Методические указания по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП.15 "Основы геологии"

  • doc
  • 01.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала СРС ОП.15 ТЭО.doc

Министерство образования Иркутской области

ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»

 

Утверждаю:

Зам. директора

___________ Дружинина Е.К.

«___»_________ 2024 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

по учебной дисциплине ОП.15 «Основы геологии»

 

 

 

 

 

Специальность:

13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Форма обучения:

Очная, заочная

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендовано  методическим советом 

ГБПОУ  ИО «Бодайбинский горный техникум»

Заключение методического совета,

протокол №___  от «____»_____ 2024 г.

председатель методсовета

______________ /Дружинина Е.К./

 

 

Бодайбо, 2024 г.

 

 

Методические указания по выполнению самостоятельной работы составлены на основе рабочей программы  дисциплины «Основы геологии», разработана для реализации вариативного компонента Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) СПО по программе подготовки специалистов среднего звена: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования  (по отраслям), утвержденного приказом Минобрнауки России,   утвержденного Приказом Минпросвещения России от  27 октября 2023 г. N 797.

 Квалификация – техник

 

 

Организация-разработчик: ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»

 

Разработчик: 

Высотина Ольга Анатольевна – преподаватель специальных дисциплин

 

Рассмотрено на заседании П(Ц)К Геолого-маркшейдерских дисциплин

Протокол  № __ от «___» _______________ 2024года   

 

 

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Общие положения

4

Перечень заданий для самостоятельной  работы

6

Методические указания по написанию и оформлению рефератов

9

Методические указания по решению задач

11

Использование интернета

12

Контроль  за самостоятельной работой студентов

12

Список рекомендуемой литературы

13

Приложение. Образец титульного листа

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

В соответствии с новыми образовательными стандартами роль самостоятельной работы студентов стала очень актуальной и важной. В своё время Анатоль Франс «Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие, обучая слишком многому. Возбудите только любопытство. Открывайте своим слушателям глаза, но не перегружайте мозг. Достаточно заронить в него искру. Огонь сам разгорится там, где для него есть пища».

Целевые направления самостоятельной работы студентов:

1.Для овладения и углубления знаний:

- составление различных видов планов и тезисов пот тексту;

- конспектирование текста;

- составление тезауруса;

- ознакомление с нормативными документами;

- создание презентации.

2. Для закрепления знаний:

- работа с конспектом лекции;

- повторная работа с учебным материалом;

- составление плана ответа;

- составление различных таблиц.

3. Для систематизации учебного  материала:

- подготовка ответов на контрольные вопросы;

- аналитическая обработка текста;

- подготовка сообщения, доклада;

- тестирование;

- составление кроссворда;

- формирование плаката;

- составление памятки.

4. Для формирования практических и профессиональных умений.

-решение задач и упражнений по образцу;

-решение ситуативных и профессиональных задач;

- проведение анкетирования и исследования.

Дисциплина ОП.15 Основы геологии входит в общепрофессиональный цикл дисциплин по ППССЗ 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

В результате изучения учебной дисциплины ОП.15 Основы геологии обучающийся должен

уметь:

-       работать с горным компасом, описывать образцы горных пород, определять происхождение форм рельефа и отложений в различных породах по структуре обломков;

-       читать и составлять по картам схематические геологические разрезы и стратиграфические колонки;

-       определять физические свойства минералов, структуру и текстуру горных пород;

-       определять формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений;

-       работать с топографической и маркшейдерской графической документацией,

-       применять геодезические приборы и инструменты;

-       определять площади и высоту подвески провода.

 

знать:

-       физические свойства и характеристику оболочек Земли, вещественный состав земной коры, общие закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых;

-       эндогенные и экзогенные геологические процессы;

-       основные минералы и горные породы; 

-       основы гидрогеологии;

-       основы инженерной геологии;

-       принципы составления и правила пользования топографической, маркшейдерской и геологической графической документации;

-       методы выполнения основных видов геодезических съёмок;

-       порядок вынесения проекта в натуру;

-       организацию и производство замеров выполненных объёмов работ.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть общими  компетенциями

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

 

Аудиторные занятия предусматривают проведение большого объёма практических работ, поэтому целью самостоятельной работы является:

-       формирование полученных знаний, умений и навыков;

-       подготовка к учебным занятиям;

-       формирование общих компетенций;

-       формирование самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний и умений.

