Методические указания и контрольные задания по предмету: ЕН.03 «Экологические основы природопользования»
Оценка 4.7

Методические указания и контрольные задания по предмету: ЕН.03 «Экологические основы природопользования»

Оценка 4.7
Документация
docx
экология
СCУЗ, ВУЗ
29.11.2022
Методические указания и контрольные задания по предмету:   ЕН.03 «Экологические основы природопользования»
Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Экологические основы природопользования» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (далее – государственные требования) по специальностям среднего профессионального образования.
метод. указания и задания для заочников.docx

 

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                                                                   « ПРИМОРСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ »

 

 

 

 

 

Методические указания и контрольные задания по предмету:

 

 

ЕН.03 «Экологические основы природопользования»

 

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»

 

форма обучения: заочная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 г.

 

1.      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Экологические основы природопользования» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (далее – государственные требования) по специальностям среднего профессионального образования.

 

В результате освоения программы дисциплины студент заочной формы обучения (далее студент) должен:

иметь представление:

- о современном состоянии окружающей среды в России;

- о глобальных проблемах экологии;

- о принципах рационального природопользования;

- об источниках загрязнения природы;

- о государственных и общественных мероприятиях по экологии и природопользованию;

знать:

- правовые вопросы экологической безопасности

 

Изучение учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» базируется на знаниях общеобразовательных дисциплин «Химия», «Биология», и является в свою очередь, теоретической базой для изучения специальных дисциплин курсового и дипломного проектирования.

 

Приступая к выполнению контрольных заданий, следует проработать теоретический материал. Для улучшения его усвоения необходимо вести конспектирование и после изучения темы ответить на вопросы самоконтроля.

 

В соответствии с примерной программой при изучении дисциплины необходимо выполнить одну домашнюю контрольную работу.

 

Домашние контрольные работы и их рецензирование по согласованию с образовательным учреждением могут выполняться и представляться на проверку с использованием современных информационных технологий (электронная почта, сети ЭВМ и т.д.).

 

Возможные изменения примерной программы, внесенные образовательным учреждением, обязательны для выполнения студентом.

 

Образовательное учреждение в зависимости от профиля и специфики подготовки специалиста в соответствии с рабочим учебным планом и рабочей программой может вносить изменения в содержание, последовательность изучения учебного материала, определение количества домашних контрольных работ.

 

Вносимые изменения при условии обязательного выполнения государственных требований по конкретной специальности рассматриваются на заседании цикловой комиссии и утверждаются заместителем директора по учебной работе.

 

Форму и сроки проведения промежуточной аттестации по дисциплине определяет образовательное учреждение согласно рабочему учебному плану.

 

Аттестация по дисциплине может быть проведена в форме зачета по реферату или по факту участия в научно-практической конференции по экологии и природопользованию.

 

Примерные темы рефератов, конференций предлагаются в конце методических указаний.

 

В процессе изучения дисциплины необходимо использовать не только рекомендованную литературу, но и появляющиеся новые важнейшие нормативные документы, постановления, касающиеся экологической безопасности..

 

2.  Общие указания студенту-заочнику по работе над курсом «Экологические основы природопользования»

Основной формой обучения студента-заочника является самостоятельная работа над учебным материалом, которая состоит из изучения материала по учебникам и выполнения контрольных работ. В помощь студентам-заочникам колледж организует чтение лекций. Кроме того, студент может обращаться к преподавателю с вопросами для получения устной консультации (по графику заочного отделения). Указания студенту даются также в процессе рецензирования контрольных работ. Однако студент должен помнить, что только при систематической и упорной самостоятельной работе помощь колледжа окажется достаточно эффективной. Завершающим этапом изучения курса является сдача зачета.

Правила выполнения и оформления контрольных работ

При выполнении контрольных работ необходимо строго придерживаться указанных ниже правил. Работы, выполненные без соблюдения этих правил, не зачитываются и возвращаются студенту для переработки.

1. Каждая контрольная работа должна быть выполнена в отдельной тетради в клетку чернилами любого цвета, кроме красного. Необходимо оставлять поля шириной 4-5 см для замечаний рецензента.

2. В заголовке работы на обложке тетради должны быть ясно написаны фамилия студента, его инициалы, учебный номер (шифр), название дисциплины, номер контрольной работы; здесь же следует указать название учебного заведения, дату отсылки в колледж и адрес студента. В конце работы следует поставить дату ее выполнения м подпись студента.

