Методические рекомендации по составлению рабочей программы
Оценка 5

Методические рекомендации по составлению рабочей программы

Оценка 5
doc
03.02.2021
Методические рекомендации  по составлению рабочей программы
Rekomendatsii_po_rabochim_programmam_dlya_uchiteley.doc

Методические рекомендации

по составлению рабочей программы

 

«К компетенции образовательного учреждения относятся разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» (Ст. 32 п. 2.7.  Закон РФ «Об образовании»).

Рабочая программа, как  компонент основной образовательной программы образовательного учреждения, является средством фиксации содержания образования, планируемых результатов, системы оценки на уровне учебных предметов, предусмотренных учебным планом ОУ.

Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) разрабатывается каждым учителем индивидуально в соответствии с его профессиональным уровнем и спецификой класса.

Рабочая программа учителя разрабатывается на основе:

- примерной образовательной программы по учебному предмету;

- учебно-методического комплекса (учебника);

- основной образовательной программы МБОУ гимназии имени А.С.Пушкина г.Шахты;

- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Структура рабочей программы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка (общая характеристика учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета).

3. Содержание учебного предмета, курса.

4. Планируемые образовательные результаты обучающихся.

5. Система оценки индивидуальных достижений обучающихся.

6. Календарно-тематическое планирование (с определением основных видов учебной деятельности обучающихся).

7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

8. Приложение. Контрольно-измерительные материалы.

 

Титульный лист считается первым, но не нумеруется. Оформляется в соответствии с  приложение № 1.

В пояснительной записке перечисляются нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа по предмету, учебному курсу, дисциплине (модулю).

Пояснительная записка отражает следующие функции:

- содержит цели и задачи изучения предмета (курса), концепцию, заложенную в содержании учебного материала с учетом вида образовательного учреждения и конкретных учащихся. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Задачи предмета группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие и практические. При формулировании целей и задач учитываются требования к уровню образованности и компетентности учащихся, предъявляемые после завершения изучения предмета (курса). Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно и были диагностируемыми;

- отражает расширение целей и задач изучения предмета (курса) по сравнению с примерной программой за счет введения регионального компонента;

- демонстрирует логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана;

- обосновывает содержание и общую логику последовательности его изучения;

- отражает отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой (изменение количества часов на изучение отдельных тем; структурную перестановку изучаемых тем; расширение содержания учебного материала; раскрытие связей основного и дополнительного образования и т.д.) с обоснованием целесообразности внесения изменений;

- характеризует учебный процесс в общем: формы, методы, средства, технологии обучения;

- обосновывает выбор учебно-методического комплекта для реализации рабочей программы.

Пояснительная записка должна содержать:

Данная рабочая программа «__» для учащихся ___ класса(ов)  разработана на основе примерной программы «__»  (авторы, издательство, год издания), рекомендованной (допущенной или  утвержденной) Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом  образовательного  учреждения.

Рабочая программа рассчитана на _____часов в год (_____ в неделю).

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

- учебник для учащихся (авторы, издательство, год издания);

- методические рекомендации;

- рабочая тетрадь и т.д.

Содержание учебного предмета, курса может быть представлено в виде реферативного описания каждого раздела и темы с указанием количества часов или в виде таблицы.

 

Содержание учебного предмета, курса

Вариант 1.

 

п/п

Содержательные линии

Требования ФГОС

Планируемые результаты по предмету

Система оценки планируемых результатов

Базовый уровень

Повышенный (функциональный) уровень

 

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

Вариант 2.

 

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

 

 

Планируемые образовательные результаты обучающихся представляют собой описание результатов обучения, выраженных в действиях учащихся и реально измеряемых с помощью какого-либо инструмента (диагностируемых), которые планируется достичь на конец обучения в каждом классе.

Основанием для выделения образовательных результатов выступают: государственный образовательный стандарт по предмету, программа, на основе которой составлена рабочая программа (примерная или авторская), специфические для данного ОУ цели образовательной деятельности, специфика контингента обучающихся. Требования к образовательным результатам учащихся, прописанные в рабочей программе не должны быть ниже, сформулированных в государственном стандарте по предмету.

