Методические указания по самостоятельной работе по междисциплинарному комплексу: "Теория и практика лабораторных санитарно-гигиенических исследований" для студентов специальности Лабораторная диагностика
Оценка 4.9

Методические указания по самостоятельной работе по междисциплинарному комплексу: "Теория и практика лабораторных санитарно-гигиенических исследований" для студентов специальности Лабораторная диагностика

Оценка 4.9
docx
07.05.2020
Методические указания по самостоятельной работе по междисциплинарному комплексу: "Теория и практика лабораторных санитарно-гигиенических исследований" для студентов специальности Лабораторная диагностика
Методические указания содержат темы, вид и содержание самостоятельной работы студентов по МДК 06.01 "Теория и практика лабораторных санитарно-гигиенических исследований"
Метод указания по самост работе обучающихся Теория и практика сан-гиг исслед.docx

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области

«Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»

(БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»)

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Начальник лабораторной службы –

врач клинической диагностики

БУЗ ВО «Вологодская областная

клиническая больница № 2»

_______________Е.А. Пукова

«______»________________20____г.ГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Директор

БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»

_______________ А.М. Александрова

«______»________________20____г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПМ.06 ПРОВЕДЕНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

МДК.06.01 Теория и практика лабораторных санитарно-гигиенических исследований

 

Специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика

(базовая подготовка)

основная профессиональная образовательная программа

среднего профессионального образования

по программе подготовки специалистов среднего звена

 

Квалификация: Медицинский лабораторный техник

Форма обучения: очная

Нормативный срок обучения – 2 года 10 месяцев

на базе среднего общего образования

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по научно-методической работе

_______________М.А. Жаров

«______»________________20____г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебной работе

_______________ Е.А. Дмитриева

«______»________________20____г.

 

 

 

 

г. Череповец

2017 год

Методические указания по самостоятельной работе обучающихся разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика.

 

Организация-разработчик:

БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»

 

Разработчик:

Ватагина И.В., преподаватель

 

 

 

 

Рассмотрено

на заседании ЦМК Общепрофессиональных дисциплин

Протокол №___от «____»____20___г.

Председатель _______Э.Р. Ганичева

 

Рассмотрено и одобрено

на заседании Методического совета

Протокол №___от «____»____20___г.


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Стр.

1. Общие организационно-методические рекомендации

4

2. Содержание самостоятельной работы обучающихся

5

3. Рекомендуемая литература

9

4. Контроль и оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы

11

 


 

1.     ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы обучающимися по учебным дисциплинам и профессиональным модулям разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности:

31.02.03 Лабораторная диагностика

 

код и наименование ОДНОЙ специальности

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

уметь:

¾    осуществлять отбор проб, транспортировку и хранение проб объектов внешней среды и пищевых продуктов;

¾    определять физические и химические свойства объектов внешней среды и пищевых продуктов;

¾    вести учетно-отчетную документацию;

¾    проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию лабораторной посуды, инструментария, средств защиты;

требования к умениям в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности(ям)

знать:

¾    механизмы функционирования природных экосистем;

¾    задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в санитарно-гигиенических лабораториях;

¾    нормативно-правовые аспекты санитарно-гигиенических исследований;

¾    гигиенические условия проживания населения и мероприятия, обеспечивающие благоприятную среду обитания человека.

требования к знаниям в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности(ям)

 

Методические указания для студентов по организации и выполнению самостоятельной работы в рамках изучения профессионального модуля (далее – ПМ) разработаны в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика.

Задания по самостоятельной работе выполняются в соответствии с «Методическими рекомендациями по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов», которые размещены на сайте колледжа и в библиотеке.

 

 

 

2.     СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

В процессе изучения учебной дисциплины обучающимся необходимо выполнить самостоятельную работу.

Перечень разделов и тем с указанием содержания и объема самостоятельной внеаудиторной работы по каждой теме приведен в таблице.

 

Тема занятия, вид и содержание самостоятельной работы

Объем / часы

1.