3. В работу должны быть включены все задания, строго по предложенному варианту. Контрольные работы, содержащие не все задания, а также задания не своего варианта не засчитываются.

4. После получения прорецензированной работы студент должен исправить все отмеченные рецензентом ошибки и недочеты и выполнить все рекомендации рецензента.

При высылаемых исправлениях должна обязательно находиться прорецензированная работа и рецензия на нее. Поэтому рекомендуется при выполнении контрольной работы оставлять в конце тетради несколько чистых листов для всех дополнений и исправлений в соответствии с указаниями рецензента. Вносить исправления в сам текст работы после ее рецензирования запрещается.

5. Защита контрольных работ осуществляется в период сессии при представлении рецензии на каждую контрольную работу.

Программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»

Введение

Цель и задачи изучения дисциплины. Содержание дисциплины. Связь дисциплины с другими науками естественного цикла. Значение дисциплины для профессиональной деятельности специалиста со средним профессиональным образованием.

Раздел 1. Взаимодействие общества и природы

В результате изучения раздела студенты должны

иметь представление:

 об учении В. И. Вернадского о биосфере;

 о круговороте веществ в природе и о природных экосистемах;

знать:

  основные понятия, термины и определения в области экологии и рационального природопользования;

  роль природной среды в обеспечении жизнедеятельности человека.

Тема 1. 1. Система "человек - экономика - биота - среда"

Биота. Экосистемы и экосфера. Среда. Факторы и воздействие. Человек. Социальная экология. Экономика. Природные ресурсы и их использование.

Тема 1. 2. Биосфера и человек

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Характерные особенности биосферы. Круговорот вещества и энергии в природе. Механизмы устойчивости биосферы. Структура и стратегия природных экосистем. Экологическая ниша человека. Антропогенное воздействие на биосферу. Качество природной среды и здоровье человека.

 

 Раздел 2. Рациональное использование природных ресурсов

В результате изучения раздела студенты должны

иметь представление:

 об экологическом состоянии России, региона, города (или района);

 о мероприятиях по регулированию состояния окружающей среды;

 об основных экологически безвредных технологических процессах;

  о службах контроля загрязнения окружающей среды;

знать:

 цели и задачи экологического мониторинга;

 экологические последствия человеческой деятельности;

 классификацию методов охраны окружающей среды;

 методику оценки экологического состояния жилого района города;

 принципы рационального природопользования;

уметь:

 определять качество почвы и воды;

 использовать в своей деятельности правовые и нормативные документы РФ в области охраны окружающей среды.

Тема 2. 1. Природоресурсный потенциал. Основы рационального природопользования

Ресурсный потенциал природы Земли. Сохранение экологических ниш живых организмов. Экологическая безопасность человека.

Изменения среды обитания в результате техногенной деятельности.

Задачи рационального природопользования: совершенствование технологических процессов добычи и переработки природных ресурсов, ресурсосбережение, нормирование загрязнений, прогнозирование последствий антропогенной деятельности. Системное решение проблем природопользования. Социально-экономические аспекты природоохранных мероприятий.

Экологические последствия деятельности горнопромышленных, энергетических, транспортных и сельскохозяйственных объектов.

Тема 2. 2. Научно-технический прогресс в природопользовании

Экономический и экологический механизмы и методы рационального природопользования.

Пассивные (защитные) методы. Локализация, изоляция и герметизация источников загрязнения, обезвреживание и захоронение токсичных отходов, очистка выбросов и сточных вод.

Активные (технические и технологические) методы. Совершенствование и разработка малоотходных технологий, энерго- и ресурсосберегающие технологические процессы, замена токсичных продуктов и отходов на нетоксичные, изоляция, утилизация побочных и вторичных продуктов.

Рациональное использование природных полезных ископаемых, водных и лесных ресурсов, фауны и флоры. Рациональное использование в сельском хозяйстве.

Тема 2. 3. Экологический мониторинг

Цели и задачи экологического мониторинга. Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ).

Мониторинг экологического состояния региона, города, городского района. Производственный экологический мониторинг (ПЭМ).

Использование данных мониторинга для разработки и реализации мероприятий по регулированию состояния окружающей природы.

Организация природоохранной службы в РФ.

