Рабочая программа человек и общество
Оценка 4.7

Рабочая программа человек и общество

Оценка 4.7
docx
02.12.2021
Рабочая программа человек и общество
РП чел общ 2020.docx

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Самарский колледж строительства и предпринимательства (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский

Московский государственный строительный университет»

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ОУД. 12 Человек и общество

 

для специальностей технологического (технического) профиля

 

уровень подготовки    базовый

 

форма обучения      очная

 

 

 

 

 

 2020

Рассмотрена

Предметно-цикловой комиссией

Протокол № ____ от ______________

Председатель ПЦК_________С.Г.Калинина

«___»_________2020г.

 

Одобрена

Зам.директора по УП и НМР

_________________Ю.И.Дудникова

«___»_________2020г.

         Утверждена

         Зам. директора по УВР

  ______________О.В. Панова

          «___»_____________2020г.

 

Разработчик: Вдовина З.П., преподаватель высшей квалификационной категории


 

СОДЕРЖАНИЕ

 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2. СТРУКТУРА  И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

 

7

 

21

 

25

 


 

1.      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

          Учебная дисциплина «Человек и общество» является учебным предметом обязательной предметной области общеобразовательных дисциплин  ФГОС среднего общего образования.    

     Рабочая программа разработана для специальностей СПО технологического (технического) профиля на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Человек и общество», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

      Рабочая программа разработана на основе примерной программы, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 381, 382 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»

 

1.2 Цель и планируемые результаты освоения учебной дисциплины

   Освоение содержания учебной дисциплины «Человек и общество» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур,а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

− российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему на-

роду, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных

символов (герба, флага, гимна);

− гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена россий-

ского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,

уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного

достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и обще-

человеческие, гуманистические и демократические ценности;

− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

− готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии

с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к

самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное

отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессио-

нальной и общественной деятельности;

− осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности

участия в решении личных, общественных, государственных, общенацио-

нальных проблем;

− ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

метапредметных:

−умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы

деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректи-

ровать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения

нию студентов при изучении интегрированной учебной дисциплины «Обществознание», поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

−владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной

деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем;

способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения прак-

тических задач, применению различных методов познания;

− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной

деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках

социально-правовой и экономической информации, критически оценивать

и интерпретировать информацию, получаемую из различных источни-

ков;

− умение использовать средства информационных и коммуникационных тех-

нологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных

задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигие-

ны, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной

безопасности;

− умение определять назначение и функции различных социальных, экономи-

ческих и правовых институтов;

− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие

стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать

свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный

аппарат обществознания;

предметных:

−сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

− владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

− владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные,

иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

− сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных

перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

− сформированность представлений о методах познания социальных явлений

и процессов;

− владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,

прогнозировать последствия принимаемых решений;

− сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений

поиска информации в источниках различного типа для реконструкции не-

достающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Для специальностей 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»,

 

 

Вид  учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная  нагрузка (всего)

161

аудиторная учебная нагрузка (всего)

107

В том числе:

 

Теоретические занятия

69

Практические занятия

38

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

54

Промежуточная аттестация  в форме    дифференцированного зачета                                                                                     


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины  ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучаюшихся

Объём часов

Уровень

усвоения

1

2

3

4

Введение

 Введение в предмет «Человек и общество»

Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования общества.   Значимость социального знания.

2

1, 2

Раздел 1. Человек и общество

 

 

Тема 1. 1.   Природа человека, врожденные и приобретенные качества

 

14

 

 

 Природа человека. Человек, индивид, личность

Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность.

 

1, 2

 Сущность человеческой деятельности

Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.

Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.

 

1, 2

 Деятельность и общение

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Социализация личности в общении. Виды общения. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.

 

1, 2

 Познавательная деятельность человека.

Проблема познаваемости мира. Виды человеческих знаний.

 

1, 2

 Истина и её критерии

Понятие истины, ее критерии. Виды истины.

Абсолютная истина. Относительная истина.

 

1, 2

 Научное познание

Основные особенности научного мышления. Виды научного познания. Этапы. Понятие гипотезы. Примеры современных гипотез в научном мире.

