Технологии КСО
Оценка 5

Технологии КСО

Оценка 5
docx
22.11.2019
Технологии КСО
статья технологии ксо.docx

УДК

Технология коллективного взаимообучения (ксо) в развитии профессионально значимых качеств участников образовательного процесса

 

 

Жаркова Светлана Анатольевна,

преподаватель 1 категории 

ГПОУ «Донецкое профессиональное

машиностроительное училище»

 

Аннотация

         В статье описан опыт внедрения технологии коллективного взаимообучения  в подготовку квалифицированных рабочих.

Ключевые слова: коллективное взаимообучение; средства обучения.

 

Целью статьи является ознакомление с опытом внедрения технологии коллективного взаимообучения в подготовку квалифицированных рабочих машиностроения и металлообработки.

У истоков данной технологии стоял А.Г.Ривин, инженер и педагог, который в 1918 году впервые использовал коллективные учебные занятия для изучения почти всех предметов в старших классах средней школы, а в 1930 открыл неформальный, «дикий» вуз в г.Киеве, в котором в течение трех лет качественно обучал будущих инженеров. Его методика получила несколько названий: оргдиалог (организационный диалог), сочетательный диалог, талгенизм (талант и гений). Идеи А.Г.Ривина были подвергнуты забвению, и только в послевоенные годы, сквозь препоны и преграды, выстраиваемые официальной педагогикой и консервативной системой управления образованием, эти идеи реализовал на практике и развил в целостную систему В.К.Дьяченко, а также М.А.Мкртчян, А.Г.Границкая и др. Теоретические основы технологии коллективного взаимообучения (КСО) сформулированы В.К.Дьяченко. Человеческая цивилизация пережила два общественно-исторических способа организации обучения:

- индивидуальный (ИСО),

- и сегодняшний групповой (ГСО).

Очередную педагогическую формацию Виталий Кузьмич назвал коллективным способом обучения (КСО).

В ИСО использовались индивидуально-опосредованная и парная формы, в ГСО к ним добавилась в качестве ведущей групповая форма, в КСО будут все четыре формы при ведущей роли коллективной. Конечно, в истории человечества всегда были представлены все четыре базисных оргформы. Однако в разные эпохи не все из них были общепризнанными.

Предназначение ИСО состояло в обучении отдельных членов общества: учащийся работает самостоятельно по заданию, инструкции преподавателя; ГСО- в приобретении многими людьми образовательно-воспитательных качеств, соответствующих потребностям общества: «учитель – ученики», «ученик – ученики» (один говорит – все слушают). По мнению В.К.Дьяченко, к групповой форме относится не только работа в малой группе, но и фронтальная форма обучения,  а КСО - в их овладении каждым членом общества : «половина учеников говорит – половина слушает). К коллективной форме автор относит только работу в парах сменного состава. Групповые формы работы не являются в строгом смысле слова коллективными формами, так как в них, как правило, интенсивно работают наиболее активные обучащиеся.

В КСО каждый обучающийся будет реализовывать свою индивидуальную образовательную программу за счёт большого спектра разных по содержанию, типу, форме и месторасположению взаимодействий с другими обучающимися, которые тоже реализуют свои индивидуальные программы. Программы максимально индивидуализируются, а сам процесс обучения в большей мере примет коллективный характер.

 

       Коллективное взаимообучение осуществляется посредством включения каждого учащегося в активную деятельность по обучению других учащихся. Для этого обучающийся должен:

1.                 изучить новую тему или выполнить задание самостоятельно (индивидуальная работа);

2.                 объяснить тему или порядок выполнения задания другому обучающемуся; выслушать объяснение другого учащегося или выполнить данное им задание (работа в паре);

3.                 найти нового партнера и осуществить действия, идентичные предыдущему этапу работы, а затем повторить их с другими участниками учебного процесса (работа в парах сменного состава);

4.                 отчитаться в выполнении задания в группе, быть готовым к управлению работой учебной группы (групповая форма).

Таким образом, КСО позволяет реализовать потенциалы индивидуальной, парной, групповой и коллективной деятельности обучающихся.

Опыт показывает, что коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Посредством сочетания различных организационных форм коллективные способы обучения обеспечивают успешность учения каждому ребенку. На коллективных учебных занятиях в разноуровневых группах у обучащихся развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Принципы КСО: завершенности; непрерывной и безотлагательной передачи знаний; всеобщего сотрудничества и взаимопомощи; обучения в соответствии со способностями каждого учащегося; разделения и делегирования учебных заданий; педагогизации отношений.

Организация учебной деятельности учащихся при КСО в машиностроительном училище.

