ИГРЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ПРЕОДОЛЕТЬ СКОВАННОСТЬ И ВСТУПИТЬ В ТВОРЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
1. «За стеклом» Представьте себе, что вы общаетесь с кем-то через звуконепроницаемое стекло и должны без слов передать ему какое-либо сообщение.
Например:
· Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно.
· Пойдем купаться. Вода сегодня теплая.
· Принеси, пожалуйста, стакан воды, я хочу пить.
2. «Скажи по-разному» Задача – произнести какое-либо слово или фразу с разными интонациями.
Например, коротенькое слово «Дай!» можно сказать требовательно, просительно, умоляюще, робко, испуганно, возмущенно, обиженно, и т.д. «Здравствуй!» - радостно, уныло, удивленно, разочарованно, с любовью, с ненавистью, равнодушно, высокомерно, униженно, презрительно, многообещающе, таинственно…
3. «Нарисуй фигуру» Играть нужно, как минимум, вчетвером, разбившись на пары. Правила таковы: партнеры договариваются, кто будет рисовать, а кто изображать. Затем один рисует пальцем на спине другого какую-нибудь фигуру, а тот изображает ее мимикой, жестами, можно танцем. Вторая пара отгадывает. Очко присуждается тем, кто похоже изобразил задуманное.
4. «Телепаты» Стоящие в кругу ребята по заданию педагога связываются, «зацепляются» друг за друга глазами, а по хлопку меняются с партнером местами. Игра продолжается, теперь нужно «зацепить» глазами другого партнера. Важно, чтобы никто не командовал, не привлекал внимание партнеров жестами и словами.
5. "Снежный ком". Группа встает в круг и первый называет свое имя. Второй называет имя первого и свое. Третий имя первого, второго и свое. Вместе с именем можно изобразить свой любимый жест, назвать свой любимый напиток, личностное качество (вариант - начинающееся на первую букву имени), хобби и т.п.
6. "Собраться в группы по именам и хором прокричать свое имя". Люди с уникальными именами объединяются в одну группу и должны прокричать что-нибудь их объединяющее.
7. "5 важных вещей". Выполняется в парах. Пары расходятся на пять минут и молча жестами показывают друг другу пять самых важных для себя вещей. А затем пара жестами представляет друг друга кругу. Возможны варианты: пять самых страшных для меня вещей, самых неприятных и т.п.
8. "Рассказать о себе в трех словах".
9. "Газетка". Группа стоит в кругу. Ведущий в центре, у него в руках свернутая "газетка". Hазывается имя кого-то из круга, и ведущий пытается его осалить газеткой. Чтобы не быть осаленным, названный должен успеть быстро назвать кого-то еще, стоящего в кругу. Если человека осалили до того, как он назвал имя, он становится водящим. Через некоторое время вводится дополнительное правило: бывший ведущий, как только встает в круг должен быстро назвать какое-нибудь имя. А если он не успевает это сделать до того, как его осалит новый ведущий, он становится ведущим опять. В группе, в которой много малознакомых людей иногда целесообразно, чтобы тот, чье имя назвали поднимал руку, так как ведущий может не ориентироваться в именах.
10. "Представиться по-разному". Каждый человек в кругу должен "представить себя": изобразить жест, сказать слово, прочитать стихотворение и т.п.
11. "Мяч по кругу". Все сидят в кругу. У первого игрока в руках мяч. Он называет чье-либо имя и кидает этому человеку мячик. Поймавший мяч должен назвать другое имя и кинуть ему мяч. Так до тех пор, пока не будет обойден весь круг, причем мяч должен побывать у каждого только один раз.
12. "Построиться по именам в алфавитном порядке". Хорошо при первой встрече.
13. "Нарисовать на листе бумаги что-то, характеризующее художника".
14. "Сделать визитку соответствующую своей личности".
15. Группа встает в два круга - внешний и внутренний, лицом к лицу. Получившиеся пары в течение двух-трех минут знакомятся и рассказывают о себе, а затем внутренний круг смещается вправо на одного человека. Цикл повторяется, пока не будет пройден весь круг. Можно использовать музыкальное сопровождение, проводить игру в танце.
