Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Луганской Народной Республики
«Краснолучский колледж промышленности и сервиса»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для выполнения отчета преддипломной практике
по ПМ 06 Организация работы структурного подразделения
Специальность: 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Красный Луч 2021
Методические указания по выполнению отчета по преддипломной практике составлены в соответствии с требованиями Луганского государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики № 675 от 22 июня 2010 г. по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Организация-разработчик: ГБПОУ СПО ЛНР ККПС
Авторы-разработчики:
Круподер Юлия Сергеевна – преподаватель спецдисциплин
Согласовано на заседании цикловой комиссии технологических дисциплин
Протокол № ___ от «___»____________2021 г.
Председатель методической комиссии ____________ Е.А.Антонова
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка…………………………………………………….…..…4
Общие требования к выполнению ……………………….…..……………..7
Методические рекомендации для выполнения отчета:
Раздел 1. Система управления и планирования работы структурного подразделения организации (предприятия) общественного питания…............8
Раздел 2. Оперативное планирование работы структурного подразделения предприятия питания……………………………………………………………17
Раздел 3. Нормативно-правовые документы, регулирующие производственную деятельность структурного подразделения предприятия питания…………………………………………………………………………...20
Раздел 4. Учетно-отчетная документация предприятия общественного питания…………………………………………………………………………...21
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Пример характеристики предприятия питания
Приложение 2 Нормативно-технологическая документация предприятия питания
Пояснительная записка
Основными целями преддипломной практики по ПМ 06 «Организация управления структурным подразделением является: закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных ранее при изучении МДК 06.01 «Управление структурным подразделением организации»; формирование соответствующих профессиональных компетенций:
В результате выполнения программы практики, обучающиеся должны:
иметь практический опыт:
⸺ планирования работы структурного подразделения (бригады);
⸺ оценки эффективности деятельности структурного подразделения (бригады);
⸺ принятия управленческих решений.
уметь:
⸺ рассчитывать выход продукции в ассортименте;
⸺ вести табель учета рабочего времени работников;
⸺ рассчитывать заработную плату;
⸺ рассчитывать экономические показатели структурного подразделения организации;
⸺ организовывать рабочие места в производственных помещениях;
⸺ организовывать работу коллектива исполнителей;
⸺ разрабатывать оценочные задания и нормативно-технологическую документацию;
⸺ оформлять документацию на различные операции с сырьем, полуфабрикатами и готовой продукцией.
знать:
⸺ принципы и виды планирования работы бригады (команды);
⸺ основные приемы организации работы исполнителей;
⸺ способы и показатели оценки качества выполняемых работ членами бригады/команды;
⸺ дисциплинарные процедуры в организации;
⸺ правила и принципы разработки должностных обязанностей, графиков работы и табеля учета рабочего времени;
⸺ нормативные правовые акты, регулирующие личную ответственность бригадира;
⸺ формы документов, порядок их заполнения;
⸺ методику расчета выхода продукции;
⸺ порядок оформления табеля учета рабочего времени;
⸺ методику расчета заработной платы;
⸺ структуру издержек производства и пути их снижения;
⸺ методики расчета экономических показателей.
Техник-технолог должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 6.1 Участвовать в планировании основных показателей производства.
ПК 6.2 Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 6.3 Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 6.4 Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
ПК 6.5 Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
Общие требования к выполнению и сдаче отчета
Отчет по преддипломной практике оформляется на листах белой бумаги формата А-4. Формат изложения – свободный.
Межстрочный интервал – полуторный (1,5).
Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14.
Поля: левое – 3 см, правое – 1 см, верхнее и нижнее – 2 см.
Нумерация страниц – внизу, по центру; первая страница (титул), содержание не нумеруются, Приложения тоже не нумеруются.
Сокращение слов при изложении не допускается, кроме профессиональных.
Качество выполнения заданий и знаний, проявленные студентами при выполнении и защите отчета, оцениваются руководителем практики с оценкой о степени освоения профессиональных компетенций.
К отчету обязательно прилагаются: аттестационный лист, дневник по практике, характеристика студента заполненные и заверенные печатью администрации организации – Профильной организации.
Методические рекомендации по выполнению отчета
Раздел 1. Система управления и планирования работы структурного подразделения организации (предприятия) общественного питания.
