ФБПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» СС
Методические указания
для обучающихся
к практическим занятиям
по дисциплине ОП.13 «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»
по специальности44.02.06. «Профессиональное обучение (по отраслям)»
Для студентов заочной формы обучения
с. Сосновское– 2021
Одобрена цикловой методической комиссией естественнонаучных дисциплин
протокол №___ от «___» _______ 202__ г. |
|
Методические рекомендации для студентов разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования44.02.06. «Профессиональное обучение (по отраслям)».
|
Председатель ЦМК
____________ Н.А.Андрусенко
|
|
Заведующий учебной частью
__________________ Н.Б.Троян
|
Методист
______________Е.А. Фоменко
Организация-разработчик: ФБПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» СС
Разработчик:Опаец Е.В.. преподаватель ФБПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» СС
Рекомендована учебно-методическим советом ФБПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж» СС для применения в учебном процессе, протокол №____ от «___» _____________ 202_ г.
© Сибирский профессиональный колледж
ПРЕДИСЛОВИЕ
Методические указания по выполнению практических работ ОП.13 «Основы
экономики, менеджмента и маркетинга» разработаны в соответствии с
рабочей программой. Содержание методических указаний по выполнению практических
работ по дисциплине ОП.13
«Основы экономики, менеджмента и маркетинга» соответствует
требованиям Федерального государственного стандарта среднего профессионального
образования.
По учебному плану в соответствии с рабочей программой на изучениеОП.13 «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» студентами предусмотрено аудиторных занятий 36часов, из них практических занятий – 8 часов. Пособие включает 4практических работ по темам ОП.13 «Основы экономики, менеджмента и маркетинга». Каждая практическая работа содержит сведения о цели ее проведения и практическом использовании результатов исследования, о необходимых для проведения работы материалах, приборах, инструментах, приспособлениях; включает описание работы и нормативные данные об испытуемых материалах.
К выполнению практических работ студенты приступают после подробного изучения соответствующего теоретического материала. После окончания занятий студенты приводят в порядок оборудование и рабочее место. В процессе выполнения практической работы и после окончания ее студент должен показать преподавателю полученные им результаты и вытекающие из них выводы. После утверждения преподавателем указанных результатов и выводов каждый студент оформляет отчет по работе, который представляется на проверку и подпись преподавателю в тот же день либо на следующем занятии. Рекомендации предназначены для оказания помощи студентам при выполнении практических работ.
Выполняя практическую работу обучающиеся:
- углубляют и систематизируют теоретические знания;
- отрабатывают практические навыки.
Практическая работа проводится в учебных кабинетах колледжа. Обучающиеся получают необходимые материалы и приступают к выполнению работы. По окончанию работы, преподаватель отмечает качество выполнения. В конце работы обучающиеся убирают рабочее место. Преподаватель подводит итог практической работы, отмечая положительные стороны и типичные ошибки.
Практические занятия направлены на приобретение профессиональных и общих компетенций в соответствии с ФГОС поспециальности44.02.06. «Профессиональное обучение (по отраслям)».
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности: 44.02.06. «Профессиональное обучение (по отраслям)»и подготовке к формированию профессиональных компетенций:
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 1.1 |
Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования |
ПК 1.2 |
Подготавливать почвообрабатывающие машины. |
ПК 1.3 |
Подготавливать посевные, посадочные машины и машины для ухода за посевами.. |
ПК 1.4 |
Подготавливать уборочные машины |
ПК 1.5 |
Подготавливать машины и оборудование для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик |
ПК 1.6 |
Подготавливать рабочее и вспомогательное оборудование тракторов и автомобилей |
ПК.2.1 |
Определять рациональный состав агрегатов и их эксплуатационные показатели |
ПК 2.2 |
Комплектовать машинно-тракторный агрегат |
ПК 2.3 |
Проводить работы на машинно-тракторном агрегате |
ПК 2.4 |
Выполнять механизированные сельскохозяйственные работы. |
ПК 3.1 |
Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и механизмов |
ПК 3.2 |
Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов |
ПК 3.3 |
Осуществлять технологический процесс ремонта отдельных деталей и узлов машин и механизмов |
ПК 3.4 |
Обеспечивать режимы консервации и хранения сельскохозяйственной техники |
ПК 4.1 |
Участвовать в планировании основных показателей машинно-тракторного парка сельскохозяйственного предприятия |
ПК 4.2 |
Планировать выполнение работ исполнителями |
ПК 4.3 |
Организовывать работу трудового коллектива |
ПК 4.4 |
Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями |
ПК 4.5 |
Вести утвержденную учетно-отчетную документацию |
В процессе освоения дисциплины у студентов формируются общие компетенции (ОК):
Код |
Наименование результата обучения |
ОК 1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество и качество. |
ОК 3 |
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4 |
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 |
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности |
ОК 6 |
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
ОК 7 |
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
ОК 8 |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 |
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий |
В методических разработках к практическим занятиям указаны цели работы, оборудование и литература, необходимые для проведения практического занятия. Даны мет, критерии оценки.
Практическая работа №1. Определить и проанализировать экономические показатели использования земли в хозяйстве.
.
