МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Данные материалы адресованы педагогическим работникам, родителям обучающихся, руководителям образовательных организаций, а также представителям органов государственно-общественного управления школ, общественных организаций. Методические рекомендации могут быть использованы при организации разъяснительной работы с участниками образовательных отношений, при разработке как основной образовательной программы в целом, так и отдельных ее компонентов, локальных актов по основным вопросам организации образовательной деятельности и другой предусмотренной Стандартом документации.
ФГОС СОО. Основная образовательная программа образовательной организации, реализующей ФГОС СОО
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования (далее - основной образовательной программы) и является преемственным по отношению к ФГОС начального общего и основного общего образования.
Стандарт включает в себя требования:
ü к результатам освоения основной образовательной программы;
ü к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений;
ü к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы, её структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении среднего общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данного уровня общего образования для продолжения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, для последующей профессиональной деятельности и успешной социализации. Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу независимо от формы получения образования и формы обучения.
Стандарт является основой для:
- разработки основных образовательных программ среднего общего образования в ОО;
- разработки рабочих программ учебных предметов, курсов, контрольно-измерительных материалов;
- организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих основную образовательную программу, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
- проведения государственной итоговой и промежуточной аттестации обучающихся;
- построения системы внутришкольной системы оценки качества образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- аттестации педагогических работников;
- организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.
В соответствии со Стандартом основным нормативным документом, регулирующим содержание и организацию образовательного процесса в общеобразовательной организации, является основная образовательная программа основного общего образования, которая разрабатывается организацией самостоятельно на основе нормативных документов.
Каковы особенности и структура ООП СОО с учетом требований ФГОС СОО?
В соответствии с ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная программа - это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации. Основная образовательная программа включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), а также оценочные и методические материалов. ФГОС среднего общего образования устанавливает (конкретизирует) требования к структуре основной образовательной программы, в том числе, требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений. Основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении среднего общего образования и реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Основная образовательная программа среднего общего образования в ОО должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи, планируемые результаты реализации основной образовательной программы, а также способы фиксации и оценки достижения этих целей и результатов в конкретном образовательном учреждении и включает:
ü пояснительную записку;
ü планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;
ü систему оценки результатов освоения основной образовательной программы.
Содержательный раздел определяет общее содержание среднего общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
ü программу развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности;
ü рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
ü программу воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся, их социализацию и профессиональную ориентацию, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
ü программу коррекционной работы, включающую организацию работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации основной образовательной программы в конкретном образовательном учреждении.
Организационный раздел включает:
ü учебный план среднего общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы; план внеурочной деятельности, календарный учебный график;
ü систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
В соответствии с требованиями ФГОС основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений, отражающей особенности образовательного учреждения. Обязательная часть основной образовательной программы в полном объеме выполняет требования Стандарта и реализуется во всех ОО, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам. Обязательная часть образовательной программы среднего общего образования составляет 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 40% от общего объема образовательной программы среднего общего образования (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1645).
Проектирование основной образовательной программы в условиях введения ФГОС СОО
Для проектирования основной образовательной программы среднего общего образования в ОО, которая определяет особенности содержания и организации образовательного процесса, прежде всего, надо определить основные, ведущие идеи и целевые ориентиры данного уровня образования, который обеспечивает достижение основного образовательного результата - формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, дальнейшему обучению на следующем уровне и продуктивной профессиональной деятельности. Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа основного общего образования должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования в соответствии с требованиями, установленными Стандартом. Ведущей идеей становится проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, обеспечивающей активную учебно-познавательную деятельность обучающихся с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Также в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании в РФ» каждая общеобразовательная организация может выбрать направленность (профиль) образования. Это - ориентация образовательной программы (следовательно, деятельности ОО) на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющие ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы. Направленность реализуемой в ОО программы позволяет учащимся ориентироваться на дальнейшее обучение и будущую профессиональную деятельность. Выбор направленности ООП - один из путей удовлетворения образовательных запросов обучающихся, их родителей, а также других потребителей образовательных услуг. Может быть рассмотрена достаточно широкая направленность ООП СОО (при условии в т.ч. преемственности с уровнем основного общего образования) – гуманитарная, естественнонаучная, технологическая, техническая, военно-патриотическая направленность и др. В рамках этих направленностей могут в дальнейшем выбираться и профильности классов. Например, в рамках выбранного, гуманитарного направления могут быть сформированы профильные классы: филологический, социально-гуманитарный, экономический и т.д. Выбранное направление позволяет не только сформировать профильные классы, но и определить специфику внеурочной деятельности.
Так же ФЗ «Об образовании в РФ» позволяет организовать образовательную деятельность на основе дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы.
Проектирование основной образовательной программы начинается с подготовки пояснительной записки целевого раздела. Это стратегическая часть программы, задающая особенности содержания и организации образовательной деятельности ОО в условиях введения ФГОС СОО.
