Методические рекомендации по проведению урока по Экономике на тему Экономика фирмы

  • Разработки уроков
  • pdf
  • 05.09.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методические рекомендации урок - Экономика фирмы.pdf

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ российской ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЧИТИНСКИЙ ИНСТИТУТ

КОЛЛЕДЖ

Методические рекомендации по проведению лекции по дисциплине «Экономика» тема: Экономика фирмы специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Чита, 2017

Печатается по решению методической комиссии Колледжа ЧИ (филиала) ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет»

Автор Зверева НА.

Составлены в соответствии с

Одобрено методической комиссией

ФГОС СПО по специальности

Председатель:

38.02.Ol Экономика и бухгалтерский

Симакова АА.

учет (по отраслям)

Методические рекомендации по проведению практической работы / Автор Зверева НА. - Чита, 2017. - 13 с.

Содержат методические рекомендации по проведению урока по дисциплине «Экономика».

Содержат методическое обоснование выбора темы, методов и формы проведения урока, методическую карту урока, рекомендации по проведению урока.

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1. Методическая карта занятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .б

2. Методические рекомендации по проведению занятия.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..7

Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

ВВЕДЕНИЕ

Тема «Экономика фирмы» предназначена для изучения учащимися на курсе. Она изучается в рамках предмета «Экономика». Учащиеся должны не только уметь определять размер выручки, издержек, прибыли предприятия и рентабельности, но и выявлять причины, их изменения. Данная тема способствует формированию аналитического мышления и развитию информационной компетенции учащихся.

Основной образовательной целью урока является формирование знаний о факторах, влияющих на прибыль и рентабельность предприятия.

Для реализации основной образовательной цели используются методы проблемного обучения — постановка проблемного вопроса и эвристическая беседа, а так же методы активной оценки. Эти методы способствуют развитию исследовательской и информационной компетенции, т.к. направлены на формирование аналитического мышления.

Постановка проблемного вопроса на этапе определения темы и целей урока мотивирует учащихся на учебно-познавательскую деятельность.

Актуализация знаний предполагает закрепления знаний о выручке, издержках, прибыли и рентабельности. Этот этап урока реализуется через решение тестового задания на соотношение и задания на дополнение схемы. Данные задания способствуют формированию информационной компетенции учащихся, которая проявляется в умении отбирать необходимую информацию и анализировать её. Коллективная работа при выполнении задания № 2 способствует воспитанию толерантности и активности.

 Профессиональной компетенции — умение рассчитать выручку, издержки, прибыль и рентабельность предприятия проявляется на этапе формирование умений и навыков. Практические задания выполняются индивидуально, что способствует воспитанию активности и ответственности.

На этапе формирования новых знаний используется метод эвристической беседы, в ходе которой происходит активная работа над информационной компетенцией, т.е. умением анализировать, систематизировать и преобразовывать

4


информацию. Развиваются навыки классификации информации. В ходе беседы учащиеся активно отстаивают свою точку зрения, это способствует развитию коммуникативной компетенции.

В конце урока учащиеся оценивают свою деятельность на уроке.

Сегодня традиционный репродуктивный способ обучения устарел. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества обучающегося, как инициативность, креативность, мобильность, гибкость, конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни. Владение новыми технологиями, умение принимать самостоятельные решения, работать в команде, умение быстро находить выход из сложной ситуации, все эти навыки должны закладываться в школе.

Именно поэтому, на мой взгляд, многие современные педагоги все больше склоняются к идее активной оценки. Фактически активная оценка соединяет разные активные методы в единую систему работы.

Исследования, проведенные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) свидетельствуют о том, что стратегия активной оценки представляет собой весьма действенный метод улучшения ученических результатов. Я также увидела этому реальные подтверждения в ходе применения на практике ее элементов.

Изучение данной темы урока имеет междисциплинарный характер, объединяя область знаний, умений и компетенций учебных дисциплин таких как, Экономика организации, Документационное обеспечение управления, МДК.О1.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации, МДК 02.01 Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации.

Тема выбрана в соответствии с рабочей программой по дисциплине и календарно-тематическим планом. Для достижения наилучшего результата учебного занятия применяются активные формы обучения, способствующие одновременно активизации интереса студентов и закреплению изученного материала.

