МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ «ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
Методические рекомендации по работе с одаренными детьми
в творческих объединениях дополнительного образования
СОСТАВИТЕЛЬ:
РОЗНИКОВА О.А. – методист МБУ ДО ДЭБЦ
2016 г.
Одаренность—конечно дар,
Богом данный, данный свыше.
Одаренность—это огонь,
Не гаси, поддержи его, слышишь.
Одаренность—пытливый ум,
Почемучка еще с пеленок.
Одаренный—философ и шут,
В общем, трудный еще ребенок.
1. Что такое одаренность?
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
2. Цели и задачи работы с одаренными детьми.
Цель: создание условий для оптимального развития детей.
Задачи:
- Выявление одаренных детей с использованием различных диагностик.
- Использование на занятиях дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей.
- Развитие у одаренных детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
3. Принципы работы с одаренными детьми:
- Индивидуализация обучения.
- Принцип опережающего обучения.
- Принцип комфортности в любой деятельности.
- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся.
- Принцип развивающего
обучения.
- Принцип добровольности.
4. Как отличить одаренного ребенка?
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
5. Виды одаренности:
По виду деятельности выделяют 5 групп:
1. Практическая одаренность:
- одаренность в ремеслах
- спортивная
- организационная
2. Познавательная одаренность:
- академическая (высокие результаты по всем или определенным школьным предметам)
- научная (научно-исследовательская деятельность в определенной области)
3. Художественно-эстетическая одаренность:
- хореографическая
- сценическая
- литературно-поэтическая
- изобразительная
- музыкальная
4. Коммуникативная (лидерская) одаренность.
5. Духовно-ценностная одаренность (создание новых духовных ценностей и служение людям).
6. Этапы работы с одаренными детьми:
1 этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их интересы и успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, и т.д.
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися на занятиях.
2 этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
Цель: апробация системы работы с одаренными обучающимися.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, проектные задания и т.д.
3 этап - этап формирования, углубления и развития способностей обучающихся.
Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.
Задачи:
1) создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей в разных областях науки и творчества;
2) организация научно-исследовательской и поисковой деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;
3) отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
4) расширение возможностей для участия способных и одарённых обучающихся в городских, областных научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
5) развитие спектра дополнительных образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей.
7. Основные направления работы с одаренными детьми:
- выявление одаренных обучающихся;
- создание банка данных «Одаренные дети»;
- разработка индивидуальных форм работы;
- внедрение в обучении интерактивных технологий;
- создание программ, направленных на поддержку одаренных обучающихся творческих объединений дополнительного образования при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
- развитие системы дополнительной деятельности, которая позволит обучающимся творческих объединений дополнительного образования демонстрировать свои достижения на городских, областных, всероссийских конкурсах и т.д.;
-включение обучающихся творческих объединений дополнительного образования в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на городские, областные, всероссийские конференции;
- разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив педагогов ДО и обучающихся творческих объединений.
8. Содержание работы с одаренными детьми
I. Диагностика:
1. Изучение диагностических методик.
2. Создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению
интеллектуальных способностей; банка данных высокомотивированных детей.
3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем
анкетирования.
4. Изучение работы обучающихся на творческих занятиях
5. Создание развивающих
программ и методик работы с одаренными и высокомотивированными детьми.
II. Создание
благоприятных условий для реализации творческого и интеллектуального
потенциала одаренных детей:
1. Организация консультативной помощи для обучающихся, целенаправленных
на творческую самореализацию и самодостаточность.
2. Информирование обучающихся о новейших достижениях в избранной ими
области умственной деятельности.
3. Знакомство обучающихся с новинками литературы.
4. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
5. Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать
гипотезы.
6. Увеличение времени для самостоятельной работы обучающихся и создание
стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в
результатах самостоятельной работы.
III. Развитие творческих и познавательных способностей:
1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к участию в городских,
областных и всероссийских конкурсах, конференциях.
2. Проведение конкурсов и конференций в два этапа: в творческом объединении и в
Центре дополнительного образования между высокомотивированными детьми других
творческих объединений.
3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- повышение степени сложности заданий;
- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
IV. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:
1. Создание постоянно действующего раздела на сайте для одаренных детей,
посвященного победителям и призерам районных, городских, областных всероссийских
и международных конкурсов.
