Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области
«Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»
(БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»)
СОГЛАСОВАНО Начальник лабораторной службы – врач клинической диагностики БУЗ ВО «Вологодская областная клиническая больница № 2» _______________Е.А. Пукова «______»________________20____г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» _______________ А.М. Александрова «______»________________20____г. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОП.05 ХИМИЯ
Специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика (базовая подготовка) основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена |
|
Квалификация: Медицинский лабораторный техник Форма обучения: очная Нормативный срок обучения – 2 года 10 месяцев на базе среднего общего образования |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по научно-методической работе _______________М.А. Жаров «______»________________20____г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебной работе _______________ Е.А. Дмитриева «______»________________20____г. |
г. Череповец
2017 год
Методические указания по самостоятельной работе обучающихся разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика.
Организация-разработчик:
БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»
Разработчик:
Ватагина И.В., преподаватель
|
Рассмотрено на заседании ЦМК Общепрофессиональных дисциплин Протокол №___от «____»____20___г. Председатель _______Э.Р. Ганичева |
|
Рассмотрено и одобрено на заседании Методического совета Протокол №___от «____»____20___г. |
СОДЕРЖАНИЕ
|
Стр. |
1. Общие организационно-методические рекомендации |
4 |
2. Содержание самостоятельной работы студентов |
6 |
3. Рекомендуемая литература |
11 |
4. Контроль и оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы |
11
|
1. ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Методические рекомендации по организации и выполнению обучающихся учебным дисциплинам и профессиональным модулям разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности:
31.02.03 Лабораторная диагностика |
код и наименование специальности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
уметь:
- Составлять электронные и графические формулы строения электронных оболочек атомов; - Прогнозировать химические свойства элементов, исходя из их положения в периодической системе; - Составлять химические формулы соединений в соответствии со степенью окисления химических элементов; - Составлять уравнения реакций ионного обмена; - Решать задачи на растворы; - Уравнивать окислительно-восстановительные реакции ионно-электронным методом; - Составлять уравнения гидролиза солей, определять кислотность среды, составлять схемы буферных систем; - Давать названия соединениям по систематической номенклатуре; - Составлять схемы реакции, характеризующие свойства органических соединений; - Объяснять взаимное влияние атомов. |
требования к умениям в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности(ям) |
знать:
- Периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома, принципы построения периодической системы элементов; - Квантово-механические представления о строении атомов; - Общую характеристику s-, p-,и d-элементов, их биологическую роль и применение в медицине; - Важнейшие виды химической связи и механизм их образования; - Основные положения теории растворов и электролитической диссоциации; - Протолитическую теорию кислот и оснований; - Коллигативные свойства растворов; - Методику решения задач на растворы; - Основные виды концентрации растворов и способы ее выражения; - Кислотно-основные буферные системы и растворы; механизм их действия и их взаимодействие; - Теорию коллоидных растворов; - Сущность гидролиза солей; - Основные классы органических соединений, их строение и химические свойства; - Все виды изомерии. |
требования к знаниям в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности(ям) |
Методические указания для студентов по организации и выполнению самостоятельной работы в рамках изучения учебной дисциплины разработаны в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика.
Задания по самостоятельной работе выполняются в соответствии с «Методическими рекомендациями по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов», которые размещены на сайте колледжа и в библиотеке.
2. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В процессе изучения учебной дисциплины обучающимся необходимо выполнить самостоятельную работу.
Перечень разделов и тем с указанием содержания и объема самостоятельной внеаудиторной работы по каждой теме приведен в таблице.
№ |
Тема занятия, вид и содержание самостоятельной работы |
Объем / часы |
1. |
Тема занятия: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. Электронные конфигурации атомов элементов»
Решение задач по теме: «Периодический закон. Изотопы», «Строение электронных оболочек атомов».
