Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения
Омской области
«Сибирский профессиональный колледж» в селе Сосновское
по выполнению практических работ
по МДК.04.02. Ведение работ по садово-парковому и ландшафтному строительству
для специальности: 43.02.08. Сервис домашнего и коммунального хозяйства
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Сосновское, 2022 г.
Одобрена цикловой методической комиссией дисциплин профессионального цикла и мастеров п/обучения
протокол №___ от «___» _______ 20__ г. |
|
Методические рекомендации разработаны в соответствии с программой ПМ04. Организация работ по санитарному содержанию, благоустройству общего имущества и прилегающей территории объектов жилищно-коммунального хозяйства по специальности среднего профессионального образования 43.02.08. Сервис домашнего и коммунального хозяйства
|
Председатель ЦМК
____________ О. А. Ломакина (подпись) |
|
Заведующий учебной частью __________________ Н. Б. Троян (подпись) |
Методист ______________ Фоменко Е. А.
Составитель: Ломакина О. А., преподаватель ФБПОУ ОО «СПК» СС
Методические рекомендации по выполнению практических работ по МДК.04.02. Ведение работ по садово-парковому и ландшафтному строительству являются частью учебно-методического комплекса (УМК) и обеспечивают реализацию программы профессионального модуля ПМ04. Организация работ по санитарному содержанию, благоустройству общего имущества и прилегающей территории объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Методические рекомендации адресованы студентам очной формы обучения.
Рекомендованы учебно-методическим советом ФБПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» для применения в учебном процессе, протокол №____ от «___» ______________ 20 _ г.
© Сибирский профессиональный колледж
Пояснительная записка
Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений, необходимых в последующей учебной деятельности и жизни.
В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий является решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных задач, работа с измерительными приборами, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками).
На практических занятиях студенты овладевают первоначальными умениями и навыками, которые будут использовать в профессиональной деятельности и жизненных ситуациях.
Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.
В ходе освоения профессионального модуля студент должен:
Иметь практический опыт: |
- в обеспечении проведения регламентных работ по санитарному содержанию и профессиональной уборке объектов жилищно-коммунального хозяйства, благоустройству придомовой территории и ее озеленению; |
- проверке выполнения мер по обеспечению антитеррористической безопасности и защиты чердаков, подвалов и технических подпольев от несанкционированного проникновения; |
- контроле качества работы и соблюдения правильного применения материалов, технологии и периодичности сезонной уборки придомовой территории и ее озеленении; |
- планировании комплекса мероприятий по содержанию, благоустройству объектов жилищно-коммунального хозяйства и придомовой территории, ее озеленению. |
- организации и выполнения работ по садово-парковому и ландшафтному строительству; |
- контроля и оценки качества садово-парковых и ландшафтных работ. |
Уметь: |
- пользоваться санитарными нормами и правилами при проведении анализа санитарного состояния, благоустройства общего имущества и придомовой территории, ее озеленения; |
- готовить документы (письма, заявки, акты, дефектные ведомости, протоколы, докладные и служебные записки и другие), относящиеся к организации проведения и приемки работ по санитарному содержанию общего имущества и благоустройству придомовой территории, ее озеленению; |
- использовать передовой отечественный и зарубежный опыт внедрения новых технологий и организации работ по санитарному содержанию, профессиональной уборке, благоустройству объектов жилищно-коммунального хозяйства и придомовой территории; |
- подбирать растения, материалы, оборудование и инструменты для садово-парковых и ландшафтных работ; |
- организовывать и выполнять подготовительные работы на объекте; |
- организовывать и выполнять агротехнические работы на объектах озеленения; |
- организовывать и выполнять работы по строительству садово-парковых сооружений; |
составлять предпроектный план, эскиз и генплан объекта озеленения; выполнять разбивочные и посадочные чертежи |
Знать: |
- нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, нормативно-технические документы, регламентирующие проведение работ по санитарному содержанию и профессиональной уборке, благоустройству общего имущества и придомовой территории, ее озеленению; |
- технологии работ по санитарному содержанию и профессиональной уборке, благоустройству общего имущества и придомовой территории; |
- правила охраны труда при проведении работ по санитарному содержанию и профессиональной уборке, благоустройству общего имущества и придомовой территории; |
- требования к составлению отчетности; |
- основы трудового законодательства; |
- правила и нормы технической эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства; |
- меры по обеспечению антитеррористической безопасности; |
- ассортимент цветочно-декоративных и древесно-декоративных растений; |
- методы проектирования объектов |
- порядок организации подготовительных работ на объекте; |
- технологические процессы агротехнических работ; |
- технологические процессы строительных работ |
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности Организация работ по санитарному содержанию, благоустройству общего имущества и прилегающей территории объектов жилищно-коммунального хозяйства и соответствующие ему профессиональные компетенции, и общие компетенции:
Код ОК |
Наименование общих компетенций |
ОК 01. |
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; |
ОК 02. |
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 03. |
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие; |
ОК 04. |
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами; |
ОК 05. |
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; |
ОК 07. |
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; |
ОК 09. |
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности; |
ОК 10 |
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках. |
Код |
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций |
ПК 4.1. |
Обеспечивать проведение регламентных работ по санитарному содержанию и профессиональной уборке объектов жилищно-коммунального хозяйства, благоустройству и озеленению прилегающей территории; |
ПК.4.2. |
Обеспечивать антитеррористическую безопасность и защиту чердаков, подвалов и технических подпольев от несанкционированного проникновения; |
ПК.4.3. |
контролировать качество работ и соблюдение правильного применения материалов, технологии и периодичности сезонной уборки прилегающей территории |
ПК.в4.4. |
Разрабатывать проектно-сметную документацию. |
Для выполнения практических работ студентам необходимо:
- ознакомиться с темой, целью, задачами работы и необходимым
оборудованием для ее выполнения;
- прочитать и осмыслить задание;
- ознакомиться с теоретическим материалом и приступить к выполнению
- работы;
- оформить работу в рабочей тетради в соответствии с требованиями;
- сдать работу необходимо не позднее конца занятия.
