МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

  • doc
  • 16.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.doc

 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лянторский  нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Югорский государственный университет»

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил: преподаватель,

Абдулманафова Г.С.

 

 

 

 

Лянтор, 2020г.

 

 К основным видам учебных занятий наряду с другими (урок, лекция, семинар, контрольная, лабораторная работа, консультация, практика, курсовая работа) относится практиче­ское занятие, которое направлено на формирование учебных и профессиональных практических умений.

Состав и содержание практического занятия определяется (то ведущей дидактической целью: формирование практиче­ских умений:

·                   профессиональных (выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессио­нальной деятельности);

·                   учебных (решать задачи по математике, физике, химии, информатике, другим дисциплинам), необходимых в последующей учебной деятельности.

Состав и содержание практических занятий направлены на реализацию государственных требований к минимуму содер­жания и уровню подготовки выпускников. Они должны охва­тывать весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина и вся подготовка специалиста.

В процессе практических занятий студенты выполняют различные задания, работы. Практические работы могут носить  репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их про ведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны:

·                   цель работы,

·                   пояснения (теория, основные характеристики),

·                   оборудование,

·                   аппаратура,

·                   материалы и их характеристики,

·                   порядок выполнения работы,

·                   таблицы,

·                   выводы (без формулировок),

·                   контрольные вопросы,

·                   учебная и специальная литература.

Работы, носящие частично-поисковый характер, отличают­ся тем, что при их проведении студенты не пользуются под­робными инструкциями, им не задан порядок выполнения не­обходимых действий, от студентов требуется самостоятельный подбор необходимого оснащения, выбор способов выполнения работы, инструктивной и справочной литературы.

Работы, носящие поисковый характер, отличаются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь, на имеющиеся у них теоретические знания.

Содержание практических занятий является решением разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.), выполнение вычислений, расчетов, чертежей,  работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление проектной, плановой и другой документации, в том числе, специальных документов и др.

На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем будут закрепляться в процессе выполнения курсовой работы, прохождения производственной (профессиональной) практики.

Тематика, содержание и количество часов, отводимое на практические занятия, зафиксированы в рабочих программах соответствующих дисциплин. Состав практических заданий планируется с таким расчетом, чтобы за отведенное время сту­денты смогли их качественно выполнить.

Методические указания по проведению практических заня­тий рассматриваются предметно-цикловыми комиссиями. В них должны быть раскрыты основные требования, опреде­ляющие:

·                   условия проведения практических занятий;

·                   состав и содержание материалов, необходимых препо­давателю для проведения практических занятий;

·                   основные этапы практических занятий;

·                   структуру оформления практических занятий;

·                   оценку за выполнение заданий (пятибалльная система или зачет);

·                   формы отчетности.

Методические указания по проведению практического занятия должны содержать:

1. Инструкцию к выполнению студентами задач, заданий,

практических работ, включающую:

·                   цель работы;

·                   пояснения (теория, основные факторы, их характери­стики, формулы и т.п.);

·                   оборудование (аппаратура, инструменты, приборы, ма­териалы, документы, их характеристика);

·                   порядок выполнения заданий;

·                   таблицы, выводы (без формулировок);

·                   контрольные вопросы;

·                   учебную, нормативную и специальную литературу.

2. Памятку для проведения анализа и оценки выполненных работ и степени овладения студентами запланированных умений.

3.Тестовыe задания для входного контроля (в том числе, автоматизированного), определяющего теоретическую готов­ность студентов к выполнению практической работы, заданий, решению задач.

4.Сборники упражнений, задач, заданий, практических ра­бот, сопровождающихся методическими указаниями, приме­нительно к конкретным специальностям, включая подбор до­полнительных упражнений, задач, заданий для студентов, ра­ботающих в быстром темпе.

 Разработанные методические указания по проведению прак­тических занятий должны рецензироваться и утверждаться.

В рецензии следует провести критический разбор и отме­тить соответствие разработанных методических материалов государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по специальности, соответствие тематики практических занятий рабочей программе дисципли­ны, полноту охвата учебных умений, определяющих образова­тельную подготовку по данной дисциплине и профессиональ­ных умений, на которые ориентирована данная дисциплина; наличие разнообразных форм проведения практических заня­тий со студентами (групповая, фронтальная, индивидуальная); наличие разнообразных по характеру и уровню сложности по­знавательной деятельности студентов упражнений, задач, за­даний и практических работ, предложенных в сборниках; на­личие методических рекомендаций к упражнениям, задачам, заданиям, практическим работам в сборнике; четкость, пра­вильность и грамотность формулировок; оформление, распо­ложение и оригинальность материалов.

В заключении рецензии должна быть сформулирована оценка возможности использования материалов или указания на необходимость доработки.

При проведении практических занятий следует использовать различные формы организации работы студентов:

·                   фронтальную,

·                   групповую,

·                   индивидуальную.

      Каждая из них позволяет решать определенные дидактические задачи:

·                   разнообразить работу студентов,

·                   повышать ответственность каждого студента  за самостоятельное выполнение полного объема работ,

·                   повышать качество подготовки студентов.

Основными этапами практического занятия являются:

·                   проверка знаний студентов - их теоретической подго­товленности к занятию;

·                   инструктаж, проводимый преподавателем;

·                   выполнение заданий, работ, упражнений, решение задач;

·                   последующий анализ и оценка выполненных работ и степени  овладения студентами запланированными умениями.

Для  оформления  и выставления оценок знаний и  умений студентов следует руководствоваться  «Методическими указаниями» к организации, проведению практических  занятий.