Методические указания по самостоятельной работе по дисциплине: "Химия" для студентов специальности Лабораторная диагностика
Оценка 4.9

Методические указания по самостоятельной работе по дисциплине: "Химия" для студентов специальности Лабораторная диагностика

Оценка 4.9
docx
07.05.2020
Методические указания по самостоятельной работе по дисциплине: "Химия" для студентов специальности Лабораторная диагностика
Методические указания содержат темы, вид и содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине: "Химия"
Метод указания по самост работе обучающихся Химия.docx

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области

«Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»

(БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»)

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Начальник лабораторной службы –

врач клинической диагностики

БУЗ ВО «Вологодская областная

клиническая больница № 2»

_______________Е.А. Пукова

«______»________________20____г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»

_______________ А.М. Александрова

«______»________________20____г.

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОП.05 ХИМИЯ

 

 

Специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика

(базовая подготовка)

основная профессиональная образовательная программа

среднего профессионального образования

по программе подготовки специалистов среднего звена

 

Квалификация: Медицинский лабораторный техник

Форма обучения: очная

Нормативный срок обучения – 2 года 10 месяцев

на базе среднего общего образования

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по научно-методической работе

_______________М.А. Жаров

«______»________________20____г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебной работе

_______________ Е.А. Дмитриева

«______»________________20____г.

 

 

 

 

г. Череповец

2017 год

Методические указания по самостоятельной работе обучающихся разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика.

 

Организация-разработчик:

БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»

 

Разработчик:

Ватагина И.В., преподаватель

 

 

 

 

Рассмотрено

на заседании ЦМК Общепрофессиональных дисциплин

Протокол №___от «____»____20___г.

Председатель _______Э.Р. Ганичева

 

Рассмотрено и одобрено

на заседании Методического совета

Протокол №___от «____»____20___г.


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Стр.

1. Общие организационно-методические рекомендации

4

2. Содержание самостоятельной работы студентов

6

3. Рекомендуемая литература

11

4. Контроль и оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы

11

 


 

1.     ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Методические рекомендации по организации и выполнению обучающихся учебным дисциплинам и профессиональным модулям разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности:

31.02.03 Лабораторная диагностика

код и наименование специальности

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

уметь:

-       Составлять электронные и графические формулы строения электронных оболочек атомов;

-       Прогнозировать химические свойства элементов, исходя из их положения в периодической системе;

-       Составлять химические формулы соединений в соответствии со степенью окисления химических элементов;

-       Составлять уравнения реакций ионного обмена;

-       Решать задачи на растворы;

-       Уравнивать окислительно-восстановительные реакции ионно-электронным методом;

-       Составлять уравнения гидролиза солей, определять кислотность среды, составлять схемы буферных систем;

-       Давать названия соединениям по систематической номенклатуре;

-       Составлять схемы реакции, характеризующие свойства органических соединений;

-       Объяснять взаимное влияние атомов.

требования к умениям в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности(ям)

знать:

-       Периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома, принципы построения периодической системы элементов;

-       Квантово-механические представления о строении атомов;

-       Общую характеристику s-, p-,и  d-элементов, их биологическую роль и применение в медицине;

-       Важнейшие виды химической связи и механизм их образования;

-       Основные положения теории растворов и электролитической диссоциации;

-       Протолитическую теорию кислот и оснований;

-       Коллигативные свойства растворов;

-       Методику решения задач на растворы;

-       Основные виды концентрации растворов и способы ее выражения;

-       Кислотно-основные буферные системы и растворы; механизм их действия и их взаимодействие;

-       Теорию коллоидных растворов;

-       Сущность гидролиза солей;

-       Основные классы органических соединений, их строение и химические свойства;

-       Все виды изомерии.

требования к знаниям в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности(ям)

 

Методические указания для студентов по организации и выполнению самостоятельной работы в рамках изучения учебной дисциплины разработаны в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика.

Задания по самостоятельной работе выполняются в соответствии с «Методическими рекомендациями по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов», которые размещены на сайте колледжа и в библиотеке.

 


 

2.     СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

В процессе изучения учебной дисциплины обучающимся необходимо выполнить самостоятельную работу.

Перечень разделов и тем с указанием содержания и объема самостоятельной внеаудиторной работы по каждой теме приведен в таблице.

 

Тема занятия, вид и содержание самостоятельной работы

Объем / часы

1.        

Тема занятия: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. Электронные конфигурации атомов элементов»

 

Решение задач по теме: «Периодический закон. Изотопы», «Строение электронных оболочек атомов».

