МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Оценка 4.7

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Оценка 4.7
Домашнее обучение
docx
русский язык
10 кл—11 кл
09.04.2020
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ    «РУССКИЙ ЯЗЫК»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
метод.рек.по сам.раб..docx

Министерство образования, науки и молодёжной политики Республики Коми

Государственное профессиональное образовательное учреждение
“Воркутинский политехнический техникум”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ 

 «РУССКИЙ ЯЗЫК»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воркута

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка……………………………………………………….….

Блок русского языка

Раздел 1-2. Введение. Язык и речь. Функциональные стили речи

Раздел 3. Лексика и фразеология………………………………………………..

Раздел 4. Фонетика, орфоэпия, графика и орфография………………………..

Раздел 5. Морфемика, словообразование, орфография……………………..…

Раздел 6. Морфология и орфография. Самостоятельные части речи…………

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация……………………………………………....

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследова­тельская работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося, а ее общий объем по учебной дисциплине определяется учебным планом.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по русскому языку  предназначены для изучения русского языка в ГПОУ "ВПТ", реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

           В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая:

-        чтение текста первоисточника;

-        чтение дополнительной литературы;

-        подготовка сообщений;

-        подготовка рефератов;

-        подготовка презентаций

-        составление плана текста;

-        составление схем, таблиц, алгоритмов;

-        конспектирование текста;

-        работа со словарями и справочниками;

-        анализ текста;

-        выполнение упражнений и тестовых заданий;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1- 2.  Введение. Язык и речь. Функциональные стили речи

I. Тема: Язык и его функции. Русский язык в современном мире.

Тема: Язык и культура.

Тема: Культура речи. Нормы русского языка.

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

Рефераты по темам: « Язык и его функции. Русский язык в современном мире». «Язык и культура». «Культура речи. Нормы русского языка».

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите предложенную литературу;

–самостоятельно дополните перечень источников на основе Интернет-ресурсов;

– напишите  план-конспект по обозначенной теме, пользуясь алгоритмом.

Алгоритм написания плана-конспекта:

- ознакомьтесь с предложенной литературой по теме;

-выделите информационно значимые места в тексте;

- составьте план конспекта;

- выделите в тексте тезисы в соответствии с составленным планом;

- обобщите материал и сформулируйте общие выводы.

- напишите реферат.

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1.  Введенская Л. А. Формы существования национального языка / Л. А. Введенская // Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – С. 12-19.

Интернет-ресурсы

http:// ru.convdocs.org/docs/index-23716.html

http://www.coolreferat.com

http://revolution.allbest.ru/languages/00228366

IIФункциональные стили.

Тема: Написание текстов различных функциональных стилей. Написание рефератов, подготовка презентаций.

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Анализ самостоятельно подобранного текста

А) Научного стиля.

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите предложенную литературу;

– самостоятельно подберите текст научного стиля, докажите его принадлежность к указанному стилю, выделив его стилеобразующие черты. Заполните таблицу:

Стилеобразующие черты

Примеры из текста

 

 

 

– выбранный текст необходимо приложить к работе.

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1.  Введенская Л. А. Научный стиль и его особенности / Л. А. Введенская // Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – С. 54-57.

Интернет-ресурсы

http://enc-dic.com/stylistic/Nauchn-stil-221/

http://www.studfiles.ru/dir/cat9/subj260/file13027/view135839.html

http://www.coolreferat.com/

        Б) Официально-делового стиля речи

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

Анализ предложенного текста (отрывок из рассказа В. М. Шукшина «Страдания молодого Ваганова»).

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите предложенную литературу по теме «Официально-деловой стиль речи;

прочитайте рассказ В. М. Шукшина «Страдания молодого Ваганова», проанализируйте приведенную в нем «характеристику».

Возможно ли отнести ее к официально-деловому стилю? Почему? Ответ аргументируйте, подберите примеры из текста.

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1.  Введенская Л. А. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие / Л. А. Введенская // Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – С. 58-62.

Интернет-ресурсы

http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/90

http://ru.science.wikia.com/wiki

http://www.coolreferat.com/

http://otherreferats.allbest.ru/languages/00171714_0.html

    В) Разговорного   стиля  речи

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

Анализ предложенного текста (рассказ В. М. Шукшина «Хозяин бани и огорода»).

