Методические рекомендации по работе с текстом на уроках английского языка для учителей английского языка

  • docx
  • 23.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 13.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по работе с текстом на уроках английского языка.

для учителей английского языка

 

 


 

 

 

 

Методические рекомендации по работе с текстами на уроках английского языка с использованием современных технологий являются частью работы над темой по самообразованию «Формирование навыков осмысленного чтения на уроках английского языка».

Методические рекомендации определяют цели, задачи, порядок выполнения, а также содержат требования к уроку английского языка с использованием современных технологий, практические советы по работе с текстом. Методические рекомендации адресованы учителям английского языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

4

Общие рекомендации по работе с текстом на уроках английского языка

 

 

5

Предтекстовый этап

 

 

8

Текстовый этап

 

 

11

Послетекстовый этап

 

 

13

Использованная литература

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В современном учебном процессе главное – самостоятельная образовательная деятельность учеников, а не пассивное овладение знаниями. Поэтому современное образование направлено на развитие целостной личности. Учащийся должен не только владеть знаниями, но и успешно применять их в различных ситуациях. На пути к достижению этой цели стоит овладение учащимися читательской компетентности. Педагогическая практика показывает, как только ученики овладевают навыком беглого и осознанного чтения, значительно повышается успеваемость по разным предметам. Вдумчивое чтение активизирует различные мыслительные процессы учащегося: развивается воображение, ученик учится работать со своими внутренними образами, устанавливается соотношение между личностью, окружающим миром и текстом, развивается устная и письменная речь, тренируется память. Все это способствует совершенствованию учебного процесса на различных этапах обучения и на любом уроке. Владение навыками смыслового чтения позволяет эффективно работать с разносторонней информацией при решении личных и социальных проблем.

Поэтому одной из главных задач в сфере образования на сегодняшний день является развитие навыков смыслового чтения у учащихся в соответствии с поставленными целями и задачами, формировать умение извлекать необходимую информацию и давать ей оценку.

Учителям предлагается ознакомиться с этапами работы с текстом, с приемами на каждом этапе и подборке элементов уроков с применением современных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие рекомендации по работе с текстом

 При обучении чтению на уроках английского языка используются разные виды чтения: 

·        просмотровое, ознакомительное (направлено на то, чтобы составить представление о тематике текста); 

·        изучающее (направлено на то, чтобы максимально точно и полно понять информацию и критически ее осмыслить); 

·         поисковое (чтение с целью извлечения конкретной информации)

Для ознакомительного чтения используются тексты с минимальным процентом незнакомых слов (от 3% до 4 %). Основная задача, стоящая перед учащимися, понять содержание текста с минимальным использование словаря.

Для изучающего чтения были взяты тексты, построенные на знакомом языковом материале. Главная задача данного вида чтения – это полностью понять содержание всего текста. Практика показывает, что существует ряд упражнений, которые следует считать наиболее приемлемыми на уроках английского языка при формировании навыков смыслового чтения:

1.     Чтение расширяющих синтагм, что настраивает учащихся на чтение текста.

2.     Содержательная идентификация, что развивает смысловую догадку.

3.     Содержательный поиск, что развивает логическое понимание.

4.     Смысловой выбор, что развивает смысловую догадку

Каждое из выше перечисленных видов включает в себя различные варианты упражнений, которые помогают создать благоприятные условия для овладения обучающимися приемами понимания текстов на английском языке, умело использовать на уроках различные виды и типы чтения.

Упражнения содержательного поиска и смыслового выбора, как правило, автор проекта использует при работе с текстом, для того, чтобы                                                      понимать основную мысль текста. Эти упражнения развивают логическое понимание текста, смысловую догадку и технику чтения.

При разработке заданий по чтению необходимо придерживаться следующих принципов:

·        Обучение чтению сочетается с обучением другим видам речевой деятельности, а также решением воспитательных и образовательных задач.

·        Обучение чтению включает в себя обучение стратегиям чтения.

