Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области
«Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»
(БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»)
СОГЛАСОВАНО Начальник лабораторной службы – врач клинической диагностики БУЗ ВО «Вологодская областная клиническая больница № 2» _______________Е.А. Пукова «______»________________20____г.ГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДАЮ Директор БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова» _______________ А.М. Александрова «______»________________20____г. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПМ.06 ПРОВЕДЕНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
МДК.06.01 Теория и практика лабораторных санитарно-гигиенических исследований
Специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика (базовая подготовка) основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена |
|
Квалификация: Медицинский лабораторный техник Форма обучения: очная Нормативный срок обучения – 2 года 10 месяцев на базе среднего общего образования |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по научно-методической работе _______________М.А. Жаров «______»________________20____г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебной работе _______________ Е.А. Дмитриева «______»________________20____г. |
г. Череповец
2017 год
Методические указания по самостоятельной работе обучающихся разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика.
Организация-разработчик:
БПОУ ВО «Череповецкий медицинский колледж имени Н.М. Амосова»
Разработчик:
Ватагина И.В., преподаватель
|
Рассмотрено на заседании ЦМК Общепрофессиональных дисциплин Протокол №___от «____»____20___г. Председатель _______Э.Р. Ганичева |
|
Рассмотрено и одобрено на заседании Методического совета Протокол №___от «____»____20___г. |
СОДЕРЖАНИЕ
|
Стр. |
1. Общие организационно-методические рекомендации |
4 |
2. Содержание самостоятельной работы обучающихся |
5 |
3. Рекомендуемая литература |
9 |
4. Контроль и оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы |
11
|
1. ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы обучающимися по учебным дисциплинам и профессиональным модулям разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности:
31.02.03 Лабораторная диагностика
|
код и наименование ОДНОЙ специальности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
уметь:
¾ осуществлять отбор проб, транспортировку и хранение проб объектов внешней среды и пищевых продуктов; ¾ определять физические и химические свойства объектов внешней среды и пищевых продуктов; ¾ вести учетно-отчетную документацию; ¾ проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию лабораторной посуды, инструментария, средств защиты; |
требования к умениям в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности(ям) |
знать:
¾ механизмы функционирования природных экосистем; ¾ задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в санитарно-гигиенических лабораториях; ¾ нормативно-правовые аспекты санитарно-гигиенических исследований; ¾ гигиенические условия проживания населения и мероприятия, обеспечивающие благоприятную среду обитания человека. |
требования к знаниям в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности(ям) |
Методические указания для студентов по организации и выполнению самостоятельной работы в рамках изучения профессионального модуля (далее – ПМ) разработаны в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика.
Задания по самостоятельной работе выполняются в соответствии с «Методическими рекомендациями по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов», которые размещены на сайте колледжа и в библиотеке.
2. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В процессе изучения учебной дисциплины обучающимся необходимо выполнить самостоятельную работу.
Перечень разделов и тем с указанием содержания и объема самостоятельной внеаудиторной работы по каждой теме приведен в таблице.
№ |
Тема занятия, вид и содержание самостоятельной работы |
Объем / часы |
1. |
Тема занятия: «Изучение предмета, содержание гигиены и экологии человека. Организация работы санитарно-гигиенической лаборатории».
· Подготовка к семинарскому занятию (составление доклада и презентации). |
6 ч. |
2. |
Тема занятия: «Гигиена и экология атмосферного воздуха».
· Подготовка к практическим занятиям (работа с основной и дополнительной литературой). · Составление конспектов по темам: «Условия проведения исследований температуры, влажности и скорости движения воздуха», «Механизмы терморегуляции в организме (теплопродукция и теплоотдача)», «Механизм и пути воздействия конвекционного и лучистого тепла», «Экспресс-методы определения вредных веществ в воздушной среде». · Составление глоссария.
|
8 ч. |
3. |
Тема занятия: «Гигиена и экология воды».
· Подготовка к практическим занятиям (работа с основной и дополнительной литературой). · Изучение нормативной документации: СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» СанПиН 2.1.4.1175-02 «Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». СанПиН 2.1.4.1116-02 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости». · Составление презентации по темам: «Гидрогеологическая и гигиеническая характеристика источников водоснабжения», «Специальные методы повышения качества питьевой воды», «Методы гигиенического контроля за улучшением качества питьевой воды». · Составление глоссария. |
8 ч. |
4. |
Тема занятия: «Гигиена и экология почвы. Санитарная очистка населенных мест».
