МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИКТ В РАБОТЕ НАД ТВОРЧЕСКИМ ПРОЕКТОМ С ДЕТЬМИ ОВЗ
В методических рекомендациях рассматривается возможности применения проектного метода с использованием ИКТ, который позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, добиваться более высоких результатов обучения.
Сейчас особенно остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей с ограниченными возможностями здоровья. Общественное воспитание детей-сирот в силу различных причин оказалось не в состоянии эффективно решать проблему социальной адаптации, в том числе и детей имеющих отклонения в развитии. В развитии умственно отсталых детей имеется ряд специфических особенностей, характеризующих низкий уровень межличностных отношений, недоразвитие речемыслительной деятельности, специфические проявления эмоционально-волевой сферы. Вследствие дефицита общения у детей не формируются устойчивое положительное самоощущение и активная позиция к окружающему миру, навыки совместных действий и умений действовать по образцу; умственные действия у детей с отклонениями крайне ситуативные, воображение не развито, познавательная инициатива отсутствует и т.д.
Использование ИКТ с детьми ОВЗ должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребенка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер, не превышать доступный возрасту уровень сложности и формализации. Кроме этого, задания удовлетворяют возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивают их способности. В работе на компьютере соблюдаются санитарно-гигиенические нормы и правила. Используется мультимедийный способ подачи информации.
Задачи ИКТ в коррекционном обучении:
– развитие психических функций учащегося: мышления (и том числе алгоритмического), внимания, памяти, воображения, воли и т.д.;
– знакомство с информационными процессами в современном обществе;
– формирование основных навыков использования компьютера как универсального инструмента для решения разнообразных задач;
– формирование коммуникативных способностей;
– развитие творческих способностей;
– индивидуализация обучения;
– использование компьютера как средства познания.
На основе предусмотренных школьных программах на уроках трудового обучения с детьми ОВЗ используют разработку творческих проектов. Метод проектов - это одна из систем обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта, имеющего практическую значимость. Проектный метод позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, добиваться более высоких результатов обучения, научить учащихся самостоятельно, критически мыслить, приобщаться к практической деятельности.
Современное обучение предусматривает активное применение информационно-коммуникационных технологий. Они способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать новые формы и методы обучения. Такие уроки поднимают процесс на новый качественный уровень, благодаря чему у учащихся развивается исследовательский интерес. Они чувствуют себя способными и готовыми к коммуникации на основе полученных знаний и опыта. Современному ученику намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц, но отказываться от давно проверенных методов полностью не стоит. Информационно-коммуникационные технологии надо применять согласно требованиям к уроку, только на определенных этапах.
ИКТ уместно использовать при изучении только отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Разработка творческого проекта предусматривает активное использование компьютерных технологий. На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок. Чаще всего презентации носят линейный характер, что является нормальным явлением, так как большинство выступлений подразумевает именно линейный характер преподнесения материала.
Презентации позволяют учителю использовать различные формы обучения и виды деятельности на уроке для развития различных видов мышления ученика. Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но белее продуктивно вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы. Тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.
Однако чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки может привести к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения.
Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы. Подобные презентации-опросы могут быть рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос.
Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке трудового обучения было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к трудовому обучению, которое является одним из важных аспектов будущей жизни детей с ограниченными возможностями.
Использование метода творческих
проектов с применением мультимедийных презентаций на уроках способствует:
•Развитию интереса учащихся к изучаемому предмету;
•Стимулированию активности и самостоятельности учащихся на уроке;
•Формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем;
•Обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала
учащимися;
• Самостоятельному распределению работы между собой (каждый ответственен за
свой блок в отчете);
•Развитию организованности и ответственности;
•Стимулированию к более быстрому и качественному выполнению задания, так как от
этого зависит успех всего проекта.
Результатом использования икт для творческих проектов, продуктом является (обучающая презентация как методический материал по выполнению промежуточных оценочных работ младших классов), который создается учащимися как инструкция при выполнении и реализации конечного результата. Учащимся с ОВЗ (с самого начала работы над проектом) важно показать, какой результат они должны получить в итоге своей работы. Хочу привести пример внедрения проектной деятельности на уроках трудового обучения (швейное дело). В нашей школе на уроках швейного дела был создан проект «Изготовление сувенирной куклы своими руками» для будущей разработки раздаточного материала для младших классов. Учащиеся 9 классов в течение отведённого времени собирали материал согласно технологической карты, который находили из учебных пособий, но более результативно стало использование икт. Итогом получения информации наглядной и инструктивной оказалось на уроках информатики. В результате чего было создано презентация и раздаточный материал, для проведения практических занятий в младших классах по изготовлению сувенирных кукол своими руками. Применение проектной деятельности может применяться не только на уроках трудового обучения, но и на всех предметных уроках т. к. является проявлением желания изучению у детей как к познавательной деятельности так и к самообразованию и применению знаний на практике. Проектная деятельность может использоваться при изучении любой темы, на всех этапах обучения. Использование этой технологии даёт возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности.
Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения. Использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность.
Используемая литература:
1. Гаврикова Л.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л. Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе. – Воронеж: Издательство «Научная книга»
2. Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М., 2009.- №4(34)
3. Бабич, И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / И.Н. Бабич // Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». – 2003. – С. 68-70.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.