Цель данных рекомендаций состоит в формировании познавательных и профессиональных мотивов и интересов студентов, обучении коллективной мыслительной и практической работе, формировании умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений.

1. Методическая карта занятия

Группа: ЭБУ-17-1

Специальность «Экономика и бухгалтерский учет»

Дисциплина: Экономика

Тема урока «Экономика фирмы»,

Тип урока: изучение нового материала

Цепь урока: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут успешно выполнять итоговое задание, будут знать: что такое выручка, издержки, прибыль, виды издержек; уметь: определять выручку, прибыль и рентабельность.

Задачи личностного развития: способствовать развитию мыслительных операций, развитию способностей к самооценке; исследовательских умений, культуры индивидуальной и парной работы.

Наштобузу:

1 Знаю, такие понятия как выручка, издержки, прибыль, рентабельность

2.Смогу перечислить виды издержек

3 Знаю, чем отличаются постоянные и переменные издержки

4.3наю, как рассчитать средние издержки

5.3наю главную цель фирмы и реальный путь фирмы обеспечить себе прибыль

Формы организации познавательной Деятельности:

Индивидуальная, парная, групповая

Проблемные вопросы по теме:

1.               «Хозяйство вести — не суммой трясти». О каком экономическом понятии идет речь?

2.               Какова главная цель фирмы? Как определяются доходы фирмы, из чего складываются расходы и почему далеко не всем фирмам удается работать с высокой прибылью? Как вы думаете почему?

Оборудование и ДиДакпшческий материал: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, рабочие тетради по экономике, учебник

«Экономика 10-11 класс» ГЭ. Королева, ТВ. Бурмистрова

2. Ход урока

1. Организационный-мопшвационный этап (До 5 минут)           

Ожидаемый результат: создание психологической готовности группы к уроку, организация внимания.

Задачи этапа: организовать и подготовить учащихся к работе на уроке

Деятельность учителя:

Организует внимание, доброжелательный настрой учащихся. Просит просигналить настроение с помощью светофора: зеленый — радость, уверенность; желтый неуверенность, сомнение; красный — тревога, страх Деятетьность учащихся:

Настраиваются на работу, показывают свое настроение

Примечание:

На доске высказывание

«Скажи мне — и я забуду, Покажи мне — и я запомню, Вовлеки меня, и я научусь.» Перечеркнутая рука — правило не поднимания рук

2. Этап поДготовки учащихся к активному усвоению новых знаний и целеполагание (До 15 минут)

Ожидаемый результат: подготовить учащихся к сознательному освоению учебного материала, определение целей урока, вопросов для обсуждения и конечного результата, мотивация на познавательную деятельность.

Задачи этапа: актуализировать опорные знания учащихся; стимулировать к овладению приемами учения и самообразования.


Деятельность учителя:

1.    Предлагает посмотреть фрагмент из мультфильма. (Показ фрагмента мультфильма Азбука денег тетушки Совы - Семейный бюджет (Уроки тетушки Совы) серия З и ответить на вопросы.

2.    Формулирует тему урока. Задает вопрос: «Как вы думаете какая цель нашего урока?» Корректирует постановку целей.

З. Предлагает ответить на ключевые вопросы

Деятельность учащихся:

1.     Смотрят фрагмент, отвечают на вопросы. Высказывают предположение о теме

Урока.

2.     Записывают тему урока «Экономика фирмы» Формулируют цели урока

З. Выдвигают свои версии

Примечание:

1.    Фрагмент мультфильма Азбука денег тетушки Совы - Семейный бюджет (Уроки тетушки Совы). Обсуждение вопросов с помощью «Правила не поднимания рук»

2.    Наштобузу представлено на доске и фиксируется в тетрадях учащихся

З. Обсуждение вопросов с помощью «Правила не поднимания рук»

З. Этап усвоения новых знаний (До 40 минут)

Ожидаемый результат: поиск необходимой информации в тексте, самостоягельное планирование исследований, развитие умений делать выводы

Задачи этапа: способствовать формированию умений планировать свою деятельность, выделяя нужную информацию, анализировать, обобщать

Деятельность учителя:

1.     Организует выступление учащегося «Экономическая справка»

2.     Объясняет правила выполнения задания (критерии оценивания)

Предлагает учащимся выполнить задание № и назвать основные понятия. Предлагает прочитать материал учебника на с.65-66 начиная со слов «Осуществляя хозяйственную деятельность.. .». Предлагает возвратиться к наштобузу и в парах обсудить ответы на вопросы

Деятетьность учащихся:

Слушают сообщение учащегося

Критерии оценивания:

Самостоятельно даны определения и записаны формулы — 1 балл

Сделаны выводы — 1 балл

З. Выполняют задание, делают выводы, заполняют таблицу, озвучивают результаты исследование. Участвуют в обсуждении вопросов. Читают материал учебника. Отвечают на вопросы наштобузу.

