МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ российской ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЧИТИНСКИЙ ИНСТИТУТ
КОЛЛЕДЖ
Методические рекомендации по проведению лекции по дисциплине «Экономика» тема: Экономика фирмы специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Чита, 2017
Печатается по решению методической комиссии Колледжа ЧИ (филиала) ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет»
Автор Зверева НА. |
Составлены в соответствии с |
Одобрено методической комиссией |
ФГОС СПО по специальности |
Председатель: |
38.02.Ol Экономика и бухгалтерский |
Симакова АА. |
учет (по отраслям) |
Методические рекомендации по проведению практической работы / Автор Зверева НА. - Чита, 2017. - 13 с.
Содержат методические рекомендации по проведению урока по дисциплине «Экономика».
Содержат методическое обоснование выбора темы, методов и формы проведения урока, методическую карту урока, рекомендации по проведению урока.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Методические рекомендации по проведению занятия.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..7
Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
ВВЕДЕНИЕ
Тема «Экономика фирмы» предназначена для изучения учащимися на курсе. Она изучается в рамках предмета «Экономика». Учащиеся должны не только уметь определять размер выручки, издержек, прибыли предприятия и рентабельности, но и выявлять причины, их изменения. Данная тема способствует формированию аналитического мышления и развитию информационной компетенции учащихся.
Основной образовательной целью урока является формирование знаний о факторах, влияющих на прибыль и рентабельность предприятия.
Для реализации основной образовательной цели используются методы проблемного обучения — постановка проблемного вопроса и эвристическая беседа, а так же методы активной оценки. Эти методы способствуют развитию исследовательской и информационной компетенции, т.к. направлены на формирование аналитического мышления.
Постановка проблемного вопроса на этапе определения темы и целей урока мотивирует учащихся на учебно-познавательскую деятельность.
Актуализация знаний предполагает закрепления знаний о выручке, издержках, прибыли и рентабельности. Этот этап урока реализуется через решение тестового задания на соотношение и задания на дополнение схемы. Данные задания способствуют формированию информационной компетенции учащихся, которая проявляется в умении отбирать необходимую информацию и анализировать её. Коллективная работа при выполнении задания № 2 способствует воспитанию толерантности и активности.
Профессиональной компетенции — умение рассчитать выручку, издержки, прибыль и рентабельность предприятия проявляется на этапе формирование умений и навыков. Практические задания выполняются индивидуально, что способствует воспитанию активности и ответственности.
На этапе формирования новых знаний используется метод эвристической беседы, в ходе которой происходит активная работа над информационной компетенцией, т.е. умением анализировать, систематизировать и преобразовывать
4
информацию. Развиваются навыки классификации информации. В ходе беседы учащиеся активно отстаивают свою точку зрения, это способствует развитию коммуникативной компетенции.
В конце урока учащиеся оценивают свою деятельность на уроке.
Сегодня традиционный репродуктивный способ обучения устарел. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества обучающегося, как инициативность, креативность, мобильность, гибкость, конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни. Владение новыми технологиями, умение принимать самостоятельные решения, работать в команде, умение быстро находить выход из сложной ситуации, все эти навыки должны закладываться в школе.
Именно поэтому, на мой взгляд, многие современные педагоги все больше склоняются к идее активной оценки. Фактически активная оценка соединяет разные активные методы в единую систему работы.
Исследования, проведенные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) свидетельствуют о том, что стратегия активной оценки представляет собой весьма действенный метод улучшения ученических результатов. Я также увидела этому реальные подтверждения в ходе применения на практике ее элементов.
Изучение данной темы урока имеет междисциплинарный характер, объединяя область знаний, умений и компетенций учебных дисциплин таких как, Экономика организации, Документационное обеспечение управления, МДК.О1.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации, МДК 02.01 Практические основы бухгалтерского учета источников формирования имущества организации.
Тема выбрана в соответствии с рабочей программой по дисциплине и календарно-тематическим планом. Для достижения наилучшего результата учебного занятия применяются активные формы обучения, способствующие одновременно активизации интереса студентов и закреплению изученного материала.
Цель данных рекомендаций состоит в формировании познавательных и профессиональных мотивов и интересов студентов, обучении коллективной мыслительной и практической работе, формировании умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений.