Тема занятия: «Изучение предмета, содержание гигиены и экологии человека. Организация работы санитарно-гигиенической лаборатории».

 

·        Подготовка к семинарскому занятию (составление доклада и презентации).

6 ч.

2.

Тема занятия: «Гигиена и экология атмосферного воздуха».

 

·        Подготовка к практическим занятиям (работа с основной и дополнительной литературой).

·        Составление конспектов по темам: «Условия проведения исследований температуры, влажности и скорости движения воздуха», «Механизмы терморегуляции в организме (теплопродукция и теплоотдача)», «Механизм и пути воздействия конвекционного и лучистого тепла», «Экспресс-методы определения вредных веществ в воздушной среде».

·        Составление глоссария.

 

8 ч.

3.

Тема занятия: «Гигиена и экология воды».

 

·        Подготовка к практическим занятиям (работа с основной и дополнительной литературой).

·        Изучение нормативной документации:

СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»

СанПиН 2.1.4.1175-02 «Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».

СанПиН 2.1.4.1116-02 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости».

·        Составление презентации по темам: «Гидрогеологическая и гигиеническая характеристика источников водоснабжения», «Специальные методы повышения качества питьевой воды», «Методы гигиенического контроля за улучшением качества питьевой воды».

·        Составление глоссария.

8 ч.

4.

Тема занятия: «Гигиена и экология почвы. Санитарная очистка населенных мест».

 

·        Подготовка к практическим занятиям и семинару (работа с основной и дополнительной литературой).

·        Работа с нормативной документацией:

СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы».

·        Подготовка докладов по темам: «Загрязнители почвы. Классификация», «Гигиеническое регламентирование экзогенных химических веществ в почве. Показатели вредности».

·        Составление глоссария.

 

8 ч.

5.

Тема занятия: «Влияние жилищных условий на здоровье населения».

 

·        Подготовка к практическому занятию и семинару (работа с основной и дополнительной литературой).

·        Подготовка рефератов по темам: «Гигиеническая оценка естественной освещенности помещений», «Источники искусственного освещения, их сравнительная характеристика», «Системы сбора и утилизации твердых бытовых отходов, применяемые в мировой практике».

·        Составление глоссария.

 

14 ч.

6.

Тема занятия: «Питание как фактор сохранения и укрепления здоровья. Гигиенические требования к рациону. Состав пищевого продукта».

 

·        Подготовка к практическому занятию (работа с основной и дополнительной литературой).

·        Заполнение таблицы «Витамины, их источники и функции в организме».

·        Составление глоссария.

 

6 ч.

7.

Тема занятия: «Рациональное питание различных групп населения».

 

·        Подготовка к семинару (работа с основной и дополнительной литературой).

·        Составление глоссария.

 

4 ч.

8.

Тема занятия: «Пищевая ценность и безопасность пищевых продуктов».

 

·        Подготовка к практическим занятиям (работа с основной и дополнительной литературой).

·        Работа с нормативной документацией:

ГОСТ 5667-65 «Хлеб и хлебобулочные изделия» - отбор образцов.

ГОСТ 21094-75 «Хлеб и хлебобулочные изделия. Метод определения влажности».

ГОСТ 5670-96 «Хлебобулочные изделия. Методы определения кислотности».

ГОСТ 5669-96 «Хлебобулочные изделия. Метод определения пористости».

ГОСТ 7269-79 «Мясо. Методы отбора образцов и органолептические методы определения свежести».

ГОСТ Р 51447-99 (ИСО 3100-1-9) «Мясо и мясные продукты. Методы отбора проб».

ГОСТ 9792-73 «Колбасные изделия и продукты из свинины, баранины, говядины и мяса других видов убойных животных и птиц».

ГОСТ 9959-91 «Продукты мясные. Общие условия проведения органолептической оценки».

ГОСТ 9957-73 Определение содержания соли в колбасных изделиях.

ГОСТ 8558.1-78 Определение содержания нитрита натрия в колбасных изделиях.

