«Самарский колледж строительства и предпринимательства» (филиал) бюджетного государственного образовательного учреждения
высшего образования
«Национальный исследовательский
«Московский Государственный строительный университет»
Учебно-методическое пособие
по основам философии
для студентов заочного отделения всех специальностей
Преподаватель основ философии З.П. Вдовина
2016
Учебно-методическое пособие содержит тематический план и программу по дисциплине «Основы философии», требования к знаниям и умениям студентов, краткая характеристика (аннотации) разделов дисциплины, вопросы для самоконтроля по каждой теме, тренировочные тестовые задания, перечень основной и дополнительной литературы по разделам курса, тематику рефератов, темы философских сочинений и эссе, вопросы к зачету (экзамену), даны рекомендации по организации учебной деятельности обучающихся. Пособие имеет приложение:
Приложение №1. «схемоконспекты по всем разделам дисциплины»
Приложение №2. «
Пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта СПО.
Предназначено для студентов заочной формы обучения.
Составитель: преподаватель высшей квалификационной категории З.П.Вдовина
Рецензент: кандидат исторических наук, доцент кафедры «Ли Ю.С.Васильева
Пусть никто в молодости не откладывает
занятия философией, а в старости не устает
заниматься философией; ведь никто не бывает
ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души.
Эпикур, древнегреческий философ
ВВЕДЕНИЕ
Философия - это один из компонентов духовной культуры человечества.
Философия - это такое знание, которое учит анализировать, делать выводы, сравнивать, сопоставлять, то есть развивает человеческое мышление. Философия обогащает знаниями, которые возвышают человека над каждодневными, рутинными обязанностями и делами, но при этом позволяет всесторонне рассматривать возникающие проблемы в любой сфере деятельности и находить адекватные и эффективные выходы из проблемных ситуаций. Философия развивает творческие способности, позволяет глубже и лучше понять окружающий мир, людей и самого себя.
Философия имеет длительную историю, но, несмотря на это, философия продолжает существовать и в наши дни, она продолжает задавать «вечные» философские вопросы и отвечать на них. Конечно, изучая философию, можно заметить, что от эпохи к эпохе она заостряла свое внимание на разных вопросах, приоритет отдавала разным проблемам. В настоящее время философию в большей степени волнуют проблемы бытия человека, его сознания, анализ языка, философия и методология науки и другое. Это говорит о том, что современное общество озабочено стремлением понять, в первую очередь, природу и специфику человеческого существа, особенности его внутреннего мира, проблемы взаимоотношения человека и других людей. Это также говорит о том, что все большую роль в современной цивилизации играет наука, и человек, в том числе и в форме философии, пытается осмыслить ее природу, значение для человека, последствия научных исследований.
В курсе «Основы философии» вы будете изучать:
• предмет философии, место и роль философии в культуре;
• становление философии и ее структуру, основные направления и школы философии;
• научные, философские и религиозные картины мира;
• этапы исторического развития философии: древнеиндийскую, древнекитайскую и античную философию, философию средних веков и Возрождения, Нового времени и Просвещения, классическую немецкую и постклассическую европейскую философию, русскую философию;
• философские понятия и категории, идеи и концепции;
• проблемы социальной философии: общество и его структуру, человека в системе социальных связей, общество как социально-практический способ бытия человека;
• проблемы философской антропологии: смысл человеческого бытия, его свобода и ответственность, мораль и право, нравственные ценности, сознание и самосознание и др.;
•
философское осмысление глобальных проблем современности.
Цели дисциплины:
• дать представление о предмете философии и значении философского знания в современной культуре;
• познакомить с философскими понятиями и категориями — инструментарием философских знаний;
• дать знания по основным разделам философии: онтологии, гносеологии, учении об обществе и человеке;
• дать понятие об исторических типах философии и философствования, концепциях и направлениях философской мысли;
• познакомить с отечественной философией: ее становлением, идеями и концепциями;
• помочь преобразовать, систематизировать стихийно сложившиеся взгляды в обоснованное миропонимание;
• научить определять направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит в мире;
• воспитывать культуру разумного мышления и ценностную оценку явлений действительности.
После изучения дисциплины «Основы философии» вы сможете:
• владеть философским инструментарием и ориентироваться в социокультурном знании;
• знать о назначении философии в современной культуре, ее структуру и исторические типы;
• уметь ориентироваться в огромном множестве мнений и концепций, верований и ценностей и раскрывать взаимосвязи между различными явлениями действительности;
• определять, откуда появились современные идеи и куда они ведут, постигать причины явлений, «смотреть в корень»;
• правильно мыслить, отделяя главные проблемы от второстепенных;
• осмысленно подходить к жизни;
• понимать глобальные аспекты и их последствия.
Желаю Вам успехов в изучении философии!
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
3. Тема 1.1. Историко-философское введение.
4. Тема 1.2. Античная философия.
5. Тема 1.3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения.
6. Тема 1.4. Философия эпохи Нового времени.
7. Тема 1.5. Развитие русской философии.
8. Тема 1.6. Русские философы XIX-XX вв.
9. Тема 1.7. Современная западноевропейская философия.
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Тема: Философия, ее предмет и роль в обществе
Аннотация
Изучив первую тему, мы ответили с Вами на вопрос, что такое философия. Рассмотрели проблему социокультурной ценности философского знания. Увидели, как будет структурироваться курс философии. Ввели целый ряд основных философских понятий: онтология, гносеология, философская антропология, материальное и идеальное и др. Раскрыли функции философии и структуру философского знания. Теперь мы имеем представление о том, что такое мифологическое, религиозное, философское и научное мировоззрение, вследствие чего можем ориентироваться в огромном множестве мнений и ценностей, определять роль философии в обществе.
Литература
Основная литература:
1. Губин В.Д. Основы философии. Учеб. пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2016
2. Горелов А.А. Философия в вопросах и ответах – М.: Изд-во Эскимо, 2016.
3. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Брянск: Курсив – 2009.
4. Ильин В.В. Философия для студентов технических вузов: Краткий курс. – СПб: Питер, 2004.
5. Ильин В.В., Машенцев А.В. Философия в схемах и комментариях: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2005.
6. История философии: 100 экзаменационных ответов, Экспресс – справочник для студентов вузов. – Москва ИКЦ «МарТ», Ростов–на–Дону: Издательский центр «МарТ», 2004
7. Философия для средних специальных учебных заведений: Учеб. Пособие/ В.П. Кохановский, В.П. Яковлев, Л.В. Жаров. – Ростов–на–Дону 2001.
