Методические рекомендации по организации внеаудиторной (самостоятельной) работы по дисциплине МДК.01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровья для студентов по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Оценка 4.9

Методические рекомендации по организации внеаудиторной (самостоятельной) работы по дисциплине МДК.01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровья для студентов по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Оценка 4.9
doc
22.02.2024
Методические рекомендации по организации внеаудиторной (самостоятельной) работы  по дисциплине  МДК.01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровья для студентов по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
7.Методические рекомендации для проведения самостоятельных работ по МДК 01.01.doc

 

Государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение Владимирской области

«Владимирский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

по организации внеаудиторной (самостоятельной) работы  по дисциплине 

МДК.01.01 Медико-биологические и социальные основы

здоровья

для студентов по специальности

44.02.01 Дошкольное образование

 

 

                                                                                                             Составитель:

Журавлева А.Г.

 

 

 

 

Владимир 2022

      Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы по учебной дисциплине МДК.01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровья являются частью основной профессиональной образовательной  программы  ГБПОУ   «ВПК» по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

      Методические рекомендации по организации внеаудиторной (самостоятельной) работы адресованы студентам очной формы обучения.

       В пособии приведены методические указания по организации самостоятельной работы, указаны виды и формы контроля самостоятельной работы, задания для самостоятельной работы студентов, критерии их оценивания.

     Данные рекомендации  способствует развитию знаний и умений обучающихся, постепенному и целенаправленному развитию познавательных потребностей, установки на самостоятельное пополнение знаний.

       Методические   рекомендации одобрены методическим советом и рекомендованы  к использованию при изучении   учебной дисциплины МДК.01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровья в учреждениях СПО.

 

 

     Организация – разработчик:

ГБПОУ ««ВПК» 

 

     Разработчик:

Журавлева А.Г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………………...........6

РАЗДЕЛ 1. ТЕМАТИКА И ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ УЧЕБНОГО

                     МАТЕРИАЛА……………………………………………………..10 

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

                    САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ………………………………….22

2.1.          Общие методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы…………………………………………….22

2.2.          Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям……………………………………………………………….23  

2.3.          Методические рекомендации  по изучению рекомендованной литературы……………………………………………………………25

2.4.          Методические рекомендации по созданию  презентаций, выполненных в программе Microsoft PowerPoint…………………28

2.5.          Методические рекомендации  по написанию  сообщений, доклада.33

2.6.           Методические рекомендации по составлению  таблиц……………36

2.7.          Методические рекомендации по составлению глоссария………….38

2.8.          Методические рекомендации по поиску информации в сети интернет……………………………………………………………….39

2.9.          Методические рекомендации по созданию книжки – раскладушки 41

2.10.      Методические рекомендации по созданию буклета……………….42

2.11.       Методические рекомендации по созданию памятки, алгоритма действия……………………………………………………………….44

2.12.      Методические рекомендации по созданию санбюллетеня………..46

2.13.      Методические рекомендации по созданию лэпбука и лепбокса…47

РАЗДЕЛ 3. СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  ……………49

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Данные методические рекомендации разработаны в помощь обучающимся для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.

     Методические рекомендации помогут правильно организовать внеаудиторную самостоятельную работу и рационально использовать  время при овладении содержанием учебной дисциплины.

     К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации и деятельности в целом.

     Формирование такого умения происходит в течение всего периода  обучения в техникуме через работу на теоретических и практических занятиях, выполнение контрольных заданий и самостоятельных работ.

     Федеральные государственные образовательные стандарты по специальностям среднего профессионального образования предусматривают до 50% часов из общего количества часов учебной дисциплины или модуля на самостоятельную работу студентов. Поэтому система обучения в техникуме подразумевает значительную самостоятельность студентов в планировании и организации своей деятельности с целью овладения теоретическими знаниями и закрепления их на практике. 

      Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом. Наличие положительной оценки по внеаудиторной самостоятельной работе необходимо для получения дифференцированного зачета по учебной дисциплине. Поэтому необходимо своевременно выполнять и предоставлять на проверку преподавателю выполненные задания.

     Задания для внеаудиторной самостоятельной работы выполняются по предложенным  методическим указаниям по учебной дисциплине. Если в процессе выполнения заданий для внеаудиторной самостоятельной работы  возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, то необходимо обратиться за помощью и консультацией к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения консультаций.  

       Знания,  приобретаемые в ходе самостоятельной работы, значительно прочнее тех, которые  получают во время аудиторного занятия.  Методические рекомендации позволяют самостоятельно  ликвидировать пробелы в знаниях, расширять временные границы для усвоения знания, творчески подходить к решению практических задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Цель данных методических рекомендаций – обеспечить эффективность проведения самостоятельных работ студентов в получении знаний, умений и навыков по учебной дисциплине МДК.01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровья.

     Прочность, осознанность и действенность знаний учащихся наиболее эффективно обеспечивается при помощи активных методов, одним из которых является самостоятельная работа обучающихся.

      Под самостоятельной работой следует понимать деятельность обучающихся, как в процессе обучения, так и во внеаудиторное время. Задания выполняются обучающимися без непосредственного участия преподавателя, но под его руководством.

     Самостоятельная работа обучающихся играет важную роль в воспитании сознательного отношения к овладению теоретическими и практическими знаниями и  привитии  привычки к направленному интеллектуальному труду.  Она  позволяет формировать у  обучающихся самостоятельность как черту личности.  Очень важно, чтобы студенты  не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания.

    Целью внеаудиторной самостоятельной работы студента является овладение знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю осваиваемой  специальности, овладение опытом научной, творческой, исследовательской деятельности.

     Задачами внеаудиторной самостоятельной работы являются:

- систематизация и закрепление полученных на учебных занятиях теоретических знаний и практических умений;

- углубление и расширение теоретических знаний;

- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

- развитие познавательных способностей и активности: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, трудолюбия, дисциплинированности, аккуратности, творческого подхода к делу;

- развитие исследовательских умений;

- выработка стойких самостоятельных взглядов и убеждений.

      В учебных планах самостоятельная работа является обязательной частью максимальной учебной нагрузки с учетом специфики специальности.

     Содержание учебной программы предмета требует не только запоминания, но и  развития умений и навыков самостоятельной работы с учебной литературой, статистическими материалами, ресурсами internet.

       При выполнении заданий для внеаудиторной самостоятельной работы  можно использовать различные информационные и материально-технические ресурсы техникума, к которым относятся:

- библиотека;

- учебно-методическая база учебных кабинетов, лабораторий;

- компьютерный кабинет с возможностью работы в сети Интернет.

       Для организации  внеаудиторной самостоятельной работы  преподаватели и студенты могут использовать различные виды учебно-методической литературы:

- учебники, электронные учебники, учебные пособия, справочники, словари и т.д.;

- учебно-методические пособия (для самостоятельного изучения разделов, тем учебной дисциплины);

- методические указания для студентов по выполнению  практических занятий и самостоятельных работ по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

      Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.  Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

          В качестве форм контроля внеаудиторной самостоятельной работы используются:

- просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы;

- обсуждение результатов выполненной работы на учебном занятии;

- устный опрос;

- фронтальный опрос;

- индивидуальное собеседование;

- собеседование с группой;

- самоотчет, отчет группы о проделанной работе;

- защита творческих работ, проектов;

- выступление перед аудиторией.

      Критериями оценки результатов  самостоятельной работы студента являются:

  • уровень освоения студентом учебного материала;
  • умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • сформированность общеучебных умений;
  • обоснованность и четкость изложения ответа;
  • полнота знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа;
  •  умение использовать информационные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
  •  оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными педагогом требованиями и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕМАТИКА И ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Наименование тем, раздела

№ в(с)р

 

Самостоятельная (внеаудиторная) работа

Форма контроля

(отчетности)

Содержание

 

Объем  часов

 

Основы   воспитания культурно-гигиенических навыков

18

 

Гигиена как основа профилактики заболеваний  и здорового образа жизни.

1

Заполнить таблицу «Основные этапы развития науки «Гигиена»»

1

Выполненная таблица

Практическое занятие № 1. Анализ нормативно-правовой документации по гигиеническим требованиям к организации внешней среды и сохранению здоровья детей.         

2

Сделать книжку – раскладушку для дошкольников на тему «Личная гигиена»

1

Книжка – раскладушка

Практическое занятие № 2. Анализ влияния факторов окружающей среды и социальных условий на здоровье ребенка.      

3

Подготовить сообщение «Группы здоровья у детей»

1

Выступление с сообщением

Практическое занятие № 2. Анализ влияния факторов окружающей среды и социальных условий на здоровье ребенка.       

4

Подготовить сообщение «Этнические, национальные и религиозные особенности в формировании здорового образа жизни»

1

Выступление с сообщением

Практическое занятие № 2. Анализ влияния факторов окружающей среды и социальных условий на здоровье ребенка.     

 

5

Составить комплект методик оценивания физического развития ребенка (соматология, соматоскопия, физиометрия)

1

Комплект  методик

Гигиенические требования к организации внешней среды.       

6

Подготовить сообщение «Требования СанПин к озеленению территории детского сада»

1

Выступление с сообщением

Гигиенические требования к различным видам мебели для детей раннего и дошкольного возраста.       

7

Подготовить сообщение «Требования СанПин к мебели в ДОУ»

1

Выступление с сообщением

Практическое занятие № 3.  Изучение и анализ  гигиенических требований  к оборудованию помещений группы.  Проектирование расстановки оборудования и мебели в группе.               

8

Подготовить презентацию в программе Microsoft PowerPoint  «Комнатные растения в детском саду»

1

Электронная презентация (наличие)

Гигиенические требования к режиму дня  дошкольника.        

9

Создать лэпбук   на тему «Режим дня»

1

Лэпбук (наличие)

Рациональный режим  дня и основные принципы построения режима дня в различных возрастных группах.           

10

Создать лэпбук   на тему «Режим дня»

1

Лэпбук (наличие)

Практическое занятие № 6. Проектирование режима дня для разных возрастных групп»  с учетом требований к режиму и рациону питания по СанПиНу

11

Подготовить буклет для родителей «Режим дня в семье»

1

Буклет (наличие)

Гигиенические требования к  организации  сна  в   дошкольных учреждениях и семье.

12

Подготовить буклет для родителей «Рекомендации по организации сна дошкольников»

1

Буклет (наличие)

Особенности рационального питания дошкольников.

13

Подготовить буклет для родителей «Правильное питание – залог здоровья ребенка»

1

Буклет (наличие)

Гигиенические  требования к режиму  питания детей.

14

Создать лепбокс на тему «Правильное питание»

1

Лепбокс (наличие)

Практическое занятие № 7.   Условия организации питания в ДОО.

15

Создать лепбокс на тему «Правильное питание»

1

Лепбокс (наличие)

Гигиенические требования к прогулкам и экскурсиям.

16

Составить перечень одежды для  дошкольника на прогулке в летнее и зимнее время года при средней двигательной активности

1

Перечень (наличие)

Комплекс оздоровительно-профилактических мероприятий в ДОО: закаливание, лечебно-профилактическая работа.

17

Подготовить выступление с презентацией в программе Microsoft PowerPoint  «Дорожка здоровья»

1

Выступление с презентацией

Практическое занятие № 8. Проектирование  закаливающих мероприятий.   Разработка проекта и оформление паспорта проекта         

18

Подготовить буклет для родителей «Организация закаливания детей в домашних условиях»

1

Буклет (наличие)

  Детские болезни и их профилактика. Санитарно-просветительская работа.

18

 

Заболевания нервной системы и их предупреждения

1

Разработать глоссарий «Заболевания нервной системы у детей»

 

 

1

Глоссарий (наличие)

Сохранение психического здоровья детей.    

2

Составить памятку для родителей «Заболевания нервной системы у детей и их предупреждение»

1

Памятка (наличие)

Сохранение психического здоровья детей.     

3

Составить памятку для родителей «Правила общения в семье»

1

Памятка (наличие)

Причины и  меры профилактики неадекватного поведения детей.

4

Составить памятку для родителей «Причины и меры профилактики неадекватного поведения детей»

1

Памятка (наличие)

Гигиена опорно-двигательного аппарата ребенка.

 

5

Составить практические рекомендации родителям по профилактике формирования правильной осанки и плоскостопия у дошкольников

1

Практические рекомендации

(наличие)

Нарушения обмена веществ и его профилактика.

6

Составить памятку для родителей «Профилактика избыточного веса и ожирения у детей»

1

Памятка (наличие)

Специфическая профилактика избыточного и недостаточного  веса и ожирения у дошкольников.

7

Составить рекомендации родителям по профилактике рахита у детей

1

Практические рекомендации

(наличие)

Нарушения работы органов пищеварения и их профилактика.

8

Составить рекомендации родителям по профилактике нарушений работы ЖКТ у детей

1

Практические рекомендации

(наличие)

Инфекционные заболевания, их профилактика.

9

Составить и заполнить таблицу «Детские инфекционные заболевания»

1

Заполненная таблица

Заболевания с воздушно-капельным путем передачи. Значение прививок в профилактике «детских» заболеваний

10

Создать буклет для родителей «Значение прививок в профилактике инфекционных заболеваний у детей»

1

Буклет (наличие)

Практическое занятие №11. Организация изоляции заболевшего ребёнка, порядок установления и проведения карантина. Отработка правил проведения осмотра кожи, зева, измерения температуры тела у детей.

11

Составить и заполнить  таблицу «Общие и местные реакции организма детей на профилактические прививки»

 

1

Заполненная таблица

Аллергические состояния: виды, причины, симптомы и профилактика.

12

Разработать памятку для родителей  «Профилактика аллергических заболеваний у детей».

1

Памятка (наличие)

Первая помощь при нарушении дыхания у детей.

13

Подготовить сообщение  «Первая помощь ребенку при попадании инородного тела в дыхательные пути ребенка»

1

Выступление с сообщением

Кожные болезни: виды, причины, симптомы и профилактика

14

Разработать памятку для родителей  «Профилактика кожных заболеваний у детей».

1

Памятка (наличие)

Функции зрения и профилактика его нарушения. Гигиенические требования к освещенности и цветовому оформлению помещений дошкольных учреждений

15

Разработать памятку для родителей «Гигиенические требования к просмотру телевизионных передач и видеофильмов дошкольниками».

1

Памятка (наличие)

Практическое занятие № 13. Санитарно-просветительская работа в дошкольном учреждении.

16

Сделать книжку – раскладушку для родителей по профилактике и предупреждению заболеваний пищеварительной системы у детей

 

 

1

Книжка  – раскладушка (наличие)

Практическое занятие № 13. Санитарно-просветительская работа в дошкольном учреждении

17

Создать санитарный бюллетень «Профилактика гриппа и простудных заболеваний»

1

Санитарный  бюллетень (наличие)

Практическое занятие № 13. Санитарно-просветительская работа в дошкольном учреждении

18

Создать санитарный бюллетень «Физическое развитие как важный показатель состояния здоровья дошкольников»

1

Санитарный  бюллетень (наличие)

Первая помощь при неотложных состояниях и несчастных случаях.

14

 

Понятие о травме. Виды травм. Особенности и структура детского травматизма.

 

1

Составить алгоритм действий по выявлению наиболее тяжело пострадавших детей (определение приоритетности оказания первой помощи).

 

1

Алгоритм  действий (наличие)

Меры предупреждения несчастных случаев и травматизма в детском дошкольном учреждении и семье.

2

Разработать памятку для родителей: «Меры предупреждения несчастных случаев и травматизма в семье».

1

Памятка (наличие)

Травматический шок у детей: признаки, первая помощь, профилактика.

3

Составить алгоритм оказания первой помощи ребенку при травматическом шоке

1

Алгоритм  действий (наличие)

Практическое занятие № 15. Отработка алгоритма оказания помощи при травматическом шоке.

4

Разработать буклет для родителей: «Алгоритм оказания помощи при травматическом шоке».

1

Буклет (наличие)

Практическое занятие № 15. Отработка алгоритма оказания помощи при травматическом шоке.

5

Разработать памятку для родителей «Простейшие способы приведения в сознание».

1

Памятка (наличие)

Основы десмургии.

6

Составить и заполнить таблицу «Виды повязок»

1

Заполненная таблица

Практическое занятие № 16. Отработка техники наложения повязок на различные части тела.

7

Разработать памятку для родителей «Использование гипотермических пакетов для первой помощи»

1

Памятка (наличие)

Закрытые повреждения: ушибы, растяжения, вывихи, закрытые переломы костей.

8

Разработать памятку для родителей «Правила оказания первой помощи при закрытых повреждениях»

1

Памятка (наличие)

Открытые повреждения (раны): клинические признаки, первая помощь, правила транспортировки, осложнения.

9

Создать алгоритм оказания первой помощи пострадавшему при открытых повреждениях

1

Алгоритм  оказания первой помощи (наличие)

Кровотечения: виды, понятия о патологическом и травматическом кровотечении, признаки.

10

Подготовить выступление с компьютерной презентацией в программе Microsoft PowerPoint на  тему «Виды кровотечений»

1

Выступление с презентацией

Первая помощь при кровотечении из уха, носа, при легочном, желудочном, кишечном кровотечении у детей.

11

Составить и заполнить таблицу «Первая помощь при кровотечениях»

1

Заполненная таблица

Правила оказания первой медицинской помощи детям при утоплении, попадании инородного тела в глаз, ухо, дыхательные пути

12

Разработать  памятку для родителей по предупреждению несчастных случаев среди детей на улице и в семье

1

Памятка (наличие)

Практическое занятие № 20. Отработка алгоритма проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

13

Написать сообщение «Личная безопасность при оказании первой помощи».

1

Выступление с сообщением

Практическое занятие № 21. Решение ситуационных задач на определение вида травмы и оказание первой помощи

14

Составить алгоритм действий первой помощи при судорогах.

1

Алгоритм действий первой помощи (наличие)

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

2.1. Общие методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

 

·       Внимательно выслушайте или прочитайте тему и цели внеаудиторной самостоятельной работы.

·       Обсудите текст задания с преподавателем и группой, задавайте вопросы – нельзя оставлять невыясненными или непонятыми ни одного слова или вопроса.

·       Внимательно прослушайте рекомендации преподавателя по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.

·       Уточните время, отводимое на выполнение задания, сроки сдачи и форму отчета у преподавателя.

·       Внимательно изучите письменные методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.

·       Ознакомьтесь со списком литературы и источников по заданной теме внеаудиторной самостоятельной работы.

·       Повторите необходимый для выполнения самостоятельной работы теоретический материал по конспектам лекций и другим источникам, ответьте на вопросы самоконтроля по изученному материалу.

·       Подготовьте все необходимое для выполнения задания, рационально (удобно и правильно) расположите на рабочем столе. Не следует браться за работу, пока не подготовлено рабочее место.

·       Продумайте ход выполнения работы, составьте план, если это необходимо.

·       Если вы делаете сообщение, то обязательно прочтите текст медленно вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.

·       Если ваша работа связана с использованием компьютера и интернета, проверьте наличие и работоспособность программного обеспечения, необходимого для выполнения задания.

·       Не отвлекайтесь во время выполнения задания на посторонние, не относящиеся к работе, дела.

·       При выполнении самостоятельного практического задания соблюдайте правила техники безопасности и охраны труда.

·       Если при выполнении самостоятельной работы применяется групповое или коллективное выполнение задания, старайтесь поддерживать в коллективе нормальный психологический климат, грамотно распределить обязанности. Вместе проводите анализ и самоконтроль организации самостоятельной работы группы.

·       В процессе выполнения самостоятельной работы обращайтесь за консультациями к преподавателю, чтобы вовремя скорректировать свою деятельность, проверить правильность выполнения задания.

·       По окончании выполнения самостоятельной работы составьте письменный или устный отчет в соответствии с теми методическими указаниями по оформлению отчета, которые вы получили от преподавателя или в методических указаниях.

·       Сдайте готовую работу преподавателю для проверки точно в срок.

·       Участвуйте в обсуждении и оценке полученных результатов самостоятельной работы.

 

2.2. Методические рекомендации при подготовке к практическим занятиям.

      Практическое занятие – это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических целях.

      Для того, чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по освоенному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Только после усвоения лекционного материала он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач, примеров и т.п.

Алгоритм самостоятельной подготовки к практическому занятию:

1.     Ознакомиться с темой практического занятия, его целями и задачами.

2.     Изучить перечень знаний и умений, которыми  должны овладеть в ходе практического занятия.

3.     Ознакомиться со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы и источников и подготовить их для работы.

4.     Изучить рекомендации к практической работе, разработанные преподавателем, и получить консультацию.

5.     Прочитать лекционный материал по теме занятия в  конспекте, стараясь акцентировать внимание на основных понятиях, важных определениях.

6.     Почитать материал, касающийся темы практического занятия не менее чем в двух-трех рекомендованных источниках.

7.     Ответить на контрольные вопросы в учебнике или на вопросы для самопроверки в методических указаниях к практической работе.