· Подготовка к практическим занятиям и семинару (работа с основной и дополнительной литературой). · Работа с нормативной документацией: СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы». · Подготовка докладов по темам: «Загрязнители почвы. Классификация», «Гигиеническое регламентирование экзогенных химических веществ в почве. Показатели вредности». · Составление глоссария.
|
8 ч. |
5. |
Тема занятия: «Влияние жилищных условий на здоровье населения».
· Подготовка к практическому занятию и семинару (работа с основной и дополнительной литературой). · Подготовка рефератов по темам: «Гигиеническая оценка естественной освещенности помещений», «Источники искусственного освещения, их сравнительная характеристика», «Системы сбора и утилизации твердых бытовых отходов, применяемые в мировой практике». · Составление глоссария.
|
14 ч. |
6. |
Тема занятия: «Питание как фактор сохранения и укрепления здоровья. Гигиенические требования к рациону. Состав пищевого продукта».
· Подготовка к практическому занятию (работа с основной и дополнительной литературой). · Заполнение таблицы «Витамины, их источники и функции в организме». · Составление глоссария.
|
6 ч. |
7. |
Тема занятия: «Рациональное питание различных групп населения».
· Подготовка к семинару (работа с основной и дополнительной литературой). · Составление глоссария.
|
4 ч. |
8. |
Тема занятия: «Пищевая ценность и безопасность пищевых продуктов».
· Подготовка к практическим занятиям (работа с основной и дополнительной литературой). · Работа с нормативной документацией: ГОСТ 5667-65 «Хлеб и хлебобулочные изделия» - отбор образцов. ГОСТ 21094-75 «Хлеб и хлебобулочные изделия. Метод определения влажности». ГОСТ 5670-96 «Хлебобулочные изделия. Методы определения кислотности». ГОСТ 5669-96 «Хлебобулочные изделия. Метод определения пористости». ГОСТ 7269-79 «Мясо. Методы отбора образцов и органолептические методы определения свежести». ГОСТ Р 51447-99 (ИСО 3100-1-9) «Мясо и мясные продукты. Методы отбора проб». ГОСТ 9792-73 «Колбасные изделия и продукты из свинины, баранины, говядины и мяса других видов убойных животных и птиц». ГОСТ 9959-91 «Продукты мясные. Общие условия проведения органолептической оценки». ГОСТ 9957-73 Определение содержания соли в колбасных изделиях. ГОСТ 8558.1-78 Определение содержания нитрита натрия в колбасных изделиях. ГОСТ 9793-74 Определение содержания влаги в колбасных изделиях. ГОСТ 10574-73, 2370-79 Определение содержания крахмала в колбасных изделиях. ГОСТ 31339-2006 «Рыба, нерыбные объекты и продукция из них» - отбор проб. ГОСТ 7631-2008 «Рыба, нерыбные объекты и продукция из них» - органолептическая оценка. ГОСТ 26809-86 «Молоко и молочные продукты» - отбор проб. ГОСТ 28283-89 «Молоко коровье. Метод органолептической оценки запаха и вкуса». ГОСТ Р 54758-2011 определение плотности молока. ГОСТ 5867-69 определение массовой доли жира в молоке. ГОСТ 3626-73 определение количества сухого вещества в молоке. ГОСТ 3624-92 определение кислотности молока. СТ СЭВ 4295-83 «Фрукты и овощи свежие. Отбор проб». ГОСТ 7194-81 «Картофель свежий. Правила приемки и методы определения качества». ГОСТ 7194-81 определение содержания крахмала в картофеле. ГОСТ 26927-86 определение содержания ртути в сырье и пищевых продуктах. ГОСТ 26930-86 определение содержания мышьяка в сырье и пищевых продуктах. ГОСТ 26931-86 определение содержания меди в сырье и пищевых продуктах. ГОСТ 26932-86 определение содержания свинца в сырье и пищевых продуктах. ГОСТ 26933-86 определение содержания кадмия в сырье и пищевых продуктах. ГОСТ 26934-86 определение содержания цинка в сырье и пищевых продуктах.
· Подготовка конспекта «Методы органолептических и физико-химических исследований пищевых продуктов». · Составление глоссария.
|
8 ч. |
9. |
Тема занятия: «Гигиенические и экологические проблемы питания».
· Подготовка к практическому занятию и семинару (работа с основной и дополнительной литературой). · Подготовка памятки. · Составление глоссария.
|
4 ч. |
10. |
Тема занятия: «Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в области гигиены питания».
