Лянторский нефтяной техникум (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Югорский государственный университет»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению самостоятельной работы студентов
по дисциплине Литература
специальность 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений
г. Лянтор, 2022
|
УТВЕРЖДЕНЫ заседанием методсовета Протокол №___ от___________ 20___года Председатель методсовета _______ Кийдан О.В. |
Разработала: Абдулманафова Г.С. преподаватель ЛНТ (филиала) ФГБОУ ВО «ЮГУ»
Содержание
Пояснительная записка Стр.
1. Карта самостоятельной работы обучающегося…………………………..…….5
2. Порядок выполнения самостоятельной работы обучающимся……………...11
2.1 . Инструкции по выполнению различных видов самостоятельной
работы, предусмотренных рабочей программой УД .………………….......11
2.2 . Методические указания по выполнению самостоятельной работы……...16
Пояснительная записка
Методические указания по выполнению самостоятельной работы (далее – методические указания) составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины Литература.
Содержание методических указаний соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.
Целью методических указаний является оказание помощи обучающимся в выполнении самостоятельной работы по учебной дисциплине Литература.
Задачами методических указаний по организации самостоятельной работы являются:
‒ активизация самостоятельной работы обучающихся;
‒ определение содержания самостоятельной работы обучающихся;
‒ установление требований к различным формам самостоятельной работы;
‒ определение порядка выполнения самостоятельной работы обучающимися;
‒ формулирование методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы.
Методические указания состоят из карты самостоятельной работы обучающегося, порядка выполнения самостоятельной работы обучающимся, инструкции по выполнению различных видов самостоятельной работы, методических указаний по выполнению, списка рекомендованной литературы.
В карте самостоятельной работы указаны:
– номер самостоятельной работы;
–наименование темы, по которой запланировано выполнение самостоятельной работы;
– наименование самостоятельной работы;
– форма работы;
– количество часов на выполнение;
– формы контроля
Для выполнения самостоятельной работы рекомендуется пользоваться конспектами занятий, учебной литературой, которая предложена в списке рекомендуемой литературы, Интернет-ресурсами или другими источниками по усмотрению обучающегося.
При освоении учебной дисциплины предусматриваются различные виды самостоятельной работы обучающегося:
для овладения знаниями:
использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета
1) для закрепления и систематизации полученных знаний:
–систематизация учебного материала посредством написания сочинения, собирания альбомов;
– составление тематических кроссвордов.
Выполнение самостоятельной работы обучающихся оценивается и фиксируется в журнале учебных занятий группы на календарный учебный год.
1. КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
№ работы |
Наименование темы |
Наименование самостоятельной работы (в соответствии с рабочей программой УД) |
Вид работы |
Форма контроля |
Кол-во часов |
|
Раздел 1. Русская литература XIX века |
|
|
|
3 |
1 |
Тема 1. 1. А.С. Пушкин.
|
Самостоятельная работа №1 |
Выполнение учебной исследовательской работы |
Контрольные вопросы по содержанию реферата
|
1 |
2 |
Тема 1. 2. М.Ю. Лермонтов.
|
Подготовка рефератов: «Тематика и своеобразие ранней лирики М.Ю. Лермонтова», «Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк») |
Подготовка, оформление рефератов |
Устный опрос Выполнение самостоятельной работы |
1 |
3 |
Тема 1.3. Н.В. Гоголь |
Подготовка реферата «Особенность творческого дарования Н.В. Гоголя и его поэтического видения мир» |
Подготовка, оформление реферата |
Устный опрос Выполнение самостоятельной работы |
1 |
|
Раздел 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века |
|
|
|
11 |
4 |
Тема 2. 1. А.Н. Островский. |
Подготовка рефератов: «Новаторский характер драматургии А.Н. Островского», «Драма «Гроза» в оценке критиков» |
Подготовка, оформление рефератов |
Устный опрос Выполнение самостоятельной работы |
1 |
5 |
Тема 2. 2. И.А. Гончаров. |
