Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Владимирской области
«Владимирский педагогический колледж»
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МДК.01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья
для специальностей
44.02.01 (050144) Дошкольное образование
44.02.05 (050715) Коррекционная педагогика в начальном образовании
2023 г.
Рассмотрена на заседании Утверждаю
ПЦК анатомии, физиологии заместитель директора по УР
и физвоспитания _________________________
Протокол № 1 от 31.08.2022г. Тестова Н.И.
Председатель ПЦК
_______________________
Васильева Ю.М.
Разработчик: Журавлева А.Г., преподаватель Владимирского педагогического колледжа
Рецензенты:
Рабочая программа учебной дисциплины
МДК.01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья предназначена для специальностей 44.02.01 (050144) Дошкольное образование, 44.02.05 (050715) Коррекционная педагогика в начальном образовании.
Разработана на основе примерной программы учебной дисциплины, рекомендованной Экспертным советом по экспертизе примерных основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС при ГАОУ ДПО ВО «Владимирский институт повышения квалификации работников образования имени Л.И.Новиковой».
|
стр. |
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
5 |
3. условия реализации учебной дисциплины
|
13 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
15 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
МДК.01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.01. Дошкольное образование.
1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ междисциплинарный курс «Медико-биологические и социальные основы здоровья» предназначен для студентов специальности 44.02.01. Дошкольное образованиеМДК.01.01.
По окончании междисциплинарного курса студент должен
знать:
требования к организации безопасной среды в условиях дошкольной образовательной организации;
требования к хранению спортивного инвентаря и оборудования, методику их использования;
наиболее распространенные детские болезни и их профилактику;
особенности поведения ребенка при психологическом благополучии или неблагополучии;
уметь:
определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста;
планировать работу по физическому воспитанию и развитию детей в соответствии с возрастом и режимом работы образовательной организации;
организовывать процесс адаптации детей к условиям образовательной организации, определять способы введения ребенка в условия образовательной организации;
создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации сна в соответствии с возрастом;
проводить мероприятия двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники)
с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм;
способствовать предупреждению детского травматизма:
проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность использования в работе с детьми;
иметь практический опыт:
планирования режимных моментов,
утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания,
физкультурных досугов и праздников;
организации и проведения режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепление здоровья;
организации и проведения утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливающих процедур,
физкультурных досугов и праздников в соответствии с возрастом детей; организации и проведения наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательной организации;
взаимодействия с медицинским персоналом образовательной организации по вопросам здоровья детей;
диагностики результатов физического воспитания и развития; наблюдения и анализа мероприятий по физическому воспитанию; разработки предложений по коррекции процесса физического воспитания;
основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия детей;
особенности адаптации детского организма к условиям образовательной организации;
теоретические основы и методику работы воспитателя,
методику проведения диагностики физического развития детей.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения. С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.
ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка,
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.
ПК 2.4. Организовывать общение детей.
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
ПК 3.4. Анализировать занятия.
ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.
ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.
ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.
ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их замещающих) к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации.
ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.
ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательной организации, работающих с группой.
