МАУДО Центр детского творчества Промышленного района
Методические рекомендации
по организации профилактических мероприятий для детей и подростков
Автор-составитель:
педагог-организатор детского
клуба по месту жительства
им. К.Н. Котова
Соловых О.А.
Оренбург, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….3
1.Организация мероприятий по профилактике суицидального поведения….3
2.Организация мероприятий по профилактике наркомании, вредных привычек………………………………………………………………………….5
3.Организация мероприятий по профилактике буллинга……………………..7
4. Организация мероприятий по профилактике терроризма, экстремизма и других негативных явлений……………………………………………………..8
5.Организация мероприятий по профилактике преступлений и правонарушений…………………………………………………………………..9
6. Организация мероприятий по формированию основ ОБЖ………………..10
Заключение……………………………………………………………………….12
Введение
Актуальность и необходимость организации профилактической работы среди детей и подростков очевидна и обусловлена рядом причин: снижением жизненного уровня населения, расслоением общества, переоценкой социальных ценностей, изменениями в системе воспитания и обучения подрастающего поколения. Все это вызвало в последние годы небывалый рост преступности несовершеннолетних.
Особую тревогу вызывает и тот факт, что за последние несколько лет, увеличилось количество случаев асоциального поведения учащихся, увеличилось количество детей, самовольно ушедших из семей, где не обеспечивались минимально необходимые условия для жизнедеятельности и полноценного развития, допускающих жестокое обращение с ними. Увеличилось количество случаев детского суицида.
Причины всего этого – это следствие дефектов в системе взаимосвязей детей и подростков с микросредой: неблагоприятные условия семейного воспитания, отрицательное влияние стихийно-группового общения, недостатки в учебно-воспитательной работе, проведение свободного времени в сети Интернет.
Переломить данную ситуацию могут помочь разнообразные профилактические мероприятия, реализуемые, по таким направлениям, как:
Профилактика суицида, уходов из дома;
Профилактика наркомании, вредных привычек;
Профилактика булинга;
Профилактика терроризма, экстремизма и других негативных явлений;
Профилактика преступлений и правонарушений;
Формирование основ ОБЖ.
Их формы могут и должны быть разнообразны и интересны несовершеннолетним.
1.Организация мероприятий по профилактике суицидального поведения
Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированного, негибкого построения человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения. Своевременная профилактическая работа участливое отношение к ребятам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помогли бы избежать трагедий.
Решение проблемы профилактики суицидального поведения детей и
подростков требует внедрения в практику работы образовательных
учреждений эффективных профилактических форм работы. К таким формам можно отнести формы, традиционно используемые в дополнительном образовании.
1. Психологические тренинги ("Как повысить свою самооценку", "Способы преодоления стресса", "Доверие в общении", "Суметь увидеть хорошее" и т.п.);
2. Творческие конкурсы «Я люблю тебя жизнь» (стихов, рисунков, сочинений и т.д.);
3. Акции, флешмобы, челленджи "Я выбираю жизнь!";
4. Тематические выставки «Жить здорово!»;
5. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия, консультации.
Перечисленные формы могут поспособствовать тому, что жизнь детей и подростков наполнится интересным содержанием, расширится круг общения и поведенческий репертуар, разовьют механизмы саморегуляции, снизят тревожность, повысят самооценку и осознание самоценности. Кроме того, они позволят направлять в позитивное русло повышенную эмоциональную и физическую подвижность несовершеннолетних, контролировать динамическую смену их настроений, удовлетворять их потребность во внимании, формировать созидательную и активную жизненную позицию.
Также в образовательном учреждении может быть создан специальный сервис, специализирующийся на проведении профилактических мероприятий среди обучающихся на тему " Жизнь прекрасна и удивительна", в том числе и мероприятий, направленных на нивелирование влияния сайтов, пропагандирующих суицидальный способ разрешения трудной жизненной
ситуации. Работа данного сервиса обеспечит ребятам возможность видеть и воспринимать действительность такой, какая она есть. Сформирует и у них умение находить положительные стороны в различных жизненных ситуациях, разовьет способность критически и творчески перерабатывать информацию и вырабатывать новые, непривычные или неочевидные способы решения проблемы, научит противостоять лживой информации суицидальных сайтов.
