Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
ГПОУ «Донецкий профессиональный лицей автотранспорта»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УПР ________________ С.А.Жаркова
«____»____________2019 г.
Методические указания
по внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине
ПМ. 03. Технология работ на токарно-расточных станках
для профессии 15.01.26 Токарь-универсал
ВВЕДЕНИЕ
Формирование умений самостоятельной работы студентов – важная задача всех преподавателей, в том числе и для преподавателя дисциплины
ПМ 03 Технология работ на токарно-расточных станках.
На каждом занятии преподавателю наряду с планированием учебного материала необходимо продумывать и вопрос о том, какие навыки самостоятельной работы получит на занятии студент.
Если обучающийся научится самостоятельно изучать новый материал, пользуясь учебником или какими-то специально подобранными заданиями, то будет успешно решена задача сознательного овладения знаниями. Знания, которые усвоил студент сам, значительно прочнее тех, которые он получил после объяснения преподавателя. И в дальнейшем студент сможет самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять знания, творчески применять их в решении поставленных задач.
Цель данных методических указаний – ознакомить с общими положениями о самостоятельной работе студентов по токарной обработке заготовок, деталей, изделий и инструментов на токарно-расточных станках, с методикой организации самостоятельной работы студентов при изучении нового материала и в процессе закрепления на уроке при выполнении заданий, при выполнении внеаудиторной работы.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа по токарной обработке заготовок, деталей, изделий и инструментов на токарно-расточных станках – это педагогически управляемый процесс самостоятельной деятельности студентов, обеспечивающий реализацию целей и задач по овладению необходимым объемом знаний, умений и навыков, опыта творческой работы и развитию профессиональных интеллектуально-волевых, нравственных качеств будущего специалиста.
Выделяют два вида самостоятельной работы:
- аудиторная, выполняется на занятиях под руководством преподавателя и по его заданию;
- внеаудиторная, выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основные виды аудиторной самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Технология работ на токарно-расточных станках» :
- выступление с сообщением по новому материалу;
- конспектирование, работа с книгой.
Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Технология работ на токарно-расточных станках»:
- работа с учебной литературой;
- конспектирование отдельной темы;
- работа со справочной литературой;
- подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление отчетов по практическим занятиям, подготовка к их защите.
- использование Интернета.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных знаний и практических умений и навыков студентов;
- углубления и расширения теоретических и практических знаний;
- формирования умений использовать специальную, справочную литературу, Интернет;
- развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развития исследовательских знаний.
Основной формой контроля самостоятельной работы студента являются проверка выполненной самостоятельно отдельной темы в конспекте.
Самостоятельные работы являются важным средством проверки уровня знаний, умений и навыков.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- умение студента использовать теоретические знания при ответе и при выполнении практических заданий;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями ГОС.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – планируемая учебная, учебно-исследовательская, проектная работа, выполняемая за рамками расписания учебных занятий по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия и является обязательной для каждого студента.
Целью самостоятельной работы студентов является:
- обеспечение профессиональной подготовки выпускника в соответствии с ГОС СПО;
- формирование и развитие общих компетенций, определённых в ГОС СПО;
- формирование и развитие профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности.
Задачами, реализуемыми в ходе проведения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, в образовательной среде училища являются:
- систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления: способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- овладение практическими навыками применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
- развитие исследовательских умений.
Контроль результатов самостоятельной работы обучающихся может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия и самостоятельную работу по дисциплине, и может проходить в письменной, устной или смешанной форме с предоставлением продукта творческой деятельности.
Указания к выполнению ВСР
1. ВСР нужно выполнять в отдельной тетради, чернилами черного или синего цвета. Необходимо оставлять поля шириной 5 клеточек для замечаний преподавателя.
2. Излагаемый материал следует выполнять по плану и аккуратно, раскрывая все пункты плана, не перескакивая через пункты.
3. По необходимости составлять схемы и давать им пояснения.
4. После получения проверенной преподавателем работы студент должен в этой же тетради исправить все отмеченные ошибки и недочеты. Вносить исправления в сам текст работы после ее проверки запрещается.
