru