Методические рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности
Когда мы слышим слова «опыт» или «эксперименты», то сразу представляем пожилого учёного в белом халате и защитных очках: он согнулся над пробирками с кипящей жидкостью в научной лаборатории. Порой мы забываем, что экспериментировать можно и с предметами окружающими нас, не используя специальные приборы. Давайте вспомним поведение ребенка у замёрзшего окна в трамвае, — он экспериментирует с льдом, покрывающее стекло. Царапает ногтем разнообразные узоры, пробует растопить лед теплом своих рук и дыханием. С помощью этих простых действий ребенок получает первые представления о теплопередаче и об агрегатных состояниях воды.
В дошкольном учреждении опытно-экспериментальная работа проводится совместно с педагогом или в самостоятельной деятельности. Но перед этим, на протяжении всего времени образовательного процесса в детском саду закладывали вались основы исследовательского типа мышления. В младшем дошкольном возрасте это игры-эксперименты, в средней и старшей — в экспериментировании и наблюдениями смоделированных объектов, а в подготовительной группе структура детского эксперимента приближается к алгоритму научного исследования. Организуя экспериментирование в подготовительной группе, воспитатель учитывает возрастные особенности детей:
· Высокая способность к самоконтролю. Дети подготовительной к школе группе способные самостоятельно регулировать свою деятельность так, чтобы быть максимально сосредоточенными на предмете своего исследования но при этом избежать усталости.
· Высокий уровень познавательного развития. Дети 6-7 лет имеют большой эмпирический опыт, овладели понятиями о сенсорных эталонах. Следовательно, способны устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы.
· Высокий уровень развития диалогической и монологической речи. Дети способны оставлять небольшие монологи, активно обмениваться мнениями и впечатлениями со сверстниками и взрослыми.
· Формирование способности к самооценке. В этом возрасте дети способны адекватно оценивать результаты своего труда и осознавать значимость своей деятельности.
· Высокий уровень творческой активности. Накопленный дошкольниками опыт взаимодействия с миром в совокупности с детской непосредственностью позволяет детям находить креативные решения.
При организации экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группы мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Образовательные:
- Обогащать представления об окружающем мире
- Обучать самостоятельности в планировании экспериментальной деятельности.
2. Развивающие:
- развивать аналитическое мышления
- развитие логического мышления
- развитие речевых навыков. Обогащение вокабуляра.
3. Воспитательные:
- создать условия для развития детской инициативности, позитивной мотивации к экспериментам
- способствовать сплоченности детского коллектива
- воспитание умения действовать внимательно и аккуратно
Экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста носит исследовательский характер, и проводятся в игровой форме, что позволяет сохранять интерес до конца деятельности.
- Игровые путешествия.
Организуются педагогом в форме виртуального перемещения в разные области и территории, для получения новых знаний о многообразии мира. Это может быть путешествие в Африку, Космос, или океанское дно – здесь все ограничено только фантазией воспитателя. Например, при путешествии в космос дети могут провести эксперимент о том, почему нам кажется, что звезды движутся, при путешествии в пустыню Сахара – узнать о свойствах песка.
- Дидактические игры.
Дидактические игры обладают большим обучающим потенциалом в дошкольном возрасте. В экспериментальной деятельности они служат способом закрепления ранее полученных знаний. Например. Детям предлагается расположить круговорот воды в правильной последовательности, или найти предметы которые не тонут в воде. Могут использоваться самостоятельно или быть частью организованной деятельности.
- Эксперименты и опыты.
Дети подготовительной группы способны самостоятельно проводить опыты. Задачей воспитателя – создание условий, способствующих проведению практических исследований. В данном условии представлен опыт работы по созданию центра экспериментирования в группе.
- Практические исследования на прогулке.
На улице дошкольники наблюдают за явлениями природы, исследуют природные явления. Можно, например, создать солнечные часы. В летнее время открывается широкий простор для экспериментирования с песком и водой.
- Проектная деятельность.
Дети подготовительной к школе группы способны долго удерживать внимание на одном объекте исследования, и способны с помощью педагога или же родителей осуществлять проектную деятельность в самых разнообразных областях.
Модернизация развивающей предметно-пространственной среды для организации экспериментальной деятельности
Важным условием, в соответсвии с ФГОС ДО, является создание условий для всестороннего развития ребенка. Необходимо постоянно обогащать и преобразовывать развивающую предметно-пространственную среду группы. В качестве модернизации условий для продуктивной опытно-экспериментальной деятельности мы создали «Центр экспериментирования».
Центр экспериментирования размещен между «центром познавательного развития» и «центром природы», чтобы объединять в себе функции этих двух центров и при этом расширять возможности исследуемых объектов.
При организации оборудования мы следовали принципам безопасности, транспортируемости, доступности. Необходимо создать возможность детям работать самостоятельно, чтобы дети могли самостоятельно проводить простые опыты, вести наблюдения с любой пространственной точки, а так же приводить рабочее место в порядок.
В развивающей предметно-пространственной среде "Центра экспериментирования" необходимо располагать следующее оборудование:
1. Защитная одежда для экспериментирования в ассортименте.
2. Сосуды нахождения меры, емкости для хранения, а так же для манипуляций с материалом (пересыпания, смешивания, наблюдения за выпадением осадков и т.д.)
3. Емкости для воды и жидкости
4. Клеенки, салфетки.
5. Подносы
6. Формочки из силикона
7. Подносы в ассортименте.
8. Волшебный мешочек
9. Зеркала
10. Магниты
11. Электрические фонарики
12. Пипетки
13. Увеличительное стекло;
14. Набор для экспериментирования с водой и песком: емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы-орудия для пересыпания, плавающие и тонущие игрушки и предметы;
15. Леечки,
16. Марля, сетка
17. Сосуды с узкими широким горлом, воронки, мензурки, шприцы без игл;
Необходимо наполнять центр экспериментирования возобновляемыми ресурсами, с которыми непосредственно будут проводится опыты. Природные ресурсы, красители разной степени густоты, семена – все это пополняется совместно с детьми в процессах разнообразных видов деятельности: особенно актуально осуществлять сбор материала во время прогулок. В детях от природы заложена любознательность, они охотно занимаются исследовательской деятельностью. Наша задача – поддерживать и помогать детям познавать удивительный мир экспериментов. Не стоит забывать, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Для игровой мотивации дошколят мы «поселили» в нашем центре экспериментирования бельчонка Почемучку. Он помогает нам исследовать мир, а мы ему, в свою очередь, помогаем преодолевать трудности.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.