Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
ГПОУ «Донецкий профессиональный лицей автотранспорта»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УПР ________________ С.А.Жаркова
«____»____________2019 г.
Методические указания
по внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине
ПМ 02 Технология работ на токарно-карусельных станках
для профессии 15.01.26 Токарь-универсал
ВВЕДЕНИЕ
Формирование умений самостоятельной работы студентов – важная задача всех преподавателей, в том числе и для преподавателя дисциплины
ПМ 02 Технология работ на токарно-карусельных станках.
На каждом занятии преподавателю наряду с планированием учебного материала необходимо продумывать и вопрос о том, какие навыки самостоятельной работы получит на занятии студент.
Если обучающийся научится самостоятельно изучать новый материал, пользуясь учебником или какими-то специально подобранными заданиями, то будет успешно решена задача сознательного овладения знаниями. Знания, которые усвоил студент сам, значительно прочнее тех, которые он получил после объяснения преподавателя. И в дальнейшем студент сможет самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять знания, творчески применять их в решении поставленных задач.
Цель данных методических указаний – ознакомить с общими положениями о самостоятельной работе студентов по токарной обработке заготовок, деталей, изделий и инструментов на токарно-карусельных станках, с методикой организации самостоятельной работы студентов при изучении нового материала и в процессе закрепления на уроке при выполнении заданий, при выполнении внеаудиторной работы.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа по токарной обработке заготовок, деталей, изделий и инструментов на токарно-карусельных станках – это педагогически управляемый процесс самостоятельной деятельности студентов, обеспечивающий реализацию целей и задач по овладению необходимым объемом знаний, умений и навыков, опыта творческой работы и развитию профессиональных интеллектуально-волевых, нравственных качеств будущего специалиста.
Выделяют два вида самостоятельной работы:
- аудиторная, выполняется на занятиях под руководством преподавателя и по его заданию;
- внеаудиторная, выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основные виды аудиторной самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Технология работ на токарно-карусельных станках» :
- выступление с сообщением по новому материалу;
- конспектирование, работа с книгой.
Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Технология работ на токарно-карусельных станках»:
- работа с учебной литературой;
- конспектирование отдельной темы;
- работа со справочной литературой;
- подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям, подготовка к их защите.
- использование Интернета.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных знаний и практических умений и навыков студентов;
- углубления и расширения теоретических и практических знаний;
- формирования умений использовать специальную, справочную литературу, Интернет;
- развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развития исследовательских знаний.
Основной формой контроля самостоятельной работы студента являются проверка выполненной самостоятельно отдельной темы в конспекте.
Самостоятельные работы являются важным средством проверки уровня знаний, умений и навыков.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- умение студента использовать теоретические знания при ответе и при выполнении практических заданий;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями ГОС.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – планируемая учебная, учебно-исследовательская, проектная работа, выполняемая за рамками расписания учебных занятий по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия и является обязательной для каждого студента.
Целью самостоятельной работы студентов является:
- обеспечение профессиональной подготовки выпускника в соответствии с ГОС СПО;
- формирование и развитие общих компетенций, определённых в ГОС СПО;
- формирование и развитие профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности.
Задачами, реализуемыми в ходе проведения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, в образовательной среде училища являются:
- систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления: способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- овладение практическими навыками применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
- развитие исследовательских умений.
Контроль результатов самостоятельной работы обучающихся может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия и самостоятельную работу по дисциплине, и может проходить в письменной, устной или смешанной форме с предоставлением продукта творческой деятельности.
Указания к выполнению ВСР
1. ВСР нужно выполнять в отдельной тетради, чернилами черного или синего цвета. Необходимо оставлять поля шириной 5 клеточек для замечаний преподавателя.
2. Излагаемый материал следует выполнять по плану и аккуратно, раскрывая все пункты плана, не перескакивая через пункты.
3. По необходимости составлять схемы и давать им пояснения.
4. После получения проверенной преподавателем работы студент должен в этой же тетради исправить все отмеченные ошибки и недочеты. Вносить исправления в сам текст работы после ее проверки запрещается.
