Методические рекомендации по работе
над проектом по изобразительному искусству
Участие в проектной деятельности по изобразительному искусству – сложная творческая задача и большой изобразительный труд для ученика. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача педагога - знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию ученику, если он обратится к вам за помощью.
ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!
Данная
памятка разработана специально в помощь педагогу, чьи ученики включаются в
проектную деятельность в школе по изобразительному искусству. Вы
найдёте ответы в ней на следующие вопросы:
Что такое метод проектов? Каковы этапы выполнения проекта? Возможная роль
взрослых на каждом этапе проекта?
Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:
Рассмотрим, какова же роль педагога на каждом этапе выполнения проекта?
На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия учителя:
помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;
записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.
Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.
Следующий этап:
· выбор и формулировка темы проектной работы.
Возможные действия: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор;
· формулировка задачи проекта.
Возможные действия: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи проекта.
При разработке плана и структуры выполнения проекта возможные действия педагога проявляются в том, что он помогает спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана проектной работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей личного расписания детей. Особое внимание со стороны родителей требует определение промежуточных сроков работы.
На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в соответствии с конкретными частными задачами. Здесь возможные действия таковы: прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой. Затем исполнители проекта составляют программу и календарный план выполнения работ. Важно помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана. Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы - изучение необходимого материала по теме рисунка. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть наблюдение, книги, периодические издания, Интернет. При распределении конкретных заданий и заданий между участниками проектной группы тоже может понадобиться вмешательство взрослых (ситуация несправедливого распределения обязанностей, объяснение обязанностей). На этапе подготовки выводов по результатам работы над проектом детям может потребоваться помощь в правке, графическом и стилистическом контроле. По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе проводится последняя проверка перед фотографированием, презентацией, публикацией в социальных и специализированных сетях.
И,
наконец, работа по проекту заканчивается оценкой его
результатов и самого процесса. Взрослые дают советы, которые помогут
скорректировать деятельность детей в следующем проекте. Обсуждают с детьми, что
уже можно было сделать самим, без помощи педагогов и родителей.
Таким образом, в ходе работы над проектом педагоги могут выступать одновременно
в нескольких ролях. Они:
· консультируют;
· отслеживают выполнение плана;
· решают оперативные вопросы;
· помогают в предварительной оценке проекта;
· участвуют в подготовке презентации;
· обеспечивают наиболее подходящий режим работы.
Нельзя не остановиться ещё на одном очень важном, положительном моменте вовлечения родителей в работу над проектом. Очевидно, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы.
· Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
· Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.
В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется навыки проектной деятельности уважение и взаимопонимание. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.