Методические рекомендации по рисунку для самостоятельной работы студентов 1 курса по теме: «ЛИНЕЙНО-КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК КОМПОЗИЦИИ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ»
Оценка 5

Методические рекомендации по рисунку для самостоятельной работы студентов 1 курса по теме: «ЛИНЕЙНО-КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК КОМПОЗИЦИИ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ»

Оценка 5
Лекции
docx
искусство +1
СCУЗ, ВУЗ
26.06.2020
Методические рекомендации по рисунку для самостоятельной работы студентов 1 курса по теме:  «ЛИНЕЙНО-КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК КОМПОЗИЦИИ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ»
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов 1 курса художественной специальности по линейно-конструктивному рисунку врезок геометрических тел.
Методические рекомендации по рисунку для самостоятельной работы студентов 1 курса по теме.docx

Методические рекомендации по рисунку для самостоятельной работы студентов 1 курса по теме:

«ЛИНЕЙНО-КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК КОМПОЗИЦИИ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ»

Вид СРС: рисунок композиции из геометрических тел по представлению.

Цель: получить начальные навыки в рисунке композиции из геометрических тел, на­учиться рисовать геометрические тела в соответ­ствии с раскрытием их горизонтальных и верти­кальных граней.

Методические рекомендации. На выполнение практической работы отводится 20 часов.

Рисунок композиции из геометрических тел по представлению ставит перед рисовальщиком це­лый ряд задач различной сложности. Композиция объединяет отдельные геометрические тела в еди­ную систему, гармонично подчиняет их друг другу.

Композиции из геометрических тел, сочлененных друг с другом, которые иначе принято называть врезками, являются важной переходной ступенью от простейших геометрических тел к сложным рукотворным и природным объектам при изучении академического рисунка. Без понимания правил встраивания тел друг в друга в зависимости от их конструктивных особенностей, невозможно верно и реалистично нарисовать здания, автомобили и любую другую технику, а также растения или живых существ, включая человека.

Связки — это объемно-пространственные композиции разной сложности, которые составлены из сочлененных между собой, то есть частично входящих одно в другое, геометрических тел. Отличительной особенностью подобных изображений является то, что их рисуют не с натуры, а создают по воображению, для чего необходимо досконально понимать конструктивные особенности входящих в связку тел. Основная задача при работе над рисунком связки — четко представить конструкцию составляющих композицию тел, а затем изобразить формы и их сочленения с учетом перспективного сокращения. Столь сложную работу невозможно сделать без базовых художественных знаний и значительного объема предыдущей практической работы сначала над геометрическими телами, а после — над постановками. Задания по выполнению связок способствуют тренировке навыков объемно-пространственного мышления. Полученные в ходе изучения врезок навыки служат рисовальщику хорошую службу уже на этапе работы над натюрмортами, а при изображении сложных рукотворных и живых объектов являются абсолютно необходимыми. Приступая к работе над врезанными геометрическими телами, необходимо хорошо понимать свойства основных фигур, которыми обусловлены конструктивные особенности объемных тел, а также уверенно владеть и использовать в работе законы геометрической и воздушной перспективы и светотени. Кроме того, необходимы начальные навыки работы не только с натурными объектами, но и некоторый опыт изображения по представлению и воображению. И, конечно, необходимо уверенно владеть главным инструментом художника — карандашом, потому что все этапы работы ведут без использования линейки, циркуля и других вспомогательных инструментов. За основу для работы чаще всего берут куб или четырехгранник, поскольку в них удобнее всего врезать более сложные геометрические тела — конусы, цилиндры, шары. Использование специальной сетки помогает избежать ошибок в перспективных построениях. Чем многочисленнее и разнообразнее геометрические тела, которые вы включаете в придуманную вами композицию, тем сложнее избегать искажений и ошибок – даже если основа построена качественно. Построение сетки необходимо изучать отдельно, так как это довольно сложная задача, которая занимает определенное время даже у опытного рисовальщика. Однако если сетка построена верно, впоследствии она сэкономит время при работе над композицией. Точно выполненные построения — основа изображения, от которой напрямую зависит результат. Ошибиться на этом этапе недопустимо, именно поэтому при изучении врезанных тел большое значение уделяют методам сочленения различных тел друг с другом. Существуют связки разной степени сложности. К наиболее простым относятся тела с плоскими гранями — кубы и четырехгранные призмы, и изучение темы начинают именно с них.
Видимая часть врезанного геометрического тела должна позволять определить его размеры, для чего видимые части должны составлять половину и более его общего объема. Так, при сочленении с цилиндром необходимо показать окружности его оснований и значительную часть боковой поверхности, при сочленении с конусом — вершину, основание и боковую поверхность. Универсальный способ выбора линии, по которой будет врезано тело, — ориентироваться на оси симметрии, высоты и другие линии, и членения, заложенные в конструкции тел. Тела должны врезаться друг в друга не менее чем на одну треть и не более чем наполовину. Если пренебречь этим принципом, композиции окажутся либо слишком разреженными, вызывающими ощущение, что тела едва касаются друг друга, либо до такой степени плотными, что уже сложно определить, из каких именно тел они составлены. И то, и другое вызывает чувство дисгармонии и является нарушением композиционных законов, а следовательно, ошибкой.

