Методические рекомендации по организации «Образовательного маршрута по экологическому воспитанию
в сети Интернет для учащихся 1 класса и их родителей»
Уважаемые родители!
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причины в деятельности человека, его вторжении в природу, часто безграничные, недопустимые с экологической точки зрения, расточительные, ведущие к нарушению экологического равновесия на планете, ухудшению состояния окружающей среды.
Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что каждый человек не «чувствует» природы, не контактирует с ней. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком, и, вероятно, при его обучении и воспитании проблемам экологии не уделялось достаточное значение. Вот почему в конце ХХ века проблема экологической грамотности населения выдвинулась на одно из первых мест. В связи с этим в стране создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы являются дошкольные учреждения. А родители нам должны помочь в этом деле.
Предлагаем вашему вниманию несколько образовательных маршрутов для совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет по экологическому воспитанию. Познавайте мир вместе со своими детьми! А компьютер вам в этом поможет!
Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей младшего дошкольного возраста и родителей в сети Интернет по экологическому воспитанию
Шаг 1. Начните свой рассказ со стихотворения В. Чижова «В природе столько красоты!» В дальнейшем можете его выучить с ребенком.
В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.
Надо постараться вызвать у ребенка интерес к данной теме и предложить ее дальнейшее изучение, поэтому предлагаем вашему вниманию экологический мультфильм для детей "Мальчик и Земля" https://www.youtube.com/watch?v=49x9qCDcF_s
Можно спросить, а знает ли ребенок какой формы наша планета Земля? (круглой, шар). Сказать, что Земля, это наш общий дом, и для животных, и для людей, и для растений. Подведите ребенка к выводу, о том, как важно беречь природу на нашей Планете, о том, что нужно бороться с последствиями различного рода загрязнений. После этого приступайте к следующему шагу! Рекомендуется не более одного шага за вечер.
Шаг 2. Лес и его значение для человека.
https://www.youtube.com/watch?v=CkUkhORQMEA- зачем нужен лес и как сохранить лес https://www.youtube.com/watch?v=YI3ZxUdDKpk
Побеседуйте с ребенком на тему: «Лес – наше богатство» Что такое лес? В чем заключается его богатство? (ответы ребенка)
Лес – это огромное богатство нашей Земли! Это дом для насекомых, зверей, птиц, в лесу они находят себе пищу, укрываются от врагов, растят свое потомство. Растения очищают наш воздух, радуют нас своей красотой. Лес кормит нас и лесных жителей ягодами, грибами, орехами. В лесу растут не только деревья и кустарники, но и разные травы, в том числе и лечебные, которые применяются для создания различных лекарств.
Шаг 3. А теперь, предлагаем Вам вместе с ребенком почитать интересный рассказы о лесах и их обитателях, переходите по ссылкам и читайте с удовольствием!
http://www.skazayka.ru/etazhi-lesa/
А также, посмотреть Видеоролик о планете Земля https://www.youtube.com/watch?v=xOMfvlDtN5g
Шаг 4. Животные наших лесов.
Наверное, нет такого ребенка, который не интересовался бы животными. С самого раннего детства каждый малыш получает первые представления об окружающей его природе: растениях, птицах, насекомых, животных. Посмотрите с ребенком очень интересный развивающий мультфильм про лесных животных https://www.youtube.com/watch?v=IMtunU-C2uQ
Что должен знать дошкольник про животных нашего края? Во-первых, дикое это животное или домашнее, животное леса или степи, то есть место обитания. Во-вторых, в каком "домике" живет животное, если оно дикое: это может быть нора, берлога, дупло или животное совсем не делает себе домика. В-третьих, чем это животное питается. Увлекательный рассказ - то, что нужно. И обязательно сопроводить этот рассказ о животных картинками, https://www.google.com/search?q=%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%B8%D1%85+%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%B2&sxsrf=ALeKk01BDrHZFKGfRuJADqm_bKAn1dBEYQ:1589970521145&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=2ahUKEwiVzPbgncLpAhWh5KYKHaV_D4oQ_AUoAXoECBkQAw&biw=1920&bih=920
ведь мы же знаем, что зрительная память очень помогает в обучении дошкольника. Поговорим с ребенком о диких животных леса нашего края и покажем карточки, так малыши лучше заинтересуются темой и запомнят все подробности визуально.