8. Философский словарь/ под ред. И.Т. Фролова. – М.:2012.
9. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие/ А.А. Сычев. – М.: ИНФРА – М, 2010.
10. Стрельник О.Н. Основы философии: учебник для ссузов/ О.Н. Стрельник. – М.: И.Д. Юрайт, 2010.
Дополнительная литература:
1. Алексеев В.О. Философия, Конспект лекций/ В.О. Алексеев, Н.А. Мальшина, Н.А. Мельникова. – М.: Эксмо, 2008.
2. Вечканова В.Э. Философия: курс лекций: учебное пособие для вузов/В.Э. Вечканова. – М.: «Экзамен», 2000.
3. Николаева Л.С. философия: Экзаменационные ответы/ Л.С. Николаева, С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко.- Ростов–на–Дону: Феникс, 2006.
4. Рогалевич Н. Религиоведение. Экспресс – курс/ Н. Рогалевич, Б. Сумарков, А.
5. Философия в вопросах и ответах: учебное пособие/Е.В. Хорина, Н.Ф. Рохманкулова (и др.); под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М.: Т.К. Велби, Изд-во Проспект, 2008.
Интернет – ресурсы
www.aller.ru/edu/philos.htm
ru/wikipedia.org/wiki/Философия
www/diplom-inet.ru/resursfilos
Студент должен
иметь представление:
- о предмете философии и её социокультурной ценности;
знать:
- философию как мировоззрение;
- функции философии;
- структуру философии;
уметь:
- выявлять различие между философским, религиозным и научным мировоззрением.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое «философия» и каким образом проходил процесс становления философского знания?
2. Каковы цель и предназначение философии?
3. Что является предметом философского исследования?
4. Что входит в структуру философии?
5. Охарактеризуйте функциональное назначение философии.
6. Как соотносятся мифология и философия, религия и философия, наука и философия?
7. В чем проявляется социокультурная ценность философии?
Раздел I. Развитие философского знания. Основные вехи мировой философской мысли
Аннотация
Во втором разделе вы изучили становление и развитие философии в Древнем мире. Выделили общие закономерности развития и различия в философской проблематике Востока и Запада. Вы познакомились с философскими школами и течениями Древней Индии, Китая, античного мира, их главными положениями, принципами и особенностями. Познакомились с философией Средневековья, Возрождения, Нового времени и Просвещения. Источником средневековой философии явились философские идеи Платона и Аристотеля, античный неоплатонизм. Философия Возрождения обращается к основополагающим принципам античности. Философия Нового времени опирается в теории познания на эмпирический и рационалистический методы с преобладанием последнего. Философия Просвещения ставит своей целью путем просвещения переустроить общественный порядок на разумных началах. Вы познакомились с классической немецкой философией, постклассической европейской и русской философией. К классической философии относятся философские учения И.Канта, И. Фихте, Г.Гегеля, Ф.Шеллинга, Л. Фейербаха, философию которых отличают высочайший уровень и значимость решаемых проблем. Они по-новому поставили многие философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение. Развитие классической философии завершилось к середине 19в. Философия второй половины 19-20 вв. получила название постклассической, или неклассической. Если классическая философия объясняет картину мира с идеалистических позиций, то постклассическая философия – с материалистических и идеалистических неклассических позиций.
Можно сказать, что постклассическая европейская философия ставит и решает антропологические проблемы. Мы попытались с Вами подробно рассмотреть историю русской философии, становление которой проходит в три этапа. Русская философия, начиная с принятия христианства и до философских систем начала 20 в., представляет собой поступательное движение философской мысли. Русская философия внесла достойный вклад в общемировую философию.
Литература
Основная
1. Губин В.Д. Основы философии. Учеб. пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2017
2. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Брянск: Курсив – 2009.
3. Философия для средних специальных учебных заведений: Учеб. Пособие/ В.П. Кохановский, В.П. Яковлев, Л.В. Жаров. – Ростов–на–Дону 2016.
4. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие/ А.А. Сычев. – М.: ИНФРА – М, 2010.
Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.
2. Антология философской мысли. — М., 1993.
3. Алексеев П. В., Панин А.В., Философия. — М., 1997.
4. Ильин В. История философии: Учеб. для вузов. — СПб., 2003.
5. Каратини Р. Введение в философию. — М., 2003.
6. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Краткий философский словарь. -М.,2003.
7. Немировская Л. 3. Философия: Курс лекций. — М., 1998.
8. Рассел Б. История западной философии. — М., 1999.
9. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М, 1998.
10. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 1998.
11. Современный философский словарь. — М., 2012.
12. Философия. Конспект лекций / Под ред. В. В. Трушкова. — М., 2001. .
Тема 1. Историко-философское введение
Студент должен:
знать:
- периодизацию исторического времени;
- конкретно-исторические типы философского мировоззрения: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.
уметь:
- определять хронологические рамки исторических эпох;
- ориентироваться в типах философского мировоззрения.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему в процессе становления и развития философии менялся и круг ее проблем?
2. Как эволюционировал взгляд на предмет и функции философии в процессе ее становления и развития?
3. Какие конкретно – исторические типы философского мировоззрения Вы знаете?
Тема 2. Античная философия
Студент должен:
знать:
- персоналии и терминологию философии Индии, Китая, Греции;
- специфику философских школ Древней Греции;
уметь:
- ориентироваться в огромном множестве мнений, верований и ценностей.
Вопросы для самоконтроля:
1. Чем объяснить деление индийской философии на периоды?
2. Назовите основные заповеди буддизма.
3. Что вкладывали древнекитайские мыслители в понятие «Инь» и «Ян»?
4. Какими принципами рекомендовал руководствоваться Конфуций?
5. Какой вопрос был центральным в учении досократиков?
6. В чем главная особенность классической философии?
7. Назовите основные философские школы эллинизма.
Тема 3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения
Студент должен:
знать:
- философскую мысль Средневековья и её основные религиозно-философские направления;
- философию Возрождения и её главные особенности;
- персоналии и терминологию философии Средневековья и эпохи Возрождения;
уметь:
- выявлять сходства и различия философских концепций данных эпох.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы характерные особенности философии средневековья?
2. Какие философские течения возникли в эпоху средневековья?
3. В чем суть схоластического спора об универсалиях между реалистами и номиналистами?
4. Что способствовало становлению нового философского мировоззрения в эпоху Возрождения?