8.     Если по ходу выполнения практической работы потребуется выполнять расчеты, выписать формулы, найти недостающие данные в справочных таблицах или другой литературе.

9.     Ознакомиться с формой отчета по практической работе и сделать черновик-заготовку отчета.

10.  Внимательно прочитать правила техники безопасности и охраны труда при выполнении практической работы.

11.  Сформулировать свои вопросы и проблемы, желательные для обсуждения на занятии.

               Критерии оценивания самостоятельной работы по подготовке к практическим занятиям относятся:

  • наличие конспекта, материал которого соответствует теме практического занятия;
  • правильность и самостоятельность выполнения всех этапов практической работы;
  • наличие заготовки отчета к практической работе;
  • правильность оформления отчета по практической работе.

 

 

2.3. Методические рекомендации по изучению рекомендованной литературы

      Самостоятельная работа с учебными пособиями, научной, справочной, нормативной, художественной литературой, материалами периодики является наиболее эффективным методом получения знаний по изучаемому предмету, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует  собственное отношение к конкретному вопросу или проблеме.

      Самостоятельная работа с литературой – это важнейшее условие формирования научного способа познания. Данная работа способствует уяснению конкретных терминов и понятий, введенных в курс учебной дисциплины или модуля, пониманию и закреплению пройденного лекционного материала, подготовке к практическим и семинарским занятиям.

 

Алгоритм самостоятельного изучения рекомендованной литературы:

1.     Составить перечень источников, с которыми  следует познакомиться.

    Правильный подбор литературы рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература может быть также указана в методических рекомендациях по конкретной учебной дисциплине.

    Перечень должен быть систематизированным.

    Обязательно выписывать все выходные данные по каждому источнику.

2.     Определить для себя, какие источники (отдельные главы, разделы, статьи) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.

Основные установки в чтении текста:

  • информационно-поисковая (задача – найти, выделить искомую информацию);
  • усваивающая (задача - как можно полнее осознать и запомнить как сами сведения, излагаемые автором, так и всю логику его рассуждений);
  • аналитико-критическая (задача - критически осмыслить прочитанный материал, проанализировав его, определив свое отношение к нему);
  • творческая (задача - использовать для своих рассуждений или как образ для действия по аналогии суждения автора, ход его мыслей, результат наблюдения, разработанную методику, дополнить их, подвергнуть новой проверке).

С наличием различных установок обращения к тексту связано существование и нескольких видов чтения:

  • библиографическое – просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журналов и статей за определенный период и т.п.;
  • просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию. Читатель устанавливает, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;
  • ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных статей, глав, отдельных страниц. Цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;
  • изучающее – предполагает доскональное освоение материала. В ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала;
  • аналитико-критическое и творческое чтение – два вида чтения близкие между собой тем, что участвуют в решении исследовательских задач. Первый из них предполагает направленный критический анализ, как самой информации, так и способов ее получения и подачи автором; второй – поиск тех суждений, фактов, по которым или в связи с которыми, читатель считает нужным высказать собственные мысли.

     Основным видом чтения для студентов является изучающее чтение – именно оно позволяет в работе с учебной литературой накапливать знания в различных областях.

3.     Если в тексте встретилось незнакомое слово, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно узнать его значение.

4.     Сделать необходимые записи по прочитанному материалу с учетом рекомендаций преподавателя по оформлению работы.

     Основные виды систематизированной записи прочитанного:

  • Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
  • Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
  • Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
  • Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
  • Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.

 

 

2. 4. Методические рекомендации по созданию  презентаций, выполненных в программе Microsoft PowerPoint

       Электронная (учебная) презентация — это логически связанная последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления. Мультимедийная презентация представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду.

    Вам понадобятся:

1.Компьютер;

2.Программа PowerPoint;

3.Фотоматериал;

4.Электронные карты;

5.Диаграммы;

6.Конспект учебной лекции.

      Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению.

      Общие требования к презентации:

·       Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.

·       Первый лист –  титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя, отчество автора; наименование техникума,

·       Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

·       Дизайн - эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.

·       В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов.

·       Последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.

Практические рекомендации по созданию презентаций.

Создание презентации состоит из трех этапов:

 I.      Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Оно включает в себя:

1.      Определение целей.

2.      Сбор информации об аудитории.

3.      Определение основной идеи презентации.

4.      Подбор дополнительной информации.

5.      Планирование выступления.

6.      Создание структуры презентации.

7.      Проверка логики подачи материала.

8.      Подготовка заключения.

 II.      Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

 III.      Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций.

    В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Оформление слайдов:

Критерии

Показатели

1

Стиль

-   соблюдение единого стиля оформления

- отсутствие стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

- наличие вспомогательной информации (управляющие кнопки); она не должна преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

2

Фон

-  предпочтительны холодные тона

3

Использование цвета

- на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

для фона и текста  рекомендуется использовать контрастные цвета.

обратить внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

4

Анимационные эффекты

наличие компьютерной анимации для представления информации на слайде.

 злоупотребление различными анимационными эффектами (они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде).

 

Представление информации:

Критерии

Показатели

1

Содержание информации

использование коротких слов и предложений.

заголовки должны привлекать внимание аудитории.

2

Расположение информации на странице

- предпочтительно горизонтальное расположение информации.

наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

-     если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

3

Шрифты

-   для заголовков – не менее 24.

-    для информации не менее 18.

-  наличие единого типа шрифтов в одной презентации.

4

Способы выделения информации

  - наличие рисунков, диаграмм, схем для иллюстрации наиболее важных фактов.

5

Объем информации

-   наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

6

Виды слайдов

использование разных видов слайдов:

- с текстом;

- с таблицами;

- с диаграммами.

 

Критерии оценивания презентаций

Баллы

Критерии

оценивания

Параметры

15

Стиль

1. Соблюдение единого стиля оформления

2. Отсутствие стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

3. Наличие вспомогательной информации (управляющие кнопки); она не должна преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

10

Содержание

1. Содержание раскрывает цель

 и задачи исследования.

30

Информация

1. Достоверность (соответствие информации действительности, истинность информации).

2.Полнота (отражение источником информации всех существенных сторон исследуемого вопроса).

3.Ссылки и обоснования (наличие ссылок, сведений о происхождении информации).

4. Современность источника.

5.Разумная достаточность (ограничения с точки зрения используемых источников).

35

Текст

1.Научность (построение всех положений, определений и выводов на строго научной основе).

2.Логичность (наличие логических связей между излагаемыми понятиями).

3.Доступность (текст должен быть понятен, значение новых терминов должно быть разъяснено).

4.Лаконичность (текстовое изложение должно быть максимально кратким ).

5.Завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено).

6. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.

10

Оформление

1.Использование эффектов (цвета, анимации и звуковых эффектов)
2.Наличие схем, графиков, таблиц.

   

   Шкала перевода баллов в оценки.

  Реферат оценивается по 100 балльной шкале, балы переводятся в оценки успеваемости следующим образом

                     0 - 49 баллов –  оценка «неудовлетворительно»                                       

                     50 -70 баллов – оценка «удовлетворительно»                                         

                     75-80 баллов – оценка «хорошо»

85-100  баллов -  оценка «отлично»

 

2.5. Методические рекомендации  по написанию сообщения, доклада.