5. При ответе можно воспользоваться дидактическим материалом.
Методические рекомендации по составлению конспекта
Внимательно прочитайте текст литературного материала. Уточните в справочной литературе непонятные слова. В конце тетради дать пояснение терминам.
Выделите главное, составьте план.
Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора.
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» ставится, если:
конспект написан в соответствии с темой;
студент умеет правильно структурировать информацию;
конспект соответствует требованиям оформления;
конспект писан аккуратно, и грамотно изложено содержание;
студент правильно ответил на поставленные по содержанию конспекта вопросы;
работа сдана в срок.
Оценка «хорошо» ставится, если:
конспект написан в соответствии с темой;
студент умеет правильно структурировать информацию;
конспект соответствует требованиям оформления;
конспект написан аккуратно, но допущены ошибки в содержании;
студент правильно ответил на поставленные по содержанию конспекта вопросы;
работа сдана в срок.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если:
конспект написан в соответствии с темой;
правильно структурирована информация;
студент излагает материал сбивчиво, не вполне логично изъясняет мысли, не всегда правильно отвечает на поставленные вопросы;
конспект написан неаккуратно, имеются недостатки в оформлении работы.
работа сдана в срок.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:
нет логической связи с содержанием текста;
студент не отвечает на поставленные вопросы по теме содержания.
работа сдана несвоевременно.
Перечень тем внеаудиторной самостоятельной работы
по дисциплине ПМ 02 Технология работ на токарно-карусельных станках
Название разделов, тем внеаудиторной самостоятельной работы |
Количество часов |
Вид деятельности |
Формы контроля |
МДК 02.01. Технология работ на токарно-карусельных станках Тема 1.1 Основные сведения о токарно-карусельных станках Самостоятельная работа №1 «Устройство токарно-карусельных станков»
Тема 1.2. Технология работ на токарно-карусельных станках Самостоятельная работа №2 «Обработка наружных поверхностей»
Тема1.3. Повышение производи-тельности труда при работе на токарно - карусельных станках Самостоятельная работа № 3«Рациональные методы обработки».
Тема 1.4. Технология обработки конических поверхностей на токарно-карусельных станках Самостоятельная работа № 4«Обработка конических поверхностей » Тема 1.5. Технология обработки фасонных поверхностей на токарно-карусельных станках Самостоятельная работа № 5 «Фасонные поверхности»
Тема 1.6. Технология специальных и сложных работ, выполняемых на токарно-карусельных станках Самостоятельная работа № 6«Специальные виды работ»
Тема 1.7. Технология токарных работ методом совмещенной плазменно-механической обработкой Самостоятельная работа № 7«Плазменно-механическая обработка»
Тема 1.8. Автоматизация управления станками Самостоятельная работа № 8 «Автоматизация производства»
Тема 2.1 Качество изготавливаемых деталей Самостоятельная работа № 9 «Контроль качества» |
43
6
6
6
6
6
6
6
6
6 |
Чтение кинематической схемы станков с использованием условных обозначений. Конспект занятий
Выбор баз для изготовления детали. Конспект занятий
Определение показателей технологичности конструкции изделия, детали (деталь указывается преподавателем).Конспект занятий
Определение режимов резания по справочникам и паспорту станка. Конспект занятий
Конспект занятий
Конспект занятий Разработка технологического процесса механической обработки деталей на металлорежущих станках по образцу.
Конспект занятий
Разработка комплекса профилактических мер по снижению уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту. Конспект занятий
Конспект занятий |
Проверка конспекта, устный ответ
Проверка конспекта, устный ответ
Проверка конспекта, устный ответ
Проверка конспекта, устный ответ
Проверка конспекта, устный ответ
Проверка конспекта, устный ответ
Проверка конспекта, устный ответ
Проверка конспекта, устный ответ
Проверка конспекта, устный ответ
|
итого |
43 |
- |
- |
Самостоятельная работа №1
«Устройство токарно-карусельных станков»
Цель: развитие интереса к предмету
Форма самостоятельной деятельности: чтение кинематической схемы станков с использованием условных обозначений.