Самостоятельная работа студента включает следующие формы:

-       подготовку к контрольной работе, к тестированию, зачету;

-       подготовку к практическим работам и их оформление;

-       изучение отдельных тем дисциплины, не рассматриваемых на аудиторных занятиях;

-       подготовка рефератов и докладов;

Преподаватель выдает задание для самостоятельной работы, знакомит студента с рекомендациями по его  выполнению и осуществляет контроль.

Результаты контроля учитываются при оценке освоения студентами общепрофессиональной дисциплины ОП.15 Основы геологии во время рубежного контроля.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ

 

Наименование разделов

Содержание самостоятельной работы

Форма

отчетности (контроля)

Объем часов

Раздел 1. Основы  геологии

Тема 1.1 Геологические процессы

1.      Подготовка рефератов по предложенным темам (1 на выбор):

-        Роль геологических процессов в формировании рельефа Земли

-        Выветривание и его типы

-        Геологическая деятельность текучих рек

-        Геологическая деятельность ледников

-         Геологическая деятельность подземных вод

-        Геологическая деятельность озёр и болот

-        Геологическая деятельность ветра

-         Действующие вулканы России

-        Землетрясения, их причины возникновения и прогноз

-        доклады

2.      Подготовка к контрольной работе (тесту)

Защита реферата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка контрольной работы (тест)

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

Раздел 1.

Тема 1.4 Основы  структурной геологии

 

Подготовка докладов по предложенным темам (1 на выбор):

-        Складчатое залегание слоёв горных пород

-        Разрывные нарушения земной коры

доклады

     1

Раздел 1.

Тема 1.5 Основы минералогии

 

-        Классификация минералов

-        Самородные элементы, их физические свойства и промышленное значение

-        Класс  «Силикаты», их классификация и значение

-        Доклады

-        Методика выполнения  работ, оформление отчета по практическим работам

 

-        Подготовка к контрольной работе (тесту)

Защита реферата

 

 

 

 

Проверка и защита практических работ

Проверка контрольной работы (тест)

1

 

 

 

 

 

2

 

2

 

 

 

 

2

Раздел 1.

 тема 1.6 Основы петрографии

1.      Подготовка рефератов по предложенным темам (1 на выбор):

-        Петрографические методы исследования  

-        Поляризационный микроскоп и работа с ним

-        Структуры и текстуры магматических горных пород

-        Структуры и текстуры осадочных горных пород

-        Структуры и текстуры метаморфических горных пород

-        Горные породы регионального метаморфизма

-        Доклады

2.      Оформление практических работ

 

3.      Подготовка к контрольной работе (тест)

Защита реферата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка и защита  работ

Проверка контрольной работы

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

2

 

Раздел 1

Тема 1.7. Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых

Подготовка рефератов по предложенным темам (1 на выбор):

-        Поисковые работы на месторождениях золота

-        Медно - никелевые месторождения России

-        Месторождения алмазов

-        Месторождения слюды Мамско -Чуйского района

-        Месторождения золота Ленской золоторудной провинции

-        Разведка россыпных месторождений Бодайбинского района

Защита реферата

 

2

 

Итого по разделу 1

18

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ

 

Назначение реферата

Реферат - письменная работа по определенной научной проблеме, краткое изложение содержания научного труда или научной проблемы. Он является действенной формой самостоятельного исследования научных проблем на основе изучения текстов, специальной литературы, а также на основе личных наблюдений, исследований и практического опыта. Реферат помогает выработать навыки и приемы самостоятельного научного поиска, грамотного и логического изложения избранной проблемы и способствует приобщению студентов к научной деятельности.

Последовательность работы

1.    Выбор темы исследования

Тема реферата выбирается студентом на основе его научного интереса. Также помощь в выборе темы может оказать преподаватель.

2.    Планирование исследования включает следующие элементы:

-              выбор и формулирование проблемы, разработка плана реферата;

-              сбор и изучение исходного материала, поиск литературы;

-              анализ собранного материала, теоретическая разработка проблемы;

-              литературное оформление исследовательской проблемы;

-              обсуждение работы (на семинаре, в студенческом научном обществе, на конференции и т. п.).