1. Методическая карта занятия
Группа: ЭБУ-17-1
Специальность «Экономика и бухгалтерский учет»
Дисциплина: Экономика
Тема урока «Экономика фирмы»,
Тип урока: изучение нового материала
Цепь урока: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут успешно выполнять итоговое задание, будут знать: что такое выручка, издержки, прибыль, виды издержек; уметь: определять выручку, прибыль и рентабельность.
Задачи личностного развития: способствовать развитию мыслительных операций, развитию способностей к самооценке; исследовательских умений, культуры индивидуальной и парной работы.
Наштобузу:
1 Знаю, такие понятия как выручка, издержки, прибыль, рентабельность
2.Смогу перечислить виды издержек
3 Знаю, чем отличаются постоянные и переменные издержки
4.3наю, как рассчитать средние издержки
5.3наю главную цель фирмы и реальный путь фирмы обеспечить себе прибыль
Формы организации познавательной Деятельности:
Индивидуальная, парная, групповая
Проблемные вопросы по теме:
1. «Хозяйство вести — не суммой трясти». О каком экономическом понятии идет речь?
2. Какова главная цель фирмы? Как определяются доходы фирмы, из чего складываются расходы и почему далеко не всем фирмам удается работать с высокой прибылью? Как вы думаете почему?
Оборудование и ДиДакпшческий материал: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, рабочие тетради по экономике, учебник
«Экономика 10-11 класс» ГЭ. Королева, ТВ. Бурмистрова
2. Ход урока
1. Организационный-мопшвационный этап (До 5 минут)
Ожидаемый результат: создание психологической готовности группы к уроку, организация внимания.
Задачи этапа: организовать и подготовить учащихся к работе на уроке
Деятельность учителя:
Организует внимание, доброжелательный настрой учащихся. Просит просигналить настроение с помощью светофора: зеленый — радость, уверенность; желтый неуверенность, сомнение; красный — тревога, страх Деятетьность учащихся:
Настраиваются на работу, показывают свое настроение
Примечание:
На доске высказывание
«Скажи мне — и я забуду, Покажи мне — и я запомню, Вовлеки меня, и я научусь.» Перечеркнутая рука — правило не поднимания рук
2. Этап поДготовки учащихся к активному усвоению новых знаний и целеполагание (До 15 минут)
Ожидаемый результат: подготовить учащихся к сознательному освоению учебного материала, определение целей урока, вопросов для обсуждения и конечного результата, мотивация на познавательную деятельность.
Задачи этапа: актуализировать опорные знания учащихся; стимулировать к овладению приемами учения и самообразования.
Деятельность учителя:
1. Предлагает посмотреть фрагмент из мультфильма. (Показ фрагмента мультфильма Азбука денег тетушки Совы - Семейный бюджет (Уроки тетушки Совы) серия З и ответить на вопросы.
2. Формулирует тему урока. Задает вопрос: «Как вы думаете какая цель нашего урока?» Корректирует постановку целей.
З. Предлагает ответить на ключевые вопросы
Деятельность учащихся:
1. Смотрят фрагмент, отвечают на вопросы. Высказывают предположение о теме
Урока.
2. Записывают тему урока «Экономика фирмы» Формулируют цели урока
З. Выдвигают свои версии
Примечание:
1. Фрагмент мультфильма Азбука денег тетушки Совы - Семейный бюджет (Уроки тетушки Совы). Обсуждение вопросов с помощью «Правила не поднимания рук»
2. Наштобузу представлено на доске и фиксируется в тетрадях учащихся
З. Обсуждение вопросов с помощью «Правила не поднимания рук»
З. Этап усвоения новых знаний (До 40 минут)
Ожидаемый результат: поиск необходимой информации в тексте, самостоягельное планирование исследований, развитие умений делать выводы
Задачи этапа: способствовать формированию умений планировать свою деятельность, выделяя нужную информацию, анализировать, обобщать
Деятельность учителя:
1. Организует выступление учащегося «Экономическая справка»
2. Объясняет правила выполнения задания (критерии оценивания)
Предлагает учащимся выполнить задание № и назвать основные понятия. Предлагает прочитать материал учебника на с.65-66 начиная со слов «Осуществляя хозяйственную деятельность.. .». Предлагает возвратиться к наштобузу и в парах обсудить ответы на вопросы
Деятетьность учащихся:
Слушают сообщение учащегося
Критерии оценивания:
Самостоятельно даны определения и записаны формулы — 1 балл
Сделаны выводы — 1 балл
З. Выполняют задание, делают выводы, заполняют таблицу, озвучивают результаты исследование. Участвуют в обсуждении вопросов. Читают материал учебника. Отвечают на вопросы наштобузу.
