МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПРОВЕДЕНИЮ «НЕДЕЛИ ЭКОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ
Оценка 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПРОВЕДЕНИЮ «НЕДЕЛИ ЭКОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ

Оценка 5
doc
19.07.2022
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПРОВЕДЕНИЮ «НЕДЕЛИ ЭКОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ
неделя эколог.doc

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПРОВЕДЕНИЮ «НЕДЕЛИ ЭКОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

Для повышения эффективности экологического воспитания необходимо применять активные формы работы с детьми и молодежью, которые стимулируют выработку собственной позиции, профессиональную активность педагогов, творческую исследовательскую учащихся и ориентированы на зону ближайшего развития. Одной из таких форм работы является Неделя экологии.

Неделя экологии предусматривает качественную подготовку и проведение ярких, образных, запоминающихся мероприятий экологической направленности, положительно влияющих на эмоциональное состояние учащихся  и приглашенных гостей.

Выбор оптимальных форм и методов, используемых при организации мероприятий в рамках Недели осуществляется с учетом поставленных целей и задач.

Цель - создание условий для формирования экологической культуры личности через организацию комплекса мероприятий исследовательско-познавательной направленности, природоохранной деятельности детей и молодежи.

Задачи:

-                   формировать систему знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

-                   формировать мотивы, потребности и привычки экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

-                   формировать нравственную экологическую позиции личности;

-                   формировать эстетическое отношение к окружающей среде;

-                   развивать стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.

-                   развивать познавательные интересы и потребности ребенка через творческую деятельность;

-                   включать детей и молодежь в экологические проекты, конкурсы, экологически ориентированную деятельность;

-                   улучшать экологическое состояния окружающей среды родного города через акции;

 

Проведение Недели осуществляется в три основных этапа:

1.     Подготовительный, в рамках которого:

Ø    Учителями начальной школы разрабатывается план проведения Недели с подробной проработкой конкретно каждого мероприятия в рамках недели;

Ø    Пишется приказ о проведении Недели экологии в начальной школе;

Ø    Разрабатываются положения по мероприятиям в рамках Недели;

При планировании Недели важно учесть целесообразность проведения мероприятий для учащихся, родителей, начальной школы. Поэтому методистами и педагогом-психологом разрабатываются и проводятся анкетирования в объединениях по интересам с учащимися, на заседаниях методических объединений с педагогами, на родительских собраниях с родителями по выявлению их запросов и возможностей.

На этом этапе важно помнить о двух важных нюансах:

ü    Чем насыщеннее программа мероприятия, чем сильнее будет воздействие на целевую аудиторию, тем больше шансов успеха мероприятия;

ü    Методическая литература, мастер-классы, выставки, фотогалерея, раздаточный материал – все это должно в изобилии присутствовать на мероприятии. Не стоит ограничиваться только печатной продукцией. Учащиеся должны быть вовлечены во все мероприятия, необходимо продумать работу специалистов по охране окружающей среды, педагогов готовых проконсультировать, рассказать, дать попробовать.

2.                 Основной (экологический) этап: проведение запланированных мероприятий Недели. На этом этапе важно обеспечить активное участие всех детей и их классных  руководителей;

3.                 Заключительный (аналитический) этап: анализ всех мероприятий Недели. Издается приказ по итогам проведения Недели. Оформление материалов для методической копилки начальной школы.

Рекомендуется провести Неделю, используя как классические формы и методы организации работы, так и современные, в частности: конкурсы стихов, песен, танцев, исполнительского мастерства, инсценировки, конкурсные программы, игры, викторины, фотовыставка, изготовление буклетов, мастер-классы, профориентационная беседа, заочные путешествия, устные журналы, дискуссии, просмотр видеофильмов, презентаций, выставки и другие. Разнообразные формы работы должны быть взаимосвязаны и представлять единую систему. Важно, чтобы формы работы были интересными и действенными, способствовали вовлечению учащихся в экологическую деятельность, повышали их творческую активность и тем самым пропагандировали охрану природы и окружающей среды, а также учитывали уровень развития и возрастные особенности учащихся.

Творческие мероприятия можно организовать в форме конкурсных  дней. Каждый тематический день рекомендуется сопровождать музыкальным фоном, мультимедийной презентацией, содержащей наглядные материалы о природе, окружающей среде и проблемах ее сохранения, (в зависимости от дня проведения), иллюстративным материалом, представленным работами учащихся различных экологических конкурсов. Все это, несомненно, усилит эмоциональное восприятие данного мероприятия.