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите предложенную литературу по теме «Разговорный стиль речи»;

прочитайте рассказ В. М. Шукшина «Хозяин бани и огорода», обращая особое внимание на диалоги.

– заполните таблицу:

Черты разговорного стиля

Примеры из текста

 

 

 

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1.  Введенская Л. А. Разговорная речь, ее особенности / Л. А. Введенская // Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – С. 65-68.

Интернет-ресурсы

http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/102-razgovornyistilrechi.html

http://otherreferats.allbest.ru/languages/00057753_0.html

http://velikayakultura.ru/kultura-rechi-russkiy-yazyk/razgovornyiy-stil

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=586956

 Г)  Художественного   стиля  речи

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

Картотеку «Средства художественной выразительности»

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите предложенную литературу по теме «Художественный стиль речи»;

– с помощью основной и дополнительной  литературы выделите основные  средства художественной выразительности, дайте им определения, подберите примеры. Задание может быть выполнено в форме таблицы:

Средства выразительности

Определения

Примеры из художественной литературы

 

 

 

 

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1.  Введенская Л. А.  Средства речевой выразительности / Л. А. Введенская // Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – С. 81-91.

Интернет-ресурсы

http://velikayakultura.ru/kultura-rechi-russkiy-yazyk/hudozhestvennyiy-stil-yazyik-i-osobennosti

http://enc-dic.com/stylistic/Hudozhestvenn-stil-rechi-ili-hudozhestvenno

http://litirus.ru/lektsii/hudozhestvennyiy-stil-rechi.html

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ»

Определите, к какому функциональному стилю принадлежат приведенные ниже тексты. Ответ аргументируйте.

1) Человек должен быть интеллигентен. А если его профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго: да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго. 

2)  К нашему большому сожалению, мы должны сообщить Вам, что партия лакокрасочных материалов, отгруженных Вами на судне "Ленинград" по контракту 27-005/40289, не соответствует по качеству нашим спецификациям, на основании которых был заключен контракт.

Согласно параграфу №.... в договоре, мы имеем право отказаться от приемки этой партии товара. Однако, принимая во внимание наши длительные деловые отношения и то обстоятельство, что предыдущие поставки лакокрасочных материалов в счет данного контракта были произведены в соответствии с условиями договора и надлежащего качества, мы согласны принять эту партию товара, если Вы предоставите нам скидку в 10%.

3) У ворот бабка Маланья повстречала соседку и стала громко рассказывать:

- Зовет Павел-то в Москву погостить. Прямо не знаю, что делать. Прямо ума не приложу.

"Приезжай, - говорит,- мама, шибко я по тебе соскучился".

Соседка что-то отвечала. Шурка не слышал что, а бабка ей громко:

- Оно, знамо дело, можно бы. Внучат ни разу не видела еще, только на карточке. Да шибко уж страшно...

Около них остановились еще две бабы, потом еще одна подошла, потом еще... Скоро вокруг бабки Маланьи собралось изрядно народа, и она снова и снова начинала рассказывать:

- Зовет Павел-то к себе, в Москву. Прямо не знаю, что делать...

Видно было, что все ей советуют ехать.

            4) ...Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, - с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св.Лаврентия. А "осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик". Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: "Много тенетника на бабье лето - осень ядреная"... Помню ранее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправить их в город, - непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге.

5) Функциональные стили как системы речевых средств отличаются, прежде всего,  тем, что эти средства обладают необходимым качеством - функциональной целесообразностью употребления. Эти специфические для каждого стиля средства определяются условиями, целями и задачами конкретного общения, т.е. экстралингвистическими факторами, и не разрушают единой системы общелитературного языка, который является нейтральной основой разных стилей. Специфические функциональные речевые средства и нейтральные общелитературные находятся в постоянном взаимодействии. Их соотношение между стилями и в пределах каждого функционального стиля изменчиво: общелитературные средства могут обособляться и закрепляться за определенной сферой общения, и, наоборот, специфические средства - переходить в разряд нейтральных.