Подготовка рефератов: «Роман И.А. Гончарова «Обломов» как социально-психологический и философский роман», «Роман «Обломов» в оценке критиков» |
Подготовка, оформление рефератов |
Устный опрос Выполнение самостоятельной работы |
1 |
6 |
Тема 2. 3. И.С. Тургенев. |
Написать сочинение по роману «Отцы и дети»
|
Систематизация учебного материала посредством написания сочинения |
Выполнение самостоятельной работы |
1 |
7 |
Тема 2.4. Н.С. Лесков. |
Подготовка рефератов: «Праведники в творчестве Н. С. Лескова» (на примере одного-двух произведений), «Художественный мир Н. С. Лескова» |
Подготовка, оформление рефератов |
Устный опрос Выполнение самостоятельной работы |
1 |
8 |
Тема 2.5. М.Е. Салтыков-Щедрин. |
Подготовка реферата «Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы» |
Подготовка, оформление реферата |
Устный опрос Выполнение самостоятельной работы |
1 |
9 |
Тема 2. 6. Ф.М. Достоевский. |
Подготовка реферата «Сущность «наказания» заблудшей личности и ее путь к духовному возрождению в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» |
Подготовка, оформление реферата |
Устный опрос Выполнение самостоятельной работы |
1 |
10 |
Написать сочинение по произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» |
Систематизация учебного материала посредством написания сочинения |
Выполнение самостоятельной работы |
1 |
|
11 |
Тема 2. 7. Л.Н. Толстой. |
Подготовка сообщений: «Наташа Ростова -любимая героиня Толстого», «Тема дома в романе «Война и мир» |
Подготовка, оформление сообщений |
Устный опрос Выполнение самостоятельной работы |
1 |
12 |
Написать сочинение по произведению Л.Н.Толстого «Война и мир» |
Систематизация учебного материала посредством написания сочинения |
Выполнение самостоятельной работы |
1 |
|
13 |
Подготовка реферата «Духовные искания Л.Н. Толстого в романе «Анна Каренина» |
Подготовка, оформление реферата |
Устный опрос Выполнение самостоятельной работы |
1 |
|
14 |
Тема 2. 8. А.П. Чехов. |
Написать сочинение по творчеству А.П. Чехова |
Систематизация учебного материала посредством написания сочинения |
Выполнение самостоятельной работы |
1 |
|
Раздел 3. Поэзия второй половины XIX века |
|
|
|
4 |
15 |
Тема 3.1. Ф.И. Тютчев. |
Подготовка рефератов: «Душа и природа в поэзии Ф.И. Тютчева», «Особенности любовной лирики Ф.И. Тютчева, ее драматическая напряженность («О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь») |
Подготовка, оформление рефератов |
Устный опрос Выполнение самостоятельной работы |
1 |
16 |
Тема 3.2. А.А. Фет. |
Подготовка сообщений: «А. А. Фет - переводчик», «А. А. Фет в воспоминаниях современников», «Жизнь стихотворений А. А. Фета в музыкальном искусстве» |
Подготовка, оформление сообщений |
Устный опрос Выполнение самостоятельной работы |
1 |
17 |
Тема 3.3. А.К. Толстой. |
Подготовка докладов: «А. К. Толстой — прозаик», «А. К. Толстой - драматург», «Феномен Козьмы Пруткова», «Жизнь поэзии А. К. Толстого в музыкальном искусстве» |
Подготовка, оформление докладов |
Устный опрос Выполнение самостоятельной работы |
1 |
18 |
Тема3.4. Н.А. Некрасова. |
Составить тематический кроссворд по творчеству Н.А. Некрасова |
Составление тематического кроссворда |
Устный опрос |
1 |
|
Раздел 4. Литература XX века. Русская литература на рубеже веков |
|
|
|
5 |
19 -20 |
Тема 4.1. И.А. Бунин. |
Написать сочинение - рецензию на прочитанное произведение И. Бунина |
Написание сочинения - рецензии |
Выполнение самостоятельной работы |
2 |
21 |
Тема 4.2. А.И. Куприн. |
Подготовка реферата «Тема любви в творчестве И. А. Бунина и А. И. Куприна: общее и различное» |
Подготовка, оформление реферата |
Устный опрос Выполнение самостоятельной работы |
1 |
22 |
Тема 4.3. А.М. Горький. |
Подготовка доклада «Гордый человек» в произведениях М. Горького» (произведения по выбору обучающихся) |
Подготовка, оформление доклада |
Устный опрос Выполнение самостоятельной работы |
1 |
23 |
Тема 4.4. А.А.Блок. |
Написать сочинение по творчеству А. Блока |
Систематизация учебного материала посредством написания сочинения |
Выполнение самостоятельной работы |
1 |
|
Раздел 5. Особенности развития литературы 1920-х годов |
|
|
|
2 |
24 |
Тема 5.1. В.В.Маяковский. |
Подготовка сообщения «Сатира в произведениях В. В. Маяковского» |
Подготовка, оформление сообщения |
Устный опрос Выполнение самостоятельной работы |