 

 

 

План проведения НЕДЕЛИ

 

День 1 - Открытие Недели «У природы есть друзья: это мы – и ты, и я»;

День 2 - Конкурс вокального, хореографического и театрального творчества

 «Как прекрасен этот мир…»;

День 3 - Выставка-конкурс творческих работ учащихся «Береги свою планету – ведь другой похожей нету»;

День 4 - Конкурс проектов и исследовательских работ «От творчества – к осознанию»;

День 5 - Закрытие недели. Подведение итогов Недели.

 

 

День 1

ОТКРЫТИЕ НЕДЕЛИ

«У ПРИРОДЫ ЕСТЬ ДРУЗЬЯ: ЭТО МЫ – И ТЫ, И Я»

Давайте, люди, будем жить иначе: не разрушать, а строить умножая.

В ладони бережно свою планету спрячем, чтоб расцвела Земля моя родная!

Н.П. Борисенко

Цель – повышение интереса к экологии и охране окружающей среды, развитие творческого и познавательного потенциала.

В ходе мероприятий, проводимых в первый день Недели, необходимо подчеркнуть,  насколько важны природные ресурсы для экономики, социума и экосистемы планеты. Интерактивные, творческие форматы работы позволят максимально эффективно донести информацию до участников мероприятия.

Также важно отметить значимость запланированных мероприятий в рамках Недели и объявить план их проведения. Привлечь внимание участников мероприятия к проблемам экологии, используя то, что нам дала природа – таланты.

Начать торжественное мероприятие можно показом эко-моды. В процессе подготовки моделей юные дизайнеры смогут узнать о тех проблемах, которые возникли на земле, способах их решения. Показ моды может представлять собой демонстрацию коллекций костюмов с элементами пластики и танца провести в каждом объединении по интересам мероприятия, содействующие развитию экологического воспитания учащихся, расширению экологических знаний,

Мероприятия, которые можно провести

Для учащихся

Педагогов

Приглашенных гостей

Торжественное открытие Недели «У природы есть друзья: это мы – и ты, и я»

Экологические мастер-классы по ДПИ и ИЗО

Викторина «Знаете, ли вы?»

Выставка методических разработок, нормативных документов, дидактических материалов по экологическому воспитания учащихся «Идеи, творчество, успех»

Презентация объединений по интересам учреждения, представление опыта экологического воспитания в учреждении

 


День 2

 

КОНКУРС ВОКАЛЬНОГО, ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО И ТЕАТРАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР…»

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык

Ф. Тютчев

Цель данного дня – экологическое просвещение учащихся через театральную постановку, вокальное и хореографическое творчество.

Любовь к природе и сами объекты живой и неживой природы – деревья, цветы присутствуют в песнях, стихах и музыкальных композициях всех народов мира. К ним обращаются в минуты грусти и печали, просят о помощи, любуются их красотой. В последнее время стали появляться произведения более острого и актуального содержания, песни-беспокойства за будущее, стихи-призывы, призванные пробудить общественное сознание.

Музыка волн, музыка ветра… Музыка природы. Человек, созерцая красоты окружающего мира, понимает – это искусство, ни с чем не сравнимое. Понятие экология неразрывно связанно с творчеством. Море, леса, скалы, цветы, птицы – все это становится источником вдохновения.

Во второй конкурсный день предлагается провести конкурс песен, танцев, стихов и театрального творчества, пропагандирующих красоту природы, ее ценность для человечества, затрагивающих экологические проблемы.

Экотеатр – форма просвещения, в роли пропагандистов выступают сами дети, а спектакль – это действие, которое разворачивается перед зрителем и требует активного сопереживания. Можно использовать интерактивные формы с вовлечением зрителей в процесс спектакля. Спектакли экологической тематики – это средство эмоционального воздействия на учащихся, с помощью которых удается привить не только любовь к природе, но и выработать личностное отношение к сохранению гармонии в отношениях «человек – природа», осознать необходимости ее охраны, гражданской ответственности, распространить научные знания о природе.

Педагогам при подборе репертуара выступлений следует обратить внимание на то, чтобы номер имел позитивную направленность, например, заочная экскурсия, путешествие по прекрасным местам нашей Родины, рассказ или песня о роли заповедников, национальных парков в деле охраны природы.