Примечание:

Работа в парах.

Раздаточный материал

Обратная связь для учителя с помощью светофоров.

Корректировка затруднений учащихся

Обсуждение результатов с помощью «Правила не поднимания рук»

4. Закрепление изученного материала (До15 минут):

Ожидаемый результат: развитие умений решать качественные задачи.

Педагогическая задача: создать условия для активного взаимодействия в процессе поиска решений качественных задач, содействовать развитию речевых умений учащихся

Деятельность учителя:

1.     Предлагает откорректировать варианты ответов, предложенных в начале урока.

2.     Предлагает выполнить в рабочих тетрадях задание № 2, построить графики издержек

Деятельность учащихся:

1.      Отвечают на ключевой вопрос

2.      Отвечают на вопросы заданий

Примечание:

Обсуждение вопросов с помощью «Правила не поднимания рук»

5. Контрольно-оценочный этап (До 15 минут)

Ожидаемый результат: осознание учащимися результативности своей деятельности на уроке, уровня усвоения учебного материала, самоопределение их на домашнюю работу.

ЗаДачи этапа: содействовать развитию способностей взаимо- и самоконтроля, объяснить выполнение домашнего задания

Деятельность учителя:

1.            Объясняет и контролирует выполнение проверочной работы. Письменно выполняют проверочную работу «Заполнить кроссворд» (приложение 1).

Осуществляют взаимопроверку, обмениваются тетрадями и проверяют работу товарища, а затем с помощью учителя корректирую свои результаты, раздаточный материал

2.            На основе результатов выполненного задания определяет объем и содержание домашнего задания.

З. Просит напротив наштобузу отметить знаком «+», если уже знают; знаком «-», если надо еще поработать и показать с помощью светофоров, насколько достигли цели урока. Анализируют степень достижения целей.

Деятельность учащихся:

1. Записывают домашнее задание

2. Анализируют степень достижения целей.

З. Показывают светофором результат работы на уроке.

Примечание:

2. Домашнее задание:

Задание для всех: Изучить текст S 9, используя к наштобузу урока, ответить на вопросы к параграфу.

 Задание для всех: выполнить задание 3,4 в рабочих тетрадях (приложение

По желанию учащихся: составить расчет основных экономических показателей, со своими цифрами, на основании задания 4. Производится уборка кабинета, сдача технических средств.


Пришолсение 1

Кроссворд «Доходы, издержки, прибыль фирмы»

Заполните пустые клетки слева, используя буквы справа

 

 

 

 

 

 

1

б

щ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З

д

з

ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

з

К

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

з

м

 

 

т

ц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

м

н

н

п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

н

н

с

т

п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

л

н

м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

л

б

п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

д

Н

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

с

 

 

 

 

 

 


 

1

2

з

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

Притолсение 2

Установите соответствие ме

видами изде

жек и статьям за

ат

и мы.

Статья зат ат

 

Виды изде экек

1. Плата за эле

оэне мю

 

А. Постоянные изде жки

2. Плата за лицензию

 

Б. Пе еменные изде жки

З . За плата оводителя

 

 

4. Плата за мате иалы

 

 

5. П оцент бан за к едит

 

 

6. А ендная плата за здание

 

 

7. Т анспо ые асходы

 

 

8. За плата абочих

 

 

Ответ:


Приложение З Заполните таблицу и определите, какой объем производства обеспечивает фирме

максималь

ибыль

 

 

 

 

цена продукци и

Объем

производс тва

Постоянн ые издержки

FC

Переменн

ые издержки vc

Общие

издержки тс

Выручка

Прибыль п

20

20

200

150

 

 

 

16

 

 

200

 

 

 

 

45

 

зоо

 

 

 

12

60

 

400

 

 

 

10

75

 

500

 

 

 

8

90

 

600

 

 

 

Ответ:

Посмотрите также