· Подготовка к практическому занятию и семинару (работа с основной и дополнительной литературой). · Составление глоссария. |
2 ч. |
11. |
Тема занятия: «Воздействие факторов производства на жизнедеятельность человека».
· Подготовка к практическому занятию и семинару (работа с основной и дополнительной литературой). · Работа с нормативной документацией: ГОСТ 12.1.005-88 контроль воздуха рабочей зоны. Р 2.2.2006-05 Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. · Подготовка реферата «Гигиена труда медицинского работника». · Составление конспектов по темам: «Шум и его влияние на организм человека. Предупреждение неблагоприятного воздействия шума на производстве», «Шум и шумовая болезнь», «Профессиональные отравления и их профилактика». · Составление глоссария.
|
14 ч. |
3. Рекомендуемая литература
Основные источники
1. Клиническая лабораторная диагностика [Электронный ресурс] : учебное пособие для медицинских сестер / Кишкун А.А. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970430736.html
Дополнительные источники
1. Гигиена: учебник / под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 608 с.: илл.
2. Гигиена труда: учебник / Под ред. Н.Ф. Измерова, В.Ф. Кириллова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 592 с. : илл.
3. Крымская И.Г. Гигиена и экология человека: учеб. пособие / И.Г. Крымская. – Ростов н/Д : Феникс, 2018. – 413 с.
4. Руководство к практическим занятиям по методам санитарно-гигиенических исследований: Учеб пособие / З.Ф. Азевич, А.И. Громов, А.А. Галич и др.; Под ред. Л.Г. Подуновой. – М.: Медицина, 1990. – 304 с.: ил.
5. Руководство по лабораторным методам диагностики [Электронный ресурс] / А. А. Кишкун - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970426593.html
6. Прохоров Б.Б. Экология человека. Учебное пособие для студентов ВУЗов - М: Академия. 2007.
7. Руководство к практическим занятиям по общей гигиене с основами экологии человека. Учебник для медицинских ВУЗов под ред. Катаева В.А. - М, Медицина, 2005г.
8. Санитарно-гигиенические лабораторные исследования: руководство к практ. занятиям: учеб. пособие / П.И. Мельниченко, В.И. Архангельский, Н.И. Прохоров, Н.А. Ермакова, Т.С. Исютина-Федоткова, Е.Е. Козеева, В.В. Макарова, В.Г. Михайлов, С.А. Мишина, Л.Н. Семеновых, А.Ю. Скопин, Е.А. Шанина. – М.: Практическая медицина, 2017. – 272 с.
Нормативные и методические документы:
Законодательные и нормативные акты:
1. ФЗ «Закон об охране окружающей природной среды»
2. ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»
3. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии»
4. Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе
5. Временные рекомендации по охране труда при работе в лабораториях (отделениях, отделах) санитарно-эпидемиологических учреждений Минздрава России от 11.04.2002.
6. Приказ МЗ РТ от 09.06.2006 г. № 569 «О соблюдении требований при сборе, хранении и удалении медицинских отходов в лечебно-профилактических учреждениях».
7. СанПиН 2.1.4.1110-02. «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения».
8. СанПиН 2.1.6.1032-01. «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».
9. СанПиН 2.1.7.1287-03 от 15.06.2003 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы».
10. СанПиН 2.1.7.728-98. «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».
11. СанПиН 2.1.7.728-99. «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».
12. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
13. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Требования к
качеству воды
нецентрализованного
водоснабжения. Санитарная охрана источников».
14. СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям».
15. СанПиН 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
16. СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям
17. СанПиН 2.3.2.1078-01«Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов».
Интернет-ресурсы
Информационно – правовое обеспечение:
1. Система «Консультант»
Профильные web – сайты Интернета:
1. Министерство здравоохранения и социального развития РФ (http//www.minzdravsoc.ru)
2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http//www.rospotrebnadzor.ru)
3. ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http//www.fcgsen.ru)
4. Информационно – методический центр «Экспертиза» (http//www.crc.ru)
5. Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения (http//www.mednet.ru)
4. КОНТРОЛЬ и оценка РЕЗУЛЬТАТОВ внеаудиторной самостоятельной работы
Контроль и оценка результатов выполнения внеаудиторной самостоятельной работы осуществляется преподавателем в форме устного и письменного опроса, доклада, выступления на занятии и предоставления индивидуальных творческих заданий.
Критерии оценивания результатов внеаудиторной самостоятельной работы представлены в «Методических рекомендациях по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся»
Результаты выполнения внеаудиторной работы преподаватель фиксирует в ведомости учета.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.