Методические указания по основам философии
Оценка 4.8

Методические указания по основам философии

Оценка 4.8
docx
02.12.2021
Методические указания по основам философии
ОГСЭ.01 Основы философии.docx

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Самарский колледж строительства и предпринимательства (филиал)

федерального

государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования

«Национальный исследовательский

Московский государственный строительный университет»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Методические рекомендации по выполнению практических работ

по дисциплине

ОГСЭ 01.Основы философии

 

для всех специальностей СПО

уровень подготовки          базовый

форма обучения            очная


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2020


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Разработчик:

 

Вдовина З.П., преподаватель высшей квалификационной категории


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

 

Практические занятия проводятся по большинству тем и имеют целью развитие

у студентов        умения юридически анализировать конкретные ситуации и правильно


применять к ним закон, кроме того, применительно к тематике занятия, дается более

конкретный     перечень     требований     к     знаниям     и     умениям     студентов.     К     каждому

практическому занятию дается так же перечень литературы, контрольные вопросы и

перечень тем докладов и рефератов

 

Требования к начальной подготовке, необходимые для выполнения

практической работы.

 

    Знание основных взглядов философов, понятие и сущность философских методов

мышления, особенностей философского мировоззрения

    Умение работать с источниками, осуществлять поиск ответов на вопросы и

специальной литературы в заданном направлении

    Умение составлять конспекты по основным вопросам, использовать основные

законы логики при построении устных и письменных ответов.

    умение логично и грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по

философской проблематике.

    Грамотность

Подготовку к практическому занятию следует начинать с изучения теоретического

материала. Особое внимание при подготовке уделяется закреплению основных понятий и

терминологического аппарата. В соответствии с поставленными вопросами составляется

конспект.

Проверка правильности освоенного материала проводится на самом занятии в виде

устного опроса студентов с подробным обсуждением основных проблем.

На занятиях предлагаются задания, связанные с практическим освоением

теоретического материала  работа с источниками.

 

Критерии выставления оценок при выполнении практических работ по дисциплине

«Основы философии»

 

Оценка «5» ставится если:

 

 достаточной полнотой раскрыты все вопросы работы;

-работа выполнена аккуратно и в тетради;

- в конце сделаны общие выводы;

-студент может дать ответы на вопросы по теме работы.

 

Оценка «4» ставится если:

 

-раскрыты не все вопросы работы;

-работа сдана после положенного срока, сдана не сразу.

 

Оценка «3» ставится если:

 

-выполнена лишь половина работы;

-вопросы раскрыты с недостаточной полнотой.

 

 

Перечень практических работ

 

                                                         Наименование темы практического                                                   Кол-во


Практ


занятия (л/р)                       час


Заня(л/

1.                    Предмет и определение философии»                                                                                      2

 

2.                    «Предпосылки философии в древнем мире (Индия и Китай)»                               2

 

3.                    Античная философия. Сократ, Платон. Аристотель.                                                      2

 

4.                    Средневековая философия: патристика, схоластика.                                                      2


 


5                     «Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в


2


теории познания»

 

6                     «Немецкая классическая философия Х1Х века»                                                             2


 


7                     «Постклассическая философия. Философия позитивизма и

эволюционизма».

 

8                     Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм,

прагматизм и экзистенциализм.

 

9                     «Особенности русской философии с древнейших времен до конца

ХVIII в»

 

10.                 «Традиции и особенности развития русской философии в Х1Х  ХХ в.

Русская идея в философии».

 

11.                  «Этапы философии. Основные картины мира  философская,


2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2


религиозная, научная»

 

12                       «Онтология  учение о бытии. Происхождение и устройство мира».             2

 

 

 

13                   «Гносеология  учение о познании. Методология научного познания»             2


 


14                   «Общезначимость этики. Религиозная этика. Свобода и

ответственность»

 

15                   «Философия общества и истории. Глобальные проблемы


2

 

 

2


современности»

 

16                   «Философия как рациональная отрасль духовной культуры»                                  2


 


17                   «Структура философии творчества. Философия и мировоззрение.

Философия и смысл жизни».


2


 

 

 

 

 


Практическая работа  1

 

«Предмет и определение философии»

 

Цель: закрепление изученного лекционного материала и уяснение понятия «Философия»


Вопросы для обсуждения:

 

1. Что изучает философия? Философия в понимании различных философов

2. Каковы основные функции философии?

3. Что такое основной вопрос философии? Охарактеризуйте материалистический и

идеалистический подходыю

4. Какое значение имеет изучение философии для личности и общества?

5. Что такое философский стиль жизни?

6. Платон о назначении философии.

 

Темы докладов и рефератов

 

1. Исторические типы мировоззрения.

