Методические рекомендации по организации особых образовательных потребностей у детей с ограниченными возможностями здоровья
Оценка 4.9

Методические рекомендации по организации особых образовательных потребностей у детей с ограниченными возможностями здоровья

Оценка 4.9
docx
11.07.2021
Методические рекомендации по организации особых образовательных потребностей у детей с ограниченными возможностями здоровья
Методические рекомендации по организации особых образовательных потребностей у детей с ограниченными возможностями здоровья
Статья овз 2.docx

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ  И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ  С УЧЕТОМ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

Особые образовательные потребности – это актуальные и потенциальные возможности (энергетические, когнитивные, моторные и другие), которые проявляет ребенок в процессе обучения (В.И. Лубовский). «Среди особенностей, наблюдаемых при всех недостатках развития, т.е. обусловленных специфическими закономерностями, может быть выделена совокупность особенностей, которые определяют необходимость организации специальной психолого-педагогической помощи в развитии и обучении этих детей. Эту совокупность особенностей принято называть особыми образовательными потребностями» (В.И.Лубовский, 2013, стр.25). Особые образовательные потребности могут проявляться по-разному и в разных сочетаниях, поэтому необходимо обеспечить детей с ОВЗ разнообразными формами организации обучения и воспитания, что в дальнейшем обеспечит им возможности успешной социальной адаптации.

Принцип учета зоны ближайшего развития. Л.С.Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и зоны его ближайшего развития. Актуальный уровень развития определяется степенью трудности задач, которые ребенок решает самостоятельно, без помощи взрослого. Зона ближайшего развития определяется степенью трудности задач, которые ребенок решает – на данном этапе – с помощью взрослого, в сотрудничестве с ним, а в будущем будет решать их самостоятельно. Зона ближайшего развития - следствие становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и пост6епенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Они приобретают при этом ряд необходимых свойств – опосредствованность различными «психологическими орудиями» (знаковыми системами), осознанность, произвольность, реализация во внутреннем плане. Высшие психические функции как системы обладают большой пластичностью. ЗБР ребенка дает возможность сделать заключение о потенциальных возможностях развития ребенка, и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения каждого конкретного ребенка. ЗБР может характеризовать и уровень развития личности ребенка, при этом выясняется разница между стихийно складывающимися в процессе социализации личностными качествами ребенка и теми сдвигами в развитии личности, которые формируются в результате направленных воспитательных воздействий.

Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка ЗБР, на те психические процессы, которые начинают складываться у ребенка в совместной работе со взрослым, а затем функционируют в его деятельности, становятся его достоянием.

Особые образовательные потребности – это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения.

Когнитивные (познавательная сфера) составляющие – это владение мыслительными операциями, возможности восприятия и памяти (запечатление и сохранение воспринятой информации), активный и пассивный словарь и накопленные знания и представления об окружающем мире.

Энергетические составляющие - умственная активность и работоспособность.

Эмоционально-волевая сфера – направленность активности ребенка, его познавательная мотивация, а также возможности сосредоточения и удержания внимания.

Именно специфические закономерности определяют важнейшую особенность детей с ограниченными возможностями – особые образовательные потребности, которые варьируют по своему характеру в зависимости от типа дизонтогенеза, выраженности дефекта и индивидуальных особенностей ребенка. Они выражаются в конкретных требованиях к специальным образовательным условиям, содержанию и темпу педагогической работы, необходимых для всех детей с ОВЗ:

1. медицинская (лечебная и профилактическая) помощь;

2. подготовка детей к овладению школьной программой путем пропедевтических занятий (т.е. формирование у них необходимых знаний)

3. формирование у них познавательной мотивации и положительного отношения к учению;

4. замедленный темп преподнесения новых знаний;

5. меньший объем «порций» преподносимых знаний, а также всех инструкций и высказываний педагогов с учетом того, что закон «магического числа 7±2» для детей с недостатками развития не действует, т.е. объем запоминаемой информации у них меньше;

6. использование наиболее эффективных методов обучения (в том числе усиление наглядности в разных ее формах, включение практической деятельности, применение на доступном уровне проблемного подхода);

7. организация занятий таким образом, чтобы избегать утомления детей;

8. максимальное ограничение посторонней по отношению к учебному процессу стимуляции;

9. контроль понимания детьми всего, особенно вербального, учебного материала;

10. ситуация обучения должна строиться с учетом сенсорных возможностей ребенка, что означает оптимальное освещение рабочего места, наличие звукоусиливающей аппаратуры и т.д.


 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

ЗБР может характеризовать и уровень развития личности ребенка, при этом выясняется разница между стихийно складывающимися в процессе социализации личностными качествами ребенка и теми сдвигами в…

ЗБР может характеризовать и уровень развития личности ребенка, при этом выясняется разница между стихийно складывающимися в процессе социализации личностными качествами ребенка и теми сдвигами в…

3. формирование у них познавательной мотивации и положительного отношения к учению; 4. замедленный темп преподнесения новых знаний; 5. меньший объем «порций» преподносимых знаний, а также…

3. формирование у них познавательной мотивации и положительного отношения к учению; 4. замедленный темп преподнесения новых знаний; 5. меньший объем «порций» преподносимых знаний, а также…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.07.2021