5. Какие философские направления возникли в эпоху Возрождения и в чем их суть?
Тема 4. Философия эпохи Нового времени
Студент должен:
знать:
- философию нового времени и характерные черты её онтологии и гносеологии;
- персоналии и терминологию философии Нового времени;
- особенности классической немецкой философии и её персоналии;
- 5особенности философии марксизма.
уметь:
- анализировать свои взгляды в контексте общих идей развития философии Нового времени.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы характерные черты онтологии Нового времени?
2. Назовите сторонников эмпирического и рационалистического методов познания. В чем суть этих методов?
3. Какова главная цель Просвещения как течения в культуре и духовной жизни общества?
4. В чем суть теорий общественного договора и естественного права?
5. Назовите исторические рамки и основные черты немецкой классической философии.
6. Каковы особенности философии Канта докритического и критического периодов?
7. В чем суть основных законов диалектики, сформулированных Гегелем?
8. В чем суть марксистской философии?
Тема 5. Развитие русской философии
Студент должен:
знать:
- тенденции развития русской философии;
- персоналии и терминологию русской философии;
- направления в русской философии 19-20 вв.
уметь:
- анализировать свои взгляды в контексте общих идей развития русской философии.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите этапы развития русской философии.
2. В чем заключается феноменальность русской философии?
3. Перечислите характерные черты русской философии.
4. В чем состоят особенности русской философии 19-20в.?
5. Назовите и охарактеризуйте направления русской философии 19-20 в.
6. Какой вклад внесла русская философия в общемировую?
Тема 6. Русские философы 19-20 веков
Тема 7. Современная западноевропейская философия
Студент должен:
знать:
- персоналии и терминологию философии Новейшего времени;
- основные направления постклассической философии;
уметь:
- анализировать свои взгляды в контексте общих идей развития философии Новейшего времени.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите философские течения постклассической европейской философии и их представителей.
2. Назовите причины возникновения экзистенциализма.
3. Раскройте суть философии экзистенциализма.
Раздел II. Основы философского понимания мира
Аннотация
Вы познакомились с основами философского понимания мира, такими разделами философии, как онтология и гносеология. Философские представления о бытии были представлены в онтологии, проблемам познания посвящена такая часть философии, как гносеология. Вам были представлены основные понятия, такие как материя и сознание, диалектика и метафизика. Вы уяснили смысл проблем, занимавших мыслителей на протяжении всей истории философии. Теперь вы имеете представление о сложности процесса познания мира и его противоречиях. Вы научились различать типы философских позиций в понимании мира, стали понимать причины изменений представлений о мироустройстве. Вы знаете о том, что мифология и религия, философия и наука предполагают разные картины мира, и понимаете различие между ними. Вы познакомились с философским подходом к изучению природы и форм её существования.
Литература
Основная
1. Губин В.Д. Основы философии. Учеб. пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2017
2. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Брянск: Курсив – 2009.
3. Философия для средних специальных учебных заведений: Учеб. Пособие/ В.П. Кохановский, В.П. Яковлев, Л.В. Жаров. – Ростов–на–Дону 2016.
4. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие/ А.А. Сычев. – М.: ИНФРА – М, 2010.
Дополнительная литература
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.
2. Горбачев В. В. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. — М., 2003.
3. Никифоров А. Л. Природа философии. — М., 2001.
4. Пригожий И., Стенерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. — М., 1986.
5. Рассел Б. История западной философии. — М., 1999.
6. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. - СПб., 1997.
7. Смит Л., Рейпер В. Путешествие по миру мысли. Введение в ж торию философии. — 2000.
8. Степин B.C., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. — М., 1994.
9. Тарнас Р. История западного мышления. — М., 1995.
10.Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов. — СПб., 2003.
Тема 1. Философское учение о бытии
Студент должен:
знать:
-что изучает раздел философии «Онтология»;
-основные понятия философской онтологии;
-основные формы существования материи.
уметь:
-различать типы философских позиций в понимании мира.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что изучает онтология, каковы основные вопросы онтологии?
2. Как соотносятся понятия «бытие» и «материя»: что их объединяет и в чем их различие, какова взаимосвязь между ними?
3. Что такое материальное? Что такое идеальное?
4. Охарактеризуйте формы существования материи.
5. Что такое субстанция? Каковы её формы?
Тема 2. Философия и наука о сознании
Студент должен:
знать:
- понятие сознания;
- структура сознания;
- функции сознания;
уметь:
- делать самостоятельные выводы и соотносить теорию с практикой.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое сознание?
2. Каковы основные функции сознания?
3. Каковы элементы структуры сознания?
4. Как соотносятся сознание и мышление?
5. Что такое самосознание?
Тема 3. Философское учение о познании
Студент должен:
знать:
- что изучает раздел философии «Гносеология»;
- основные понятия философской гносеологии;
- особенности чувственного и рационального познания;
- критерии истины.
уметь:
- анализировать основные вопросы гносеологии.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое гносеология и какие именно вопросы обсуждаются в этой части философии?
2. В чем суть спора между гностицизмом и агностицизмом?
3. Как менялись представления о субъекте познания в истории философии?
4. Какие существуют концепции истины?
5. Что такое критерий истины?
Тема 4. Картины мира
Студент должен:
знать:
- трактовку различных картин мира;
- современные представления о происхождении Вселенной;
- научную картину мира.
уметь:
- объяснять различия между философской и религиозно-мифологической картинами мира.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы особенности религиозно-мифологической картины мира?
2. Почему в рамках философской картины мира существуют различные модели мира?
3. Охарактеризуйте научную картину мира.
Тема 5. Природа как предмет философского осмысления
Студент должен:
знать:
- философское понимание природы;
- научный взгляд на происхождение и устройство Вселенной.
уметь:
- оперировать основными понятиями космологии.
Вопросы для самоконтроля:
1. Как изменялись философские воззрения о природе?
2. Что такое биосфера и ноосфера, кем были введены эти понятия и почему?
3. Как влияет природа на развитие общества и общество на природу?
4. Что такое коэволюция?
Раздел III. Философская антропология
Аннотация
В этом разделе, посвященном философской антропологии, вы познакомились с философскими представлениями о сущности и природе человека. Проблема человека была и остается «Загадкой человеческого Я», в решении которой пытаются принять посильное участие многие науки, среди них и философия.