1 |
25 |
Тема 5.2. С.А.Есенин. |
Написать сочинение по творчеству С.Есенина |
Систематизация учебного материала посредством написания сочинения |
Выполнение самостоятельной работы |
1 |
|
Раздел 6. Особенности развития литературы 1930- начала 1940 –х годов |
|
|
|
9 |
26-27 |
Тема 6.1. М.И.Цветаева. |
Собрать альбом по творчеству М.И. Цветаевой |
Систематизация учебного материала посредством собирания альбома |
Выполнение самостоятельной работы |
2 |
28 |
Тема 6.2. О.Э.Мандельштам. |
Собрать альбом по творчеству О.Э.Мандельштама |
Систематизация учебного материала посредством собирания альбома |
Выполнение самостоятельной работы |
1 |
29 |
Тема 6.3. А.П.Платонов. |
Подготовка сообщений: «Герои прозы А. Платонова», «Традиции и новаторство в творчестве А. Платонова» |
Подготовка, оформление сообщения |
Устный опрос Выполнение самостоятельной работы |
1 |
30 |
Тема 6.4. И.Э.Бабель. |
Подготовка сообщений: «Стилистика рассказов И. Э. Бабеля», «Изображение революции в «Конармии» И. Бабеля |
Подготовка, оформление сообщений |
Устный опрос Выполнение самостоятельной работы |
1 |
31 |
Тема 6.5. М.А.Булгаков |
Составить тематический кроссворд по творчеству М.А. Булгакова |
Составление тематического кроссворда |
Устный опрос Выполнение самостоятельной работы |
1 |
32 |
Написать сочинение по творчеству М.А.Булгакова |
Систематизация учебного материала посредством написания сочинения |
Выполнение самостоятельной работы |
1 |
|
33 |
Тема 6.6. М.А.Шолохов.
|
Составить тематический кроссворд по творчеству М.А. Шолохова |
Составление тематического кроссворда |
Выполнение самостоятельной работы |
1 |
34 |
Подготовка реферата «Казачьи песни в романе-эпопее «Тихий Дон» и их роль в раскрытии идейно-нравственного и эстетического содержания произведения» |
Подготовка, оформление реферата |
Устный опрос Выполнение самостоятельной работы |
1 |
|
|
Раздел 7. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет |
|
|
|
2 |
35 |
Тема 7.1. А.А.Ахматова. |
Подготовка реферата «Гражданские и патриотические стихи А. Ахматовой и советская литература» |
Подготовка, оформление реферата |
Устный опрос Выполнение самостоятельной работы |
1 |
36 |
Тема 7.2. Б.Л. Пастернак |
Собрать альбом по творчеству Б.Л.Пастернака |
Систематизация учебного материала посредством собирания альбома |
Выполнение самостоятельной работы |
1 |
|
Раздел 8. Особенности развития литературы 1950-1980-х годов |
|
|
|
5 |
37 |
Тема 8.1. Творчество поэтов в 1950-1980-е годы |
Подготовка реферата «Поэзия Б. Окуджавы в контексте русской литературы» |
|
|
1 |
38 |
Тема 8.2. А.Т. Твардовский. |
Подготовка реферата «Образы дороги и дома в лирике А. Твардовского» |
Подготовка, оформление реферата |
Устный опрос Выполнение самостоятельной работы |
1 |
39-40 |
Тема 8.3. А.И. Солженицын. |
Написать сочинение по творчеству А.И.Солженицына |
Систематизация учебного материала посредством написания сочинения |
Выполнение самостоятельной работы |
2 |
41 |
Тема 8.4. А.В. Вампилов. |
Подготовка рефератов: «Нравственная проблематика пьес А. Вампилова: «Старший сын», «Провинциальные анекдоты» |
Подготовка, оформление рефератов |
Устный опрос Выполнение самостоятельной работы |
1 |
|
Раздел 9. Русское литературное зарубежье 1920-1990-х годов (три волны эмиграции) |
|
|
|
1 |
42 |
Тема 9.1 Характерные черты литературы русского зарубежья 1920—1930-х годов |
Подготовка реферата «История: три волны русской эмиграции» |
Подготовка, оформление реферата |
Устный опрос Выполнение самостоятельной работы |
1 |
1. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИМСЯ
2.1 Инструкции по выполнению различных видов самостоятельных работ
1.Подготовка, оформление реферата
1.1. Работа над рефератом.
В реферате раскрывается выбранная тема, по возможности приводится пример. При подготовке реферата студент может обращаться к преподавателю за разъяснением непонятного материала. Выполненная работа должна быть сдана преподавателю.
Требования к оформлению:
1.В реферате обязательно должно иметься в наличии введение, в котором автор объясняет следующее:
˗ почему он выбрал данную тему;
˗ чем эта тема важна;
˗ какие историки работали над этой темой, чем различаются их позиции;
˗ какие источники информации использованы, их краткая характеристика.
