Методические рекомендации по подготовке к открытому занятию
Оценка 5

Методические рекомендации по подготовке к открытому занятию

Оценка 5
doc
16.02.2020
Методические рекомендации по подготовке к открытому занятию
Занятие.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОДГОТОВКА ОТКРЫТОГО УРОКА

 

Методические рекомендации

в помощь преподавателю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019

Составитель:

 

И.Г. Жукевич, мастер производственного обучения_________________

 

Методические рекомендации призваны оказать помощь преподавателям в грамотной подготовке к проведению открытого занятия, четкого определения структурного содержания и оформления методической разработки открытого занятия.

Методические рекомендации содержат теоретическую и практическую часть в виде приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  

 

1.     Планирование открытых занятий

5

2.     Требование к открытому занятию (типы и виды занятий, формы и методы, цели урока)

5

3.     Подготовка открытого занятия

21

4.     Методическое обеспечение открытого занятия

22

5.     Проведение открытого занятия

24

6.     Обсуждение и анализ открытого учебного занятия (анализ и самоанализ урока)

24

Литература

27

Приложение 1. Технологическая карта учебного занятия

28

Приложение 2. Схема самоанализа урок

29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

При организации современных педагогических технологий особую значимость приобретает нестандартные, нетрадиционные уроки. В данных рекомендациях, предназначенных для преподавателей, разрабатывающих открытое мероприятие или урок, даны краткие сведения об организации открытого урока. Раскрыты основные требования, предъявляемые к современному уроку. Краткий обзор форм организации учебных занятий поможет сориентироваться в их многообразии при подготовке к уроку, а схема самоанализа даст возможность преподавателю дать более объективную оценку своему уроку.

Подготовка к уроку - это творчество, направленное не на идею развлечения на уроке, а на идею познания в наиболее приятной и легкой форме.

Открытое учебное занятие является формой распространения и пропаганды передового опыта, элементом методической работы преподавателя, действенным элементом учебного и воспитательного процесса.

Целью открытого учебного занятия является показ передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения, обобщение приемов научной организации и контроля качества учебного процесса.

Задачей преподавателя, готовящего открытое занятие, является оценка эффективности применяемых методов; совершенствование отдельных приемов, педагогических находок; создание своей системы учебно-воспитательной работы.

Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения. Проведение открытого урока рекомендуется ограничить временными рамками (45 минут). За это время предоставляется возможность продемонстрировать не только структурные элементы урока, но и педагогические находки преподавателя.

В начале учебного года составляются графики проведения открытых занятий в каждой цикловой комиссии, на основании которых составляется единый график проведения открытых занятий в колледже. Открытые занятия проводят все сотрудники имеющую педагогическую нагрузку.

Основными критериями для оценки эффективности открытого занятия должны быть качество знаний, умений и навыков, приобретенных студентами под руководством преподавателя. Открытые занятия для всех преподавателей колледжа направлены на оказание им помощи в решении задач по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

ПЛАНИРОВАНИЕ ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ

 

На заседании цикловой комиссии в конце учебного года проводится анализ взаимопосещений занятий преподавателями, на основании, которого определяется опыт, который оправдал себя на практике и может быть показан в следующем учебном году. На основании обсуждения творческого опыта преподавателей, составляется график проведения открытых занятий.

При составлении графика проведения открытых занятий целесообразно поручать их проведение, в первую очередь, опытным, творчески работающим преподавателям. Могут привлекаться к проведению открытых занятий и начинающие (молодые) преподаватели, если у них есть интересные педагогические находки. Проведение открытого урока так же может планироваться по индивидуальному графику аттестации преподавателя.

При планировании открытых занятий необходимо сразу определить конкретную методическую цель каждого из занятий.

Выбор темы открытого занятия предоставляется преподавателю, который проводит занятия. При прочих равных условиях, преимущества должно быть отдано сложным темам программы, которые важны для осуществления межпредметных связей, недостаточно освещены в методической литературе, требуют серьезных изменений в методике их изложения.

При планировании открытых учебных занятий следует равномерно распределять их по учебным группам. Нецелесообразно планировать их на сентябрь (время организационных мероприятий), январь, июнь (время сессии).

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОТКРЫТОМУ ЗАНЯТИЮ

 

Уровень занятий должен отражать научность и точность фактического материала, использование последних достижений науки в рассматриваемом вопросе, реализацию учебных, воспитательных и развивающих задач.

Методическая оптимальность занятий должна определить правильность избранного ею вида использования наглядности, ТСО, новых методов в обучении, правильное распределение времени на структурные элементы занятия.

Применение новых педагогических технологий, приемов и методов преподавания, при помощи которых реализуются цели занятия, формирование знаний, умений и навыков на основе самостоятельной познавательной деятельности студентов, являются основными требованиями к открытому занятию.

Открытое занятие должно служить иллюстрацией выводов, к которым пришел преподаватель в результате педагогического эксперимента, работы над педагогической темой, результата работы по педагогической технологии или на основании многолетнего опыта работы. До проведения открытого занятия целесообразно доложить на заседании цикловой комиссии о проделанной работе и своих наблюдениях.