Вы узнали о различных теориях антропогенеза, и представляете, какие конкретные выводы в области психологии и педагогики имеет проблема биологического и социального в человеке. Мы проследили постоянное изменение взглядов философов в понимании человека, моральных, религиозных и эстетических ценностей его существования и познакомились с современными теориями, посвященными проблеме личности. Сведения, полученные из области философской антропологии, позволяют вам лучше понять себя и других.
Литература
Основная
1. Губин В.Д. Основы философии. Учеб. пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2017
2. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Брянск: Курсив – 2009
3. Философия для средних специальных учебных заведений: Учеб. Пособие/ В.П. Кохановский, В.П. Яковлев, Л.В. Жаров. – Ростов–на–Дону 2016
4. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие/ А.А. Сычев. – М.: ИНФРА – М, 2010.
Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.
2. Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация. — М., 1999.
3. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? -М., 1991.
4. Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. — М., 1998.
5. Смит Л., Рейпер В. Путешествие по миру мысли. Введение в историю философии. — 2000.
6. Скирбекк Г., Гилъе Н. История философии. — М., 2000.
7. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. — М., 1992.
8. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения. — М.,1991.
9. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смей ти и бессмертии. XIX в. — М., 1991.
Тема 1. Философия о происхождении и сущности человека
Студент должен:
знать:
- основные понятия философской антропологии;
- теории происхождения человека на Земле;
- образ и трактовку человека в истории философской мысли.
уметь:
- рассматривать свои собственные представления о человеке в контексте истории философии.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте краткую характеристику основных теорий происхождения человека.
2. Какие проблемы рассматриваются в философской антропологии?
3. Перечислите основные биологические и социальные факторы антропогенеза.
4. Чем различались образы человека, создаваемые в разные исторические эпохи?
Тема 2. Фундаментальные характеристики человека
Студент должен:
знать
- определения понятий: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»;
- биологические и социальные составляющие человека;
- что понимают под «природой» и «сущностью» человека.
уметь:
- называть и характеризовать фундаментальные характеристики человека.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основные качества, составляющие природу человека.
2. Какое из существенных качеств вы считаете определяющими? Обоснуйте свой ответ.
3. Дайте определение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
4. Каких точек зрения придерживаются философы по вопросу о соотношении биологического и социального в природе человека?
Тема 3. Основные категории человеческого бытия
Студент должен:
знать:
- аспекты бытия человека;
- основные категории человеческого бытия;
уметь:
- формировать собственные взгляды на индивидуальное и личностное бытие.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите основные категории человеческого бытия.
2. Что такое ценности? Как называется часть философии, изучающая ценности?
3. Что такое «Смысл жизни»?
4. Охарактеризуйте известные вам концепции смысла жизни.
Тема 4. Семинар. Человек – как главная философская проблема
Раздел IV. Социальная философия
Аннотация
В данном разделе вы познакомились с философскими представлениями об изменении отношения общества и природы. Вы рассмотрели общество как систему, динамическую, саморазвивающуюся. Сделали акцент на духовную сферу и её составляющие: религию, мораль, культуру, искусство. Познакомились с различными взглядами философов на исторический процесс и проблемы типологии истории. Теперь вы знаете, что перспективы дальнейшего развития современного общества определяются тем, способно ли будет человечество справиться с теми глобальными проблемами, перед лицом которых оно оказалось. У футурологов и философов нет полного мнения о том, что нас ожидает. Проектируются разные сценарии обозримого будущего. Помочь в их поиске может философия. Именно философия помогает осознать современные проблемы и предлагает пути их решения.
Литература
Основная
1. Губин В.Д. Основы философии. Учеб. пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2017
2. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Брянск: Курсив – 2009
3. Философия для средних специальных учебных заведений: Учеб. Пособие/ В.П. Кохановский, В.П. Яковлев, Л.В. Жаров. – Ростов–на–Дону 2016
4. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие/ А.А. Сычев. – М.: ИНФРА – М, 2010.
5.Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — М., 2001.
Дополнительная
1.Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.
2.Бердяев Н. Судьба России. — М., 1990.
3.Ермакова Е. Е. Философия: Учеб. для вузов. — М., 2000.
4.Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Философия. Справочник студента. - М., 1999.
5.Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. — М., 1997.
6.Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. — М., 1998.
7.Смит Л., Рейпер В. Путешествие по миру мысли. Введение в историю философии. — 2000.
8.Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М., 2003.
Тема 1. Общество как система
Студент должен:
знать:
-теорию и методологию познания общества;
- основные сферы общественной жизни;
- диалектику общественного развития.
уметь:
-анализировать социальные явления.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение общества.
2. Сформулируйте определение сферы общественной жизни. Перечислите её составляющие.
3. Какие сферы общественной жизнедеятельности можно выделить?
4. Какие методы социального познания вам известны?
Тема 2. Духовная сфера жизни общества
Студент должен:
знать:
- определение понятий: религия, мораль;
- мировые религии;
- сущность свободы совести;
- ветви в христианстве: православие, католицизм, протестантизм;
- основные категории этики.
уметь:
- ориентироваться в многообразии религиозных конфессий.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что относится к духовной сфере жизни общества?
2. Что такое религия?
3. Какие мировые религии вам известны?
4. Что такое мораль? Какой философский раздел изучает данную проблематику?
Тема 3. Философия, культура, наука
Студент должен:
знать:
- понятие и функции культуры;
- разновидности культуры;
- место и роль искусства в обществе;
- философское понимание науки.
уметь:
- формировать культурно-значимые качества личности.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое культура?
2. Что представляет собой материальная и духовная культура?
3. Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»?
4. Что такое наука?
5. Перечислите критерии научности. Какие из них, по вашему мнению, являются наиболее важными?
Тема 4. Исторический процесс. Проблема типологии истории
Студент должен:
знать:
- концепции исторического развития;
- формационный и цивилизационный подходы к изучению истории.
уметь
- анализировать концепции исторического развития.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте формационную и цивилизационную концепции общественного развития.
2. Что такое культурно-исторический тип в концепции Н.Я. Данилевского?
3. Как вы понимаете утверждение О. Шпенглера, что цивилизация – это смерть культуры?
4. Чем характеризуются различные фазы развития цивилизации у А. Тойнби?
5. В чем различие между традиционной и техногенной цивилизациями?
6. Каковы отличительные особенности постиндустриального общества?
Тема 5. Проблемы и перспективы современной цивилизации
Студент должен:
знать:
- глобальные проблемы современности;
- философские концепции современного общества и его будущего;
- смысл проблем, занимающих футурологов и глобалистов.