2.Основная часть реферата должна быть поделена на пункты или разделы.
3. В реферате перечисляются источники информации, обязательно оформляются ссылки на них в тексте.
4.В реферате обязательно должно быть заключение, в котором, кроме общих итогов и
выводов, присутствует и личное мнение автора реферата.
5. В конце оформляется список использованной литературы.
6. Объём реферата – 10 -15 листов (формат А 4).
2. Подготовка, оформление доклада
2.1. Работа над докладом.
При подготовке доклада необходимо использовать основную и дополнительную литературу. Доклад представляет собой развёрнутое изложение определённой темы. Студент должен подготовить материал в соответствии с темой доклада, составить план и подготовиться к устному выступлению.
3. Подготовка, оформление сообщения
3.1. Работа над сообщением.
Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.
Сообщение дополняет изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
4. Систематизация учебного материала посредством написания сочинения.
4.1. Работа по написанию сочинения.
1.Внимательно ознакомьтесь со всеми темами сочинений. Выберите из них ту, которую вы лучше всего сможете раскрыть. Затем обдумайте, как вы будете излагать и аргументировать свои мысли. Попробуйте подобрать эпиграф, который будет отражать содержание или основную идею вашей работы. Если вы ничего не подберете, ничего страшного - наличие эпиграфа не является обязательным.
2.Поразмышляйте над темой сочинения. Подумайте: какую проблему вы хотите затронуть; каким образом можно сформулировать спорные вопросы и как на них ответить; как вы обоснуете и аргументируете свои утверждения.
3.Составьте план-схему сочинения в черновике, впишите туда свои основные идеи и мысли. Обдумайте, каким способом вы сможете обосновать свои утверждения, цитаты из произведения (не более двух-трех предложений), которые будут подтверждать, а не повторять ваши мысли; ссылки на соответствующие эпизоды; анализ произведения (определитесь, какие ключевые моменты текста подтверждают вашу позицию).
4.Подумайте, в каком стиле вы будете писать (важен именно ваш индивидуальный стиль как автора сочинения). Заранее решите, каким будет вступление и заключение. Лучше всего, если начало и конец вашей работы как бы замкнутся в кольцо: идейно (утверждается и подтверждается одна и та же мысль) или формально (повторение слов). Это нетрудно, если вы в самом начале тщательно продумаете свое сочинение, особенно его начальную и заключительную части. Проверьте себя, не отошли ли вы от темы: прочитайте тему своей работы и сверьте ее с тем, что хотите написать.
5.Напишите вступление. Оно может содержать: приглашение к разговору; представление автора; обозначение проблемы (она должна быть четко сформулирована); переход к основной части. Во вступлении не следует пересказывать содержание текста. Объем вступительной части должен быть небольшим – всего 3-4 предложения. Если нужно, зачеркните лишние фразы. В случае, если у вас не получается начать со вступления, можно начать с основной части текста, оставив место для вводной. А еще лучше, подумайте: что вам мешает подойти к теме? Возможно, вы еще недостаточно ясно сформулировали для себя основную проблему или другие положения текста.
6.Начало сочинения должно плавно переходить в основную часть. Написав главную часть, пользуясь планом-схемой, прочитайте ее. Убедитесь, что основная часть соответствует теме и не содержит лишних высказываний и мыслей. Не расходятся ли ваши утверждения с авторским замыслом и с содержанием текста? Отметьте свои главные мысли на полях карандашом. В заключении вы можете повторить их другими словами. Обратите внимание, что оно не должно быть большим. Вступление и заключение должны быть не более 25% всего текста.
7.Внимательно прочитайте всю работу. Исправьте ошибки, устраните неточности в словах. Если есть возможность, проверьте по словарю орфограммы, в правильном написании которых вы не уверены. Отнесись внимательно к знакам препинания. Мысленно объясните те знаки, в которых сомневаетесь.
Критерии оценки сочинений.
В сочинении/ изложении проверяется
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии с темой;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Сочинение/ изложение оценивается двумя оценками:
первая ставится за содержание и речевое оформление,
вторая – за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
Оценка за содержание
Содержание оценивается по следующим критериям:
• соответствие работы студента теме и основной мысли;
• полнота раскрытия темы;
• правильность фактического материала;
• последовательность изложения.
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормам:
«5» ставится, если:
1) содержание работы полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
«4» ставится, если:
1) содержание работы почти соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, 2 грамматических ошибок.
