Министерство образования Иркутской области
ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Утверждаю:
Зам. директора
___________ Дружинина Е.К.
«___»_________ 2024 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
по учебной дисциплине ОП.15 «Основы геологии»
Специальность: |
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) |
Форма обучения: |
Очная, заочная |
Рекомендовано методическим советом
ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Заключение методического совета,
протокол №___ от «____»_____ 2024 г.
председатель методсовета
______________ /Дружинина Е.К./
Бодайбо, 2024 г.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы составлены на основе рабочей программы дисциплины «Основы геологии», разработана для реализации вариативного компонента Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) СПО по программе подготовки специалистов среднего звена: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), утвержденного приказом Минобрнауки России, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 27 октября 2023 г. N 797.
Квалификация – техник
Организация-разработчик: ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Разработчик:
Высотина Ольга Анатольевна – преподаватель специальных дисциплин
Рассмотрено на заседании П(Ц)К Геолого-маркшейдерских дисциплин
Протокол № __ от «___» _______________ 2024года
СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения |
4 |
Перечень заданий для самостоятельной работы |
6 |
Методические указания по написанию и оформлению рефератов |
9 |
Методические указания по решению задач |
11 |
Использование интернета |
12 |
Контроль за самостоятельной работой студентов |
12 |
Список рекомендуемой литературы |
13 |
Приложение. Образец титульного листа |
15 |
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В соответствии с новыми образовательными стандартами роль самостоятельной работы студентов стала очень актуальной и важной. В своё время Анатоль Франс «Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие, обучая слишком многому. Возбудите только любопытство. Открывайте своим слушателям глаза, но не перегружайте мозг. Достаточно заронить в него искру. Огонь сам разгорится там, где для него есть пища».
Целевые направления самостоятельной работы студентов:
1.Для овладения и углубления знаний:
- составление различных видов планов и тезисов пот тексту;
- конспектирование текста;
- составление тезауруса;
- ознакомление с нормативными документами;
- создание презентации.
2. Для закрепления знаний:
- работа с конспектом лекции;
- повторная работа с учебным материалом;
- составление плана ответа;
- составление различных таблиц.
3. Для систематизации учебного материала:
- подготовка ответов на контрольные вопросы;
- аналитическая обработка текста;
- подготовка сообщения, доклада;
- тестирование;
- составление кроссворда;
- формирование плаката;
- составление памятки.
4. Для формирования практических и профессиональных умений.
-решение задач и упражнений по образцу;
-решение ситуативных и профессиональных задач;
- проведение анкетирования и исследования.
Дисциплина ОП.15 Основы геологии входит в общепрофессиональный цикл дисциплин по ППССЗ 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
В результате изучения учебной дисциплины ОП.15 Основы геологии обучающийся должен
уметь:
- работать с горным компасом, описывать образцы горных пород, определять происхождение форм рельефа и отложений в различных породах по структуре обломков;
- читать и составлять по картам схематические геологические разрезы и стратиграфические колонки;
- определять физические свойства минералов, структуру и текстуру горных пород;
- определять формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений;
- работать с топографической и маркшейдерской графической документацией,
- применять геодезические приборы и инструменты;
- определять площади и высоту подвески провода.
знать:
- физические свойства и характеристику оболочек Земли, вещественный состав земной коры, общие закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых;
- эндогенные и экзогенные геологические процессы;
- основные минералы и горные породы;
- основы гидрогеологии;
- основы инженерной геологии;
- принципы составления и правила пользования топографической, маркшейдерской и геологической графической документации;
- методы выполнения основных видов геодезических съёмок;
- порядок вынесения проекта в натуру;
- организацию и производство замеров выполненных объёмов работ.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть общими компетенциями
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Аудиторные занятия предусматривают проведение большого объёма практических работ, поэтому целью самостоятельной работы является:
- формирование полученных знаний, умений и навыков;
- подготовка к учебным занятиям;
- формирование общих компетенций;
- формирование самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний и умений.
Самостоятельная работа студента включает следующие формы:
- подготовку к контрольной работе, к тестированию, зачету;
- подготовку к практическим работам и их оформление;
- изучение отдельных тем дисциплины, не рассматриваемых на аудиторных занятиях;
- подготовка рефератов и докладов;
Преподаватель выдает задание для самостоятельной работы, знакомит студента с рекомендациями по его выполнению и осуществляет контроль.