Видеоуроки являются идеальными помощниками при изучении новых тем и закреплении материала. Посмотрите видеоролик «Дикие животные и их детеныши» и в последующем нарисуйте одного из понравившихся.
https://www.youtube.com/watch?v=U64r6pJoGQ8
Также можно предложить ребенку поиграть в онлайн игру «Где чья мама?» https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/gde-chja-mama
«Экологические игры с ребенком»
Игра «Цепочка». Вы называете объект живой или неживой природы, а ребёнок называет один из признаков данного объекта, далее вы называете признак, далее опять ребёнок так, чтобы не повториться. Например, объект живой природы «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.
Игра «Да» или «нет». На все вопросы в игре можно отвечать только словами «да» или «нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение). Вы спрашиваете, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Ребёнок должен отвечать только двумя словами «да» или «нет». После отгадывания игроки меняются ролями в игре.
Игра «Вершки-корешки». Вы называете овощи, ребёнок делает движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, он поднимает рук вверх. Если овощ растёт на земле – руки опускает вниз.
Игра «Четвёртый лишний». Вы называете 4 объекта природы, ребёнку нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор. 1. заяц, ёж, лиса, шмель; 2. дождь, снег, облако, роса; 3. роза, одуванчик, гвоздика, тюльпан; 4. корова, волк, овца, кролик; 5. трясогузка, паук, скворец, сорока; 6. бабочка, стрекоза, енот, пчела; 7. ель, берёза, яблоня, осина; 8. лиса, свинья, лось, кабан 9. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; 10. лес, парк, роща, тайга.
Игра «Береги природу». Родитель предлагает из нашего мира убрать что либо, например, солнце, облака, реки, леса и т.д., а ребёнок должен рассказать (можно с Вашей помощью), что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет названного объекта.
Игра «Я знаю». Вы называете ребёнку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень). Аналогично называются другие классы объектов природы.
Игра «Птица, рыба, зверь». Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Аналогично проводится игра со словами «зверь» и «рыба».
Игра «Земля, вода, воздух». Родитель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «орел». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. В ответ на слово «дельфин» - ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. Возможен и другой вариант игры: родитель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. В ответ на слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.
Игра «Летает, плавает, бегает». Родитель называет детям объект живой природы. Ребёнок должен изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик», ребёнок прыгает; при слове «карась» - имитирует плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображает полёт птицы.
Игра «Скорая помощь» (экологическая игра на природе) Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность. Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь. Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы. Ход игры: ребенок (дети) обходят какой – либо участок с растениями — «делают обход»; если есть «больные», им оказывается необходимая помощь.
Для того что бы ребёнок полюбил природу, стал уважать её и относиться к ней бережно, нужно не так и много, ведь он — сам её часть. Всё не обходимое уже заложено в человеке изначально. Важно нам, взрослым, не потерять это чувство самим и не загубить его в наших детях. Тогда мы воспитаем достойное поколение, которое сохранит окружающий мир со всей его красотой и богатством.
Итак, наш маршрут закончен. Надеемся, что он был полезен для вас и ваших детей. Желаем удачи!
Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей среднего дошкольного возраста и родителей в сети Интернет по экологическому воспитанию
Уважаемые родители!
Детский сад, являющийся первичным звеном в системе образования, безусловно, должен уделять экологическому воспитанию особенное внимание. Но, несмотря на это, именно семья остаётся корнем воспитания любого человека. Именно поэтому я бы хотела обратить внимание на экологическое воспитание дошкольников в семье. На сегодняшний день, наши современные семьи гораздо больше переживают за проблемы экономического характера. С пелёнок детям выбирают престижную профессию, учат правильно обращаться с деньгами. Но что же ребёнок знает о взаимодействии человека с природой? К сожалению, очень мало…
Шаг 1. Вода, что это такое?
https://www.youtube.com/watch?v=rg462e3MrjI
Начните свой рассказ со стихотворения Н. Рыжовой:
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется, лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода - наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить: без нее нам НЕ ПРОЖИТЬ!