«3» ставится, если:
1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
2) в работе имеются отдельные фактические неточности;
3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточна выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
«2» ставится, если:
1) содержание работы полностью не соответствует теме;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями;
5) нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено 6 недочетов в содержании, до 7 речевых недочетов и до 7 грамматических ошибок.
Примечание:
1. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить оценку за содержание.
Оценка за содержание не может быть положительной, если не раскрыта тема, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.
Оценка за грамотность
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5»: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4»: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2»: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка «1»: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
5. Составление тематического кроссворда.
5.1. Методические рекомендации «Как составить предметный кроссворд»
Этапы создания предметного кроссворда
Работа по созданию
предметного кроссворда включает пять этапов.
1.
Формирование информационной потребности.
Необходимо предлагать студентам составлять
кроссворды по темам, которые позволяют
2.
Формулировка и уточнение информационного запроса, определение круга источников
информации.
Для создания кроссворда необходимо рекомендовать
учащимся использовать различные информационные источники: учебник;
дополнительная литература, в которой рассматриваются изучаемые вопросы;
интернет (для уточнения некоторых формулировок, поиска иллюстративного
материала).
3.
Составление кроссворда.
На данном этапе студентам предлагается
использовать следующий алгоритм.
1. Составьте перечень слов по выбранной теме.
Проанализируйте соответствующие теме параграфы учебника. При необходимости
используйте дополнительные источники (книги, журналы, интернет).
Примечания.
1. В традиционных кроссвордах не используются
прилагательные, слова, которые пишутся с дефисом, однокоренные слова.
2. Слова-ответы должны быть существительными в
именительном падеже и единственном числе, множественное число допускается
только тогда, когда оно обозначает единственный предмет.
3. В тематических кроссвордах, этими правилами
можно пренебречь (при необходимости).
2. Составьте к каждому слову текстовое определение.
Оно должно в описательной или вопросительной
форме (первый вариант более предпочтителен) указывать слово, являющееся
ответом.
Определения должны содержать достаточно
информации для разгадывания слова и раскрывать его с наименее известной
стороны, а также должны быть верными, лаконичными, исключающими двоякое
толкование.
3. Составьте сетку кроссворда.
Способ
1. Составьте сетку кроссворда,
используя бумагу в клетку.
Способ
2. Составьте сетку кроссворда,
вычерчивая и заполняя таблицу в приложении Excel или Word.
Способ
3. Используйте специальные
программы, например, сайты «Cross: составь свой кроссворд онлайн»; «Фабрика
кроссвордов».
Примечания.
1. В каждую клетку кроссворда вписывается одна
букв.
2. Каждое слово начинается в клетке с номером,
соответствующим его определению, и заканчивается чёрной клеткой или краем
фигуры.
3. Слова должны быть записаны в именительном
падеже и единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного числа.
4. Пронумеруйте сетку кроссворда.
Номера расставляйте, двигаясь по сетке
кроссворда сверху вниз, слева направо. Номер записывайте в той клетке, с
которой начинается слово.
5. Продумайте и выполните оформление кроссворда.
Способ
1. Раскрасьте кроссворд, выделив в
его сетке определённые клетки каким-либо цветом, или изобразите линии сетки
цветом.
Способ
2. «Наложите» сетку кроссворда на изображение
(рисунок, фотографию), которое будет фоном.
Способ
3. Поместите различные изображения
(фотографии, рисунки, формулы и т. п.) в оставшиеся между сеткой кроссворда
места и вокруг неё.
6. Напишите (напечатайте) текстовые определения.
Укажите слова, которые располагаются по
горизонтали и по вертикали.
При наличии в кроссворде ключевого слова,
составьте и укажите его текстовое определение.
7. Проверьте правильность кроссворда и исправьте
ошибки (при необходимости).
Проверьте:
1) правильность написания слов (орфография) в
сетке и текстовых определениях;
2) соответствие текстовых
определений и ответов на них в сетке (для этого нужно решить кроссворд, не
заглядывая в ответы).
8. Предложите решить кроссворд одноклассникам или
родителям.
4.
Проверка и оценка составленного кроссворда преподавателем.
При оценке предметного кроссворда важно
учитывать следующие критерии:
1) соответствие слов в кроссворде заданной или
выбранной теме;
2) правильность и точность текстовых
определений;
3) соблюдение правил составления кроссвордов,
указанных в алгоритме;
4) оформление кроссворда.
5.
Использование составленного кроссворда в учебной деятельности.
Кроссворды, составленные обучающимися не должны
ложиться «мёртвым грузом» в папках у преподавателя. Их необходимо использовать
при проведении уроков и во внеурочной деятельности (при проведении внеклассных
мероприятий, предметных олимпиад, подготовке газет и т. п.).
