Министерство образования и науки Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Чапаевский губернский колледж им. О.Колычева»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ
по выполнению лабораторных работ в табличном процессоре MS Excel (задачи оптимизации)
МДК 04.01 Технология использования прикладного программного обеспечения для персонального компьютера
специальность 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
Чапаевск, 2021 год
Публикуется на основании решения
Методического совета ГБПОУ СОЧГК им. О.Колычева
Протокол № 2 от 20.01.2021
Составитель: Дикова В.Г., преподаватель общепрофессиональных и специальных дисциплин образовательной программы среднего
профессионального образования ППССЗ ГБПОУ
СОЧГК им. О.Колычева
Редактор: Захарова Е.М., зав. отделением по учебно-методической работе образовательной программы среднего профессионального образования ГБПОУ СОЧГК им. О.Колычева
Рецензент: Денисов А.В., заместитель главного
специалиста отдела АСУ начальника отдела
АО «Промсинтез» г.о. Чапаевск
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы при формировании практических навыков использования функциональных возможностей табличного процессора MS Excel как представителя современного прикладного программного обеспечения персонального компьютера. Тематика лабораторных работ соответствует программе учебной дисциплины. При разработке пособия использовались учебники, рекомендуемые программой, и информационные ресурсы сети Интернет
Содержание
Пояснительная записка |
|
4 |
Лабораторная работа №1. «Табличный процессор MS Excel. Построение простейших таблиц» |
|
5 |
Лабораторная работа №2. «Табличный процессор MS Excel: автоматизация расчетов» |
|
7 |
Лабораторная работа № 3. «Задачи оптимизации» |
|
10 |
Лабораторная работа № 4. «Целочисленная оптимизация» |
|
16 |
Лабораторная работа № 5. «Прибыль от вложения капитала» |
|
19 |
Лабораторная работа № 6. «Составление сметы и расчет себестоимости» |
|
26 |
Список источников информации |
|
30 |
Пояснительная записка
Методические рекомендации разработаны в помощь студентам специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы для использования функциональных возможностей табличного процессора MS Excel при решении задач оптимизации.
При разработке лабораторных работ учитывались требования к результатам освоения учебной дисциплины, сформулированные в ФГОС СПО III поколения.
В результате освоения раздела обучающийся должен овладеть общими и профессиональными компетенциями:
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
Лабораторные работы могут быть использованы студентами и преподавателями данной дисциплины при подготовке к учебным занятиям.
Лабораторная работа №1
«Табличный процессор MS Excel. Построение простейших таблиц»
Цель работы: знакомство с интерфейсом табличного процессора MS Excel; формирование навыков составления и форматирования простейших таблиц
Постановка задачи: составить таблицу отчета некоторой фирмы по продажам фруктов в различных районах города.
1. Запустите табличный процессор MS Excel. Внимательно изучите устройство пользовательского интерфейса процессора при помощи лекционного материала.
2. На листе рабочей книги создайте заготовку для таблицы следующего форматирования и содержания:
|
Яблоки |
Груши |
Виноград |
Бананы |
Апель сины |
Северный |
|
|
|
|
|
Южный |
|
|
|
|
|
Восточный |
|
|
|
|
|
Западный |
|
|
|
|
|
Центральный |
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
3. Поместите в таблицу информацию о продажах продукции (в килограммах) по различным районам города. Последняя строка должна содержать формулы вычисления итоговых сведений по каждому виду товара.
4. Далее необходимо создать таблицу, вычисляющую валовую прибыль по видам продукции в целом по фирме. Для этого ниже создайте следующую таблицу:
|
Количество |
Цена |
Стоимость |
Яблоки |
|
|
|
Груши |
|
|
|
Виноград |
|
|
|
Бананы |
|
|
|
Апельсины |
|
|
|
5. Во второй столбец таблицы (Количество) поместите ссылки на соответствующие итоговые ячейки в предыдущей таблице.
6. Заполните столбец Цена исходными данными по стоимости продукции.
7. Значение ячеек в столбце Стоимость определите при помощи формул, перемножающих соответствующие ячейки в столбцах Цена и Количество.
8. Далее необходимо снабдить отчет итоговыми значениями. Для этого необходимо создать следующую таблицу:
Район |
Объем продаж |
Северный |
|
Южный |
|
Восточный |
|
Западный |
|
Центральный |
|
ИТОГО по фирме: |
|
9. Введите формулы расчета валового объема продаж по отдельным районам и фирме в целом.
10. Используя инструмент Автоформатирования, приведите форматы таблиц к одному из предложенных образцов.
Лабораторная работа №2
«Табличный процессор MS Excel: автоматизация расчетов»
Цель работы: – формирование навыков использования электронных таблиц для автоматизации расчетов;
– закрепление навыков составления и форматирования таблиц, использования формул и функций.
