Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Базарносызганская средняя школа №1
Методические рекомендации по организации
проектно-исследовательской деятельности
младшего школьника
Автор: Синюгина Татьяна Анатольевна,
учитель начальных классов
МКОУ Базарносызганская средняя школа №1
МО «Базарносызганский район»
Сведения об исследователе:
Тараканчиков Роман, обучающийся
4 «А» класса
МКОУ Базарносызганская средняя школа №1
МО «Базарносызганский район»
2020г.
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………….........3
2. Постановка проблемы. Выбор темы исследования………………………………..4
3. Определение цели, выдвижение гипотезы, формулирование задач………...........5
4. Подготовка к исследованию и его планирование……………………………........5
5. Проведение исследования, сбор материала и систематизация информации……………………………………………………………………………..6
6. Анализ и обобщение полученных данных…………………………………...........7 7. Оформление исследовательской работы…………………………………...............7
8. Подготовка к публичной защите исследования…………………………8 9.Защита исследования……………………………………………………………......8
10. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы……………8
2
Введение
Современная система образования ориентирует педагогов на организацию обучения самостоятельной деятельности обучающихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, составление проектов. На сегодняшний день перед каждым преподавателем стоит вопрос о том, как более логично и ненавязчиво заинтересовать ребенка наукой, приобщить его в мир открытий. Стоит отметить, что деятельность учителя должна состоять в том, чтобы через знания и умения организовать исследовательскую деятельность учащихся, научить их приемам исследовательской работы, привить вкус к научному труду. Ведь так важно вовлечь школьников в научное познание мира уже на ранних стадиях обучения, как и не менее важно научить ребенка к умению учиться и самостоятельно добывать знания, делать открытия.
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, которая предполагает решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Здесь будут присутствовать основные этапы, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. под исследовательской деятельностью понимается деятельность, которая предполагает решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Здесь будут присутствовать основные этапы, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Вашему вниманию представляю методические рекомендации по организации проектно - исследовательской деятельности.
Исследовательская работа по теме: «Слава русской старине» проведена с целью пробуждения интереса к изучению традиций русской культуры, ознакомление с устройством и бытом русской избы, традициями русского народа, расширить кругозор. Воспитание любви к прекрасному, творчеству. Развитие познавательных способностей творческого мышления. Освоение и овладение навыками поисковой и исследовательской деятельности.
Задачи педагогического сопровождения организации проектно-исследовательской деятельности:
1. Мотивировать – создавать условия для постановки личных целей учащейся; демонстрировать значимость исследовательской деятельности и её результатов.
2. Обучать – оказывать содержательную и организационную помощь в работе: консультировать по просьбе ученика, в случае необходимости конкретизировать неявные проблемы, ставить наводящие вопросы, напоминать.
3
3. Стимулировать – предъявлять адекватные требования, создавать для учащейся
возможности достижения успеха, своевременно и регулярно проверять и оценивать выполняемую работу, высказывать одобрение, применять различные виды поощрения.
4. Развивать умения и навыки:
- формулировать ведущую проблему, цель и задачи, вытекающие из этой проблемы;
- планировать содержательную деятельность;
- искать и отбирать актуальную информацию и усваивать необходимые знания;
- проводить эксперименты, наблюдать их ход, осмыслять полученные результаты;
- представлять результаты своей деятельности и ход работы;
- строить устный доклад (сообщение) о проделанной работе с помощью наглядной компьютерной презентации;
- проводить самоанализ и рефлексию;
- проводить исследование (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение).
Этапы исследования:
- выбор темы исследования;
- определение цели, формулирование задач, выдвижение гипотезы,;
- подготовка к исследованию и его планирование (определение источников информации);
- проведение исследования, сбор материала и систематизация информации;
- обобщение полученных данных;
- оформление исследовательской работы;
- подготовка к публичной защите проекта;
- защита проекта;
- подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
1. Постановка проблемы. Выбор темы исследования
Любое исследование начинается с выбора темы работы. Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. А что значит найти проблему?