6. Систематизация учебного материала посредством собирания альбома.
6.1. Содержание альбома
1. Введение…………………………………………………………………………….............................
2. Жизнь любимого поэта ……………………………………………………………………................
3. Творчество поэта………………………………………………………………………......................
1 Интересные факты из жизни поэта…………………………………….............................................
2 Выявление основных достижений поэта…..………………………………………………………..
3 Стихотворения поэта…………………………………………………………………………………
4 Любимые поэмы поэта……………………………………………………………………………...
5 Подготовка и проведение виртуальной экскурсии по литературным музеям поэта…………….
Фотографии поэта……………………………………………………………………….........................
7. Написание сочинения – рецензии. Для этого нужно:
1)Детально знать содержание произведения и видеть особенности художественной формы рецензируемого произведения;
2)Уметь отметить наиболее значимые темы и проблемы, которые нашли отражение в произведении;
3)Сформулировать свою позицию, свою точку зрения по поводу прочитанного;
4)Аргументировать свою точку зрения;
5)Сделать выводы и обобщения.
План сочинения - рецензии
1) Вступление: предварительное мнение
о книге; первоначальная оценка;
2) Основная часть: аргументированный анализ содержания
произведения и авторской позиции.
3) Заключение: общий
вывод о проблематике, идейно-эмоциональном содержании, художественных
особенностях произведения, об отношении автора рецензии к
прочитанному произведению.
2.2. Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Тема 1.1. А.С. Пушкин.
Самостоятельная работа №1 Подготовка реферата «Декабристская тема в творчестве А.С. Пушкина («В Сибирь», «Арион», «Анчар»)».
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Подготовка, оформление реферата.
Тема 1.2. М.Ю.Лермонтов.
Самостоятельная работа №2 Подготовка рефератов: Подготовка рефератов: «Тематика и своеобразие ранней лирики М.Ю. Лермонтова», «Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»).
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Подготовка, оформление рефератов.
Тема 1.3. Н.В.Гоголь.
Самостоятельная работа №3 Подготовка реферата «Особенность творческого дарования Н.В.Гоголя и его поэтического видения мира».
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Подготовка, оформление реферата.
Тема 2.1. А.Н.Островский.
Самостоятельная работа №4 Подготовка рефератов: «Новаторский характер драматургии А.Н. Островского», «Драма «Гроза» в оценке критиков».
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 2. Подготовка, оформление рефератов.
Тема 2.2. И.А.Гончаров.
Самостоятельная работа №5 Подготовка рефератов: «Роман И.А. Гончарова «Обломов» как социально-психологический и философский роман», «Роман «Обломов» в оценке критиков».
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 2. Подготовка, оформление рефератов.
Тема 2.3. И.С.Тургенев.
Самостоятельная работа №6 Написать сочинение по роману «Отцы и дети».
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Систематизация учебного материала посредством написания сочинения.
Темы сочинений:
1. Тема любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
2. Конфликт поколений в романе Тургенева «Отцы и дети».
3. Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева.
4. Характеристика образа Евгения Базарова в романе «Отцы и дети».
5. Тема дружбы в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети" Базаров и Аркадий.
6. Трагизм образа Базарова.
7. Сила и слабость базаровского нигилизма.
Тема 2.4. Н.С.Лесков.
Самостоятельная работа №7 Подготовка рефератов: «Праведники в творчестве Н. С. Лескова» (на примере одного-двух произведений), «Художественный мир Н. С. Лескова».
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Подготовка, оформление рефератов.
Тема 2.5. М.Е. Салтыков-Щедрин.
Самостоятельная работа №8 Подготовка реферата «Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы».
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Подготовка, оформление реферата.
Тема 2.6. Ф.М. Достоевский.
Самостоятельная работа №9 Подготовка реферата «Сущность «наказания» заблудшей личности и ее путь к духовному возрождению в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Подготовка, оформление реферата.
Самостоятельная работа №10 Написать сочинение по произведению Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Систематизация учебного материала посредством написания сочинения.
Темы сочинений:
1. Образ и характеристика Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
2. Трагедия Раскольникова.
3. Я себя убил, а не старушонку.
4. Выбранные пути в жизни Сони и Раскольникова.
5. Образ Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Тема 2.7. Л.Н.Толстой.
Самостоятельная работа №11 Подготовка сообщений: «Изображение войны в романе «Война и мир», «Наташа Ростова - любимая героиня Толстого», «Тема дома в романе «Война и мир».
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Подготовка, оформление сообщений.