Данный раздел должен содержать требования к уровню подготовки обучающихся, отраженные по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Система оценки индивидуальных достижений обучающихся. Данный компонент рабочей программы отражает критерии и нормы оценки ЗУН, компетенций обучающихся, которые определяются применительно к различным формам контроля знаний: устному опросу, решению количественных и качественных задач, лабораторной работе, практической работе, тестированию, контрольной работе, комплексному анализу текста, выразительному чтению художественных произведений наизусть, творческой работе (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал, изготовленный учащимися проект и т.д.), зачёту, экзамену, а также средства контроля образовательных результатов.

Средства контроля образовательных результатов отражают систему контролирующих материалов (тесты, вопросы к зачётам, тексты контрольных работ, темы рефератов, проектов и т.п.), используемых педагогом для оценки освоения обучающимися планируемого содержания. Они прилагаются к рабочей программе в блоке «Приложение. Контрольно-измерительные материалы». Количество контролирующих материалов определяется тематическим поурочным планом. Так, если этот план предусматривает в течение учебного года 6 контрольных работ, то в рабочей программе должны прилагаться 6 пакетов контрольных работ. Письменные контрольные работы могут включать кодификатор (перечень проверяемых данной контрольной работой умений), варианты, схему анализа результатов. Устные контрольные работы - перечень вопросов и заданий.

Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблиц тематического планирования по темам и поурочного планирования. Примеры календарно-тематического планирования по основным предметам приведены в приложении № 2.

При составлении календарно-тематического планирования следует учитывать, что формулировка темы в нем должна в последующем совпадать с записью формулировки темы в учебном журнале (классном журнале, журнале обучения больных детей на дому, журнале элективных курсов и т.п.).

Тематическое планирование

 

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Лабораторные и практические

(тема)

Контрольные и диагностические материалы

(тема)

Экскурсии

Примечание

I.

Название изучаемой темы

№ I

часов

часов

часов

 

 

II.

Название изучаемой темы

№ II

 

 

 

 

 

III.

Название изучаемой темы

№ III

 

 

 

 

 

 

и т.д.

 

 

 

 

 

 

Итого

часов

часов

часов

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Дата проведения урока

Тема урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

Отслеживание результатов обученности учащихся

(формы контроля)

Название изучаемой темы № I (кол-во часов)

1

 

Тема урока 1

 

 

 

2

 

Тема урока 2

 

 

 

 

 

и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель по своему усмотрению может дополнить столбцы календарно-тематического планирования в соответствии со спецификой учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса – структурный элемент программы, который определяет необходимые для реализации данного курса методические и учебные пособия, оборудование и приборы, дидактический материал.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:

- печатные пособия;

- экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде);

- технические средства обучения (средства ИКТ);

- цифровые образовательные ресурсы;

- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

- натуральные объекты;

- демонстрационные пособия;

- музыкальные инструменты;

- натуральный фонд.

Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную, учебные и справочные пособия, учебно-методическую литературу. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы.

 

Все изменения, дополнения, вносимые учителем в рабочую программу в течение учебного года, должны быть рассмотрены методическим объединением учителей соответствующего цикла, рекомендованы к утверждению органом самоуправления образовательного учреждения (педагогическим советом) с оформлением протоколов заседаний и утверждены приказом директора МБОУ гимназии имени А.С.Пушкина г.Шахты. Заполняется лист дополнений и изменений в соответствии с приложением № 3.

В случае изменения календарно-тематического планирования к листу дополнений и изменений прикладывается измененное планирование.

 

Оформление рабочей программы

Текст набирается в текстовом редакторе шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля сверху и снизу -            2 см, слева - 2,5 см, справа - 1,5 см; выравнивание заголовков – по центру, абзацев – по ширине, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

Рабочая программа сдается заместителю директора по УВР не позднее 20 августа текущего года в печатном и электронном вариантах.

 

 

Учитель несет ответственность за:

- невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

- реализацию обучающимися не в полном объеме практической части рабочих программ в соответствии с учебным планом МБОУ гимназии имени А.С.Пушкина г.Шахты на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий);

- качество знаний, умений и способов деятельности обучающихся по учебному курсу, предмету;

- нарушение прав и свобод обучающихся во время реализации рабочих программ.