 

Подготовка сообщений «История открытия Периодической системы химических элементов», «Общая характеристика s-,p- и d-элементов, их биологическая роль и применение в медицине».

2 ч.

2.        

Тема занятия: «Виды химических связей и механизм их образования. Валентность. Степень окисления. Кристаллические решетки. Структурные формулы».

 

Выполнение упражнений по темам: «Валентность и степени окисления», «Химическая связь».

 

Подготовка к семинарскому занятию (работа с основной и дополнительной литературой).

2 ч.

3.        

Тема занятия: «Основные классы неорганических соединений (оксиды, кислоты, основания, соли): номенклатура, свойства, классификация.  Генетическая связь между ними».

 

Подготовка к семинарскому занятию (работа с основной и дополнительной литературой).

 

Выполнение упражнений по теме: «Оксиды, кислоты, основания, соли».

 

2 ч.

4.        

Тема занятия: «Растворы. Способы выражения количественного состава растворов. Растворимость веществ в воде»

 

Решение задач по темам: «Массовая доля растворенного вещества», «Молярная концентрация», «Расчеты по уравнениям реакций, протекающих в растворах», «Водородный показатель».

4 ч.

5.        

Тема занятия: «Теория электролитической диссоциации. Гидролиз солей. Буферные растворы».

 

Решение задач по теме: «Электролиз».

 

Подготовка к семинарскому занятию (работа с основной и дополнительной литературой).

2 ч.

6.        

Тема занятия: «Окислительно-восстановительные реакции»

 

Решение задач по теме: «Окислительно-восстановительные реакции»

 

Подготовка к семинарскому занятию (работа с основной и дополнительной литературой).

2 ч.

7.        

Тема занятия: «Общие свойства неметаллов. Галогены: общая характеристика, свойства. Способы получения. Галогеноводороды. Инертные элементы».

 

Подготовка к семинарскому занятию (работа с основной и дополнительной литературой).

 

Подготовка реферативных сообщений «Применение галогенов», «Роль элементов-галогенов в живых организмах»

2 ч.

8.        

Тема занятия: «Элементы подгрупп кислорода, азота, углерода»

 

Подготовка к семинарскому занятию (работа с основной и дополнительной литературой).

 

Подготовка реферативных  сообщений «Роль кислорода в природы и живых организмах», «Роль азота и его соединений в природе и живых организмах», «Роль углерода и его соединений в живых организмах», «Роль серы и ее соединений в природе и живых организмах».

2 ч.

9.        

Тема занятия: «Общие сведения о металлах: положение в Периодической системе, свойства. Коррозия металлов. Электролиз. Металлы главных подгрупп».

 

Подготовка к семинарскому занятию (работа с основной и дополнительной литературой).

 

Подготовка реферативных сообщений «Роль металлов главных подгрупп (лития, натрия, кальция, бора, алюминия) в природе, живых организмах и промышленности», «Жесткость воды и способы ее устранения».

2 ч.

10.    

Тема занятия: «Металлы побочных подгрупп»

 

Подготовка к семинарскому занятию (работа с основной и дополнительной литературой).

 

Подготовка реферативных сообщений «Роль металлов побочных  подгрупп (меди, цинка, железа, хрома) в природе, живых организмах и промышленности», «Чугун и стали»

2 ч.

11.    

Тема занятия: «Основы теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Особенности органических соединений. Изомерия. Классификация органических соединений. Типы органических реакций»

 

Подготовка к семинарскому занятию (работа с основной и дополнительной литературой).

 

Подготовка реферативных сообщений «Развитие представлений о строении органических соединений».

 

Выполнение упражнений «Электронное и пространственное строение органических соединений»

 

2 ч.

12.    

Тема занятия: «Углеводороды. Предельные углеводороды (алканы): состав, свойства, применение. Циклоалканы»

 

Подготовка к семинарскому занятию (работа с основной и дополнительной литературой).

 

Выполнение упражнений «Номенклатура и изомерия алканов и циклоалканов», «Свойства алканов и циклоалканов».

 

Выполнение конспекта «Применение алканов и циклоалканов»

2 ч.

13.    

Тема занятия: «Непредельные углеводороды. Ароматические углеводороды: состав, свойства, применение».

 

Подготовка к семинарскому занятию (работа с основной и дополнительной литературой).

 

Выполнение упражнений ««Номенклатура и изомерия алкенов, алкинов, алкадианов и ароматических углеводородов», «Свойства непредельных углеводородов».

Выполнение конспекта «Применение непредельных углеводородов»

4 ч.

14.    