(в дальнейшем можете его выучить с ребенком это стихотворение). Затем предложите ребенку посмотреть мультфильм «Фиксики: Вода»
https://www.youtube.com/watch?v=yHNlbr0Nozc
Начните изучение данной темы с обсуждения вопроса: «Вода, что это такое?».
Сначала можно спросить ребенка какая бывает вода (соленая и пресная). Где она встречается в природе? Всегда ли вода одинакова? Рекомендуется не более одного шага за вечер.
К диалогу можно добавить просмотр картинок воды. https://yandex.ru/collections/user/atakteev/krasivye-fotografii-vody/.
Надо постараться вызвать у ребенка интерес к данной теме и предложить ее дальнейшее изучение.
Шаг 2. Для чего нужна вода.
Поговорите с ребенком о значение воды на Земле для всего живого. Для чего мы ее используем? Кто живет в воде? Что растет в воде. Посмотреть мультики про водный мир: https://www.youtube.com/watch?v=LyDAb4HBW-8
Шаг 5. Посмотрите с ребенком короткометражный фильм "Улыбка природы"; Берегите природу и не засоряйте экологию!: https://www.youtube.com/watch?v=fismiAcqXOE
После просмотра можно обсудить с ребенком, как нужно беречь природу, в том числе воду. Затем можно обратиться к личному опыту ребёнка и поинтересоваться, не мусорит ли он. В заключении можно поиграть с ребенком в игру http://dohcolonoc.ru/razvivayushchie-igry/6265-didakticheskie-igry-po-ekologii.html
Шаг 3 .Свойство воды.
Расскажите детям о свойствах воды, какая она бывает? Посмотрите опыт с водой: https://www.youtube.com/watch?v=r9sLa9bsRSw
После просмотра можно предложить ребенку провести опыт самому (под присмотром взрослого)
Шаг 4. Круговорот воды в природе.
Поговорите с детьми почему вода не кончается. Ведь мы столько ее выливаем!
Рассмотреть картинки: https://yandex.ru/images/search?text=круговорот%20воды%20в%20природе%20для%20детей%20дошкольников&stype=image&lr=51&noreask=1&source=wiz&redircnt=1434455347.1
Посмотрите с вашим ребенком мультфильмы:
http://кинопират.рф/253-kapitoshka.html
«Возвращайся Капитошка»: http://кинопират.рф/254-vozvraschaysya-kapitoshka.html
После просмотра поговорите с ребенком, как он понял это явление природы.
Шаг 5. Почему воду нужно беречь?
Итак, пришло время поговорить с ребенком о губительном влиянии человека на природу. Как и чем люди наносят вред водному миру, его обитателям.
Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь!
Посмотрите с ребенком картинки «Загрязнение водоемов: https://yandex.ru/images/search?text=картинки%20загрязнение%20водоемов&stype=image&lr=51&noreask=1&source=wiz&redircnt=1434456679.1
Чтобы сократить потери воды, надо:
· не оставлять краны открытыми;
· следить за исправностью кранов;
· регулировать силу струи воды;
· мыть посуду в чашке, используя минимум моющего средства.
· выключать воду, пока чистим зубы;
· уменьшать напор, когда моем посуду;
· в унитазе снизить уровень заполнения;
· мыть посуду в чашке.
Шаг 6. Обобщение.
Подведение итогов. Правила бережного отношения к воде.
Обращай внимание, не течет ли зря вода из крана дома. Если ты заметишь такое, закрой кран. Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь! Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым. Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины.
Попробуйте изготовить с вашим ребенком книжку-малышку по данной теме https://www.maam.ru/detskijsad/knizhka-malyshka-oi-voda-voda-dlja-chego-ty-nam-nuzhna-master-klas.html
Итак, наш маршрут закончен… По этой теме можно найти очень много интересной и познавательной информации в сети Интернет.
