Методические указания
по проведению практических занятий
для студентов образовательных учреждений
среднего профессионального образования
по профессии 23.01.08 «Слесарь по ремонту строительных машин»
квалификация по ОК 016-94: 18511 «Слесарь по ремонту автомобилей»
Преподаватель
Николаенко С.Ю.
Краснодар
2019 г.
Методические указания предназначены для изучения практической части дисциплины «Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей» и направлены на закрепление и углубление теоретических знаний и получения практических навыков по разборке, сборке, дефектации, регулировке, комплектованию, ремонту деталей; разработке технологических процессов ремонта детали; по установлению технически обоснованных норм времени; пользованию справочной литературой и руководством по ремонту автомобилей, оформление технологических документов; приобретению новых сведений, необходимых для выполнения письменной экзаменационной работы и последующей практической деятельности обучающегося.
А так же способствуют освоению общих и профессиональных компетенций :
ПК 2.1. Определять техническое состояние систем, агрегатов, узлов, приборов автомобилей.
ПК 2.2. Демонтировать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей и выполнять комплекс работ по устранению неисправностей.
ПК 2.3. Собирать, регулировать и испытывать системы, агрегаты, узлы, приборы автомобилей.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществляет поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде.
1. ВВЕДЕНИЕ
Практические занятия по устройству автомобилей являются одним из основных этапов подготовки слесарей по ремонту автомобилей. Приобретаемые на этих занятиях знания, практические навыки работы с инструментом и приспособлениями, а также навыки по разборке, сборке, регулированию и определению технического состояния деталей и механизмов автомобиля помогают успешно осваивать другие курсы подготовки автослесарей.
Целями практических занятий являются: расширение и закрепление теоретических знаний по устройству и работе узлов и систем автомобиля; ознакомление с их монтажом на автомобиле, порядком разборки, сборки, регулирования, определения технического состояния; формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности; формирование навыков работы в составе звена, пары и индивидуально; развитие технического мышления, способности систематизировать информацию; формирование навыков культуры и безопасности труда; воспитание ответственного отношения к делу.
Изучая устройство, проводя демонтаж и монтаж агрегатов, снятие и установку деталей, студенты получают первоначальные практические навыки проведения операций разборки-сборки, регулировки, учатся рациональному использованию инструментов, приспособлений. По мере выполнения работ их умения как исполнителей практических заданий совершенствуются, закрепляются навыки профессионального проведения разборки-сборки агрегатов, регулировки тепловых зазоров и др. Полученные знания помогут будущему специалисту (мастеру производственного обучения) грамотно проектировать, эксплуатировать технику, находить и устранять неисправности, автомеханику грамотно выполнять слесарно-ремонтные работы по устранению неисправностей, мастеру по техническому обслуживанию выполнять операции по регулированию механизмов, обеспечивая долговечность работы машины.
Выполнению практического задания по разборке-сборке агрегатов предшествует этап закрепления теоретических знаний о деталях, из которых состоят агрегаты и механизмы. Этой цели служит иллюстративный материал.
Так как работы по снятию, разборке-сборке агрегатов проводятся с монтажных машин, монтажных механизмов, а не с действующих автомобилей, часть демонтажных операций отсутствует и в тексте не рассматривается, однако, в описании приведены сведения об оснащенности рабочих мест монтажным оборудованием, приспособлениями и инструментами.
Разборка-сборка механизма нужна для того, чтобы увидеть, как соединены между собой детали, как они взаимодействуют во время работы.
В некоторых заданиях предусмотрена только частичная разборка механизма. Это относится к тем случаям, когда расположение деталей в механизме хорошо видно и без полной разборки или когда подобный механизм студенты уже разбирали при выполнении предыдущих заданий.
При осмотре снятых деталей с целью их дефектации (визуальной диагностики на наличие дефектов) необходимо оценить состояние трущихся поверхностей, износ зубьев шестерен, посадочных мест под подшипники, состояние уплотнительных колец, манжет, прокладок, определить, как смазываются детали, найти каналы смазки. При разборке необходимо обращать внимание на число регулировочных прокладок и места их расположения, одновременно изучать другие механизмы регулирования.
Студенты должны уметь самостоятельно без предварительных измерений выбирать инструмент для проведения конкретных операций при выполнении задания.
Выполнение задания заканчивается изучением операций технического обслуживания, далее рабочее место должно быть приведено в порядок.
В процессе практических занятий важно научиться безопасным приемам выполнения работы. Практические занятия являются составной частью дисциплины «Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание автомобилей».
В процессе подготовки к практическим занятиям студент должен просмотреть пройденный материал по теме лекции, изучить рекомендуемую дополнительную научно-техническую и методическую литературу.
В результате проведённых практических занятий студент должен:
иметь представление:
- о взаимосвязи дисциплин с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами по специальности;
- о последних достижениях и перспективах развития в области авторемонтного производства
- об опыте капитального ремонта силовых агрегатов автомобилей.