Наименование объектов контроля и оценки |
Основные показатели оценки результата |
У1Анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг У3 Рассчитывать основные технико- экономические показатели деятельности организации З3 Современное состояние и перспективы развития отрасли
|
У1.1использует экономические формулы при расчете основных технико-экономических показателей У3.1Выделяет и объясняет создавшиеся ситуации на рынке З3.2рассчитывает технико- экономические показатели деятельности организации
|
Определить структуру земельного фонда и сельскохозяйственных угодий, определить экономическую эффективность использования земли по отчётным данным хозяйства за последние три года, определить расчётные показатели, произвести их оценку, охарактеризовать причины изменения и указать основные направления повышения эффективности использования земли в хозяйстве.
Цель задания – на примере конкретных хозяйств усвоить методику определения экономической эффективности использования земли.
Методические рекомендации
Эффективность использования земли определяются по следующим показателям:
Структура земельных ресурсов.
Структура посевных площадей и удельный вес посевов в площади пашни.
Получению валовой продукции, товарной продукции, валового дохода, чистого дохода, прибыли на 100 га сельскохозяйственных угодий. (Товарная продукция – это выручка, валовой доход – разница между валовой продукцией и материальными затратами, чистый доход – разница между валовой продукцией, материальными затратами и оплатой труда, прибыль – разница между выручкой и полной себестоимостью.)
Зот = ВП (В, ВД, ЧД, П) / ПЛс/х * 100
Получено молока, прироста живой массы крупного рогатого скота на 100 га сельскохозяйственных угодий.
Получено прироста живой массы свиней, картофеля, корнеплодов, овощей на 100 га пашни.
Коэффициент использования земельных ресурсов – это отношение площади сельхозугодий ко всей площади, закреплённых за хозяйством земельных ресурсов:
Кзр = ПЛс/х / ПЛзр.
Коэффициент использования сельскохозяйственных угодий – это отношение площади пахотных земель к площади с/х угодий:
Кс/х = ПЛп / ПЛс/х.
Коэффициент использования пашни рассчитывается делением всей площади посева на площадь пашни:
Кип = ПЛпп / ПЛп.
Рентабельность затрат – отношение прибыли к материальным затратам или к полной себестоимости от реализации продукции в процентах:
Р = (П / Сп)*100%.
Окупаемость затрат – отношение выручки от реализации к её полной себестоимости: Оз = В / Сп .
Структура посевных площадей рассчитывается по данным годового отчёта в форме № 9-АПК «Сведения о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства».
Эффективность использования земельных ресурсов рассчитывается по данным годового отчёта в форме № 8-АПК «Отчёт о затратах на основное производство», в форме № 9-АПК «Сведения о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства», в форме № 13-АПК «Отчёт о производстве, себестоимости и реализации продукции животноводства».
Таблица 1- Состав и структура земельных ресурсов
(название с/х предприятия)
№ |
Показатели |
200…г. |
200…г. |
200..г. |
|||
га |
% |
га |
% |
га |
% |
||
1 |
Общая земельная площадь |
|
|
|
|
|
|
2 |
Всего сельскохозяйственных угодий |
|
|
|
|
|
|
3 |
из них - пашня |
|
|
|
|
|
|
4 |
-сенокосы |
|
|
|
|
|
|
5 |
-пастбища |
|
|
|
|
|
|
6 |
Площадь леса |
|
|
|
|
|
|
7 |
Пруды и водоёмы |
|
|
|
|
|
|
8 |
Приусадебные участки,… |
|
|
|
|
|
|
9 |
Сады и огороды |
|
|
|
|
|
|
10 |
Болота |
||||||
11 |
Дороги |
||||||
12 |
Прочие земли |
|
|
|
|
|
|
Таблица 2 - Состав и структура посевных площадей
_________________________________________________
(название с/х предприятия)
№ |
Показатели |
200…г. |
200…г. |
200..г. |
|||
га |
% |
га |
% |
га |
% |
||
1 |
Зерновые и зернобобовые |
|
|
|
|
|
|
2 |
- озимые |
|
|
|
|
|
|
3 |
- яровые |
|
|
|
|
|
|
4 |
- зернобобовые |
|
|
|
|
|
|
5 |
Картофель |
|
|
|
|
|
|
6 |
Овощи открытого грунта |
|
|
|
|
|
|
7 |
Овощи защищённого грунта |
|
|
|
|
|
|
8 |
Кормовые культуры |
|
|
|
|
|
|
9 |
Многолетние травы |
|
|
|
|
|
|
10 |
Однолетние травы |
|
|
|
|
|
|
11 |
Кукуруза на силос и зелёный корм |
|
|
|
|
|
|
12 |
Силосные культуры |
|
|
|
|
|
|
13 |
Всего посевов |
|
|
|
|
|
|
Таблица 3 - Эффективность использования земельных ресурсов
_________________________________________________
(название с/х предприятия)
№ |
Показатели |
200…г. |
200…г. |
200..г. |
|
Исходные данные: |
|
|
|
1 |
Валовая продукция с/х, всего, тыс. руб., в т.ч. |
|
|
|
2 |
-растениеводства |
|
|
|
3 |
-животноводства |
|
|
|
4 |
Материально-денежные затраты, тыс. руб., в т.ч. |
|
|
|
5 |
-растениеводства |
|
|
|
6 |
-животноводства |
|
|
|
7 |
Оплата труда, тыс. руб., в т.ч |
|
|
|
8 |
-растениеводства |
|
|
|
9 |
-животноводства |
|
|
|
10 |
Выручка от реализации с/х продукции, тыс. руб. в т.ч. |
|
|
|
11 |
-растениеводства |
|
|
|
12 |
-животноводства |
|
|
|
13 |
Полная себестоимость реализации с/х продукции, тыс. руб., в т.ч. |