Формулировка проблемы исследования - это крайне важный этап, так как именно верная формулировка позволит учащимся более четко рассмотреть возможные пути решения той самой выдвинутой проблемы.
Теперь хотелось бы поговорить о теме исследования, т.к. это тоже немаловажный этап пути. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Она должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу. Тема должна быть реализуема. Нужно обращать внимание на имеющиеся условия и понимать, сможет ли учащихся справиться с имеющейся проблемой, достаточно ли будет источников информации, а также есть ли требуемое оборудование и условия для ведения эксперимента.
Рома однажды прочитал стихотворение «Мой дом - моя крепость!» и задумался: может ли крестьянская изба являться символом русской культуры? Какие есть предметы русского народного быта?
4
Какие существовали особенностями обустройства русской избы.
Ему самому захотелось узнать, как строили избы на Руси, что сбой представляла русская изба, побывать в ней, узнать о традициях русского народа. Так как знать историю народа, его быт и традиции необходимо, потому что это часть нашей истории, которую нельзя забыть. Так и определилась тема проекта «Слава русской старине»
2. Определение цели, выдвижение гипотезы, формулирование задач
Успешность работы в первую очередь зависит от того, насколько чётко сформулирована цель исследования и его задачи. Определить цель исследования - значит ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь?
Цель работы должна быть чётко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который ты хочешь получить ответ.
Рома поставил перед собой цель: изучить традиции русского народа, быт русской избы в старину и создать журнал «Мир русской избы».
Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Ответ на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок или гипотез. Гипотеза – это предположительное, вероятностное значение, ещё не доказанное логически и не подтверждённое опытом. Рома выдвинул гипотезу: русская изба - это отражение мудрости наших предков, удивительный мир, созданный руками человека, символ русской культуры. Каждый человек должен знать свои истоки.
Следующим этапом необходимо было сформулировать задачи исследования. Задач исследования не должно быть слишком много – три-пять. Формулировать задачи необходимо чётко, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Под задачами исследования понимается то, что можно сделать для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой, т.е задачи исследования уточняют цель.
Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута («изучить», «найти», «проанализировать», «описать», «выявить», «выяснить», «определить», «установить»).
Рома сформулировал следующие задачи:
1. изучить литературу по истории русской избы.
2. узнать, какие были первые избы и как они строились;
3. Изучить традиции русской культуры.
4. Ознакомление с особенностями обустройства русской избы.
3. Подготовка к исследованию и его планирование
Перед началом исследования нужно составить его предварительный план. Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?»
5
Поэтому надо определить, какие инструменты или методы можно использовать, а затем выстроить их по порядку.
Метод – это способ достижения цели исследования. Необходимо учитывать, что и подбор методов исследования, и план работы зависят от того, что ты исследуешь.
Предлагаю список доступных методов исследования. Обучающийся выбирает следующие методы:
- самостоятельно подумать;
- провести беседу, опрос;
- прочитать литературу о том, что исследуешь;
- найти информацию в Интернете;
- сходить на экскурсию;
- проанализировать полученную информацию;
- обобщить.
Последовательность применения методов определяли вместе.
4. Проведение исследования,
сбор материала и систематизация информации
1. Подумать самостоятельно.
С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы:
- Что я знаю по теме исследования: «Слава русской старине!»
- Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования?
- Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме исследования?
2. Провести беседу, опрос.
Вполне возможно, что кто-то из опрашиваемых людей знает что-то очень важное о том, что ты изучаешь. Записать информацию, полученную от других людей.
Так Рома провел беседу с бабушкой и выяснил что крестьянское жилище представляло собой простое сооружение– избу. Нет дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых бревен, воздух в ней всегда пахнет смолой. Изба чаше всего состояла из одной комнаты, она условно делилась на несколько зон.
3. Прочитать книги о том, что исследуешь.
Совсем не обязательно открывать то, что до тебя уже открыто. Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию. Если этого недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.
Нужно записать всё, что ты узнал из книг о том, что исследуешь. Рома взял в библиотеке словари и нашёл определение, что такое изба.
4. Провести анкетирование, опрос.
Цель опроса: узнать , что ребята знают о русской избе, традициях русского народа.