уметь:
- ориентироваться в современных сценариях мирового развития.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое глобальные проблемы? Назовите их основные характеристики.
2. Как связаны между собой глобальные проблемы?
3. Перечислите основные принципы стратегии устойчивого развития. В чем основные цели этой стратегии?
4. В чем заключается особенности подхода мальтузианства и неомальтузианства к демографическим проблемам? Перечислите идеи основных представителей этих направлений.
5. Что изучает наука футурология?
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ
Раздел 1. Развитие философского знания. Основные вехи мировой философской мысли
1. Закончите определение: «Мировоззрение – это…».
а) совокупность объективных знаний о действительности, отражающих существенные свойства предметов и явлений, а также внутренние закономерности их развития;
б) система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе;
в) система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются социальные проблемы и конфликты, конструируются и обосновываются цели (программы) социальной деятельности, направленные на закрепление или изменение данных общественных отношений».
2. Выделите основные структурные компоненты мировоззрения:
а) ценности;
б) знания;
в) все ответы верны.
3. Философия обладает следующими характеристиками (выберите соответствующие пункты):
а) стремится к систематической целостности знания;
б) подтверждает свои выводы экспериментом;
в) безразлична к противоречию.
4. К основным функциям философии относятся (выделите правильные варианты ответа):
а) адаптационная;
б) управленческая;
в) мировоззренческая.
5. Назовите философскую дисциплину, исследующую всеобщие предпосылки познания и условия его достоверности:
а) гносеология;
б) логика;
в) теология.
6. Назовите время возникновения первых натурфилософских учений в Древней Греции?
а) IX – VIII вв. до н. э.;
б) III – IVвв.;
в) VI – V вв. до н. э.
7. Из перечисленных ниже мыслителей назовите представителей классического этапа в развитии античной философии:
а) Гесиод;
б) Лукреций Кар;
в) Сократ.
8. Укажите особенности древнегреческого философского мышления:
а) субъективизм;
б) космоцентризм;
в) иррационализм.
9. Креационизм как принцип средневекового философского мышления означает:
а) признание человека венцом творения;
б) признание сотворения Богом мира из ничего как основной
посылки средневековых учений о природе;
в) отрицание целесообразности в природе.
10. Укажите основные принципы средневекового философского мышления:
а) теоцентризм;
б) дуализм;
в) рационализм.
11. Назовите основные этапы развития средневековой философии:
а) патристика;
б) схоластика;
в) все ответы верны.
12. Выделите характерные черты философии эпохи Возрождения:
а) антропоцентризм;
б) онтологизм;
в) социоцентризм.
13. Выделите основное утверждение эмпиризма:
а) мир в принципе непознаваем;
б) разум играет определяющую роль в познании;
в) познание действительности должно опираться на опыт.
14. Назовите, кто из ниже перечисленных европейских мыслителей является представителем философии Просвещения:
а) Исаак Ньютон;
б) Франсуа Мари Вольтер;
в) Фома Аквинский.
15. Назовите представителя немецкой классической философии:
а) Ф. Бэкон;
б) Ф. Аквинский;
в) И. Кант.
Раздел 2. Основы философского понимания мира
1. Онтология – это философская наука:
а) о познании;
б) о бытии;
в) о человеке.
2. К основным формам бытия относятся:
а) бытие природы;
б) бытие Бога;
в) виртуальное бытие.
3. Укажите, какие из приведенных ниже определений характеризуют классические подходы к пониманию материи:
а) материя – это необходимый субстрат (материал), из которого произведены все вещи;
б) материя – это все то, что занимает место в пространстве, т. е. обладает такими характеристиками, как протяженность, объем, плотность, масса, непроницаемость;
в) все ответы верны.
4. Уточните, что относится к формам духовно-практической познавательной деятельности:
а) мифологическое познание;
б) философское познание;
в) обыденное познание.
5. Определите, что не является основными формами чувственного познания:
а) ощущение;
б) восприятие;
в) впечатление.
6. Укажите, что является основными формами научного знания:
а) научная полемика;
б) научная литература;
в) научная теория.
7. Истина – это:
а) информация об окружающем мире;
б) соответствие знаний с реальностью;
в) образец, совершенное, благое и прекрасное.
8. Критерием истины является:
а) чувства;
б) предположение;
в) практика.
9. Антиподом истины является:
а) ложь;
б) заблуждение;
в) догма.
10. В структуру сознания входит:
а) интеллект и воля;
б) эмоции и мотивация;
в) все ответы верны.
Раздел 3. Философская антропология
1. Укажите, кто из указанных мыслителей представляет экзистенциально-персоналистскую стратегию интерпретации человека:
а) Платон;
б) И. Кант;
в) А. Камю.
2. Определите, какие из ниже перечисленных концепций антропогенеза отстаивают идею естественного происхождения человека:
а) креационистская;
б) трудовая;
в) уфологическая.
3. Учение, согласно которому смысл человеческой жизни состоит в достижении счастья, называется:
а) гедонизм;
б) эвдемонизм;
в) ригоризм.
4. Раздел философии, изучающий
природу, сущность и предназначение
человека - это :
а) онтология;
б) гносеология;
в) антропология.
5. К вопросам современной антропологии не относится вопрос:
а) что первично;
б) что такое личность;
в) в чем смысл жизни.
6. Биологическая природа человека проявляется:
а) в его анатомии и физиологии;
б) в генофонде;
в) все ответы верны.
7. Понятие характеризующее человека, как общественное существо:
а) индивидуальность;
б) личность;
в) индивид
8. Под социальным в человеке понимают:
а) сознание и разум;
б) способность практически действовать;
в) все ответы верны.
9. Единичный представитель человеческого рода:
а) человек;
б) индивид;
в) личность.
10. Философское учение о ценностях и их природе:
а) аксиология;
б) этика;
в) эстетика.
Раздел 4. Социальная философия
1. Из приведенных определений общества, выделите те, которые существуют в философской и научной литературе:
а) это система взаимосвязанных сфер социальной жизни, в которых реализуются соответствующие потребности людей;
б) это люди, обладающие индивидуальными потребностями и интересами и вступающие в деловые и интимно-личностные отношения друг с другом;
в) это система наиболее общих взглядов человечества на мир, человека и место человека в этом мире.
2. Укажите, какие отношения, согласно К. Марксу, составляют основу общества:
а) политические;
б) социально-экономические;
в) духовные.