|
|
|
14 |
-растениеводства |
|
|
|
15 |
-животноводства |
|
|
|
16 |
Произведено, ц. |
|
|
|
17 |
-зерно |
|
|
|
18 |
-картофель |
|
|
|
19 |
-корнеплоды |
|
|
|
20 |
-овощи открытого грунта |
|
|
|
21 |
-овощи закрытого грунта |
|
|
|
22 |
- молоко |
|
|
|
23 |
-прирост живой массы КРС |
|
|
|
24 |
-прирост живой массы свиней |
|
|
|
25 |
-прирост живой массы птицы |
|
|
|
26 |
-яйца, тыс.шт. |
|
|
|
|
Расчетные данные |
|
|
|
27 |
Произведено на 100 га с/х угодий - всего, тыс. руб. |
|
|
|
28 |
-товарной продукции |
|
|
|
29 |
-валовой продукции |
|
|
|
30 |
-прибыли |
|
|
|
31 |
-валового дохода |
|
|
|
32 |
-чистого дохода |
|
|
|
33 |
Произведено на 100 га с/х угодий - всего, ц. |
|
|
|
34 |
-молока |
|
|
|
35 |
-прироста живой массы КРС |
|
|
|
36 |
Произведено на 100 га пашни - всего, ц. |
|
|
|
37 |
-прироста живой массы свиней |
|
|
|
38 |
-зерна |
|
|
|
39 |
-картофеля |
|
|
|
40 |
-овощей открытого грунта |
|
|
|
41 |
-овощей закрытого грунта |
|
|
|
42 |
Произведено на 100 га посевов: |
|
|
|
43 |
-прироста живой массы птицы, ц. |
|
|
|
44 |
-яйца, тыс.шт. |
|
|
|
45 |
Уровень рентабельности, % (окупаемость затрат, руб.) |
|
|
|
46 |
Коэффициент использования земельных ресурсов |
|
|
|
47 |
Коэффициент использования с/х угодий |
|
|
|
48 |
Коэффициент использования пашни |
|
|
|
Список литературы для подготовки к практической работе.
1Голубь Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала. Эффективное поведение на рынке труда. Основы предпринимательства: Гиды для преподавателей. – Самара: ЦПО, 2017
2.Климов Е.А. Путь в профессионализм: Психологический взгляд. Учебное пособие для вузов / Е. А. Климов; Рос. Академия образования, Московский психолого-социальный ин-т. - Москва : Московский психолого-социальный институт Флинта, 2019. - 318 с.
Критерии оценки:
• Оценка 5 “отлично” ставится при условии полного выполнения практического задания без погрешностей, ответа на теоретические вопросы преподавателя на защите работы с демонстрацией своей профессиональной эрудиции;
• Оценка 4 “хорошо” ставится при условии выполнения большинства, требований, предъявляемых для получения оценки 5 “отлично”, но при наличии 1-2 погрешностей при выполнении практического задания, недостаточно аргументированном ответе на вопросы преподавателя.
• Оценка 3 “удовлетворительно” ставится при обнаружении 3-4 ошибок в выполнении практического задания, неполного и неуверенного ответа на вопросы преподавателя.
Оценка 2 “неудовлетворительно” ставится при наличии более 4-х грубых ошибок в таблице практического задания, ошибках или отсутствии ответов на вопросы пр
Практическая работа №2.
по теме Построить организационную структуру
Наименование объектов контроля и оценки |
Основные показатели оценки результата |
У2.Применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения |
У2.1Объясняет применение приемов делового и управленческого общения в профессиональной деятельности
|
Цели занятия:
- сформировать организационную структуру предприятия,
- выработать практические навыки в области проектирования структур управления организацией,
- научиться выстраивать взаимосвязи внутри организационных структур.
Задание
Самостоятельно ознакомиться с теоретическим материалом и принципами построения ОСУ.
Используя набор основных структурных подразделений организации (в соответствии с вариантом) самостоятельно построить ОСУ.
Оформить отчет в тетради.
Контрольные вопросы для допуска к занятию:
Понятие «организации» и «организационной структуры».
Классификация организаций.
Методы проектирования ОСУ.
Два типа ОСУ и их отличия.
Ход работы:
Изучите теоретические сведения и определите основные требования к построению ОСУ.
Проведя анализ предложенного набора основных структурных подразделений организации, определите тип ОСУ этого предприятия. Обоснуйте выбор ОСУ и начертите в тетради для практических работ структуру организации (не забудьте про связи и коммуникацию на предприятии).
Сделайте предположение о том, какой деятельностью может заниматься такая организация.
Ответьте письменно на контрольные вопросы.
Напишите вывод по проделанной работе и оформите отчет.
Варианты:
Начальник планово-экономического управления, бухгалтерия, заместитель начальника финансового отдела, главный бухгалтер, отдел планирования себестоимости прибыли и анализа, отдел ценообразования, заместитель начальника управления по организации труда и занятости, отдел анализа и учета трудоемкости, отдел по работе с ценными бумагами и банками, отдел по бюджетированию, отдел оперативно-экономического планирования, начальник отдела налогообложения, заместитель главного бухгалтера, заместитель директора по экономическим вопросам, производственный отдел, материальный отдел, отдел по учету основных средств, генеральный директор, начальник финансового отдела, отдел по организации труда, заместитель начальника по экономическому планированию.