Результаты контроля учитываются при оценке освоения студентами общепрофессиональной дисциплины ОП.15 Основы геологии во время рубежного контроля.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Наименование разделов |
Содержание самостоятельной работы |
Форма отчетности (контроля) |
Объем часов |
Раздел 1. Основы геологии Тема 1.1 Геологические процессы |
1. Подготовка рефератов по предложенным темам (1 на выбор): - Роль геологических процессов в формировании рельефа Земли - Выветривание и его типы - Геологическая деятельность текучих рек - Геологическая деятельность ледников - Геологическая деятельность подземных вод - Геологическая деятельность озёр и болот - Геологическая деятельность ветра - Действующие вулканы России - Землетрясения, их причины возникновения и прогноз - доклады 2. Подготовка к контрольной работе (тесту) |
Защита реферата
Проверка контрольной работы (тест) |
1
1
|
Раздел 1. Тема 1.4 Основы структурной геологии
|
Подготовка докладов по предложенным темам (1 на выбор): - Складчатое залегание слоёв горных пород - Разрывные нарушения земной коры |
доклады |
1 |
Раздел 1. Тема 1.5 Основы минералогии
|
- Классификация минералов - Самородные элементы, их физические свойства и промышленное значение - Класс «Силикаты», их классификация и значение - Доклады - Методика выполнения работ, оформление отчета по практическим работам
- Подготовка к контрольной работе (тесту) |
Защита реферата
Проверка и защита практических работ Проверка контрольной работы (тест) |
1
2
2
2 |
Раздел 1. тема 1.6 Основы петрографии |
1. Подготовка рефератов по предложенным темам (1 на выбор): - Петрографические методы исследования - Поляризационный микроскоп и работа с ним - Структуры и текстуры магматических горных пород - Структуры и текстуры осадочных горных пород - Структуры и текстуры метаморфических горных пород - Горные породы регионального метаморфизма - Доклады 2. Оформление практических работ
3. Подготовка к контрольной работе (тест) |
Защита реферата
Проверка и защита работ Проверка контрольной работы |
2
2
2
|
Раздел 1 Тема 1.7. Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых |
Подготовка рефератов по предложенным темам (1 на выбор): - Поисковые работы на месторождениях золота - Медно - никелевые месторождения России - Месторождения алмазов - Месторождения слюды Мамско -Чуйского района - Месторождения золота Ленской золоторудной провинции - Разведка россыпных месторождений Бодайбинского района |
Защита реферата
|
2
|
Итого по разделу 1 |
18 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ
Назначение реферата
Реферат - письменная работа по определенной научной проблеме, краткое изложение содержания научного труда или научной проблемы. Он является действенной формой самостоятельного исследования научных проблем на основе изучения текстов, специальной литературы, а также на основе личных наблюдений, исследований и практического опыта. Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы и способствует приобщению студентов к научной деятельности.
Последовательность работы
1. Выбор темы исследования
Тема реферата выбирается студентом на основе его научного интереса. Также помощь в выборе темы может оказать преподаватель.
2. Планирование исследования включает следующие элементы:
- выбор и формулирование проблемы, разработка плана реферата;
- сбор и изучение исходного материала, поиск литературы;
- анализ собранного материала, теоретическая разработка проблемы;
- литературное оформление исследовательской проблемы;
- обсуждение работы (на семинаре, в студенческом научном обществе, на конференции и т. п.).
План реферата характеризует его содержание и структуру. Он должен включать в себя:
- введение, где обосновывается актуальность проблемы, ставятся цель и задачи исследования;
- основная часть, в которой раскрывается содержание проблемы;
- заключение, где обобщаются выводы по теме и даются практические рекомендации.
3. Поиск и изучение литературы
Для выявления необходимой литературы следует обратиться в библиотеку или к преподавателю. Подобранную литературу следует зафиксировать согласно ГОСТ по библиографическому описанию произведений печати.
Подобранная литература изучается в следующем порядке:
- знакомство с литературой, просмотр ее и выборочное чтение с целью общего представления проблемы и структуры будущей научной работы;
- исследование необходимых источников, сплошное чтение отдельных работ, их изучение, конспектирование необходимого материала (при конспектировании необходимо указывать автора, название работы, место издания, издательство, год издания, страницу);
- обращение к литературе для дополнений и уточнений на этапе написания реферата.
Для разработки реферата достаточно изучение 4-5 важнейших статей по избранной проблеме. При изучении литературы необходимо выбирать материал, не только подтверждающий позицию автора реферата, но и материал для полемики.
4. Обработка материала
При обработке полученного материала автор должен:
- систематизировать его по разделам;
- выдвинуть и обосновать свои гипотезы;
- определить свою позицию, точку зрения по рассматриваемой проблеме;
- уточнить объем и содержание понятий, которыми приходится оперировать при разработке темы;
- сформулировать определения и основные выводы, характеризующие результаты исследования;
- окончательно уточнить структуру реферата.
5. Оформление реферата
При оформлении реферата рекомендуется придерживаться следующих правил:
- Следует писать лишь то, чем автор хочет выразить сущность проблемы, ее логику.
- Писать строго последовательно, логично, доказательно (по схеме: тезис – обоснование – вывод).
- Писать ярко, образно, живо, не только вскрывая истину, но и отражая свою позицию, пропагандируя полученные результаты.
- Писать осмысленно, соблюдая правила грамматики, не злоупотребляя наукообразными выражениями.
Реферат выполняется в соответствии с требованиями стандартов, разработанных для данного вида документов. Работа выполняется на листах формата А4 (210*297мм) с указанием порядка листов (снизу, справа) и с соблюдением трафаретов (полей):
· слева - 30 мм;
· справа - 10 мм;
· сверху - 20 мм;
· снизу - 20 мм.