В плане урока необходимо указать тип и вид учебного занятия. В колледже обозначены следующие виды занятий – теоретическое и практическое. Это продиктовано удобством заполнения журнала, странички которого делятся на теоретическое и практическое  обучение, и отражено  в календарно-тематическом плане дисциплины. Форму организации по данному виду занятия преподаватель выбирает самостоятельно. Это может быть лекция, семинар, лабораторная работы, экскурсия и т.д.

Тип учебного занятия определяется его содержанием и дидактическими целями.

Комбинированный урок

Данный тип урока имеет наиболее сложную структуру, включающую в себя следующие элементы: организационную часть; проверку знаний ранее изученного материала и выполнения домашнего задания; изложение нового материала; первичное закрепление новых знаний, применение их на практике и инструктаж по домашнему заданию.

Организационная часть заключается в проверке наличия учащихся на уроке, готовности учебного кабинета к занятию. На первых уроках преподавателя в организационную часть входит знакомство с учащимися.

Проверка знаний заключается в выявлении и оценке путем опроса уровня знаний пройденного ранее материала, умений и навыков учащихся; выполнения ими домашнего задания; подготовке студентов к восприятию нового материала.

При проверке и оценке знаний применяют:

·     индивидуальный устный опрос;

·     опрос по карточкам;

·     письменный опрос;

·     опрос у доски;

·     решение задач и другие способы опроса.

Для вовлечения большего числа учащихся в опрос часто письменный опрос сочетают с индивидуальным (устным). При опросе преподавателю целесообразно активизировать внимание класса путем рецензирования, исправления и дополнения ответов, продолжения их, приведения примеров, а также давать возможность учащимся задавать вопросы преподавателю и отвечающим. Это позволит вовлечь большее число учащихся в проверку знаний и способствует активному повторению материала.

Если на уроке ставится цель подготовить учащихся к восприятию нового материала, преподаватель проводит фронтальный (беглый) опрос, задавая учащимся вопросы по материалу предыдущего урока. На основе такой проверки вносятся коррективы в намеченный план изучения нового материала.

Изложение нового материала начинается с объяснения содержания новой темы, увязки ее с ранее пройденным. При изложении нового материала на комбинированном уроке применяются такие методы, как рассказ, беседа, объяснение и значительно реже - лекция. Обычно один метод является ведущим, а другие привлекаются для активизации процесса обучения. Возможно использование различных дидактических приемов: информирование о плане сообщения нового материала; интересное, нестандартное его изложение; создание проблемных ситуаций; обращение к жизненному опыту учащихся; демонстрация фрагментов диафильмов; запись материала на доске или использование наглядных пособий.

Первичное закрепление знаний является, как правило, обязательной частью большинства комбинированных уроков. Формы и методы закрепления материала могут быть разнообразными, но они должны стимулировать мыслительную деятельность учащихся. Закрепление материала возможно в форме беседы (преподаватель задает вопросы практического характера, интересно формулирует их, дает задание заметить и исправить ошибку отвечающего, продолжить ответ, привести свой пример, задать вопрос отвечающему, прокомментировать ответ), а также в форме самостоятельной работы учащихся под руководством преподавателя (решение задач, чтение таблиц, диаграмм, составление технологических карт, работа с карточками-заданиями, со справочной и нормативной литературой, изучение и комментирование иллюстраций в учебниках и других учебных пособиях). При закреплении материала преподаватель выясняет, насколько правильно студенты поняли новый материал, выявляет ошибки в его понимании и исправляет их. При закреплении знаний нового материала можно использовать фрагменты диафильмов.

Как правило, закрепление нового материала проводится в конце урока, но можно проводить его и параллельно с сообщением новых знаний (после каждого фрагмента нового материала) в зависимости от содержания сложности и важности учебного материала.

Домашнее задание дается устно или пишется на доске. Цель его - закрепить знания учащихся путем самостоятельной работы во внеурочное время. Преподаватель должен объяснить учащимся способы выполнения домашнего задания и определить материал для конспектирования по учебнику или дополнительной литературе (если это необходимо).

 

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Основная цель данного типа урока - дать учащимся знания по новому разделу предмета. Он состоит из организационной части, изложения нового материала, закрепления его и инструкции по выполнению домашнего задания.

Изложение нового материала - основная часть этого типа урока - проводится методом объяснения, рассказа или лекции. Начинают изложение материала с постановки изучаемых вопросов, т.е. с раскрытия плана изучения нового материала и увязки его с предыдущими темами. Для активизации познавательной деятельности учащихся объяснение или лекцию целесообразно сочетать с беседой, основывающейся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и на их жизненном опыте. Для повышения эффективности учебного процесса необходимо использовать создание проблемных ситуаций, широкое применение диафильмов, слайдов и плакатов.

Закрепление нового материала проводится чаще всего путем беседы в форме опроса. Вопросы для беседы не должны повторять вопросов плана изложения нового материала. Целесообразно, чтобы они были более простыми и предполагали достаточно короткие ответы.

 

Урок повторения и обобщения полученных знаний

Урок такого типа проводится после изучения темы или раздела предмета. Его элементами являются: постановка проблем и выдача заданий, выполнение учащимися заданий и решение задач; анализ ответов и оценка результатов работы; исправление ошибок; подведение итогов; инструктаж по выполнению домашнего задания.