Принципы организации композиции.

1.Структурный каркас композиции - упорядоченная совокупность элементов и связей. Форма и масса имеют структуру. Существует функциональная структура, конструктивная структура, структура членений, ритмическая структура и т. д.

Статические и динамические оси каркаса композиции являются средством создания структурной целостности, это «траектории» развития ритмов, членений, «движения» объемных геометрических элементов композиции. Статические оси - вертикальные и горизонтальные прямые линии; динамические оси - наклонные прямые и криволинейные линии: спирали, дуги, параболические и сплайн-кривые.

2.Принцип иерархии масс элементов.

 Главный элемент формы - композиционный центр, который находится на пересечении всех её осей. Способ вычисления центра - противопоставление центра окружающим элементам по величине, сложности. Дополнительные элементы - фоновые части композиции.

3. Использование повтора сходных структур.

Принцип повтора сходных структур: повторяться могут все признаки формы (размеры, геометрический вид, ориентация в пространстве, способы врезки, соединения и усечения и т. д.).

 4. Соблюдение соразмерности частей и целого (пропорционирование).

Соотношение общих размеров формы и её частей - масштабность. Для абстрактной объёмной композиции используют геометрические тела и их элементы разных размеров. Осевая и зеркальная симметрия ассоциируется со статичными формами. Смещение, изменение размеров, пропорций, очертаний элементов организуют скрытую динамику формы. Нарушения симметрии формы гармонично воспринимаются при сохранении зрительного равновесия (баланса) между ее элементами. Нарушение порядка может привести к хаотичности формы и утрате целостности, неоправданному усложнению структуры.

Композиционные средства

 1- Ритм - повторение подобных элементов с постепенным изменением размера, конфигурации повторяемых форм и интервалов между ними.

 2. Метр – ритм без изменений размеров в композиции нежелателен. Одинаковые геометрические тела используются в одной композиции разных размеров.

3. Пропорции организуют метр и ритм. Пропорции - числовое отношение размеров (длина, ширина, высота) элементов композиции и размеров самой композиции. D.

4. Контраст - противопоставление элементов композиции по какому-либо признаку: величине, пропорциям, направлению, геометрии, сложности и т. д.

5. Нюанс - едва заметные изменения формы.

Использование принципов и средств в разных соотношениях придает композиции разные свойства выразительности:

1. Статичность композиции - отсутствие развития. Для этого используют симметрию, равновесие, нюансы, статические композиционные оси (горизонтальные и вертикальные). Статичность делает форму строгой и величественной.

2. Динамичность - развитие композиции с использованием криволинейных осей, смещения и усложнения центра композиции, асимметрией и нарушением баланса, контрастом элементов формы. Динамичные формы вызывают ассоциации энергии, импульса, роста, развития.

3. Массивность композиции - крупное членение, высокая плотность элементов. Контраст между крупными и мелкими элементами выявляет массивность. Массивность статична, так как тяжеловесна.

4. Лёгкость структуры - использование мелких членений, вытянутых элементов, увеличение интервалов. Лёгкие структуры динамичны, воздушны, ажурны.

 5. Устойчивость на горизонтальной плоскости - невысокое положение центра тяжести. Тектоникой называется выявленная при помощи средств художественной выразительности работа элементов композиции, направленная на сопротивление силе тяжести. Неустойчивые структуры вызывают чувство нестабильности.

Из нескольких тел получается сложная геометрическая структура, которая существует как одно тело. Граница между такими телами – линия врезки, которые бывают простыми и сложными.

Работу можно начинать с копирования врезок, а затем, переходить к композиции по представлению.

Осмысленное копирование построения врезок - базовое упражнение по развитию пространственного мышления. При копировании нужно строить все вспомогательные линии.

Начинают работу с врезок простых геометрических тел- кубов и прямоугольных параллелепипедов.

 

 

Затем вводятся гранёные геометрические тела – призмы и пирамиды.