Директор, главный инженер, технический отдел, заместитель директора по коммерческим вопросам, бухгалтерия, канцелярия, информационный отдел, отдел планирования, отдел кадров, заместитель директора по кадровым и социальным вопросам, главный экономист, отдел материально-технического обеспечения, отдел сбыта, финансовый отдел, отдел стандартизации, ремонтный цех, основные цеха, транспортный отдел, экспериментальный цех, отдел жилищно-комунального хозяйства, отдел маркетинга, отдел технического контроля, отдел организации труда и заработной платы, начальник производства, инструментальный цех.
Заместитель директора по экономике и финансам, начальник финансовой службы, отдел организации труда, отдел по планированию производственной деятельности и затрат, отдел бизнес-планирования, налоговый отдел, производственный отдел, отдел внутреннего аудита; отдел планирования, оценки и управления инвестициями; отдел статистики, отдел операционного анализа, сектор управления денежными потоками и расчетами с кредиторами и дебиторами; отдел планирования, оценки и управления инвестициями; бухгалтерия, финансовый сектор, планово-экономический сектор, бюро ценнобразования по видам продукции, сектор труда и заработной платы, генеральный директор, главный бухгалтер, главный экономист, отдел по учету и анализу трудоемкости и затрат на труд, отдел финансового учета, отдел финансового планирования и анализа.
Дирекция, отдел книгохранения, отдел по работе с периодикой, отдел каталогизации, отдел книгообмена, отдел учета поступивших книг, справочный отдел, лаборатория предмашинной обработки информации, лаборатория фото-микросъемки и копировально-множительной техники, отдел комплектования, отдел научной обработки литературы, читальные залы, классификатор абонементов по категориям читателей, отдел редких книг и рукописей, отдел по обслуживанию литературой, отдел гигиены и реставрации книг, отдел по классификации и предметизации книг, отдел автоматизации и механизации библиотечно-библиографических и информационных процессов, правочно-библиографический отдел.
Отдел стратегического планирования, НИОКР, отделение по производству товара А, технология изделия Б, президент компании, технология товара А, производство и снабжение товара А, бухгалтерия (товар Б), маркетинговый отдел (товар А), отдел управления персоналом, отдел финансов и экономики на предприятии, бухгалтерия (товар А), маркетинговый отдел (товар Б), производство и снабжение товара Б, отделение по производству товара Б.
Главный инженер, заместитель директора по социальным вопросам и быту, отдел кадров, отдел социально-бытового обеспечения, отдел охраны труда и техники безопасности, заместитель директора по экономическим вопросам, административно-хозяйственный отдел, юридический отдел, дома отдыха, детские учреждения, медицинские учреждения, отдел социально-психологических исследований, отдел подготовки и переподготовки кадров, отдел организации производства и управления, отдел охраны окружающей среды, отдел организации труда и заработной платы, жилищно-коммунальный отдел, пункт общественного питания, заместитель директора по кадрам, директор.
Директор, бухгалтерия, консультанты «Горячая линия», секретарь, главный бухгалтер, программисты, тестировщики, инженер-исследователь, отдел производства, отдел маркетинга, управляющий главный директор, директор по маркетингу, сборщики, эксперты-консультанты.
Контрольные вопросы:
1. Сколько уровней управления имеет Ваше предприятие, созданное в ходе выполнения практического задания?
2. Сравните иерархический и органический тип организационной структуры.
3. Применительно к современному этапу развития рыночных отношений какой тип ОС использовать эффективнее?
4. Одинаковые ли структуры будут иметь предприятие малого бизнеса и крупная транснациональная корпорация (ТНК). Обоснуйте свой ответ.
Список литературы для подготовки к практической работе.
1Голубь Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала. Эффективное поведение на рынке труда. Основы предпринимательства: Гиды для преподавателей. – Самара: ЦПО, 2019.
2.Климов Е.А. Путь в профессионализм: Психологический взгляд. Учебное пособие для вузов / Е. А. Климов; Рос. Академия образования, Московскийпсихолого-социальный ин-т. - Москва : Московский психолого-социальный институт Флинта, 2018. - 318 с.
Критерии оценки:
• Оценка 5 “отлично” ставится при условии полного выполнения практического задания без погрешностей, ответа на теоретические вопросы преподавателя на защите работы с демонстрацией своей профессиональной эрудиции;
• Оценка 4 “хорошо” ставится при условии выполнения большинства, требований, предъявляемых для получения оценки 5 “отлично”, но при наличии 1-2 погрешностей при выполнении практического задания, недостаточно аргументированном ответе на вопросы преподавателя.
• Оценка 3 “удовлетворительно” ставится при обнаружении 3-4 ошибок в выполнении практического задания, неполного и неуверенного ответа на вопросы преподавателя.
• Оценка 2 “неудовлетворительно” ставится при наличии более 4-х грубых ошибок в таблице практического задания, ошибках или отсутствии ответов на вопросы преподавателя при защите работы.
Практическая работа №3 По теме: «Жизненный цикл товара и маркетинговые мероприятия»
Наименование объектов контроля и оценки |
Основные показатели оценки результата |
У1Анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг З11Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом |
У1.1использует экономические формулы при расчете основных технико-экономических показателей З11.1Разрабатывает товарную политику предприятия
|
Цели занятия:
1. Научиться определять позиции товара на этапах его жизненного цикла;
2. Научиться определять качественно-важные характеристики товара для потребителя.