16. "Карточки". Группе раздаются карточки, разделенные на квадраты. В каждом квадрате написано какое-то качество человека. (Hапример: Я люблю петь. У меня есть собака. Мне грустно. И т.п.) Каждый должен найти людей с данными признаками и вписать их имена на свою карточку, чтобы оказались заполнены все клетки. В упражнение следует включать те качества, которые важны педагогу: интерес к профильной деятельности (я люблю театр), группы по увлечениям (я люблю читать фантастику), качества присущие только участнику, которого хочется "выиграть" в рамках упражнения (пишутся под конкретного человека).
17. Несколько ребят становятся в шеренгу и называют водящему свои имена. Потом водящий отворачивается, участники меняются местами и водящий должен правильно назвать их по именам.
18. "Животные на спину". Каждому человеку на спину вешается картинка (или название) животного так, чтобы он его не видел. Чтобы отгадать, человек может задавать вопросы окружающим, на которые те отвечают да или нет. (Hапример: "У меня есть перья? Я хищник? Я живу в воде? и т.п.). Желательно, чтобы вопросы задавали всем. Если человек быстро отгадывает животное, ему на спину можно повесить следующее. Вместо животных можно использовать портреты людей из данной группы. Вопросы следует задавать по поводу их личных внутренних качеств.
19. "Поздороваться за руку с максимальным количеством людей". Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: "Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?" Выявляются несколько лучших.
20. "Поздороваться носами". За 1 минуту поздороваться с как можно большим количеством человек. Здороваться можно руками, носами, коленками, губками и т.д.
21. "Рисуем на ладошках". Выполняется в парах. Ребята закрывают глаза, протягивают друг другу руки: один ладонями вверх, другой - вниз. Один представляет какой-то образ и пытается передать его второму, поглаживая его ладонями (например: море, ветер, двое под фонарем и т.д.). Затем пары меняются.
22. "Молекулы". Группа хаотично передвигается по помещению. Ведущий кричит, - "Объединяемся в группы по 3(4,5 и т.д.) человек. Остальные должны быстро объединиться, как было сказано, и крепко обняться в группах. Если после этого в играх нужно несколько микрогрупп, то можно назвать сразу нужное число.
23. "Определи наощупь". Группа стоит в кругу. Нужно пройти и определить, у кого самые теплые руки (носы, уши...).
24. "Остров - 1". Группе сообщается, что они оказались на необитаемом острове. Вдруг на горизонте они увидели корабль. Это их последний шанс, поэтому нужно постараться любым способом привлечь к себе внимание. После этого можно спросить у группы - кто кого заметил. Этот человек загибает палец, а потом смотрят, у кого пальцев больше.
25. "Остров" - 2". "Группе нужно уместиться на "острове" - куске ткани. Причем "вода поднимается" - т.е. размер острова уменьшается. Уменьшать можно почти до бесконечности.
26. "Путаница". Все встают в круг и протягивают вперед руки. Нужно схватиться своими руками за руки разных людей. Затем нужно распутаться. Можно усложнить задание, если запретить разговаривать. На обсуждении путаницу можно сравнить с человеческими отношениями, которые кажутся запутанными, когда все между собой переплетены, но если всем к этому стремиться, то можно распутать.
27. "Живой мост". Группа встает в две шеренги, лицом друг к другу и противоположные люди крепко держат друг друга за руки. Человек ложится на руки и как по "живому мосту" перемещается в конец. Затем - следующий, но нужно соблюдать технику безопасности.
28. "Бесконечное кольцо". Группа встает в круг и берется за руки. На руке у ведущего висит веревочное кольцо. Не разрывая рук все должны пролезть сквозь него (по кругу) и вернуть кольцо обратно. Второе кольцо можно пустить в другую сторону.
29. "Слепой скульптор". Группа разбивается по три человека, и одному завязывают глаза. В это время второй из третьего "лепит" скульптуру. Затем "слепой" должен из второго слепить то же, что тот слепил из третьего.