План реферата характеризует его содержание и структуру. Он должен включать в себя:

-        введение, где обосновывается актуальность проблемы, ставятся цель и задачи исследования;

-        основная часть, в которой раскрывается содержание проблемы;

-        заключение, где обобщаются выводы по теме и даются практические рекомендации.

3. Поиск и изучение литературы

Для выявления необходимой литературы следует обратиться в библиотеку или к преподавателю. Подобранную литературу следует зафиксировать согласно ГОСТ по библиографическому описанию произведений печати.

Подобранная литература изучается в следующем порядке:

-         знакомство с литературой, просмотр ее и выборочное чтение с целью общего представления проблемы и структуры будущей научной работы;

-         исследование необходимых источников, сплошное чтение отдельных работ, их изучение, конспектирование необходимого материала (при конспектировании необходимо указывать автора, название работы, место издания, издательство, год издания, страницу);

-         обращение к литературе для дополнений и уточнений на этапе написания реферата. 

Для разработки реферата достаточно изучение 4-5 важнейших статей по избранной проблеме. При изучении литературы необходимо выбирать материал, не только подтверждающий позицию автора реферата, но и материал для полемики.

4. Обработка материала

          При обработке полученного материала автор должен:

-                  систематизировать его по разделам;

-                  выдвинуть и обосновать свои гипотезы;

-                  определить свою позицию, точку зрения по рассматриваемой проблеме;

-                  уточнить объем и содержание понятий, которыми приходится оперировать при разработке темы;

-                  сформулировать определения и основные выводы, характеризующие результаты исследования;

-                  окончательно уточнить структуру реферата.

5. Оформление реферата

При оформлении реферата рекомендуется придерживаться следующих правил:

-              Следует писать лишь то, чем автор хочет выразить сущность проблемы, ее логику.

-              Писать строго последовательно, логично, доказательно (по схеме: тезис – обоснование – вывод).

-              Писать ярко, образно, живо, не только вскрывая истину, но и отражая свою позицию, пропагандируя полученные результаты.

-              Писать осмысленно, соблюдая правила грамматики, не злоупотребляя наукообразными выражениями.

Реферат выполняется в соответствии с требованиями стандартов, разработанных для данного вида документов. Работа выполняется на листах формата А4 (210*297мм) с указанием порядка листов (снизу, справа) и с соблюдением трафаретов (полей):

·       слева -   30 мм;

·       справа - 10 мм;

·       сверху -  20 мм;

·       снизу -    20 мм.

Текст реферата может быть выполнен как в рукописном виде, так и с применением средств оргтехники. При выполнении работы в рукописном виде почерк должен быть легко читаем, не содержать неустановленных сокращений и не создавать затруднений при проверке. (В приложении дается образец титульного листа).

 

Предлагаемые темы рефератов по разделу 2 Основы геодезии и маркшейдерского дела:

1.  Геодезические приборы, использовавшиеся в древнее время. Точность измерений.

2.  Геодезические приборы и методы, использовавшиеся в средневековье

3.  Геодезические приборы и методы, использовавшиеся в ХVI-ХVIIIвв.

4.  Точность геодезических измерений в древнее время

5.  Современное понимание, представление и определение геодезии

6.  Геодезия в строительстве городов древнего мира

7.  Геодезия в строительстве дорог древнего мира

8.  История развития геодезии

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ

Для успешного овладения приемами решения конкретных задач необходимо предварительное ознакомление обучающихся с методикой решения задач с помощью печатных изданий по методике решения задач, материалов, содержащихся в базах данных, видео-лекций, компьютерных тренажеров. На этом этапе обучающемуся предлагаются типовые задачи, решение которых позволяет отработать стереотипные приемы, использующиеся при решении задач, осознать связь между полученными теоретическими знаниями и конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА

Одним из эффективных путей совершенствования самостоятельной работы является использование студентом Интернет-ресурсов, основными достоинствами которых являются: возможность реализации принципа индивидуальной работы; большие возможности наглядного предъявления материала; активность обучающихся; креативность.

