Благовещенский финансово-экономический
колледж - филиал
федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования
«Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации»
ПЦК «Прикладная информатика»
информационные
системы
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СПЕЦИАЛЬНОСТИ
09.02.05 Прикладная информатика
(по отраслям)
Благовещенск, 2016 г
Цель составления:
Методические указания предназначены для студентов отделения очного обучения, а также в помощь преподавателям, ведущим учебную дисциплину «Информационные системы» в образовательных учреждения СПО. Методические указания составлены в соответствии c требованиями ФГОС СПО.
Составитель: Т.А. Казакова, преподаватель высшей квалификационной категории
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО
На заседании ПЦК «Прикладная информатика»
Председатель ПЦК_____________Е.И. Шпакова
Протокол №_______
« »___________2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ. 3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4
УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 5
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 5
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 7
ЛИТЕРАТУРА.. 12
ПРИЛОЖЕНИЯ. 14
В настоящее время весьма актуальны требования к личным качествам современного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимой информации, быть творческой личностью.
Методические указания для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Информационные системы» предназначены для студентов специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) базового уровня подготовки.
Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, определяется учебным планом и составляет 50% от общего количества часов.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
- освоения знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю специальности;
- формированию готовности к самообразованию, самостоятельности и ответственности;
- развитие творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов предполагает:
- разбор теоретического материала по конспектам лекций, рекомендуемой литературе;
- изучение и конспектирование материала по основной и дополнительной литературе, интернет-ресурсов;
- подготовку к практическим занятиям;
- написание реферата и подготовка к его представлению на практическом занятии;
- составление и подготовку мультимедийных презентаций по темам учебного материала для выступления на практическом занятии;
- подготовку к экзамену.
Методические указания составлены в соответствии ФГОС СПО и с Положением о планировании и организации самостоятельной работы студентов, обучающихся в филиале Финуниверситета по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования в условиях реализации ФГОС СПО. (Приложение к приказу ректора Финуниверситета от 31 октября 2011 г. №937 – 1/0)
В рамках самостоятельной работы, в обязательном порядке, студенты очной формы обучения выполняют все задания, которые выдаются преподавателем в начале изучения раздела, содержащегося в рабочей программе по дисциплине. Правильное и своевременное выполнение заданий является необходимым условием для допуска студента к итоговой аттестации (экзамену).
В процессе изучения данной дисциплины студенты должны сначала изучить теоретический материал и выработать навыки составления конспектов, написания рефератов.
Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 135 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 90 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 45 часов.
Объем и виды внеаудиторной самостоятельной работы
Название раздела, темы |
Содержание работы
|
Объем часов |
Тема 1.1. Понятие информационных систем |
1. Разбор теоретического материала по конспектам лекций, рекомендуемой литературе. |
2 |
2. Поиск новинок и планов развития информационных систем по периодической литературе и информации в Интернете. |
2 |
|
3. Написание рефератов по темам: 1. Авторские информационные системы. 2. Гипертекстовые информационные системы. 3. Мультимедийные информационные системы. 4. Геоинформационные и глобальные технологии. |
4 |
|
Тема 1.2. Справочно-правовые и поисковые системы |
1. Разбор теоретического материала по конспектам лекций, рекомендуемой литературе. |
2 |
2. Групповая работа по подготовке проектов «Особенности, виды поиска, способы поиска в справочно-правовых системах» для СПС «Гарант», «Референт», «Кодекс». |
4 |
|
3. Подготовка к практическим работам (ознакомление с методическими рекомендациями, повторение теории, оформление отчета) |
2 |
|
Тема 1.3. Информационные системы управления предприятием. |
1. Разбор теоретического материала по конспектам лекций, рекомендуемой литературе. |
1 |
2. Ответы на контрольные вопросы. |
2 |
|
3. Составление тестa по разделу. |
1 |
|
Тема 1.4. Информационные системы в бухгалтерском учете и торговле |
1. Разбор теоретического материала по конспектам лекций, рекомендуемой литературе. |
2 |
2. Подготовка к практическим работам (ознакомление с методическими рекомендациями, повторение теории, оформление отчета) |
2 |
|
3. Выполнение индивидуального практического задания. |
6 |
|
4. Ответы на контрольные вопросы. |
2 |
|
Тема 1.5. Объектно-ориентированное программирование в среде баз данных |
1. Разбор теоретического материала по конспектам лекций, рекомендуемой литературе. |
2 |
2. Подготовка к практическим работам (ознакомление с методическими рекомендациями, повторение теории, оформление отчета) |
3 |
|
3. Выполнение индивидуального практического задания. |
6 |
|
4. Ответы на контрольные вопросы. |
2 |
Тема 1.1.