2. Проблемы зарождения и становления философии.

3. Основные философские концепции и направления.

4. Основные разделы философии

5. Роль философии в жизни человека.

 

Литература

 

 

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб.

заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.  256 с  хрестоматией).

 

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. -

288 с. (Профессиональное образование)

 

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб.

заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2013.  286 с.

 

4. Медакова И.Ю. Практикум по философии..  М.: форум, 2012, тема 1.

5.     Никольский В.С. история философии: учебно-методическое пособие.  М., 2012,

тема 1.

 

 

 

Практическая работа  2

 

«Предпосылки философии в древнем мире (Индия и Китай)»

 

Цель: Анализ особенностей и характерных черт развития древневосточной философии,

проблем, поднимаемых в древнеиндийской м китайской философии, их значения для развития

философской мысли.

 

 

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Каковы культурно-исторические предпосылки формирования философии Древнего

Востока? Сущность источников древневосточной мысли.

2. Влзникновение и особенности древнеиндийской философии: Веды, Бхавадгита.

Ортодоксальные философские школы: санкхья, йога и др. Сущность философской

системы буддизма.


3. Древнекитайская философия. Онтология и этика даосизма. Антропология и этика

Конфуцианства. Легизм.

 

Темы докладов и рефератов

 

1. Истоки философии Востока : мифы, легенды, знания.

2. Техника йоги и психическая саморегуляция человека.

3. Философия Агни-Йоги.

4. Соотношение философии и религии в буддизме.

5. Этико-политическое ученике Конфуция.

6. Запад и Восток: диалог культур.

 

Литература

 

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб.

заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.  256 с  хрестоматией).

 

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. -

288 с. (Профессиональное образование)

 

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб.

заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2013.  286 с.

 

4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия.  М., Юнити, 2012  622с. ( Серия

«Золотой фонд российских учебников»)

 

5. Антология мировой философии. Древний Восток.  М., 2000.

 

 

 

Практическая работа  3

 

Античная философия. Сократ, Платон. Аристотель.

 

 

 

Цель: анализ особенностей античной философии, материалистических и ид5алистических

концепций

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Особенности античной философии, философские школы. Сущность натурфилософскиз

взглядов.

2. Личность, этика Сократа. Метод Сократа.

3. Что такое мир идей в понимании Платона?

4. В чем сущность учения Платона о душе?

5. Что такое форма по Аристотелю, в отличие от идеи?

6. За что критиковал Аристотель платоновский мир идей?

7. В чем сущность этики Аристотеля?

 

 

 

Темы докладов и рефератов

 

1. Учение Сократа о нравственности.


2. Учение Платона о государстве.

3. Этическая философия Аристотеля.

4.     Философская концепция Эпикура

 

 

Литература

 

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб.

заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.  256 с  хрестоматией).

 

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. -

288 с. (Профессиональное образование)

 

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб.

заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2013.  286 с.

 

4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия.  М., Юнити, 2012  622с. ( Серия

«Золотой фонд российских учебников»)

 

 

Практическая работа  4.

 

Средневековая философия: патристика, схоластика.

 

 

 

Цель: анализ особенностей философии средневекового периода, сущности теологических

концепций философов, их связь с античной философией

 

 

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Основные особенности средневековой философии

2. Как соотносится с античной философией представления Августина?

3. В чем сущность учения Августина о граде земном и граде Божьем?

4. Как соотносятся с античной философией представления Фомы Аквинского?

5. Сущность реализма и номинализма в средневековой философской литературе.

6. В чем отличия средневековой философии от античной?

 

Темы докладов и рефератов

 

1. Номиналисты и реалисты в средневековой философии

2. Фома Аквинский  ангельский доктор.

3. «Град земной» и «град Божий» в учении Августина Блаженного.

4. Доказательства бытия Божия Ф, Аквинского

 

 

Литература

 

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб.

заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.  256 с  хрестоматией).


2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. -

288 с. (Профессиональное образование)

 

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб.

заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2013.  286 с.

 

4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия.  М., Юнити, 2012  622с. ( Серия

«Золотой фонд российских учебников»)

 

 

 

Практическая работа  5

 

«Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания»

 

Цель: закрепление лекционного материала о философии нового времени, сравнение

рационализма и эмпиризма в философском познании

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Особенности европейской философии Нового времени.

2. Каковы основные положения учения Ф. Бэкона?

3. Что нового внес в философию французский ученый Р. Декарт?

4. В чем разница между эмпиризмом и рационализмом?

5. В чем сущность учения Д. Локка?

6.     Сущность теории общественного договора Т. Гоббса.