Для выполнения данного раздела студент должен:
знать: нормативную базу; термины и определения в области организации производства; принципы и виды планирования работы бригады (команды);
уметь: определять тип и класс предприятий общественного питания; формы и способы снабжения предприятия сырьем, материально-техническими средствами.
иметь практический опыт:
· планирования работы структурного подразделения(бригады);
· принятия управленческих решений;
Сбор общих сведений о предприятии:
⸺ тип предприятия, его структура, производственная мощность, состав производственных, складских и подсобных помещений, их расположение, взаимосвязь. Виды поступающего сырья, условия и сроки его хранения;
⸺ ассортимент выпускаемой продукции, условия её реализации;
⸺ используемая на предприятии нормативная и технологическая документация (ГОСТы, ОСТы, ТУ, ТИ, СТП, СанПиН, Сборники рецептур и др.);
⸺ общие и специальные функции управления на предприятии общественного питания.
⸺ основные показатели эффективного планирования работы предприятия питания.
⸺ виды планов: долгосрочные, стратегические, среднесрочные, краткосрочные, тактические, оперативные;
⸺ основные стадии планирования;
⸺ материально-техническая база предприятия, организация охраны труда и противопожарной защиты, правила внутреннего распорядка;
⸺ изучение инструкций по технике безопасности, пожарной безопасности; правил санитарии и личной гигиены.
Обучающиеся отражают эти задания в отчете по практике:
Дать характеристику предприятия.
Составить схему структуры предприятия (схема расположения цехов) на примере данной схемы.
На основании данной схемы необходимо проанализировать расположение и взаимосвязь производственных цехов Вашего предприятия.
Составить схему структуры управления предприятием.
Выполняя данное задание, студент должен кратко описать или изобразить схематично структуру управления предприятием.
Предприятие (столовая, ресторан, кафе) — основное звено в системе общественного питания. Структура аппарата управления предприятием определяется с учетом его типа, мощности, особенностей работы.
Раздел 2. Оперативное планирование работы структурного подразделения предприятия питания.
При выполнении заданий этого раздела студент должен:
знать: способы и показатели оценки качества выполняемых работ членами бригады/команды;
⸺ основные приемы организации работы исполнителей;
⸺ дисциплинарные процедуры в организации;
уметь:
⸺ рассчитывать экономические показатели структурного подразделения организации;
⸺ организовывать рабочие места в производственных помещениях;
⸺ вести табель учета рабочего времени работников;
⸺ организовать работу коллектива исполнителей.
иметь практический опыт:
⸺ оценки эффективности деятельности структурного подразделения(бригады).
Ознакомление с порядком оперативного планирования работы структурного подразделения предприятия питания. Определение сущность и этапы оперативного планирования работы производства в предприятиях общественного питания.
Изучение системы поставок товаров: критерии к поставщикам, их выбор, документальное оформление поставок товаров.
Ознакомление с должностными обязанностями: понятие, правила, принципы и этапы разработки, виды, роль в организации. Классификация и выбор графиков выхода на работу. Рабочее время, пути снижения времени непроизводительной работы. Табель учета рабочего.
Овладение навыками оценки эффективности деятельности структурного подразделения (бригады).
Отработка навыков организации рабочих мест в производственных помещениях.
Оперативное планирование работы производства включает в себя:
1. Составление планового меню на неделю, декаду. В плановом меню указывается ассортимент и количество блюд каждого наименования, которые могу быть приготовлены на данном предприятии по дням недели или декады.
2. Разработка плана-меню, отражающего дневную производственную программу предприятия.
3. Составление и утверждение меню.
4. Оформление требования-накладной на отпуск продуктов
5. Распределение сырья между цехами и определение заданий поварам в соответствии с планом-меню.
Проанализировать порядок оперативного планирования вашего предприятия согласно теории.
Описать виды графиков на предприятии, их достоинства и недостатки.
При составлении графика учитывают режим работы предприятия, график загрузки торгового зала. На ПОП применяют следующие графики выхода на работу: линейный, ленточный (ступенчатый или скользящий), суммированного учета рабочего времени, двухбригадный и комбинированный.
Ознакомиться и сформулировать основные виды деятельности должностной характеристикой повара, технолога, заведующего производством, официанта, администратора, метрдотеля, кладовщика, руководителя предприятия.
Раздел 3. Нормативно-правовые документы, регулирующие производственную деятельность структурного подразделения предприятия питания.