Примечание:
Работа в парах.
Раздаточный материал
Обратная связь для учителя с помощью светофоров.
Корректировка затруднений учащихся
Обсуждение результатов с помощью «Правила не поднимания рук»
4. Закрепление изученного материала (До15 минут):
Ожидаемый результат: развитие умений решать качественные задачи.
Педагогическая задача: создать условия для активного взаимодействия в процессе поиска решений качественных задач, содействовать развитию речевых умений учащихся
Деятельность учителя:
1. Предлагает откорректировать варианты ответов, предложенных в начале урока.
2. Предлагает выполнить в рабочих тетрадях задание № 2, построить графики издержек
Деятельность учащихся:
1. Отвечают на ключевой вопрос
2. Отвечают на вопросы заданий
Примечание:
Обсуждение вопросов с помощью «Правила не поднимания рук»
5. Контрольно-оценочный этап (До 15 минут)
Ожидаемый результат: осознание учащимися результативности своей деятельности на уроке, уровня усвоения учебного материала, самоопределение их на домашнюю работу.
ЗаДачи этапа: содействовать развитию способностей взаимо- и самоконтроля, объяснить выполнение домашнего задания
Деятельность учителя:
1. Объясняет и контролирует выполнение проверочной работы. Письменно выполняют проверочную работу «Заполнить кроссворд» (приложение 1).
Осуществляют взаимопроверку, обмениваются тетрадями и проверяют работу товарища, а затем с помощью учителя корректирую свои результаты, раздаточный материал
2. На основе результатов выполненного задания определяет объем и содержание домашнего задания.
З. Просит напротив наштобузу отметить знаком «+», если уже знают; знаком «-», если надо еще поработать и показать с помощью светофоров, насколько достигли цели урока. Анализируют степень достижения целей.
Деятельность учащихся:
1. Записывают домашнее задание
2. Анализируют степень достижения целей.
З. Показывают светофором результат работы на уроке.
Примечание:
2. Домашнее задание:
Задание для всех: Изучить текст S 9, используя к наштобузу урока, ответить на вопросы к параграфу.
Задание для всех: выполнить задание 3,4 в рабочих тетрадях (приложение
По желанию учащихся: составить расчет основных экономических показателей, со своими цифрами, на основании задания 4. Производится уборка кабинета, сдача технических средств.
Пришолсение 1
Кроссворд «Доходы, издержки, прибыль фирмы»
Заполните пустые клетки слева, используя буквы справа
|
|
|
|
|
|
1 |
б |
щ |
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
З |
д |
з |
ж |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
з |
К |
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
з |
м |
|
|
т |
ц |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
м |
н |
н |
п |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
н |
н |
с |
т |
п |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
л |
н |
м |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
л |
б |
п |
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
10 |
д |
Н |
С |
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
11 |
с |
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
з |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Притолсение 2
Установите соответствие ме |
видами изде |
жек и статьям за |
ат |
и мы. |
||
Статья зат ат |
|
Виды изде экек |
||||
1. Плата за эле |
оэне мю |
|
А. Постоянные изде жки |
|||
2. Плата за лицензию |
|
Б. Пе еменные изде жки |
||||
З . За плата оводителя |
|
|
||||
4. Плата за мате иалы |
|
|
||||
5. П оцент бан за к едит |
|
|
||||
6. А ендная плата за здание |
|
|
||||
7. Т анспо ые асходы |
|
|
||||
8. За плата абочих |
|
|
||||
Ответ:
Приложение З Заполните таблицу и определите, какой объем производства обеспечивает фирме
максималь |
ибыль |
|
|
|
|
||
цена продукци и |
Объем производс тва |
Постоянн ые издержки FC |
Переменн ые издержки vc |
Общие издержки тс |
Выручка |
Прибыль п |
|
20 |
20 |
200 |
150 |
|
|
|
|
16 |
|
|
200 |
|
|
|
|
|
45 |
|
зоо |
|
|
|
|
12 |
60 |
|
400 |
|
|
|
|
10 |
75 |
|
500 |
|
|
|
|
8 |
90 |
|
600 |
|
|
|
|
Ответ:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.