Понятие информационных систем
Цель:
- изучить основные понятия технологии проектирования информационных систем;
- рассмотреть классификацию информационных систем, жизненный цикл.
Виды самостоятельной работы:
- разбор теоретического материала по конспектам лекций, рекомендуемой литературе;
- поиск новинок и планов развития информационных систем по периодической литературе и информации в Интернете;
- написание рефератов по темам.
Ход выполнения внеаудиторной самостоятельной работы:
- внимательно прочитайте литературу, материалы конспектов лекций;
- подготовьте ответы на вопросы;
- для написания реферата изучите методические рекомендации по написанию реферата.
Форма контроля: Устный фронтальный опрос. Представление реферата на практическом занятии. Проверка тетради с конспектом.
Тема 1.2. Справочно-правовые и поисковые системы
Цель:
- рассмотреть характеристики справочно-поисковых систем, тенденции их развития.
Виды самостоятельной работы:
- разбор теоретического материала по конспектам лекций, рекомендуемой литературе;
- подготовка к практическим работам (ознакомление с методическими рекомендациями, повторение теории, оформление отчета);
- групповая работа по подготовке проектов «Особенности, виды поиска, способы поиска в справочно-правовых системах» для СПС «Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс».
Ход выполнения внеаудиторной самостоятельной работы:
- внимательно прочитайте литературу, материалы конспектов лекций;
- подготовьте ответы на вопросы;
- выполните практическую работу по вариантам;
- подготовка и защита проекта.
Форма контроля: Защита проекта на практическом занятии.
Тема 1.3. Информационные системы управления предприятием.
Цель:
- рассмотреть управленческие информационные системы;
- изучить общие свойства и типовой состав корпоративных информационных систем;
- изучить Системы электронного документооборота, их возможности.
Виды самостоятельной работы:
- разбор теоретического материала по конспектам лекций, рекомендуемой литературе;
- поиск новинок и планов развития информационных систем по периодической литературе и информации в Интернете;
- написание рефератов по темам.
Ход выполнения внеаудиторной самостоятельной работы:
- внимательно прочитайте литературу, материалы конспектов лекций;
- подготовьте ответы на вопросы;
- для написания реферата изучите методические рекомендации по написанию реферата.
Форма контроля: Устный фронтальный опрос. Представление реферата на практическом занятии. Проверка тетради с конспектом.
Тема 1.4. Информационные системы в бухгалтерском учете и торговле
Цель:
- рассмотреть бухгалтерские информационные системы;
- изучить платформу «1С:Предприятие»;
- рассмотреть общую концепцию системы.
Виды самостоятельной работы:
- разбор теоретического материала по конспектам лекций, рекомендуемой литературе;
- поиск новинок и планов развития информационных систем по периодической литературе и информации в Интернете;
- подготовка к практическим работам (ознакомление с методическими рекомендациями, повторение теории, оформление отчета).
Ход выполнения внеаудиторной самостоятельной работы:
- внимательно прочитайте литературу, материалы конспектов лекций;
- подготовьте ответы на вопросы;
- выполните практическую работу по вариантам.
Форма контроля: Устный фронтальный опрос. Проверка отчета по проделанной практической работе.
Тема 1.5. Объектно-ориентированное программирование в среде баз данных.
Цель:
- изучить систему основных компонентов Microsoft SQL Server;
-освоить создание таблиц, запросов, фильтров;
- изучить стандартные объекты для отображения данных.
Виды самостоятельной работы:
- разбор теоретического материала по конспектам лекций, рекомендуемой литературе;
- поиск новинок и планов развития информационных систем по периодической литературе и информации в Интернете;
- выполните практическую работу по вариантам;
- подготовка и защита проекта.
Ход выполнения внеаудиторной самостоятельной работы:
- внимательно прочитайте литературу, материалы конспектов лекций;
- подготовьте ответы на вопросы;
- для написания реферата изучите методические рекомендации по написанию реферата.
Форма контроля: Устный фронтальный опрос. Проверка отчета по проделанной практической работе. Защита проекта на практическом занятии.
1. Голицына О.Л. Информационные системы: учеб. пособие .-М.: ИНФРА-М, 2009.
2. Мельников В.В. Безопасность информации в автоматизированных системах – М.: Финансы и статистика, 2009.
3. Информатика в экономике: учеб. пособие /под ред. Б.Е. Одинцова, А. Н. Романова .- М.: ИНФРА- М, 2012.
4. Гришин В.Н. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2011.
5. Федотова Е.Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие.М.: ИНФРА-М, 2012.
6. 1С: Бухгалтерия предприятия 8.2: практ. пособие /под ред. Н.В. Селищева.- 2-е изд.- М.: КНОРУС, 2013
7. Филатова В.О. 1С: Предприятие 8.2. Бухгалтерия предприятия. Управление торговлей. Управление персоналом.- СПб.: Питер, 2012.