ГОСТ 9793-74 Определение содержания влаги в колбасных изделиях.

ГОСТ 10574-73, 2370-79 Определение содержания крахмала в колбасных изделиях.

ГОСТ 31339-2006 «Рыба, нерыбные объекты и продукция из них» - отбор проб.

ГОСТ 7631-2008 «Рыба, нерыбные объекты и продукция из них» - органолептическая оценка.

ГОСТ 26809-86 «Молоко и молочные продукты» - отбор проб.

ГОСТ 28283-89 «Молоко коровье. Метод органолептической оценки запаха и вкуса».

ГОСТ Р 54758-2011 определение плотности молока.

ГОСТ 5867-69 определение массовой доли жира в молоке.

ГОСТ 3626-73 определение количества сухого вещества в молоке.

ГОСТ 3624-92 определение кислотности молока.

СТ СЭВ 4295-83 «Фрукты и овощи свежие. Отбор проб».

ГОСТ 7194-81 «Картофель свежий. Правила приемки и методы определения качества».

ГОСТ 7194-81 определение содержания крахмала в картофеле.

ГОСТ 26927-86 определение содержания ртути в сырье и пищевых продуктах.

ГОСТ 26930-86 определение содержания мышьяка в сырье и пищевых продуктах.

ГОСТ 26931-86 определение содержания меди в сырье и пищевых продуктах.

ГОСТ 26932-86 определение содержания свинца в сырье и пищевых продуктах.

ГОСТ 26933-86 определение содержания кадмия в сырье и пищевых продуктах.

ГОСТ 26934-86 определение содержания цинка  в сырье и пищевых продуктах.

 

·        Подготовка конспекта «Методы органолептических и физико-химических исследований пищевых продуктов».

·        Составление глоссария.

 

8 ч.

9.

Тема занятия: «Гигиенические и экологические проблемы питания».

 

·        Подготовка к практическому занятию и семинару (работа с основной и дополнительной литературой).

·        Подготовка памятки.

·        Составление глоссария.

 

4 ч.

10.

Тема занятия: «Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в области гигиены питания».

 

·        Подготовка к практическому занятию и семинару (работа с основной и дополнительной литературой).

·        Составление глоссария.

2 ч.

11.

Тема занятия: «Воздействие факторов производства на жизнедеятельность человека».

 

·        Подготовка к практическому занятию и семинару (работа с основной и дополнительной литературой).

·        Работа с нормативной документацией:

ГОСТ 12.1.005-88 контроль воздуха рабочей зоны.

Р 2.2.2006-05 Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда.

·        Подготовка реферата «Гигиена труда медицинского работника».

·        Составление конспектов по темам: «Шум и его влияние на организм человека. Предупреждение неблагоприятного воздействия шума на производстве», «Шум и шумовая болезнь», «Профессиональные отравления и их профилактика».

·        Составление глоссария.

 

14 ч.

 

3.     Рекомендуемая литература

 

Основные источники

1.     Клиническая лабораторная диагностика [Электронный ресурс] : учебное пособие для медицинских сестер / Кишкун А.А. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970430736.html

 

Дополнительные источники

1.     Гигиена: учебник / под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 608 с.: илл.

2.     Гигиена труда: учебник / Под ред. Н.Ф. Измерова, В.Ф. Кириллова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 592 с. : илл.

3.     Крымская И.Г. Гигиена и экология человека: учеб. пособие / И.Г. Крымская. – Ростов н/Д : Феникс, 2018. – 413 с.

4.     Руководство к практическим занятиям по методам санитарно-гигиенических исследований: Учеб пособие / З.Ф. Азевич, А.И. Громов, А.А. Галич и др.; Под ред. Л.Г. Подуновой. – М.: Медицина, 1990. – 304 с.: ил.

5.     Руководство по лабораторным методам диагностики [Электронный ресурс] / А. А. Кишкун - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970426593.html

6.     Прохоров Б.Б. Экология человека.  Учебное пособие для студентов ВУЗов - М: Академия. 2007.