Работа оценивается по следующим критериям:
- «Отлично» - работа выполнена 100% в соответствии с требованиями.
- «Хорошо» - работа выполнена на 80% без грубых ошибок.
- «Удовлетворительно» - работа выполнена на 60% без грубых ошибок.
- «Неудовлетворительно» - работа выполнена менее чем на 60% или допущены серьезные ошибки.
Методические указания по выполнению практических работ
СОДЕРЖАНИЕ
Практическая работа №1. Методы подготовки растительной земли для озеленительных работ. |
7 |
Практическая работа №2. |
11 |
Практическая работа №3. Организация дренажной системы на озеленяемой территории. |
11 |
Практическая работа № 4. Выбор покрытий плоскостных сооружений. |
13 |
Практическая работа № 5-6. Проектирование дорожно-тропиночной сети. |
15 |
Практическая работа № 7-8: Выполнение эскиза садово-парковой композиции с водным сооружением |
16 |
Практическая работа № 9-10. Выполнение рабочего чертежа МАФ. |
19 |
Практическая работа № 11. |
20 |
Практическая работа №12. Технология выполнения посадочных работ крупномерных деревьев в садово-парковых условиях. |
20 |
Практическая работа №13. Устройство газонов. |
20 |
Практическая работа №14-15. Разработка генерального плана территории. |
24 |
Практическая работа №16. Разработка аксонометрического чертежа. |
28 |
Практическая работа №17. Разработка дендрологического плана. |
29 |
Практическая работа №18. Расчет сметы. |
33 |
Практическая работа №1.
Методы подготовки растительной земли для озеленительных работ. (2 часа)
Цель работы: ознакомиться с методами подготовки растительной земли для озеленительных работ
Задачи работы: освоить новую терминологию, приобрести практические знания и навыки в подготовке растительной земли
Материалы и оборудование: методические рекомендации к практическим работам, тетрадь, карандаш и линейка.
Ход выполнения работы:
1. Ознакомиться с целями и задачами практической работы,
2. Изучить методы подготовки растительной земли.
3. Описать основные стадии подготовки растительной земли для озеленительных работ
4. Ответить на контрольные вопросы.
5. Вывод.
Теоретический материал
Потребность в плодородном слое почвы для растений: а — для газонов; б — для цветников; в — для кустарников; г — для деревьев
Основные требования к качеству почвенного покрова на различной глубине залегания горизонтов при создании объектов ландшафтной архитектуры
Показатели почвообразующих слоев и горизонтов |
Глубина почвообразующего слоя — горизонта, см |
||
0-20 |
30-50 |
60-150 |
|
Физические свойства |
|||
Содержание физической глины с размерами частиц менее 0,01 мм |
30-40 |
20-40 |
30-40 |
Плотность сложения, г/см³ |
|
|
1,2-1,3 |
Химические свойства |
|||
Наличие гумуса, % на 100 мг |
4-5 |
1-0,5 |
0,5 |
Кислотность (pH) водной вытяжки |
5,5-6,5 (лиственные виды); 4,5-5,0 (хвойные виды) |
5,5-7,0 |
|
Уровень обеспеченности минеральным азотом, мг на 100 г почвы |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
Содержание P2O и K2O на 100 мг почвы |
10 и 35 |
10 и 20 |
10 и 15 |
Почва — сложный объект исследования. Сложность исследования химического состояния почв обусловлена особенностями их химических свойств и связана с необходимостью получения информации, адекватно отражающей свойства почв и обеспечивающей наиболее рациональное решение, как теоретических вопросов почвоведения, так и вопросов практического использования почв. Для количественного описания химического состояния почв используют широкий набор показателей. В него
входят показатели, определяемые при анализе практически любых объектов и разработанные специально для исследования почв (обменная и гидролитическая кислотность, показатели группового и фракционного состава гумуса, степень насыщенности почв основаниями и др.) Особенностями почвы как химической системы является гетерогенность, полихимизм, дисперсность, неоднородность, изменение и динамика свойств, буферность, а так же необходимость оптимизации свойств почвы.
Полихимизм почв. В почвах один и тот же химический элемент может входить в состав разнообразных соединений: легкорастворимых солей, сложных алюмосиликатов, органоминеральных веществ. Эти компоненты обладают разными свойствами, от которых, в частности, зависит способность химического элемента переходить из твердых фаз почвы в жидкую, мигрировать в профиле почвы и в ландшафте, потребляться растениями и т.п. Поэтому в химическом анализе почв определяют не только общее содержание химических элементов, но и показатели, характеризующие состав и содержание индивидуальных химических соединений или групп соединений, обладающих близкими свойствами.
Гетерогенность почв. В составе почвы выделяют твердую, жидкую, газовую фазы. При исследовании химического состояния почвы и отдельных ее компонентов определяют показатели, характеризующие не только почву в целом, но и ее отдельные фазы. Разработаны математические модели, позволяющие оценить взаимосвязь уровней парциального давления диоксида углерода в почвенном воздухе, рН, карбонатной щелочности и концентрации кальция в почвенном растворе.
Полидисперсность почв. Твердые фазы почвы состоят из частиц разного размера от крупинок песка до коллоидных частиц диаметром в несколько микрометров. Они неодинаковы по составу и обладают разными свойствами. При специальных исследованиях генезиса почв определяют показатели химического состава и других свойств отдельных гранулометрических фракций. С дисперсностью почв связана их способность к ионному обмену, которая в свою очередь характеризуется специфическим набором показателей — емкостью катионного и анионного обмена, составом обменных катионов и пр. От уровней этих показателей зависят многие химические и физические свойства почв.
Кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства почв. В состав почв входят компоненты, проявляющие свойства кислот и оснований, окислителей и восстановителей. При решении разнообразных теоретических и прикладных проблем почвоведения, агрохимии, мелиорации определяют показатели, характеризующие кислотность и щелочность почв, их окислительно-восстановительное состояние.
Неоднородность, вариабельность, динамика, буферность химических свойств почв. Свойства почв неодинаковы даже в пределах одного и того же генетического горизонта. При исследовании процессов формирования почвенного профиля оценивают химические свойства отдельных элементов организации почвенной массы. Свойства почв варьируют в пространстве, изменяются во времени и в то же время почвы обладают способностью противостоять изменению своих свойств, т. е. проявляют буферность. Разработаны показатели и способы характеристики вариабельности, динамики, буферности свойств почв.
Изменение свойств почв. В почвах непрерывно протекают разнообразные процессы, которые приводят к изменению химических свойств почв. Практическое применение находят показатели, характеризующие направление, степень выраженности, скорости протекающих в почвах процессов; исследуются динамика изменения свойств почв и их режимы.
Разнокачественностъ состава почв. Разные типы и даже виды и разновидности почв могут иметь столь разные свойства, что для их химической характеристики используют не только разные аналитические приемы, но и разные наборы показателей. Так, в подзолистых, дерново-подзолистых, серых лесных почвах, определяют рН водных и солевых суспензий, обменную и гидролитическую кислотность, обменные основания вытесняют из почв водными растворами солей. При анализе засоленных почв определяют рН только водных суспензий, а вместо показателей кислотности — общую, карбонатную и другие виды щелочности. Перечисленные особенности почв во многом обусловливают принципиальные основы методов исследования химического состояния почв, номенклатуру и классификацию показателей химических свойств почв и химических
почвенных процессов. Определение реакции почв относится к числу наиболее распространенных анализов, как в теоретических, так и в прикладных исследованиях. Наиболее полная картина кислотных и основных свойств почв складывается при одновременном измерении нескольких показателей, в том числе титруемой кислотности или щелочности – фактор емкости и величины рН – фактор интенсивности. Фактор ѐмкости характеризует общее содержание кислот или оснований в почвах, от него зависят буферность почв, устойчивость реакции во времени и по отношению к внешним воздействиям. Фактор интенсивности характеризует силу мгновенного действия кислот или оснований на почву и растения; от него зависит поступление минеральных веществ в растения в данный отрезок времени. Различают актуальную и потенциальную кислотность почвы.
Актуальная кислотность почвы обусловлена превышением концентрации протонов водорода над ионами гидроксила в почвенном растворе.
Потенциальная кислотность почвы включает протоны водорода, находящиеся в связанном состоянии с ППК. Для суждения о потенциальной кислотности почвы определяют рН солевой вытяжки (pH KCl).
Анализ почвы на содержание тяжелых металлов и радиационный анализ относятся к категории редких анализов. Растворы веществ, содержащихся в почве, получают многими способами, которые принципиально можно разделить на две группы:
-получение почвенного раствора;
- получение водной вытяжки из почвы.
В первом случае получают несвязанную или слабо связанную почвенную влагу – ту, которая содержится между частицами почвы и в почвенных капиллярах. Это слабо насыщенный раствор, но его химический состав является актуальным для растения, поскольку именно эта влага омывает корни растений и именно в ней идет обмен химическими веществами. По степени кислотности, определяемой в солевой вытяжке 0.1н. KCl потенциометрически, почвы делятся на:
Почвы |
Кислотность (pH) |
Очень сильнокислые |
Менее 4 |
Сильнокислые |
4,1-4,5 |
Среднекислые |
4,6-5,2 |
Слабокислые |
5,3-6,4 |
Нейтральные и близкие к ним |
6,7-7,4 |
Щелочные |
Более 7,5 |
На кислых почвах (при рН < 6,0) резко снижается доступность растениям фосфора, кальция, магния и молибдена; подавлена азотофиксация бобовыми растениями.
На щелочных почвах (при pH > 7,5) сильно падает доступность растениям фосфора, калия, железа, меди, бора, магния, цинка; ухудшаются фильтрация, капиллярность, проницаемость, набухаемость почвы. Для большинства растений оптимальный уровень рН = 6-6,5. Исключение составляют черника и земляника (оптимальный рН = 5-6, при более высоком они страдают от недостатка железа).
Для определения кислотности почвы возьмите 20 граммов почвы из пахотного слоя и поместите в чистый стеклянный стакан. Налейте 50 миллилитров дистиллированной воды (можете купить в аптеке или автомагазине) и 5 минут взбалтывайте. Затем в течение часа настаивайте, периодически взбалтывая. Смочите полоску индикаторной бумаги полученной суспензией, сравните ее интенсивность со шкалой, которая нанесена на коробке или пакете с индикаторами. Таким образом вы узнаете значение рН.
Контрольные вопросы:
1. Что такое сапропель?
2. Приготовление удобрений на основе торфа
3. Как приготовить дерновую землю?
Практическая работа №2. (2 часа)
Цель работы: проанализировать особенности освоения и окультуривания различных видов территорий.
Задачи работы: освоить новую терминологию, приобрести практические знания и навыки в освоении и окультуривании различных видов территорий.
Материалы и оборудование: методические рекомендации к практическим работам, тетрадь, карандаш и линейка.
Ход выполнения работы:
1. Ознакомиться с целями и задачами практической работы,
2. Изучить и систематизировать особенности освоения и окультуривания различных видов территорий.
3. Составить таблицу.
4. Вывод.
Теоретический материал: Лекция " Общие положения. Способы освоения и окультуривания территорий."
Шаблон таблицы:
Вид территорий |
Виды работ при подготовке территории |
Разновидности почвогрунтов |
Особенности подготовки почвогрунтов для озеленения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практическая работа № 3.