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебных занятий |
Объем часов |
|
|
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
71 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
47 |
в том числе: |
|
теоретическое обучение |
39 |
лабораторные занятия |
- |
практические занятия |
6 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) |
- |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
24 |
в том числе: |
|
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, домашняя работа и т.п.). |
|
Форма итоговой аттестации по дисциплине: |
ДЗ 2 курс 4 семестр |
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения
|
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Раздел 1. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие |
|
17 |
2,3 |
|||
Тема 1.1. Особенности планирования режимных моментов у детей дошкольного возраста. |
Содержание |
4 |
3 |
|||
1. |
Введение в предмет. Цели задачи, направления предмета. Основы режима дня в ДОУ. Основные компоненты. Особенности |
|
|
|||
2. |
организации режима в разных возрастных группах дошкольного возраста. |
|
|
|||
3. |
Физиологические основы режима дня в ДОУ. Педагогическое и гигиеническое значение режима дня. |
|
|
|||
4. |
Изменение режима под воздействием различных факторов. Личная гигиена, питание, закаливание дошкольников |
|
|
|||
Практическая работа |
2 |
3 |
||||
1. |
Составление практических рекомендаций по обоснованию режима дня |
|
|
|||
2. |
Режим дня дошкольников разных возрастных групп. |
|
|
|||
Самостоятельные работы |
3 |
3 |
||||
1. |
Сообщение: «Рекомендации родителям о необходимости соблюдения режима дня» |
|
|
|||
2. |
Сообщение: «Распределение режимных видов деятельности дошкольника дома». |
|
|
|||
3 |
Сообщение: «Распределение режимных видов деятельности дошкольника в ДОУ». |
|
|
|||
Тема 1.2. Физиологическое обоснование режима дня. |
Содержание |
6 |
3 |
|||
1. |
Понятие «Режим дня» и его психофизиологическое обоснование. |
|
|
|||
2. |
Специфика организации режимных моментов у детей от 2 мес до 3х лет. |
|
|
|||
3. |
Специфика организации режимных моментов у детей от 3 мес до 7х лет. |
|
|
|||
4. |
Гигиена учебной деятельности детей. |
|
|
|||
Практическая работа |
1 |
3 |
||||
1. |
План режима дня у дошкольников разного возраста с учетом обучения и пребывания дома. |
|
|
|||
Самостоятельная работа |
3 |
3 |
||||
1. |
Сообщение: «Условия Арктическо региона и соблюдение режима дня» |
|
|
|||
2. |
Сообщение: «Биологические часы и режим дня ребенка дошкольного возраста». |
|
|
|||
2. |
Сообщение: «Режим дня у ребенка дошкольного возраста испытывающего высокие спортивные нагрузки». |
|
|
|||
Тема 1.3. Методика организации и проведение умывания, одевания, питания, сна детей с ограниченными возможностями здоровья.
|
Содержание |
4 |
2 |
|||
1. |
Методика проведения режимных моментов и их значение в воспитательном процессе. Согласованность в работе персонала группы |
|
|
|||
2 |
Задачи, организация обстановки и методика проведения умывания и питания. |
|
|
|||
3. |
Сон детей дошкольного возраста. Организация обстановки и методика его проведения. Значение дневного сна. |
|
|
|||
4 |
Гигиенические требования к организации сна детей. |
|
|
|||
Практическая работа |
1 |
3 |
||||
1. |
Техника организации режимных моментов у детей с ограниченными возможностями. |
|
|
|||
Самостоятельная работа |
3 |
3 |
||||
1. |
Сообщение: «Методика проведения гигиенических мероприятий у детей с ограниченными возможностями» |
|
|
|||
2. |
Сообщение: «Организация питания детей в ДОУ» |
|
|
|||
3. |
Сообщение: «Сон и его фазы. Сновиденья». |
|
|
|||
Тема 1.4. Особенности детского травматизма и его профилактика.
|
Содержание |
3 |
2 |
|||
1. |
Понятие и классификация детского травматизма. Понятие о травме. |
|
|
|||
2 |
Причины детского травматизма. |
|
|
|||
3. |
Принципы оказания первой медицинской помощи в ДОУ. |
|
|
|||
4 |
Закрытые, открытые травмы, раны, кровотечения, ожоги. |
|
|
|||
Практическая работа |
4 |
3 |
||||
1. |
Оказание первой помощи при переломах |
|
|
|||
2. |
Оказание первой помощи кровотечениях. |
|
|
|||
3. |
Оказание первой помощи при ожогах |
|
|
|||
4. |
Оказание первой помощи при ушибах и вывихах |
|
|
|||
Самостоятельная работа |
3 |
3 |
||||
1. |
Сообщение: «Особенности гигиенического воспитания детей до 3х летнего возраста»» |
|
|
|||
2. |
Сообщение: «Особенности гигиенического воспитания детей с 4х до 7 лет» |
|
|
|||
3. |
Сообщение: «Профилактика детского травматизма». |
|
|
|||
Тема 1.5. Требования к организации безопасной среды в условиях дошкольной образовательной организации.