Самостоятельная работа №12 Написать сочинение по произведению Л.Н.Толстого «Война и мир».
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1.Систематизация учебного материала посредством написания сочинения.
Темы сочинений:
1. «Мысль народная» в романе Л.H.Толстого «Война и мир».
2. Женские характеры в романе Л.H. Толстого «Война и мир».
3. Тихон Щербатый и Платон Каратаев в романе Л.Н.Толстого Война и мир».
4. Кутузов и Наполеон в изображении и оценке Л. Н.Толстого.
5. Духовные искания Пьера Безухова и князя Андрея в романе Толстого «Война и мир»
6. «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
7. Аустерлицкое и Бородинское сражения в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
8. Нравственный идеал Л.Н.Толстого (по роману «Война и мир).
9. Нравственный смысл изображения войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
Самостоятельная работа №13 Подготовка реферата «Духовные искания Л.Н. Толстого в романе «Анна Каренина».
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Подготовка, оформление реферата.
Самостоятельная работа №14 Написать сочинение по творчеству А.П.Чехова Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Систематизация учебного материала посредством написания сочинения.
Темы сочинений:
1. «Человек в футляре» в творчестве А. П.Чехова.
2. Тема гибели человеческой души в «маленькой трилогии» А.П. Чехова («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»).
3. Смешное и грустное в рассказах А. П. Чехова (на примере одного - двух рассказов по выбору студента).
4. Почему доктор Старцев стал Ионычем?
5. Композиция рассказа А. П. Чехова «Ионыч».
6. Роль детали в прозе А. П. Чехова (на примере одного-двух С и сказов по выбору студента).
7. Размышляя над рассказом А. П. Чехова (рассказ по выбору студента: «Палата № 6», «Студент», «Попрыгунья», «Душечка», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой»).
8. Драматическое и комическое в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».
9. Художественная природа чеховской драмы.
10. Лиризм и юмор в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».
Тема 3.1. Ф.И.Тютчев.
Самостоятельная работа №15 Подготовка рефератов: «Душа и природа в поэзии Ф.И. Тютчева», «Особенности любовной лирики Ф.И. Тютчева, ее драматическая напряженность («О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь»).
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Подготовка, оформление рефератов.
Тема 3.2. А.А.Фет.
Самостоятельная работа №16 Подготовка сообщений: «А. А. Фет - переводчик», «А. А. Фет в воспоминаниях современников», «Жизнь стихотворений А.А. Фета в музыкальном искусстве».
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Подготовка, оформление сообщений.
Тема 3.3. А.К.Толстой.
Самостоятельная работа №17 Подготовка докладов: «А.К. Толстой — прозаик», «А.К. Толстой - драматург», «Феномен Козьмы Пруткова», «Жизнь поэзии А.К. Толстого в музыкальном искусстве».
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Подготовка, оформление докладов.
Тема 3.4. Н.А.Некрасов.
Самостоятельная работа №18 Составить тематический кроссворд по творчеству Н.А.Некрасова
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Составление тематического кроссворда.
Тема 4.1. И.А.Бунин.
Самостоятельная работа №19-20 Написать сочинение - рецензию на прочитанное произведение И.Бунина.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Написание сочинения – рецензии.
Тема 4.2. А.И.Куприн
Самостоятельная работа №21 Подготовка реферата «Тема любви в творчестве И. А. Бунина и А. И. Куприна: общее и различное».
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Подготовка, оформление реферата.
Тема 4.3. А.М.Горький
Самостоятельная работа №22 Подготовка доклада «Гордый человек» в произведениях М. Горького» (произведения по выбору учащихся).
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Подготовка, оформление докладов.
Тема 4.4. А.А.Блок.
Самостоятельная работа №23 Написать сочинение по творчеству А.Блока.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Систематизация учебного материала посредством написания сочинения.
Темы сочинений:
Тема 5.1. В.В.Маяковский.
Самостоятельная работа №24 Подготовка сообщения «Сатира в произведениях В. В. Маяковского».
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Подготовка, оформление сообщения.
Тема 5.2. С.А.Есенин
Самостоятельная работа №25 Написать сочинение по творчеству С.Есенина.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Систематизация учебного материала посредством написания сочинения
Темы сочинений:
Тема 6.1. М.И.Цветаева.
Самостоятельная работа №26-27 Собрать альбом по творчеству М.И. Цветаевой
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Систематизация учебного материала посредством собирания альбома.
Тема 6.2. О.Э.Мандельштам.
Самостоятельная работа №28. Собрать альбом по творчеству О.Э.Мандельштама.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Систематизация учебного материала посредством собирания альбома.