 

Темы докладов и рефератов

 

1. Значение трудов Р. Декарта для науки и философии

2. Особенности философии Французского Просвещения.

3. Взгляды Монтескье.

4. «Левиафан» Т. Гоббса.

 

 

Литература

 

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб.

заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.  256 с  хрестоматией).

 

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. -

288 с. (Профессиональное образование)

 

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб.

заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2013.  286 с.

 

4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия.  М., Юнити, 2012  622с. ( Серия

«Золотой фонд российских учебников»)

 

 

 

Практическая работа  6


«Немецкая классическая философия Х1Х века»

 

Цель: анализ философских концепций немецкой классической философии: субъективного

идеализма Канта, объективного идеализма Гегеля, антропологического материализма

Фейербаха.

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Особенности немецкой классической философии

2. Что такое феномен и «веешь в себе» по Канту.

3. Как соотносятся у Канта рациональное и чувственное познание?

4. Основные положения философской системы (учения) Г. Гегеля?

5. Охарактеризуйте основные законы диалектики Г. Гегеля.

6. В чем сущность антропологического материализма Фейербаха?

 

Темы для докладов и рефератов

 

1. Становление и развитие немецкой классической философии

 

2. Моральная философия Э. Канта.

3. Г.В.Ф. Гегель о смысле человеческой истории

 

Литература

 

Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб.

заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.  256 с  хрестоматией).

 

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. -

288 с. (Профессиональное образование)

 

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб.

заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2013.  286 с.

 

4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия.  М., Юнити, 2012  622с. ( Серия

«Золотой фонд российских учебников»)

 

Практическая работа  7.

 

«Постклассическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма».

 

цель: анализ особенностей философии постклассического периода в сравнении с классикой.

развернутый анализ концепций позитивизма и эволюционизма.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Что такое позитивное знание с точки зрения О. Канта?

2. В чем сущность исторического прогресса с точки зрения Конта?

3. Эволюционизм Г. Спенсера. Основные положения учения.

4. Каковы основные положения трактата Шопенгауэра. «Мир как воля и представление»?

5. Какова концепция человека в философии Ницше. Основные черты.

 

Темы докладов и рефератов.

 

1. Программа положительной философии О. Конта.


2. Буддистские идеи в философии Шопенгауэра.

3. Переоценка ценностей в философии Ф. Ницше.

4. Кант и Шопенгауэр о роли совести в жизни человека.

Рекомендуемая литература

Литература:

 

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб.

заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.  256 с  хрестоматией).

 

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013. -

288 с. (Профессиональное образование)

 

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб.

заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2014.  286 с.

 

5. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия.  М., Юнити, 2012  622с. ( Серия

«Золотой фонд российских учебников»)

 

6. Современная западная философия .  Словарь.  М.. 2102.

 

 

Практическая работа  8

 

Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и

экзистенциализм.

 

Цель: анализ основных философских концепций ХХ века в западноевропейской философии.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. В чем сущность позитивизма и неопозитивизма? ( Витгенштейн, Рассел, Поппер)

2. Экзистенциализм. Сущность гуманистических идей Сартра и Хайдеггера.

3. Каковы основные характеристики двух моделей поведения по Фромму?

4. Каковы основные исходные предпосылки и выводы прагматизма?

5. Прагматизм ( Джеймс, Дьюи) Дейл Карнеги  книга с советами.

6. В чем проявился скептицизм в философии ХХ в?

 

Темы докладов и рефератов

 

1. Особенности философии экзистенциализма.

 

2. Проблема страха и смерти в истории философии

 

3. Проблема свободы и абсурдности существования в философии экзистенциалистов.

 

4. Теория психоанализа З. Фрейда.

 

Литература

 

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб.

заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2015.  256 с  хрестоматией).

 

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2017. -

288 с. (Профессиональное образование)


3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб.

заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2015.  286 с.

 

4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия.  М., Юнити, 2018  622с. ( Серия

«Золотой фонд российских учебников»)


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство науки и высшего образования

Министерство науки и высшего образования

Разработчик: Вдовина З.П

Разработчик: Вдовина З.П

К каждому практическому занятию дается так же перечень литературы, контрольные вопросы и перечень тем докладов и рефератов

К каждому практическому занятию дается так же перечень литературы, контрольные вопросы и перечень тем докладов и рефератов

Практ занятия (л/р) час

Практ занятия (л/р) час

Вопросы для обсуждения: 1

Вопросы для обсуждения: 1

Древнекитайская философия.

Древнекитайская философия.

Учение Платона о государстве

Учение Платона о государстве

Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие

Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие

Немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия

Буддистские идеи в философии

Буддистские идеи в философии

Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ

Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2021