Музыкальное сопровождение хореографических номеров может быть: «Утро» (муз. Э.Грига),  «Мотылек» (муз. Д. Кабалевского), «Подснежник», «Вальс цветов» (муз. Чайковского) и др.

Мастерство педагога – помочь раскрыть душу ребенка через образы природы, сформировать в ней бережное отношение ко всему живому на Земле. Мастерство учащегося  - передать задуманное.

 

День 3

ВЫСТАВКА-КОНКУРС ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

«БЕРЕГИ СВОЮ ПЛАНЕТУ – ВЕДЬ ДРУГОЙ ПОХОЖЕЙ НЕТУ»

 

Художественное и декоративно-прикладное творчество – это, пожалуй, самая распространенная форма экологического просвещения.

Третий конкурсный день предлагается провести в форме конкурса-выставки творческих работ учащихся на экологическую тематику.

Участие в конкурсе позволит детям повторить и обобщить знания, полученные в процессе занятий, сформировать активную жизненную позицию в деле сохранения природной среды, воспитать чувство причастности к решению глобальных экологических проблем, развивать творческое мышление.

В работах могут быть отражены темы охраны природы, особо охраняемых природных территориях, краснокнижных видов цветов и растений. Поделки на конкурс могут быть предоставлены из природного материала, фитодизайн, бросовый материал и др.

Флористика привлекает детей разного возраста. Все, даже не умеющие рисовать, используя готовые природные формы, смогут создать простую, изящную композицию. Дети, занимающиеся флористикой, учатся понимать и ценить красоту природы, в них пробуждается желание беречь и охранять ее.

Чтобы более эффективно воздействовать эмоционально на ребенка можно предложить описать свой рисунок или поделку, объяснить какую мысль он хочет донести через свою работу. Не мало важно сочетание прекрасного с познавательным. При создании работы закономерным становится появление интереса у тем объектам, с которыми работает учащийся .

Конкурс художественного творчества может включать такие номинации, как:

-       Экодизайн дворовых территорий. Наш двор – частичка малой Родины;

-       Природа и защита окружающей среды;

-       Экологический плакат

В конкурсе могут принимать участие работы технического направления. Например, можно создать модель ветровой установки или солнечную батарею из кусочков зеркала, мини-ландшафт, макет установки для снабжения энергией Центра,

Работы изготавливаются заранее. В конкурсный день оформляется выставка работ, которая определяет победителей.

 

 

 

День 4

КОНКУРС ПРОЕКТОВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

«ОТ ТВОРЧЕСТВА – К ОСОЗНАНИЮ»

Цель данного дня – создать условия для повышения уровня экологической грамотности через проектно-исследовательскую деятельность.

Включение детей в проектно-исследовательскую деятельность предполагает развитие творческих возможностей учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания по экологии и охране окружающей среды, формирование первичных практических умений, организации научной и профориентационной работы.

Задача педагога - создать условия для подготовки и проведения исследований. Важно, чтобы тема вытекала из сферы интересов учащегося, а также была актуальной для исследования. Работа над исследованиями позволяет учащемуся увидеть все многообразие окружающего мира, способствует формированию принципов поведения в повседневной жизни, во взаимодействии с окружающим миром.

Мероприятия в рамках дня «От творчества  - к созданию» способствуют развитию у учащихся интереса к исследовательской деятельности, более широкому и глубокому ознакомлению с объектами природы, с современными научными достижениями, содействует обмену опытом и самореализации учащихся.

Защищая свои работы, юные исследователи представляют слайд-презентации, схемы, чертежи, описание экспериментальной части с пояснениями. Рассказывают о тех моментах, которые придают проекту или работу уникальность и практическую значимость, поясняют, как данное изобретение или исследование может быть применимо в жизни.

Можно организовать работу по нескольким секциям: «Моделирование и конструирование города будущего»; «Исследование водных объектов», «Исследование почвенного покрова», «Исследование воздушного пространства», «Эхо Чернобыля», «Экология на каждый день», «Энергосбережение и охрана объектов природопользования»

 

День 5

ЗАКРЫТИЕ НЕДЕЛИ

Цель данного дня – создать условия для подведения итогов Недели.

Все участники конкурса снова собираются вместе, делятся впечатлениями о прошедшей Неделе, а также еще раз закрепляют полученные знания. Но самое главное, что в этот день объявляются и награждаются победители всех конкурсных дней. Торжественное закрытие Недели экологии сопровождается концертной программой. На слайд-презентации можно представить выступления всех конкурсных дней.

