Методические рекомендации по подготовке к ВПР на уроках русского языка

  • docx
  • 26.06.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Особенности подготовки к ВПР на уроках русского языка
Иконка файла материала Методический семинар «Особенности подготовки к ВПР на уроках русского языка».docx

«Особенности подготовки к ВПР на уроках русского языка»

 

Курганов Владимир Владимирович,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №30 им. Железной Дивизии»

 

     Когда-то давно ученики спросили своего учителя: «Учитель, скажите, почему вы не даёте нам Знания, как это делают другие духовные наставники, а заставляете нас самих думать, размышлять и додумываться до всего?».

Учитель, как обычно, не ответил прямо на вопрос и в свою очередь спросил ученика:

— Скажи, если тебе понадобится попасть в место, в котором ты никогда не был, что ты станешь делать?..

— Я обращусь к тому, кто знает Путь, — ответил ученик.

— А как ты предпочтёшь оказаться в этом месте: чтобы тебя доставили туда с закрытыми глазами и открыли их только тогда, когда ты уже будешь там, или чтобы тебя провёл знающий человек, предоставляя тебе запоминать окрестность и самому учиться определять правильный путь, лишь время от времени помогая отыскать верное направление?

— Конечно же, лучше чтобы знающий провёл меня, помогая мне ориентироваться в пути и отличать верный Путь от неверного, — сказал ученик.

Кто же тот проводник в мир открытий и знаний?

Я предлагаю вам посмотреть в зеркало. Кого вы в нем увидели? (ответы)

     Верно, вы увидели в нем самого себя. Мы все разные, но нас объединяет одно – мы учителя.

  Время идет. Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.

  Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.

  Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным! А понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель.

 Как разработать урок по-новому? Что будет главными составляющими современного урока? В чем особенность подготовки к ВПР на уроках русского языка?

В ходе сегодняшнего обсуждения давайте попробуем найти ответы на эти вопросы.

 

 

 

 

 

 

В современном школьном образовании помимо таких аббревиатур, как ЕГЭ и ОГЭ, появилась новая - ВПР (Всероссийские проверочные работы). Много вопросов вызывает данный вид диагностической работы учащихся. Поскольку ВПР — явление достаточно новое, ни дети, ни учителя, ни родители до конца не понимают, на что будут влиять результаты этих проверочных. Представители Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки прокомментировали, что «ВПР — это обычная контрольная работа, которую школьники выполняют каждый год. Но от административных контрольных работ учебного учреждения, их отличает то, что задания разрабатываются на федеральном уровне, что обеспечивает единство подходов к проведению работ и их оцениванию, а результаты заносятся в федеральную информационную систему для дальнейшего анализа, который влияет на будущее содержание ВПР».

 

Всероссийская проверочная работа – это не экзамен, а мониторинг, который проводится, чтобы определить уровень подготовки школьников во всех регионах России.

Поэтому ВПР регулируется приказом Минобрнауки РФ от 27 января 2017 года № 69 «О проведении мониторинга качества образования».

 

 

Пояснения по процедуре выполнения ВПР:

Пишут дети контрольные в своих школах, с учителями, которые работают с классом.

На выполнение отводится один или два урока, в зависимости от класса и предмета, проверяются работы в тот же день, коллегиально, учителями школы, после чего администрация учебных заведений через личные кабинеты вносит результаты в единую информационную систему, с данными которой уже могут работать эксперты.

Оценки за ВПР выставляются каждому школьнику по особой шкале, разработанной Рособрнадзором РФ. Потом полученные баллы ВПР переводятся в школьные отметки. Далее результаты Всероссийской проверочной работы можно обсудить в классе (вместе с разбором заданий) и проанализировать вместе с коллегами в школе. Рособрнадзор не рекомендует школам использовать результаты ВПР для выставления годовых оценок. Однако окончательное решение остается за региональными Министерствами и Департаментами образования.

Задания единых для школ контрольных составляются в Федеральном институте педагогических измерений (ФИПИ) с учетом новых государственных стандартов (ФГОС).

 

Особенности подготовки к ВПР по русскому языку

Одним из самых сложных предметов ВПР является - русский язык.

Ключевыми особенностями ВПР по русскому языку в основной школе являются: соответствие ФГОС; соответствие отечественным традициям преподавания учебных предметов;  учет национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества;  отбор для контроля наиболее значимых аспектов подготовки как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования;  использование только заданий открытого типа.