3. Укажите, что составляет предмет философии истории:
а) изучение природы исторического процесса, фундаментальных принципов и начал исторического бытия;
б) осуществление рефлексии над историческим познанием и осмысление статуса исторического знания;
в) все ответы верны.
4. Определите период возникновения философии истории:
а) в V – IV веках до н. э.;
б) в средние века;
в) в XVIII веке.
5. Под субъектом истории, в отличие от ее движущих сил, понимают:
а) личность;
б) народные массы;
в) все ответы верны.
6. Понятие социального прогресса обязательно предполагает:
а) безостановочное и неуклонное развитие всех исторических форм общества по пути улучшения жизни человечества;
б) развитие общества по пути приближения к поставленным социальным идеалам;
в) последовательное совершенствование общественной жизни и ее переход к более высокому качественному состоянию.
7. Укажите, что, согласно Г. Гегелю, является главным критерием общественного прогресса:
а) развитие производительных сил;
б) развитие знаний о мире;
в) развитие свободы.
8. Объективным фактором, определяющим смену типов общественно-экономических формаций, в учении К. Маркса является:
а) конфликт между отставшими в своем развитии производственными отношениями и опередившими их производительными силами;
б) конфликт между отставшими производительными силами и опередившими их производственными отношениями;
в) конфликт между политически передовыми и консервативными силами.
9. К основным чертам цивилизации Запада в сравнении с цивилизацией Востока относятся:
а) культивирование науки и техники как интенсивных факторов развития общества;
б) установка на формирование гражданского общества и гарантию прав личности.
в) все ответы верны.
10. Определяющая роль в исторической динамике культуры принадлежит:
а) традициям;
б) новациям;
в) взаимосвязи традиций и новаций.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И ПОДГОТОВКИ К НИМ
Лекционные занятия
Одной из основных форм получения и усвоения студентами учебной информации в колледже являются лекции. Лекции как форма учебной работы не только способствуют передаче учебной информации, но и организует мышление студентов, их восприятие. Благодаря лекциям студенты постигают умение самостоятельно работать, анализировать различного рода явления. Необходимо научить студентов правильно слушать и записывать лекции. Записывать надо лишь самое главное. Конспектируют основные моменты лекции. Чтобы их выбрать студент следует за мыслью преподавателя, продумывает, анализирует и записывает. Все это способствует более прочному запоминанию учебного материала.
Рекомендации
1. Лекции по каждому предмету записывать удобнее в отдельных тетрадях, оставляя широкие поля или чистые страницы для дополнительного материала, взятого из учебников, справочников, журналов и других источников информации.
2. Необходимо изучить запись лекции, дополнить, переработать, в случае необходимости усвоить полученные сведения. Хорошо овладеть содержанием лекции это значит:
а) знать тему;
б) понимать значение и важность ее в данном курсе;
в) четко представлять план изложения материала;
г) уметь выделить основное, главное;
д) усвоить значение примеров и иллюстраций;
е) связать вновь полученные сведения о предмете или явлении с уже имеющимися;
ж) продумать возможность применения полученных знаний.
3. К прослушиванию лекций следует готовиться. Необходимо предварительно ознакомиться с учебным материалом, относящимся к теме. Тогда, слушая лекцию, легче отделить главное от второстепенного, новое от уже известного, легче сориентироваться, что записывать.
4. Лекции необходимо записывать с самого начала, так как оно часто бывает ключом ко всей теме.
5. Как можно точнее и полнее записать:
а) определения, схемы;
б) сложные понятия, приемы;
в) факты, положения от которых зависит понимание главного;
г) новое;
д) материал, которым придется часто пользоваться;
е) сведения, которые трудно получить из других источников; цитаты, статистические и другие материалы.
6. Записывать лекции по возможности сжато, но без ущерба для ясности. Если не хватило времени записывать важное положение, факт, вывод, надо оставить свободное место, чтобы позже восполнить упущенное.
7. Во время лекции важно сохранять «рабочую установку», умственную активность.
Техника ведения конспекта приобретается постепенно, при систематической тренировке навыка записи лекций. Нельзя, не записывая, хорошо усвоить лекцию. Запись загружает память. Слушать, записывая, легче, чем не записывая. Записанное всегда будет понятнее, чем прочитанное в книге. Овладение навыками рационального слушания и записи лекций, чтения книг с записыванием наиболее важного материала обязательная задача каждого студента.
Семинар
Семинар по философии – это такой вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений студентов по вопросам темы, возникающей между ними дискуссии и обобщений преподавателя, решаются задачи познавательного и воспитательного характера, формируется мировоззрение, прививаются методологические и практические навыки, необходимые для становления квалифицированных специалистов, что соответствует требованиям ГОС.
Подготовка студентов к семинарским занятиям по философии включает следующие моменты:
1) изучение конспекта лекции и соответствующих глав основных учебников; желательно также ознакомление с вопросами заданной темы и по другим учебникам или одному-двум дополнительным источникам, так как в них часто предлагаются иные подходы к изучаемому предмету;
2) сравнение позиций различных авторов по изучаемым проблемам, которое позволяет глубже вникнуть в проблему и выработать собственную позицию по изучаемым вопросам;
3) уяснение содержания и взаимосвязи категорий и положений, которые являются основными для данного раздела философии;
4) подготовка каждым студентом реферата или доклада для выступлений на семинарских занятиях, студенческих философских конференциях.
5) решение тестовых заданий по изучаемой теме (разделу) учебного курса.
Реферат по философии
Под рефератом понимается письменная работа, посвященная какой-либо философской проблеме, анализу философского произведения или нескольких из них, проведенных студентом под руководством преподавателя. Его содержание, как правило, предполагает большую глубину исследования, чем при подготовке доклада обычного типа, наличие творческих поисков, самостоятельности мышления и выводов. Реферат зачитывается на семинаре студентами. Работа над подготовкой реферата требует длительного времени: две, три недели и более.
Подготовка реферата — одна из основных форм приобщения студента к научно-исследовательской работе. Преподаватель предлагает темы рефератов, рекомендует литературу, консультирует студентов и, наконец, просматривает готовые тексты или же прослушивает их в исполнении авторов.
Методические рекомендации по работе над философским сочинением
1. Выберите одну из предложенных тем, учитывая:
- свой интерес и желание поразмыслить именно над данной проблемой;
- свои знания;
- наличие необходимой литературы.
2. Изучите литературу по данной проблеме.
3. Составьте собственное, аргументированное мнение по теме.