30. "Встать спиной друг к другу". В парах: встать спиной друг к другу и присесть без помощи рук; встать лицом друг к другу и присесть. То же можно делать в группах по 5-7 человек.
31. Мешочек. Группа встает кругом и, взяв друг друга под руки и протянув руки вперед, перебрасывает по кругу мешочек с горохом. Главное его не уронить т.к. в этом случае игра начинается с начала. Затем мешочек кидают через одного, потом через двоих.
32. "Яблоко на веревке" - подвешивается на капронке и пара должна его съесть, не пользуясь руками - проводится как соревнование пар. (Но можно группой - кто первый откусит - или по очереди). Веселее когда они прыгают на одной ноге. Hе попавший в группу – выбывает.
33. "Ситуация" Знающие игру, приглашают по очереди желающих. Перед тем, как этот человек заходит, загадывают ситуацию. Например, только что вошедшего укусила собака (или он только вернулся из Китая). Но вошедшему о ситуации не говорят, а молча, с небольшими комментариями следят за его реакцией на происходящее, сопоставляя ситуацию и поведение вошедшего.
34. "Топотушки"
Равное количество мальчиков и девочек садятся напротив друг друга. Мальчики шепотом сообщают ведущему имена девочек, которые они загадали, ведущий следит, чтобы не было повторов в выборе девочек. Затем предлагает каждой девочке по очереди подойти к тому мальчику, который, как ей кажется, мог ее загадать, топнув перед ним ногой. Если она угадала, то садится на место мальчика, если не угадала, мальчик топает перед ней ногой, и она возвращается на свое место. Так, до тех пор, пока все девочки не пересядут. Игра продолжается: девочки загадывают мальчиков.
35. "Шли по роще"
Всем играющим присваиваются номера. Номер 1 начинает: "шли по улице 4 крокодила". Номер 4: "А почему 4?". Номер 1: "А сколько?". Номер 4: "А 8". Номер 8: "А почему 8?" и т.д. Если кто-то замешкается или ошибется, отдает фант. Игра начинается снова. Собранные фанты в конце игры разыгрываются.
36. "Мигалки"
Играющие садятся в круг, один стул пустой. За спинкой каждого стула стоит по человеку. Ведущий (у него стул пустой) незаметно для стоящих мигает сидящим. Тот, кому он мигнул, должен перебежать на пустой стул, стоящие же за стульями стараются не допустить этого. Сидящие и стоящие могут поменяться местами.
37. "Коленочки"
Играющие садятся по кругу. Руки кладут на колени своих соседей слева и справа. Нужно хлопками последовательно "обойти" круг. Кто ошибется - выходит из круга. Побеждает более ловкий.
38. "Три музыкальных слова"
Играющие делятся на три группы, выбирают водящего, он отходит в сторону. Загадывает слово из трех слогов. Каждая группа получает слоги поет его на свой мотив. Водящий отгадывает это слово в общем хоре. Например: МО-ЛО-КО. МО -"Катюша", ЛО -"Ламбада", КО -"Подмосковные вечера".
Или загадывается фраза, например, "Я тебя люблю" и по команде ведущего все группы одновременно говорят (кричат) свои слова. Задача водящего отгадать фразу.
39. "Мамонт"
Играющие садятся в круг. Один стул пустой. В центре круга водящий - "мамонт". Сидящий справа от пустого стула хлопает по нему рукой, называя имя присутствующего, тот должен пересесть на пустое место. "Мамонт" же пытается опередить его. Если ему это удается, "мамонтом" становится зазевавшийся игрок. Игра продолжается.
40. «Я – главный герой» Участники игры рассказывают известную сказку, но от лица героев этой сказки. Например, «Золотой ключик» начинает рассказывать «Папа Карло», затем рассказ подхватывает «Буратино», продолжает «Лиса Алиса» и т.д. Ведущий игры оценивает перевоплощение рассказчиков, точность интонаций и отношений к происходящему.
41. «На что похоже?» Дать толчок воображению может все, что нас окружает (линии слоев паркета, тени на потолке, складки занавесок, облака за окном). Кинем на стол несколько спичек, пусть они упадут, как попало. Всмотримся, что это напоминает?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.