Для выполнения заданий по данной теме студент должен:
знать: нормативную базу;
уметь: разрабатывать оценочные задания и нормативно-технологическую документацию.
Ознакомление с основными группами нормативно-технологической документации предприятия (ГОСТ, ТУ, ОСТ, Сборники рецептур и т д). Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. Внутренний и внешний контроль. Этапы контроля. Организация и проведение контроля в структурном подразделении предприятия. Характеристика и порядок заполнения технологической документации предприятий питания.
Дать краткую характеристику основных групп нормативно-технологической документации.
Раздел 4. Учетно-отчетная документация предприятия общественного питания.
Для выполнения заданий по данной теме студент должен:
знать: нормативную базу отчетности структурного подразделения;
уметь:
- оформлять документацию на различные операции с сырьем, полуфабрикатами и готовой продукцией;
- заполнять основные виды первичной учетной документации на производстве.
Описать порядок их заполнения.
Ознакомление с документальным оформлением поступления и отпуска товаров. Изучение основных видов первичной учетной документации на производстве при проведении операций с сырьем, п/ф и готовой продукцией и порядок их заполнения.
Заключение (выводы, предложения и др.)
В рамках выполнения данного задания обучающийся должен подвести итог о проделанной работе, а также разработать свои предложения по поводу совершенствования организации работы структурного подразделения Профильной организации.
Задание к отчету по преддипломной практике
Работа на предприятии общественного питания.
Методические рекомендации к выполнению задания: отработавши это задание, студенты обязаны иметь представления про предприятие, как объект практики. Студентам необходимо отобразить в отчете особенности типа, структуру управления предприятием, местонахождение, адрес, перечень обязанностей, ассортимент дополнительных услуг, выпускаемую продукцию, количество мест в торговых залах, режим работы; дать характеристику планировки производственных помещений, а так же размещение оборудования.
Задание 1
Ознакомление с общественной деятельностью предприятия, его типом, местонахождением, структурой, спецификой работы и управлением, с поставщиками сырья, продуктов; экономическими особенностями деятельности, методами и формами обслуживания, составом производственных помещений, кладовых, торговых, административных помещений.
Ознакомление с организацией охраны труда и противопожарной защиты на предприятии. Изучить структуру управления предприятия.
Методические рекомендации к выполнению задания : обратите внимание на особое значение о материальной ответственности, ее форм, которые используются на предприятии.
При изучении обязанностей бригадира или начальника цеха студенту необходимо принять участие в составлении программы рабочего цеха; при получении продуктов и сырья со склада и проверить их соответствие требованиям нормативных документов; провести органолептическую оценку.
Особое внимание необходимо обратить на оформление документов на реализацию готовой продукции, на составление и порядок предоставления отчетности о производственной деятельности цеха. Составить отчет о работе производства за день.
Задание 2
Ознакомится со служебными обязанностями бригадира, начальника цеха, его заместителя. Выучить систему материальной ответственности (бригадирной, индивидуальной). Ознакомится с порядком составления договора о материальной ответственности.
Изучить организацию работы и порядок оформления нормативной документации. Проверить санитарное состояние цеха, рабочих мест, санитарно-техническое состояние оборудования и его соответствие современным требованиям.
Ознакомится с ассортиментом выпускаемой продукции.
Методические рекомендации к выполнению задания: для отработки этого задания студенту необходимо хорошо выучить должностные обязанности заведующего производством. Разобраться с порядком заключения и оформления договора материальной ответственности заведующего производством. Принять участие вместе с заведующим производства в составлении план- меню, меню, банкетного меню или комплексного обеда на определенный контингент потребителей и заявки на сырье.
При получении продуктов и сырья из кладовой необходимо обратить внимание на их соответствие количества и качества, на оформление сопровождающих документов и другой нормативно – технической документации.
Задание 3
Ознакомьтесь с должностной характеристикой заведующего производства, его заместителя, со структурой производства, с организационно-технологической связью между цехами, с организацией и аттестацией рабочих мест и уровнем оснастки. Организацией обслуживания, соблюдением санитарных норм.
Выучите систему материальной ответственности на предприятии: формы материальной ответственности, порядок заключения договора, выполнение договорных обязательств, ответственности. Сложите договор из материальной ответственности с заведующим производства.