 

 

На следующем этапе добавляются тела вращения – цилиндры, конусы, шары.

 

    


Итоговая работа – композиция по представлению, состоящая из 6-8 врезанных друг в друга геометрических тел (без линейки и циркуля).
      

 

 

 

Критерии оценки

· Оценка «5» (отлично) выставляется в том случае, если выбрано качественное композиционное решение, гармоничное сочетание геометрических элементов.
Видна оригинальность и индивидуальность композиции. Достигнута целостность и законченность композиции.
Правильная компоновка проекций и изображения на листе.

Грамотное перспективное изображение и построение линий врезок. Качество графической проработки объемной модели.

· Оценка «4» (хорошо) выставляется в том случае, если выбрано качественное композиционное решение, гармоничное сочетание геометрических элементов. Видна оригинальность и индивидуальность композиции. Достигнута целостность, но имеется незаконченность композиции.
Правильная компоновка проекций и изображения на листе.

Есть недочёты в перспективном изображении и построении линий врезок. Достаточно качественная графическая проработка объемной модели.

· Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется в том случае, если композиционное решение не качественное, в сочетании геометрических элементов есть недочёты. Видна оригинальность и индивидуальность композиции. Достигнута целостность, но имеется незаконченность композиции.
В целом компоновка проекций и изображения на листе.

Есть недочёты в перспективном изображении и построении линий врезок. Не достаточно качественная графическая проработка объемной модели.

· Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется в том случае, если в работе неправильно выполнена композиция листа, законы перспективы условны или не соблюдены, пропорции нарушены и нет единого композиционного центра, ошибки в линейно-конструктивном построении, объем не читается; владение графическими средствами не наблюдается; работа не завершена, грязь, неаккуратность.

Рекомендуемая литература/Интернет-ресурс:

1. Станьер Питер, Розенберг Терри. Практический курс рисования. Минск, 2005

 2. Ростовцев Н. Н., Соловьев С. А. Техническое рисование. Пособие для студентов худож. - графич.факультетов. М., 1979

3. Джовани Чиварди. Техника рисунка. М., 2002 6. Материалы и техники рисунка. Под ред. Королева В. А. М., 1987

https://art-bogema.ru/uncategorized/kompoziziaisgeometricheskihtel/

https://hspline.com/lineyno-konstruktivnyy-risunok-komp-2.html


 

Скачано с www.znanio.ru

Методические рекомендации по рисунку для самостоятельной работы студентов 1 курса по теме: «ЛИНЕЙНО-КОНСТРУКТИВНЫЙ

Методические рекомендации по рисунку для самостоятельной работы студентов 1 курса по теме: «ЛИНЕЙНО-КОНСТРУКТИВНЫЙ

Задания по выполнению связок способствуют тренировке навыков объемно-пространственного мышления

Задания по выполнению связок способствуют тренировке навыков объемно-пространственного мышления

Видимая часть врезанного геометрического тела должна позволять определить его размеры, для чего видимые части должны составлять половину и более его общего объема

Видимая часть врезанного геометрического тела должна позволять определить его размеры, для чего видимые части должны составлять половину и более его общего объема

Дополнительные элементы - фоновые части композиции

Дополнительные элементы - фоновые части композиции

Использование принципов и средств в разных соотношениях придает композиции разные свойства выразительности: 1

Использование принципов и средств в разных соотношениях придает композиции разные свойства выразительности: 1

Начинают работу с врезок простых геометрических тел- кубов и прямоугольных параллелепипедов

Начинают работу с врезок простых геометрических тел- кубов и прямоугольных параллелепипедов

Методические рекомендации по рисунку для самостоятельной работы студентов 1 курса по теме: «ЛИНЕЙНО-КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК КОМПОЗИЦИИ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ»

Методические рекомендации по рисунку для самостоятельной работы студентов 1 курса по теме:  «ЛИНЕЙНО-КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК КОМПОЗИЦИИ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ»

Итоговая работа – композиция по представлению, состоящая из 6-8 врезанных друг в друга геометрических тел (без линейки и циркуля)

Итоговая работа – композиция по представлению, состоящая из 6-8 врезанных друг в друга геометрических тел (без линейки и циркуля)

Критерии оценки · Оценка «5» (отлично) выставляется в том случае, если выбрано качественное композиционное решение, гармоничное сочетание геометрических элементов

Критерии оценки · Оценка «5» (отлично) выставляется в том случае, если выбрано качественное композиционное решение, гармоничное сочетание геометрических элементов

Рекомендуемая литература/Интернет-ресурс: 1

Рекомендуемая литература/Интернет-ресурс: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2020