Пояснительная записка должна раскрывать:
1) цели и задачи реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы;
2) принципы и подходы к формированию основной образовательной программы;
3) общую характеристику основной образовательной программы;
4) общие подходы к организации внеурочной деятельности (п. 18.1.1. ФГОС СОО).
В соответствии с требованиями ФГОС СОО в пояснительной записке раскрывается особенность программы, что составляет часть, формируемую участниками образовательных отношений. А для этого в пояснительной записке рекомендуется описать также:
5) цели, задачи образовательной деятельности в ОО, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС СОО и региональными, муниципальными особенностями, особенностями ОО;
6) состав участников образовательного процесса, их особенности, приоритетные запросы и потребности, основные результаты обучающихся, достигнутые на уровне основного общего образования;
7) направленность ООП СОО, ее преемственность с уровнем основного общего образования;
8) особенности дифференциации содержания обучения;
9) особенности организации образовательной деятельности, используемых УМК;
10) как описана часть ООП, формируемая участниками образовательных отношений во всех структурных элементах ООП (например, особенности представленных рабочих программ по учебным предметам, особенности содержания и организации внеурочной деятельности, особенности учебного плана, особенности организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся, особенности оценки достижения планируемых результатов и т.д.).
Для проектирования части, формируемой участниками образовательных отношений, могут быть учтены следующие позиции (аспекты):
- наименование образовательного учреждения (например, лицей, гимназия и т.д.)
- особенности месторасположения, влияющие на содержание и организацию ОО (например, историко-культурная, природная заповедная зона, город-наукоград и т.д.)
- особенности реализуемого содержания: уровень и направленность программ (с учетом наименования ОУ, потребностей, особенностей учащихся и их родителей) по уровням образования, дополнительные предметы, факультативные, элективные курсы и т.д.
- сложившиеся и реализуемые профили обучения;
- наиболее удачные и востребованные элективные курсы как ресурс внеурочной деятельности в новых условиях – введения ФГОС СОО - особенности содержания и организации внеурочной деятельности на уровне основного общего образования;
- особенности организации образовательного процесса (режим занятий – 5-дневная, 6дневная рабочая неделя и т.д.);
- инновационный потенциал педагогических кадров;
- особенности материально-технического, информационно-технологического обеспечения в образовательной организации;
- и др.
Обязательными для изучения на уровне среднего общего образования являются предметные области:
1. «Русский язык и литература», включающая учебные предметы: «Русский язык», «Литература» (базовый и углубленный уровни).
2. «Родной язык и родная литература», включающая учебные предметы: «Родной язык», «Родная литература» (базовый уровень и углубленный уровень).
3. «Иностранные языки», включающая учебные предметы: «Иностранный язык», «Второй иностранный язык» (базовый и углубленный уровни).
4. «Общественные науки», включающая учебные предметы: «География» (базовый и углубленный уровни); «Экономика» (базовый и углубленный уровни); «Право» (базовый и углубленный уровни); «Обществознание» (базовый уровень); «Россия в мире» (базовый уровень).
5. «Математика и информатика», включающая учебные предметы: «Математика» (базовый и углубленный уровни); «Информатика» (базовый и углубленный уровни).
6. «Естественные науки», включающая учебные предметы: «Физика» (базовый и углубленный уровни); «Химия» (базовый и углубленный уровни); «Биология» (базовый и углубленный уровни); «Естествознание» (базовый уровень); «Астрономия»[1] (базовый уровень).
7. «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности», включающая учебные предметы: «Физическая культура» (базовый уровень); «Экология» (базовый уровень); «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень).
Реализация бесплатного образования на ступени среднего общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривает изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план:
1. Общих - для включения во все учебные планы учебных предметов (на базовом или углубленном уровне – в зависимости от выбранной направленности и/или профиля обучения). Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».
2. Учебных предметов по выбору (хотя бы одного) из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне). Например, помимо обязательного может быть выбран еще один учебный предмет из обязательной образовательной области (в зависимости от направленности, профиля обучения).Допустим, «Биология» (обязательный) и «Химия» (дополнительный) из области «Естественные науки».
Выбор этих предметов обозначен в Приказе Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.
Следует отметить, что формы организации требования Стандарта по выполнению индивидуальных проектов определяет образовательная организация.
Далее происходит выбор образовательного учреждения:
- дополнительных учебных предметов,
- курсов по выбору.
Дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся должны быть направлены на: 1) развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению; 2) овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности; 3) развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции; 4) обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования; 5) обеспечение профессиональной ориентации обучающихся. Представленный набор учебных предметов и курсов ограничивает количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося - не менее 2170 часов и не более 2590 часов, .е. не более 37 часов в неделю (п.18.3.1.«Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования», утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413 с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.), что отражается в учебном плане общеобразовательной организации, представленном в организационном разделе ООП СОО.