Постановка задачи: Руководство коммерческой организации должно составить штатное расписание, т.е. определить, сколько сотрудников, на каких должностях и с каким окладом необходимо принять на работу. Общий фонд заработной платы составляет $10 000.
Допустим, что для нормальной работы коммерческой организации необходимо:
1 генеральный директор; |
1 технический директор; |
1 коммерческий директор; |
3 начальника отделов; |
1 бухгалтер |
10-12 менеджеров старшего звена; |
8-10 клерков; |
5-7 секретарей. |
(На некоторых должностях число людей может меняться. Например, зная, что найти секретарей трудно, руководитель может принять решение сократить их число, чтобы увеличить оклад каждой из них.)
Итак, принимаем следующую модель решения задачи. За основу берем оклад секретаря, а все остальные вычисляются через него: во столько-то раз или на столько-то больше. Говоря математическим языком, каждый оклад является линейной функцией от оклада секретаря:
А * С + В, где С – оклад секретаря;
А и В – коэффициенты для каждой должности.
Допустим, руководство решило, что
|
А |
В |
клерк должен получать в 1,5 раза больше секретаря |
1,5 |
0 |
менеджер – в 3 раза больше секретаря |
3 |
0 |
начальник отдела на $30 больше, чем менеджер |
3 |
30 |
бухгалтер в 2 раза больше секретаря |
2 |
0 |
технический директор на $40 больше бухгалтера |
1,5 |
40 |
коммерческий директор в 4 раза больше секретаря |
4 |
0 |
генеральный директор на $20 больше коммерческого директора |
4 |
20 |
Задав количество человек для каждой должности можно составить уравнение:
N1*(A1*C+B1)+N2*(A2*C+B2)+…+N8*(A8*C+B8)=10000,
где Ni – количество каждой группы персонала; Ai, Bi – соответствующие коэффициенты.
Ясно, что при таком количестве неизвестных решить данное уравнение стандартными методами невозможно. Остается решать его путем подбора.
1. Используя в качестве примера приведенный ниже рисунок, создайте структуру таблицы и заполните ее исходными данными (коэффициенты, должности, предполагаемое количество сотрудников, зарплату секретаря).
2. В столбце Зарплата необходимо вычислить таковую по формуле А*С+В. Следует заметить, что ссылка на ячейку с зарплатой секретаря (С) должна быть абсолютной, тогда при копировании формулы не произойдет ошибки. Наиболее удачным способом абсолютной адресации является именование ячейки.
Ячейке с зарплатой секретаря (на рисунке – Н3) присвойте имя С. Для чего необходимо выделить эту ячейку, затем перейти в поле имени, щелкнув левой кнопкой мыши, и ввести имя ячейки, завершив ввод нажатием клавиши Enter.
В нашем примере (см. рисунок) в ячейку D3 необходимо ввести формулу А3*С+В3, а затем скопировать ее на диапазон D4:D10 (при копировании относительные ссылки изменятся, а абсолютная ссылка на ячейку с именем С – нет).
3. В столбце Суммарная зарплата вычислите зарплату всех сотрудников по каждой должности.
4. Определите суммарный месячный фонд заработной платы, воспользовавшись функцией автосуммирования.
5. На этом построение таблицы закончено. Далее необходимо, изменяя заработную плату секретаря или количество тех или иных сотрудников добиться того, чтобы полученный суммарный месячный заработок был как можно более близок к расчетной сумме в $10 000.
6. На другом листе рабочей книги подготовьте три варианта штатного расписания. Для этого при каждом удачном подборе скопируйте значения с исходной таблицы на другой лист.
7. Сохраните файл.
8. Завершите работу с MS Excel.
Лабораторная работа № 3. «Задачи оптимизации»
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Фирма производит две модели А и В сборных книжных полок.
Их производство ограничено наличием сырья (высококачественных досок) и временем машинной обработки. Для каждого изделия модели А требуется 3 м2 досок, а для изделия модели В — 4м2. Фирма может получать от своих поставщиков до 1700 м2 досок в неделю. Для каждого изделия модели А требуется 12 мин машинного времени, а для изделия модели В — 30 мин. В неделю можно использовать 160 ч машинного времени. Сколько изделий каждой модели следует выпускать фирме в неделю, если каждое изделие модели А приносит 2 долл. прибыли, а каждое изделие модели В — 4 долл. прибыли?
Решение.
Составим математическую модель.
Обозначим:
х — количество изделий модели А, выпускаемых в течение недели
у — количество изделий модели В.
Прибыль от этих изделий равна 2х+4у долл. Эту прибыль нужно максимизировать. Функция, для которой ищется экстремум (максимум или минимум), носит название целевой функции. Беспредельному увеличению количества изделий препятствуют ограничения. Ограничено количество материала для полок, отсюда неравенство
Зх + 4у < 1700.