    Доклад – это научное сообщение на  занятии.

Вам понадобится:

1. Интернет и компьютер;

2.Учебные пособия;

3. Научные журналы;

4. Бумага, ручка.

     Студенческий доклад должен быть изложен языком науки. Это предполагает выполнение определенных требований:
1. должен  опираться на широкое обобщение, на представительную сумму достоверных, подкрепленных документально и неоднократно проверенных фактов;
2.  новизна фактов и информации;
3.  использование  однозначных терминов;
4. отсутствие предвзятого отношения к изучаемому предмету, бесстрастное и не навязывающее необоснованных оценок;

5. наличие ссылок на  фундаментальные труды по избранной теме;

6.  владение методологией исследования и  обобщения  фактов.
     Доклад начинается с научной актуальности темы, затем дается обзор предшествующих работ и, наконец, формулируется тезис – мысль, требующая обоснования.
     В качестве тезиса могут выступать:
а) новые неизвестные факты;
б) новые объяснения известных фактов;
в) новые оценки известных фактов.
     Чем сомнительнее исходный тезис, тем больше аргументов требуется для его обоснования.
     Аргумент – это суждение, посредством которого обосновывается истинность тезиса.

     Аргументы, используемые в качестве доказательства, должны удовлетворять следующим требованиям:
-  быть истинными утверждениями;
- истинность аргументов должна устанавливаться независимо от тезиса;
- не должны противоречить друг другу;

Специфика доклада как устного сообщения.

1.     Четкое соблюдение регламента.

Для того чтобы уложиться в отведенное время необходимо:
а) тщательно отобрать факты и примеры, исключить из текста выступления все, не относящееся напрямую к теме;
б) исключить все повторы;
в) весь иллюстративный материал (графики, диаграммы, таблицы, схемы) должен быть подготовлен заранее;
г) необходимо заранее проговорить вслух текст выступления, зафиксировав время и сделав поправку на волнение, которое неизбежно увеличивает время выступления перед аудиторией.

2.     Хорошее восприятие на слух.

Это предполагает:
а) краткость, т.е. исключение из текста слов и словосочетаний, не несущих смысловой нагрузки;
б) смысловую точность, т.е. отсутствие возможности двоякого толкования тех или иных фраз;
в) отказ от неоправданного использования иностранных слов и сложных грамматических конструкций.
     3.  Понятная логика изложения.

    С этой целью перед тем, как закончить доклад, желательно очень кратко повторить алгоритм (ход рассуждений), с помощью которого автор пришел к окончательным выводам.

3.        Поддержание постоянного контакта с аудиторией.

Для этого используются разнообразные ораторские приемы. Основными из них являются следующие:
а) риторические вопросы;
б) паузы;
в) голосовые приемы (понижение или повышение голоса, ускорение или замедление речи, замедленное и отчетливое произнесение некоторых слов);
г) жестикуляция;
д) прямое требование внимания.
    Для активизации внимания можно использовать пословицы, поговорки и даже анекдоты. Однако следует иметь в виду, что при слишком частом употреблении средства акцентирования перестают выполнять свои функции и превращаются в информационно-избыточные элементы, мешающие следить за логикой изложения.

        5. Оформление иллюстративного материала.


   В качестве иллюстративного материала в экономических науках обычно используют графики, диаграммы, таблицы и схемы.

Критерии оценивания

Количество баллов

Показатели

1

 Соответствие содержания заявленной теме

Наличие – 1 балл, отсутствие – 0 баллов

2

 Актуальность, новизна и значимость темы

Наличие – 1 балл, отсутствие – 0 баллов

3

Четкая постановка цели и задач исследования

Наличие – 1 балл, отсутствие – 0 баллов

4

Аргументированность и логичность изложения

Наличие – 1 балл, отсутствие – 0 баллов

5

Научная новизна и достоверность полученных результатов

Наличие – 1 балл, отсутствие – 0 баллов

6

Свободное владение материалом

Наличие – 1 балл, отсутствие – 0 баллов

7

Состав и количество используемых источников и литературы

Наличие – 1 балл, отсутствие – 0 баллов

8

Культура речи, ораторское мастерство

Наличие – 1 балл, отсутствие – 0 баллов

9

Выдержанность регламента

Наличие – 1 балл, отсутствие – 0 баллов

10

Соответствие времени выступления

Наличие – 1 балл, отсутствие – 0 баллов

 

Шкала перевода баллов в оценки

1-    4 балла – оценка «неудовлетворительно»

     5 - 6 баллов – оценка «удовлетворительно»

     7 - 8 баллов – оценка «хорошо»

     9 -10 баллов – оценка «отлично»

 

2.6.  Методические рекомендации по составлению  таблиц

   Таблица – это перечень систематизированных цифровых данных или каких-либо иных сведений, расположенных в определенном порядке по графам.

Вам понадобятся:

1.Учебник;

2.Статистические данные;

3.Интернет;

4.Линейка, карандаш и т.д.

      Таблица  состоит из следующих элементов:

- нумерационный заголовок (т.е. слово «Таблица» и ее порядковый номер);

- тематический заголовок; головка (заголовок и подзаголовок граф);

- горизонтальные ряды (строки);

- боковик (заголовки строк);

- графы колонки;

- сноска или примечание.
       В зависимости от характера материала, приведенного в табличной форме, таблицы делят на цифровые и текстовые, хронологические и сравнительные. Хронологические  таблицы – это изложение материала по порядку, последовательно.  Сравнительные таблицы – это анализ материала путем выявления общих и особенных признаков.

      Порядок работы:

1.                 Определится с видами основных таблиц:

2. Первичное прочтение текста, по которому составляется таблица, карандашом выявляются общие элементы.

3. Таблице присваивается название.

4. На основе изученного текста  составить перечень вопросов для сравнения (это будет  первый столбец или горизонтальная шапка). Выявить объекты сравнения (вертикальная шапка).

5. Начертить  таблицу с учетом объема материала, выбрав ориентацию страницы (книжная или альбомная).

6. При заполнении табличной матрицы обратить внимание на краткость формулировок, использовать общепринятые сокращения.

7. Оформить таблицу аккуратно, читаемым почерком либо воспользуйтесь программами WORD и EXEL.

       Критерии оценивания

1.     Наличие названия

2.     Аккуратность выполнения

3.     Наличие грамматических ошибок

4.     Объем материала

5.     Краткость формулировок

 

 

2.7.  Методические рекомендации по составлению глоссария

     Глоссарий - это словарь определенных понятий или терминов, объединенных общей специфической тематикой.
      Вам понадобятся:

1.Учебная литература,

2.Тетрадь,

3.Карандаш и линейка,

4.Выделители текста.

Этапы работы над глоссарием:

1. Внимательно прочитать и ознакомиться с текстом.

2. Определить наиболее часто встречающиеся термины,  составить из них список. Слова в этом списке должны быть расположены в строго алфавитном порядке, так как глоссарий представляет собой не что иное, как словарь специализированных терминов.

3. Составить статьи глоссария.