Организация дренажной системы на озеленяемой территории. (2 часа)
Цель работы: ознакомиться с организацией дренажной системы на озеленяемой территории
Задачи работы: освоить новую терминологию, приобрести практические знания и навыки в организации дренажной системы.
Материалы и оборудование: методические рекомендации к практическим работам, тетрадь, карандаш и линейка.
Ход выполнения работы:
1. Ознакомиться с целями и задачами практической работы,
2. Изучить организацию дренажной системы. Зарисовать схемы представленных видов дренажных систем в рабочую тетрадь.
3. Описать организацию устройства дренажной системы
4. Ответить на контрольные вопросы.
5. Вывод.
Теоретический материал:
Контрольные вопросы:
1. Что представляет собой дренажная система?
2. Виды дренажных систем?
3. Для чего нужна дренажная система?
Практическая работа № 4.
Выбор покрытий плоскостных сооружений. (2 часа)
Цель работы: ознакомиться с видами покрытий плоскостных сооружений
Задачи работы: освоить новую терминологию, приобрести практические знания и навыки в выборе покрытий плоскостных сооружений.
Материалы и оборудование: методические рекомендации к практическим работам, тетрадь, карандаш и линейка.
Ход выполнения работы:
1. Ознакомиться с целями и задачами практической работы,
2. Изучить виды покрытий плоскостных сооружений.
3. Выбор покрытий плоскостных сооружений в зависимости от назначения. Заполнить таблицу (в письменном или электронном виде)
4. Ответить на контрольные вопросы.
5. Вывод.
Теоретический материал: Лекция "Материалы для строительства. Выбор вида покрытия".
Таблица для заполнения:
№ |
Вид покрытия |
Материал |
Назначение |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
6 |
|
|
|
7 |
|
|
|
8 |
|
|
|
9 |
|
|
|
10 |
|
|
|
11 |
|
|
|
12 |
|
|
|
13 |
|
|
|
14 |
|
|
|
15 |
|
|
|
Контрольные вопросы
1. Что относиться к плоскостным сооружениям?
2. Назначения плоскостных сооружений?
3. Устройство плоскостных сооружений.
Практическая работа № 5-6.
Проектирование дорожно-тропиночной сети. (4 часа)
Цель работы: ознакомиться с проектированием дорожно-тропиночной сети.
Задачи работы: освоить новую терминологию, приобрести практические знания и навыки в проектировании дорожно-тропиночной сети.
Материалы и оборудование: методические рекомендации к практическим работам, тетрадь, карандаш и линейка, лист формата А4.
Ход выполнения работы:
1. Ознакомиться с целями и задачами практической работы.
2. На листе формата А4 выполнить проект мощения дорожно-тропиночной сети загородного дома.
3. Ответить на контрольные вопросы.
4. Вывод.
Контрольные вопросы:
1. Какие требования должны соблюдаться при проектировании дорожно-тропиночной сети?
2. Какова ширина прогулочных дорог и от чего она зависит?
3. Для чего используют обогрев дорожек?
Практическая работа № 7-8 по теме:
«Выполнение эскиза садово-парковой композиции с водным сооружением» (4 часа)
Цель работы: способствовать формированию умения выполнять эскиз садово-парковой композиции с водным сооружением.
Задачи:
1. формирование целостной мыслительной деятельности на основе межпредметных связей;
2. способствовать развитию у студентов творческого мышления;
3. изучить технологию выполнения графических зарисовок с использованием архитектурной графики.
Оборудование: листы формата А4, простой карандаш (твердо-мягкий), ластик, линейка, циркуль, транспортир, методические рекомендации.
Ход выполнения работы:
1. Внимательно ознакомьтесь с методическими рекомендациями.
2. Рассмотрите способ изображения садово-парковой композиции с водным сооружением на примере рисунка.
3. Ответьте на вопросы: Какие типы ритмов вы знаете? Что такое ассиметрия? Какие виды симметрии вы знаете?
4. Выполните графическую зарисовку объемно – пространственной садово-парковой композиции с водным сооружение
Теоретический материал:
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ:
- Контраст
- Нюанс
- Тождества
- Симметрия
- Ассиметрия
- Ритм
- Модуль
- Пропорциональность
- Масштабность
Контраст - это резкое различие элементов, предметов, форм и т.д. по следующим категориям: размер, форма, тон, цвет, отношение к пространству и т.д.
Выделяют:
1. Одномерный контраст. Идет различие по одной категории.
2. Многомерный контраст. Идет противопоставление по нескольким категориям.
3. Особенностью контрастной композиции является активность ее визуального воздействия.
Нюанс - это незначительные отличия элементов в композиции по тем же категориям. Также выделяют одномерный и многомерный нюанс. В нюансных формах больше сходства, а различие идет на чуть-чуть.
Тождество - это повтор элементов одинаковых, подобных по своим качествам (размер, форма, тон...).
Требования к тождественной композиции:
1) элемент должен быть простой, выразительный, красивый;
2) должно соблюдаться отношение тождественного элемента к пространству.
Симметрия - это тождественное расположение элементов относительно точки, оси или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности равновесия и гармонии.
Виды симметрии: зеркальная, осевая, зеркально-осевая, винтовая.
Зеркальная. Это симметрия в которой элементы композиции расположены на одинаковом расстоянии от плоскости симметрии и при наложении друг на друга их фигуры совпадают по всем точкам, т.е. одна фигура зеркально повторяет другую.
Осевая симметрия. Это симметрия относительно оси, линии пересечения двух или большего числа плоскостей симметрии. (В осевой симметрии сам элемент должен иметь несимметричное строение!)
Зеркально-осевая или смешанная. Существует два вида такой симметрии:
1) когда в одном произведении идет совмещение и
зеркальной и осевой симметрии.
2) когда берется осевая симметрия с симметричным строением элементов.