 

1, 2

 Свобода человека и его ограничители.

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

 

1, 2

 

В том числе практических занятий

7

2

1.      Человек, индивид, личность

Человек как продукт биологической и социальной эволюции.

 

2.      Деятельность как способ существования общества

Соотношения первичных и вторичных потребностей.

Особенность духовных потребностей.

3.      Деятельность и общение

Виды и функции общения.

Культура общения. Этикет.

4.      Познавательная деятельность

Виды познания. Ступени познания мира.

Роль языка в процессе познания. Роль творчества в процессе познания.

5.      Истина

Виды истины. Практика как критерий истины.

Заблуждение. Почему оно возникает?

6.      Научные познание

Отличие научного познания от обыденного познания.

Уровни научного познания. Гипотеза, теория, аксиома.

7.      Цель и смысл жизни человека

Взаимосвязь между понимания человеком конечности своего существования и определение им цели и смысла своей жизни.

Проблема смысла жизни философии и культуре человечества.

Самостоятельная работа обучающихся

7

 

Подготовка докладов, рефератов, презентаций к практическим занятиям.

Работа с электронными ресурсами.

Тема 1.2. Общество как сложная система

 

14

 

 

 Понятие общества

Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Признаки общества

 

1, 2

 Общество и природа

Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Влияние природы на человека.

 

1, 2

 Основные институты общества

Основные институты общества, их функции. Основные участники, роли, цели и задачи, символические черты институтов. Сферы общества

 

1, 2

Типология обществ

Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Основные черты и характеристики обществ.

 

1, 2

 Развитие общества

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения.

 

1, 2

 Общественный прогресс

 

1, 2

Понятие общественного прогресса.  Цивилизация и формация.

 

 

 Процессы  глобализации

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

      

1, 2

 

Практические занятия:

7

2

1.      Понятие общества

.Возникновение общества. Может ли человек жить вне общества.

Сравнение понятий «страна, государство, нация»

Структура общества.

 

2.      Общество и природа

Взаимосвязь человека и природы. Суть экологических проблем.

Экологическое законодательство. Защита природы.

3.      Основные институты общества

Признаки социальных институтов.

Типы социальных институтов.

4.      Типология общества

Подходы к типологии общества.

Типы  обществ и их характерные черты.

5.      Развитие общества

Эволюция и революция. Экстенсивный и интенсивный пути развития.

Диалектика. Законы диалектики. Проявление законов диалектики в развитии общества и жизни человека

6.      Общественный прогресс

Взаимосвязь прогресса и регресса.

В чем проявляется противоречивость социального прогресса.

7.      Глобализация.

Что такое глобализация? Как она проявляется в современном мире?

Движение антиглобалистов. Каковы его цели?

Причины глобальных проблем современности. Пути их решения.

Самостоятельная работа

 

 

 

 

Подготовка докладов, рефератов, презентаций к практическим занятиям.

Работа с электронными ресурсами.

 

Раздел 2. Духовная культура человека и общества

22

 

Тема 2.1  Духовная культура личности и общества

 

6

 

 

 Культура

Понятие о культуре. Элементы культуры.

Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни.

 

1, 2

 Виды культур

Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.

 

1, 2

 Особенности молодежной субкультуры

Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде

 

1, 2

Практические занятия

4

2

1.      Культура и цивилизация

Взаимосвязь культуры и цивилизации. Особенности современной цивилизации. Формирование единой общечеловеческой цивилизации

 

2.      Особенности молодежной субкультуры

 

Виды культур. Молодежная субкультура. Духовный кризис и духовный поиск в молодежной среде

 

 

 

Самостоятельная работа обучающихся

 

 

 

Подготовка докладов, рефератов, презентаций к практическим занятиям.

Работа с электронными ресурсами.

 

 

Тема 2.2. Наука и образование в современном мире

 

 

6

 

 

 Наука

Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.

 

1, 2

 Образование и его роль в жизни современного общества

Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования.

 

1, 2

 Профессиональное образование в РФ

Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.