Ограничено машинное время на изготовление полок. На изделие А уходит 0.2 часа, на изделие В — 0.5 часа, а всего не более 160 ч, поэтому
0.2* + 0.5у < 160.
Кроме того, количество изделий — неотрицательное число, поэтому
х > 0, у > 0.
Формально наша задача оптимизации записывается так:
Теперь решим эту задачу в Excel.
Создайте новую рабочую книгу, сохраните ее. Дайте первому листу имя "Полки".
Введите в ячейки рабочего листа информацию (рис. 1). Ячейкам В2 и ВЗ присвойте имена х и у (необходимо присвоить имена ячейкам, установив тем самым абсолютную адресацию). В ячейках С6, С9 и С10 представлены формулы, занесенные в соответствующие ячейки столбца В.
|
А
|
В
|
С
|
D
|
1
|
Переменные
|
|
|
|
2
|
Изделие А
|
0
|
X
|
|
3
|
Изделие В
|
0
|
У
|
|
4
|
|
|
|
|
5
|
Целевая функция
|
|
|
|
6
|
Прибыль
|
0
|
=2*х+4*у
|
|
7
|
|
|
|
|
8
|
Ограничения
|
|
|
|
9
|
Материал
|
0
|
=3*х+4*у
|
<=1700
|
10
|
Время изготовления
|
0
|
=0.2*х+0.5*у
|
<=160
|
Рис. 1
Выделим ячейку, в которой вычисляется целевая функция, и вызовем «Решатель» ("Сервис/Поиск решения"). В диалоговом окне в поле ввода "Установить целевую ячейку:" уже содержится адрес ячейки с целевой функцией $В$6. Установим переключатель: "Равной максимальному значению". Перейдем к полю ввода "Изменяя ячейки:". В нашем случае достаточно щелкнуть кнопку "Предположить" и в поле ввода появится адрес блока $В$2:$В$3.
Перейдем к вводу ограничений. Щелкнем кнопку "Добавить". Появится диалоговое окно "Добавление ограничения". В поле ввода "Ссылка на ячейку:" укажите $В$9. Правее расположен выпадающий список с условными операторами (раскройте его и посмотрите). Выберем условие <=. В поле ввода "Ограничение:" введите число 1700. У нас есть еще одно ограничение, поэтому, не выходя из этого диалогового окна, щелкните кнопку "Добавить" и введите ограничение $В$10<=160. Ввод ограничений закончен, поэтому нажмите "ОК". Вы вновь окажетесь в диалоговом окне "Поиск решения". Вы увидите введенные ограничения $В$10<=160 и $В$9<=1700. Справа имеются кнопки "Изменить" и "Удалить". С их помощью Вы можете изменить ограничение или стереть его. (Если Вы используете Excel 5.0/7.0, то Вы должны ввести еще одно ограничение $В$2:$В$3>=0.)
Щелкните кнопку "Параметры". Вы окажетесь в диалоговом окне "Параметры поиска решения". Чтобы узнать назначение полей ввода этого окна, щелкните кнопку "Справка". Менять ничего не будем, только установим два флажка: "Линейная модель" (так как наши ограничения и целевая функция являются линейными по переменным х и у) и "Неотрицательные значения" (для переменных х и у). В Excel 5.0/7.0 этот последний флажок отсутствует, поэтому и нужно было вводить ограничение $В$2:$В$3>=0.). Щелкнем "ОК" и окажемся в исходном окне.
Мы полностью подготовили задачу оптимизации. Нажимаем кнопку "Выполнить". Появляется диалоговое окно "Результаты поиска решения". В нем мы читаем сообщение "Решение найдено. Все ограничения и условия оптимальности выполнены". На выбор предлагаются варианты: "Сохранить найденное решение" или "Восстановить исходные значения". Выбираем первое. Можно также вывести отчеты: по результатам, по устойчивости, по пределам. Выделите их все, чтобы иметь представление о том, какая информация в них размещена. Здесь мы не будем комментировать эти отчеты, так как их полное понимание требует существенного углубления в методы оптимизации..
После нажатия "ОК" вид таблицы меняется: в ячейках х и у появляются оптимальные значения.
Числовые данные примера специально подобраны, поэтому в ответе получились круглые цифры: изделие А нужно выпускать в количестве 300 штук в неделю, а изделие В — 200 штук. Соответственно пересчитываются все формулы. Целевая функция достигает значения 1400.
Замечание. Ограничения можно было ввести в Решатель быстрее. Нужно было ввести в В9:В10 формулы =3*х+4*у-1700 и =0.2*х+0.5*у-160. Тогда ограничения можно было задать блоком $В$9:$В$10<=0. В случае большого количества ограничений это существенно ускорит подготовку задачи.
