Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Самарский колледж строительства и предпринимательства (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский
Московский государственный строительный университет»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОУД. 12 Человек и общество
для специальностей технологического (технического) профиля
уровень подготовки базовый
форма обучения очная
2020
Рассмотрена Предметно-цикловой комиссией Протокол № ____ от ______________ Председатель ПЦК_________С.Г.Калинина «___»_________2020г.
|
Одобрена Зам.директора по УП и НМР _________________Ю.И.Дудникова «___»_________2020г. |
Утверждена
Зам. директора по УВР
______________О.В. Панова
«___»_____________2020г.
Разработчик: Вдовина З.П., преподаватель высшей квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4
7
21
25 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина «Человек и общество» является учебным предметом обязательной предметной области общеобразовательных дисциплин ФГОС среднего общего образования.
Рабочая программа разработана для специальностей СПО технологического (технического) профиля на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Человек и общество», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Рабочая программа разработана на основе примерной программы, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 381, 382 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»
1.2 Цель и планируемые результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Человек и общество» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур,а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
− российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему на-
роду, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных
символов (герба, флага, гимна);
− гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена россий-
ского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и обще-
человеческие, гуманистические и демократические ценности;
− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
− готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессио-
нальной и общественной деятельности;
− осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенацио-
нальных проблем;
− ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
• метапредметных:
−умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректи-
ровать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
нию студентов при изучении интегрированной учебной дисциплины «Обществознание», поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
−владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения прак-
тических задач, применению различных методов познания;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
социально-правовой и экономической информации, критически оценивать
и интерпретировать информацию, получаемую из различных источни-
ков;
− умение использовать средства информационных и коммуникационных тех-
нологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигие-
ны, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
− умение определять назначение и функции различных социальных, экономи-
ческих и правовых институтов;
− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный
аппарат обществознания;
• предметных:
−сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
− владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
− владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
− сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных
перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
− сформированность представлений о методах познания социальных явлений
и процессов;
− владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
− сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений
поиска информации в источниках различного типа для реконструкции не-
достающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Для специальностей 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»,
Вид учебной работы |
Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
161 |
аудиторная учебная нагрузка (всего) |
107 |
В том числе: |
|
Теоретические занятия |
69 |
Практические занятия |
38 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
54 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучаюшихся |
Объём часов |
Уровень усвоения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||
Введение |
Введение в предмет «Человек и общество» Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования общества. Значимость социального знания. |
2 |
1, 2 |
||||
Раздел 1. Человек и общество |
|
|
|||||
Тема 1. 1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества |
|
14 |
|
||||
|