5. При ответе можно воспользоваться дидактическим материалом.
Методические рекомендации по составлению конспекта
Внимательно прочитайте текст литературного материала. Уточните в справочной литературе непонятные слова. В конце тетради дать пояснение терминам.
Выделите главное, составьте план.
Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора.
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» ставится, если:
конспект написан в соответствии с темой;
студент умеет правильно структурировать информацию;
конспект соответствует требованиям оформления;
конспект писан аккуратно, и грамотно изложено содержание;
студент правильно ответил на поставленные по содержанию конспекта вопросы;
работа сдана в срок.
Оценка «хорошо» ставится, если:
конспект написан в соответствии с темой;
студент умеет правильно структурировать информацию;
конспект соответствует требованиям оформления;
конспект написан аккуратно, но допущены ошибки в содержании;
студент правильно ответил на поставленные по содержанию конспекта вопросы;
работа сдана в срок.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если:
конспект написан в соответствии с темой;
правильно структурирована информация;
студент излагает материал сбивчиво, не вполне логично изъясняет мысли, не всегда правильно отвечает на поставленные вопросы;
конспект написан неаккуратно, имеются недостатки в оформлении работы.
работа сдана в срок.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:
нет логической связи с содержанием текста;
студент не отвечает на поставленные вопросы по теме содержания.
работа сдана несвоевременно.
Перечень тем внеаудиторной самостоятельной работы
по дисциплине ПМ 02 Технология работ на токарно-карусельных станках
Название разделов, тем внеаудиторной самостоятельной работы |
Количество часов |
Вид деятельности |
Формы контроля |
МДК 03.01. Технология работ на токарно-расточных станках Тема 1.1 Основные све-дения о токарно-расточных станках Самостоятельная работа №1 «Устройство токарно-расточных станков»
Тема 1.2. Подготовка токарно-расточного станка к работе Самостоятельная работа №2 «Инструмент и приспособления»
Тема 1.3 Технология обработки поверхностей на токарно-расточном станке. Самостоятельная работа №3 «Технология обработки».
Тема 1.4. Контроль качества изготовленных деталей Самостоятельная работа №4 «Качество деталей»
Тема1.5. Технология изготовления типовых деталей Самостоятельная работа № 5 «Технология изготовления» |
18
3
3
10
1
1
|
Конспект занятий
Конспект занятий
Конспект занятий
Конспект занятий
Конспект занятий
|
Проверка конспекта, устный ответ
Проверка конспекта, устный ответ
Проверка конспекта, устный ответ
Проверка конспекта, устный ответ
Проверка конспекта, устный ответ
|
итого |
18 |
- |
- |
Самостоятельная работа №1
«Устройство токарно-расточных станков
Цель: развитие интереса к предмету
Изучив тему, составьте конспект по плану, письменно ответьте на контрольные вопросы. Дайте пояснения предложенным терминам. При ответе можно воспользоваться дидактическим материалом.
План конспекта
1. Введение
2.Профессия токарь-расточник
3.Охрана труда на рабочем месте токаря-расточника
Контрольные вопросы
1.Перечислить правила охраны труда на рабочем месте токаря-расточника.
Список обязательной и дополнительной литературы
1. Багдасарова Т.А. Токарь-универсал: учебное пособие для нач. проф.
образования. 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 287 с.
2. Багдасарова Т.А. Токарь: технология обработки: учебное пособие
для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 80 с.
3. Вереина Л.И. Техническая механика: учебник. Допущено
Минобрнауки России. – 6-е изд., стр., 2010. – 224 с.
4. Вереина Л.И. Токарь высокой квалификации. Учебное пособие. – М.: Издательский Центр «Академия», 2007-368 с
Самостоятельная работа №2
«Инструмент и приспособления»
Цель: развитие интереса к предмету
Изучив тему, составьте конспект по плану, письменно ответьте на контрольные вопросы. Дайте пояснения предложенным терминам. При ответе можно воспользоваться дидактическим материалом.