Упражнение 1. Недельный фонд времени уменьшился из-за планового ремонта и составляет 150 ч. Измените ограничение и убедитесь, что получатся дробные решения. Поэтому данную задачу нужно формулировать как целочисленную.
Упражнение 2. Фирме требуется уголь с содержанием фосфора не более 0,03% и с примесью пепла не более 3,25%. Доступны три сорта угля А, В, и С. по следующим ценам (за тонну):
Сорт угля |
Фосфор (%) |
Пепел (%) |
Цена |
А |
0,06 |
2,0 |
30 |
В |
0,04 |
4,0 |
30 |
С |
0,02 |
3,0 |
45 |
Как их следует смешать, чтобы удовлетворить ограничениям на применение и минимизировать цену?
(Ответ: А – 1/12, В – 4/12, С – 7/12. Цена 38,75 за тонну.)
Упражнение 3. Фирма производит два продукта А и В, рынок сбыта которых неограничен. Каждый продукт должен быть обработан каждой машиной I, II и III. Время обработки в часах для каждого из изделий А и В приведено ниже:
|
I |
II |
III |
A |
0.5 |
0.4 |
0.2 |
B |
0.25 |
0.3 |
0.4 |
Время работы машин I, II и III соответственно 40, 36 и 36 часов в неделю. Прибыль от изделий А и В составляет соответственно 5 и 3 доллара. Фирме надо определить недельные нормы выпуска изделий А и В, максимизирующие прибыль.
Упражнение 4. Фирма занимается составлением диеты, содержащий по крайней мере 20 ед. белков, 30 ед. углеводов, 10 ед. жиров, 40 ед. витаминов. Как дешевле достичь этого при указанных ценах на продукты:
|
Хлеб |
Соя |
Рыба |
Фрукты |
Молоко |
Белки |
2 |
12 |
10 |
1 |
2 |
Углеводы |
12 |
0 |
0 |
4 |
3 |
Жиры |
1 |
8 |
3 |
0 |
4 |
Витамины |
2 |
2 |
4 |
6 |
2 |
Цена |
12 |
36 |
32 |
18 |
10 |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
«ЦЕЛОЧИСЛЕННАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ»
Задача 1. Фирма выпускает два набора удобрений для газонов: обычный и улучшенный. В обычный набор входят 3 фунта азотных, 4 фунта фосфорных и один фунт калийных удобрений, а в улучшенный — 2 фунта азотных, 6 фунтов фосфорных и 2 фунта калийных удобрений. Известно, что для некоторого газона требуется, по меньшей мере, 10 фунтов азотных, 20 фунтов фосфорных и 7 фунтов калийных удобрений. Обычный набор стоит 3 долл., а улучшенный — 4 долл. Сколько и каких наборов удобрений надо купить, чтобы обеспечить эффективное питание почвы и минимизировать стоимость?
Решение. Как и в предыдущем примере, задачу нужно перевести на математический язык. Пусть х — количество обычных наборов удобрений, у — количество улучшенных наборов удобрений. f(x,y) = Зх + 4у à (min) при ограничениях:
Можно непосредственно запрограммировать в Excel эти неравенства, но мы воспользуемся возможностями Excel, чтобы сделать решение более выразительным.
|
А
|
В
|
С
|
D
|
Е
|
F
|
1
|
|
азотные
|
фосфорные
|
калиевые
|
цена
|
количество
|
2
|
обычный набор
|
3
|
4
|
1
|
3
|
0
|
3
|
улучшенный набор
|
2
|
6
|
2
|
4
|
0
|
4
|
|
|
|
|
|
|
5
|
требуется >=
|
10
|
20
|
7
|
Общая цена
|
|
6
|
ограничения
|
-10
|
-20
|
-7
|
0
|
|
Рисунок 1. Таблица значений
В таблице имеются формулы. В В6 =СУММПРОИЗВ( В2:ВЗ, $F$2:$F$3) - В5. Она скопирована в C6:D6. Она скопирована также в Е6 и там скорректирована (убрано вычитаемое Е5).
Выделим ячейку с целевой функцией и вызовем "Сервис/ Поиск решения". В диалоговом окне укажем: "Установить целевую ячейку:" $Е$6, "минимальное значение", "изменяя ячейки" $F$2:$F$3, "ограничения" $B$6:$D$6>=0. В окне "Параметры" установим флажок "Линейная модель" и "Неотрицательные значения". Запустим выполнение. Поиск решения вернет результат: х= 1.5,у = 2.75. Целевая функция равна 15.5.