Природа человека. Человек, индивид, личность Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. |
|
1, 2 |
||||
Сущность человеческой деятельности Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. |
|
1, 2 |
|||||
Деятельность и общение Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Социализация личности в общении. Виды общения. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни. |
|
1, 2 |
|||||
Познавательная деятельность человека. Проблема познаваемости мира. Виды человеческих знаний. |
|
1, 2 |
|||||
Истина и её критерии Понятие истины, ее критерии. Виды истины. Абсолютная истина. Относительная истина. |
|
1, 2 |
|||||
Научное познание Основные особенности научного мышления. Виды научного познания. Этапы. Понятие гипотезы. Примеры современных гипотез в научном мире. |
|
1, 2 |
|||||
Свобода человека и его ограничители. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. |
|
1, 2 |
|||||
|
В том числе практических занятий |
7 |
2 |
||||
1. Человек, индивид, личность Человек как продукт биологической и социальной эволюции. |
|
||||||
2. Деятельность как способ существования общества Соотношения первичных и вторичных потребностей. Особенность духовных потребностей. |
|||||||
3. Деятельность и общение Виды и функции общения. Культура общения. Этикет. |
|||||||
4. Познавательная деятельность Виды познания. Ступени познания мира. Роль языка в процессе познания. Роль творчества в процессе познания. |
|||||||
5. Истина Виды истины. Практика как критерий истины. Заблуждение. Почему оно возникает? |
|||||||
6. Научные познание Отличие научного познания от обыденного познания. Уровни научного познания. Гипотеза, теория, аксиома. |
|||||||
7. Цель и смысл жизни человека Взаимосвязь между понимания человеком конечности своего существования и определение им цели и смысла своей жизни. Проблема смысла жизни философии и культуре человечества. |
|||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
7 |
|
|||||
Подготовка докладов, рефератов, презентаций к практическим занятиям. Работа с электронными ресурсами. |
|||||||
Тема 1.2. Общество как сложная система |
|
14 |
|
||||
|
Понятие общества Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Признаки общества |
|
1, 2 |
||||
Общество и природа Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Влияние природы на человека. |
|
1, 2 |
|||||
Основные институты общества Основные институты общества, их функции. Основные участники, роли, цели и задачи, символические черты институтов. Сферы общества |
|
1, 2 |
|||||
Типология обществ Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Основные черты и характеристики обществ. |
|
1, 2 |
|||||
Развитие общества Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. |
|
1, 2 |
|||||
Общественный прогресс |
|
1, 2 |
|||||
Понятие общественного прогресса. Цивилизация и формация. |
|
|
|||||
Процессы глобализации Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. |
|
1, 2 |
|||||
|
Практические занятия: |
7 |
2 |
||||
1. Понятие общества .Возникновение общества. Может ли человек жить вне общества. Сравнение понятий «страна, государство, нация» Структура общества. |
|
||||||
2. Общество и природа Взаимосвязь человека и природы. Суть экологических проблем. Экологическое законодательство. Защита природы. |
|||||||
3. Основные институты общества Признаки социальных институтов. Типы социальных институтов. |
|||||||
4. Типология общества Подходы к типологии общества. Типы обществ и их характерные черты. |
|||||||
5. Развитие общества Эволюция и революция. Экстенсивный и интенсивный пути развития. Диалектика. Законы диалектики. Проявление законов диалектики в развитии общества и жизни человека |
|||||||
6. Общественный прогресс Взаимосвязь прогресса и регресса. В чем проявляется противоречивость социального прогресса. |
|||||||
7. Глобализация. Что такое глобализация? Как она проявляется в современном мире? Движение антиглобалистов. Каковы его цели? Причины глобальных проблем современности. Пути их решения. |
|||||||
Самостоятельная работа |
|
|
|||||
|
Подготовка докладов, рефератов, презентаций к практическим занятиям. Работа с электронными ресурсами. |
|
|||||
Раздел 2. Духовная культура человека и общества |
22 |
|
|||||
Тема 2.1 Духовная культура личности и общества |
|
6 |
|
||||
|
Культура Понятие о культуре. Элементы культуры. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. |
|
1, 2 |
||||
Виды культур Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. |
|
1, 2 |
|||||
Особенности молодежной субкультуры Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде |
|
1, 2 |
|||||
Практические занятия |
4 |
2 |
|||||
1. Культура и цивилизация Взаимосвязь культуры и цивилизации. Особенности современной цивилизации. Формирование единой общечеловеческой цивилизации |
