Методические рекомендации по предотвращению конфликтов среди учащихся
Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.
Главная задача взрослых — помочь детям увидеть в каждом человеке, имеющего свои желания и переживания, вместе найти выход из сложной ситуации, предлагая им варианты решения конфликта.
Рекомендации, которых должен придерживаться педагог,
наблюдающий ситуацию ссоры между детьми.
Правило 1. Профессиональная позиция педагога — взять на себя инициативу разрешения конфликта. Дети самостоятельно не захотят решить конфликт, они только способствуют его возрастанию, вы как педагоги должны взять на себя задачу в разрешении конфликтов в силу возраста, а также жизненного и профессионального опыта.
Правило 2. Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить. Старайтесь увидеть конфликт в зачатке и предотвратить его до того, как конфликт возрастет.
Правило 3. Не нужно откладывать решение конфликта. Чем больше вы будет медлить, тем больший конфликт может развиться. Решение конфликта лучше решать в зачатке, так можно быстрее найти решение и привести конфликтующие стороны к согласию.
Правило 4. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто. Поэтому ваш скорый суд он воспримет как несправедливость и пристрастность, а значит, не станет продолжать общение, в котором вы выступаете арбитром.
Правило 5. Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Лучше не делать из личных конфликтов аналог юридического разбирательства. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Делайте акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?".
Правило 6. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности, так конфликт может только развиваться, а не утихать. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки.
Правило 7. Необходимо разбирать конфликт индивидуально и только с теми детьми, которые являются участниками конфликта
Правило 8. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой.
Правило 9. Необходимо найти компромисс, который не ущемлял бы личного достоинства обеих сторон.
Правило 10. Если конфликт не утихает, педагог должен прибегнуть к санкциям в отношении конфликтных сторон.
Косвенные методы погашения конфликта
1. Прежде всего, надо дать конфликтующим возможность выговориться, «выпустить пар». Задача педагога – не оценивать, не делать замечания, а внимательно слушать до тех пор, пока не выйдут все отрицательные эмоции и конфликтующие не будут готовы принять спокойно и разумно доводы педагога и друг друга.
2. Педагог общается максимально конкретно без лишних эмоций и воспоминаний о прошлых промашках детей.
3. Педагог повторяет, уточняет высказанное обеими сторонами, пытается помочь им определить суть разногласий, сформулировать проблему, которую надо решить.
4. После этого следует предложение конфликтующим найти выход: «Что будем делать?». Учитель выслушивает предложения обеих сторон, подталкивает их к достижению компромисса или совместному решению проблемы.
Пути предупреждения конфликтов
1. Личный пример общения самого педагога с учащимися, родителями, коллегами.
2. Наблюдение за учениками. Важно не упустить момент. Мастерство педагога состоит в том, чтобы заблаговременно заметить назревающий скрытый конфликт.
3. Важно поощрять успехи ребенка прилюдно, а неудачи обсуждать наедине.
4. Формирование конфликтной компетентности у учащихся на классных часах, развивающих занятиях с элементами тренинга.
Конфликтная компетентность – это освоение позиции партнерства, сотрудничества на фоне позитивного овладения способами регуляции поведения.
Задачи занятий:
· развитие умения ориентироваться в конфликтных ситуациях, анализировать их и принимать решения;
· развитие способности к анализу мотивов собственного поведения и поступков других;
· переключение от деструктивных, отвлекающих от учебной деятельности действий к конструктивным;
· формирование адекватной самооценки;
· обучение приемам общения, способам бесконфликтного поведения;
· развитие эмпатии, рефлексии, обеспечивающих конструктивное разрешение открытых и скрытых, межличностных и межгрупповых конфликтов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.