Ознакомится с нормативно- технической документацией, которая действует на производстве. Сложите план-меню, меню на следующий день и банкетное меню. Рассчитайте и составьте заявку на необходимое количество сырья и продуктов. Получите (вместе с заведующим производства) сырье и продукты из кладовой и определите органолептические показатели их качества, распределите сырье по цехам в соответствии с производственной программой, сложите договор материальной ответственности с заведующим производства.
Методические рекомендации к выполнению задания: отрабатывая это задание, студент должен знать технологию приготовления блюд, полуфабрикатов, ассортимент блюд, что производится на базе практике, ознакомится с действующими на производстве нормативно-технологической документации (требованиями стандартов, техническими условиями) и уметь пользоваться сборником рецептур. Обратите внимание на порядок проведения операционного и исходного контроля на данном производстве, познакомится с членами бракеражной комиссии и порядком оформления записей в бракеражном журнале. Усвоить навыки составления акта о реализации продукции на производстве по форме, которая действует на предприятии.
Задание 4
Вместе с заведующим производства осуществите контроль за работой в цехах, нормами закладки сырья; соблюдения последовательности технологического процесса, норм выхода и сроков хранения полуфабрикатов и готовой продукции, соблюдении санитарных норм и правил личной гигиены, норм охраны труда и техники безопасности. Примите участие в бракеражной комиссии.
Методические рекомендации к выполнению задания: при знакомстве с обязанностями бригадира официантов, метрдотеля студен должен обратить внимание на форму и организацию труда в торговом зале базового предприятия: бригадный метод обслуживания или индивидуальный; на объем работ и квалификацию работников торговой группы (официантов, барменов); на правила хранения и учета столовой посуды, приборов порядок их выдачи официантов; на порядок оформления акта на бой, обломку и потерю посуды, белья и прочее, разработку мероприятий по сохранению столовой посуды. Рекомендуется вместе с бригадиром официантов или метрдотеля осуществить контроль за правильностью накрытия столов скатертями, сервирирование, принятие заказа, его оформление и книг учета, чеков или талонов, сдачи; организации обслуживания во время банкета.
При ознакомлении с прогрессивными формами обслуживания иностранных туристов студент должен выяснить порядок комплектования недельного меню завтраков для туристов, обедов, ужинов; предыдущего накрытия столов, организации залов и экспресс - столов, обслуживание по типу шведского стола.
Задание 5
Ознакомьтесь с обязанностями бригадира официантов, бармена, метрдотеля. Выучить бригадную форму организации труда в торговом зале, проверьте санитарное состояние зала, соблюдение правил охраны труда, нормы оснастки торговых залов мебелью, столовой посудой, столовым бельем.
Составьте (вместе с метрдотелем или самостоятельно) график выхода на работу официантов, бармена и других работников торгового зала; табель учета рабочего времени. Примите участие в организации процесса обслуживания в торговом зале ресторана, кафе.
Сложите (вместе с метрдотелем или самостоятельно) меню тематического празднования, банкета и др..
Ознакомьтесь с содержанием договора на обслуживании иностранных туристов; с прогрессивными формами обслуживания иностранных туристов. Рассмотрите вместе с метрдотелем претензии потребителей в книге отзывов и предложений, примите по ним решение. Предоставляйте свои предложения по улучшению организации обслуживания в торговом зале и предоставлению услуг.
Методические рекомендации к выполнению задания:
студенту необходимо обратить внимание, на то что кладовщик несет материальную ответственность за сохранение порученных ему материальных ценностей, следовательно дирекция предприятия заключает с ним соглашение о материальной ответственности. При отсутствии в штате предприятия агента (экспедитора) ответственного за поставку сырья, продуктов и прочее, кладовщик исполняет эти обязанности, выполняет закупки. При ознакомлении с организацией работы в кладовой обратите внимание на правильное хранение товаров, выполнение санитарных правил по условиям, срокам хранения.
Задание 6
Ознакомьтесь с должностными обязанностями кладовщика, с порядком проведения инвентаризации всех материальных ценностей, которые находятся в складских помещениях, с организацией работы кладовой. Вместе с кладовщиком примите участие в принятии продуктов или товаров от поставщика, проведите оценку качества продуктов и сырья. Ознакомьтесь с сопроводительной документацией, с порядком составления товарного отчета в кладовой. Примите участие в отпуске товарно-материальных ценностей из кладовой. Отчитайтесь по кладовой за день. Ознакомьтесь с правилами хранения продуктов, которые быстро портятся.