|
||||||
2. Особенности молодежной субкультуры |
|||||||
|
Виды культур. Молодежная субкультура. Духовный кризис и духовный поиск в молодежной среде |
|
|
||||
|
Самостоятельная работа обучающихся |
|
|
||||
|
Подготовка докладов, рефератов, презентаций к практическим занятиям. Работа с электронными ресурсами. |
|
|
||||
Тема 2.2. Наука и образование в современном мире
|
|
6 |
|
||||
|
Наука Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. |
|
1, 2 |
||||
Образование и его роль в жизни современного общества Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. |
|
1, 2 |
|||||
Профессиональное образование в РФ Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления. |
|
1, 2 |
|||||
Практические занятия |
4 |
2 |
|||||
1. Наука и образование Отличие науки от обыденного познания. Функции науки. Тенденции развития современной науки. Роль образования в современной жизни. Система образования в РФ. СПО |
|
||||||
2. Научная этика |
|||||||
Нормы научной этики. Дискуссия на тему: «Клонирование человека: биологические и нравственные аспекты» |
|||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
3 |
||||||
|
Подготовка докладов, рефератов, презентаций к практическим занятиям. Работа с электронными ресурсами . СМИ |
|
|
||||
Тема 2.3 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры |
|
10 |
|
||||
|
Мировоззрение и его место в духовном мире человека Типы мировоззрения. Эволюция мировоззрения человека и общества |
|
1, 2 |
||||
Религия как феномен культуры Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. |
|
1, 2 |
|||||
Искусство и его роль в жизни людей Виды искусств. Влияние искусства на человека и общество. Искусство как результат свободного времени человека. |
|
1, 2 |
|||||
Мораль как регулятор социального поведения Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. |
|
1, 2 |
|||||
Этикет Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. |
|
1, 2 |
|||||
|
Практические занятия |
6 |
2 |
||||
1. Религия как явление общественной жизни Происхождение религии. Мировые религии , основные положения учений. |
|
||||||
2. Искусство как разновидность духовной деятельности людей Отличие искусства от других видов деятельности человека. Особенности развития современного искусства |
|||||||
3. Мораль и моральный самоконтроль Особенности моральных норм. Роль воспитания в становлении моральных качеств личности. Нравственные категории и их роль во взаимоотношениях между людьми. Этикет |
|||||||
Самостоятельная работа |
|
||||||
|
Подготовка докладов, рефератов, презентаций к практическим занятиям. Работа с электронными ресурсами. |
3 |
|
||||
Раздел 3. Экономика |
38 |
|
|||||
Тема 3.1 Экономика и экономическая наука. Экономические системы. |
10 |
|
|||||
|
Экономика как наука о ведении хозяйства Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. |
|
1, 2 |
||||
Разделение труда, специализация, обмен |
|
1, 2 |
|||||
Типы экономических систем Традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. признаки экономических систем |
|
1, 2 |
|||||
Собственность Виды прав на имущество. Владение. Распоряжение. Пользование |
|
1, 2 |
|||||
Виды собственности Государственная, частная. Виды собственности в РФ. |
|
1, 2 |
|||||
Практические занятия |
5 |
2 |
|||||
|
|
||||||
|
|||||||
|
|||||||
|
|
|
|
||||
|
|||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
|
||||||
Тема 3.2 Рынок. Фирма. Роль государства в экономике. ВВП. |
|
12 |
|
||||
|
Рыночные отношения в экономике Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. |
2 |
1, 2 |
||||
Конкуренция и монополия Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. |
2 |
1, 2 |
|||||
Роль фирм в экономике и основные формы бизнеса в РФ Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. |
2 |
1, 2 |
|||||
Функции государства в экономике. Налоги Частные и общественные блага. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Государственный долг. |
2 |
1, 2 |
|||||
Налоги и их функции Основы налоговой политики государства. Виды налогов. Бюджетная система Российской Федерации. Доходы и расходы: навыки планирования. Формирование бюджета Российской Федерации и его исполнение. |
|
|
|||||
Понятие денег, роль финансов в экономике История происхождения денег. Электронные деньги. Банки. Банковская система. Процент. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства
|
2 |
1, 2 |
|||||
Тема 3.3 Рынок труда и безработица. |
|
8 |
|
||||
|
Рынок труда и безработица Рынок труда и понятие безработицы, её причины и экономические последствия. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. |
2 |
1, 2 |
||||
Роль профсоюзов и государства на рынках труда Человеческий капитал.