|
|
Содержание |
2 |
2 |
||
1. |
Требования к оборудованию группового помещения. |
|
|
|||
2 |
Требования игровому и дидактическому материалу |
|
|
|||
3 |
Гигиенические требования к освещенности. Воздушный режим помещения. |
|
|
|||
.4 |
Оборудование спален, туалетов, раздевальной (приемной). Гигиенические требования к организации водоснабжению. |
|
|
|||
Практическая работа |
2 |
3 |
||||
1. |
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений |
|
|
|||
2. |
Основные положения Сан Пин 2.4.1.3049-13 |
|
|
|||
Самостоятельная работа |
3 |
3 |
||||
1. |
Сообщение: «Санитарное содержание помещений группы». |
|
|
|||
2. |
Сообщение: «Гигиенические требования к игрушкам дошкольников». |
|
|
|||
3. |
Сообщение: «Требования к посадке детей и детской мебели». |
|
|
|||
Раздел 2.Методика работы по организации мероприятий направленных наукрепление здоровья детей дошкольного возраста |
|
22 |
2,3 |
|||
Тема 2.1. Понятие "здоровый образ жизни"; Понятие "здоровье" и факторы, его определяющие.
|
Содержание |
4 |
2 |
|||
1. |
Определение понятия «здоровье». Критерии и факторы, определяющие здоровье. Комплексная оценка состояния здоровья. |
|
|
|||
2. |
Группы здоровья. Возрастные особенности детей. |
|
|
|||
Практическая работа |
2 |
3 |
||||
1. |
Беседа с родителями. Состояние здоровья детей в России. |
|
|
|||
Самостоятельная работа |
3 |
3 |
||||
1. |
Физическое развитие как важный показатель состояния здоровья детей. |
|
|
|||
Тема 2.2. Детские болезни и их профилактика.
|
Содержание |
4 |
2 |
|||
1. |
Детские болезни дошкольного периода. Понятие об инфекционных заболеваниях, инфекционном процессе. |
|
|
|||
2. |
Заболевания нервной системы, их предупреждение. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Гельминтозы у детей и их профилактика. |
|
|
|||
Практическая работа |
2 |
3 |
||||
1. |
Обучение и воспитание ребенка с аллергией. |
|
|
|||
Самостоятельная работа |
3 |
3 |
||||
1. |
Сообщение на темы: «Паротит, менингококковая инфекция»- возбудители, механизм передачи, особенности, клинические признаки. |
|
|
|||
2. |
Сообщение на темы: «Коклюш, ветряная оспа»-возбудители, механизм передачи, особенности, клинические признаки, |
|
|
|||
3. |
Сообщение на темы: корь, краснуха» -возбудители, механизм передачи, особенности, клинические признаки, |
|
|
|||
Тема 2.3. Поведенческие особенности детей дошкольного возраста.
|
Содержание |
5 |
2 |
|||
1. |
Учет особенностей поведения ребенка при психологическом благополучии в режиме дня ДОУ. Психическое состояние и его основные характеристики. |
|
|
|||
2. |
Учет особенностей поведения ребенка при психологическом неблагополучии в режиме дня ДОУ. Стресс и его характеристики |
|
|
|||
3 |
Основные признаки стрессового состояния у детей. Средства профилактики стрессовых состояний и психоэмоционального напряжения дошкольников. |
|
|
|||
Практическая работа |
2 |
3 |
||||
1. |
Разбор психоэмоционального состояния ребенка на примере теста Люшера. |
|
|
|||
Самостоятельная работа |
3 |
3 |
||||
1. |
Сообщение на тему: Кризис детей 3-х лет. Сообщение: Кризис детей 7-го возраста. |
|
|
|||
Тема 2.4. Основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия детей с отклонениями в развитии.
|
Содержание |
4 |
2 |
|||
1. |
Организация профилактического контроля за состоянием здоровья каждого ребенка в период пребывания в образовательном учреждении. |
|
|
|||
2. |
Значение и задачи профилактического контроля за здоровьем детей. |
|
|
|||
3 |
Организация системы медицинского обслуживания детей раннего и дошкольного возраста в дошкольном учреждении. |
|
|
|||
Практическая работа |
2 |
3 |
||||
1. |
Методика проведения антропометрических исследований и сравнение с центильными таблицами. |
|
|
|||
Самостоятельная работа |
3 |
3 |
||||
1. |
Разработка комплекса упражнений для детей разных групп здоровья. |
|
|
|||
2. |
Физическое воспитание и здоровье дошкольника. |
|
|
|||
Тема 2.5. Особенности адаптации детского организма к условиям образовательной организации.