 

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Данный тип урока включает организационную часть, определение и разъяснение цели занятия, воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы; сообщение содержания задания и инструктаж о его выполнении; самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством преподавателя; обобщение и оценка выполненной работы; инструктаж по выполнению домашнего задания.

Основным методом обучения на таком уроке является самостоятельная работа учащихся, труд. Студенты решают задачи, выполняют расчеты, самостоятельно работают с книгой и другими материалами.

 

 

 

Урок применения знаний, умений и навыков

Данный тип урока отличается от предыдущих своей структурой и методами обучения. Урок этого типа включает организационную часть, определение и разъяснение целей занятия, установление связи с ранее изученным материалом, инструктаж по выполнению работы, самостоятельную работу учащихся, оценку ее результатов, инструктаж по выполнению домашнего задания.

Основной метод обучения на уроке - самостоятельная работа учащихся. Урок применения знаний, умений и навыков проводится при завершении изучения темы или разделов предмета. На нем, как правило, не проводится проверка знаний теоретического материала и навыков практической работы, как это уже делалось на предшествующих занятиях.

 

Краткий перечень методов обучения

Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.

Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы преподавателя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы обучающихся (упражнения, самостоятельная работа).

Распространенной, является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

 

Словесные методы

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед студентами проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

 

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований:

- рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;

- содержать только достоверные и научно проверенные факты;

- включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

- иметь четкую логику изложения;

- быть эмоциональным;

- излагаться простым и доступным языком;

- отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

 

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение - это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует:

- точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

- последовательного раскрытия причинно-следственных свя­зей, аргументации и доказательств;

- использования сравнения, сопоставления, аналогии;

- привлечения ярких примеров;

- безукоризненной логики изложения.

Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп.

 

Беседа. Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед.

Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова “эврика” - нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.

Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимися всего класса (фронтальная беседа).

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всей группе, чтобы все учащиеся готовились к ответу.

Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа “да” или “нет”.

В целом, метод беседы имеет следующее преимущество:

- активизирует мыслительную деятельность;

- развивает память и речь;

- делает открытыми знания обучающихся;

- имеет большую воспитательную силу;

- является хорошим диагностическим средством.

Недостатки метода беседы:

- требует много времени;

- содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);

- необходим запас знаний.

 

Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда студенты обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

 

Лекция. Лекция - монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило, на старших курсах и занимает весь или почти весь ход занятия. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия студентами учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом.

Лекция может применяться также при повторении пройденного материала. Такие лекции называются обзорными. Проводятся они по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала.

Применение лекции как метода обучения позволяет значительно активизировать познавательную деятельность студентов, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью.

 

Работа с учебником и книгой - важнейший метод обучения. Работа с книгой для студентов метод самостоятельной работы. Существует ряд приемов с печатными источниками. Основные из них:

Конспектирование. Краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.

Составление плана текста. Простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.

Тезирование. Краткое изложение основных мыслей прочитанного.

Цитирование. Дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).

Аннотирование. Краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.

Рецензирование. Написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.

Составление справки. Сведения о чем-нибудь, полученные после поисков. Справки бывают статические, биографические, терминологические, географические и т.д.

Составление формально-логической модели. Словесно-схематическое изображение прочитанного.

Составление тематического тезауруса. Упорядочение комплекса базовых понятий по разделу, теме.

Составление матрицы идей. Сравнительные характеристики однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения.

 

Наглядные методы

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

 

Практические методы

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

 Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.

По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:

а) упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления  воспроизводящие (репродуктивные) упражнения;

б) упражнения по применению знаний в новых условиях  тренировочные упражнения;

Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.

Рассмотрим особенности применения упражнений.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.

К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.

Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход обучающихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений - сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем на воспроизведение, применение ранее усвоенного, на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации, на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.

Лабораторные работы - это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.

Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, как-то: над ростом растений и развитием животных, над погодой, ветром, облачностью, поведением рек и озер в зависимости от погоды и т.п. В некоторых школах практикуются в порядке лабораторной работы поручения школьникам сбора и пополнения экспонатами местных краеведческих музеев или школьных музеев, изучение фольклора своего края и др. В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).

Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знания. Ее неоднократно и достаточно обоснованно подвергали критике в педагогической литературе. Главным ее недостатком считается то, что данная классификация не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее, именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков и ученых-методистов.

Перечисленное выше отражает элементы традиционного ведения урока.  В настоящее время активно внедряются нетрадиционные методы и формы организации обучения. Нарушение традиционной системы должно быть обоснованным и оправданным и это возможно только при условии знания основ традиционной системы, на котором строится весь процесса обучения. Преподаватель, совершенствуя формы работы,  изобретает всё новые и новые формы и технологии обучения, что позволяет сделать процесс обучения не только продуктивным, но и интересным. И, конечно, позволит повысить уровень образования, что немаловажно в условиях современных требований к квалифицированному специалисту, готовому к изменяющимся социально-экономическим условиям и самостоятельному поиску новых знаний.