Изучив тему, составьте конспект по плану, письменно ответьте на контрольные вопросы. Дайте пояснения предложенным терминам. При ответе можно воспользоваться дидактическим материалом.
План конспекта
1. Общие сведения о конструкции токарно-карусельных станках.
2.Основные характеристики токарно-карусельных станков.
3.Устройство токарно-карусельных станков.
Контрольные вопросы
1.Перечислить основные узлы токарно-карусельных станков.
Список обязательной и дополнительной литературы
1. Багдасарова Т.А. Токарь-универсал: учебное пособие для нач. проф.
образования. 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 287 с.
2. Багдасарова Т.А. Токарь: технология обработки: учебное пособие
для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 80 с.
3. Вереина Л.И. Техническая механика: учебник. Допущено
Минобрнауки России. – 6-е изд., стр., 2010. – 224 с.
4. Вереина Л.И. Токарь высокой квалификации. Учебное пособие. – М.: Издательский Центр «Академия», 2007-368 с
Самостоятельная работа №2
«Обработка наружных поверхностей»
Цель: развитие интереса к предмету
Форма самостоятельной деятельности: Выбор баз для изготовления детали.
Изучив тему, составьте конспект по плану, письменно ответьте на контрольные вопросы. Дайте пояснения предложенным терминам. При ответе можно воспользоваться дидактическим материалом.
План конспекта
1. Обтачивание наружных цилиндрических поверхностей
2.Обтачивание торцовых поверхностей
3.Обработка цилиндрических отверстий
4.Подрезание уступов, прорезание канавок
5.Нарезание сквозных и упорных ленточных резьб по 8 - 10 квалитетам.
6.Нарезание резьбы всех профилей по 6 - 7 квалитетам.
Контрольные вопросы
1. Назвать резцы, применяемые для обработки, правила их установки.
2. Обработка торцовых поверхностей с продольной и поперечной подачи.
3. Способы вытачивания канавок и отрезания.
4. Резцы, применяемые при вытачивании канавок и отрезании, их отличие
Список обязательной и дополнительной литературы
1. Багдасарова Т.А. Токарь-универсал: учебное пособие для нач. проф.
образования. 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 287 с.
2. Багдасарова Т.А. Токарь: технология обработки: учебное пособие
для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 80 с.
3. Вереина Л.И. Техническая механика: учебник. Допущено
Минобрнауки России. – 6-е изд., стр., 2010. – 224 с.
4. Вереина Л.И. Токарь высокой квалификации. Учебное пособие. – М.: Издательский Центр «Академия», 2007-368 с
Самостоятельная работа №3
«Рациональные методы обработки»
Цель: Изучить основные термины и определения
Форма самостоятельной деятельности: Определение показателей технологичности конструкции изделия, детали (деталь указывается преподавателем).
Изучив тему, составьте конспект по плану, письменно ответьте на контрольные вопросы. Дайте пояснения предложенным терминам. При ответе можно воспользоваться дидактическим материалом.
План конспекта
1. Внедрение метода групповой обработки.
2.Применение рациональных способов установки, выверки и крепления обрабатываемых деталей.
3.Одновременная обработка нескольких деталей.
4.Одновременная обработка несколькими резцами.
5.Применение комбинированных резцов.
6.Установление рациональной последовательности и правильного метода обработки отдельных поверхностей
Контрольные вопросы
1. Как производится одновременная обработка нескольких деталей.
2. Как производится одновременная обработка несколькими резцами.
Список обязательной и дополнительной литературы
1. Багдасарова Т.А. Токарь-универсал: учебное пособие для нач. проф.
образования. 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 287 с.
2. Багдасарова Т.А. Токарь: технология обработки: учебное пособие
для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 80 с.
3. Вереина Л.И. Техническая механика: учебник. Допущено Минобрнауки России. – 6-е изд., стр., 2010. – 224 с.