Тема занятия: «Кислородсодержащие органические соединения. Спирты. Фенолы: состав, свойства, применение».

 

Подготовка к семинарскому занятию (работа с основной и дополнительной литературой).

 

Выполнение упражнений «Свойства спиртов и фенолов».

Выполнение конспекта «Применение спиртов и фенолов»

2 ч.

15.    

Тема занятия: «Альдегиды и кетоны: состав, свойства, применение. Реакции поликонденсации».

 

Подготовка к семинарскому занятию (работа с основной и дополнительной литературой).

 

Выполнение упражнений «Свойства альдегидов и кетонов»

 

Выполнение конспекта «Применение альдегидов и кетонов»

2 ч.

16.    

Тема занятия: «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Реакции этерификации и омыления. Жиры»

 

Подготовка к семинарскому занятию (работа с основной и дополнительной литературой).

 

Подготовка реферативных сообщений «Применение карбоновых кислот», «Определение качества жира»

2 ч.

17.    

Тема занятия: «Углеводы».

 

Подготовка к семинарскому занятию (работа с основной и дополнительной литературой).

 

Подготовка реферативных сообщений «Применение отдельных представителей углеводов в медицине и промышленности», «Экспериментальные доказательства принадлежности веществ к классу углеводов».

2 ч.

18.    

Тема занятия: «Азотсодержащие органические соединения. Амины. Аминокислоты. Белки. Нуклеиновые кислоты».

 

Подготовка к семинарскому занятию (работа с основной и дополнительной литературой).

 

Выполнение реферативных сообщений «Применение белков», «Заменимые и незаменимые аминокислоты, их роль в организме», «История открытия нуклеиновых кислот»

Выполнение упражнений «Аминокислоты и белки», «Нуклеиновые кислоты»

2 ч.

19.    

Тема занятия: «Генетическая связь между классами органических соединений».

 

Подготовка к семинарскому занятию (работа с основной и дополнительной литературой).

 

Выполнение упражнений «Генетическая связь между классами органических соединений»

2 ч.

 

 

 

 


 

3. Рекомендуемая литература

 

Основные источники

1. Аналитическая химия. Аналитика 1. Общие теоретические основы. Качественный анализ [Электронный ресурс] / Харитонов Ю.Я. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970429341.html

 2. Общая и неорганическая химия [Электронный ресурс] : учебник / А. В. Бабков, Т. И. Барабанова, В. А. Попков - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970429235.html

3. Органическая химия [Электронный ресурс] : учебник / С.Э. Зурабян, А.П. Лузин; под ред. Н.А. Тюкавкиной - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970429402.html

 

Дополнительные источники

1. Аналитическая химия. Практикум [Электронный ресурс] / Харитонов Ю.Я., Григорьева В.Ю. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970413852.html

2. Практикум по общей химии [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Под ред. С.Ф. Дунаева. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Московского государственного университета, 2005. - (Классический университетский учебник). - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN5211049357.html

3. Чернобельская Г.М.  Химия : учебник для учащихся мед. училищ / Г.М. Чернобельская, И.Н. Чертков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Медицина, 1991. - 576 с. : ил. -  (Учеб. литература. Для учащихся мед.училищ)

 

 

4. КОНТРОЛЬ и оценка РЕЗУЛЬТАТОВ внеаудиторной самостоятельной работы

 

Контроль и оценка результатов выполнения самостоятельной работы осуществляется преподавателем в форме устного и письменного опроса, доклада, выступления на занятии и в форме экзамена.

Критерии оценивания результатов внеаудиторной самостоятельной работы представлены в «Методических рекомендациях по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов»

Результаты выполнения аудиторной работы, самостоятельной работы преподаватель фиксирует в ведомости учета.


 

Скачано с www.znanio.ru

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Методические указания по самостоятельной работе обучающихся разработаны на основе

Методические указания по самостоятельной работе обучающихся разработаны на основе

СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1

СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1

ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ

ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ

Периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома, принципы построения периодической системы элементов; -

Периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома, принципы построения периодической системы элементов; -

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема занятия: «Теория электролитической диссоциации

Тема занятия: «Теория электролитической диссоциации

Жесткость воды и способы ее устранения»

Жесткость воды и способы ее устранения»

Выполнение конспекта «Применение непредельных углеводородов» 4 ч

Выполнение конспекта «Применение непредельных углеводородов» 4 ч

Тема занятия: «Азотсодержащие органические соединения

Тема занятия: «Азотсодержащие органические соединения

Рекомендуемая литература Основные источники 1

Рекомендуемая литература Основные источники 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2020