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ НЕДЕЛИ.

Весьма важный вопрос - это подведение итогов Недели, обобщение опыта, анализ и оценка работы педагогов и участников.

В качестве обобщения и систематизации проделанной работы в рамках проведения Недели можно рекомендовать оформление портфолио, фото - видеоотчета по Неделе или мультимедийной презентации. Интересным будет для учащихся и создание в социальных сетях тематических групп. Здесь учащиеся смогут размещать различные материалы, фотографии, видео, аудиозаписи заданной тематики. Также на страничке в социальной сети они смогут поместить отчеты (текстовые материалы, интервью, стихи, фотографии) о проделанной работе, мероприятиях, конкурсах, выступлениях, которые проходили в рамках Недели и в которых они принимали активное участие, обсудить со сверстниками интересные для них темы, оставить комментарии и отзывы.

Это даст возможность заинтересовать других ребят, стимулировать их на дальнейшую работу и вовлечь в изучение экологической обстановки нашей страны, любимого города, малой Родины, пробудить интерес к проектно-исследовательской деятельности.

Важным моментом при подведении итогов является поощрение участников Недели. Награждение грамотами, дипломами, призами по определенным номинациям, исходя из проведенных конкурсных дней, например: «Лучший рисунок», «Талантливый артист», «Знаток экологии», «Лучший исследователь», «Юный чтец» т.д. или по тематическим днями.

Немаловажно подвести итоги Недели и проанализировать успешность ее проведения педагогическому коллективу учреждений образования. По итогам Недели необходимо, отследив все этапы подготовки и проведения, выявить сильные и слабые места, выработать рекомендации для предотвращения повторения подобных ошибок, определить наиболее интересные с методической точки зрения формы работы и выработать общие и индивидуальные рекомендации для педагогов с целью дальнейшей плодотворной и эффективной деятельности в направлении экологического воспитания.

Творческие группы педагогов, участвующие в разработке и проведении Недель экологии, одним из основных принципов своей деятельности должны считать неповторимость, особенность каждого мероприятия в отдельности. Каждая последующая Неделя должна продумываться заново, в чем, наверное, и кроется секрет успеха.

Тематические недели позволяют проводить мероприятия с определенной направленностью и систематичностью, делая их белее привлекательными и целесообразными.

Неделя экологии действительно является эффективной формой, потому что, во-первых, в ней принимает участие большое количество учащихся, во-вторых, выступает как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться, расти духовно и творчески всем ее участникам.

 

 

 

 

 

 

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПРОВЕДЕНИЮ «НЕДЕЛИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПРОВЕДЕНИЮ «НЕДЕЛИ

Проведение Недели осуществляется в три основных этапа: 1

Проведение Недели осуществляется в три основных этапа: 1

Основной (экологический) этап: проведение запланированных мероприятий

Основной (экологический) этап: проведение запланированных мероприятий

План проведения НЕДЕЛИ День 1 -

План проведения НЕДЕЛИ День 1 -

Начать торжественное мероприятие можно показом эко-моды

Начать торжественное мероприятие можно показом эко-моды

День 2 КОНКУРС ВОКАЛЬНОГО,

День 2 КОНКУРС ВОКАЛЬНОГО,

Педагогам при подборе репертуара выступлений следует обратить внимание на то, чтобы номер имел позитивную направленность, например, заочная экскурсия, путешествие по прекрасным местам нашей

Педагогам при подборе репертуара выступлений следует обратить внимание на то, чтобы номер имел позитивную направленность, например, заочная экскурсия, путешествие по прекрасным местам нашей

В работах могут быть отражены темы охраны природы, особо охраняемых природных территориях, краснокнижных видов цветов и растений

В работах могут быть отражены темы охраны природы, особо охраняемых природных территориях, краснокнижных видов цветов и растений

День 4 КОНКУРС ПРОЕКТОВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ

День 4 КОНКУРС ПРОЕКТОВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ

Эхо Чернобыля», «Экология на каждый день», «Энергосбережение и охрана объектов природопользования»

Эхо Чернобыля», «Экология на каждый день», «Энергосбережение и охрана объектов природопользования»

Родины, пробудить интерес к проектно-исследовательской деятельности

Родины, пробудить интерес к проектно-исследовательской деятельности

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПРОВЕДЕНИЮ «НЕДЕЛИ ЭКОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПРОВЕДЕНИЮ «НЕДЕЛИ ЭКОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.07.2022