|
Содержание |
5 |
2 |
|||
1. |
Теоретические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ. |
|
|
|||
2. |
Особенности адаптации детского организма к условиям образовательного учреждения. |
|
|
|||
3. |
Понятие социальной адаптации. |
|
|
|||
Практическая работа |
2 |
3 |
||||
1. |
Психолого-педагогические условия организации успешной адаптации детей к дошкольному учреждению. |
|
|
|||
Самостоятельная работа |
3 |
3 |
||||
1. |
Особенности адаптации детского организма к условиям образовательного учреждения. |
|
|
|||
|
Всего: |
47 |
|
|||
|
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета анатомии, физиологии и гигиены, лаборатории информатики и информационно-коммуникационных технологий, библиотеки с читальным залом с выходом в сеть Интернет.
Оборудование учебного кабинета анатомии, физиологии и гигиены:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методических материалов;
- программное обеспечение профессионального назначения;
- методические рекомендации и разработки;
- наглядные пособия (схемы, таблицы);
- анатомические плакаты по всем разделам дисциплины, модели;
- муляжи по всем разделам;
- рельефные таблицы;
- комплект медицинского оборудования.
Технические средства обучения:
компьютер / ноутбук, мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон, компакт диски, видеокассеты и другие носители информации.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Кучма, В.Р. Основы формирования здоровья детей [Электронный ресурс]: учебник / В.Р. Кучма. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. — 317 c. —Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59409.html
2. Бакешин, К.П. Основы здорового образа жизни студента [Электронный ресурс] : учебное пособие / К.П. Бакешин. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 96 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66829.html
Дополнительные источники:
1. Гаврилова, Н.В. Инфекционные болезни [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.В. Гаврилова. — Саратов: Научная книга, 2018. — 161 c. —Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8199.html
2. Ежова, Н.В. Педиатрия [Электронный ресурс]: учебник / Н.В. Ежова, Е.М. Русакова, Г.И. Кащеева. - 9-е изд., стер. - Минск: Вышэйшая школа, 2016. - 640 с. - Режим доступа: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452749
Интернет-ресурсы:
1. Шабалов Н. П. и др. Педиатрия, учебник./ СПб: СпецЛит, 2018. - 936 с. [Электронный ресурс] http://www.biblioclub.ru/105769_Pediatriya.html
2. http://ivalex.ucoz.ru/forum/ Все для детского сада
3. http://vospitatel.resobr.ru/archive/year/articles/1220/http:/ Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения (сайт журнала).
4. http://dob.1september.ru/ Дошкольное образование (сайт газеты)
5. http://www.dovosp.ru/ Дошкольное воспитание (сайт журнала)
6. http://festival.1september.ru/articles/101114/
Открытая русская электронная библиотека // Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru/.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знает: требования к организации безопасной среды в условиях дошкольной образовательной организации; требования к хранению спортивного инвентаря и оборудования, методику их использования; наиболее распространенные детские болезни и их профилактику; особенности поведения ребенка при психологическом благополучии или неблагополучии; умеет: определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста; планировать работу по физическому воспитанию и развитию детей в соответствии с возрастом и режимом работы образовательной организации; организовывать процесс адаптации детей к условиям образовательной организации, определять способы введения ребенка в условия образовательной организации; создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации сна в соответствии с возрастом; проводить мероприятия двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные
|
Анализ понятий по изученной теме, анализ практической работы, самостоятельной работы, написание сообщений, изготовление макетов, устного, письменного фронтального и индивидуального опроса. |
досуги, праздники) с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм; способствовать предупреждению детского травматизма: проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность использования в работе с детьми; имеет практический опыт: планирования режимных моментов, утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников; организации и проведения режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепление здоровья; организации и проведения утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливающих процедур, физкультурных досугов и праздников в соответствии с возрастом детей; организации и проведения наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательной организации; взаимодействия с медицинским персоналом образовательной организации по вопросам здоровья детей; диагностики результатов физического воспитания и развития; наблюдения и анализа мероприятий по физическому воспитанию; разработки предложений по коррекции процесса физического воспитания; основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия детей; особенности адаптации детского организма к условиям образовательной организации; теоретические основы и методику работы воспитателя. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.