Не менее эффективными в плане профилактики суицидального поведения несовершеннолетних могут являться и следующие технологии:
1. Сенсорная комната для релаксации, нормализации самочувствия, снятия агрессивности, нервно-психического напряжения, повышения мотивации к творческой деятельности, налаживания эмоционально-положительного состояния с помощью релаксационных упражнений,
медиативных игр
При работе в сенсорной комнате целесообразно использование методик свето -, цвето -, звуко - и ароматерапии с целью воздействия на состояние ребенка через соответствующие органы чувств. А также использование арттерапевтических техник (рисование, сказкотерапия, песочная терапия и т.д.) наряду с другими психологическими техниками, позволяющих:
-обеспечить доступ к внутренним переживаниям и освободиться от
конфликтов и сильных переживаний;
- восстановить эмоциональное равновесие;
-снизить внутреннее напряжение;
- устранить имеющиеся у ребенка нарушения поведения, помочь ему справиться со своими проблемами.
2. Технология "куратор случая", предполагающая выявление и актуализацию внутренних ресурсов семьи по преодолению кризисной ситуации и выводу из социально опасного положения без ущемления прав детей. При поступлении информации о ребенке в социально опасном положении педагог устанавливает отношения сотрудничества с членами его семьи; выявляет причины неблагополучия ребенка. На основании полученных результатов педагог-"куратор случая" совместно с членами семьи разрабатывает и реализует план социального сопровождения ребенка.
3. Создание специальных служб примирения (ССП) с целью
разрешения конфликтных ситуаций в образовательных организациях и обучения ребят самостоятельному урегулированию конфликтов.
4. Технология «равный равному», заключающаяся в пропаганде, направленной на снижение уровня суицидального риска в среде несовершеннолетних, силами таких же несовершеннолетних (волонтеров) не склонных к суицидальному поведению. Организуя работу в позиции «на равных», волонтер помогает принять ребенку с суицидальными наклонностями на себя ответственность за принимаемые решения и выборы. А также способствует снижению уровня инфантильности и агрессии таких детей и подростков.
2. Организация мероприятий по профилактике наркомании, вредных привычек
Потребление детьми и подростками наркотиков и запрещенных веществ продолжает оставаться одной из острейших проблем современности. Анализ складывающейся ситуации позволяет сегодня говорить о формировании особой субкультуры со своими ценностями, ритуалами, стилем, сленгом. Данная субкультура формирует у учащихся лояльное отношение к наркотикам и пропагандирует их употребление. В создавшихся условиях профилактическая работа с детьми в данном направлении - необходима Данная работа должна быть направлена на пропаганду здорового образа жизни, на формирование навыков безопасного поведения, на предупреждение употребления наркотических, психоактивных веществ обучающимися.
Разнообразие существующих форм и методов организации профилактической работы позволяет учитывать возрастные особенности обучающихся при организации и проведении профилактических мероприятий. В подростковом возрасте наиболее эффективными являются: тренинги, «круглые столы», индивидуальные и групповые беседы, квесты, просмотр и обсуждение фильмов, конкурсы, встречи со специалистами (медиками, юристами, психологами). Одним из важных ресурсов профилактической работы может стать волонтёрское движение.
Тренинг - особая разновидность обучения через непосредственное «проживание» и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта, которая не сводится ни к традиционному обучению через трансляцию знаний, ни к психологическому консультированию или психотерапии. При таком обучении ребенок непосредственно соприкасается с изучаемой реальностью, а не просто думает о встрече с ней или размышляет о возможности «что-то с ней сделать».
В широком смысле под социально-педагогическим тренингом понимается практика педагогического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития. Главная отличительная черта тренинга – разъяснение подросткам не столько медицинских последствий употребления наркотиков, о которых они осведомлены в общих чертах, сколько последствий социальных.
