Методические рекомендации по работе с одаренными детьми в творческих объединениях дополнительного образования
Оценка 4.6

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми в творческих объединениях дополнительного образования

Оценка 4.6
doc
06.03.2020
Методические рекомендации по работе с одаренными детьми  в творческих объединениях дополнительного образования
одаренные.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ «ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

 

 

                                                     

 

                                                                       

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми

в творческих объединениях дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ:

РОЗНИКОВА О.А. – методист МБУ ДО ДЭБЦ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016 г.

 


Одаренность—конечно дар,

Богом данный, данный свыше.

Одаренность—это огонь,

Не гаси, поддержи его, слышишь.

Одаренность—пытливый ум,

Почемучка еще с пеленок.

Одаренный—философ и шут,

В общем, трудный еще ребенок.

 

1. Что такое одаренность?

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

 

2. Цели и задачи работы с одаренными детьми.

Цель: создание условий для оптимального развития детей.

Задачи:

- Выявление одаренных детей с использованием различных диагностик.

- Использование на занятиях дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей.

- Развитие у одаренных детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

 

3. Принципы работы с одаренными детьми:

- Индивидуализация обучения.

-  Принцип опережающего обучения.

- Принцип комфортности в любой деятельности.

- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся.

- Принцип развивающего обучения.
- Принцип добровольности.

 

4. Как отличить одаренного ребенка?

Одаренные дети:

- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

 

5. Виды одаренности:

По виду деятельности выделяют 5 групп:

1. Практическая одаренность:

- одаренность в ремеслах

- спортивная

- организационная

2. Познавательная одаренность:

- академическая (высокие результаты по всем или определенным школьным предметам)

- научная (научно-исследовательская деятельность в определенной области)

3. Художественно-эстетическая одаренность:

- хореографическая

- сценическая

- литературно-поэтическая

- изобразительная

- музыкальная

4. Коммуникативная (лидерская) одаренность.

5. Духовно-ценностная одаренность (создание новых духовных ценностей и служение людям).

 

6. Этапы работы с одаренными детьми:

1 этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учиты­ваются их интересы и успехи  в какой-либо деятельности: учебной, художественной, и т.д.

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися на занятиях.

2 этап - диагностический - на этом этапе прово­дится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.

Цель: апробация системы работы с одаренными  обучающимися.

На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы,  проектные задания и т.д.

3 этап - этап формирования, углубления и развития способностей  обучающихся.

Цель: создание условий  для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.

Задачи:

1)      создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей  в разных областях науки и творчества;

2)      организация научно-исследовательской и поисковой  деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации,  воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;

3)      отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

4)      расширение возможностей для участия способных и одарённых обучающихся  в городских, областных научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

5)      развитие спектра дополнительных образовательных услуг, удовлетворяющих потребности,  интересы детей.

7. Основные направления работы с одаренными детьми:

-  выявление одаренных  обучающихся;

- создание банка данных «Одаренные дети»;

- разработка индивидуальных форм работы;

- внедрение в обучении интерактивных технологий;

- создание программ, направленных на поддержку одаренных обучающихся творческих объединений дополнительного образования при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;

- развитие системы дополнительной  деятельности, которая позволит  обучающимся творческих объединений дополнительного образования демонстрировать свои достижения на городских, областных,  всероссийских конкурсах и т.д.;

-включение обучающихся творческих объединений дополнительного образования в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на городские,  областные, всероссийские  конференции;

- разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив педагогов ДО и обучающихся  творческих объединений.

 

8. Содержание работы с одаренными детьми

I. Диагностика:
1. Изучение диагностических методик.
2. Создание банка тестов для диагностирования  обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных высокомотивированных детей.
3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
4. Изучение работы  обучающихся на творческих занятиях

5. Создание  развивающих программ и методик работы с одаренными и высокомотивированными детьми.



II. Создание благоприятных условий для реализации творческого и интеллектуального  потенциала одаренных детей:
1. Организация консультативной помощи для  обучающихся, целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.
2. Информирование  обучающихся о новейших достижениях в избранной ими области умственной деятельности.
3. Знакомство  обучающихся с новинками литературы.
4. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
5. Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы.  
6. Увеличение времени для самостоятельной работы  обучающихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

III. Развитие творческих и познавательных  способностей:
1. Доступность и широкое привлечение  обучающихся к участию в городских, областных и всероссийских  конкурсах, конференциях.
2. Проведение конкурсов и конференций  в два этапа: в творческом объединении и в Центре дополнительного образования между высокомотивированными детьми других творческих объединений.
3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- повышение степени сложности заданий;
- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.

IV. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:
1. Создание постоянно действующего раздела на сайте для одаренных детей, посвященного победителям и призерам районных, городских, областных всероссийских и международных конкурсов.  

2. Вынесение на публичное своевременное поощрение успехов  обучающихся.
3. Обращение внимания на  заслуги родителей в воспитании одаренных детей.

 


9. Примерный план работы с одаренными детьми

План работы

по программе «Развитие одарённости обучающихся Центра»

Вид деятельности

Сроки

Ответственный

1.       