Несколько признаков нетрадиционного урока:

1.   Изменение временных рамок - нерегламентированный урок.

2.   Место проведения урока - не только аудитория учебная, но и цех, театр, музей и т.п.

3.   Использование внепрограммного  материала, углубленное проблемное рассмотрение взятой темы.

4.   Организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством, как учащихся, так и самого преподавателя.

5.   Возможность привлечения организации и обеспечения необходимого содержания людей разных профессий.

6.   Создание эмоционального подъема учащихся, ситуации успеха для каждого учащегося с учетом его возрастных, личностных особенностей, индивидуальных способностей и интересов.

7.   Обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности  в период подготовки к уроку и на уроке.

8.   Создание временной инициативной группы, групп «специалистов» из числа учащихся при подготовке к уроку и т. д.

Методику нестандартных уроков нельзя скопировать. В каждом конкретном педагогическом случае она будет специфична.

Основа организации форм обучения в ССУЗе представляет сочетание организационных форм школы (классно-урочная система) и ВУЗа (курсовая система). Это сочетание очень разнообразно, подвижно и зависит от содержания обучения и от дидактической задачи. Сегодня они очень разнообразны:

Это урок - деловая, ролевая игра.

Урок - конференция, пресс - конференция.

Урок соревнование, состязание.

Урок - КВН.

Урок творчества.

Урок - бенефис.

Урок - конкурс.

Интегрированный урок.

Бинарный урок.

Урок - экскурсия.

Урок - путешествие.

Урок - литературная гостиная.

Урок - «Следствие ведут знатоки».

Урок - «Суд идет».

Урок - референдум.

Урок - «Спрашивай - отвечаем» и другие.

 

Особая трудность для преподавателей во время подготовки к уроку возникает при обозначении целей.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, где результатом обучения являются сформированные общие и профессиональные компетенции, изменился и подход к целеполаганию.

 

Цель учебного занятия формулируется как развитие или формирование определенной общей (ОК) или профес­сиональной компетенции (ПК), задачи урока (микроцели) отражают то, какие составляющие данных ком­петенций будут формироваться или развиваться на данном учебном занятии (каким практическим опытом, умениями необходимо овладеть обучающимся, какие знания необходимо усвоить для формирования про­фессиональной или общей компетенции). Формирование компетенций как результат обучения не отрицает знания, важно, чтобы эти знания не были абстрактными, а являлись основой для освоения умений, способов действий.

Важно придер­живаться следующего алгоритма целеполагания:

·     формулирование целей обучения по учебной, общепрофессиональной дисциплине, профессиональ­ному модулю на основе требований ФГОС;

·     определение образовательной цели изучения раздела, темы;

·     определение места учебного занятия в системе содержания образования (учебной, общепрофессио­нальной дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля); в процессе формирования общей или профессиональной компетенции (какую составляющую или компонент компетенции формирует или развивает данное учебное занятие);

·     планирование цели конкретного учебного занятия - формирование или развитие какой (каких) ОК и ПК будет обеспечиваться на данном занятии, разложение ее на микроцели (задачи):

ü обучающую - формирование у обучающихся практического опыта деятельности, овладение обучающимися практическими умениями, знаниями, необходимыми для освоения общих и про­фессиональных компетенций, то есть обучающая цель связана с формированием когнитивного компонента компетенции (определяется, формирование каких знаний как основы для выполнения соответствующих уме­ний будет осуществляться на уроке) и операционального компонента компетенции (определяется, форми­рование каких умений, способов деятельности как основы для практического освоения определенного вида профессиональной деятельности будет обеспечиваться на уроке);

ü воспитательную - связана с формированием мотивационно-ценностного ком­понента компетенции, обеспечение условий и средств для формирования личностных качеств и отношений, необходимых для владения данной компетенцией;

Для формулирования воспитательных целей урока по формированию компетенций необходимо конкре­тизировать, какие личностные качества, какие отношения к себе, окружающему миру, труду, профессии, к людям, к обществу необходимо воспитывать у обучающихся, чтобы обеспечить владение данной компетен­цией в жизни и профессиональной деятельности.

ü    развивающую - формирование соответствующих мыслительных операций и по­знавательных процессов, развитие эмоциональной и волевой сфер личности, общих и специальных способ­ностей, обеспечивающих решение профессиональных и познавательных задач.

Для формулирования развивающих целей урока по формированию компетенций необходимо конкрети­зировать, какие способности, мотивацию, качества эмоциональной и волевой сферы необходимо развивать для практического владения данной компетенцией.

 

Обучающая цель

Развивающая цель

Воспитательная цель

 рекомендуется использовать глаголы, указывающие на дей­ствие с определенным результатом

рекомендуется использовать формулировки глаголов не­совершенного вида либо вариант: способствовать становлению

формулировка воспитательных целей должна быть очень корректной.

обучающиеся должны:

-освоить новый способ действия, отработать способ действия;

-уметь выполнять работы по предлагаемому образцу, осуществлять самоконтроль;

-уметь составлять конспект, тезисы, читать графики и т. п.;

-уметь самостоятельно работать со справочной литературой, документами;

-уметь обеспечивать безопасность выполнения работ;

-уметь самостоятельно выполнить задание (указывается вид);

-уметь узнавать по внешней опоре ...;

-уметь воспроизводить по образцу...;

-уметь воспроизводить по предложенному алгоритму...;

-уметь применить знания в стандартной ситуации...;

-уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию.