Ход работы:
· Вопросы для повторения:
4. На какие группы можно разбить потребительские товары, товары производственного назначения?
2. Методические рекомендации:
Задание №1
Необходимо определить показатели качества наиболее важные для потребителей для каждого из предложенных товаров. Расположите эти качества по порядку снижения значимости качества для потребителя. (То есть, сначала идет качество, наиболее значимое для покупателя, затем - мене значимое.)
В понятие качества продукта входят:
х технико-экономические характеристики;
х технология изготовления (ее собственное качество);
х надежность и долговечность;
х соответствие предполагаемому назначению;
х экологичность (cooтветствие требованиям защиты окружающей среды);
х эргономичность (внешняя форма и вид, привлекательность, выразительность).
Задание №2
Проранжируйте показатели качества предложенного товара с точки зрения их значимости для потребителей. Расположите эти качества по порядку снижения значимости качества для потребителя. (То есть, сначала идет качество, наиболее значимое для покупателя, каждое следующее качество будет мене значимое, чем предыдущее).
Задание №3
Товар, попав па рынок, живет своей особой жизнью, называемой жизненный цикл товара. Жизненный цикл товара состоит из нескольких этапов или стадий:
1. Исследование и разработка (идеи, замыслы, эскизный проект);
2. Внедрение (первое поступление в продажу, доработка товара);
3. Рост (рост объемов продаж, максимизация прибыли);
4.
Зрелость (выпуск крупными партиями с повышенным качеством,
конкуренция,
поиск новых рынков сбыта);
5. Спад (уход товара с рынка).
Таблица1
ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА |
|||
Внедрение |
Рост |
Зрелость |
Спад |
3. Задание:
Задание 1.
Определите показатели качества наиболее важные для потребителей, если этими товарами являются:
Видеомагнитофон,
Компьютер,
Туфли,
Спальный гарнитур,
Автомобиль,
Чайный сервиз,
Медицинский препарат.
Задание 2.
Проранжируйте показатели качества товара - авторучка шариковая - с точки зрения их значимости для потребителя.
Показатели качества:
х надежность,
х долговечность,
х возможность и простота замены стержня,
х цена,
х дизайн,
х прочность,
х простота в обращении,
х чистота письма,
х качество письма,
х легкость письма,
х усталость руки,
х наличие или отсутствие гарантии,
х срок гарантии.
Задание 3.
Рассмотрите предложенные ниже товары с точки зрения -этапа их жизненного цикла.
Составьте таблицу по этапам жизненного цикла товаров, распределите предложенные товары по этапам жизненного цикла.
Товары:
-цифровая видеотехника;
-черно-белые телевизоры;
-микроволновая печь;
-компьютер;
-патефон;
-автомобили;
-видеодиски;
-жидкое мыло ;
-шампупь-кондиционер;
-керосин;
-сотовый телефон.
Ответьте на вопрос:
Какой этап жизненного цикла переживают в настоящее время предложенные для рассмотрения товары? Занесите номера позиций товаров в соответствующие столбцы таблицы 1 жизненного цикла товара.
4. Отчет к работе.
Задание 1.
Необходимо определить показатели качества наиболее важные для потребителей, и расположить их по порядку снижения значимости для потребителя.
Задание 2.
Необходимо распределить качества авторучки шариковой по порядку снижения значимости потребительских качеств.
Задание 3.
Рассмотрите предложенные ниже товары с точки зрения этапа их жизненного цикла.
Составьте таблицу по этапам жизненного цикла товаров, распределите предложенные товары по этапам жизненного цикла и ответьте на вопросы.
Список литературы для подготовки к практической работе.
1. Котлер Ф. Маркетинг. - СПб.: Питер, 2019
2.Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2020.
Оценка выставляется с учетом ответа выполнения практического задания.
Оценка |
Практическое задание |
5 (отлично) |
Оценка «отлично» ставится, если студент выполнил практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. |
4 (хорошо) |
Оценка «хорошо» ставится, если студент выполнил требования к оценке "5", но допущены 2-3 недочета. |
3 (удовлетв.) |
Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент выполнил работу не полностью, но не менее 50% объема контрольной работы, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки. |
2 (неудовл.) |
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент выполнил работу не полностью или объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;. |
Практическая работа № 4
На тему Использование в профессиональной деятельности приемов делового и управленческого общения, разбор ситуаций»
Наименование объектов контроля и оценки |
Основные показатели оценки результата |
У2.Применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения |
У2.1Объясняет применение приемов делового и управленческого общения в профессиональной деятельности
|
Цель: закрепить знания, полученные при изучении темы «Коммуникация и деловое общение»; овладение навыком эффективной коммуникации.
Методические рекомендации
Коммуникация – это обмен информацией между двумя и более людьми.
Коммуникационная сеть – это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков.
Коммуникационный стиль – это манера поведения, с помощью которой индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими.
Деловое общение — вид общения, цель которого лежит за пределами процесса общения и которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т. д.) исходя из общих интересов и целей коммуникантов.
Многие проблемы межличностного и делового общения можно объяснить, используя теорию трансактного анализа американского психолога Э.Берна. Основными понятиями теории выступают эго-состояния «Я» и трансакции (единицы общения).
Э.Берн считал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий (модель), которая намечается в ранние детские годы. Люди вырастают, но в соответствии со своим жизненным сценарием продолжают играть в различные игры. В каждый конкретный момент времени человек пребывает в одном из эго-состояний своего «Я». Определённое эго-состояние детерминирует определённую модель поведения и общения.