Статья глоссария – это определение термина. Она состоит из двух частей:

1.     точная формулировка термина в именительном падеже;

2.     содержательная часть, объемно раскрывающая смысл данного термина.

При составлении глоссария важно придерживаться следующих правил:

  • стремиться к максимальной точности и достоверности информации;
  • указывать корректные научные термины и избегать всякого рода жаргонизмов;
  • приводить в пример контекст, в котором может употреблять данный термин;
  • при желании в глоссарий можно включить не только отельные слова и термины, но и целые фразы.

Алгоритм составления глоссария.

  • Внимательно прочитать учебный материал по изучаемой теме.
  • Выписать термины.
  • Ознакомиться со списком рекомендуемой литературы и источников и подготовить их для работы.
  • Найти расшифровку терминов в одном из рекомендуемых источников.
  • Записать определение в терминологический словарь.
  • Сравнить расшифровку терминов в разных источниках.
  • Дополнить расшифровку терминов информацией полученной из других источников.

Критерии оценивания:

1.     Соответствие алфавиту

2.     Объем материала

3.     Краткость формулировок

4.     Наличие грамматических ошибок

 

 

2.8.Методические рекомендации по поиску информации в сети интернет

 

     Поиск информации занимает самую большую часть работы над любой творческой или исследовательской темой.

    Современные Интернет-ресурсы привлекательны наличием разнообразного текстового и мультимедийного материала. Интернет предоставляет регулярно обновляющуюся, открытую для свободного поиска информацию, дает возможность работать с графическими изображениями, видео и аудиоматериалами.

      Ресурсы сети Интернет классифицируют по различным основаниям. В зависимости от формы представления информационных ресурсов выделяют:

  • сервисную информацию (справочные системы, указатели, ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, информация об организациях и отдельных лицах, тематические путеводители по сетям, информация по различным проектам, грантам, фондам и т. д.);
  • библиографическую информацию (каталоги библиотек, тематические подборки аннотации);
  • списки рассылки;
  • системы телеконференций;
  • электронные тексты (документы, статьи, книги, журналы) и базы данных;
  • образы, звуковые файлы, видео.

Практические рекомендации по поиску информации в сети Интернет:

1.     Прежде чем начать поиск в сети Интернет, определить, по какой теме  необходимо начать искать информацию.

2.     Подумать, сколько времени  потребуется для одного сеанса связи и попытаться удерживаться в рамках определенного времени.

3.     Чётко задавать поисковой системе вопрос, на которой хотите получить конкретный ответ.

4.     Осуществляя поиск, избегать общих слов. Чем конкретнее ключевое слово, по которому осуществляется поиск, тем больше шансов найти именно то, что  нужно.

5.     Избегать поиска по одному слову, использовать необходимый и достаточный набор слов.

6.     Не писать слова прописными (большими) буквами. Избегать  написания ключевого слова с прописной буквы. В ряде поисковых систем заглавные буквы позволяют искать имена собственные, например "телепередача Здоровье".

7.     Использовать различные инструменты для поиска информации разного профиля. Поиск в каталоге дает представление о структуре вопроса, поисковая система позволяет найти конкретный документ.

8.     Использовать функцию "Найти похожие документы".

9.     Пользоваться языком запросов. С помощью языка запросов можно сделать запрос более точным.

10.  Использовать возможности расширенного поиска.

11. Не забывать отмечать ссылки на источники информации.

         Незаконное использование информации, заимствованной из сети Интернет, нарушает авторские права.

        В сети Интернет есть большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной, ни достоверной.  Пользователи  должны мыслить критически, чтобы оценить достоверность, актуальность и полноту информационных материалов, поскольку абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете.

       В Интернете не существует служб редакторов и корректоров, никто не проверяет информационные ресурсы на достоверность, корректность и полноту. Поэтому нельзя использовать Интернет как единственный источник информации, необходимо проверять информацию по другим источникам.

 

2.9. Методические рекомендации по созданию книги – раскладушки.

   Книга - раскладушка представляет собой книжку, в которой есть объемные картинки. Книги такого формата могут быть на любую тему. Это могут быть обучающие материалы или детские сказки. Самый простой вариант – книжка-раскладушка своими руками, которая складывается «гармошкой». Книжка состоит из страниц последовательно скрепленных гибкими угловыми соединениями.

Критерии оценивания:

1.    информативность материала

2.    аккуратность выполнения

3.    объем не менее 3 страниц

      

 

2.10. Методические рекомендации по созданию буклета.

    Буклет – это произведение печати, изготовленное на одном листе, сложенном параллельными сгибами в несколько страниц так, что текст на буклете может читаться без разрезки, раскрывается напечатанный буклет, как ширма. Он выполняет рекламно-информационную функцию.

     Создаваться буклет может с помощью текстового редактора Microsoft Word, Microsoft Publisher. Программа Microsoft Publisher представляется наиболее удобной для создания информационного буклета, так как в ней имеются шаблоны публикаций для печати, что позволяет упростить процесс их создания. Если в компьютере нет данной программы, то создание буклетов возможно и в текстовом редакторе Microsoft Word. В этом случае рекомендуется в пункте меню «Параметры страницы» выбрать альбомную ориентацию листа и разбить его на три колонки («Формат» - «Колонки»), или создать таблицу с тремя колонками, для размещения в них информации. 

Виды буклетов

 

Этапы создания буклета

1. Решите, что вы хотите сказать в своём буклете: определите основную идею, содержание, структуру.

2. Определите целевую аудиторию.

3.Подберите материал для содержательной части буклета. Проиллюстрируйте найденную информацию рисунками, схемами, фотографиями.

4. Продумайте оформление буклета.

5. Создайте шаблон буклета, подберите фон.

6. Поместите имеющуюся информацию и иллюстрации.

7. Внимательно проверьте, содержит ли буклет какие-то ошибки. Внесите предложения по их исправлению, составьте план, по которому можно воспроизвести его главную мысль и сюжет.

8. Не забудьте подписать буклет.

     В буклете нужно указать:

· название учебного заведения;

· тему работы;

· авторов (Ф.И.О. полностью);

· почтовый и электронный адрес, контактный телефон;

· год создания;

· информацию, которая раскрывает тему работы;

· фотографии, рисунки, иллюстрации.

     Критерии оценивания:

1. Наличие  трех основных блока: визуальный рядинформационный материал и контактной информации.

2. Отсутствие лишней информации.

3. Доступность, компактность, тезисность, краткость информации.

4. Наличие графических материалов (слайдов, фотографий и пр.) и привлекательность общего дизайна.

5. Соответствие размещения и содержания информации общей идее.

 

 

2.11. Методические рекомендации по созданию памятки, алгоритма действия.

     Слово «памятка» в словарях русского языка определяется как «книжечка, содержащая короткие наставления о чем-нибудь, руководство к чему-нибудь».

    Памятки используются  в ситуациях, когда нет непосредственного общения с аудиторией, и / или как дополнение к общению.