Текст реферата может быть выполнен как в рукописном виде, так и с применением средств оргтехники. При выполнении работы в рукописном виде почерк должен быть легко читаем, не содержать неустановленных сокращений и не создавать затруднений при проверке. (В приложении дается образец титульного листа).
Предлагаемые темы рефератов по разделу 2 Основы геодезии и маркшейдерского дела:
1. Геодезические приборы, использовавшиеся в древнее время. Точность измерений.
2. Геодезические приборы и методы, использовавшиеся в средневековье
3. Геодезические приборы и методы, использовавшиеся в ХVI-ХVIIIвв.
4. Точность геодезических измерений в древнее время
5. Современное понимание, представление и определение геодезии
6. Геодезия в строительстве городов древнего мира
7. Геодезия в строительстве дорог древнего мира
8. История развития геодезии
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
Для успешного овладения приемами решения конкретных задач необходимо предварительное ознакомление обучающихся с методикой решения задач с помощью печатных изданий по методике решения задач, материалов, содержащихся в базах данных, видео-лекций, компьютерных тренажеров. На этом этапе обучающемуся предлагаются типовые задачи, решение которых позволяет отработать стереотипные приемы, использующиеся при решении задач, осознать связь между полученными теоретическими знаниями и конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА
Одним из эффективных путей совершенствования самостоятельной работы является использование студентом Интернет-ресурсов, основными достоинствами которых являются: возможность реализации принципа индивидуальной работы; большие возможности наглядного предъявления материала; активность обучающихся; креативность.
Использование Интернет - ресурсов в учебно-познавательной деятельности студента в процессе самостоятельной работы при просмотре видео-уроков, видеофильмов, презентаций является ориентированность на развитие интеллектуальных умений (владение приемами мыслительной деятельности, формированию различных видов мышления: системности, критичности, рефлексии, гибкости мышления, умению вести диалог и др.), развития мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения и систематизации ЗУН студентов.
КОНТРОЛЬ ЗА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ
Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. При контроле самостоятельной работы применяются следующие виды контроля:
- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лабораторных (семинарских) занятиях;
- промежуточный контроль по окончании изучения раздела курса;
- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;
- итоговый контроль по дисциплине в виде дифференцированного зачета;
- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.
Наряду с традиционной формой контроля организация самостоятельной работы студентов производится на основе современных образовательных технологий.
Рейтинговая система – это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, выполнения планового объема самостоятельной работы.
Введение многобалльной системы оценки позволяет, с одной стороны, отразить в балльном диапазоне индивидуальные особенности студентов, а с другой – объективно оценить в баллах усилия студентов, затраченные на выполнение отдельных видов работ.
В таблице представлена рейтинговая система оценки освоения дисциплины
№ |
Вид работы |
Макс. кол-во баллов |
Текущий контроль + итоговый контроль успеваемости |
100 баллов |
|
Виды работ |
Кол-во баллов по видам работ |
|
1 |
Посещаемость студентов |
10 |
2 |
Практические работы |
40 |
3 |
Самостоятельная работа (рефераты) |
20 (10+10) |
4 |
Итоговый контроль: экзамен |
30 –задание выполнено на 95-100% 20– задание выполнено на 75-95 % 10– задание выполнено на 60-75% |
В таблице представлена шкала соотнесения баллов и оценок
Оценка |
Кол-во баллов |
Неудовлетворительно |
Менее 60 |
Удовлетворительно |
70-60 |
Хорошо |
80-70 |
Отлично |
100-90 |
Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а также активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основные источники:
1. Лазарев В.В. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений «Геология»
2. Н.В. Короновский Практическое руководство по общей геологии: учеб. Пособие для вузов/ под ред. – 3-е изд., испр. и доп. –М.: Академия, 2010г.
Дополнительные источники:
3. Сиротин К.М. Определитель минералов. М.: Высшая школа, 1970г.
5. Мстиславская Л.,Филипов В. Геология, поиски и разведка нефти и газа.М.:ООО «ЦентрЛитНефтеГаз», 2005г
6. Милютин А.Г., Андросова Н.К. Основы формационного анализа при прогнозировании полезных ископаемых.М.: Издательтво МГУ, 1995г
7. 5.Милютин А.Г. Геология и промышленные типы МПИ. Часть 1. Общая. М.: Издательтво МГУ, 1995г
Интернет - ресурсы:
Приложение. Образец титульного листа
Министерство образования Иркутской области
ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Цикловая комиссия
________________________________________
________________________________________
Дисциплина
________________________________________
________________________________________
РЕФЕРАТ
(прописными буквами указывают вид документа, расположение – симметрично оси листа, шрифт 22)
РАЗВЕДКА РОССЫПЕЙ
(тема пишется без слова «тема», прописными буквами,
без переносов, без точки в конце, симметрично оси листа, шрифт 18)
Руководитель
___________________ Ф.И.О.
__________________ (подпись)
«_____»___________ 2024 г.
Исполнитель
___________________ Ф.И.О.
__________________ (подпись)
«_____»___________ 2024 г.
Группа___________________
Бодайбо 2024г.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.