Различают три Я - Состояния: Я-Взрослый, Я-Родитель, Я-Ребенок.
1.Тот, кто мыслит, действует и чувствует как родитель находится в состоянии Я-родитель, которое может быть критическое (догмы, постулаты, запреты, нормы, заповеди, контроль, идеальные требования, санкции, традиции, предрассудки), или заботливое (тепло, советы, поддержка, опека, ободрение, готовность помочь, чрезмерная заботливость).
2.Тот, кто трезво оценивает реальность, собирает и объективно осмысливает факты, находится в состоянии Я-взрослый. Это способность личности хранить, использовать, и перерабатывать информацию на основе предыдущего опыта. Взрослый независим от предубеждений и догм Родителя и порывов Ребенка. Взрослый - это способность находить компромиссы и альтернативные варианты в жизненных тупиках.
3.Тот, кто чувствует и действует, как в детстве, находится в состоянии Я-ребёнок, которое может быть приспосабливающимся (повиновение, соглашательство, заучивание наизусть, чувство вины, обида, опасение, замкнутость), бунтарским (требования людей не соответствуют личностным желаниям) или естественным (радость, веселье, раскованность, злость, огорчения, без права и морали, импульсивность, искренность).
В процессе общения человек посылает информацию из определённого эго-состояния и адресует её соответствующему эго-состоянию партнёра. Всё общение разбивается на трансакты - это вербальное и невербальное общение минимум двух людей. Он состоит из стимула С (посыл информации) и реакции Р между двумя эго-состоянии.
Выделяют формы трансактов:
1. Параллельные – возникают, когда стимул, посланный человеком, встречает адекватную, естественную в данной ситуации реакцию. При параллельных трансакциях человеческие коммуникации открыты, отношения в коллективе искренни и плодотворны. При этом невербальное общение (взгляды, жесты, интонация) не противоречит смыслу произносимых слов.
2.Перекрестные – возникают, когда на определенный стимул следует неадекватная реакция. Они препятствуют течению беседы, вводят разговаривающих в заблуждение, приводят к разрыву коммуникаций.
Перекрёстные трансакции возникают очень часто и являются источником семейных, служебных и бытовых конфликтов.
3. Скрытые – обмен информации идёт одновременно на двух уровнях социальном и психологическом (словами – одно, интонациями, жестами - другое). Скрытые трансакциями часто пользуются дипломаты, влюбленные, врачи и т.п.
Менеджер должен научиться выделять состояние Взрослого как в своем собственном сознании и поведении, так и в сознании и поведении других людей, особенно подчиненных, клиентов, партнеров добиваясь общения на уровне Взрослый - Взрослый. Умелое владение этим методом помогает менеджеру добиться эффективной коммуникации. Эффективной коммуникация будет тогда, когда она будет вестись на одном и том же языке, т.е. Взрослый будет разговаривать со Взрослым, Ребенок - с Ребенком, Родитель с Родителем.
Задания к практической работе.
Задание 1. Ответьте на вопросы теста.
1.Коммуникация – это:
а) совершенствование межличностных отношений;
б) обмен информацией между двумя и более людьми;
в) регулирование информационных потоков;
г) соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов.
2.Производственное совещание у директора – это вид коммуникации:
а) неформальный, устный;
б) организационный, невербальный;
в) формальный, устный;
г) межличностный; неформальный.
3.Мимика, жесты – это:
а) невербальные формы речи;
б) вербальные формы речи;
в) официальные формы речи;
г) межличностные формы речи.
Соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков:
а) коммуникационный стиль общения;
б) процесс коммуникации;
в) коммуникационная сеть;
г) искажения в общении.
5.Общение директора фирмы и руководителя структурного подразделения – это пример:
а) горизонтальной связи коммуникационной сети;
б) диагональной связи коммуникационной сети;
в) вертикальной связи коммуникационной сети.
6.Что не является преградой на пути обмена информацией внутри организации:
а) информационные перегрузки;
б) искажение общения;
в) неудовлетворительная структура организации;
г) использование различных форм коммуникации.
7. Обмен мнениями по деловому вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры:
а) деловая дискуссия;
б) пресс-конференция;
в) публичная речь;
г) деловая переписка.
8.Вербальное общение осуществляется при помощи:
а) слов;
б) жестов;
в) мимики;
г) взгляда.
9. Деловая беседа, деловые переговоры, спор, деловое совещание, публичное выступление, деловая переписка — это _________ делового общения:
а) функции;
б) формы;
в) методы;
г) признаки.
10. Основная форма делового общения — это:
а) деловая беседа;
б) телефонные переговоры;
в) презентация;
г) деловая переписка.
ОТВЕТЫ
Задание 2. Оценить свой стиль делового общения.
Инструкция. С помощью этого теста вы можете оценить свой стиль делового общения. Вам предложено 80 утверждений. Из каждой пары выберите одно — то, которое, как вы считаете, наиболее соответствует вашему поведению. Обратите внимание па то, что ни одна пара не должна быть пропущена. Тест построен таким образом, что ни одно из приведенных ниже утверждений не является ошибочным.
1. Я люблю действовать.
2. Я работаю над решением проблем систематическим образом.
3. Я считаю, что работа в командах более эффективна, чем на индивидуальной основе.
4. Мне очень нравятся различные нововведения.
5. Я больше интересуюсь будущим, чем прошлым.