Цель тренинга: обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ. Задачи тренинга: - повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании; - изменение отношения детей к наркомании; - умение сказать «Нет наркотикам»; - формирование мотивации к сохранению здоровья.
Он включает в себя:
-введение (игра-разминка, знакомство в группе, сообщение условий тренинга, правил работы);
-оценку уровня информированности участников, их личного опыта;
-игру «Спорные утверждения», в ходе которой участникам предоставляется возможность высказать свое мнение по самым острым вопросам;
-игру «Ассоциации», в ходе которой оценивается характер эмоционального восприятия зависимости подростками,;
-игру «Словесный портрет», где на основе выработанных ассоциаций участники описывают образ человека, злоупотребляющего запрещенными веществами,;
-ролевую игру «Марионетки», в которой участникам предоставляется возможность почувствовать себя в роли «ведомого», человека, лишенного права самостоятельного волеизъявления, игру «Отказ», в рамках которой участники отрабатывают тактику вежливого, мотивированного отказа от предложений сверстников и старших «попробовать» наркотики;
-заключение.
Организация и проведение данной формы весьма эффективна, не требует большой подготовки и больших затрат времени.
3.Организация мероприятий по профилактике буллинга
Буллинг имеет большое распространение в мире и существовал во все времена. С данной проблемой борются уже давно, мгновенно и навсегда решить проблему буллинга невозможно. Но если вовремя не пресекать проявления буллинга, то со временем они становятся все более опасными. Важно правильно и вовремя реагировать на попытки создания ситуации буллинга, для решения проблемы насилия.
Профилактическая работа предполагает изменение социальной, семейной, личностной ситуации обучающегося путем применения специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих улучшению качества его жизни и поведения, с помощью изменения личностных ориентаций.
Основной целью профилактических мероприятий ситуаций буллинга является помощь детям научиться совладать со стрессовой ситуацией и агрессией. А также снижение агрессивных и враждебных реакций; оптимизация межличностных и межгрупповых отношений; формирование навыков конструктивного реагирования в конфликте; развитие толерантности, эмпатии.
Формами таких мероприятий могут выступать: КТД, тренинги по сплочению коллектива квесты, конкурсы, выставки достижений, чтение и обсуждение книг, где поднимается проблема травли; просмотр и обсуждение кинолент на аналогичную тему; театрализованные постановки; психологические тренинги, ролевые игры. Каждое из этих мероприятий должно развивать у детей социальную и коммуникативную компетенции, то есть способность уважать мнение других людей и уметь объяснить свою позицию, эффективно сотрудничать в коллективе. Большее внимание при организации данных мероприятий необходимо уделить упражнениям направленным на развитие навыков решения конфликтных ситуаций, снижение агрессивных и враждебных реакций, а также развитие навыков конструктивного реагирования в конфликте.
Их вводная часть должна представлять собой набор упражнений, способствующих активации участников группы, созданию благоприятной атмосферы, повышению сплоченности. Основной этап может содержать: беседы, игры, упражнения, помогающие понять и усвоить тему и достичь цели занятия.
Кроме того, данные мероприятия должны содержать рефлексию. В конце каждого занятия участникам необходимо поделиться своими чувствами, переживаниями, тем, что понравилось на занятии, а что нет, что нового и полезного узнали, что могут применить в жизни.
4. Организация мероприятий по профилактике терроризма, экстремизма и других негативных явлений
Мероприятия, по профилактике терроризма, экстремизма и других негативных явлений должны быть организованы в тесном сотрудничестве с правоохранительными органами, и правозащитными организациями. Основной акцент необходимо делать на воспитание у учащихся толерантности, формирование социального иммунитета по отношению к деятельности различных групп, которые пропагандируют идеологию экстремистской направленности.
Необходимо рассказывать обучающимся об административной ответственности за разжигание межнациональной розни, за использование нацистской символики. Знакомить с особенностями текстов, содержащих экстремистские призывы, рассказывать о скрытой рекламе. Особое внимание следует уделить теме общения в социальных сетях. В настоящее время Интернет является основным плацдармом распространения экстремистских и ксенофобских идей.