Винтовая симметрия. Элемент совершает одновременно вращательное и поступательное движение вокруг оси. (Только для объемных тел)
Асимметрия - это вариант композиции, при котором сочетание и расположение элементов, осей, плоскостей симметрии не наблюдается. Это отсутствие, или нарушение симметрии (дисимметрия).
Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности (такт, мерность, мерное течение). Важнейшим признаком ритма является повторяемость элементов (форм) и интервалов между ними. Ритмические повторы могут быть: равномерными, убывающими или нарастающими. В зависимости от этого повторяемость
может быть двух типов: статическая и динамическая.
Статический ритм. Состоит из элементов повторяющихся через одинаковый интервал. Ряды могут быть простыми и сложными.
1) Простой ряд основан на повторе одного и того же элемента с одним
и тем же интервалом.
2) Сложный ряд образован сочетанием простых.
По способу чередования подразделяется на:
- Чередование на одинаковых интервалах.
- Чередование равных элементов с неравными интервалами
- Ряд с чередованием неравных элементов
Динамический ритм. Это ряд в перспективном увеличении или уменьшении размеров элементов и интервалов, или тех и других одновременно. Развитие динамических рядов может происходить по арифметической (постоянно сохраняется разность между любыми
двумя соседними элементами) или геометрической (величина каждого последующего интервала равна величине предыдущего умноженное на постоянное число) прогрессии.
Важно! В ряду должно быть более 6 элементов, т.к. меньшее количество элементов не составляют ряд.
Практическая работа № 9-10.
Выполнение рабочего чертежа МАФ. (4 часа)
Цель работы: ознакомиться с видами МАФ и их назначением
Задачи работы: освоить новую терминологию, приобрести практические знания и навыки в выполнении рабочего чертежа.
Материалы и оборудование: методические рекомендации к практическим работам, тетрадь, карандаш и линейка, лист ватмана формата А4.
Ход выполнения работы:
1. Ознакомиться с целями и задачами практической работы.
2. На листе ватмана формата А4 выполнить рабочий чертеж МАФ (беседки). (образец прилагается)
3. Ответить на контрольные вопросы.
4. Вывод.
Образец выполнения чертежа беседки:
Контрольные вопросы:
1. Что такое МАФ?
2. Какие виды МАФ вам известны в зависимости от назначения?
3. Для чего нужен рабочий чертеж МАФ?
Практическая работа № 11. (2 часа)
Цель работы: Изучить виды садово-парковой мебели и оборудования
Задачи работы: освоить новую терминологию, приобрести практические знания и навыки в выборе садово-парковой мебели и оборудования в зависимости от поставленных задач по организации пространства территории.
Материалы и оборудование: методические рекомендации к практическим работам, тетрадь, карандаш и линейка.
Ход выполнения работы:
1. Ознакомиться с целями и задачами практической работы.
2. Изучить виды садово-парковой мебели и оборудования. В рабочей тетради самостоятельно определить структуру таблицы, которая систематизирует теоретический материал.
3. Вывод.
Теоретический материал: Лекция "Декоративные МАФы".
Практическая работа №12.
Технология выполнения посадочных работ крупномерных деревьев в садово-парковых условиях. (2 часа)
Цель работы: ознакомиться с технологией выполнения посадочных работ крупномерных деревьев в садово-парковых условиях.
Задачи работы: освоить новую терминологию, приобрести практические знания и навыки в разработке технологии выполнения посадочных работ крупномерных деревьев в садово-парковых условиях.
Материалы и оборудование: методические рекомендации к практическим работам, тетрадь, компьютер с выходом в интернет, диск.
Ход выполнения работы:
1. Ознакомиться с целями и задачами практической работы.
2. Изучить основные требования к посадке крупномерных деревьев.
3. Описать технологию выполнения посадочных работ крупномерных деревьев в садово-парковых условиях в виде презентации (не менее 15 слайдов)
4. Ответить на контрольные вопросы.
5. Вывод.
Контрольные вопросы:
1. Какие деревья относятся к крупномерам?
2. В чем заключается уход за посаженными крупномерами?
3. Как правильно выбрать дерево?
Практическая работа №13.
Устройство газонов. (2 часа)
Цель работы: Закрепление теоретического материала и формирование у обучающихся практических умений по устройству газонов
Задачи работы:
- изучить классификацию и назначение газонов, устройство газонов различных типов;
- способы устройства (посев, дернование), новые способы образования газонов - гидропосев, биоматы, рулонные газоны.
- уметь выполнять разбивочные чертежи агротехнических работ по проектированию газонов.
Материалы и оборудование: методические рекомендации к практическим работам, тетрадь, карандаш и линейка, калькулятор.
Ход выполнения работы:
Расчет нормы высева семян газонных трав. Составление травосмесей.
Следует обратить внимание на определенные нормы высева семян для образования чистого газона, уточнить исходные данные для расчета г/кв.м.
Расчет в потребности в семенах газонных трав для создания смешанного газона.
Практическая работа дает навыки в составлении травосмесей для газонов разных типов и участков с разнообразными природными условиями. Для создания газона применяют различные травосмеси в зависимости от климатических и почвенных условий. Подобрать состав травосмеси следует исходя из конкретных условий местопроизрастания, причем не следует брать более 3-5 компонентов. Принцип составления травосмесей заключается в смешивании семян трав различного типа кущения (корневищные + рыхлокустовые). Хозяйственная годность определяется произведением величины чистоты семян на величину их всхожести.
Норма высева семян рассчитывается по формуле
N=(n*p)/Д
N – норма травосмеси
n – расчётная норма высева семян в чистом виде данного вида трав (при 100% всхожести)
р – процент участия данного вида травосмеси в чистом виде
Д – хозяйственная годность семян (выражается в %)
Задача1.
Расчёт нормы высева семян для следующей травосмеси:
Мятлик луговой 40% (хоз. годность 75%)
Овсяница красная 60% (хоз. годность 80%)
N=(27*40+100*60)/75+80==7080/155=45,6 г/кв.м.