Но наборы удобрений нельзя покупать частями! Нужно наложить еще одно ограничение: х,у — целые числа. Вновь вызываем Решатель, нажимаем кнопку "Добавить" и в диалоговом окне "Добавление ограничения" указываем, что $F$2:$F$3 – целые (в том же выпадающем списке, откуда ранее мы выбирали символ для ограничения). Нажимаем "ОК.". Видим, что добавлено новое ограничение: $Р$2:$Р$3=целое. Запустим выполнение. На этот раз получим значение целевой функции 17 (естественно, оно ухудшилось), а количество наборов стало таким: х — 3, у = 2. Обратите внимание, что эти значения вовсе не являются результатом округления в большую сторону значений хну, полученных без ограничения целочисленности. (Проверьте, что х = 2, у - 3 дают худший результат.)
ЗАДАЧА 2. В контейнер упакованы комплектующие изделия трех типов. Стоимость и вес одного изделия составляют 400 руб. и 12 кг для первого типа, 500 руб. и 16 кг для второго типа, 600 руб. и 15 кг для третьего типа. Общий вес комплектующих равен 326 кг. Определить максимальную и минимальную возможную суммарную стоимость находящихся в контейнере комплектующих изделий.
К задачам целочисленного программирования относят также задачи, где некоторые переменные могут принимать всего два значения: 0 и 1. Такие переменные называют булевыми, двоичными, бинарными.
ЗАДАЧА 3. Имеются 6 предметов, каждый из которых характеризуется весом и ценой. Нужно выбрать из них такие предметы, чтобы их общий вес не превышал 12, а суммарная цена была максимальной (так называемая "задача о рюкзаке").
Решение. В блоке А2:А6 размещены условные названия предметов, а в соседних столбцах — их вес и цена. В блоке D2:D6 фиксируется наличие (1) или отсутствие (0) предмета в наборе. Блокам даны имена в соответствии с их заголовками. В Решателе задаем: максимизировать $А$11 по переменным "наличие" при ограничениях $А$9<=0 и наличие=двоичное. Последнее ограничение задается так. В диалоговом окне "Добавление ограничения" сначала нажимаем F3 и вставляем имя "наличие", в выпадающем списке выбираем "двоич". После запуска решателя он выдает сообщение, что не смог найти решение. При этом значение целевой ячейки равно 23, а двоичные значения: 0, 1, 0, 0, 1, 0, т.е. нужно выбрать второй и пятый предметы.
|
А
|
В
|
С
|
D
|
1
|
Предмет
|
Вес
|
Цена
|
Наличие
|
2
|
х1
|
9
|
20
|
0
|
3
|
х2
|
8
|
16
|
0
|
4
|
хЗ
|
6
|
11
|
0
|
5
|
х4
|
5
|
9
|
0
|
6
|
х5
|
4
|
7
|
0
|
7
|
х6
|
1
|
1
|
0
|
8
|
|
|
|
|
9
|
-12
|
=СУММПРОИЗВ(Наличие,Вес)-12
|
||
10
|
|
|
|
|
11
|
0
|
=СУММПРОИЗВ(Наличие,Цена)
|
Рисунок 2. Таблица формул
ЗАДАЧА 4. Наложите на блок "Наличие" пользовательский формат, чтобы вместо единиц и нулей выводились слова "да" и "нет". К счастью, в нашем примере всего шесть двоичных переменных, поэтому оптимальное решение можно получить прямым перебором.
ЗАДАЧА 5. Прямоугольный параллелепипед имеет длину а, ширину b и высоту h. Длина а может принимать только три значения: 4.25, 5.5, 6.75. Площадь поверхности параллелепипеда не превышает 5. Выбрать а, b и h так, чтобы объем параллелепипеда был максимален.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5.
«ПРИБЫЛЬ ОТ ВЛОЖЕНИЯ КАПИТАЛА»
Сначала постройте таблицу для расчета, реализующего «нулевой» вариант, т.е. задайте такое значение рентабельности капитала, при котором в конце последнего периода будет получена прибыль, равная нулю. Этот результат будет достигнут, если взять рентабельность капитала за период равной процентной ставке за период (36% / 12). «Нулевой» вариант будет играть роль контрольного (тестового), а полученную таблицу (рис. 56) в дальнейшем можно использовать как инструмент для решения поставленной финансовой задачи.
Вы взяли кредит в банке и хотите вложить деньги так, чтобы получить прибыль. Каким должен быть оборот денежных средств, чтобы не только расплатиться за кредит, но и получить прибыль?
Деньги вкладываются в бизнес, при этом в конце каждого периода нарастает доход, вычисляемый как процент от вложенной суммы. Назовем этот доход рентабельностью капитала за период.
Требуется найти такое значение рентабельности капитала, при котором удастся не только расплатиться за кредит, но и получить в конце последнего из периодов некоторую заданную прибыль.