 

1, 2

Практические занятия

4

2

1.      Наука и образование  

Отличие науки от обыденного познания. Функции науки. Тенденции развития современной науки. Роль образования в современной жизни. Система образования в РФ. СПО

 

2.      Научная этика

Нормы научной этики. Дискуссия на тему: «Клонирование человека: биологические и нравственные аспекты»

Самостоятельная работа обучающихся

3

 

Подготовка докладов, рефератов, презентаций к практическим занятиям.

Работа с электронными ресурсами . СМИ

 

 

Тема 2.3  Мораль, искусство и религия как элементы духовной     культуры

 

10

 

 

 Мировоззрение и его место в духовном мире человека

Типы мировоззрения. Эволюция мировоззрения человека и общества

 

1, 2

 Религия как феномен культуры

Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.

 

1, 2

 Искусство и его роль в жизни людей

Виды искусств. Влияние искусства на человека и общество. Искусство как результат свободного времени человека.

 

1, 2

 Мораль как регулятор социального поведения

Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.

 

1, 2

 Этикет

Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе.

Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

 

1, 2

 

Практические занятия

6

2

1.      Религия как явление общественной жизни

Происхождение религии. Мировые религии , основные положения учений.

 

2.      Искусство как разновидность духовной деятельности людей

Отличие искусства от других видов деятельности человека. Особенности развития современного искусства

3.      Мораль и моральный самоконтроль

Особенности моральных норм. Роль воспитания в становлении моральных качеств личности. Нравственные категории и их роль во взаимоотношениях между людьми. Этикет

Самостоятельная работа

 

 

Подготовка докладов, рефератов, презентаций к практическим занятиям.

Работа с электронными ресурсами.

3

 

Раздел 3.  Экономика

38

 

Тема 3.1  

Экономика и экономическая наука.

Экономические системы.

10

 

 

 Экономика как наука о ведении хозяйства

Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.

 

1, 2

 Разделение труда, специализация, обмен

 

1, 2

 Типы экономических систем

Традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. признаки экономических систем

 

1, 2

 Собственность

Виды прав на имущество. Владение. Распоряжение. Пользование

 

1, 2

 Виды собственности

Государственная, частная. Виды собственности в РФ.

 

1, 2

Практические занятия

5

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа обучающихся

 

Тема 3.2  Рынок. Фирма. Роль государства в экономике. ВВП.

 

12

 

 

 Рыночные отношения в экономике

Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие.

2

1, 2

 Конкуренция и монополия

Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция.

2

1, 2

 Роль фирм в экономике и основные формы бизнеса в РФ

Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.

2

1, 2

 Функции государства в экономике. Налоги

Частные и общественные блага. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Государственный долг.

2

1, 2

 Налоги и их функции

Основы налоговой политики государства. Виды налогов. Бюджетная система Российской Федерации. Доходы и расходы: навыки планирования. Формирование бюджета Российской Федерации и его исполнение.

 

 

 Понятие денег, роль финансов в экономике

История происхождения денег. Электронные деньги. Банки. Банковская система. Процент. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства

 

2

1, 2

Тема 3.3  Рынок труда и безработица.

 

8

 

 

 Рынок труда и безработица

Рынок труда и понятие безработицы, её причины и экономические последствия. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда.

2

1, 2

 Роль профсоюзов и государства на рынках труда

Человеческий капитал.

 

2

1, 2

 2 семестр (90 ч.)

 

 

 Права и обязанности потребителя

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя.

2

1, 2

 Экономика семьи

Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.

2

1, 2

Тема 3.4  Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

 

 

8

 

 

 Основные проблемы экономики России

Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики регионов России. Экономическая политика Российской Федерации.

2

1, 2

 

 Россия  в мировой экономике

Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют.

2

1, 2

 Влияние санкций на Россию в международной торговле

Экономические санкции. Их типы. Причины возникновения. Последствия их введения.

 

 

 Глобальные экономические проблемы в современном мире.

 Влияние экономики на вопросы независимости и суверенитет стран в современном мире. Виды экономических проблем в мире. причины их возникновения и способы их регулирования.

8

3

 

Практические занятия

Экономика как наука.

Типы экономических систем.

Факторы спроса и предложения.