    По характеру содержания можно выделить следующие виды памяток:

1) памятка-алгоритм, в которой все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна (например, комплекс упражнений гимнастики, действия при появлении признаков гриппа и т.п.);

2) памятка-инструкция, в которой даются вполне конкретные указания о выполнении конкретных действий, шагов (например, измерение артериального давления, подсчет индекса массы дела и др.);

3) памятка-совет (памятка-рекомендация), в которой целевая группа получает рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие (деятельность) осуществляется успешно (например, способы быстрого снятия стресса и др.);

4) памятка-разъяснение, в которой опровергаются устоявшиеся мнения и стереотипы и утверждаются другие, основанные на более современных научных исследованиях;

5) памятка-стимул, целью которой является стимулирование, мотивация человека, раскрытие перспектив его деятельности и т.п.;

6) памятка «вопрос – ответ».

      Несмотря на их многообразие, существует общий порядок оформления памятки. Она должна быть посвящена конкретному вопросу и не касаться других тем.

    С целью создания памятки, подбора необходимой информации и сведений можно использовать интернет, библиотеку или собственный проверенный практикой опыт.  Информация, изложенная в ней, должна быть  достоверной и актуальной. Не стоит включать в памятку сведения, вызывающие  сомнения.

     Собранный материал подлежит тщательной обработке. Необходимо максимально сократить его, исключив все неважное. Излагать информацию лучше чёткими, емкими и короткими фразами - это улучшает её запоминание. Сокращённые предложения не должны потерять свой смысл. Длинные предложения лучше разбить на несколько коротких. Такая информация по форме изложения должна быть логичной, ясной (понятной), по содержанию отличаться оригинальностью и завершенностью. Текст должен быть без орфографических ошибок.

Структурно текст памятки обычно представляет следующие блоки:

- заголовок (должен быть точным, кратким, набираться большими буквами; его цель — привлечь внимание); здесь же может быть указание, кому предназначена памятка (для населения, для подростков, для родителей, для медицинских работников и т. д.);

- ведущий абзац (заставляет читать текст дальше, интригует);

-  средний абзац (развивает понимание и оценку предмета, отвечает на все вопросы);

- заключительный абзац (дает понять, какое действие от читателя желательно).

    Памятку можно оформить как книжечку (брошюру) или как один лист А4, сложенный вдвое, это зависит от объёма вашего материала.

    При создании памятки желательно придерживаться той цветовой гаммы, которая принята в вашем учреждении. Допускается размещение на лицевой стороне памятки логотипа учреждения. Но не стоит делать обложку очень яркой, можете даже оформить ее в черно-белом варианте. Страницы целесообразно оставить белого цвета, но допускается использование цветной бумаги (бледно-розовый, бледно-зеленый и т.д.), чтобы текст легко читаем. В необходимых случаях добавьте иллюстративный материал (таблицы, фотографии, схемы и т.п.) подходящие по теме памятки. Читатели сначала обычно просматривают картинки и выделенные фрагменты текста.

     Обложка памятки должна содержать сведения об авторе (полное название учреждения), заглавие (выражающее основное содержание работы, её суть, идею), далее следует последовательно и в доступной форме изложение сведений (информация, инструкция, напоминание и пр.) подготовленных вами по теме памятки. В конце надо указать точный адрес учреждения и контактный телефон.

    Критерии оценивания:

- составленная памятка, соответствует изучаемому материалу, соблюдены

требования к составлению тезисов;

- основные требования к оформлению памятки соблюдены, но при этом допущены недочеты, например: имеются неточности в формулировке тезисов, пропущены некоторые действия, имеются упущения в оформлении;

- памятка составлена не верно, если содержание памятки не соответствует изучаемой теме, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

 

 

2.12. Методические рекомендации по созданию санбюллетеня.

    Санбюллетень - несистематическая и непериодическая форма стенной печати, посвященная медицинской теме, используемая для профилактической работы, повышения просветительской культуры и гигиенического воспитания людей.

     Общие требования и критерии оценивания:

1. Текст должен быть написан доступным языком. Он состоит из введения, основной части и заключения. Введение знакомит читателя с проблемой, основная часть раскрывает её суть. Из содержания должна быть понятна польза предлагаемой информации. Заключение может состоять из вопросов и ответов или просто выводов автора. Латинские и сленговые термины использовать не рекомендуется, советы по лечению давать запрещается. Текст заканчивается лозунгом, призывом, вытекающим из темы. Человек должен приглашаться к немедленному действию.

2. Рекомендации к оформлению. Должны быть выделены абзацы. Такие знаки препинания, как восклицательный знак, многоточие, тире и т.д. должны использоваться как можно меньше. Важно помнить, что текст, заключенный в квадрат или круг, вызывает больше доверия. Текст не должен идти поверх иллюстрации.

3. Изобразительная часть вместе с текстовой не должны перегружать бюллетень, но и не должно оставаться свободного места, иначе он будет трудно читаться. Нужна разумная мера заполнения. Лучше использовать одну впечатляющую иллюстрацию, чем несколько мелких.

4. Название должно быть броским, ярким и не запугивающим, оно должно отражать содержание бюллетеня, быть коротким, написанным шрифтом без наклона. Слово «санбюллетень» в заглавие не выносится. Оно пишется мелким шрифтом в правом нижнем углу, где указываются выходные данные.

 

 

2.13. Методические рекомендации по созданию лэпбука и лэпбокса.

       Лэпбукинг (изготовление лэпбуков) признан инновационной технологией, имеющей множество достоинств.

        Название пособия переводят с английского как «наколенная книга» или «складная книга», причём оба варианта совершенно справедливы.

        Лэпбук представляет собой тематическую интерактивную папку (книгу), содержащую систематизированную и разнообразно оформленную информацию. Они имеют небольшие размеры (обычно формата А4 в сложенном виде) и ребёнку удобно рассматривать их, держа на коленях. Кроме того, эти чудо - книжки полны загадок и секретов, они раскладываются и имеют множество кармашков, вкладышей, блокнотов, которые в свою очередь раскрываются.

      Лэпбокс в переводе означает «складная коробка». Она отличается оформлением, при котором части изделия складываются в виде коробки и крепятся при помощи тесьмы или застёжек. При снятии крепления лэпбокс «распадается», открывая содержимое стенок, то есть те же конверты, блокнотики, прочие элементы. Это эффектное пособие подходит как для игры и подарка, так как средство обучения.

      По сути, это тематические интерактивные пособия, которые помогают детям узнавать, упорядочивать и запоминать информацию. В книжке или коробочке хранятся бессчетные кармашки, картинки, поделки, записки и головоломки. Лэпбук - энциклопедия пригодится дошкольникам постарше для индивидуальной работы. По сути, это полноценная форма обучения и закрепления информации, поэтому при их создании на первом плане – содержательность и наполнение. Для их создания необходимо использовать блоки с интересными фактами, карточки с иллюстрациями, тесты, квизы, загадки, вопросы-ответы, викторины, ребусы,  игры «составь пару» и пр..

     

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 3. СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основные источники:

1.     Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста [Текст]:  учеб. пособие для студ. дошк. факультетов высш. пед. учеб. заведений / В.В. Голубев.  - М.: Академия, 2017. — 301с

2.     Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в  дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.