·        Работа с текстом предполагает три этапа:

1.     Предтекстовая работа, цель которой погружение учащихся в проблематику текста и формирование установок на решение проблемных вопросов (интерпретация иллюстраций).

2.     Работа во время чтения, цель которой сконцентрировать внимание учащихся на обработке смысловой информации (исправление ошибок, заполнение пропусков);

3.     Работа после прочтения текста, цель которой проверка точности понимания, прочитанного (заполнение таблиц и диаграмм, множественный выбор); отношение учащихся к прочитанному (дискуссии, ответы на вопросы, выражение своей точки зрения);

·        Тип задания соответствует этапу работы.

·        Время, выделенное на работу с текстом, соответствует типу заданий.

·        Текстовый материал используется максимально.

Стратегия развития навыков чтения и формирование всего спектра УУД предполагают сбалансированную отработку всех видов чтения и алгоритма выполнения дотекстовых, текстовых и после текстовых заданий.

В ходе работы необходимо выделить основные моменты по работе с текстом на уроках английского языка:

1.     Придерживаться этапов работы с текстом.

2.     Составлять или выбирать те виды упражнений, которые соответствуют уровню подготовленности и психологическим особенностям обучающихся.

3.     Упражнения должны носить дифференцированный характер.

4.     Контролировать общее понимание содержания при помощи обратной связи.

5.     Мотивировать учащихся, используя современные приемы и методы при работе с текстом.

6.     Поощрять чтение учащихся на английском языке во внеурочное время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предтекстовый этап:

·        Предложить фотографию или картинку, попросить сказать, что видят и на основе этого определить или название рассказа, или, о чем пойдет речь в тексте. Для слабых детей можно использовать опоры для описания фотографий или картинки.

·        Перед прочтением текста предложить поработать с викториной

Вот один из вариантов: (учебник «Spotlight» 9 класс, текст о Уильяме Шекспире)

1.     Where was William Shakespeare born?

Ø London

Ø Stratford-Upon-Avon 

Ø Oxford

2.     How many plays did he create?

Ø 40

Ø 36

Ø 38

3.     What was his wife's name?

Ø Anne

Ø Mary

Ø Jane

4.     Where was the Globe Theatre built?

Ø in Manchester

Ø in Cambridge

Ø in London

 

·        Раздать учащимся картинки к рассказу и предложить расположить картинки в правильном порядке, чтобы угадать последовательность событий. (Хорошо подходит при прочтении сказок)

Один из вариантов (учебник «Spotlight» за 5 класс, рубрика «Spotlight on Russia», сказка «Снегурочка»)

 

 

 

 

 

 

Put the pictures in the right order

 

                                        

 

 

 

 

                                          

                                     

 

 

 

 

 

·        Также можно использовать, стихотворение или стихотворение-загадку, которые связаны с темой.

Например, при прохождении темы «Погода»

I`M HAPPY WHEN IT`S SUNNY

I`M SAD WHEN IT`S RAINY

EXCITED WHEN IT`S SNOWY

AND BORED WHEN IT`S CLOUDY

 

·        Учащимся предлагается несколько пословиц на английском языке и их эквиваленты на родном языке. Необходимо сопоставить пословицу и его эквивалент. Все пословицы содержат единый смысл, что помогает учащимся определить тему и основную идею, с которыми они встретиться в тексте.

1.     Ann apple a day keeps a doctor away.

2.     Health is above wealth.

3.     You are what you eat.

4.     Wealth is nothing without health.

·        Скажи мне, что ты ешь, и я скажу кто ты.

·        Ешь по яблоку в день и будешь здоров.

·        Богатство ничто без здоровья.

·        Здоровье превыше богатства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текстовый этап

·        Для начала учащиеся читают текст, чтобы подтвердить свои предположения

                           

·        При работе с текстом предложить выписать в таблицу основные идеи текста и дать комментарии. Этот прием активизирует мыслительную деятельность учащихся и способствует высказыванию собственного мнения.