Тема 2. 4. Нормативно-правовое обеспечение охраны окружающей среды и рационального природопользования

Государственная политика в области охраны природы и рационального природопользования. Законодательные акты и нормативные документы в области защиты атмосферы, гидросферы, почвы и зеленых насаждений. Нормирование безопасности промышленных товаров, пищевых продуктов. Охраняемые природные территории. Концепция перехода РФ к устойчивому развитию.

Тема 2.5. Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды

Виды и формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Международные и национальные программы по защите атмосферы, водных и земельных ресурсов.

Международные акты в области охраны окружающей среды. Всемирная хартия природы.

3. Задания для контрольных работ

Контрольная работа №1

Вариант 1

1. Рассмотрите живую природу и человеческое общество в рамках единой динамической системы «Человек – Экономика – Биота – Среда». Охарактеризуйте компоненты системы и связи между ними.

2. Экологические катастрофы и их причины.

3. Национальные и международные экологические организации и программы.

Вариант 2

1. Перечислите глобальные экологические проблемы и экологические проблемы России. Как они соотносятся?

2. Международные конференции ООН (Стокгольм, Рио-де-Жанейро) и их решения.

3. Природные ресурсы и их оценка.

 Вариант 3

1. Биосфера и экосфера. Их свойства и функции.

2. Природные условия России как главное эколого-экономическое богатство страны.

3.  Охарактеризуйте основные принципы экоразвития и обсудите реальность их воплощения.

Вариант 4

1. Проблема твердых бытовых отходов (ТБО).

2. Экологическое настоящее и будущее России.

3. Принципы охраны природы.

Вариант 5

1. Понятие и структура популяции.

2. Проблема загрязнения природной среды.

3. Экология и экономика: противоречия и единство. 

Вариант 6

1.Экосистема. Определение, состав, структура и процессы экосистемы.

2. Экологические ограничения на использование человеком земельных, водных и биологических ресурсов планеты.

3. Экологический мониторинг.

Вариант 7

1. Факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные).

2. Проблема радиоактивных отходов.

3. Охраняемые природные территории.

Вариант 8

1.Проблема демографического «взрыва».

2. Возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы.

3. Экологическая политика: сотрудничество и борьба.

Вариант 9

1. Уменьшение биологического разнообразия и утрата видов.

2. Техногенные экологические катастрофы.

3. Экологические партии и экологические движения.

Вариант 10

1. Кислотные осадки и их влияние на экосистемы.

2. Природные экологические катастрофы.

3. Платность природопользования.

Вариант 11

1. Парниковый эффект и изменение климата.

2. Радиационная обстановка на территории России.

3. Экологическая экспертиза.

Вариант 12

1. Проблема образования «озоновых дыр».

2. Экологическое положение в сельском хозяйстве.

3. Процедура ОВОС (Оценка воздействия на окружающую среду).

Вариант 13

1. Экологические нарушения и поражения, вызванные хозяйственной деятельностью человека. Приведите примеры.

2.  Масштабы и последствия использования минеральных и топливно-энергетических ресурсов.

3.  Заповедники, заказники и национальные парки.

Вариант 14

1. Современное состояние земельных ресурсов на нашей планете.

2. Качество природной среды и здоровье человека.

3. Экологизация экономики.

Вариант 15

1. Современное состояние водных ресурсов на нашей планете.

2. Причины образования «озоновых дыр».

3. Система экологического налогообложения.

Вариант 16

1. Экологические проблемы, связанные с загрязнением атмосферы.

2. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

3. Экологическое положение в промышленности.

Вариант 17

1. Преимущества и недостатки использования возобновляемых источников энергии (гидроэнергия, солнечная, геотермальная, ветровая, энергия морских волн, приливов, океана).

2. Экологическое право. Его источники.

3. Международные и национальные экологические фонды.

Вариант 18

1. Состояние растительных ресурсов на нашей планете.

2. Влияние природно-экологических и социально-экологических факторов на здоровье человека.

3. Экологический мониторинг.

Вариант 19

1. Современное состояние ресурсов животного мира.

2. Государственные органы охраны окружающей среды.

3. Концепция устойчивого развития.

Вариант 20

1. Учение В. И. Вернадского о биосфере.

2.  Законодательные акты и нормативные документы в области защиты атмосферы, гидросферы, почвы и зеленых насаждений.

3. Нормирование безопасности промышленных товаров, пищевых продуктов.

Вариант 21

1.Последствия антропогенного воздействия на почвы.