Таблица: Расчёт семян для газона обыкновенного
№ |
культура |
Кол-во семян,% |
Хозяйственная годность |
1 |
Овсяница луговая «Bluw Chip» |
20 |
87 |
2 |
Полевица белая «Impact» |
30 |
84 |
3 |
Райграс пастбищный «NuGlade» |
30 |
77 |
4 |
Мятлик луговой «Everest» |
20 |
71 |
N1=(121*20)/87=27,8
N2=(15*30)/84=5.3
N3=(130*30)/77=50.6
N4=(27*20)/71=7.6
Nобщ.=27,8+5,3+50,6+7,6=91,3 кг/га
Таблица: Расчёт семян для газона лугового
№ |
культура |
Кол-во семян,% |
Хозяйственная годность |
1 |
Овсяница луговая «Bluw Chip» |
30 |
87 |
2 |
Тимофеевка луговая |
40 |
87 |
3 |
Мятлик луговой «Everest» |
30 |
71 |
N1=(50*40)/87=22,9
N2=(121*30)/87=41.7
N3=(27*30)/71=11.4
Nобщ.=22,9+41,7+11,4=76 кг/га
Таблица
Виды трав |
Класс, репродукция семян |
Всхожесть, % |
Влажность, % |
Хозяйственная годность семян |
Мятлик луговой |
1 2 Супер элита элита |
65 50 75 70 |
15 15 15 15 |
71 55 - - |
Полевица белая |
1 2 Супер элита элита |
75 65 85 80 |
15 15 15 15 15 |
84 84 - - |
Овсяница луговая |
1 2 Супер элита элита |
80 75 90 85 |
15 15 15 15 |
87 78 - - |
Ежа сборная |
1 2 Супер элита элита |
75 65 85 80 |
15 15 15 15 |
86 72 - - |
Тимофеевка луговая |
1 2 Супер элита элита |
80 75 90 85 |
15 15 15 15 |
87 81 - - |
Райграс пастбищный |
1 2 Супер элита элита |
80 70 90 85 |
15 15 15 15 |
77 68 - - |
Таблица: Состав травосмесей для обыкновенного садово-паркового газона
Без райграса пастбищного |
Содержание, % |
С райграсом пастбищным |
Содержание, % |
Мятлик луговой |
50 |
Райграс пастбищный |
30 |
Овсяница красная |
20 |
Тимофеевка луговая |
10 |
Полевица тонкая |
10 |
Мятлик луговой |
20 |
Овсяница (sр) |
20 |
Овсяница красная |
30 |
Полевица тонкая |
10 |
Таблица: Травосмеси, рекомендуемые для создания спортивных газонов.
Содержание травосмеси
|
Составы травосмеси |
|
I |
II |
|
Содержание в смеси семян отдельных видов растений, % |
||
Мятлик луговой |
60 |
20 |
Овсяница: красная рыхлокустовая красная луговая |
20 - - |
45 15 |
Райграс пастбищный |
- |
15 |
Полевица волосовидная |
15 |
- |
Клевер белый |
5 |
5 |
Задание 2.Определить норму высева семян для обыкновенного газона.
Для определения состава травосмесей необходимо знать расчетную норму высева для каждого вида семян при 100%-й всхожести и хозяйственную фактическую годность семян, указанную в паспорте-сертификате каждой партии семян.
Практическая норма высева семян определяется по формуле
N=np/D
где n - расчетная норма высева семян в кг/га; p - количество данного вида в травосмеси в %; D – хозяйственная фактическая годность в %.
Необходимо определить норму травосмеси, состоящую из 50% - мятлика лугового (при хозяйственной годности 50%), 30% - овсяницы красной (при хозяйственной годности 60%), 20% райграса пастбищного (при хозяйственной годности 80%).
Расчетная норма высева:
- мятлик луговой 27 кг;
- овсяница красная 100 кг;
- райграс пастбищный 133 кг.
После определения нормы высева семян, необходимо определить норму на 3 га по формуле
N=N1+N2+N3
Пример: высев семян на 1 га
Мятлик луговой: N1=27х50:50=27(кг); овсяница красная: N2 =100х30:60=49,8(кг); райграс пастбищный: N3 =133х20:80=33,2(кг)
N=27+49,8+33,2=110(кг) травосмеси на 1 га.
Задание 3.Составить таблицу конструкции основания газонов в зависимости от подстилающих грунтов материнской породы.
Таблица
Вид газона |
1-й слой |
2-й слой |
3-й слой |
4-й слой |
|
Толщина проектируемой конструкции подстилающих грунтов материнской породы*, см |
|||
Обыкновенный |
Супеси, легкие пески – 20; супеси тяжелые, пески пылевые – 20; средние, тяжелые суглинки – 20; глина – 20. |
|
|
|
Партерный |
|
|
|
|
Спортивный |
|
|
|
|
Примечания 1.Курсивом выделен образец заполнения первого слоя толщины конструкции.
*Существующие виды материнской породы:
- супеси, легкие пески;
- супеси тяжелые, пески пылеватые;
- средние, тяжелые суглинки;
- глины.
Задание 4.Разбить газон площадью 116 м2 , рассчитать необходимое количество рабочих и требуемое количество дней для выполнения данной работы. Находим производительность труда одного человека за одну смену.
Данные для расчета берём из нормативных документов СН 202-81, ЕНИР -18, СНиП или из прайсов озеленительных фирм.
П = 88100/0,28
П = 22,9 м2/день
Зная производительность труда одного человека за одну смену, находим необходимое количество человеко-дней
,
чел/дни
Итак, газон площадью 116 м2 должны разбить 5 человек за одну смену
работы.
Задание 5.Для устройства обыкновенного газона необходимо использовать травосмесь, состоящую из 50% (хозяйственная годность 50%), 30% овсяницы красной (хозяйственная годность 60%), 20% райграса пастбищного (хозяйственная годность 80%).