 


Приложение № 1

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ

ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 

 

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

гимназия имени А.С.Пушкина

г.Шахты Ростовской области

 

 

Рассмотрено

методическим объединением учителей ______________

Руководитель МО

 

_____  /______________/

ФИО

 

Протокол №____ от

«___» _________ 20__г.

Рекомендована

к утверждению на заседании

Педагогического совета

протокол № ______ от

«____» ________20 __г.

 

«Утверждаю»

Директор МБОУ гимназии имени А.С.Пушкина г.Шахты

 

_____  /______________/

ФИО

 

Приказ № ______ от

«___» _________20__г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ___________________________________________

для учащихся ________ классов

 

 

 

 

Разработал(а):

________________________ -

учитель _________________

___________ квалификационной

категории.

 

 

 

 

 

 

201__ - 201__ учебный год

 

 


Приложение № 2

Примеры календарно-тематического планирования по основным предметам

 

1. Русский язык

 

п/п

Дата проведения урока

Тема урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

Отслеживание результатов обученности учащихся

(формы контроля)

Языковедческая компетенция

Коммуникативная компетенция

Лингвистическая компетенция

Культуроведческая компетенция

Русский язык – национальный язык русского народа (2 часа)

1

 

Язык как основное средство общения в национальном коллективе

1

Мировые языки, средства общения, национальный язык.

Выразительное чтение текстов из статей Федерального закона РФ, устные ответы о роли языка в жизни людей.

Работа с орфографическим словарем.

Воспитание любви к родному языку, слова К.Д.Ушинского о языке.

Составление простого плана учебной статьи с. 3-4

2

 

Русский язык как государственный язык РФ.

Р.К. Диалекты и их отношение к литературному языку. Языковые семьи и группы, представленные в Ростовской области.

Р.Р. Сочинение-миниатюра.

1

Общественно-политическая лексика, нормы русского литературного языка. Лексика, диалектизмы, языковые группы, литературный язык.

Выразительное чтение статьи закона о русском языке, устное высказывание о русском языке, объяснение значения выделенных слов и выражений из упр.2.

Выразительное чтение отрывков из произведений М.А.Шолохова, В.Закруткина.

Работа с орфоэпическим словарем.

Высказывание русского философа И.А.Ильина о русском языке. Дать краткую справку о донских писателях.

Сочинение-миниатюра: раскрыть смысл высказывания (на выбор) из упр.6.

Составление варианта рекламы, призывающей бережно относиться к родному языку.


Приложение № 3

 

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ

ЛИСТА ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ

 

 

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

гимназия имени А.С.Пушкина

г.Шахты Ростовской области

 

 

Рассмотрено

методическим объединением учителей ______________

Руководитель МО

 

_____  /______________/

ФИО

 

Протокол №____ от

«___» _________ 20__г.

Рекомендовано

к утверждению на заседании

Педагогического совета

протокол № ______ от

«____» ________20 __г.

 

«Утверждаю»

Директор МБОУ гимназии имени А.С.Пушкина г.Шахты

 

_____  /______________/

ФИО

 

Приказ № ______ от

«___» _________20__г.

 

 

 

 

 

 

ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ

к рабочей программе

 

Дата внесения

изменений

Название рабочей программы

Содержание дополнений и изменений

Ф.И.О. учителя, внесшего изменения

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Методические рекомендации по составлению рабочей программы «К компетенции образовательного учреждения относятся разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» (Ст

Методические рекомендации по составлению рабочей программы «К компетенции образовательного учреждения относятся разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» (Ст

Пояснительная записка должна содержать:

Пояснительная записка должна содержать:

Средства контроля образовательных результатов отражают систему контролирующих материалов (тесты, вопросы к зачётам, тексты контрольных работ, темы рефератов, проектов и т

Средства контроля образовательных результатов отражают систему контролирующих материалов (тесты, вопросы к зачётам, тексты контрольных работ, темы рефератов, проектов и т

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса: - печатные пособия; - экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде); - технические средства обучения (средства

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса: - печатные пособия; - экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде); - технические средства обучения (средства

Приложение № 1 ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ

Приложение № 1 ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ

Приложение № 2 Примеры календарно-тематического планирования по основным предметам 1

Приложение № 2 Примеры календарно-тематического планирования по основным предметам 1

Приложение № 3 ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ

Приложение № 3 ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2021