4. Вереина Л.И. Токарь высокой квалификации. Учебное пособие. – М.: Издательский Центр «Академия», 2007-368 с
Самостоятельная работа №4
«Обработка конических поверхностей»
Цель: Изучить основные термины и определения
Форма самостоятельной деятельности: Определение режимов резания по справочникам и паспорту станка.
Изучив тему, составьте конспект по плану, письменно ответьте на контрольные вопросы. Дайте пояснения предложенным терминам. При ответе можно воспользоваться дидактическим материалом.
План конспекта
1. Основные способы обработки конических поверхностей. Обработка широкими резцами.
2.Обработка путем поворота салазок суппорта
3.Обработка при помощи конусной линейки и других копирных приспособлений.
4.Обработка путем настройки специального приспособления с помощью сменных зубчатых колец .
Контрольные вопросы
1. Элементы конуса.
2. Расчет угла поворота верхней части суппорта.
3. Настройка задней бабки на заданную величину.
4.Приемы обработки конической поверхности широким резцом.
5. Приемы обработки конуса конусной линейкой
6. Способы растачивания конического отверстия.
7. Приемы развертывания конического отверстия.
Список обязательной и дополнительной литературы
1.Багдасарова Т.А. Токарь-универсал: учебное пособие для нач. проф.
образования. 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 287 с.
2.Багдасарова Т.А. Токарь: технология обработки: учебное пособие
для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 80 с.
3.Вереина Л.И. Техническая механика: учебник. Допущено Минобрнауки России. – 6-е изд., стр., 2010. – 224 с.
4. Вереина Л.И. Токарь высокой квалификации. Учебное пособие. – М.: Издательский Центр «Академия», 2007-368 с
Самостоятельная работа №5
«Фасонные поверхности»
Цель: Изучить основные термины и определения
Изучив тему, составьте конспект по плану, письменно ответьте на контрольные вопросы. Дайте пояснения предложенным терминам. При ответе можно воспользоваться дидактическим материалом.
План конспекта
1. Основные способы обработки фасонных поверхностей
2.Фасонные резцы и их применение
3.Обработка сферических и радиусных поверхностей с помощью специальных поворотных приспособлений
4.Обработка сферических и радиусных поверхностей с помощью поводковых устройств (приспособлений)
5.Обработка фасонных поверхностей с помощью копирных приспособлений
Контрольные вопросы
1. Разновидности деталей с фасонными поверхностями.
2. Приемы обработки фасонных поверхностей комбинированием продольной и поперечной подачи.
3. Разновидности фасонных резцов, их назначение.
4. Приемы настройки станка при обработке фасонных поверхностей по копиру.
Список обязательной и дополнительной литературы
1.Багдасарова Т.А. Токарь-универсал: учебное пособие для нач. проф.
образования. 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 287 с.
2.Багдасарова Т.А. Токарь: технология обработки: учебное пособие
для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 80 с.
3.Вереина Л.И. Техническая механика: учебник. Допущено Минобрнауки России. – 6-е изд., стр., 2010. – 224 с.
4. Вереина Л.И. Токарь высокой квалификации. Учебное пособие. – М.: Издательский Центр «Академия», 2007-368 с
Самостоятельная работа №6
«Специальные виды работ»
Цель: Изучить основные термины и определения
Форма самостоятельной деятельности: Разработка технологического процесса механической обработки деталей на металлорежущих станках по образцу.
Изучив тему, составьте конспект по плану, письменно ответьте на контрольные вопросы. Дайте пояснения предложенным терминам. При ответе можно воспользоваться дидактическим материалом.
План конспекта
1. Специальные виды работ.
2. Обработка тонкостенных деталей.
3.Обработка разъемных деталей
Контрольные вопросы
1. Особенности обработки «тонкостенных деталей».
2.Приемы обработки деталей типа: коленчатый вал, распределительный вал
Список обязательной и дополнительной литературы
1.Багдасарова Т.А. Токарь-универсал: учебное пособие для нач. проф.
образования. 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 287 с.
2.Багдасарова Т.А. Токарь: технология обработки: учебное пособие
для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 80 с.
3.Вереина Л.И. Техническая механика: учебник. Допущено Минобрнауки России. – 6-е изд., стр., 2010. – 224 с.