План конспекта
1. Режущий инструмент для расточных работ
2.Конструктивные особенности современных токарно-расточных станков
3.Приспособления , инструмент для расточных работ
Контрольные вопросы
1.Перечислить инструмент для расточных работ
2. Конструктивные особенности приспособлений .
Список обязательной и дополнительной литературы
1. Багдасарова Т.А. Токарь-универсал: учебное пособие для нач. проф.
образования. 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 287 с.
2. Багдасарова Т.А. Токарь: технология обработки: учебное пособие
для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 80 с.
3. Вереина Л.И. Техническая механика: учебник. Допущено
Минобрнауки России. – 6-е изд., стр., 2010. – 224 с.
4. Вереина Л.И. Токарь высокой квалификации. Учебное пособие. – М.: Издательский Центр «Академия», 2007-368 с
Самостоятельная работа №3
«Технология обработки»
Цель: развитие интереса к предмету
Изучив тему, составьте конспект по плану, письменно ответьте на контрольные вопросы. Дайте пояснения предложенным терминам. При ответе можно воспользоваться дидактическим материалом.
План конспекта
1. Особенности обработки наружных цилиндрических и торцевых поверхностей
2.Особенности обработки уступов и канавок.
3.Особенности обработки отверстий сверлением и рассверливанием
4.Зенкерование, развертывание и растачивание отверстий
5.Особенности обработки конических поверхностей
6.Особенности обработки фасонных поверхностей
7.Особенности обработки резьбовых поверхностей
Контрольные вопросы
1.Рассказать об особенностях обработки различных поверхностей.
Список обязательной и дополнительной литературы
1. Багдасарова Т.А. Токарь-универсал: учебное пособие для нач. проф.
образования. 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 287 с.
2. Багдасарова Т.А. Токарь: технология обработки: учебное пособие
для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 80 с.
3. Вереина Л.И. Техническая механика: учебник. Допущено
Минобрнауки России. – 6-е изд., стр., 2010. – 224 с.
4. Вереина Л.И. Токарь высокой квалификации. Учебное пособие. – М.: Издательский Центр «Академия», 2007-368 с
Самостоятельная работа №4
«Качество деталей»
Цель: развитие интереса к предмету
Изучив тему, составьте конспект по плану, письменно ответьте на контрольные вопросы. Дайте пояснения предложенным терминам. При ответе можно воспользоваться дидактическим материалом.
План конспекта
1. Средства контроля поверхностей
Контрольные вопросы
1.Назвать средства контроля поверхностей.
Список обязательной и дополнительной литературы
1. Багдасарова Т.А. Токарь-универсал: учебное пособие для нач. проф.
образования. 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 287 с.
2. Багдасарова Т.А. Токарь: технология обработки: учебное пособие
для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 80 с.
3. Вереина Л.И. Техническая механика: учебник. Допущено
Минобрнауки России. – 6-е изд., стр., 2010. – 224 с.
4. Вереина Л.И. Токарь высокой квалификации. Учебное пособие. – М.: Издательский Центр «Академия», 2007-368 с
Самостоятельная работа №5
«Технология изготовления»
Цель: развитие интереса к предмету
Изучив тему, составьте конспект по плану, письменно ответьте на контрольные вопросы. Дайте пояснения предложенным терминам. При ответе можно воспользоваться дидактическим материалом.
План конспекта
1. Понятие производственного и технологического процесса
Контрольные вопросы
1.Дать определение производственного и технологического процесса.
Список обязательной и дополнительной литературы
1. Багдасарова Т.А. Токарь-универсал: учебное пособие для нач. проф.
образования. 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 287 с.
2. Багдасарова Т.А. Токарь: технология обработки: учебное пособие
для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 80 с.
3. Вереина Л.И. Техническая механика: учебник. Допущено
Минобрнауки России. – 6-е изд., стр., 2010. – 224 с.
4. Вереина Л.И. Токарь высокой квалификации. Учебное пособие. – М.: Издательский Центр «Академия», 2007-368 с
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.