Создание банка данных о творческих способностях обучающихся, их одаренности на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности подростков, списочного состава одаренных и высокомотивированных детей

октябрь

 

 

 

методист

2.       

Диагностическая деятельность: мотивации прихода в обьединение, самооценки учащихся, ЭЗОП, креативности  учащихся, индивидуального развития одаренных детей  творческих обьединений

 

октябрь-май

педагог-психолог, педагоги ДО

3.       

Семинар-практикум «Детская одаренность и проблема ее развития»

октябрь

методист

4.       

Занятие с подростками «Я все смогу»

октябрь

педагог-психолог

5.       

Обработка материалов летних исследований

октябрь-ноябрь

Педагоги ДО

6.       

Подготовка исследовательских работ для участия во Всероссийском конкурсе юных натуралистов им. П.А. Мантейфеля.

октябрь-ноябрь

методист

педагоги До

7.       

Консультация для учащихся  НОУ «Полезные привычки: как приобретать?»

ноябрь

педагог-психолог

8.       

Занятие с подростками: «Раскрась свои чувства»

декабрь

педагог-психолог

9.       

Занятие с элементами тренинга «Что я знаю о себе»

февраль

педагог-психолог

10.   

Участие в весенней сессии конференции ДАНЮИ им. Ю.А. Жданова

январь-апрель

педагоги ДО

11.   

Семинар для педагогов «Формирование у обучающихся навыков творческой саморегуляции,эмоционального осознания себя и окружающего мира»

март

педагог-психолог

12.   

Дискуссия с подростками «Моя вселенная»

апрель

педагог-психолог

13.   

Городской праздник «Пернатые друзья»

апрель

методист, педагоги ДО, обучающиеся творческих объединений

14.   

Городской детский экологический фестиваль «Дети России – за сохранение природы!»

июнь

методист, педагоги ДО, обучающиеся творческих объединений

15.   

Организация выставок  творческих работ одарённых детей

Выставка   детского творчества

«Люблю тебя, мой край родной»

сентябрь -октябрь

педагоги ДО

Выставка   рисунка в рамках Арт-проекта

«Прекрасен край Донской красками своими»

сентябрь -октябрь

педагоги ДО

Выставка детского творчества

«Вязаная сказка»

сентябрь -октябрь

педагоги ДО

Фотовыставка 

«Эко-взгляд»

сентябрь -октябрь

педагоги ДО

Выставка детского творчества

 «Фантазии своими руками»

декабрь - январь

педагоги ДО

Выставка   рисунка «Застывшие мгновения»

январь – февраль

педагоги ДО

Выставка детского творчества

 «Чудес полна могучая природа»

март - апрель

педагоги ДО

Выставка детского творчества

 «Чудное мгновенье»

май – июнь

педагоги ДО

16.   

Проектная деятельность

 

 

Эколого-практический проект «Нужное ненужное»

сентябрь-май

зав. отделами, зав. лабораториями, педагоги ДО, обучающиеся творческих объединений

Эко-творческий проект «Скажем мусору – нет!»

ноябрь – март

зав. отделами, зав. лабораториями, педагоги ДО, обучающиеся творческих объединений

17.   

Подведение итогов работы по программе «Развитие одаренности Центра» и перспективы деятельности на следующий учебный год.

май

зав. отделами, зав. лабораториями, методисты, педагоги Центра

18.   

Создание банка творческих работ обучающихся

май

зав. отделами, зав. лабораториями

19.   

Пополнение банка исследовательских  работ обучающихся

май

зав. отделами, зав. лабораториями

 

 

10. Показатели эффективной работы с одаренными детьми:

-  наличие базы данных;

-  участие обучающихся в городских, областных, всероссийских и международных конкурсах, конференциях;

-  наличие НОУ;

-  создание портфолио высокомотивированных детей творческих объединений дополнительного образования.


Используемые источники:

  1. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2018/12/14/programma-odarennye-deti
  2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2018/01/03/rabochaya-programma-odaryonnye-deti
  3. https://multiurok.ru/files/polozhieniie-o-rabotie-s-odariennymi-diet-mi-1.html
  4. https://multiurok.ru/files/rabota-s-odariennymi-diet-mi-po-diekorativno-prikl.html

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Одаренность—конечно дар, Богом данный, данный свыше

Одаренность—конечно дар, Богом данный, данный свыше

Виды одаренности: По виду деятельности выделяют 5 групп: 1

Виды одаренности: По виду деятельности выделяют 5 групп: 1

Основные направления работы с одаренными детьми: - выявление одаренных обучающихся; - создание банка данных «Одаренные дети»; - разработка индивидуальных форм работы; - внедрение в обучении…

Основные направления работы с одаренными детьми: - выявление одаренных обучающихся; - создание банка данных «Одаренные дети»; - разработка индивидуальных форм работы; - внедрение в обучении…

II. Создание благоприятных условий для реализации творческого и интеллектуального потенциала одаренных детей : 1

II. Создание благоприятных условий для реализации творческого и интеллектуального потенциала одаренных детей : 1

Примерный план работы с одаренными детьми

Примерный план работы с одаренными детьми

Примерный план работы с одаренными детьми

Примерный план работы с одаренными детьми

Используемые источники: https://nsportal

Используемые источники: https://nsportal
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2020