6) Реклама работает на подсознательном уровне, обращается к иррациональному в природе человека. Ее влияние и глубже и сильнее, чем мы думаем, потешаясь над каким-нибудь слабоумным персонажем вроде пропагандиста бытовой техники. Кого и в чем может убедить этот шут гороховый? Оказалось - нас. Но не в том, что его товары дешевле и лучше, а совсем в другом - в преимуществе нового образа жизни.

От рекламы не требуется реализма. Задавая высокие нравственные стандарты, она порождает особое позитивное мышление. Задача рекламы состоит в том, чтобы потребитель подсознательно стремился отождествить себя с героем "коммершелз". Тогда он купит сковородку не для того, чтобы жарить яичницу, а для того, чтобы стать участником идеальной экранной жизни.

Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

Тема:  Сбор профессионализмов, терминологической лексики.

Написание рефератов  и докладов.

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

1.Не менее 10 слов терминологической лексики. Рефераты по темам.

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите предложенную литературу по теме «Профессиональные слова»;

– с помощью словаря определите  многозначные слова, имеющие отношение к терминологической профессиональной лексике;

– запишите найденные слова, определите прямое и переносное значение слов.

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1. Введенская Л. А.  Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007.

Интернет-ресурсы

http://slovari.gramota.ru

http://www.glossary.ru

http://www.lingvotech.com/priamoeperenosnoeznachenieslova

http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part3.htm

 

Раздел 4 Лексикология и фразеология.

Тема: «Стилистика и синонимические средства языка» ( в зависимости от модуля)

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

1.  Рефераты по темам.

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите предложенную литературу по теме «Лексика с точки зрения ее происхождения и употребления»;

 – используя дополнительную и справочную литературу, заполните таблицу (дополнительно).

Язык

Период

Примеры (4-5)

 

 

 

 

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1. Введенская Л. А.  Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007.

Интернет-ресурсы

http://www.xenoid.ru/materials/russkiy/uch_rus_lex09.php

http://padeji.ru/leksikologiya/leksika-russkogo-yazyka-s-tochki-zreniya-proiskhozhdeniya

http://www.yarus.aspu.ru/?id=226

 

 

Раздел 5. Морфемика, словообразование, орфография

Тема:  Определение способов образования профессионализмов. Написание рефератов на тему «Строение русского слова. Способы образования профессионализмов в профессиональной деятельности повара, кондитера/ машиниста трелёвочной машины/автомеханика».

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Рефераты по темам

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите литературу по теме «Способы словообразования»;

– заполните предложенную таблицу (дополнительно)

Способы словообразования

Примеры (3-4)

 

 

 

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1. Лекант П. А. Современный русский язык. – М.: Высшая школа, 2008.

2. Розенталь, Д. Э. Большой справочник по русскому языку. – М.: Оникс, 2008.

Интернет-ресурсы

http://5-ege.ru/sposoby-slovoobrazovaniya/

http://irgali.narod.ru/files/rus_lang/slovoobrazovanie1.htm

http://uchim.org/russkij-yazyk/sposoby-slovoobrazovaniya

 

Раздел 6. Морфология и орфография.

Тема:  Трудные случаи употребления именных частей речи. Написание рефератов.

«Имя существительное»

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Письменное задание

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите литературу по теме «Именные части речи», «Существительное»;

–  выполните задания:

1. Среди перечисленных существительных выберите личные: поэт, мошенник, винт, земляк, земля, сон, соня, сонник, грубость, грубиян, красота, красавчик, вояка, демократ, деревенщина, дочка.

            2. Выпишите нарицательные существительные: поэт, Некрасов, Токио, страна, столица, «Обломов», вещь, Иркут, иркутянин, Амур, Тузик, «Шипр», девушка, Маргарита.

            3. Определите одушевленность/неодушевленность существительных: толпа, козырь, туз, народ, матрешка, марионетка, игрушка, взвод, батальон, митинг, ферзь, коллектив.

            4. Распределите существительные по группам: 1) конкретные, 2) вещественные, 3) абстрактные, 4) собирательные: бархат, оптимизм, мошкара, картина, зачетка, честность, профессура, соль, сироп, деталь, ответственность, молодежь, листва, старье, тряпье, хлОпок, туфелька, детвора, ребенок, человечество, идея, вера, журнал, суп, крупа, вокзал.