Подготовка сообщений «История открытия Периодической системы химических элементов», «Общая характеристика s-,p- и d-элементов, их биологическая роль и применение в медицине». |
2 ч. |
2. |
Тема занятия: «Виды химических связей и механизм их образования. Валентность. Степень окисления. Кристаллические решетки. Структурные формулы».
Выполнение упражнений по темам: «Валентность и степени окисления», «Химическая связь».
Подготовка к семинарскому занятию (работа с основной и дополнительной литературой). |
2 ч. |
3. |
Тема занятия: «Основные классы неорганических соединений (оксиды, кислоты, основания, соли): номенклатура, свойства, классификация. Генетическая связь между ними».
Подготовка к семинарскому занятию (работа с основной и дополнительной литературой).
Выполнение упражнений по теме: «Оксиды, кислоты, основания, соли».
|
2 ч. |
4. |
Тема занятия: «Растворы. Способы выражения количественного состава растворов. Растворимость веществ в воде»
Решение задач по темам: «Массовая доля растворенного вещества», «Молярная концентрация», «Расчеты по уравнениям реакций, протекающих в растворах», «Водородный показатель». |
4 ч. |
5. |
Тема занятия: «Теория электролитической диссоциации. Гидролиз солей. Буферные растворы».
Решение задач по теме: «Электролиз».
Подготовка к семинарскому занятию (работа с основной и дополнительной литературой). |
2 ч. |
6. |
Тема занятия: «Окислительно-восстановительные реакции»
Решение задач по теме: «Окислительно-восстановительные реакции»
Подготовка к семинарскому занятию (работа с основной и дополнительной литературой). |
2 ч. |
7. |
Тема занятия: «Общие свойства неметаллов. Галогены: общая характеристика, свойства. Способы получения. Галогеноводороды. Инертные элементы».
Подготовка к семинарскому занятию (работа с основной и дополнительной литературой).
Подготовка реферативных сообщений «Применение галогенов», «Роль элементов-галогенов в живых организмах» |
2 ч. |
8. |
Тема занятия: «Элементы подгрупп кислорода, азота, углерода»
Подготовка к семинарскому занятию (работа с основной и дополнительной литературой).
Подготовка реферативных сообщений «Роль кислорода в природы и живых организмах», «Роль азота и его соединений в природе и живых организмах», «Роль углерода и его соединений в живых организмах», «Роль серы и ее соединений в природе и живых организмах». |
2 ч. |
9. |
Тема занятия: «Общие сведения о металлах: положение в Периодической системе, свойства. Коррозия металлов. Электролиз. Металлы главных подгрупп».
Подготовка к семинарскому занятию (работа с основной и дополнительной литературой).
Подготовка реферативных сообщений «Роль металлов главных подгрупп (лития, натрия, кальция, бора, алюминия) в природе, живых организмах и промышленности», «Жесткость воды и способы ее устранения». |
2 ч. |
10. |
Тема занятия: «Металлы побочных подгрупп»
Подготовка к семинарскому занятию (работа с основной и дополнительной литературой).
Подготовка реферативных сообщений «Роль металлов побочных подгрупп (меди, цинка, железа, хрома) в природе, живых организмах и промышленности», «Чугун и стали» |
2 ч. |
11. |
Тема занятия: «Основы теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Особенности органических соединений. Изомерия. Классификация органических соединений. Типы органических реакций»
Подготовка к семинарскому занятию (работа с основной и дополнительной литературой).
Подготовка реферативных сообщений «Развитие представлений о строении органических соединений».
Выполнение упражнений «Электронное и пространственное строение органических соединений»
|
2 ч. |
12. |
Тема занятия: «Углеводороды. Предельные углеводороды (алканы): состав, свойства, применение. Циклоалканы»
Подготовка к семинарскому занятию (работа с основной и дополнительной литературой).
Выполнение упражнений «Номенклатура и изомерия алканов и циклоалканов», «Свойства алканов и циклоалканов».
Выполнение конспекта «Применение алканов и циклоалканов» |
2 ч. |
13. |
Тема занятия: «Непредельные углеводороды. Ароматические углеводороды: состав, свойства, применение».