4. Составьте план, обоснуйте актуальность, причину выбора.
5. Излагайте свое собственное мнение, не бойтесь полемизировать с устоявшимися в науке взглядами.
6. Сделайте аргументированный вывод.
7. Объем сочинения: не менее 1 печатного(2-х рукописных) листов формата А4. Формы оформления: стандартные.
Памятка по составлению и оформлению кроссвордов
1. Все понятия, используемые в кроссворде, должны быть в им. падеже, ед. числе (кроме тех, которые используются во множественном).
2. Правильно формулируйте вопрос.
3. Используйте научную литературу: учебники, словари, справочники.
4. Кроссворд должен быть оформлен:
- титульный лист (данные учебного заведения, дисциплина, тема, данные студента, год);
- незаполненная сетка кроссворда;
- вопросы по горизонтали, по вертикали;
- заполненная сетка кроссворда;
- используемая литература.
Методические рекомендации к монологическому ответу
1. Внимательно выслушайте вопрос преподавателя.
2. Четко и ясно сформулируйте ответ.
3. Ответ должен состоять из полных, распространённых предложений.
4. Речь должна быть грамотной, эмоционально окрашенной.
5. Не допускайте слов-паразитов.
6. Соблюдайте культуру речи и культуру обучения.
Памятка участнику дискуссии
1. Дискуссия является методом решения проблемы, а не формой выяснения отношений.
2. Не говори слишком долго, чтобы дать возможность высказаться другим.
3. Взвешивай слова, произноси их обдуманно, контролируй эмоции, чтобы твои разумные мысли достигли цели.
4. Стремись понять оппонента, относись к ней уважительно.
5. Возражай корректно, не искажая и не передергивая смысла сказанного.
6. Чтобы не впасть в нелепость или варварство, не добавляй ничего к сказанному оппонентом, не подозревай его в том, чего он не высказал, особенно в тайных замыслах и коварных намерениях.
7. Не поддавайся инерции потока слов.
8. Недопустимо высказываться по малознакомым вопросам.
9. Высказывайся только по предмету дискуссии, не бравируй своей начитанностью и общей эрудицией.
10. Борись с соблазном кому-либо угодить или досадить выступлением.
Методические указания по написанию эссе
«Краткий словарь литературоведческих терминов» трактует эссе как «разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций». Сочинение в жанре эссе требует от автора не только умения продемонстрировать «сумму знаний», но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях отношений к тому, о чем он пишет. Словом, автор эссе не просто рассказчик, он - его герой.
Для эссе характерны ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность. Жанр даёт право на субъективное изложение заявленной проблемы и свободную композицию.
Как написать домашнее эссе
Прежде чем приступить к написанию эссе:
1. Изучите заданный на дом теоретический материал;
2. Уясните особенности заявленной темы эссе;
3. Продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;
4. Выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;
5. Определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции.
Требования, предъявляемые к эссе
1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной;
2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи;
3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре;
4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль;
5. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи;
6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной в проблеме позиции.
Методические указания по работе с учебной литературой
1. Изучите список рекомендованной литературы.
2. Отберите необходимую вам.
3. Изучите аннотацию к учебнику или монографии.
4. Изучите информацию об авторе научного труда.
5. Читайте саму работу: выделяйте главное, делайте записи, обращайтесь к словарно-справочной литературе.
6. Запишите выводы.
7. Сделайте по данному учебнику (монографии) конспект или сложный план (тезисный план)
Вопросы к экзамену (дифференцированному зачету) по основам философии
1. Философия, ее смысл, функции, роль в обществе.
2. Отрасли философии, основные проблемы и вопросы.
3. Решение основного вопроса философии.
4. Понятие и структура мировоззрения, роль в духовно-практической деятельности человека.
5. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.
6. Место философии в системе культуры.
7. Понятие и содержание истории философии.
8. Периодизация мирового историко-философского процесса, важнейшие типы философствования.
9. Философия Древнего Востока (Индия, Китай), ее культурно-исторические предпосылки, идейное содержание и особенности.
10. Античная философия и ее специфические особенности.
11. Древнегреческая философия (периодизация, идейное содержание, особенности).
12. Философия Сократа.
13. Философия Платона.
14. Философия Аристотеля.
15. Истоки, характерные черты и особенности философии средних веков.
16. Понятие теоцентризма. Патристика и схоластика.
17. Учение А.Блаженного и философия Ф.Аквинского.
18. Философия эпохи Возрождения: социально-культурная почва и идейные ориентации.
19. Философия эпохи Возрождения (Д. Бруно, Н. Коперник, Т. Мор, Т. Кампанелла, Н. Макиавелли).
20. Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения.
21. Философия раннего Нового времени (17в.), ее особенности и идейное содержание.
22. Гносеологическая проблематика в философии Нового времени.
23. Философия эпохи Просвещения, ее особенности и идейное содержание.
24. Классическая немецкая философия (общая характеристика).
25. Философы классической немецкой философии, их идеи (И. Кант, Г. Гегель, А. Фейербах).
26. Философия марксизма: предпосылки и идейные источники, принципы и особенности.
27. Зарубежная философия Новейшего времени (общая характеристика).
28. Важнейшие направления и течения в философии Новейшего времени, их идейное содержание. Экзистенциализм.
29. Исторические и социально-культурные корни русской философии, ранний период ее развития.
30. Век Просвещения в России и его философия.
31. Классический период в истории русской философии (19в.).
32. Особенности развития русской философии, ее феноменальность.
33. Спор западников и славянофилов о судьбе России.
34. Русские философы XIX-XX вв.
35. Особенности развития и содержание русской философии в XX веке.
36. Место антропологии в системе философского знания, ее важнейшие проблемы.
37. Образ и трактовка человека в истории философии.
38. Важнейшие понятия философской антропологии: человек, индивид, личность.
39. Соотношение биологического и социального в человеке.
40. Место аксиологии в системе философского знания.
41. Картины мира.
42. Проблема бытия в истории философии. Основные вопросы онтологии.
43. Формы проявления бытия, понятие субстанции.
44. Философское учение о материи, ее атрибутах, формах существования.
45. Проблема происхождения мира и человека, способы ее решения.
46. Материальное и духовное бытие: проблема соотношения.
47. Проблема сознания в философии.
48. Сознание – социальное явление, высшая форма отражения мира.
49. Общество как система. Понятие общества в философии.
50. Философия и история. Концепции исторического развития.