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1. Малюшкин А. Б. Справочник и тренинг для подготовки к единому государственному экзамену.  – М.: ТЦ Сфера, 2013.

2. Миронова Н. И. Русский язык в таблицах и схемах. – М.: Эксмо,  2011.

3. Розенталь Д. Э. Большой справочник по русскому языку. – М.: Оникс, 2008.

Интернет-ресурсы

http://www.goldrussian.ru/imja-sushhestvitelnoe-kak-chast-rechi.html

http://morfema.ru/publ/7-1-0-22

 

«Имя прилагательное»

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Письменное задание

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите литературу по теме «Имя прилагательное»;

–  выполните задания:

1. Определите разряд прилагательных: малиновое варенье, малиновый шарф, задумчивый взгляд, иркутский техникум, лебяжий пух, птичий гомон, добрый совет, серебряный голос, серебряный кулон, туманный ответ, туманное утро, отцовский галстук, студенческое общежитие, древний мир, бабушкины очки, читальный зал, пристальное внимание, забывчивый человек, лисий хвост, лисий воротник, горячий привет, горячий чай, глухая полночь.

2. Раскройте скобки: (серо)зеленый плащ, отметить (тридцати)(пяти)летие, (автомобильно)тракторная мастерская, (жаро)понижающее средство, (свеже)выжатый сок, (васильково)синий цвет, (военно)административный округ, (северо)западный ветер, (пусто)порожние разговоры, (аэро)фото съемка, (высоко)идейное содержание, (бензо)заправочная станция, (ближне)восточный кризис, (высоко)поставленный чиновник.

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1. Малюшкин А. Б. Справочник и тренинг для подготовки к единому государственному экзамену.  – М.: ТЦ Сфера, 2013.

2. Миронова Н. И. Русский язык в таблицах и схемах. – М.: Эксмо,  2011.

3. Розенталь Д. Э. Большой справочник по русскому языку. – М.: Оникс, 2008.

Интернет-ресурсы

http://www.goldrussian.ru/imja-prilagatelnoe-kak-chast-rechi.html

http://padeji.ru/morfologiya/imya-prilagatelnoe-kak-chast-rechi

http://morfema.ru/publ/7-1-0-22

« Имя числительное»

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Письменное задание

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите литературу по теме «Склонение числительных»;

– просклоняйте числительные 84, 483, 555, 1995.

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1. Малюшкин А. Б. Справочник и тренинг для подготовки к единому государственному экзамену.  – М.: ТЦ Сфера, 2013.

2. Миронова Н. И. Русский язык в таблицах и схемах. – М.: Эксмо,  2011.

3. Розенталь Д. Э. Большой справочник по русскому языку. – М.: Оникс, 2008.

Интернет-ресурсы

http://www.goldrussian.ru/imja-chislitelnoe-kak-chast-rechi.html

http://rusolimp.kopeisk.ru/morfologia/?file=106

http://lik-bez.com/board/morfologija/chislitelnoe/imja_chislitelnoe_kak_chast_rechi/33-1-0-80

 

« Глагол»

Тема: Образование форм глагола. Употребление глагольных форм в речи.Написание рефератов.

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Письменное задание. Реферат.

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите литературу по теме «Глагол»;

– выполните задание:

1. Определите спряжение глаголов: выходить, узаконить, вытащить, бриться, дышать, засмотреться.

2. Определите вид глаголов: разжечь, раскалывать, уничтожать, разбросать, подытожить, отправить.

3. Определите переходность/непереходность глаголов: укоротить путь, отправиться в путь, рассказать анекдот, позвонить рано, поймать вора.

4. Составьте по два-три предложения: а) с глаголом в изъявительном наклонении; б) с глаголом в повелительном наклонении; в) с глаголом в сослагательном наклонении.

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1. Малюшкин А. Б. Справочник и тренинг для подготовки к единому государственному экзамену.  – М.: ТЦ Сфера, 2013.

2. Миронова Н. И. Русский язык в таблицах и схемах. – М.: Эксмо,  2011.

3. Розенталь Д. Э. Большой справочник по русскому языку. – М.: Оникс, 2008.