- уметь анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку,

-давать определение,

 -проиллюстрировать,

 написать, перечислить, выполнить, систематизировать, уметь раскрыть способ выполнения задания планировать учебную работу,

-работать с учебником (пользо­ваться оглавлением, находить в учебнике нужный текст, разбивать его на смысловые части, самостоятельно изучать новый материал),

-работать с таблицами, справочной литературой,

-самостоятельно проверять пра­вильность выполнения упражнений, усвоение материала и т. д.

 

 

На уроке обеспечиваем:

1. Развитие практических умений - измерительные, вычислительные, графические, умение обращаться с различными приборами, решение расчетных, графических, логических задач.

2. Развитие учебно-организационных умений - умение планировать свою деятельность, организовывать себя, осуществлять самоанализ и самоконтроль.

3. Развитие мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

4. Развитие общеучебных умений и навыков: умение работать с учебной (справочной) литературой, осуществлять поиск необходимой информации в Интернете, совершенствуем навыки ведения конспекта, умение вести рабочую тетрадь, проводить наблюдения, моделировать и строить гипотезы, ставить экспери­мент, объяснять явления, процессы, прогнозировать и т. д.

5.Развитие мышления: развивать умение анализировать; умение сравнивать, находить сходства и раз­личия, систематизировать, классифицировать, обобщать; умение строить аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, абстрагировать (со­ставлять технологическую карту), ставить и решать проблему, делать выводы. Развитие различных видов мышления: логическое мышление, образное мышление, творческое мышление, техническое, технологиче­ское, теоретическое, художественное, абстрактное.

6. Развитие речи: обогащение и усложнение словарного запаса; усложнение смысловой функции речи (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессив­ность, выразительность); овладение обучающимися выразительными свойствами языка.

7. Развитие сенсорной сферы - развитие глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точ­ности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.

8. Развитие двигательной сферы - овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений и т. п.

- создать условия для...,

-обеспечить опыт...,

-вызвать интерес к...,

-выразить свое отношение...,

-прививать, побудить учащих­ся к активности;

-закрепить уверенность в...;

-содействовать развитию профессиональных качеств личности (аккуратности, самостоятельности, бережливости, дисциплинированности, добросовестности, ответствен­ности, инициативности...) через организацию...,

-способствовать выявлению, раскрытию...,

- убедить в це­лесообразности. .., значимости....

 

 

 

ПРИМЕР:

Развивающая цель

ОК 6 «Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами» необходимо формировать следующие коммуникативные качества

     способность к сотрудничеству в коллективной деятельности;

    способность адаптации к различным темпераментам и характерам;

    искреннее уважение к труду других;

    способность понимания, восприятия иной точки зрения, толерантность;

    способность разрешать конфликты;

    способность вести диалог с партнерами по совместной деятельности, проявляя инициативу, организа­торские способности с учетом личностных особенностей;

    способность к анализу и самоанализу в процессе групповой рефлексии;

    способность принимать на себя ответственность и т.д.

 

Воспитательная цель

ОК. 6 «Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами» необходимо воспитывать такие качества, отношения как:

    толерантность;

    открытость, общительность;

    ответственность за совместное дело;

    способность к открытому взаимодействию с другими при сохранении собственной индивидуальности;

    умение подчинять личные интересы интересам общего дела;

    принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

    развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам и т.п.

 

ПОДГОТОВКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

 

Подготовка к открытому занятию проводится в соответствии с требованиями оптимальной методики проведения занятия: анализ содержания учебного материала; анализ особенностей конкретной группы на данном занятии; выбор форм, методов и средств обучения; краткое описание хода занятия в соответствии с требованиями плана учебного занятия.

Выбор темы открытого занятия преподаватель делает самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приемы и методы, организацию учебной деятельности студентов на разных этапах занятия.

Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия. Методическая цель отражает основную методику проведения урока. Это поможет наиболее конструктивно и объективно подойти к самоанализу и анализу урока, оценить правильность подобранных методов и приемов и форм организации.

Методическая цель открытого занятия может быть сформулирована следующим образом:

- методика использования персонального компьютера  в решении практических задач;

- методика организации самостоятельной работы студентов;

- активизация познавательной деятельности студентов на занятиях (практических, КПР, лабораторной работе...) в процессе работы с наглядными пособиями и дидактическим материалом.

- методика использования ТСО в процессе изложения нового материала, проверки знаний, межпредметных связей;

В соответствии с методической целью занятия, преподаватель выбирает такой учебный материал, который позволит наиболее полно раскрыть те методы, приемы и средства, которые составляют основу педагогического мастерства и технологии по которой работает преподаватель.

При подготовке к открытому занятию преподаватель должен использовать современную информацию, подобрать материалы из педагогической, научно-технической и методической литературы, применить результаты посещения технических или методических выставок, передовых предприятий. Все это поможет сделать занятие интересным и познавательным, позволит студентам быть в курсе современных достижений.