Функции государства в экономике.

Причины безработицы и трудоустройство.

Особенности современной экономики России.

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

Раздел 4. Социальные отношения

26

 

Тема 4.1  Социальная роль и стратификация

 

12

 

 

 Социальная структура

Понятие о социальной структуре. Социальные функции. Социальная система.

2

1, 2

 Социальные общности и группы

Понятие о социальных общностях и группах. Малая группа. Большая группа.

2

1, 2

 Социальная стратификация

Типы стратификации: касты, рабство, сословия, классы. факторы социальной стратификации: доход, власть, образование, престиж

2

1, 2

 Социальный статус

 Виды статусов в обществе.Престиж. Престижность профессиональной деятельности.

2

1, 2

 Социальная роль

Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Ролевой набор.

2

1, 2

Социальная мобильность

Виды социальной мобильности

2

1, 2

Тема 4.2  Социальные нормы и конфликты

 

6

 

 

 Социальный контроль

Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.

2

 

1, 2

 Девиантное поведение, его формы, проявления

Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

2

 

1, 2

 Социальный конфликт

Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.

2

1, 2

Тема 4.3  Важнейшие социальные общности и группы

 Особенности социальной стратификации в современной России Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

8

1, 2

 Молодежь как социальная группа

Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

2

1, 2

 Этнические общности

 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

2

1, 2

 Семья как малая социальная группа

Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

2

1, 2

 

Практические занятия

Социальная стратификация.

Виды социальных норм.

Социальные конфликты.

Социальная стратификация в современной России.

Межнациональные отношения.

Семья в современной России.

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

Раздел 5. Политика как общественное явление

22

 

Тема 5.1  Политика и власть. Государство в политической     системе

 

12

 

 

 Политика как общественное явление

Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты.

2

1, 2

 Понятие власти

Типы общественной власти. Три ветви власти: исполнительная, законодательная, судебная

2

1, 2

 Государство и его признаки государства

Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы.

2

1, 2

 Формы государственного устройства

Унитарное государство. Конфедерация. Федерация. Их признаки.

2

1, 2

 Формы правления

Виды монархий и республик. Их признаки.

2

1, 2

 Формы политических режимов

Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах. Правовое государство, понятие и признаки.

2

1,2

Тема 5.2  Участники политического процесса

 

10

 

 

 Политический статус личности

Личность и государство. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

2

1, 2

  Гражданское общество и государство

Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации.

2

1, 2

  Выборы в демократическом обществе

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.

2

1, 2

  Политические партии и движения

Классификация партий и движений. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

2

1, 2

  Роль средств массовой информации в политической жизни общества

Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

2

1, 2

 

Практические занятия

Политическая система общества, ее структура.

Государство в политической системе общества.

Функции государства.

Формы государства.

Гражданское общество и правовое государство.

Избирательное право в Российской Федерации.

Личность и государство.

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

Раздел 6.  Право

 

 

Тема 6.1  Правовое регулирование общественных отношений

 

10

 

 

 Понятие права

Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе.

2

1, 2

 Право в системе социальных норм

Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.

2

1. 2

 Основные формы (источники) права

Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

2

1, 2

 Правосознание и Правоотношение

Понятие правосознания и правоотношения. Их взаимосвязь

 

 

 Правонарушение и юридическая ответственность и ее задачи

Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков.

2

1, 2

 

Самостоятельная работа

 

 

Тема 6.2  Основы конституционного права Российской  Федерации

 

10

 

 

 Конституционное право как отрасль российского права

 Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства.

2

1, 2

 Местное самоуправление

Порядок формирования органов местного самоуправления в РФ

2

1, 2

 Правоохранительные органы Российской Федерации

Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

2

1, 2

 Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.

2

1, 2

 Основные конституционные права и обязанности граждан в России

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства.

Формы и процедуры избирательного процесса. Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Права и обязанности налогоплательщика. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.

2

1, 2

 

Самостоятельная работа

 

 

Итоговая аттестация

Дифференцированный зачет

 

 

 

Тема 6.3 Отрасли российского права

 

18

 

 

 Гражданское право и гражданские правоотношения

Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование

предпринимательской деятельности. Имущественные права. Физические лица. Юридические лица. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Защита прав потребителей.