|
2 |
1, 2 |
|||||
2 семестр (90 ч.) |
|
|
|||||
Права и обязанности потребителя Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. |
2 |
1, 2 |
|||||
Экономика семьи Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения. |
2 |
1, 2 |
|||||
Тема 3.4 Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики
|
|
8 |
|
||||
|
Основные проблемы экономики России Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики регионов России. Экономическая политика Российской Федерации. |
2 |
1, 2 |
||||
|
Россия в мировой экономике Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. |
2 |
1, 2 |
||||
Влияние санкций на Россию в международной торговле Экономические санкции. Их типы. Причины возникновения. Последствия их введения. |
|
|
|||||
Глобальные экономические проблемы в современном мире. Влияние экономики на вопросы независимости и суверенитет стран в современном мире. Виды экономических проблем в мире. причины их возникновения и способы их регулирования. |
8 |
3 |
|||||
|
Практические занятия Экономика как наука. Типы экономических систем. Факторы спроса и предложения. Функции государства в экономике. Причины безработицы и трудоустройство. Особенности современной экономики России. |
|
|
||||
|
Самостоятельная работа |
|
|
||||
Раздел 4. Социальные отношения |
26 |
|
|||||
Тема 4.1 Социальная роль и стратификация |
|
12 |
|
||||
|
Социальная структура Понятие о социальной структуре. Социальные функции. Социальная система. |
2 |
1, 2 |
||||
Социальные общности и группы Понятие о социальных общностях и группах. Малая группа. Большая группа. |
2 |
1, 2 |
|||||
Социальная стратификация Типы стратификации: касты, рабство, сословия, классы. факторы социальной стратификации: доход, власть, образование, престиж |
2 |
1, 2 |
|||||
Социальный статус Виды статусов в обществе.Престиж. Престижность профессиональной деятельности. |
2 |
1, 2 |
|||||
Социальная роль Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Ролевой набор. |
2 |
1, 2 |
|||||
Социальная мобильность Виды социальной мобильности |
2 |
1, 2 |
|||||
Тема 4.2 Социальные нормы и конфликты |
|
6 |
|
||||
|
Социальный контроль Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. |
2
|
1, 2 |
||||
Девиантное поведение, его формы, проявления Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. |
2
|
1, 2 |
|||||
Социальный конфликт Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов. |
2 |
1, 2 |
|||||
Тема 4.3 Важнейшие социальные общности и группы |
Особенности социальной стратификации в современной России Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. |
8 |
1, 2 |
||||
Молодежь как социальная группа Особенности молодежной политики в Российской Федерации. |
2 |
1, 2 |
|||||
Этнические общности Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. |
2 |
1, 2 |
|||||
Семья как малая социальная группа Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. |
2 |
1, 2 |
|||||
|
Практические занятия Социальная стратификация. Виды социальных норм. Социальные конфликты. Социальная стратификация в современной России. Межнациональные отношения. Семья в современной России. |
|
|
||||
|
Самостоятельная работа |
|
|
||||
Раздел 5. Политика как общественное явление |
22 |
|
|||||
Тема 5.1 Политика и власть. Государство в политической системе |
|
12 |
|
||||
|
Политика как общественное явление Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. |
2 |
1, 2 |
||||
Понятие власти Типы общественной власти. Три ветви власти: исполнительная, законодательная, судебная |
2 |
1, 2 |
|||||
Государство и его признаки государства Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы. |
2 |
1, 2 |
|||||
Формы государственного устройства Унитарное государство. Конфедерация. Федерация. Их признаки. |
2 |
1, 2 |
|||||
Формы правления Виды монархий и республик. Их признаки. |
2 |
1, 2 |
|||||
Формы политических режимов Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах. Правовое государство, понятие и признаки. |
2 |
1,2 |
|||||
Тема 5.2 Участники политического процесса |
|
10 |
|
||||
|
Политический статус личности Личность и государство. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. |
2 |
1, 2 |
||||
Гражданское общество и государство Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации. |
2 |
1, 2 |
|||||
Выборы в демократическом обществе Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации. |
2 |
1, 2 |
|||||
Политические партии и движения Классификация партий и движений. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. |
2 |
1, 2 |
|||||
Роль средств массовой информации в политической жизни общества Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. |
2 |
1, 2 |
|||||
|
Практические занятия Политическая система общества, ее структура. Государство в политической системе общества. Функции государства. Формы государства. Гражданское общество и правовое государство. Избирательное право в Российской Федерации. Личность и государство. |
|
|
||||
|
Самостоятельная работа |
|
|
||||
Раздел 6. Право |
|
|
|||||
Тема 6.1 Правовое регулирование общественных отношений |
|
10 |
|
||||
|
Понятие права Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе. |
2 |
1, 2 |
||||
Право в системе социальных норм Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. |
2 |
1. 2 |
|||||
Основные формы (источники) права Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. |
2 |
1, 2 |
|||||
Правосознание и Правоотношение Понятие правосознания и правоотношения. Их взаимосвязь |
|
|
|||||
Правонарушение и юридическая ответственность и ее задачи Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. |
2 |
1, 2 |
|||||
|
Самостоятельная работа |
|
|
||||
Тема 6.2 Основы конституционного права Российской Федерации |