6. Я очень люблю работать с людьми.
7. Я люблю принимать участие в хорошо организованных встречах.
8. Для меня очень важными являются окончательные сроки.
9. Я против откладываний и проволочек.
10. Я считаю, что новые идеи должны быть проверены прежде, чем они будут применяться на практике.
11. Я очень люблю взаимодействовать с другими людьми. Это меня стимулирует и вдохновляет.
12. Я всегда стараюсь искать новые возможности.
13. Я сам люблю устанавливать цели, планы и т.п.
14. Если я что-либо начинаю, то доделываю это до конца.
15. Обычно и стараюсь понять эмоциональные реакции других.
16. Я создаю проблемы другим людям.
17. Я надеюсь получить реакцию других на свое поведение.
18. Я нахожу, что действия, основанные на принципе «шаг за шагом», являются очень эффективными.
19. Я думаю, что хорошо могу понимать поведение и мысли других.
20. Я люблю творческое решение проблем.
21. Я все время строю планы на будущее.
22. Я восприимчив к нуждам других.
23. Хорошее планирование — ключ к успеху.
24. Меня раздражает слишком подробный анализ.
25. Я остаюсь невозмутимым, если на меня оказывают давление.
26. Я очень ценю опыт.
27. Я прислушиваюсь к мнению других.
28. Говорят, что я быстро соображаю.
29. Сотрудничество является для меня ключевым словом.
30. Я использую логические методы для анализа альтернатив.
31. Я люблю, когда одновременно у меня идут разные проекты.
32. Я постоянно задаю себе вопросы.
33. Делая что-либо, я тем самым учусь.
34. Полагаю, что я руководствуюсь рассудком, а не эмоциями.
35. Я могу предсказать, как другие будут вести себя в той или иной ситуации.
36. Я не люблю вдаваться в детали.
37. Анализ всегда должен предшествовать действиям.
38. Я способен оценить климат в группе.
39. У меня есть склонность не заканчивать начатые дела.
40. Я воспринимаю себя как решительного человека.
41. Я ищу такие дела, которые бросают мне вызов.
42. Я основываю свои действия на наблюдениях и фактах.
43. Я могу открыто выразить свои чувства.
44. Я люблю формулировать и определять контуры новых проектов.
45. Я очень люблю читать.
46. Я воспринимаю себя как человека, способного интенсифицировать, организовать деятельность других.
47. Я не люблю заниматься одновременно несколькими вопросами.
48. Я люблю достигать поставленных целей.
49. Мне нравится узнавать что-либо о других людях.
50. Я люблю разнообразие.
51. Факты говорят сами за себя.
52. Я использую свое воображение, насколько это возможно.
53. Меня раздражает длительная, кропотливая работа.
54. Мой мозг никогда не перестает работать.
55. Важному решению предшествует подготовительная работа.
56. Я глубоко уверен в том, что люди нуждаются друг в друге, чтобы завершить работу.
57. Я обычно принимаю решение, особо не задумываясь.
58. Эмоции только создают проблемы.
59. Я люблю быть таким же, как другие.
60. Я не могу быстро прибавить пятнадцать к семнадцати.
61. Я примеряю свои новые идеи к людям.
62. Я верю в научный подход.
63. Я люблю, когда дело сделано.
64. Хорошие отношения необходимы.
65. Я импульсивен.
66. Я нормально воспринимаю различия в людях.
67. Общение с другими людьми значимо само по себе.
68. Люблю, когда меня интеллектуально стимулируют.
69. Я люблю организовывать что-либо.
70. Я часто перескакиваю с одного дела на другое.
71. Общение и работа совместно с другими людьми являются творческим процессом.
72. Самоактуализация является крайне важной для меня.
73. Мне очень нравится играть идеями.
74. Я не люблю попусту терять время.
75. Я люблю делать то, что у меня получается.
76. Взаимодействуя с другими, я учусь.
77. Абстракции интересны для меня.
78. Мне нравятся детали.
79. Я люблю кратко подвести итоги, прежде чем прийти к какому-либо умозаключению.
80. Я достаточно уверен в себе.
Обработка результатов. Обведите те номера, на которые вы ответили положительно, и отметьте их в приведенной ниже таблице. Посчитайте количество баллов по каждому стилю (один положительный ответ равен 1 баллу). Тот стиль, по которому вы набрали наибольшее количество баллов (по одному стилю не может быть более 20 баллов), наиболее предпочтителен для вас.
Если вы набрали одинаковое количество баллов по двум стилям, значит, они оба присущи вам.
Стиль 1: 1, 8, 9, 13, 17, 24, 26, 31, 33, 40, 41, 48, 50, 53, 57, 63, 65, 70, 74, 79.
Стиль 2: 2, 7, 10, 14, 18, 23, 25, 30, 34, 37, 42, 47, 51, 55, 58, 62, 66, 69, 75, 78.
Стиль 3: 3, 6, 11, 15, 19, 22, 27, 29, 35, 38, 43, 46, 49, 56, 59, 64, 67, 71, 76, 80.
Стиль 4: 4, 5, 12, J6, 20, 21, 28, 32, 36, 39, 44, 45, 52, 54, 60, 61, 68, 72, 73, 77.
Стиль 1 — ориентация на действие. Характерно обсуждение результатов, конкретных вопросов, поведения, ответственности, опыта, достижений, решений. Люди, владеющие этим стилем, прагматичны, прямолинейны, решительны, легко переключаются с одного вопроса на другой.