Материально-техническое оснащение занятия необходимо продумать и подготовить заранее. Следует подготовить и испытать в действии приборы и оборудование, вычислительную технику, ТСО. Продумать последовательность их использования на занятии.

Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применения давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание студентов, а изобилие  незадействованных наглядностей неоправданно на уроке. Будьте скромны и не нагружайте урок наглядностью, как украшением. Все иллюстративные  материалы урока должны работать на учебную цель занятия.

План открытого занятия, методическая документация к нему подробно обсуждаются председателем цикловой комиссии, если открытое занятие проводится для преподавателей МК; заместителем директора по учебно-методической работе, если на нем решаются методические проблемы всего педагогического коллектива.

Коллеги должны оказать необходимую помощь педагогу в подготовке открытого занятия.

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

 

Полный комплект документов, определяющих методическое обеспечение занятия, включает следующие документы (могут дополняться в зависимости  от вида и типа учебного занятия):

- журнал

- календарно-тематический план;

- план учебного занятия;

-   конспект лекции;

-   комплект материалов по разнообразным видам контроля;

-  дидактический, раздаточный материал;

- задания для самостоятельной работы;

- комплект видеоматериалов для ТСО;

- варианты задач или вопросов для выдачи домашнего задания;

- методическая разработка

 

К открытому занятию необходимо составить план занятия или технологическую карту (см. приложение №1) с четким и разумным распределением времени занятия и указанием, что и как делают преподаватель и студенты (рекомендуется составить несколько экземпляров для приглашенных на урок). План урока должен отразить все основные этапы урока, основные виды деятельности, как студентов, так и преподавателя, виды и формы организации работы, виды упражнений. Впоследствии план урока должен стать опорой для самоанализа и анализа урока. Примерная схема плана урока приведена в приложении, некоторые пункты могут быть дополнены или исключены по усмотрению преподавателя.

В зависимости от формы обучения, типа занятия подбираются соответствующие составляющие методического обеспечения.

Открытое занятие, как говорилось уже выше, является демонстрацией опыта преподавателя над педагогической темой или проблемой, поэтому наличие поставленной методической цели урока, соответственно педагогической теме, желательно. Таким образом, методическая цель становится доминантой урока, его методическим стержнем.

Методическая разработка открытого занятия должна  отражать вопросы организации и методики учебно-воспитательного процесса на занятии.

Педагог, готовящий открытое занятие, рассматривает в методической разработке учебно-воспитательный процесс в свете тех педагогических задач, которые положены в основу занятия, чтобы используемые методы и средства воздействия на студентов, способы организации их деятельности помогли другим педагогам критически оценить всю систему работы, и вызывали желание её усовершенствования.

Структура методической разработки должна содержать пояснительную записку, структуру урока, подробный конспект (сценарий) занятия, образцы дидактического материала, список используемой литературы и т.д.

В пояснительной записке необходимо изложить значение и роль урока, педагогические цели, задачи стоящие перед преподавателем, ожидаемый результат. Особое внимание в пояснительной записке следует уделить педагогической технологии или методике, в которой проводится занятие.

Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими преподавателями.

 

ПРОВЕДЕНИЕ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

 

За 2 недели до проведения открытого занятия преподаватель вывешивает сообщение (объявление) о нем.

Проводится открытое занятие в обычной деловой обстановке.

Приглашенные входят в аудиторию до звонка, занимают заранее подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание студентов и без помех наблюдать за действиями  преподавателя и студентов.

Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не  вмешиваться в ход занятий, не выражать в присутствии студентов, своего отношения к работе преподавателя, ведущего его.

Приглашенные в процессе наблюдения, должны проследить, как преподаватель, ведущий занятие, достигает поставленной цели, с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы, каковы результаты его деятельности.

 

ОБСУЖДЕНИЕ И АНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 

Обсуждение открытого занятия проводится в день его проведения. Организует обсуждение председатель цикловой комиссии или лицо, ответственное за подготовку занятия. Цель обсуждения - оценка правильности постановки занятия, целесообразность выбранных методов и средств, помощь преподавателю увидеть отдельные методические приемы, их эффективность с точки зрения поставленных задач.

При обсуждении занятия вопросы должны носить конкретный характер (об отдельных приемах и методов работы, о конкретных явлениях  данного занятия) не уводить обсуждения от поставленной цели. Обсуждение рекомендуется проводить в следующей последовательности:

1.   преподаватель, проводивший занятие;

2.   приглашенные преподаватели;

3.   председатель цикловой комиссии;

4.   представитель администрации, ответственный за методическую работу.

Первое слово предоставляется преподавателю, который проводил занятие. Он должен четко раскрыть цель учебного занятия, обосновать выбор методов и средств, качество их применения, сообщить критические замечания по проведению учебного занятия и содержанию подобранного материала. Дать характеристику уровня знаний, успеваемости  студентов, место урока в системе занятий, обосновав выбранные формы организации и тип урока (см. приложение № 2).

Выступление преподавателя должно помочь присутствующим понять его педагогический замысел, особенности применяемых им методов и приемов, ведущие идеи, которые лежат в основе системы его работы. Развернутый самоанализ урока не только продемонстрирует присутствующим педагогическую и методическую грамотность педагога, но и предопределит  возникшие в ходе урока вопросы.