7.     Руководство к практическим занятиям по общей гигиене с основами экологии человека. Учебник для медицинских ВУЗов под ред. Катаева В.А. - М, Медицина, 2005г.

8.     Санитарно-гигиенические лабораторные исследования: руководство к практ. занятиям: учеб. пособие / П.И. Мельниченко, В.И. Архангельский, Н.И. Прохоров, Н.А. Ермакова, Т.С. Исютина-Федоткова, Е.Е. Козеева, В.В. Макарова, В.Г. Михайлов, С.А. Мишина, Л.Н. Семеновых, А.Ю. Скопин, Е.А. Шанина. – М.: Практическая медицина, 2017. – 272 с.

 

Нормативные и методические документы:

Законодательные и нормативные акты:

1.     ФЗ «Закон об охране окружающей природной среды»

2.     ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

3.     ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии»

4.     Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе

5.     Временные рекомендации по охране труда при работе в лабораториях (отделениях, отделах) санитарно-эпидемиологических учреждений Минздрава России от 11.04.2002.

6.     Приказ МЗ РТ от 09.06.2006 г. № 569 «О соблюдении требований  при сборе, хранении и удалении медицинских отходов в лечебно-профилактических учреждениях».

7.     СанПиН 2.1.4.1110-02. «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения».

8.     СанПиН 2.1.6.1032-01. «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».

9.     СанПиН 2.1.7.1287-03 от 15.06.2003 г. «Санитарно-эпидемиологические требования  к качеству почвы».

10. СанПиН 2.1.7.728-98. «Гигиенические   требования   к   устройству   и   содержанию   полигонов   для твердых бытовых отходов».

11. СанПиН 2.1.7.728-99. «Правила  сбора,  хранения  и  удаления  отходов  лечебно-профилактических учреждений».

12. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

13. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Требования к качеству воды
нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».

14. СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям».

15. СанПиН 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

16. СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помеще­ниям

17. СанПиН 2.3.2.1078-01«Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов».

 

Интернет-ресурсы

Информационно – правовое обеспечение:

1.           Система «Консультант»

 

Профильные web – сайты Интернета:

1.    Министерство здравоохранения и социального развития РФ (http//www.minzdravsoc.ru)

2.    Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http//www.rospotrebnadzor.ru)

3.    ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http//www.fcgsen.ru)

4.    Информационно – методический центр «Экспертиза» (http//www.crc.ru)

5.    Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения (http//www.mednet.ru)

 

 

4.     КОНТРОЛЬ и оценка РЕЗУЛЬТАТОВ внеаудиторной самостоятельной работы

 

Контроль и оценка результатов выполнения внеаудиторной самостоятельной работы осуществляется преподавателем в форме устного и письменного опроса, доклада, выступления на занятии и предоставления индивидуальных творческих заданий.

Критерии оценивания результатов внеаудиторной самостоятельной работы представлены в «Методических рекомендациях по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся»

Результаты выполнения внеаудиторной работы преподаватель фиксирует в ведомости учета.


 

Скачано с www.znanio.ru

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Методические указания по самостоятельной работе обучающихся разработаны на основе

Методические указания по самостоятельной работе обучающихся разработаны на основе

СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1

СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1

ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ

ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Методы гигиенического контроля за улучшением качества питьевой воды»

Методы гигиенического контроля за улучшением качества питьевой воды»

Подготовка к семинару (работа с основной и дополнительной литературой)

Подготовка к семинару (работа с основной и дополнительной литературой)

ГОСТ Р 54758-2011 определение плотности молока

ГОСТ Р 54758-2011 определение плотности молока

Тема занятия: «Воздействие факторов производства на жизнедеятельность человека»

Тема занятия: «Воздействие факторов производства на жизнедеятельность человека»

Прохоров Б.Б. Экология человека

Прохоров Б.Б. Экология человека

СанПиН 2 .3.2.1078-01«Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»

СанПиН 2 .3.2.1078-01«Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2020