Тема 6.3. А.П.Платонов.
Самостоятельная работа №29 Подготовка сообщений: «Герои прозы А. Платонова», «Традиции и новаторство в творчестве А. Платонова».
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Подготовка, оформление сообщений.
Тема 6.4. И.Э.Бабель.
Самостоятельная работа №30 Подготовка сообщений: «Стилистика рассказов И. Э. Бабеля», «Изображение революции в «Конармии».
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Подготовка, оформление сообщений.
Тема 6.5. М.А.Булгакова.
Самостоятельная работа №31 Составить тематический кроссворд по творчеству М.А. Булгакова.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Составление тематического кроссворда.
Самостоятельная работа №32 Написать сочинение по творчеству М.А. Булгакова.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Систематизация учебного материала посредством написания сочинения.
Темы сочинений:
Тема 6.6. М.А. Шолохов.
Самостоятельная работа №33 Составить тематический кроссворд по творчеству М.А.Шолохова.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Составление тематического кроссворда.
Самостоятельная работа №34 Подготовка доклада «Казачьи песни в романе-эпопее «Тихий Дон» и их роль в раскрытии идейно-нравственного и эстетического содержания произведения».
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Подготовка, оформление доклада.
Тема 7.1. А.А.Ахматова.
Самостоятельная работа №35 Подготовка рефератов «Гражданские и патриотические стихи А. Ахматовой и советская литература».
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Подготовка, оформление рефератов.
Тема 7.2. Б.Л.Пастернак.
Самостоятельная работа №36 Собрать альбом по творчеству Б.Л.Пастернака.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Систематизация учебного материала посредством собирания альбома.
Тема 8.1. Творчество поэтов в 195-1980-е годы.
Самостоятельная работа №37 Подготовка реферата «Поэзия Б. Окуджавы в контексте русской литературы».
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Подготовка, оформление реферата.
Тема 8.2. А.Т. Твардовский.
Самостоятельная работа №38 Подготовка рефератов «Образы дороги и дома в лирике А. Твардовского».
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Подготовка, оформление реферата.
Тема 8.3. А.И. Солженицын.
Самостоятельная работа №39-40 Написать сочинение по творчеству А.И.Солженицына.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Систематизация учебного материала посредством написания сочинения.
Темы сочинений:
Тема 8.4. А.В. Вампилов.
Самостоятельная работа №41 Подготовка рефератов: «Нравственная проблематика пьес А. Вампилова: «Старший сын», «Провинциальные анекдоты».
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Подготовка, оформление рефератов.
Тема 9.1 Характерные черты литературы русского зарубежья 1920—1930-х годов.
Самостоятельная работа №42 Подготовка рефератов: «Духовная ценность писателей русского зарубежья старшего поколения (первая волна эмиграции)», «История: три волны русской эмиграции».
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Задание 1. Подготовка, оформление реферата.
Список рекомендуемой литературы
Основные источники:
1. Литература: учебник: в 2 частях. Часть 1 / Г. А. Обернихина, А. Г. Антонова, И. Л. Вольнова и [др.]; под редакцией Г. А. Обернихиной. - Москва: Академия, 2020. – 431 с. - ISBN 978-5-4468 – 9411 – 6. – Текст: непосредственный.
2. Литература: учебник: в 2 частях. Часть 2 / Г. А. Обернихина, Т. В. Емельянова, Е. В. Мацыяка, К. В. Савченко; под редакцией Г. А. Обернихиной. - Москва:Академия, 2020. – 447 с. - ISBN 978-5-4468 –9412 – 3. – Текст: непосредственный.
3. Русская и зарубежная литература: учебник/под редакцией В. К. Сигова. – Москва: ИНФРА, 2021. - 512 с. – (Среднее профессиональное образование). – ISBN 978 – 5 – 16 – 102980 – 0. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1189979 (дата обращения 10.03.2022). – Текст: электронный.
Дополнительные источники:
1. Русский язык и литература: учебник: в 2 частях. Часть 2. Литература / В. К. Сигов, Е. В. Иванова, Т. М. Колядич, Е. Н. Чернозёмова. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 491 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-106036-0. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1222620 (дата обращения: 10.03.2022). - Текст: электронный.
2. Социальные и гуманитарные знания: научный журнал / учредитель Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. – 2018- 2021. – Ежекварт. – ISSN 2412 – 6519. – Текст: непосредственный.
3. Среднее профессиональное образование: теоретический и научно-методический журнал / учредители Российская академия образования, Союз директоров ссузов России. –2018-2019. – Ежемес. - ISSN 1990 – 679Х. – Текст: непосредственный.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.