2

1, 2

 Семейное право и семейные правоотношения

 Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

2

1, 2

 Трудовое право и трудовые правоотношения

Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

2

1, 2

 Административное право и административные правоотношения

Административные проступки. Административная ответственность. Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ.

2

 

 Уголовное право

Понятие уголовного права. Цели и задачи. Источники.

2

 

 Преступление в уголовном праве

Понятие преступления в уголовном праве. Состав преступления. Виды уголовных преступлений. Виды наказаний.

2

 

 Соучастие в уголовном праве

Понятие соучастия в уголовном праве. Виды соучастия. Виды соучастников. Виды наказаний за соучастие

2

1, 2

Тема 6.4 Международное право.

 

 

2

 

 

 Международное право

Понятие международного права. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

2

1, 2

 

Дифференцированный зачет

2

 

Всего

107

Максимальная учебная нагрузка

161

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
  3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. условия реализации ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1 Для реализации программы учебной дисциплины  должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Обществознание», оснащенный оборудованием:

-          посадочные места по количеству обучающихся (столы, парты, стулья);

-          рабочее место преподавателя (стол, стул)

Технические средства обучения:

-          персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;

-          мультимедиапроектор;

-          экран.

 

3.2. Информационное обеспечение.

Основная литература

Баранов П. А., Шевченко С. В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. — М., 2015.

Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2016.

Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2016.

Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2020.

Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2020.

Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-

научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2016.

Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. — М., 2016.

Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум. — М., 2016.

Котова О. А., Лискова Т. Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. — М.,2015.

Лазебникова А.Ю., Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Ти-повые тестовые задания. — М., 2016.

Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2010.

 

Дополнительная литература

Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).

Конституция Российской Федерации 2020 г.

Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) //СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994 № 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996 № 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001 № 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.

Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006 № 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.

Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.

Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.

Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) //СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. —№ 15. — Ст. 766.

Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.

Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. —2002.

Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. —Ст. 823.

Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993.

Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //СЗ РФ. — 2012.

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. —2002. — № 2. — Ст. 133.

Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. —1995. — 4 мая.

Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. —1999. — № 18. — Ст. 2222.

Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. —18 мая.

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования сучетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой

профессии или специальности среднего профессионального образования».

Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М., 2017.

Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание.— М., 2017.

Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2017.

 

 

 

 

Электронные ресурсы

www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).

www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»


Контроль и оценка результатов освоения ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ Дисциплины

 

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

-           сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

-           владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

-           владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

-           сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

-           сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

-           владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

-           сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции не-достающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

устные опросы

тестирование

результаты индивидуальных заданий

упражнения

результаты практических занятий

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство науки и высшего образования

Министерство науки и высшего образования

Рассмотрена Предметно-цикловой комиссией

Рассмотрена Предметно-цикловой комиссией

СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ

СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ

Обществознание», поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; −владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками…

Обществознание», поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; −владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками…

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Понятие общества Представление об обществе как сложной динамичной системе

Понятие общества Представление об обществе как сложной динамичной системе

Понятие общества Представление об обществе как сложной динамичной системе

Понятие общества Представление об обществе как сложной динамичной системе

Самостоятельная работа обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся

Религия как феномен культуры

Религия как феномен культуры

Типы экономических систем Традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика

Типы экономических систем Традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика

Экономические санкции. Их типы

Экономические санкции. Их типы

Социальный контроль Виды социальных норм и санкций

Социальный контроль Виды социальных норм и санкций

Типы общественной власти. Три ветви власти: исполнительная, законодательная, судебная 2 1, 2

Типы общественной власти. Три ветви власти: исполнительная, законодательная, судебная 2 1, 2

Практические занятия Политическая система общества, ее структура

Практические занятия Политическая система общества, ее структура

Тема 6.2 Основы конституционного права

Тема 6.2 Основы конституционного права

Гражданское право и гражданские правоотношения

Гражданское право и гражданские правоотношения

Гражданское право и гражданские правоотношения

Гражданское право и гражданские правоотношения

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины 3

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины 3

Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие

Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и

Контроль и оценка результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2021