Дополнительные источники:
1. Емельянова Н.З. Проектирование информационных систем: учеб. пособие.- М. :ФОРУМ, 2012.
2. Бройдо В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: учебник.- 4-е изд .-СПб.: Питер, 2006, 2011.
3. Мельников П.П. Компьютерные технологии в экономике: учеб. пособие. - М.: Кнорус, 2009.
4. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. - 8-е изд., стер.- М.: Академия, 2010.
5. Гафнер В.В. Инормационная безопасность: учеб. пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2010.
6. Емельянова Н.З. Защита информации в персональном компьютере: учеб. пособие.- М.: ФОРУМ, 2012.
7. Хорев П.Б. Методы и средства защиты информации в компьютерных системах: учеб. пособие.-4-е изд., стер.- М. : Академия, 2008.
8. Гридасов А.Ю. Бухгалтерский учёт в программе 1С: Бухгалтерия 8.0: лабораторный практикум : учеб. пособие. -М. : Кнорус, 2009.
9. Постовалова А.Ю. Требуется знание 1С. "1С: Бухгалтерия 8.2.-СПб. :БХВ-Петербург, 2011
10. Гладкий А.А. Ведение первичной документации в 1С 8.2.- Ростов н/Д: Феникс, 2011
Справочно-правовые системы:
1. Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Справочно-правовая система «Гарант».
3. Справочно-правовая система «Кодекс».
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения практических задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТА
Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи. Исходя из определения, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, - это не конспект.
В отличие от тезисов и выписок, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, и доказательства, и примеры, и иллюстрации. Поэтому то, что в начале кажется второстепенным, может со временем оказаться ценным и нужным. С другой стороны, утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным и трудно запоминается.
Типы конспектов:
1. Плановый.
2. Текстуальный.
3. Свободный.
4. Тематический.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕЗЕНТАЦИИ
Презентация — представляет собой последовательность слайдов, содержащих текст, рисунки, фотографии, анимацию, видео и звук. Цель презентации — донести до целевой аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.
На первом слайде размещается:
- название презентации;
- автор: ФИО, группа, название учебного учреждения (соавторы указываются в алфавитном порядке);
- год.
На втором слайде указывается содержание работы, которое лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).
На последнем слайде указывается список используемой литературы в соответствии с требованиями, Интернет-ресурсы указываются в последнюю очередь.
Стиль: необходимо соблюдать единый стиль оформления; нужно избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации; вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки).
Фон: для фона выбираются более холодные тона (синий или зеленый).
Использование цвета: на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста; для фона и текста используются контрастные цвета; особое внимание следует обратить на цвет гиперссылок (до и после использования).
Анимационные эффекты: нужно использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде; не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами; анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Представление информации.
Содержание информации: следует использовать короткие слова и предложения; время глаголов должно быть везде одинаковым; следует использовать минимум предлогов, наречий, прилагательных; заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице: предпочтительно горизонтальное расположение информации; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты: для заголовков не менее 24; для остальной информации не менее 18; шрифты без засечек легче читать с большого расстояния; нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации; для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание того же типа; нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже, чем строчные).
Способы выделения информации: следует использовать: рамки, границы, заливку; разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации: не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений; наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов: для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОДГОТОВКЕ МУЛЬТИМЕДИА-ПРЕЗЕНТАЦИЙ И ДОКЛАДОВ
1.Доклад - это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.
2.Тема доклада должна быть согласованна с преподавателем и соответствовать теме занятия.
3. Материалы при его подготовке, должны соответствовать научно-методическим требованиям филиала и быть указаны в докладе.
4.Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания.
5.Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными.
6.Работа студента над докладом-презентацией включает отработку навыков ораторства и умения организовать и проводить диспут.
7.Студент в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей.
8.Студент в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение самостоятельно обобщить материал и сделать выводы в заключении.
9.Докладом также может стать презентация реферата студента, соответствующая теме занятия.
10.Студент обязан подготовить и выступить с докладом в строго отведенное время преподавателем, и в срок.
Порядок сдачи и защиты рефератов
1. Реферат сдается на проверку преподавателю за 1-2 недели до зачетного занятия.
2. При оценке реферата преподаватель учитывает качество, степень самостоятельности студента и проявленную инициативу, связность, логичность и грамотность составления, оформление в соответствии с требованиями ГОСТ.
3.Защита тематического реферата может проводиться на выделенном одном занятии в рамках часов учебной дисциплины при изучении соответствующей темы, либо по договоренности с преподавателем.
4. Защита реферата студентом предусматривает: доклад по реферату не более 5-7 минут, ответы на вопросы. На защите запрещено чтение текста реферата.