Подготовка к семинарскому занятию (работа с основной и дополнительной литературой).
Выполнение упражнений ««Номенклатура и изомерия алкенов, алкинов, алкадианов и ароматических углеводородов», «Свойства непредельных углеводородов». Выполнение конспекта «Применение непредельных углеводородов» |
4 ч. |
14. |
Тема занятия: «Кислородсодержащие органические соединения. Спирты. Фенолы: состав, свойства, применение».
Подготовка к семинарскому занятию (работа с основной и дополнительной литературой).
Выполнение упражнений «Свойства спиртов и фенолов». Выполнение конспекта «Применение спиртов и фенолов» |
2 ч. |
15. |
Тема занятия: «Альдегиды и кетоны: состав, свойства, применение. Реакции поликонденсации».
Подготовка к семинарскому занятию (работа с основной и дополнительной литературой).
Выполнение упражнений «Свойства альдегидов и кетонов»
Выполнение конспекта «Применение альдегидов и кетонов» |
2 ч. |
16. |
Тема занятия: «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Реакции этерификации и омыления. Жиры»
Подготовка к семинарскому занятию (работа с основной и дополнительной литературой).
Подготовка реферативных сообщений «Применение карбоновых кислот», «Определение качества жира» |
2 ч. |
17. |
Тема занятия: «Углеводы».
Подготовка к семинарскому занятию (работа с основной и дополнительной литературой).
Подготовка реферативных сообщений «Применение отдельных представителей углеводов в медицине и промышленности», «Экспериментальные доказательства принадлежности веществ к классу углеводов». |
2 ч. |
18. |
Тема занятия: «Азотсодержащие органические соединения. Амины. Аминокислоты. Белки. Нуклеиновые кислоты».
Подготовка к семинарскому занятию (работа с основной и дополнительной литературой).
Выполнение реферативных сообщений «Применение белков», «Заменимые и незаменимые аминокислоты, их роль в организме», «История открытия нуклеиновых кислот» Выполнение упражнений «Аминокислоты и белки», «Нуклеиновые кислоты» |
2 ч. |
19. |
Тема занятия: «Генетическая связь между классами органических соединений».
Подготовка к семинарскому занятию (работа с основной и дополнительной литературой).
Выполнение упражнений «Генетическая связь между классами органических соединений» |
2 ч. |
3. Рекомендуемая литература
Основные источники
1. Аналитическая химия. Аналитика 1. Общие теоретические основы. Качественный анализ [Электронный ресурс] / Харитонов Ю.Я. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970429341.html
2. Общая и неорганическая химия [Электронный ресурс] : учебник / А. В. Бабков, Т. И. Барабанова, В. А. Попков - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970429235.html
3. Органическая химия [Электронный ресурс] : учебник / С.Э. Зурабян, А.П. Лузин; под ред. Н.А. Тюкавкиной - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970429402.html
Дополнительные источники
1. Аналитическая химия. Практикум [Электронный ресурс] / Харитонов Ю.Я., Григорьева В.Ю. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970413852.html
2. Практикум по общей химии [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Под ред. С.Ф. Дунаева. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Московского государственного университета, 2005. - (Классический университетский учебник). - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN5211049357.html
3. Чернобельская Г.М. Химия : учебник для учащихся мед. училищ / Г.М. Чернобельская, И.Н. Чертков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Медицина, 1991. - 576 с. : ил. - (Учеб. литература. Для учащихся мед.училищ)
4. КОНТРОЛЬ и оценка РЕЗУЛЬТАТОВ внеаудиторной самостоятельной работы
Контроль и оценка результатов выполнения самостоятельной работы осуществляется преподавателем в форме устного и письменного опроса, доклада, выступления на занятии и в форме экзамена.
Критерии оценивания результатов внеаудиторной самостоятельной работы представлены в «Методических рекомендациях по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов»
Результаты выполнения аудиторной работы, самостоятельной работы преподаватель фиксирует в ведомости учета.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.