 Использование Интернет - ресурсов в учебно-познавательной деятельности студента в процессе самостоятельной работы при просмотре видео-уроков,  видеофильмов,  презентаций является ориентированность на развитие интеллектуальных умений (владение приемами мыслительной деятельности, формированию различных видов мышления: системности,  критичности,  рефлексии, гибкости мышления, умению вести диалог и др.), развития мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения и систематизации ЗУН студентов.

 

КОНТРОЛЬ ЗА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ

Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. При контроле самостоятельной работы применяются следующие виды контроля:

- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лабораторных (семинарских) занятиях;

- промежуточный контроль по окончании изучения раздела курса;

- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

- итоговый контроль по дисциплине в виде дифференцированного зачета;

- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

Наряду с традиционной формой контроля организация самостоятельной работы студентов производится на основе современных образовательных технологий.

Рейтинговая система – это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, выполнения планового объема самостоятельной работы.

Введение многобалльной системы оценки позволяет, с одной стороны, отразить в балльном диапазоне индивидуальные особенности студентов, а с другой – объективно оценить в баллах усилия студентов, затраченные на выполнение отдельных видов работ.

В таблице представлена рейтинговая система оценки освоения дисциплины

 

 

Вид работы

Макс. кол-во баллов

Текущий контроль + итоговый контроль успеваемости

100 баллов

Виды работ

Кол-во баллов по видам работ

1

Посещаемость студентов

10

2

Практические работы

40

3

Самостоятельная работа (рефераты)

20 (10+10)

4

Итоговый контроль: экзамен 

30 –задание выполнено на 95-100%

20– задание выполнено на 75-95 %

10– задание выполнено на 60-75%

 

В таблице представлена шкала соотнесения баллов и оценок

Оценка

Кол-во баллов

Неудовлетворительно

Менее 60

Удовлетворительно

70-60

Хорошо

80-70

Отлично

100-90

 

Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а также активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основные источники:

1.             Лазарев В.В. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений «Геология»

2.      Н.В. Короновский  Практическое руководство по общей геологии: учеб. Пособие для вузов/ под ред. – 3-е изд., испр. и доп. –М.: Академия, 2010г.

  1. М.М. Жуков  «Основы геологии» Москва,  «Недра», 1987 год

Дополнительные  источники:

  1. Карлович Сапфиров Г.Н. Структурная геология и геологическое картирование. М.: Недра, 1974г
  2. Короновский Н.В. «Геология». Москва, Академия,2008г.

3.      Сиротин К.М. Определитель минералов. М.: Высшая школа, 1970г.

  1. Смольянинов Н.А. Практическое руководство по минералогии. М.:Недра, 1972г

5.      Мстиславская Л.,Филипов В. Геология, поиски и разведка нефти и газа.М.:ООО «ЦентрЛитНефтеГаз», 2005г

6.      Милютин А.Г., Андросова Н.К. Основы формационного анализа при прогнозировании полезных ископаемых.М.: Издательтво МГУ, 1995г

7.      5.Милютин А.Г. Геология и промышленные типы МПИ. Часть 1. Общая. М.: Издательтво МГУ, 1995г

Интернет - ресурсы:

  1. www.ggu.nsu.ru - сайт Новосибирского  государственного университета.

Приложение. Образец титульного листа

Министерство образования Иркутской области

ГБПОУ  ИО «Бодайбинский горный техникум»

 

Цикловая комиссия

                                                                                                        ________________________________________

 

                                                                                                       ________________________________________

 

 Дисциплина

________________________________________

 

________________________________________

                                                                 

 

 

 РЕФЕРАТ

 (прописными буквами указывают вид документа, расположение – симметрично оси листа, шрифт 22)

 

РАЗВЕДКА РОССЫПЕЙ

 (тема пишется без слова «тема», прописными буквами,

без переносов, без точки в конце, симметрично оси листа, шрифт 18)   

 

Руководитель

___________________ Ф.И.О.

__________________ (подпись) 

«_____»___________ 2024 г.                                   

Исполнитель

___________________ Ф.И.О.

__________________ (подпись) 

 «_____»___________ 2024 г.                           

 

Группа___________________

 

 

 

 

 

 

Бодайбо 2024г.


Скачано с www.znanio.ru