Рабочие программы учебных предметов являются составной частью содержательного раздела основной образовательной программы и конструируются (как и вся ООП СОО) на уровень образования. Например, «Рабочая программа по литературе 10-11 класс (базовый уровень)».
«Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом программ, включенных в ее структуру» (п. 18.2.2.Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413) с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., Рабочие программы учебных предметов разрабатываются образовательной организацией самостоятельно в соответствии со Стандартом с учетом примерных рабочих программ учебных предметов, составленных авторами учебников, реализуемых в ОО в соответствии с Федеральным перечнем учебников.
Рабочие программы отдельных учебных предметов являются, во-первых, структурным элементом содержательного раздела основной образовательной программы среднего общего образования, во-вторых, средством фиксации содержания образования по учебным предметам обязательной части учебного плана общеобразовательной организации, дополнительным предметам (курсам) части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Рабочая программа по учебному предмету является для ОО документом, который детально раскрывает обязательные для данной ОО компоненты содержания обучения и параметры достижения планируемых результатов по конкретному предмету учебного плана. Рабочие программы по учебным предметам, включенные в содержательный раздел ООП, выполняют две основные функции. Информационно-методическая функция позволяет участникам образовательного процесса получить представление о планируемых результатах, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся школы средствами конкретного учебного предмета, о вкладе каждого учебного предмета в формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. Организационно-планирующая функция позволяет рассмотреть возможное направление развертывания и конкретизации содержания образования по отдельному учебному предмету с учетом его специфики, миссии и особенностей ОО, логики учебного процесса. Реализация организационно-планирующей функции предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик содержания обучения на каждом этапе.
Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Рабочие программы учебных предметов разрабатываются с учетом особенностей основной образовательной программы ОО, (например, выбранной направленности программы, реализуемых профилей обучения), описанных в пояснительной записке целевого раздела программы.
Педагоги имеют право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, а также право на участие в разработке образовательных программ, в том числе рабочих программ учебных предметов (пункт 3 части 3 статьи 47 Федерального закона № 273-ФЗ). Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Федерального закона № 273-ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого учебного предмета в соответствии с утвержденной рабочей программой.
Следует обратить внимание, что представленные в примерной основной образовательной программе рабочие программы учебных предметов не соответствуют требованиям ФГОС СОО, поэтому не следует их включать в ООП, разрабатываемые в ОО.
Планируемые результаты учебного предмета представлены в виде описания личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания курса. Рекомендуется также в этот раздел программы включить и планируемые результаты обучения по содержательным разделам курса, описанным авторами учебников (программ) в целевых ориентирах «Ученик научится» и «Ученик получит возможность научиться».
В разделе «Содержание курса» представлено описание содержательных разделов. Тематическое планирование в рабочей программе состоит из тематических блоков, объединяющих ряд дидактических единиц соответствующего раздела содержания учебного предмета, рассчитанных на изучение в течение нескольких уроков. В тематическое планирование можно порекомендовать включить описание основных видов учебной деятельности учащихся, направленных на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы. Рабочая программа позволяет распределить учебные часы по разделам и темам курса, указывая последовательность их изучения; перечень лабораторных работ, опытов, демонстраций, экскурсий, проектов (в зависимости от специфики учебного предмета).
Объем времени, выделяемый на изучение учебного предмета, определяется с учетом примерного учебного плана основного общего образования, различные варианты которого включены в примерную основную образовательную программу основного общего образования.
По решению образовательного учреждения могут быть внесены необходимые дополнительные элементы. Наиболее целесообразным считаем включить пояснительную записку к рабочим программам учебных предметов, в особенности к программам дополнительных предметов, курсов и программ внеурочной деятельности. В пояснительной записке программы по учебному предмету указываются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета; эта часть без изменений может быть перенесена из используемой авторской программы. Далее в пояснительной записке указывается авторская программа, её выходные данные, на основании которых создана программа. Также в пояснительной записке могут быть обозначены особенности образовательного учреждения, которые обусловили выбор именно этой программы и соответственно линии учебников и дополнений к авторской программе, внесенных в ОО. Также в пояснительную записку можно включить сведения о том, к какой части учебного плана (обязательной и (или) формируемой участниками образовательных отношений) относится учебный предмет, как он должен быть реализован по количеству часов в неделю по классам и общему количеству часов. Если введен дополнительный предмет, которого нет в обязательной части учебного плана, или на предмет, входящий в обязательную часть учебного плана, выделены дополнительные часы, следует дать краткое обоснование, почему сделано так, а не иначе.
В пояснительной записке курса внеурочной деятельности могут быть указаны: необходимость и целесообразность данного курса, его преемственность по отношению к урочной деятельности, формы организации внеурочной деятельности и обозначены источники, на основании которых данная программа составлена. Также может быть введен такой элемент как «учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса» с указанием всех ресурсов, необходимых для реализации данной программы.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.