2.Здоровье населения как объект техногенных экологических поражений.

3. Объекты экологической экспертизы и требования к ней.

Вариант 22

1. Лесные ресурсы России.

2. Цели и задачи экологического мониторинга.

3. Международное сотрудничество в области охраны природы.

Вариант 23

1. Антропогенные воздействия на гидросферу.

2. Научно-техническая революция и экологический кризис.

3. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Вариант 24

1. Антропогенное воздействие на литосферу.

2.Участие России в международном экологическом сотрудничестве.

3. Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ).

Вариант 25

1.Локализация, изоляция и герметизация источников загрязнения.

2. Радиоэкологические проблемы.

3. История охраны природы.

Вариант 26

1. Виды и формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

2.Круговорот вещества и энергии в природе.

3.Сокращение биологического разнообразия.

Вариант 27

1. Факторы среды. Общие закономерности действия абиотических и биотических факторов.

2. Экологическое право. Его источники.

3. Проблема утилизации твердых бытовых отходов.

Вариант 28

1. Кислотные осадки. Объясните причину их возникновения.

2. Качество природной среды и здоровье человека.

3. Совершенствование и разработка малоотходных технологий.

Вариант 29

1. Задачи рационального природопользования.

2. Экологическая ниша человека.

3. Мониторинг экологического состояния региона, города, городского района.

Вариант 30

1. Антропогенное воздействие на биосферу.

2. Производственный экологический мониторинг (ПЭМ).

3.Государственная политика в области охраны природы и рационального природопользования.

 

4.     Перечень рекомендуемой литературы для изучения

Основная литература:

1.  Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 455 с.

2.    Бобылев С. Н., Ходжаев А. Ш. Экономика природопользования: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2014. – 501 с.

3.  Горалов А. А. Экология: Учеб. пособие. – М.: Центр, 2018. –     240 с.

4.  Константинов В. М., Челидзе Ю. Б. Экологические основы природопользования: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Изд. центр «Академия»; НМЦ СПО, 2021. – 208 с.

5.  Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. – Ростов н/ Д:   изд-во «Феникс», 2020. – 576 с.

 

Дополнительная литература:

1. Боголюбов С. А. Защита экологических прав: пособие для граждан и общественных организаций. – М., 2016.

2. Вишняков С. М. Экология и охрана окружающей среды: Толковый терминологический словарь. – М., 2018.

3.  Ерофеев Б. В. Экологическое право. – М., 2016.

4.  Закон РФ «Об охране окружающей среды». – М., 2020.

5.  Красная книга РСФСР: Животные. – М., 2017.

6.  Красная книга России: правовые акты. – М., 2020.

7.  Красная книга РСФСР: Растения. – М., 2018.

9.  Небел Н. Наука об окружающей среде: В 2 т. – М., 2018.

10.  Охрана окружающей среды в России. Стат. сб. Госкомстат России. – М., 2021.


 

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Экологические основы природопользования» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (далее…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Экологические основы природопользования» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (далее…

Образовательное учреждение в зависимости от профиля и специфики подготовки специалиста в соответствии с рабочим учебным планом и рабочей программой может вносить изменения в содержание, последовательность…

Образовательное учреждение в зависимости от профиля и специфики подготовки специалиста в соответствии с рабочим учебным планом и рабочей программой может вносить изменения в содержание, последовательность…

В конце работы следует поставить дату ее выполнения м подпись студента

В конце работы следует поставить дату ее выполнения м подпись студента

Раздел 2. Рациональное использование природных ресурсов

Раздел 2. Рациональное использование природных ресурсов

Активные (технические и технологические) методы

Активные (технические и технологические) методы

Международные конференции ООН (Стокгольм,

Международные конференции ООН (Стокгольм,

Экологические партии и экологические движения

Экологические партии и экологические движения

Вариант 17 1. Преимущества и недостатки использования возобновляемых источников энергии (гидроэнергия, солнечная, геотермальная, ветровая, энергия морских волн, приливов, океана)

Вариант 17 1. Преимущества и недостатки использования возобновляемых источников энергии (гидроэнергия, солнечная, геотермальная, ветровая, энергия морских волн, приливов, океана)

Вариант 24 1. Антропогенное воздействие на литосферу

Вариант 24 1. Антропогенное воздействие на литосферу

Перечень рекомендуемой литературы для изучения

Перечень рекомендуемой литературы для изучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2022