5. Общая оценка за
реферат выставляется с учетом оценок за работу, доклад, умение вести дискуссию
и ответы на вопросы.
Содержание и оформление разделов реферата.
Оформление конспекта.
1. Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
2. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
3. Соблюдать правила цитирования – цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
Содержание реферата.
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
· титульный лист;
· содержание;
· введение;
· основная часть;
· заключение;
· список использованных источников;
· приложения (при необходимости).
Рекомендуемый объем структурных элементов реферата:
Наименование частей реферата |
Количество страниц |
Титульный лист |
1 |
Содержание |
1 |
Введение |
2 |
Основная часть |
10-20 |
Заключение |
1-2 |
Список использованных источников |
1-2 |
Приложения |
Без ограничения |
Оформление реферата.
1. На одной стороне листа белой бумаги формата А-4.
2. Размер шрифта – 14; Times New Roman; цвет – черный.
3. Межстрочный интервал – полуторный.
4. Поля на странице: размер левого поля – 2 см., правого – 1 см., верхнего – 2 см., нижнего – 2 см.
5. Отформатировано по ширине листа.
6. нумерация страниц текста внизу страницы справа.
Титульный лист. Является первой страницей реферата и заполняется по строго определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле дается заглавие реферата, которое проводится без слова " тема " и в кавычки не заключается. Далее, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы студента, написавшего реферат, а также его курс и группа. Немного ниже или слева указываются название кафедры, фамилия и инициалы преподавателя - руководителя работы. В нижнем поле указывается год написания реферата.
После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя.
Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием / …………… / с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три - пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.
Введение. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание реферата, указывается объект / предмет / рассмотрения, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.
Основная часть. Содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы.
Заключительная часть. Предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме.
Библиографический список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора, позволяет судить о степени фундаментальности данного реферата.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО НАПИСАНИЮ ДОКЛАДА
Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату).
Доклад — вид самостоятельной научно — исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Этапы работы над докладом:
- подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 — 10 источников);
- составление библиографии;
- обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений;
- разработка плана доклада;
- написание;
-публичное выступление с результатами исследования.
В докладе соединяются три качества исследователя:
умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно
ответить на вопросы. Отличительной чертой доклада является научный, академический стиль.
Академический стиль — это совершенно особый способ подачи текстового
материала, наиболее подходящий для написания учебных и научных работ.
Данный стиль определяет следующие нормы:
- предложения могут быть длинными и сложными;
- часто употребляются слова иностранного происхождения, различные термины;
- употребляются вводные конструкции типа «по всей видимости», «на наш взгляд»;
- авторская позиция должна быть, как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения «я», «моя (точка зрения)»;
- в тексте могут встречаться штампы и общие слова.
Общая структура такого доклада может быть следующей:
1. Формулировка темы исследования (причем она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию).
2. Актуальность исследования (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание, почему учащимся выбрана именно эта тема).
3. Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее).
4. Задачи исследования (конкретизируют цель работы, «раскладывая» ее на составляющие).
5. Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы. Формулируются в том случае, если работа носит экспериментальный характер).
6. Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).
7. Результаты исследования. Краткое изложение новой информации, которую получил исследователь в процессе наблюдения или эксперимента. При изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах.
8. Выводы исследования. Умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4.
Требования к оформлению письменного доклада такие же, как и при написании реферата.
1. Титульный лист
2.Оглавление (в нем последовательно указываются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).
3. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы)
4. Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос)
5. Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада)
6. Список литературы. Правила составления списка используемой литературы смотри в памятке «Как написать реферат».
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Критерии оценивания реферата:
- новизна текста;
- обоснованность выбора источника;
- степень раскрытия сущности вопроса;
- соблюдения требований к оформлению.
Оценка «5» ставится, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению.
Оценка «4» – основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении.
Оценка «3» – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата.
Оценка «2» – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.
Критерии оценивания практической работы
Оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью, в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала.
Оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но в обосновании шагов решения недостаточны;
- допущена 1-2 ошибки или ошибка и два-три недочета в выкладках, логических схемах.
Оценка «3» ставится, если:
- допущены 3 ошибки или 2 ошибки и более двух-трех недочетов в выкладках, но обучающийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Критерии оценивания теста:
- степень раскрытия сущности темы;
- соблюдения требований к оформлению.
Оценка «5» ставится, если выполнены все требования к составлению теста: тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению.
Оценка «4» – основные требования к тесту и его составлению выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности; не выдержан объём; имеются упущения в оформлении.
Оценка «3» – имеются существенные отступления от требований к составлению теста. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании теста.
Оценка «2» – тема не раскрыта, не выдержан объем.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.