Решение задачи определения прибыли от вложения капитала можно разделить на этапы:
- построение расчетной таблицы,
- подбор значения рентабельности капитала,
- построение зависимости прибыли от рентабельности.
|
А
|
В
|
С
|
D
|
Е
|
1
|
|
Прибыль от вложения капитала
|
|||
2
|
|||||
3
|
Процентная ставка
|
|
36%
|
||
4
|
Сумма кредита
|
|
10 000р.
|
||
5
|
Кол-во периодов выплат
|
12
|
|||
6
|
Ставка за период
|
|
3,00%
|
||
7
|
Периодический платеж
|
|
1 004,62р.
|
||
8
|
Рентабельность капитала за период
|
3,00%
|
|||
9
|
|
|
|||
10
|
Периоды
|
Доход
|
Дебетовое сальдо
|
||
11
|
1
|
300,00р.
|
9 295,38р.
|
||
12
|
2
|
278,86р.
|
8 569,62р.
|
||
13
|
3
|
257,09р.
|
7 822,09р.
|
||
14
|
4
|
234,66р.
|
7052,13р.
|
||
15
|
5
|
211,56р.
|
6 259,07р.
|
||
16
|
6
|
187,77р.
|
5 442,22р.
|
||
17
|
7
|
163,27р.
|
4 600,87р.
|
||
18
|
8
|
138,03р.
|
3 734,27р.
|
||
19
|
9
|
112,03р.
|
2 841,68р.
|
||
20
|
10
|
85,25р.
|
1 922,31р.
|
||
21
|
11
|
57,67р.
|
975,36р.
|
||
22
|
12
|
29,26р.
|
-0,00р.
|
Этап 1. Построение расчетной таблицы
Исходные данные задачи:
Сумма кредита
PV= 10 000 руб.
Количество периодов выплат п = 12 месяцев.
Годовая процентная ставка г = 36%
Процесс построения таблицы для «нулевого» варианта состоит из следующих шагов:
1. Откройте новую рабочую книгу и введите в ячейку В1 текст заголовка таблицы Прибыль от вложения капитала.
2. Присвойте рабочему листу имя Нулевой вариант и сохраните весь документ в личной папке, например, под именем profit (будет создан файл profitxls).
3. Откройте файл ЗАДАЧИ «ПОГАШЕНИЕ КРЕДИТА» и скопируйте из него блок ячеек (ВЗ:Е7), содержащий исходные данные, на такой же блок нового листа.
4. Значение периодического платежа, вычисляемого функцией ОПЛАТ, представлено в ячейке Е7 в виде отрицательного числа, т.к. это убыток. Для задания формул расчетной таблицы удобнее пользоваться денежными суммами как положительными величинами. Поэтому отредактируйте формулу в ячейке Е7, вставив знак «- » в формулу перед именем функции ППЛАТ.
5. Введите в ячейку В8 текст Рентабельность капитала за период.
6. Так как первоначально рентабельность капитала за период берется равной процентной ставке за период, введите в ячейку Е8 формулу
=Е6
7. Введите в ячейки В10:Е10 заголовки расчетной таблицы: Периоды, Доход, Дебетовое сальдо.
8. Отформатируйте заголовки столбцов в диапазоне B10:D10.
9. В диапазоне ячеек В11:В22 постройте числовой рад со значениями от 1 до 12.
10. Введите в ячейку С11 формулу для вычисления дохода в конце первого периода
=$Е$4*$Е$8
11. Введите в ячейку D11 формулу для вычисления дебетового сальдо (лат. debet - он должен; итал. saldo - остаток) по доходам (деньги в обороте) и расходам (платежи по кредиту) в конце первого периода
=$Е$4+С11-$Е$7
12. Введите в ячейку С12 формулу для вычисления дохода в конце второго периода
=D11*$E$8
13. Введите в ячейку D12 формулу для вычисления дебетового сальдо в конце второго периода
=D11+C12-$E$7
14. Выделите диапазон C12:D12 и скопируйте его на блок С13:Е22, протащив маркер заполнения. В ячейке D22 должен получиться 0 (нулевая прибыль).
15. В блоке ячеек C11:D22 установите Денежный формат.
Этап 2. Подбор значения рентабельности капитала
Теперь можно определить, какой должна быть рентабельность капитала, чтобы в конце последнего периода получить прибыль, например, равную 5000 руб.
Для этого воспользуйтесь подбором параметра.
В поставленной задаче целевой ячейкой является ячейка D22, а изменяемой — ячейка Е8.
Для получения необходимого результата выполните следующие шаги:
1. Скопируйте рабочий лист Нулевой вариант и присвойте ему имя Подбор.
2. Удалите из ячейки Е8 формулу и вместо нее введите значение 3%.