Интернет-ресурсы

http://www.goldrussian.ru/glagol-kak-chast-rechi/

http://padeji.ru/morfologiya/glagol-kak-chast-rechi

 

«Причастие»

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Таблицу «Правописание Н и НН в суффиксах причастий» (дополнительно)

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите литературу по теме «Правописание суффиксов причастий»;

– заполните таблицу

Н

НН

условия

примеры

условия

примеры

 

 

 

 

 

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1. Малюшкин А. Б. Справочник и тренинг для подготовки к единому государственному экзамену.  – М.: ТЦ Сфера, 2013.

2. Миронова Н. И. Русский язык в таблицах и схемах. – М.: Эксмо,  2011.

3. Розенталь Д. Э. Большой справочник по русскому языку. – М.: Оникс, 2008.

Интернет-ресурсы

http://www.goldrussian.ru/prichastie-kak-chast-rechi.html

http://lik-bez.com/board/morfologija/prichastie/prichastie_kak_chast_rechi/36-1-0-165

 

«Наречие»

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Таблицу «Слитное, раздельное и дефисное написание наречий»

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите литературу по теме «Правописание наречий»;

– заполните таблицу (дополнительно)

Слитно

Раздельно

Через дефис

Условия

примеры

условия

примеры

условия

примеры

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1. Малюшкин А. Б. Справочник и тренинг для подготовки к единому государственному экзамену.  – М.: ТЦ Сфера, 2013.

2. Миронова Н. И. Русский язык в таблицах и схемах. – М.: Эксмо,  2011.

3. Розенталь Д. Э. Большой справочник по русскому языку. – М.: Оникс, 2008.

Интернет-ресурсы

http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=narechie_kak_chast_rechi

http://padeji.ru/narechie/narechie-kak-chast-rechi

http://www.goldrussian.ru/narechie-kak-chast-rechi.html

 

 

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация

Тема:  Словосочетание. Употребление словосочетаний в речи. Написание рефератов.

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Письменное задание. Рефераты.

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите литературу по теме «Словосочетание»;

– определите виды синтаксической связи в словосочетаниях:

Полная поддержка, дом из камня, туман перед рассветом, восторженно отзываться, повадки лисы, говорить тихо, серьезный разговор, по-настоящему полезно, кофе по-арабски, сделать с умыслом, боязнь отстать, говорить открыто, березовая роща, холодок вечера, вечерний холодок, сигнальные огни, цвет бордо, серебристый иней,  прогулка верхом, яркий свет.

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1. Лекант П. А. Современный русский язык. – М.: Высшая школа, 2008.

2. Розенталь, Д. Э. Большой справочник по русскому языку. – М.: Оникс, 2008.

Интернет-ресурсы

http://russkiy-na-5.ru/articles/436

http://4students.info/

http://www.madrace.ru/sintaksis/kurs-osnovnie-ponyatiya-sintaksisa/tipi-slovosochetaniy

 

Тема: Способы выражения подлежащего и сказуемого в текстах на техническую тему/ тему кулинарии. Написание рефератов.

 

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Рефераты по теме.

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите литературу по теме;

– заполните предложенную таблицу (дополнительно):

Виды предложений

примеры

по цели высказывания:

а)

б)

в)

 

по эмоциональной окраске

а)

б)

 

по структуре

а)

б)

 

утвердительные и отрицательные

 

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1. Лекант П. А. Современный русский язык. – М.: Высшая школа, 2008.

2. Розенталь, Д. Э. Большой справочник по русскому языку. – М.: Оникс, 2008.

Интернет-ресурсы

http://www.orfo.ru/Tutorial/html/Def_SentType.htm

http://www.licey.net/russian/syntax/part1

http://elhow.ru/ucheba/russkij-jazyk/sintaksis/chto-takoe-prostoe-predlozhenie

 

Тема:  Односоставные предложения

По итогам выполнения студент  должен представить:

  1. Письменное задание

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите литературу по теме;

– выполните  задание:

Распределите предложения по группам: а) определенно-личные; б) неопределенно-личные; в) обобщенно-личные; г) безличные; д) назывные:

1. Вот заскрипело где-то вдалеке, завыло прерывисто и печально. 2. Ветер, ветер на всем белом свете. 3. Хочется сесть у костра, слушать шум леса и треск дров. 4. Пустой мешок не поставишь стоймя. 5. Стою один среди равнины голой. 6. Что нового в газетах пишут? 7. Смеркается зимой рано. 8. Не хочу ни утомлять, ни расстраивать вас. 9. Вижу его лицо, простое, загорелое. 10. Волны, чайки и свежий ветер. 11. Повеет полем, первой бороздой. 12. Что посеешь, то и пожнешь. 13. Вам звонят. 14. Давай останемся здесь до завтра. 15. За окном темнеет.