Если вы не уверены в знаниях детей, лучше открыть демоверсию ВПР на сайте ФИПИ и познакомиться с заданиями. Русский язык – это тот предмет, которым никогда не мешает заняться.

Если предмет ВПР признан обязательным, его тоже оценивают школьные учителя. Но в этом случае они должны выставлять баллы строго по критериям, разработанным Рособрнадзором.

В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения у учащихся школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД:

 Личностные действия: знание моральных норм и норм этикета, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.

Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.

Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Как написать ВПР на отлично?

Задания проверочной работы направлены на выявление уровня владения обучающимися предметными правописными нормами современного русского литературного языка (орфографическими и правописными) и учебно-языковыми аналитическими умениями фонетического, морфемного, морфологического и синтаксического разборов, а также регулятивными и познавательными универсальными учебными действиями.

Как подготовить ребенка к ВПР?

Работа по подготовке к ВПР планируется на основе анализа ВПР предыдущего года и предусматривает  отработку наиболее сложных случаев в орфографии, пунктуации и синтаксисе, приводящих к наибольшему количеству ошибок. Также предусматривается работа+ по анализу текста типа повествования, развитию умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, определению темы, основной мысли и проблемы. Также обращается внимание на композицию и отбор языковые средства с учётом типа речи.

На основе анализа ВПР предыдущего учебного года были выявлены типичные ошибки, допущенные учащимися. Такой анализ позволил подобрать задания, которые направлены на отработку западающих тем.

Своеобразие и специфика подготовки состоит в том, что материал по повторению и подготовке к ВПР достаточно равномерно распределён по занятиям в течение второго полугодия и привязан к темам, которые изучаются по программе в 6 и 7 классе.

Что уже было сделано:

Познакомились с демоверсией ВПР 2020 года, разобрали два варианта. Один вариант дети разбирали дома в течение недели. Это было сделано для того, чтобы они увидели всю работу(изучили), выделили задания, которые для них оказались самыми сложными, задали вопросы. Практически для всех это анализ текста (Ч2), Второй вариант мы решили полностью в классе, и теперь на этой работе каждый отрабатывает свои недочеты. Дети увидели, на каких заданиях они потеряли баллы, что для них осталось сложным.

Типы заданий и  рекомендации по подготовке: 

Работа на уроке строится так, что ряд упражнений и дополнительных заданий, направлены на отработку заданий ВПР:

·Словарные диктанты, орфографические диктанты.

·Грамматические задания, включающие языковой анализ.

·Работа с предложением, в котором можно найти грамматическую основу, выделить члены предложения, определить части речи, выполнить ряд языковых разборов и фонетический анализ. Такая работа занимает 5- 7 минут, но при этом отрабатывается 4-5 заданий из проверочной работы.

Работая с текстами параграфа, упражнений, с дополнительным материалом как на уроках русского языка, так и на уроках литературы всегда обращаю внимание детей на правильное прочтение задания к упражнению, к статье. Дети часто не дочитывают вопрос и поэтому допускают недочеты или грубые ошибки.

Целый урок мы посвятили тому, как правильно составить предложение, в котором будет раскрыто значение фразеологизма. За этот урок нам удалось составить всего по одному предложению. Детям сложно подобрать контекст, который прокомментирует значение фразеологизма. Теперь на это у нас уходит 3 минуты, а в классах появились ребята, которые поправляют одноклассников, если те не справляются.

тексте есть сложности, вроде повествовательно-восклицательного предложения — так мы проверим, не путает ли ребенок цель высказывания с интонацией.

Различение предложения и словосочетания. Выбираем понятное слово — например, лучик — с которым ребенку требуется составить два словосочетания и одно предложение. Другой вариант задания: нужно вычленить из небольшого предложения три словосочетания, записывая вначале главное слово, потом вопрос, потом зависимое слово.

Различение предложений по цели высказывания, составление предложений с однородными членами, нахождение главных членов предложения. Проверить знания сразу по трем темам синтаксиса можно с помощью такого задания: ученик должен составить предложение по определенным сложным характеристикам. Например, повествовательное по цели высказывания с однородными подлежащими.

Это, помимо прочего, и творческое задание. Школьнику необходимо выразить мысль, а не только соблюсти формальные характеристики.