Стиль 2 — ориентация на процесс. Характерно обсуждение фактов, процедурных вопросов, планирования, организации, контролирования, деталей. Человек, владеющий этим стилем, ориентирован на систематичность, последовательность, тщательность. Он честен, многословен и мало эмоционален.
Стиль 3 ориентация на людей. Характерно обсуждение человеческих нужд, мотивов, чувств, «духа работы в команде», понимания, сотрудничества. Люди этого стиля эмоциональны, чувствительны, умеют сопереживать окружающим.
Стиль 4 — ориентация на перспективу, на будущее. Людям этого стиля присуще обсуждение концепций, больших планов, нововведений, различных вопросов, новых методов, альтернатив. Они обладают хорошим воображением, полны идей, но мало реалистичны и порой их сложно понять.
Задание 3.
Проанализируйте ситуации взаимодействия сотрудников в организации. Графически проиллюстрируйте состояния; укажите формы трансактов, заполните таблицу. Предложите свои варианты трансакций, чтобы избежать конфликтных ситуаций.
Диалог между руководителем подразделения и подчиненным: «Это безобразие! На наш отдел опять свалилась дополнительная работа». Подчиненный: «Действительно безобразие. И ведь это не в первый раз»
Свой вариант:
Родитель Родитель
Взрослый Взрослый
Ребёнок Ребёнок
2
Руководитель: «Генеральное руководство поручило нашему подразделению разработку нового продукта, поэтому с сегодняшнего дня вы будете работать без выходных». Подчиненный; «Ну, надо, так надо, только вы также будете работать с нами без выходных».
Свой вариант:
Родитель Родитель
Взрослый Взрослый
Ребёнок Ребёнок
3
Руководитель: «Не знаю, что и делать. Высшее руководство поручило слишком большой объем работ, а в нашем отделе недостаточно людей, чтобы это выполнить. Может привлечь людей из других подразделений?» Подчиненный: «Не беспокойтесь, мы все выполним сами».
Свой вариант:
Родитель Родитель
Взрослый Взрослый
Ребёнок Ребёнок
4
Руководитель подчиненному: «Я прошу вас выполнить это поручение к завтрашнему дню, чтобы я мог подготовить отчет в министерство». Подчиненный: «Хорошо, я возьму материал домой и вечером поработаю».
Родитель Родитель
Взрослый Взрослый
Ребёнок Ребёнок
5Подчиненный руководителю: «Давайте начнем разработку нового направления деятельности». Руководитель: «Мне еще дополнительных хлопот не хватало! А кто будет выполнять? Не лезьте не в свои дела!»
Свой вариант:
Родитель Родитель
Взрослый Взрослый
Ребёнок Ребёнок
6Руководитель подчиненному: «Вы не брали красную папку с отчетом с моего стола?». Подчиненный: «Почему Вы всегда все откладываете на последний момент, а потом придираетесь к нам?».
Свой вариант:
Родитель Родитель
Взрослый Взрослый
Ребёнок Ребёнок
7Руководитель: «Могу я надеяться, что Вы закончите задание в срок?». Подчиненный: «Да, я уже сделал большую часть работы».
Свой вариант:
Родитель Родитель
Взрослый Взрослый
Ребёнок Ребёнок
8Руководитель: «Работай спокойнее, у тебя всё получится!». Подчинённый: «Я стараюсь, но у меня пока не получается»
Свой вариант:
Родитель Родитель
Взрослый Взрослый
Ребёнок Ребёнок
9Руководитель: «Вы не подскажете, где документы?». Подчинённый: «Вечно Вы всё теряете!»
Свой вариант:
Родитель Родитель
Взрослый Взрослый
Ребёнок Ребёнок
10Руководитель: «Господин Иванов, а который сейчас час? Почему Вас нет на рабочем месте, рабочий день уже начался!» Иванов: «Я пользуюсь услугами общественного транспорта. Если бы меня, как Вас, возила персональная машина, я бы успел вовремя»
Свой вариант:
Родитель Родитель
Взрослый Взрослый
Ребёнок Ребёнок
Задание 4.
Замените категоричные утверждения на более мягкие высказывания.
Задание 5. «Опоздавший»
Разделитесь на пары. В паре один – «руководитель», другой – «подчиненный». Задача «подчиненного» объяснить, что у него не было другого выхода, что он не специально опоздал, или разжалобить «начальника», придумав соответствующую историю. Задача «начальника» – логично доказать «подчиненному», что его увертки не имеют под собой реальной почвы. «Начальник» умышленно усиливает конфликтную ситуацию, дающую ему право на отказ. «Подчиненный» не должен поддаваться на провокацию.
Вопросы для самоконтроля:
Как вы понимаете роль общения в жизни менеджера?
В чём состоят отличительные особенности делового общения?
Каковы закономерности межличностного общения?
В чем сущность трансактного анализа процесса взаимодействия по Э.Берну?
Охарактеризуйте эго-состояния по Э.Берну.
Критерии оценки
За каждый правильный ответ задания 1 – 1 балл (максимум 10 баллов)
За правильное выполнение задания 2 – 3 балла
За каждый правильный ответ задания 3 – 1 балл (максимум 10 баллов)
За каждый правильный ответ задания 4– 1 балл (максимум 8 баллов)
За выполнение задания 4 – 2 балла
Список литературы для подготовки к практической работе.
1.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учеб. – 3-е изд.. – М.: Экономист, 2019. – С. 378-390.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.