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1. Лекант П. А. Современный русский язык. – М.: Высшая школа, 2008.

2. Розенталь, Д. Э. Большой справочник по русскому языку. – М.: Оникс, 2008.

Интернет-ресурсы

http://www.licey.net/russian/syntax/r1_1_8

http://bugaga.net.ru/ege/rus/odnosostav.php

http://lit-ru.ru/files/odnosostav_pred.htm

 

Тема:  Второстепенные члены предложений. Осложнённые предложении в текстах технического характера/ на тему кулинарии. Написание рефератов.

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

Сравнительную таблицу «Однородные и неоднородные определения»

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите литературу по теме «Однородные и неоднородные определения»;

– заполните таблицу:

однородные определения

неоднородные определения

 

 

 

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1. Лекант П. А. Современный русский язык. – М.: Высшая школа, 2008.

2. Розенталь, Д. Э. Большой справочник по русскому языку. – М.: Оникс, 2008.

Интернет-ресурсы

http://rustest.edu.ru/rules/punktuazia/odnopod/3268/

http://www.gramota.ru/class/coach/punct/45_190

http://pravopisanie_i_stilistika.academic.ru/85/

 

Тема:  Предложения с обособленными определениями

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Тестовые задания

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите литературу по теме;

– выполните тестовые задания:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:

1. Он сумел заметить сдержанную оживленность (1) играющую в лице Анны (2) и (3) порхающую между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой (4) изгибавшей ее румяные губы.

А) 1, 4                 Б) 2, 3, 4                       В) 1, 2, 3                              Г) 4

            2. Снежок (1) выпавший ночью (2) тая у нас на глазах (3) делает склон еще более скользким.

А) 1, 2                 Б) 1, 2, 3                       В) 1, 3                                 Г) 2, 3

            3. За дорогой (1) блестевшей мелкой муравой (2) рожь (3) клонясь в вечернем свете (4) лоснилась против солнца (5) уходившего в небо.

А) 1, 3, 4, 5         Б) 1, 2, 3, 4, 5                В) 2, 3, 4, 5                        Г) 1, 2, 3, 4

            4. Алексей обратил внимание на ее взгляд (1) доверчивый (2) и одновременно (3) озабоченный (4) совсем ей не присущий.

А) 1, 4               Б) 1, 2, 4                        В) 1, 3, 4                                Г) 2, 3, 4

            5. Оставаться в крепости (1) подвластной Пугачеву (2) и управляемой Швабриным (3) было невозможно.

А) 1, 2              Б) 1                                 В) 1, 3                                   Г) 1, 2, 3

            6. Возмущенный до глубины души (1) он (2) стиснув зубы (3) и сжав кулаки (4) бросился на них.

А) 1, 2, 4         Б) 2, 4                             В) 1, 2, 3, 4,                          

            7. Ущелья (1) усеянные громадами скал (2) и (3) остроглавые гребни (4) пересекающие белогорья (5) были для нас серьезными препятствиями.

А) 1, 2, 3, 4, 5   Б) 1, 2, 3, 4                 В) 1, 2, 3, 5                           Г) 1, 2, 4, 5

            8. Слова (1) образованные от географических названий (2)  довольно часто ставят перед говорящим и пишущим (3) вопросы (4) связанные с нормативным словоупотреблением.

А) 2, 3               Б) 1, 2, 4                       В) 2, 4                                   Г) 1, 3, 4

            9. Ручеек (1) добежавший до моря (2) увидя перед собой неоглядные просторы (3) не должен забывать родник (4) начавший его путь.

А) 1, 3, 4          Б) 2, 3, 4                        В) 1, 2, 4                              Г) 1, 2, 3, 4

            10. Алексей (1) улыбающийся (2) и (3) сдерживающий волнение (4) поднялся (5) опираясь руками на стол.