УМК «Enjoy English», авторы: М.З.Биболетова, Н.Д.Снежко (11 класс) -Unit 2 Section 2 ex.51-vocational colleges

Основные идеи текста

Комментарии

Now vocational education exists in industries

I don’t agree with this statement because…

Vocational colleges are not just for the students

It’s true/ I agree with this fact

 

·        Для того, чтобы учащиеся смогли увидеть основные проблемы, затронутые в тексте и самостоятельно найти пути решения этих проблем, можно использовать прием «Стратегия решения проблемы» по Джеймсу Брэмсфорду.

УМК «Enjoy English», авторы: М.З.Биболетова, Н.Д.Снежко (11 класс) –Unit 1 Section 2 ex.62- anti-globalists movement

What is the main problem(s) in the text?

 

What necessary information have you found?

 

Do you know anything else about this problem(s)?

 

Find some solutions of the problem(s)

 

What is the most effective solution? Explain your choice.

 

 

·        Один из интересных приемов «Перепутанные тексты». Рекомендуется применять данный прием при работе со страноведческим материалом. Брать информацию про традиции двух различных стран (после прочтения текстов) и перепутать предложения. Дать детям сплошной текст и предложить выбрать предложения, которые относятся к той или иной стране. Использовать для удобства таблицу.

Пример

Read the text and put the sentences in the correct column in the table

People celebrate this holiday on the 4th Thursday in November. People usually say goodbye to winter on this holiday. The holiday is celebrated during the last week before Lent. It’s a tradition to cook pancakes and eat them with honey, butter and sour cream. And a typical meal is turkey, potatoes and pumpkin pie. On this holiday people say “thank you” for their food. People like to sing, dance and have a lot of fun. Most families like to watch football on that day. And children play snowballs and light bonfires.

Thanksgiving

Maslenitsa

 

·        Во время самостоятельной работы над текстом учащиеся получают задание составить вопросы, которые начинались бы:

1.     What …?

2.     When …?

3.     Where …?

4.     Why …?

После выполнения предлагается задать вопросы друг другу и ответить на них, тем самым закрепляя изученный материал.

Послетекстовый этап

·        Использовать интернет, чтобы найти дополнительную информацию по теме. (когда мы используем при работе с текстом таблицу-знаю/ не знаю/хотел бы узнать)

·        Сделать постер, например, по страноведению (если вернуться к «Перепутанные тексты», разделить класс на группы и попросить создать постер по одной из стран)

·        Создать небольшую книжку или дневник на базе рассказа или сказки (идеально подходит для младших школьников)

 Рубрика (Spotlight on Russia), тема: Travelling is fun.

Travelling is fun
 
I was at the seaside. The water was clear and warm. I liked the sea and I liked to swim.
 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Муштавинская И.В,Трофимчук Г.А-Технология развития критического мышления: Методическое пособие- Спб. ИРО «Смена»,2004г.

2.     Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — М.: «Просвещение», 1991. — 223 с. — (Библиотека учителя иностранного языка).

3.     Пассов Е. И. «Урок иностранного языка в средней школе» — 2-е изд., до-раб.— М.: Просвещение, 1988.

4.     Пассов Е.И. «Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению» — М.: Просвещение, 1991г.

5.     Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. « Методика обучения иностранным языкам в средней школе» — М.: Просвещение, 1991г.

6.     Учебно-методический журнал «Английский язык в школе, Вопросы теории и практики обучения английскому языку» №3(23),2008.

7.     А.В.Конышева «Игровой метод в обучении иностранному языку – Санкт-Петербург, 2006.

8.     УМК «Enjoy English», авторы: М.З.Биболетова, Н.Д.Снежко (11 класс)

9.     УМК «Spotlight», авторы В.Эванс, Д.Дули (5 класс)

10.  УМК «Spotlight», авторы В.Эванс, Д.Дули (9 класс)

11. www.infourok.ru

12. www.kopilkaurokov.ru

13. www.britishcouncil.org/learnenglishteens

14. http://kiratty.com/2015/03/16/angliyskiy-stih-pro-pogodu.html


 

15. Скачано с www.znanio.ru