Формы работы могут быть самыми разнообразными, например, проведение:
-круглых столов «Толерантность и возрождение духовности»;
-диспутов «Жизнь дана на добрые дела»;
-классных часов;
-диалогов по актуальной тематике ;
-различных акций «Мир против нацизма», «Молодёжь за культуру мира, против терроризма», «Мы против терроризма»;
-флэшмобов «Мы против террора», «Мы вместе»;
-уроков безопасности «Если рядом террорист»;
-уроков памяти «Беслан – наша боль», «Вечная память погибшим»;
-митингов-шествий, посвященных Дню памяти жертв терактов и Дню мира;
- дней информации «Экстремизму скажем «НЕТ»!», «Современный мир и терроризм».
Вся работа педагогов, работающих с несовершеннолетними, должна быть построена на профилактике негативных отклонений в поведении и формировании правильных представлений об их последствиях.
5. Организация мероприятий по профилактике преступлений и правонарушений
Профилактика преступлений и правонарушений, несовершеннолетних давно уже признается основным направлением борьбы с преступностью. Особенно это важно, когда речь идет о профилактике преступлений несовершеннолетних
В воспитательной практике учреждений дополнительного образования имеется большое разнообразие форм работы. В зависимости от средств воспитательного воздействия - слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения (тренинг) их можно разделить на словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические.
Основным средством словесно-логических форм воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у подростков. К этому типу форм относятся беседы на самые различные темы, дискуссии, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь – обмен информацией, сообщения учащихся, педагогов, обсуждение проблем. Эта форма не очень интересна для проблемных подростков, но широко используется в практике.
Образно-художественные формы объединяют в себе такие дела учащихся, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь – вызвать сильные, глубокие и облагораживающие эмоции. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник.
Коллективные массовые переживания занимают большое место в современной жизни молодежи (рок-концерты, дискотеки, тусовки). Но они не способствуют глубокому внутреннему переживанию. В современной жизни вообще много шума и нет тишины, которая помогла бы человеку открыть самого себя. При организации жизни учащихся надо предусмотреть, чтобы в ней были моменты молчания, наполненного созерцанием, открытием нового в окружающем мире, людях, себе. Поэтому полезно проведение мероприятий патриотической, гражданской направленности, например, вечер авторской
песни, конкурс патриотической песни и т. д.
Положительно воздействует на детей совместная работа, любой труд. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника. Поэтому в профилактической работе широко используются трудовые формы (трудовые бригады, лагеря труда и отдыха, ремонтные бригады и т. д.).
К игровым (досуговым) формам работы относятся игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу. У подростков игровые формы популярны, так как создают успех и помогают реализовать себя.
В психологических формах основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений педагога. Но помогают подросткам понять и принять себя и окружающий мир.
6. Организация мероприятий по формированию основ ОБЖ
Обеспечение безопасности подрастающего поколения в настоящее время достигло уровня глобальной проблемы. В условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность детей и подростков в познании окружающего мира, обилие не всегда полезной информации, могут стать небезопасными для них.
В школах уже давно введен такой учебный предмет, как ОБЖ, но, к сожалению, его содержание не в полной мере отвечает современным требованиям безопасности личности. Ряд злободневных тем отсутствует (интернет-безопасность, финансовая безопасность) некоторые из них дублируют друг друга, многие темы рассматриваются в усеченном (или устаревшем) вариантах. Кроме того, формирование основ безопасности жизнедеятельности в рамках учебного предмета связано с целым рядом запретов и скучных назиданий. Все это дает обратный результат.
В отличие от школы, у системы дополнительного образования, подход к решению данной проблемы совершенно иной. Это не просто сумма усвоенных знаний, а формирование умений правильно себя вести в различных ситуациях. Причем, формируются данные умения в различных видах и формах досуговой деятельности, что позволяет детям и подросткам приобретать необходимый опыт.