4. Вереина Л.И. Токарь высокой квалификации. Учебное пособие. – М.: Издательский Центр «Академия», 2007-368 с
Самостоятельная работа №7
«Плазменно-механическая обработка»
Цель: Изучить основные термины и определения
Изучив тему, составьте конспект по плану, письменно ответьте на контрольные вопросы. Дайте пояснения предложенным терминам. При ответе можно воспользоваться дидактическим материалом.
План конспекта
1.Технология обработки деталей на токарно-карусельных станках с применением метода совмещенной плазменно- механической обработкой.
2.Технология обработки сложных деталей на токарно-карусельных станках различных типов по 7 - 10 квалитетам с большим числом переходов, а также с применением метода совмещенной плазменно- механической обработки;
3.Технология обработки сложных, крупногабаритных деталей на уникальных токарно-карусельных станках, в том числе выполнение указанных работ по обработке деталей из труднообрабатываемых, высоколегированных и жаропрочных материалов методом совмещенной плазменно-механической обработки
Контрольные вопросы
1.Объяснить метод плазменно- механической обработки.
Список обязательной и дополнительной литературы
1.Багдасарова Т.А. Токарь-универсал: учебное пособие для нач. проф.
образования. 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 287 с.
2.Багдасарова Т.А. Токарь: технология обработки: учебное пособие
для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 80 с.
3.Вереина Л.И. Техническая механика: учебник. Допущено Минобрнауки России. – 6-е изд., стр., 2010. – 224 с.
4. Вереина Л.И. Токарь высокой квалификации. Учебное пособие. – М.: Издательский Центр «Академия», 2007-368 с
Самостоятельная работа №8
«Автоматизация производства»
Цель: Изучить основные термины и определения
Форма самостоятельной деятельности: Разработка комплекса профилактических мер по снижению уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту.
Изучив тему, составьте конспект по плану, письменно ответьте на контрольные вопросы. Дайте пояснения предложенным терминам. При ответе можно воспользоваться дидактическим материалом.
План конспекта
1. Автоматическая смена режущего инструмента
2.Управляющие устройства
3.Измерительные и настроечные операции
4.Загрузочные устройства
5.Многооперационные станки
6.Обрабатывающие центры
Контрольные вопросы
1.Как происходит автоматическая смена инструмента.
2.Перечислить управляющие устройства.
3. Назвать загрузочные устройства.
4.Чем отличаются многооперационные станки от обрабатывающих центров
Список обязательной и дополнительной литературы
1.Багдасарова Т.А. Токарь-универсал: учебное пособие для нач. проф.
образования. 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 287 с.
2.Багдасарова Т.А. Токарь: технология обработки: учебное пособие
для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 80 с.
3.Вереина Л.И. Техническая механика: учебник. Допущено Минобрнауки России. – 6-е изд., стр., 2010. – 224 с.
4. Вереина Л.И. Токарь высокой квалификации. Учебное пособие. – М.: Издательский Центр «Академия», 2007-368 с
Самостоятельная работа №9
«Контроль качества»
Цель: Изучить основные термины и определения
Изучив тему, составьте конспект по плану, письменно ответьте на контрольные вопросы. Дайте пояснения предложенным терминам. При ответе можно воспользоваться дидактическим материалом.
План конспекта
1. Мерительные инструменты.
2. Контроль качества деталей.
Контрольные вопросы
1.Как происходит контроль качества деталей.
2.Перечислить мерительные инструменты.
Список обязательной и дополнительной литературы
1.Багдасарова Т.А. Токарь-универсал: учебное пособие для нач. проф.
образования. 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 287 с.
2.Багдасарова Т.А. Токарь: технология обработки: учебное пособие
для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 80 с.
3.Вереина Л.И. Техническая механика: учебник. Допущено Минобрнауки России. – 6-е изд., стр., 2010. – 224 с.
4. Вереина Л.И. Токарь высокой квалификации. Учебное пособие. – М.: Издательский Центр «Академия», 2007-368 с
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.