А) 1, 2, 5         Б) 1, 2, 3, 4                    В) 1, 2, 3                                Г) 1, 4, 5

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1. Лекант П. А. Современный русский язык. – М.: Высшая школа, 2008.

2. Розенталь, Д. Э. Большой справочник по русскому языку. – М.: Оникс, 2008.

Интернет-ресурсы

http://www.textologia.ru/slovari/lingvisticheskie-terminy/obosoblennie-opredeleniya/

http://www.lingvotech.com/oo

http://jewish-books.ru/rozental/spravochnik-po-russkomu-yazyku-punktuacziya/5/2-1.htm

 

Тема:  Предложения с уточняющими членами

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Конспект «Обособление уточняющих членов предложения»

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите литературу по теме;

– напишите конспект «Обособление уточняющих членов предложения»

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1. Лекант П. А. Современный русский язык. – М.: Высшая школа, 2008.

2. Розенталь, Д. Э. Большой справочник по русскому языку. – М.: Оникс, 2008.

Интернет-ресурсы

http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/274

http://dic.academic.ru/dic.nsf/lingvistic/1758

http://www.licey.net/russian/syntax/r1_2_8

http://znanija.com/task/1742216

 

Тема:  Вводные слова и знаки препинания при них

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Таблицу «Значения вводных слов»
  2. Алгоритм «Разграничение вводных и невводных слов»

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите литературу по теме;

– заполните таблицу:

значения

примеры

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1. Лекант П. А. Современный русский язык. – М.: Высшая школа, 2008.

2. Розенталь, Д. Э. Большой справочник по русскому языку. – М.: Оникс, 2008.

Интернет-ресурсы

http://evartist.narod.ru/text1/47.htm

http://www.lingvotech.com/vvod

http://www.gramota.ru/spravka/punctum/punctum_attach2/

http://www.licey.net/russian/syntax/r1_2_10

 

Тема:  Знаки препинания при прямой речи

 

По итогам выполнения обучающийся  должен представить:

  1. Письменное задание

Методические указания / инструкция по выполнению самостоятельной работы:

– изучите литературу по теме;

– подберите по два-три примера из художественной литературы к случаям, когда:

а) слова автора стоят перед прямой речью;

б) слова автора стоят после прямой речи;

в) слова автора разрывают прямую речь

г) прямая речь находится внутри слов автора;

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 9-е изд. – М.: Русское слово, 2012.

2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В. Ф. Греков, С. Е. Чешко. – 47-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная

1. Лекант П. А. Современный русский язык. – М.: Высшая школа, 2008.

2. Розенталь, Д. Э. Большой справочник по русскому языку. – М.: Оникс, 2008.

Интернет-ресурсы

http://www.rusyaz.ru/pr/pzpr.html

http://www.lingvotech.com/znaki_prepinaniya_pri_pryamoy_rechi

http://www.ahmerov.com/book_1197_chapter_150_Znaki_prepinanija_pri_prjamojj_rechi.html

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Министерство образования, науки и молодёжной политики

СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка………………………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка………………………………………………………

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследова­ тельская работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследова­ тельская работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного…

Раздел 1- 2. Введение. Язык и речь

Раздел 1- 2. Введение. Язык и речь

Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах /

Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах /

Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах /

Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах /

Согласно параграфу №.... в договоре, мы имеем право отказаться от приемки этой партии товара

Согласно параграфу №.... в договоре, мы имеем право отказаться от приемки этой партии товара

Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Раздел 5. Морфемика, словообразование, орфография

Раздел 5. Морфемика, словообразование, орфография

Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений /

Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений /

Рекомендуемая литература: Основная 1

Рекомендуемая литература: Основная 1

Таблицу «Правописание Н и НН в суффиксах причастий» (дополнительно)

Таблицу «Правописание Н и НН в суффиксах причастий» (дополнительно)

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация

Раздел 7. Синтаксис и пунктуация

Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах /

Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах /

Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений /

Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений /

А) 1, 2, 5 Б) 1, 2, 3, 4

А) 1, 2, 5 Б) 1, 2, 3, 4

Рекомендуемая литература: Основная 1

Рекомендуемая литература: Основная 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2020