знать:
- содержание основных документов, определяющих порядок капитального ремонта;
- формы и методы организации ремонта;
- технологию капитального ремонта автомобилей и двигателей;
- технологию восстановления деталей;
- основное технологическое оборудование для ремонта;
- техническое нормирование ремонтных работ;
- основы проектирования;
- основы конструирования;
- требования техники безопасности при ремонте.
уметь:
- определять техническое состояние агрегатов и деталей;
- осуществлять контроль за соблюдением технологической дисциплины;
- обеспечивать безопасность работ по ремонту;
- проектировать технологические процессы;
- разбирать и собирать механизмы, агрегаты, узлы автомобиля;
- проводить регулировочные работы.
2.ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Практические работы выполняются после изучения теоретического материала соответствующих тем.
Перед началом выполнения задания внимательно, вдумчиво прочитайте данные рекомендации, чтобы обязательно понять суть работы.
Чтобы понять устройство рассматриваемых механизмов и агрегатов автомобиля изучите учебный плакат или рисунок, прочитав пояснения в тексте пособия. Это позволит узнать, из каких деталей они состоят, представить, как детали механизма или агрегата, часто скрытые в корпусе, расположены и соединены между собой.
Чтобы представление было более полным, вслед за изучением плаката или рисунка следует ознакомиться с механизмом или агрегатом в натуре. После чего приступить к выполнению практического задания в порядке, изложенном в тексте работы. Практические задания помогут приобрести навыки проведения монтажно-демонтажных и регулировочных работ, где это необходимо.
Выполнение каждого практического задания состоит из следующих этапов:
· самостоятельная подготовка студентов;
· проверка преподавателем готовности студентов к выполнению практической работы;
· выполнение практической работы;
· организационно-техническое обслуживание рабочего места, оформление отчета.
3.ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА
Тематика и очередность выполнения практических работ определяется календарно тематическим планом и сообщается преподавателем.
Практические работы выполняются в соответствии с расписанием учебных занятий. Студент должен быть подготовлен к выполнению очередной практической работы, изучив необходимый теоретический материал учебных и методических пособий.
По всем практическим работам оформляются отчеты. Отчет по практической работе составляется каждым студентом самостоятельно в отдельной тетради.
Отчет должен содержать:
. номер работы;
· название и цель лабораторной работы;
· перечень необходимых инструментов, материалов;
· краткое содержание работы (перечень рассмотренных вопросов);
· требуемые для данной работы схемы, графики или рисунки с поясняющим текстом.
При выполнении схем, графиков и рисунков необходимо руководствоваться следующими требованиями:
· схема оформляется после подробного изучения устройства и принципа действия рассматриваемой схемы (агрегата, узла);
· схемы надлежит выполнять аккуратно с применением чертежных инструментов;
· перевод рисунков из учебной литературы через копировальную бумагу и на кальку, также наклейка сканированных рисунков не допускается;
· схемы должны быть снабжены пояснительным текстом, подробное описание работы системы (узла, устройства) необязательно.
Отчет выполняется в течение практического занятия в специально отведенной тетради, а при необходимости оформляется за счет самостоятельной работы. Выполненный отчет представляется на следующее занятие.
Оценка по практическому занятию выставляется студенту после выполнения работы, оформления и сдачи отчета.
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЁТА.
Лабораторно-практическая работа № 1
Тема: Устройство кривошипно-шатунного механизма
Цель занятия: изучить практически устройство кривошипно-шатунного
механизма, ознакомиться с приемами разборки и сборки.
Оборудование и инструменты: двигатель в сборе на стенде; комплект основных деталей KIIIM; плакат «Кривошипно-шатунный механизм»; учебник лабораторный практикум; технологическая карта; отвертки, молотки, плоскогубцы, набор гаечных ключей.
Теоретический блок. Кривошипно-шатунный механизм предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала. Кривошипно-шатунный механизм состоит из неподвижных и подвижных деталей. Неподвижные детали КШМ\ блоккартер, головка блока, поддон картера, гильзы цилиндров, крышки блока, крепежные детали (гайки, болты, шпильки), прокладки крышек блока, кронштейны, полукольца коленчатого вала. Подвижные детали КШМ, поршень, поршневые кольца (компрессионные и маслосъемные), поршневой палец, шатун, коленчатый вал, вкладыши, маховик, втулка верхней головки шатуна, стопорные кольца.
В блоке цилиндров устанавливаются гильзы цилиндров. Головка блока крепится на блок посредством шпилек с гайками. Между блоком и головкой блока устанавливается металлоасбестовая прокладка. Гайки крепления головки блока затягиваются с определенным усилием, регламентируемым заводом-изготовителем.
Задания для отчета:
Письменно ответьте на следующие контрольные вопросы:
1.Перечислите неподвижные детали КШМ:
2.Перечислите подвижные детали КШМ:
3.Почему нельзя менять местами крышки нижних головок шатунов?