6
«Составь список вопросов, на которые ты бы хотела получить ответ. Раздай учащимся начальных классов. Затем проанализируй анкеты, это ты уже умеешь делать».
Рома составил вопросы для опроса:
1)Что такое русская изба?
2.Как строили избы?
3)Что находилось в русской избе?
4.Какие предметы быта русской избы знаете?
5. Найти информацию в сети Интернет.
Ни один учёный не работает без компьютера - верного помощника современного исследователя. Надо поискать нужную тебе информацию в сети Интернет.
«Запиши все, что тебе помог узнать компьютер.»
6. Экскурсия.
Интересный и доступный способ добычи новых знаний - экскурсия.
Рома посетил школьный музей, увидел старинные предметы, потрогал их своими руками, ощутил тепло и любовь, которые веяли от них.
5. Анализ и обобщение полученных данных
Значительно сложнее решить, что делать с представленной информацией. Как её проанализировать, обобщить, выделить главное и исключить второстепенное и, наконец, в каком виде представить. Здесь никак не обойтись без деликатной помощи взрослого.
Одним из основных навыков исследователя является умение выделять в тексте главную, наиболее существенную информацию. К ней относятся: определения научных понятий, формулировки законов, правил, перечисления принципов, основной мысли автора, его выводы.
Второстепенная информация может либо разъяснять главную информацию, либо отражать вытекающие из этой информации конкретные следствия и практические рекомендации. К этому типу информации относятся аргументы, обоснования, примеры, подробные характеристики отдельных явлений, описания, второстепенные факты из чьей-либо биографии, а также разного рода комментарии.
«Выполнил ли ты то, что задумал? Какие выводы сделаешь на основе полученных данных? Вернись к задачам, сформулируй на них ответы. Проверь, подтвердилось ли твоё предположение. Если нет, сформулируй его снова».
6. Оформление исследовательской работы
Работа должна быть аккуратно оформлена: набрана одним шрифтом и распечатана на компьютере, чтобы её мог легко прочитать каждый.
Начинается работа с оформления титульного листа, на котором указан автор, название и год выполнения.
Особенно внимательно надо отнестись к названию работы. Оно должно точно отражать её содержание.
7
Обязательно нужно указать оглавление, список использованной литературы.
Текст должен быть грамотным. В научной литературе грамматические и синтаксические ошибки также недопустимы, как и в школьном диктанте или сочинении.
Очень внимательно следует относиться к языку работы. Научное сообщение должно быть предельно точным и однозначным, это не художественное произведение.
7. Подготовка к публичной защите исследования
Текст выступления готовится при помощи взрослого. Не надо пересказывать весь текст исследовательской работы. Необходимо лишь осветить основные моменты исследования:
- обосновать выбор темы, цель и задачи исследования;
- рассказать о гипотезе;
- кратко осветить основные этапы исследования, которые привели к подтверждению или опровержению гипотезы;
- сделать выводы.
- рассказать о том, как повлияла исследовательская работа на личность ребенка.
8. Защита исследования
В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.
Необходимо пересказывать с опорой на текст презентации. Текст презентации читать не нужно.
Говорить нужно чётко, громко, соблюдая логическое ударение на главном в предложении, эмоционально.
Быть готовым к вопросам, которые могут задать члены жюри. Если ребенок не смог ответить на вопрос, не теряться, поблагодарить жюри за вопрос и в дальнейшем попытаться найти на него ответ.
Руководителю не вмешиваться в выступление. Мультимедийное сопровождение должно осуществляться педагогом.
9. Подведение итогов,
конструктивный анализ выполненной работы
Цель: обсудить итоги завершённой работы.
«Ты выполнил большую работу. Я предлагаю обсудить её итоги, ответив на вопросы:
- Выполнила ли ты то, что задумал?
- Что не удалось выполнить?
- Что оказалось трудным в исследовании?
- Кого бы ты хотела поблагодарить?
- Как бы ты оценила свою работу?
- Хотела бы ты ещё провести исследовательскую работу по волнующей тебя проблеме и выступить перед публикой?»
8
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.