|
10 |
|
||||
|
Конституционное право как отрасль российского права Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. |
2 |
1, 2 |
||||
Местное самоуправление Порядок формирования органов местного самоуправления в РФ |
2 |
1, 2 |
|||||
Правоохранительные органы Российской Федерации Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. |
2 |
1, 2 |
|||||
Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. |
2 |
1, 2 |
|||||
Основные конституционные права и обязанности граждан в России Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса. Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Права и обязанности налогоплательщика. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу. |
2 |
1, 2 |
|||||
|
Самостоятельная работа |
|
|
||||
Итоговая аттестация |
Дифференцированный зачет |
|
|
||||
|
|||||||
Тема 6.3 Отрасли российского права |
|
18 |
|
||||
|
Гражданское право и гражданские правоотношения Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Физические лица. Юридические лица. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Защита прав потребителей. |
2 |
1, 2 |
||||
Семейное право и семейные правоотношения Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. |
2 |
1, 2 |
|||||
Трудовое право и трудовые правоотношения Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. |
2 |
1, 2 |
|||||
Административное право и административные правоотношения Административные проступки. Административная ответственность. Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ. |
2 |
|
|||||
Уголовное право Понятие уголовного права. Цели и задачи. Источники. |
2 |
|
|||||
Преступление в уголовном праве Понятие преступления в уголовном праве. Состав преступления. Виды уголовных преступлений. Виды наказаний. |
2 |
|
|||||
Соучастие в уголовном праве Понятие соучастия в уголовном праве. Виды соучастия. Виды соучастников. Виды наказаний за соучастие |
2 |
1, 2 |
|||||
Тема 6.4 Международное право.
|
|
2 |
|
||||
|
Международное право Понятие международного права. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. |
2 |
1, 2 |
||||
|
Дифференцированный зачет |
2 |
|
||||
Всего |
107 |
||||||
Максимальная учебная нагрузка |
161 |
||||||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
3. условия реализации ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1 Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Обществознание», оснащенный оборудованием:
- посадочные места по количеству обучающихся (столы, парты, стулья);
- рабочее место преподавателя (стол, стул)
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- экран.
3.2. Информационное обеспечение.
Основная литература
Баранов П. А., Шевченко С. В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. — М., 2015.
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2016.
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2016.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2020.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2020.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-
научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2016.
Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. — М., 2016.
Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум. — М., 2016.
Котова О. А., Лискова Т. Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. — М.,2015.
Лазебникова А.Ю., Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Ти-повые тестовые задания. — М., 2016.
Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2010.
Дополнительная литература
Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
Конституция Российской Федерации 2020 г.
Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) //СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994 № 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996 № 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001 № 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006 № 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.
Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) //СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. —№ 15. — Ст. 766.
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. —2002.
Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. —Ст. 823.
Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993.
Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //СЗ РФ. — 2012.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. —2002. — № 2. — Ст. 133.
Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. —1995. — 4 мая.
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. —1999. — № 18. — Ст. 2222.
Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. —18 мая.
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования сучетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования».
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М., 2017.
Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание.— М., 2017.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2017.
Электронные ресурсы
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
- сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; - владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; - владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; - сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; - сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; - владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; - сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции не-достающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. |
устные опросы тестирование результаты индивидуальных заданий упражнения результаты практических занятий
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.