2. Вынесение на публичное
своевременное поощрение успехов обучающихся.
3. Обращение внимания на заслуги родителей в воспитании одаренных детей.
9. Примерный план работы с одаренными детьми
План работы
по программе «Развитие одарённости обучающихся Центра»
№ |
Вид деятельности |
Сроки |
Ответственный |
1. |
Создание банка данных о творческих способностях обучающихся, их одаренности на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности подростков, списочного состава одаренных и высокомотивированных детей |
октябрь
|
методист |
2. |
Диагностическая деятельность: мотивации прихода в обьединение, самооценки учащихся, ЭЗОП, креативности учащихся, индивидуального развития одаренных детей творческих обьединений |
октябрь-май |
педагог-психолог, педагоги ДО |
3. |
Семинар-практикум «Детская одаренность и проблема ее развития» |
октябрь |
методист |
4. |
Занятие с подростками «Я все смогу» |
октябрь |
педагог-психолог |
5. |
Обработка материалов летних исследований |
октябрь-ноябрь |
Педагоги ДО |
6. |
Подготовка исследовательских работ для участия во Всероссийском конкурсе юных натуралистов им. П.А. Мантейфеля. |
октябрь-ноябрь |
методист педагоги До |
7. |
Консультация для учащихся НОУ «Полезные привычки: как приобретать?» |
ноябрь |
педагог-психолог |
8. |
Занятие с подростками: «Раскрась свои чувства» |
декабрь |
педагог-психолог |
9. |
Занятие с элементами тренинга «Что я знаю о себе» |
февраль |
педагог-психолог |
10. |
Участие в весенней сессии конференции ДАНЮИ им. Ю.А. Жданова |
январь-апрель |
педагоги ДО |
11. |
Семинар для педагогов «Формирование у обучающихся навыков творческой саморегуляции,эмоционального осознания себя и окружающего мира» |
март |
педагог-психолог |
12. |
Дискуссия с подростками «Моя вселенная» |
апрель |
педагог-психолог |
13. |
Городской праздник «Пернатые друзья» |
апрель |
методист, педагоги ДО, обучающиеся творческих объединений |
14. |
Городской детский экологический фестиваль «Дети России – за сохранение природы!» |
июнь |
методист, педагоги ДО, обучающиеся творческих объединений |
15. |
Организация выставок творческих работ одарённых детей |
||
Выставка детского творчества «Люблю тебя, мой край родной» |
сентябрь -октябрь |
педагоги ДО |
|
Выставка рисунка в рамках Арт-проекта «Прекрасен край Донской красками своими» |
сентябрь -октябрь |
педагоги ДО |
|
Выставка детского творчества «Вязаная сказка» |
сентябрь -октябрь |
педагоги ДО |
|
Фотовыставка «Эко-взгляд» |
сентябрь -октябрь |
педагоги ДО |
|
Выставка детского творчества «Фантазии своими руками» |
декабрь - январь |
педагоги ДО |
|
Выставка рисунка «Застывшие мгновения» |
январь – февраль |
педагоги ДО |
|
Выставка детского творчества «Чудес полна могучая природа» |
март - апрель |
педагоги ДО |
|
Выставка детского творчества «Чудное мгновенье» |
май – июнь |
педагоги ДО |
|
16. |
Проектная деятельность |
|
|
Эколого-практический проект «Нужное ненужное» |
сентябрь-май |
зав. отделами, зав. лабораториями, педагоги ДО, обучающиеся творческих объединений |
|
Эко-творческий проект «Скажем мусору – нет!» |
ноябрь – март |
зав. отделами, зав. лабораториями, педагоги ДО, обучающиеся творческих объединений |
|
17. |
Подведение итогов работы по программе «Развитие одаренности Центра» и перспективы деятельности на следующий учебный год. |
май |
зав. отделами, зав. лабораториями, методисты, педагоги Центра |
18. |
Создание банка творческих работ обучающихся |
май |
зав. отделами, зав. лабораториями |
19. |
Пополнение банка исследовательских работ обучающихся |
май |
зав. отделами, зав. лабораториями |
10. Показатели эффективной работы с одаренными детьми:
- наличие базы данных;
- участие обучающихся в городских, областных, всероссийских и международных конкурсах, конференциях;
- наличие НОУ;
- создание портфолио высокомотивированных детей творческих объединений дополнительного образования.
Используемые источники:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.