Выступающие должны детально разобрать достоинства и недостатки занятия, обратить особое внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность применяемых методов, целесообразность использования ТСО, оборудования. Необходимо тщательно оценить занятие с позиции реализации дидактических принципов. Обязательно в ходе обсуждения отметить недостатки, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия, дать советы по совершенствованию системы работы.

В заключении выступает председатель методической комиссии и представитель администрации. Они подводят итоги обсуждения, отмечают, что было упущено выступающими, дают оценку приемам и методам, использованным на занятии, отмечают глубину раскрытия поставленной методической цели открытого учебного занятия и делают выводы о целесообразности использования представленного опыта.

При анализе выступающие должны оценить воспитательную роль занятия, его значение. Содержанием и организацией, такое занятие способствует воспитанию качеств, необходимых будущему специалисту.

Тон обсуждения должен быть деловой и благожелательный. Необходим деловой обмен мнениями, дискуссия, которые вызывают желание не только оценить критически работу коллег, но творчески использовать его опыт в работе.

После выступления присутствующих, слово вновь предоставляется преподавателю, проводившему занятие. Он отмечает, какие замечания принимает, с чем он не согласен и почему, доказывает свою точку зрения.

Хорошо организованное обсуждение помогает придти к единому мнению по принципиальным методическим вопросам, внедрить результаты открытого занятия в педагогическую практику.

Методическая разработка по открытому учебному занятию и анализ выводов и предложений относятся к воплощению передового педагогического опыта.

Система открытого занятия должна поддерживать все новое, передовое, что рождается в труде педагогического коллектива, способствовать внедрению в практику прогрессивных форм и методов обучения и воспитания студентов колледжа.

 

Заключение

 

«Открытый урок – это линза, которая фокусирует основные идеи индивидуальной педагогической технологии. Поэтому, приступая к его выстраиванию, необходимо еще раз подняться над конкретными задачами конкретной темы и провести ревизию своих представлений о личной миссии, и персональных смыслах своей деятельности, и потом не забывать все время удерживать их в сознании как критерий правильности своих действий».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.   Гоголева, И.И. Научно-методическая работа в среднем специальном учебном заведении [Текст] Научно-методическое пособие/ И.И.Гоголева, А.А.Лецких, И.П. Пастухова. - М.: Библиотека журнала «СПО», 2008.

2.   Коджаспирова, Г.М. Педагогика [Текст] Учебник/ Г.М.Коджаспирова. - М.: КноРус, 2010.

3.   Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования [Текст] Учебник/ Н.А.Морева. - М.: Академия, 2009.

4.   Онищук, В.А. Урок в современной школе [Текст]/ В.А.Онищук. - М.: 2011.

5.   Перевезенцев, М.В. Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентоспособных работников [Текст] Методическое пособие/ М.В. Перевезенцев, О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева и др. - М.: Альфа-М, 2008.

6.   Растова, Л.М.  Педагогические кадры - основа инновационного развития образования [Текст] Монография/ Л.М.Растова. - Барнаул: БГПУ, 2007.

7.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Полат Е.С. и др. - М.: Академия, 2008.

8.   Современные технологии обучения в образовательных учреждениях СПО. - М.: изд. дом «Новый учебник», 2007.


 

Приложение 1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ №___

Тема учебного занятия: _________________________________ ______________________________________________

Тип учебного занятия:  ­­­­­­­­­­­­­_________________________________________________________________________________

Вид учебного занятия:__________________________________________________________________________________

ЦЕЛЬ учебного занятия: формирование или развитие какой (каких) ОК и ПК будет обеспечиваться на данном занятии

1. Образовательная цель: связана с формированием когнитивного компонента компетенции (т.е. определяется, формирование каких знаний как основы для выполнения соответствующих умений будет осуществляться на уроке) и операционального компонента компетенции (т.е. определяется, формирование каких умений, способов деятельности как основы для практического освоения определенного вида профессиональной деятельности будет обеспечиваться на уроке

2. Воспитательная цель: связана с формированием мотивационно-ценностного компонента компетенции, обеспечение условий и средств для формирования личностных качеств и отношений, необходимых для владения данной компетенцией

3. Развивающая цель: формирование соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов, развитие эмоциональной и волевой сфер личности, общих и специальных способностей, обеспечивающих решение профессиональных и познавательных задач

Формы и методы организации учебного занятия__________________________________________________________

Междисциплинарные связи______________________________________________________________________________

Материально-техническое обеспечение___________________________________________________________________

Методическое обеспечение   ____________________________________________________________________________

Этапы

учебного занятия

временной интервал

Деятельность

преподавателя, ее содержание, формы и методы

Деятельность

студентов,  ее содержание, формы и методы 

1.Организационный

 

 

 

2. Мотивация

 

 

 

3. Этапы, соответствующие типу учебного занятия

 

 

 

4. Рефлексия

 

 

 

5. Самостоятельная работа студента

 

 

 

 

 


Приложение  2

 

Схема самоанализа урока

 

Группа _______

кол-во присутствующих ________ кол-во по списку_______

Тема урока______________________________________________________

Тип урока и его структура_________________________________________

 

1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим?