Коллективный способ обучения как очередной этап исторического развития сферы образования не может быть создан сразу. В своей педагогической деятельности я использую коллективный способ обучения (КСО) студентов, который осуществляется поэтапно. Для целенаправленного осуществления на практике перехода к КСО выделяются промежуточные этапы - несколько фаз переходного периода. Фазы переходного периода позволяют, с одной стороны, проанализировать сложившуюся ситуацию, с другой - дают возможность  определить дальнейшие шаги собственной деятельности по созданию коллективного способа обучения.

ЭТАП 1«Запуск» методики.

1.                 На этом этапе все признаки группового способа обучения (классно-урочной и лекционно-семинарской систем) сохраняются. Учебные занятия являются групповыми, для них характерен общий фронт: все студенты занимаются изучением одной и той же темы, одного и того же раздела. В основе занятия лежит групповая организационная форма обучения: преподаватель предъявляет новый материал сразу всем учащимся, организует общегрупповые обсуждения и т. д. Но для закрепления, повторения изученного использует другие формы: учебный материал (тексты, задания) делится на элементы, части. Каждая часть задания должна быть относительно самостоятельна, то есть выполнима независимо от остальных заданий данного раздела. Определяются цели деятельности, устанавливаются ее правила, распределяются функции, формируются группы, предъявляются схемы, алгоритмы деятельности, маршрутные листы, устанавливающие порядок работы учащихся, таблицы учета выполненных заданий. Таким образом, коллективная организационная форма используется как дополнительная, вспомогательная, улучшающая качество занятий. Осуществляется индивидуальная работа учащихся над своей частью задания. На данном этапе наиболее реализуется обучающая и контролирующая функции преподавателя. «Запуск» считается состоявшимся, когда проверены результаты работы каждого учащегося.

         ЭТАП 2. Работа в парах.

Организуется в малых группах (по 4, 6, но не более 12 человек, исходя из возможностей смены партнеров). Существует несколько видов пар:

·                     статическая пара – совместно работают учащиеся, сидящие рядом;

·                     динамическая пара – пара сменного состава, наиболее удобна работа посредством смены партнеров в четверке. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров.

Необходимо определить маршрут работы обучащегося (с кем и в какой последовательности он будет работать), то есть работа в парах сменного состава, становится основным средством освоения материала. Общий фронт обычно отсутствует в пределах какого-либо раздела, студенты могут изучать различные вопросы этого раздела по разным маршрутам. Это позволяет в большей мере, чем на предыдущей фазе, индивидуализировать обучение. Работа в парах  приемлема не только на теоретических занятиях, но и  при проведении учебной практики в мастерской. Пара студентов закрепляется за одним станком. Мастер п/о показывает приемы работы на металлорежущем оборудовании  одному студенту. Дает ему задание , которое он выполняет под наблюдением мастера. При правильном выполнении задания, обучающийся показывает приемы работы своему напарнику.

ЭТАП 3Работа в малых группах. Проработав определенную тему в парах сменного состава, студент выступает перед МГ. Данный этап может осуществляться в нескольких вариантах в зависимости от цели работы:

1.                 Подготовка малой группы к индивидуальной работе по теме. Группа слушает докладчика, который объясняет, как работать над этой темой, и разбирается в ней.

2.Уточняющая, коррекционная работа в малой группе. Студент выступает перед группой, которая уже изучила данную тему. После выступления группа задает ему вопросы, побуждая отстаивать свои знания, «защищать» данную тему. В результате происходит более глубокая ее проработка, обсуждение проблемы (групповая дискуссия). Таким образом, технология коллективного взаимообучения не исключает, а предполагает групповые формы работы, но они не должны занимать большую часть времени.

 

Внедрение технологии КСО предполагает исключение методов принуждения к учению и использования лишь тех методов, которые вовлекают детей в общий труд учения, вызывая чувства успеха, движения вперед, развития. Коллективная деятельность стимулирует развитие эмоционально-волевой сферы, воспитывает социальные мотивы учения, чувства ответственности, творческое отношение к делу. В условиях применения технологии коллективного способа обучения каждый обучающийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе. У него повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда, формируется самооценка личности, своих возможностей, достоинств и ограничений.

Список используемых источников

1. Брайтермен М.Д., Соколов А.С, Архипов В.В. Коллективный способ
обучения. СПб, 1991.

2. Сакович Л.В. - Технология коллективного способа действия- СПб.,
2002.

Технологии КСО

Технологии КСО

Технологии КСО

Технологии КСО

Технологии КСО

Технологии КСО

Технологии КСО

Технологии КСО

Технологии КСО

Технологии КСО

Технологии КСО

Технологии КСО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2019