Определяем норму высева на 1 га.
Мятлик луговой N1 = 27*50:50 = 27 (кг);
овсяница красная N2 = 100*30:60 = 49,8 (кг);
райграс пастбищный N3 = 133*20:80 = 33,2 (кг).
Всего на 1 га территории для посева требуется семян
N= N1 + N2 + N3 = 27 + 49,8 + 33,2 = 110 (кг).
Таблица: Состав лугового газона
Названия растений |
Процент участия в смеси |
Норма высева на 1м2 в г в чистом виде |
Норма высева на 1м2 в г в смеси |
Алиссум (белый) Алиссум (фиолетовый) Анютины глазки Бархатцы (низкие) Иберис Маргаритка Маки разные Ноготки Пиретрум Эшшольция |
10 10
10 10 10 10 10 10 10 10 |
0,03 0,03
0,25 0,33 0,33 0,05 0,04 0,70 0,03 0,14 |
0,003 0,003
0,025 0,033 0,033 0,005 0,004 0,070 0,003 0,014 |
Итого |
100 |
- |
- |
Задание 6.Используя изученный материал использовать газоны
1. на территории города; 2. на приусадебном участке; 3.в парках; 4. в скверах; 5. в цветниках.
При этом подобрать в соответствии с почвой травосмеси, системы ухода за газоном, системы полива.
Практическая работа №14-15.
Разработка генерального плана территории. (4 часа)
Цель работы: способствовать формированию умения разрабатывать генеральный план территории.
Задачи:
- формирование целостной мыслительной деятельности на основе межпредметных связей;
- способствовать развитию у студентов творческого мышления;
- изучить технологию выполнения эскиза генерального плана.
Оборудование: лист формата А4, простой карандаш (твердо-мягкий), цветные акварельные карандаши, ластик, линейка, циркуль, транспортир, художественная кисть, методические рекомендации.
Ход выполнения работы:
1. Внимательно ознакомьтесь с методическими рекомендациями.
2. Рассмотрите способ изображения эскиза генерального плана на примере рисунка № 1.
3. Ответьте на вопрос: Что такое инсоляция?
4. Рассмотрите лист-задание №1. Определите масштаб ситуационного плана. На основе ситуационного плана разработайте ландшафтный дизайн территории.
5. Выполните генеральный план в программе «Наш Сад» и оформите на листе А4.
Теоретический материал:
Генеральный план (генплан, ГП) — план, показывающий существующее либо перспективное расположение объектов проектирования в значительных масштабах, как правило, на геодезической подоснове.
Генеральный план — архитектурный чертеж, представляющий собой масштабное изображение проектируемого (реконструируемого) ландшафтного комплекса на подоснове со схематичным обозначением входов и подъездов к нему, элементов благоустройства и озеленения участка, транспортных путей. Чаще всего генплан представляет собой вид сверху, но в отдельных случаях совмещается с планом первого этажа (так называемый «вскрытый план») проектируемого здания. Наиболее употребительные масштабы для генпланов 1:2000, 1:500, 1:200.
В ландшафтном проекте образует самостоятельный раздел Генплан или ГП. На стадии «эскизный проект» («учебный проект») в его состав, помимо собственно генплана, как правило также входят:
- Ситуационный план.
- Опорный план.
- Схема озеленения (дендроплан).
- Функциональная схема (схема функционального зонирования).
- Транспортная схема (схема транспорта и пешеходных связей).
В состав основного комплекта чертежей генерального плана на стадии
«рабочий проект» включают:
- общие данные по рабочим чертежам;
- разбивочный план;
- план организации рельефа;
- план земляных масс;
- сводный план инженерных сетей;
- план благоустройства территории;
- выносные элементы (фрагменты, узлы)
Таблица 1: Расстояния от сооружений до оси растений (МГСН 1.01.98)
Границы отсчета расстояния |
Минимальное расстояние до оси растения, м |
|
дерева |
кустарника |
|
Наружная стена здания и сооружения |
5,0 |
1,5 |
Наружная стена школьного здания или здания детского сада |
10,0 |
1,5 |
Ось трамвайных путей |
5,0 |
3,0 |
Край тротуара и садовой дорожки |
0,7 |
0,5 |
Край проезжей части улиц, кромка укрепленной полосы обочины дороги и бровка канавы |
2,0 |
1,0 |
Мачта и опора осветительной сети, трамвая, колонны галерей и эстакад |
4,0 |
- |
Подошва откоса и террасы |
1,0 |
0,5 |
Подошва и внутренняя грань подпорных стенок |
3,0 |
1,0 |
Подземные коммуникации: |
||
- газопровод, канализация - теплопровод, трубопровод, теплосеть - водопровод, дренаж - силовой кабель и кабель связи |
1,5 2,0 2,0 2,0 |
- 1,0 - 0,7 |
Рисунок № 1. Генеральный план
М 1:200
Лист – задание № 1Ситуационный план
Практическая работа №16.
Разработка аксонометрического чертежа.(2 часа)
Цель работы: способствовать формированию умения разрабатывать
аксонометрический чертеж.
Задачи:
- формирование целостной мыслительной деятельности на основе межпредметных связей;
- способствовать развитию у студентов творческого мышления;
- способствовать развитию у студентов умения разрабатывать документацию на ландшафтный проект.
Оборудование: лист формата А4, простой карандаш (твердо-мягкий), цветные акварельные карандаши, ластик, линейка, циркуль, транспортир, художественная кисть, методические рекомендации.
Ход выполнения работы:
1. Внимательно ознакомьтесь с методическими рекомендациями.
2. На основе генерального плана (см. практическую работу №15) выполните аксонометрический чертеж территории в программе «Наш Сад» и оформите на листе А4.