Электронные ресурсы

1. http://www.rg.ru/2013/07/19/sanpin-dok.html

2. https://hd-master.ru/knizhka-raskladushka-svoimi-rukami

3. https://azbukaplavania.ru/stroitelstvo/delaem-kartonnuyu-raskladushku-svoimi-rukami-bystro-i-prosto-osveshhaem-vopros

4.https://www.tkanix.info/podelki/dekor-v-interyere/master-klass-po-izgotovleniyu-detskoy-knizhki-raskladushki/#

5. https://melkie.net/podborki/lepbuk-svoimi-rukami.html,

6. https://lafoy.ru/lepbuk-svoimi-rukami-10-idey-501

7. http://kasy.getbb.ru/viewtopic.php?f=69&t=730

8. http://www.medn.ru/semiy/lechenie-detey/okazanie-nbsp-pervoy-pomoschi-detyam.html


Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы по учебной дисциплине

Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы по учебной дисциплине

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ Данные методические рекомендации разработаны в помощь обучающимся для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

ВВЕДЕНИЕ Данные методические рекомендации разработаны в помощь обучающимся для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

Знания, приобретаемые в ходе самостоятельной работы, значительно прочнее тех, которые получают во время аудиторного занятия

Знания, приобретаемые в ходе самостоятельной работы, значительно прочнее тех, которые получают во время аудиторного занятия

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель данных методических рекомендаций – обеспечить эффективность проведения самостоятельных работ студентов в получении знаний, умений и навыков по учебной дисциплине

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель данных методических рекомендаций – обеспечить эффективность проведения самостоятельных работ студентов в получении знаний, умений и навыков по учебной дисциплине

В учебных планах самостоятельная работа является обязательной частью максимальной учебной нагрузки с учетом специфики специальности

В учебных планах самостоятельная работа является обязательной частью максимальной учебной нагрузки с учетом специфики специальности

В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания

В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания

оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными педагогом требованиями и др.

оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными педагогом требованиями и др.

РАЗДЕЛ 1. ТЕМАТИКА И ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ

РАЗДЕЛ 1. ТЕМАТИКА И ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ

Подготовить сообщение « Этнические, национальные и религиозные особенности в формировании здорового образа жизни » 1Выступление с сообщением

Подготовить сообщение « Этнические, национальные и религиозные особенности в формировании здорового образа жизни » 1Выступление с сообщением

Проектирование расстановки оборудования и мебели в группе

Проектирование расстановки оборудования и мебели в группе

Подготовить буклет для родителей «Правильное питание – залог здоровья ребенка»1Буклет (наличие)

Подготовить буклет для родителей «Правильное питание – залог здоровья ребенка»1Буклет (наличие)

Разработка проекта и оформление паспорта проекта 18Подготовить буклет для родителей «Организация закаливания детей в домашних условиях»1Буклет (наличие)

Разработка проекта и оформление паспорта проекта 18Подготовить буклет для родителей «Организация закаливания детей в домашних условиях»1Буклет (наличие)

Памятка (наличие) Гигиена опорно-двигательного аппарата ребенка

Памятка (наличие) Гигиена опорно-двигательного аппарата ребенка

Составить и заполнить таблицу «Детские инфекционные заболевания»1Заполненная таблица

Составить и заполнить таблицу «Детские инфекционные заболевания»1Заполненная таблица

Подготовить сообщение «Первая помощь ребенку при попадании инородного тела в дыхательные пути ребенка»1Выступление с сообщением

Подготовить сообщение «Первая помощь ребенку при попадании инородного тела в дыхательные пути ребенка»1Выступление с сообщением

Книжка – раскладушка (наличие)

Книжка – раскладушка (наличие)

Разработать памятку для родителей: «Меры предупреждения несчастных случаев и травматизма в семье»

Разработать памятку для родителей: «Меры предупреждения несчастных случаев и травматизма в семье»

Закрытые повреждения: ушибы, растяжения, вывихи, закрытые переломы костей

Закрытые повреждения: ушибы, растяжения, вывихи, закрытые переломы костей

Правила оказания первой медицинской помощи детям при утоплении, попадании инородного тела в глаз, ухо, дыхательные пути 12

Правила оказания первой медицинской помощи детям при утоплении, попадании инородного тела в глаз, ухо, дыхательные пути 12

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Если ваша работа связана с использованием компьютера и интернета, проверьте наличие и работоспособность программного обеспечения, необходимого для выполнения задания

Если ваша работа связана с использованием компьютера и интернета, проверьте наличие и работоспособность программного обеспечения, необходимого для выполнения задания

Для того, чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по освоенному на лекциях материалу и связаны, как правило,…

Для того, чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по освоенному на лекциях материалу и связаны, как правило,…

Сформулировать свои вопросы и проблемы, желательные для обсуждения на занятии

Сформулировать свои вопросы и проблемы, желательные для обсуждения на занятии

Правильный подбор литературы рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс

Правильный подбор литературы рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс

В ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала; аналитико-критическое и творческое чтение –…

В ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала; аналитико-критическое и творческое чтение –…

Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;

Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;

Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации

Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них

Стиль 1. Соблюдение единого стиля оформления 2

Стиль 1. Соблюдение единого стиля оформления 2

Шкала перевода баллов в оценки

Шкала перевода баллов в оценки

В качестве тезиса могут выступать: а) новые неизвестные факты; б) новые объяснения известных фактов; в) новые оценки известных фактов

В качестве тезиса могут выступать: а) новые неизвестные факты; б) новые объяснения известных фактов; в) новые оценки известных фактов

Понятная логика изложения.

Понятная логика изложения.

Актуальность, новизна и значимость темы

Актуальность, новизна и значимость темы

Статистические данные; 3.Интернет; 4

Статистические данные; 3.Интернет; 4

Наличие названия 2. Аккуратность выполнения 3

Наличие названия 2. Аккуратность выполнения 3

Алгоритм составления глоссария

Алгоритм составления глоссария

Современные Интернет-ресурсы привлекательны наличием разнообразного текстового и мультимедийного материала

Современные Интернет-ресурсы привлекательны наличием разнообразного текстового и мультимедийного материала

Не писать слова прописными (большими) буквами

Не писать слова прописными (большими) буквами

Книжка состоит из страниц последовательно скрепленных гибкими угловыми соединениями

Книжка состоит из страниц последовательно скрепленных гибкими угловыми соединениями

Этапы создания буклета 1. Решите, что вы хотите сказать в своём буклете: определите основную идею, содержание, структуру

Этапы создания буклета 1. Решите, что вы хотите сказать в своём буклете: определите основную идею, содержание, структуру

Наличие графических материалов (слайдов, фотографий и пр

Наличие графических материалов (слайдов, фотографий и пр

Несмотря на их многообразие, существует общий порядок оформления памятки

Несмотря на их многообразие, существует общий порядок оформления памятки

Но не стоит делать обложку очень яркой, можете даже оформить ее в черно-белом варианте

Но не стоит делать обложку очень яркой, можете даже оформить ее в черно-белом варианте

Текст должен быть написан доступным языком

Текст должен быть написан доступным языком

Они имеют небольшие размеры (обычно формата

Они имеют небольшие размеры (обычно формата

РАЗДЕЛ 3. СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ

РАЗДЕЛ 3. СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2024