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика группы (количество обучающихся, присутствующих, количество «слабых» и «сильных», активность обучающихся на уроке, организованность и подготовленность к уроку)

3. Какова цель урока, задачи урока (обучающая, развивающая, воспитывающая). Дать оценку успешности в достижении целей урока, обосновать показатели реальности урока.

4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на  результатах обучения на уроке.

5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.

6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий, раздаточных материалов в соответствии с целями занятия.

7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков обучающихся?

8. На каких этапах занятия? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?

9. Психологическая атмосфера на занятии/

10. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

11. Наметить перспективы своей деятельности.


Скачано с www.znanio.ru

ПОДГОТОВКА ОТКРЫТОГО УРОКА

ПОДГОТОВКА ОТКРЫТОГО УРОКА

Составитель: И.Г. Жукевич , мастер производственного обучения_________________

Составитель: И.Г. Жукевич , мастер производственного обучения_________________

СОДЕРЖАНИЕ Введение 1

СОДЕРЖАНИЕ Введение 1

ВВЕДЕНИЕ При организации современных педагогических технологий особую значимость приобретает нестандартные, нетрадиционные уроки

ВВЕДЕНИЕ При организации современных педагогических технологий особую значимость приобретает нестандартные, нетрадиционные уроки

ПЛАНИРОВАНИЕ ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ

ПЛАНИРОВАНИЕ ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ

Открытое занятие должно служить иллюстрацией выводов, к которым пришел преподаватель в результате педагогического эксперимента, работы над педагогической темой, результата работы по педагогической технологии или на…

Открытое занятие должно служить иллюстрацией выводов, к которым пришел преподаватель в результате педагогического эксперимента, работы над педагогической темой, результата работы по педагогической технологии или на…

Это позволит вовлечь большее число учащихся в проверку знаний и способствует активному повторению материала

Это позволит вовлечь большее число учащихся в проверку знаний и способствует активному повторению материала

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Урок применения знаний, умений и навыков

Урок применения знаний, умений и навыков

Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся

Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся

В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед

В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед

Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других

Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других

Составление справки. Сведения о чем-нибудь, полученные после поисков

Составление справки. Сведения о чем-нибудь, полученные после поисков

Практические методы Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся

Практические методы Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении

В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц

В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц

Создание эмоционального подъема учащихся, ситуации успеха для каждого учащегося с учетом его возрастных, личностных особенностей, индивидуальных способностей и интересов

Создание эмоционального подъема учащихся, ситуации успеха для каждого учащегося с учетом его возрастных, личностных особенностей, индивидуальных способностей и интересов

Цель учебного занятия формулируется как развитие или формирование определенной общей (ОК) или профес­сиональной компетенции (ПК), задачи урока (микроцели) отражают то, какие составляющие данных ком­петенций будут…

Цель учебного занятия формулируется как развитие или формирование определенной общей (ОК) или профес­сиональной компетенции (ПК), задачи урока (микроцели) отражают то, какие составляющие данных ком­петенций будут…

Для формулирования развивающих целей урока по формированию компетенций необходимо конкрети­зировать, какие способности, мотивацию, качества эмоциональной и волевой сферы необходимо развивать для практического владения данной компетенцией

Для формулирования развивающих целей урока по формированию компетенций необходимо конкрети­зировать, какие способности, мотивацию, качества эмоциональной и волевой сферы необходимо развивать для практического владения данной компетенцией

На уроке обеспечиваем: 1. Развитие практических умений - измерительные, вычислительные, графические, умение обращаться с различными приборами, решение расчетных, графических, логических задач

На уроке обеспечиваем: 1. Развитие практических умений - измерительные, вычислительные, графические, умение обращаться с различными приборами, решение расчетных, графических, логических задач

Воспитательная цель ОК. 6 «Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами» необходимо воспитывать такие качества, отношения как: • толерантность; •…

Воспитательная цель ОК. 6 «Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами» необходимо воспитывать такие качества, отношения как: • толерантность; •…

КПР, лабораторной работе...) в процессе работы с наглядными пособиями и дидактическим материалом

КПР, лабораторной работе...) в процессе работы с наглядными пособиями и дидактическим материалом

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОТКРЫТОГО

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОТКРЫТОГО

Структура методической разработки должна содержать пояснительную записку, структуру урока, подробный конспект (сценарий) занятия, образцы дидактического материала, список используемой литературы и т

Структура методической разработки должна содержать пояснительную записку, структуру урока, подробный конспект (сценарий) занятия, образцы дидактического материала, список используемой литературы и т

Обсуждение рекомендуется проводить в следующей последовательности: 1

Обсуждение рекомендуется проводить в следующей последовательности: 1

После выступления присутствующих, слово вновь предоставляется преподавателю, проводившему занятие

После выступления присутствующих, слово вновь предоставляется преподавателю, проводившему занятие

Литература 1. Гоголева,

Литература 1. Гоголева,

Приложение 1 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ

Приложение 1 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ

Приложение 2 Схема самоанализа урока

Приложение 2 Схема самоанализа урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2020