Познавайте мир вместе со своими детьми! А компьютер вам в этом поможет!
Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей старшей и подготовительной к школе группы и родителей в сети Интернет по экологическому воспитанию
Уважаемые родители!
Этот маршрут посвящен теме растений. Казалось бы что нового можно сказать о растениях… Да, они украшают окружающий нас мир, а что еще?
Каждый, даже самый маленький и простенький цветок – удивительная загадка природы!
Маршрут состоит из шести шагов, каждый из которых поможет Вам и Вашему ребенку расширить представление о деревьях, кустарниках и цветах.
Шаг 1. Что такое растения?
Предлагаем посмотреть мультфильм «Смешарики» Наука для детей - Всё о растениях https://www.youtube.com/watch?v=REsJn14264A
Шаг 2. Из чего состоят растения? Части растений.
На этом видеоуроке вы узнаете какие части есть у растений и за что каждая из них отвечает https://www.youtube.com/watch?v=CS4oE4qLxrg
Пройдя по этой ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=grmpGk-zKpU
Вы вместе с детьми сможете узнать много интересного о цветах: где растут цветы, как появляются, из чего появляется росток.
После просмотра мультфильма спросите у ребенка:
- Какие бывают цветы? (комнатные, садовые, полевые…)
- Как появляются цветы? (из семечка)
ШАГ 3. Как растут растения
В данной презентации описаны этапы роста - от семечка до растения
https://salda.ws/video.php?id=x1exzwhlzBA
Спросите у ребенка:
- Что развивается из семечка? (росток)
- Что необходимо делать, чтобы цветок рос? (рыхлить почву, поливать)
На ссылке https://www.youtube.com/watch?v=OlMRbYdLxQs посмотрите обучающий мультфильм «Как растут растения»
Пусть ребенок после просмотра мультфильма ответит на вопросы:
- Кто опыляет цветы?
- Какие растения не имеют запаха и не привлекают насекомых?
- Кто еще опыляет цветы? (птицы, животные, ветер)
ШАГ 4. «Полезные растения»
Какую пользу приносят растения людям поможет ссылка на сказку про лекарственные растения. https://www.youtube.com/watch?v=eY_0aCPDf5Q
Поучительная сказка, которая знакомит детей с лекарственными растениями на примере несчастного случая, который приключился с муравьем. Прекрасный пример заботы и взаимопомощи.
Чем полезны растения для человека, также можно узнать перейдя по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=w_k_dSqxmdg , а чем опасны бывают- по этой ссылке https://www.youtube.com/watch?v=iE4woStkqhM
ШАГ 5. Зачем беречь природу?
Люди строят города, изобретают интересные и полезные вещи, руководят прогрессом на Земле и даже в космосе. Но не стоит забывать, что сам человек является частью природы. Без природы наша с вами жизнь невозможна. Природа окружает нас повсюду. Даже в городе есть деревья вдоль дороги, цветы на клумбах, поют птицы, летают жуки и бабочки, в городском парке можно увидеть белку и крота. Человек занимается благоустройством своей жизни и досуга, на первое место он всегда ставит свои интересы. Но, к сожалению, человек не всегда понимает, что его деятельность может навредить природе, а если погибнет природа, погибнем и мы с вами. Очень интересный видеоурок поможет во всем этом разобраться https://www.youtube.com/watch?v=fK8V7_2cW6M
ШАГ 5 Заключительный
В заключение маршрута предлагаем Вам обобщить и привести в систему все знания, полученные в ходе маршрута. Задайте детям вопросы:
- Что такое растения? Что входит в это понятие?
-Что необходимо растению для роста?
- Из чего состоят растения? Части растений.
-Какую пользу приносят растения людям? А чем бывают опасны?
-Может ли растение жить без света, тепла и воды?
-Нужно ли охранять природу?
Итак, наш маршрут закончен. Надеемся, что он был полезен для вас и ваших
детей. Желаем успехов и удачи в исследовании замечательного мира растений!
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.