Разбор слов по составу. Задание в форме таблицы: в шапке представляем несколько схем состава слова, ученик должен выбрать из текста и вписать по два примера к каждой схеме. Еще один вариант задания — дать 3 схемы и 4 слова, чтобы ученик соединил их по соответствию.

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Предлагаем распределить в две колонки формы одного слова и родственные ему слова. Например, река. Даем для разбора слова: реченька, речка, речкой, речки, речушка, речками, речку.

Знание фонетики и орфоэпии. Можно объединить проверку нескольких тем этого раздела. Даем слово и расписываем характеристики его звуков, но с ошибками. От школьника требуется найти эти ошибки, указать, как правильно. Различие звуков. Берем несколько слов и поручаем ребенку выбрать одно по определенному признаку. Например, предлагаем варианты: ошибка, сцена, очки, вход. Ученик должен выбрать слово, в котором второй звук твердый непарный, глухой непарный согласный.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова. Составляем таблицу и предлагаем ученику вписать в нее слова из одного слога, по два пример на каждое условие: «Звуков больше, чем букв», «Количество звуков равно количеству букв», «Звуков меньше, чем букв». Выявление слов, значение которых требует уточнения. Школьнику нужно подчеркнуть в небольшом тексте слова, значение которых он хотел бы выяснить. Использование в текстах синонимов. Представляем текст, в котором в каждом предложении, раз за разом, повторяется одно и то же слово. Ученику необходимо подобрать синонимы. Сложность в том, что слова не должны повторяться, нужно вспомнить несколько синонимов.

Знание орфографии. Чтобы проверить в одном упражнении, насколько глубоко учащийся усвоил правила орфографии, предлагаем специальное задание. В нем необходимо подобрать по два примера слов на определенные орфограммы, например: «Непроизносимые согласные», «Безударные окончания имен прилагательных», «Проверяемые безударные гласные в корне слова».

Знание пунктуации. Представляем небольшой текст без знаков препинания в конце предложений. Ученик ищет предложение, в котором нужен, например, восклицательный знак.

Знание морфологии. Даем предложение с омонимией, например: «Матросы заделали течь, но вода продолжала течь». Ученику необходимо записать грамматические признаки слова «течь» в обоих вариантах. Доказать, что в одном случае это существительное, а в другом — глагол. Создание собственных текстов. Предлагаем написать 3-4 связных предложения на определенную тему. Есть и более каверзный вариант, когда мы даем в качестве примера текст на эту же тему и смотрим, воспользуется ли ученик готовой структурой. Умение работать с заглавием текста. Представляем текст и предлагаем придумать к нему такое заглавие, которое в полной мере выразит основную мысль. Сложность в том, что учащийся должен и определить суть информации, и очень кратко ее изложить.

Составление планов к текстам. Даем текст и по нему план — но не полный. Ученику требуется вписать недостающие пункты. Это задание сложнее, чем самостоятельное составление плана (которое, в большинстве случаев, оценивается положительно). Здесь ученик должен определить, к какой части текста относятся пропущенные пункты, выделить микротему. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Ученику необходимо составить определение незнакомого слова на основе короткой истории. Например, предлагаем слово березовка и текст о том, как дети пили березовый сок. Овладение нормами речевого этикета. Отрабатываем эту тему на текстах с пропущенными словами и неправильным употреблением некоторых слов. Ученик должен вписать обиходные слова (вроде: здравствуйте, спасибо) и заменить неправильные.

Особое внимание необходимо обратить на учащихся, получивших неудовлетворительную отметку по результатам ВПР:

Неудовлетворительный результат некоторых ребят связан с тем, что им сложно организовать себя, нацелиться на работу, распределить время и элементарно понять текст задания.

Особую тревогу вызывают учащие из класса педагогической поддержки. Ребята из этого класса могут выполнять только задания репродуктивного характера. Они спишут текст, смогут частично выполнить некоторые виды разбора. Им трудно работать с текстом: составить план, определить главную мысль, подобрать ключевые слова. В этом классе западает чтение - осмысленное чтение, ребята не могут понять смысл задания и организовать свою работу.

Для всех учащихся, вызывающих тревогу, разработаны индивидуальные маршрутные листы, проводятся консультации и дополнительные занятия (во время уроков ребята получают индивидуальные задания).

Необходимо отметить учащихся, которые могут повысить свой результат в сравнении с прошлым годом.