Методические
рекомендации к выполнению задания:
при ознакомлении с нормативной документацией, которая регламентирует качество и безопасность сырья, которое поступает на предприятие, студент должен обратить внимание отдельно на органолептические, физико – химические, микробиологические показатели. При анализе провести контроль за соблюдением последовательности технологического процесса, режимов холодной и тепловой обработки.
При знакомстве выемки кушаний для направления в технологическую лабораторию студент должен под руководством заведующего производством должен сделать пробную выемку, чтобы отработать эти навыки.
Задание 7
Ознакомьтесь с должностной характеристикой техника-технолога. Выучите и проанализируйте основные направления работы техника-технолога.
Ознакомьтесь с нормативной документацией, которая регламентирует качество и безопасность сырья, которое поступает на предприятие. Примите участие в проведении операционного контроля на производстве.
Определите фактическое количество отходов и расходов при тепловой обработке сырья, сравните с нормами, которые указаны в нормативно- технической документации. Вместе с заведующим производства и работниками цехов обсудите результаты проработки и подготовите предложения по уменьшению потерь. Определите потери при тепловой обработки и порционировании.
Методические рекомендации к выполнению задания:
для выполнения этого задания студентам необходимо принять участие в разработке технологических карточек на новую продукцию; если на предприятии занимаются проведением сертификации, то студенту необходимо выучить документацию, которая необходима для проведения сертифицированных операций и ознакомится с перечнем показателей безопасности (технологических, физико-химических, микробиологических, биологических). При участии в проведении комплексных мероприятий по определению потребительской оценки, студент должен принять участие, например в опросе потребителей, дегустации, выставке - продажи.
При разработке предложений по повышению уровня предоставляемых услуг, студент может выбрать одно из направлений: услуги по питанию, услуги по приготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий, услуг по организации потребителя и обслуживанию, услуги по реализации кулинарной продукции снаружи предприятии, услуги по организации досуга, информационно – консультативные услуги.
Задание 8
Примите участие в разработке новых фирменных блюд или кондитерских изделий; в проведении комплексных мероприятий, которые характеризируют потребительскую оценку ассортимента и качества выпускаемой продукции, уровня обслуживания и предоставления услуг. Разработайте предложения по расширению ассортимента и улучшению качества выпускаемой продукции и повышению уровня предоставляемых услуг.
Методические рекомендации к выполнению задания:
При изучении обязанностей руководителя предприятия студенту необходимо очень внимательно ознакомится с правовыми и нормативными документами, а именно: уставом, договорами, лицензиями, сертификатами на продукцию, услуги и прочее.
При анализе обязанностей работников предприятия подготовить предложения на улучшения распределения обязанностей работников. при анализе рабочего дня руководителя, студенту необходимо в первую очередь ознакомиться с перечнем основных вопросов, которые необходимы решить руководителю за день.
Задание 9
Изучить обязанности руководителя предприятия. Ознакомиться с правовыми и нормативными документами. Проанализируйте трудовой договор или контракт; ознакомитесь со структурой штата предприятия, с принципами подбора и расстановки кадров; с работой стабилизации коллектива, повышения профессионального мастерства работников.
Методические рекомендации к выполнению задания:
выполняя это задание студен должен изучить: структуру управления предприятием, правила охраны труда, противопожарной защиты, организацию труда на производстве, разбираться в психологии человека.
Принимать участие в организации и проведении совещаний. Ознакомиться содержанием мероприятий по устранению недостатков в работе предприятия, с порядком рассмотрения жалоб и предложений.
Задание 10
Изучить обязанности администратора предприятия. Ознакомится с организацией и условиями труда на предприятии. Создание надлежащих условий труда, обеспечение безопасности производственных процессов, режимов труда и отдыха сотрудников предприятия. материально – техническое снабжение предприятия.
Выучить нормы оснастки торговых залов предприятия питания мебелью, столовой посудой, столовым бельем, спецодеждой.
Изучить порядок доведения принятых решений к исполнителям и организации их выполнения, контроль за выполнением принятых решений.
Приложение 1
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Луганской Народной Республики
«Краснолучский колледж промышленности и сервиса»
ОТЧЕТ
ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
Специальность: 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Выполнил:
студент (ка) группы 1-19
_______Абанеева М.Г.
Руководитель практики от организации :
_______________________
Руководитель практики от образовательного учреждения:
Круподер Юлия Сергеевна
г. Красный Луч
2021 год
Приложение 2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.