3. Выполните команду Сервис/Подбор параметра...
4. В открывшемся диалоговом окне Подбор параметра заполните поля ввода следующим образом:
5. Нажмите кнопку ОК, и результат подбора параметра (7,30%) будет показан в одноименном окне.
6. Нажмите кнопку ОК для сохранения результата в ячейке Е8.
Этап 3. Построение зависимости прибыли от рентабельности
Построенную таблицу можно использовать для того, чтобы определить, какой будет прибыль при том или ином значении рентабельности капитала. Для этого можно изменять значение в ячейке Е8 и смотреть на результат расчета в ячейке D22.
Однако для проведения многократных расчетов следует воспользоваться таблицей подстановки с одним параметром (раздел 3.2).
В этой задаче параметром является рентабельность капитала за период (ячейка Е8), а функцией - вычисленное на конец последнего периода дебетовое сальдо (ячейка D22).
Для анализа зависимости прибыли от рентабельности капитала постройте таблицу расчета прибыли (убытков) для рентабельности, изменяющейся от 1% до 12% с шагом 0,5%.
Поместите значения аргумента в диапазон В25:В47, а для значений функции отведите диапазон С25:С47. В этом случае (подстановка по строкам) формула, определяющая значение функции, помещается над диапазоном значений функции, т.е. в ячейку С24.
Процесс построения таблицы подстановки состоит из следующих шагов:
1. Скопируйте рабочий лист Нулевой вариант и присвойте ему имя Зависимость.
2. Постройте в диапазоне В25:В47 числовой ряд со значениями от 1% с шагом 0,5% до 12%.
3. Введите в ячейку С24 формулу
=022
определяющую ту ячейку таблицы, значение которой будет после расчета заноситься в соответствующую ячейку диапазона С25:С47.
4. Выделите блок ячеек В24:С47, выберите пункт меню ДанныеЯабли-ца подстановки..., в диалоговом окне Таблица подстановки укажите в поле ввода Подставлять значения по строкам в: ячейку Е8 и нажмите кнопку ОК.
Внимание! Нулевая прибыль получилась для значения аргумента, равного 3%.
5. Отформатируйте диапазон С24:С47 в денежном формате.
6. Для полученной таблицы (диапазон В25:С47) постройте диаграмму зависимости прибыли от рентабельности капитала типа График или Точечная. Проанализируйте построенную диаграмму: переход через 0 должен выполняться для значения аргумента 3%.
7. Воспользуйтесь построенной диаграммой для получения ответа на вопрос, какова должна быть рентабельность капитала (значение на оси X) для получения намеченной прибыли 5 000 руб. (значение на оси Y).
Упражнение 10.1. Определите для исходных данных ЗАДАЧИ 10, какой должна быть рентабельность капитала, чтобы через год получить прибыль, равную 10 000 руб. (20 000 руб.).
Упражнение 10.2. Предположите, что банк изменил годовую процентную ставку, например, увеличил ее с 36% годовых до 50%. Какую прибыль вы можете получить при той же рентабельности капитала за период, что и в упражнении 10.1?
Упражнение 10.3. Решите ЗАДАЧУ 10 с учетом ежемесячных налоговых отчислений в размере 28%. Какова в этом случае должна быть рентабельность капитала, чтобы иметь в конце года хотя бы нулевую прибыль?
Упражнение 10.4. Предположите, что доход от вложения денег вы будете получать только в конце каждого квартала. Проведите расчеты для этого случая и сравните с вариантом ежемесячного получения дохода.
Упражнение 10.5. Пусть половина взятой в кредит суммы вкладывается с рентабельностью 6 %. Как распорядиться второй половиной кредита, чтобы в конце года получить прибыль 10 000 руб.?
Упражнение 10.6. Предположите, что вы кредит не брали, а хотите пустить в оборот накопленные деньги. Как в этом случае использовать расчетную таблицу ЗАДАЧИ 10 для подсчета прибыли?
Лабораторная работа № 6.
«Составление сметы и расчет себестоимости»
I. Составление сметы обучения на бухгалтерских курсах
Начальные условия задачи. Базовая стоимость различается для разных курсов, отдельно оплачиваются дополнительные материалы. Постоянным клиентам предоставляется скидка, а если не внесена предоплата, общая сумма увеличивается.
1. На первом шаге необходимо создать следующую заготовку на листе табличного процессора
2. В начале нужно выбрать, что за курс предполагается прослушать. В нашем примере эта информация вводится в ячейку А4. При этом, нужно указать, что в ячейку А4 можно вводить информацию только из ячеек С4, С5, С6 и С7. Любая другая информация в этой ячейке недопустима.