51. Познание и его уровни. Основные проблемы гносеологии.
52. Истина и ее критерии. Движение и развитие познавательного процесса.
53. Место философии в системе научного и ненаучного познания.
54. Философия и религия.
55. Наука, ее признаки и особенности, социокультурная роль.
56. Философия и искусство.
57. Общество и природа.
58. Философия, культура, цивилизация.
59. Общая характеристика духовной сферы общества.
60. Глобальные проблемы современности.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
1. Космология милетской школы.
2. Учение Пифагора о числах.
3. Сократ: человек – это его душа.
4. Философское учение Платона.
5. Философское учение Аристотеля.
6. Философия Конфуция.
7. Христианская философия Августина Блаженного.
8. Теологическая система Фомы Аквинского.
9. Основные идеи ренессанского гуманизма.
10. Философия Бэкона.
11. Философия Р.Декарта.
12. Основные идеи французского материализма XVIII века.
13. Философия И.Канта.
14. Трансцендентальная философия И.Канта.
15. Философия Г.Гегеля.
16. Антропология Л.Фейербаха.
17. «Преодоление человека» в философии Ф.Ницше.
18. Феномен культуры в философии жизни О.Шпенглера.
19. Проблема человека и смысл истории в экзистенциальной философии Карла Ясперса.
20. Гуманистическая антропология Эриха Фромма.
21. Альбер Камю о смысле жизни.
22. Многообразие культур в современном обществе.
23. Буддизм как мировая религия.
24. Христианство как мировая религия.
25. Ислам как мировая религия.
26. Концепции исторического развития в трудах Н.Данилевского, А.Тойнби, О.Шпенглера.
27. Деятельность «Римского клуба» и глобальные проблемы современности.
28. Футурологические прогнозы будущего человечества.
ТЕМЫ ФИЛОСОФСКИХ СОЧИНЕНИЙ И ЭССЕ
Темы философских сочинений
Свободен лишь тот, кто владеет собой.
Иоганн Фридрих Шиллер
Любовь порождает радость, добрую волю и свободу в душе, которая охотно служит ближнему и не считается с благодарностью и неблагодарностью, хвалой и хулой, приобретениями и утратами.
Мартин Лютер
Свобода любит тех, кто работает на нее.
Вольтер
Кто не любит свободы и истины, может быть могущественным человеком, но никогда не будет великим человеком.
Вольтер
Стремление к счастью прирожденно человеку, поэтому оно должно быть основой всякой морали.
Фридрих Энгельс
Двери счастья отворяются, к сожалению, не внутрь – тогда их можно было бы растворить бурным напором, – а изнутри, и потому ничего не поделаешь!
Серен Кьеркегор
Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать.
Клод-Адриан Гельвеций
Искатель счастья подобен пьяному, который никак не может найти свой дом, но знает, что дом у него есть.
Вольтер
В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол.
Козьма Прутков
Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым.
Марк Аврелий
Разумный человек любит не потому, что это выгодно, а потому, что он в самой любви находит счастье.
Блез Паскаль
В жизни есть только одно счастье – любить и быть любимым.
Жорж Санд
Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.
Аристотель
Без творческих поисков нет подлинного искусства.
Дмитрий Шостакович
Жизнь коротка, искусство бесконечно.
Оскар Уайльд
Добиться свободы и сохранить ее можно лишь той ценой, какую человечество, как правило, платить не готово.
Джордж Сэвил Галифакс
Свобода - это выбор. Сделав выбор мы перестаём быть свободными.
Абай Садыков
Свобода - это ответственность. Вот почему все ее так боятся.
Бернард Шоу
Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все.
Федор Достоевский
В совершенствовании человека - смысл жизни...
Максим Горький
Философствовать, значит искать смысл жизни, то есть ничего не искать.
Анатолий Рахматов
Темы эссе
Познание подобно морю: тот, кто барахтается и плещется на поверхности, всегда больше шумит и потому привлекает к себе больше внимания, чем искатель жемчуга, без лишнего шума проникающий в поисках сокровищ до самого дна неизведанных глубин
Вашингтон Ирвинг
Вечно непознаваемое в мире — это то в нем, что кажется нам понятным.
Альберт Эйнштейн
Воля, которая стремится к познанию, никогда не удовлетворяется оконченным делом.
Джордано Бруно
Корнем философии должно оставаться положение: человеческое познание исходит из откровения; именно разум открывает свободу, благодаря тому, что он открывает провидение; и все ветви философского учения вырастают из этого корня.
Фридрих Якоби
История так же, как и познание, не может получить окончательного завершения в каком-то совершенном, идеальном состоянии человечества…
Фридрих Энгельс
Цель нашего земного существования заключается в воспитании гуманности, а все низкие жизненные потребности только служат ей и должны стать разумом, тонкие чувства - искусством, влечения - благородной свободой и красотой, побудительные силы - человеколюбием.
Иоганн Готфрид Гердер
Трудна, упорна и неверна, благодаря возможности ошибок, бывает борьба научного миросозерцания с чуждыми ему концепциями философии или религии - даже при явном их противоречии с научно-господствующими представлениями. Ибо философия и религия тесно связаны с теми более глубокими, чем логика, силами человеческой души, влияние которых могущественно сказывается на восприятии логических выводов, на их понимании.
Вернадский В. И.
Пофилософствуй - ум вскружится.
Грибоедов А. С.
Наука о добре и зле, которая только и составляет предмет философии.
Сенека
Философия является медициной души.
Цицерон
Если под философией понимать поиски знания в его наиболее общей и наиболее широкой форме, то ее, очевидно, можно считать матерью всех научных исканий. Но верно и то, что различные отрасли наук и в свою очередь оказывают сильное влияние на тех ученых, которые ими занимаются, и, кроме того, сильно воздействуют на философское мышление каждого поколения.
Эйнштейн А.
Философия каждого народа по глубочайшей своей сущности есть раскрытие веры народа, из этой веры исходит и к этой же вере устремляется. Если возможна русская философия, то только - как философия веры православной.
Флоренский П. А.
ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ
Раздел 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Б |
В |
а |
в |
а |
в |
в |
б |
б |
а |
в |
а |
в |
б |
в |
Раздел 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Б |
а |
в |
б |
В |
в |
б |
в |
Б |
В |
Раздел 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
В |
б |
б |
в |
А |
в |
б |
в |
Б |
А |
Раздел 4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
А |
б |
в |
в |
В |
в |
в |
а |
В |
В |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.