Теоретический материал:
Ортогональные проекции предмета (виды спереди, сверху и сбоку) вместе с разрезами и сечениями позволяют выявить форму и размеры ландшафтного проекта и его частей как видимых, так и скрытых. Однако прямоугольные проекции не обладают достаточной наглядностью. Поэтому возникает необходимость в таких изображениях, которые, обладая наглядностью, вместе с тем давали бы представление и об относительных размерах предмета и его форме. Таким видом изображений являются аксонометрические проекции.
В практике проектирования и конструирования отдельных элементов аксонометрические проекции применяют как дополнительные проекции к ортогонально проекционному чертежу — для лучшего уяснения форм сооружения и устройства отдельных частей.
Аксонометрический чертеж – трехмерный чертеж на плоскости или в разрезе, также является компонентом генплана.
Практическая работа №17.
Разработка дендрологического плана. (2 часа)
Цель работы: способствовать формированию умения разрабатывать
дендрологический план.
Задачи:
- формирование целостной мыслительной деятельности на основе межпредметных связей;
- способствовать развитию у студентов творческого мышления;
- изучить технологию выполнения эскиза дендрологического плана.
Оборудование: лист формата А4, простой карандаш (твердо-мягкий), цветные акварельные карандаши, ластик, линейка, циркуль, транспортир, художественная кисть, методические рекомендации.
Ход выполнения работы:
1. Внимательно ознакомьтесь с методическими рекомендациями.
2. Рассмотрите способ изображения эскиза дендрологического плана на примере рисунка № 1.
3. На основе генерального плана (см. практическую работу № 15) выполните эскиз дендрологического плана в программе «Наш Сад» и оформите на листе А4.
4. Составьте ассортиментную ведомость растений (лист – задание № 2).
Теоретический материал:
Дендроплан - это план, отображающий размещение деревьев и кустарников на объекте, полученный в результате детальной проработки генерального плана в сопровождении ассортиментной ведомости.
Дендроплан составляется:
- при разработке проектной документации на строительство, капитальный ремонт и реконструкцию, в том числе объектов озеленения. В этом случае он обеспечивает выбор рационального размещения проектируемых объектов строительства с целью максимального сохранения здоровых и декоративных растений;
- при оформлении паспорта на существующий объект и служит для наглядного отображения фактического расположения и учета зеленых насаждений данного объекта.
На дендроплане должны быть особо выделены деревья:
- особо ценные;
- исторические;
- реликтовые;
- хвойные.
Выделение деревьев производится в виде увеличенного кружочка вокруг
дерева или цветом. Многоствольные деревья обозначаются символом одного дерева. Групповые посадки деревьев и кустарников при невозможности их обозначения отдельными кружками (в случае загущенных посадок) обозначаются овалом, размером, соответствующим площади участка (в масштабе), занимаемого группой. Поросль и самосев обозначаются аналогично кустарнику контуром с присвоением порядкового номера.
Погрешность размещения условного обозначения на дендроплане допускается 0,5 метра в натуре. Каждое нанесенное на дендроплан растение имеет свой порядковый номер, соответствующий номеру в ассортиментной ведомости. Дендроплан может изготавливаться на электронном или бумажном носителе М 1:100, 1:200, 1:500.
Таблица 1. Ассортиментная ведомость растений
№ п/п |
Наименование |
Кол-во |
1 |
Можжевельник казацкий (Juníperus sabína) |
9 |
2 |
Спирея японская (Spiraea japonica) |
3 |
3 |
Портулак махровый (Portulaca grandiflora) |
30 |
Лист – задание № 2
Таблица 1. Ассортиментная ведомость растений
№ п/п |
Наименование |
Кол-во |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рисунок № 1. Дендрологический план
Практическая работа №18.
Расчет сметы. (2 часа)
Цель работы: способствовать формированию умения выполнять расчет сметы затрат.
Задачи:
- формирование умения применять стандарты Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Системы проектной документации для строительства (СПДС), пользоваться строительными нормами и правилами (СНиП);
- способствовать развитию умения применять компьютерные программы при проектировании объектов озеленения;
- изучить технологию выполнения ландшафтного проекта.
Оборудование: простой карандаш (твердо-мягкий), сканер, Интернет-ресурсы, лицензионная компьютерная программа «Microsoft Office», «Наш Сад», методические рекомендации.
Ход выполнения работы:
1. Внимательно ознакомьтесь с методическими рекомендациями.
2. Выполните расчет сметы затрат по ландшафтному проекту.
Теоретический материал:
Локальная смета – это одна из первичных смет в проекте. Локальный сметный расчет производится для определения сметного уровня по отдельным видам работ предприятия. Сначала рассчитываем локальную смету на создание инженерных сооружений и МАФ, затем локальную смету на реконструкцию и создание зеленых насаждений.
Сводный сметный расчет обобщающий документ, определяющий сметную стоимость, составляемый по установленной форме и охватывающий затраты на все основные объекты и виды работ, включая подготовительные работы, резерв на непредвиденные работы и затраты, затраты на проектно-изыскательские работы.
Для оценки уровня эффектности работы получаемый результат –прибыль, сопоставляется с затратами или с использованием ресурсами.
Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности и прибыльности. Соизмерение прибыли с затратами или ресурсами характеризуется рентабельность. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы.
Таблица 1. Локальная смета
№ п/п |
Наименование работ и затрат |
Ед. из м. |
Кол- во |
Стоимость единицы, руб. |
Общая стоимость, руб. |
|
В т.ч: |
||||||
Ст-мость работ |
Ст-мость материала |
|||||
1 |
Очистка тер-ии от нежелательн. растительности (вручную) |
м2 |
|
|
|
|
2 |
Обработка тер-ии от камней |
м2 |
|
|
|
|
3 |
Вывоз мусора, образовавшегося в ходе работ |
кг |
|
|
|
|
4 |
и т.д. |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
||||
|
Накладные расходы |
% |
14,2 |
|
|
|
|
Транспортные расходы |
% |
3 |
|
|
|
|
Прибыль |
% |
8 |
|
|
|
|
Итого |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.