Сделайте текущей ячейку А4, щелкнув на ней мышью, и выберите команду меню Данные > Проверка, чтобы открыть диалог настройки проверки вводимых значений. На вкладке Параметры этого диалога выберите в списке Тип данных вариант Список. Этим вы укажите, что в данную ячейку можно вводить значения только из определенного списка. Далее нужно указать, где расположен этот список. Щелкните мышью на поле Источник и выделите с помощью мыши ячейки с С4 по С7. Адреса ячеек появятся в поле. Вы также можете указать адрес списка вручную, введя в поле выражение =$С$4:$С$7. Установите флажок Список допустимых значений, и нажмите кнопку ОК. Диалог закроется, и теперь вы не сможете ввести в ячейку неправильное значение.
Когда вы сделаете активной ячейку А4, правее ячейки появится кнопка. Нажав ее, вы откроете список возможных вариантов. Выберите вариант, список закроется, и нужный вариант будет вставлен в ячейку. Попытайтесь ввести неверное значение, и Excel сообщит об ошибке. Вы сможете только отменить неверный ввод, но никаким способом нельзя ввести ошибочную информацию.
3. Аналогично нужно задать проверку для ячеек А5, А6 и А7. Единственное отличие в том, что для каждой ячейки задаются свои собственные списки. После того как все списки заданы, введите в ячейки произвольную информацию. Конечно, вы сможете ввести любую информацию, но только из списков. С первой задачей мы справились, теперь ввод исходных данных для сметы стал значительно проще. Теперь нужно автоматизировать расчет сметы.
4. Введите в ячейку В4 формулу =ВПР(A4;C4:D7;2;ЛОЖЬ).
Функция ВПР очень полезна и будет использоваться во многих примерах. Она позволяет найти в таблице строку, содержащую нужное значение, и вернуть значение из другой ячейки этой же строки. В нашем случае мы ищем название курса, а хотим узнать его цену, записанную в той же строке. Диапазон ячеек C4:D7 указывает на область таблицы, в которой будет выполняться поиск. Поиск осуществляется по ячейкам первого столбца области, то есть по ячейкам столбца С. Значение, которое будет искаться, указано в ячейке А4, что и задается первым аргументом функции. Число 2 в качестве третьего аргумента указывает, что нужно взять содержимое второго столбца найденной строки, то есть столбца D. Слово ЛОЖЬ в формуле говорит, что список в указанном диапазоне ячеек может быть не отсортирован. Теперь, если вы введете в ячейку А4 значение Курс бухучета, в ячейке В4 появится сумма из третьей строки столбца D, так как именно в этой строке в прейскуранте находится данное название. В нашем примере это будет число 5000.
5. Аналогично, в ячейку В5 нужно ввести формулу =ВПР(А5;С9:D14;2;ЛОЖЬ), чтобы вставить в смету стоимость дополнительных материалов.
6. Так как остальные вычисления предполагают увеличение или уменьшение базовой суммы, формулы получатся немного сложнее. В ячейку В6 введите формулу =(В4+В5)*(ВПР(А6;С16:D17;2;ЛОЖЬ)-1). Сумма В4+В5 вычисляет стоимость курса вместе с дополнительными материалами. Выражение ВПР(А6;С16:D17;2;ЛОЖЬ) возвращает процент, который должен уплатить клиент. Если вычесть из него единицу, то мы получим процент скидки, причем он будет отрицательный. Умножив первую часть формулы на вторую, мы получим размер предоставляемой скидки.
7. В ячейку В7 введите очень похожую формулу, вычисляющую наценку: =(В4+В5+В6)*(ВПР(А7;С19:D20;2;ЛОЖЬ)-1). В отличие от скидки, наценка получается неотрицательной.
е составные части сметы рассчитаны, осталось их только просуммировать. Введите в ячейку В9 формулу =СУММ(В4:В7). Комментарии тут не требуются. Далее вы можете добавить дополнительные вычисления, например, рассчитать НДС и НСП. Потратив немного времени, вы составили таблицу, существенно ускоряющую составление смет. Выбрав нужные значения из четырех списков, вы мгновенно получаете готовую смету.
Список источников информации
1. Левин А. Самоучитель полезных программ. – СПб.: Питер, 2017.
2. Грошев С.В., Коцюбинский А.О., Комягин В.Б. Современный самоучитель профессиональной работы на компьютере: Практ. пособ. – М.: Триумф, 2015.
3. Столяров А., Столярова Е. Вы купили компьютер. – М.: Вербо, 2015.
4. Стоцкий Ю. Office 2000: Самоучитель. – СПб.: Питер, 2016.
5. Журин А.А. Microsoft Excel 2000: Краткие инструкции для новичков. – Аквариум ЛТД, 2017.
6. Могилев А., Пак Н., Хеннер Е. Практикум по информатике. – М.: ИЦ «Академия», 2015.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.