В системе дополнительного образования различают следующие виды и
формы организации мероприятий по безопасности жизнедеятельности детей и подростков?
По виду данные мероприятия можно классифицировать по следующим
признакам: по содержанию (познавательные, развлекательные); по времени (кратковременные, периодические, систематические); по характеру (пассивные, активные); по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).
Познавательные мероприятия это мероприятия сочетающие в себе познавательные и занимательные элементы. К ним относятся традиционные: интеллектуальная игра, аукционы знаний, диспуты, разнообразные виды бесед (беседа – игра, беседа практикум, беседа-обсуждение), интеллектуальные бои, брейн-ринги, викторины, встречи со специалистами, живая газета. И нетрадиционные: PR-акция – мероприятие, направленное на увеличение популярности соблюдения основ безопасности жизнедеятельности. Арт-площадка – мероприятие, требующее от участников предложить идеи (варианты) решения проблемы соблюдения основ безопасности жизнедеятельности с помощью искусства. Видео викторина - викторина по ОБЖ с использованием видеофрагментов. Защита проектов - представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты по безопасности жизнедеятельности.
Развлекательные мероприятия - это мероприятия организованные для развлечения, снятия усталость, эмоционального напряжения. Они всегда практико-ориентированы, формирование основ безопасности жизнедеятельности в них происходит исключительно в игровой занимательной форме. Этот вид является самым востребованным как среди младших школьников, так и среди подростков.
К его традиционным формам относят: тематические игровые программы, конкурсные программы, соревнования, театрализованные представления, игротеки (мероприятия с набором игр по определенной тематике), ролевые игры, турниры, экскурсии и т.д. В последнее время особую популярность приобрели такие формы, как:
-квест - приключенческая игра по типу компьютерных игр, представляющая собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и исследование какого – либо вопроса, а ключевую роль в игровом процессе играет решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий;
- Флэшмоб - это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа детей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия, направленные на популяризации безопасности жизнедеятельности.
-Батл – это вид конкурса, поединок между группами или отдельными
участниками с элементами экспромтной борьбы, демонстрации.
Все перечисленные виды мероприятий могут быть кратковременными, периодическими и систематическими. Кратковременные программы или их еще называют разовыми не требует подготовки участников. Участники включаются в игру, беседу, соревнование и т т.п. непосредственно в ходе «действа».
Периодические программы представляют собой определенный цикл программ с заданным повторением через определенное время (например, раз в четверть). Цикл таких программ должен отражать их общую тематику (ПДД, пожарная безопасность, и т.д.). К тому же весьма целесообразна, чтобы цикл мероприятий по определенной тематике включал в себя равное количество познавательных и развлекательных программ, постоянно чередующихся между собой.
Ну и, наконец, систематические мероприятия - это постоянные мероприятия по формированию основ безопасности жизнедеятельности различной тематики. От периодических, их отличает частота проведение и разнообразие тематики. Как правило, проведение таких мероприятий закрепляется в программе деятельности педагога-организатора.
Ни для кого из вас не секрет, что при формировании основ безопасности жизнедеятельности могут использоваться активные и пассивные формы организации досуга. Активные формы предполагают двигательную активность учащихся. Пассивные, напротив, снижение двигательной активности и актуализацию умственной активности.
Вышеперечисленные виды и формы мероприятий могут носить непосредственный и опосредованный характер. В мероприятиях, носящих непосредственный характер абсолютно все: все идея, сюжет, манки, задания подчинены формированию основ безопасности жизнедеятельности по определенной теме. Если тематика мероприятия не связана напрямую с формированием ОБЖ, но какие-либо его задания, способствуют этому ( например конкурс «Один дома» в И\П «Ура! Каникулы»), мы говорим об опосредованном формировании безопасности жизнедеятельности.
Заключение
На самом деле существует гораздо больше форм, методов, технологий проведения профилактических мероприятий, чем те, которые были нами представлены. При подготовке к ним педагог должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода. Но главное, они должны быть интересными и мотивирующими для детей . Только при этом условии они принесут желаемые плоды.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.