4.Каким должно быть взаиморасположение замков поршневых колец при установке на поршень трех компрессионных колец? Для чего это необходимо?
5.Каким образом можно проконтролировать правильность установки (ориентировки) поршня и шатуна в цилиндре двигателя?
4. КРИТЕРИИ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК
Оценки за выполненные работы выставляются по пятибалльной системе в учебном журнале после предоставления отчета по практической работе.
|
- |
Критерии выставления оценок:
|
|
Отлично |
при своевременном предоставлении отчета, при |
|
|
|
|
правильном оформлении, 90-100% выполнения объема |
|
|
|
работ и правильных ответов на контрольные вопросы при |
|
|
- |
защите |
|
Хорошо |
при своевременном предоставлении отчета, при |
|
|
|
|
незначительных отклонениях по оформлению, 70-80% |
|
|
|
выполнения объема работ, неточности в ответах на |
|
|
- |
контрольные вопросы при защите |
|
Удовлетворительно |
при предоставлении отчета после срока предоставления, |
|
|
|
|
неполный объем работ, неточности в выполнении и |
|
|
|
ответах на контрольные вопросы при защите |
|
Неудовлетворительно |
- |
отчет не предоставлен |
|
5.Учебно-методическое обеспечение занятий
5.1 Рекомендуемая литература:
Основная
1. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Практикум. (СПО). Учебно-практическое пособие./ Пехальский А.П. , Измайлов А.Ю. , Амиров А.С. , Пехальский И.А.. – М.: КноРус, 2019. – 306 с.
2. Теория и конструкция автомобиля / В.А. Илларионов, М.М. Морин, Я.Е. Фаробин и др. – М.: Машиностроение, 2017. – 416 с.
3. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств / В.Л. Роговцев, А.Г. Пузанков и др. – М.: Транспорт, 2017. – 432 с.
4. «Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей»/ Шестопалов С.К. – Академия, 2009. – 544с.
5. Устройство и техническое обслуживание легковых автомобилей./ Родичев В.А., Кива А.А– М.: Академия, 2018. – 318 с.
6. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей./ Родичев В.А.,– М.: Академия, 2017. – 496 с.
5.2 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1. В.К. Вахламов. Автомобили ВАЗ. М.: Транспорт, 1993. – 192 с.
2. В.И. Медведков, С.Г. Билык, Г.А. Гришин. Автомобили КамАЗ-5320, КамАЗ-4310, Урал-4320. М.: ДОСААФ, 1987. – 372 с.
3. А.Н. Тапинский, Я.В. Горячий. Автомобили АЗЛК-2141 и –21412. М.: Транспорт, 1992.
6. Материально-техническое обеспечение занятий
6.1 Перечень используемых технических средств
1. Персональный компьютер;
2. Мультимедийный проектор;
3. Телевизионное оборудование;
3. Различные макеты, агрегаты, электрифицированные стенды
6.2 Перечень видеОматериалов.
1. Видеоматериалы:
1) Топливная система-экономия;
2) Диагностика автомобиля;
3) Замена масляного насоса;
4) ЕО автомобиля;
5) История автомобильного транспорта;
6) Как собирают двигатели Porshe;
7) Как собирают двигатели Bentley;
8) Как собирают машины Mitsubishi, BMW, Lada.;
9) Ремонт карданного вала;
10) Классификация и общее устройство ДВС ;
11) Компьютерная диагностика автомобиля;
12) Принцип работы двигателя. 4-х тактный двигатель внутреннего сгорания (ДВС);
13) Принцип работы дизельного двигателя;
14) Работа системы самодиагностики MAZDA REVUE;
15) Ремонт задней подвески;
16)Ремонт КПП;
17)Ремонт приборов системы питания;
18)Ремонт системы смазки;
19)Ремонт ЦПГ;
20) Самодиагностика ABS на Nissan Serena;
21)Самодиагностика автомобиля;
22) Разборка, ремонт и сборка масляного насоса ВАЗ;
23)Устройство системы охлаждения;
24)Устройство системы смазки;
25) Сравнительная оценка топливной экономичности грузовых шин Bridgestone;
26)Станок для обкатки двигателя;
27)Топливная экономичность-2;
28) Теория ДВС- ГБЦ форкамерных дизелей (вихревая камера);
29) Техническое обслуживание автомобилей Renault Часть 1;
30) Техническое обслуживание автомобилей Renault Часть 2;
31) Техническое обслуживание автомобилей Renault Часть 3;
32) Техническое обслуживание автомобилей Renault Часть 4;
33)ТО-1 автомобиля часть 1;
34) ТО тормозной системы;
35) ТО электрооборудования;
36)ТО-1 автомобиля часть 2;
37)Общее устройство и работа двигателя;
38)Источники и потребители электрической энергии;
39) Регулировка зазоров клапанов ВАЗ ( классика );
40) Регулировка зазоров клапанов ВАЗ 2109;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.