Оформление текстового документа
(индивидуальных проектов)
Г. Буденновск, 2024
Текстовый документ
(индивидуальный проект) должен быть выполнен:
• любым печатным способом с использованием компьютера и принтера
• на одной стороне листа белой бумаги формата А4
Размеры полей:
- правое - 10 мм,
- верхнее, нижнее - 20 мм, - левое - 30 мм.
Параметры форматирования текста
Гарнитура шрифта – Times New Roman
Размер шрифта (кегль) – 14 пт таблицах - не менее 12 пт)
Начертание – обычное, цвет – черный Междустрочный интервал – 1,5 пт
(в таблицах – 1,0)
Абзацный отступ – 1,25
Перенос – автоматический.
Выравнивание – по ширине.
1. Титульный лист
2. Содержание
3. Определения, обозначения и сокращения
4. Введение
5. Главы (разделы) основной части
6. Заключение
7. Список использованных источников
8. Приложения
1. Располагают в середине строки без точки в конце и печатают заглавными буквами без подчеркивания.
2. Переносы слов в заголовках не допускаются
3. Расстояние между заголовком и текстом, между заголовками главы и пункта должно быть равным двум интервалам.
4. Каждый структурный элемент работы следует начинать с новой страницы.
1. Титульный лист
Является первой страницей работы и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
Министерство образования Ставропольского края Государственное бюджетное образовательное учреждение Буденновский политехнический колледж ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ по дисциплине Информатика на тему: Расчет заработной платы Выполнил обучающийся 114 группы Специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование Иванов Иван Иванович Руководитель Корнилов Петр Леонидович __________________________ (оценка) ______________________________ (дата, подпись руководителя) Буденновск 2024 |
Включает:
- определения, обозначения и сокращения,
- введение,
- наименование всех глав, параграфов, пунктов,
- заключение,
- список использованных источников
- приложения с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы.
Образец оформления содержания
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Определения, обозначения и сокращения ..................................... ___
Введение............................................................................................ ___
1.____________________________________________....................___
1.1. _____________________________________.....................___
1.2. _____________________________________.....................___
2.____________________________________________....................___
2.1.______________________________________.....................___ 2.2.______________________________________.....................___
3.____________________________________________....................___
3.1.______________________________________.....................___
3. 2.______________________________________.....................___
4. ____________________________________________...................___
4.1.______________________________________.....................___
4.2.______________________________________..................... ___
Заключение……………………………………………………………..___
Список использованных источников………………………………...___
Приложения…………………………………………………………... ___
(условных обозначений, символов, единиц физических величин и терминов)
Перечень должен располагаться столбцом.
Слева в алфавитном порядке приводят сокращения, условные обозначения, символы, единицы физических величин и термины, справа — их детальную расшифровку.
Пример:
АТО – авиатопливное обеспечение
ГСМ – горючесмазочные материалы
ТБ – техносферная безопасность
4. Введение
Элементы введения:
Ø Актуальность исследования;
Ø Краткая характеристика изучаемой темы;
Ø Объект, предмет исследования;
Ø Методы исследования;
Ø Связь с профессиональной деятельностью
Ø Цель работы
Ø Задачи работы (не более 3-5) - для выполнения поставленной цели);
Объем введения составляет 1-2 (3) стр.
Введение – визитная карточка работы!
!!! - текст введения лучше написать после окончания работы над основной частью, когда будут точно видны результаты .
Языковые клише, используемые во введении:
Ø ИП посвящен теме, проблеме, вопросу…
Ø В ИП… рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оценка, анализ (чего?), обобщается (что?), представлена точка зрения (на что?) и т. д. Ø В центре внимания автора находятся…
Ø На первый план автором выдвигаются…
Ø Главные усилия автора направлены на…
Ø В своей работе автор ставит (затрагивает, освещает) следующие проблемы…
Ø …останавливается на следующих проблемах и т.д.
Также используются, например, такие глаголы:
изучить… выявить… установить… и т.п.
Языковые клише, используемые во введении:
Ø Данная тема (проблема) представляет особую актуальность, так как…
Ø Данная тема (проблема) чрезвычайно актуальна в последние годы (на современном этапе)…
Ø Данная тема (проблема) привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов и т.д.)
Ø В современной науке особенную остроту
приобретает тема (какая?)…
Ø Автор привлекает к анализу следующие материалы…
Ø Материалом исследования послужили…
Ø В основе работы лежат материалы исследований…
Актуальность темы. (степень ее важности в данный момент для изучения).
Рекомендации:
ØОсвещение актуальности не должно быть многословным.
ØНачинать ее характеристику издалека не нужно.
ØДостаточно в пределах полстраницы
показать главное.
(совокупность исследований, работ, посвященных определенной теме или исторической эпохе, т.е.
Рекомендации:
- Здесь необходимо описать исследования (работы) по данной теме (монографии, статьи, труды коллектива авторов и т.п.), которые были использованы при написании Вашей работы).
- В 1-2-х предложениях описать каждую работу.
- Важно не путать исследования и источники!!!
Цель работы – (осознанный, запланированный результат исследования.)
Иными словами, цель работы - это то, чего мы стремимся достичь в результате.
Рекомендации:
- Цель должна совпадать с темой работы. - Формулировка должна быть четкая и краткая (как правило заключено в одном предложении).
Например: Целью работы является изучение
(исследование, рассмотрение) ---------------- .
Чтобы достичь цели нужно решить Задачи:
Рекомендации:
•Так же как и цель, задачи должны быть четко сформулированы): Например:
1. рассмотреть ___________________ ;
2. изучить _______________________ ;
3. выявить _______________________ ;
•Задачи формулируются также с помощью глаголов: дать характеристику, проанализировать, выявить, установить, дать оценку, определить, обосновать и т.п.
Структура работы
Пример:
- Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка использованной литературы.
- Во введении определены цель и задачи, … работы.
- Первая глава посвящена _______ . (2-3 предложения)
- Вторая глава раскрывает _______ . (2-3 предложения)
- В заключении сделаны выводы по работе.
v В данном разделе должна быть раскрыта тема
v Раскрыть все пункты составленного плана
v Необходимо связно изложить накопленный и проанализированный материал
v Изложить суть проблемы, различные точки зрения на нее
v Выразить собственную позицию автора работы
v Каждый раздел (глава) основной части должен открываться определенной задачей и заканчиваться краткими выводами.
v Главы основной части работы являются структурными элементами, поэтому каждая глава начинается с новой страницы.
v Словосочетание «Основная часть» не пишется;
v деление на главы, параграфы должно быть логичным;
v не менее 2 и не более 3 глав;
v главы делятся примерно на 2-3 параграфа; v одного параграфа в главе НЕ БЫВАЕТ!
v все параграфы, должны быть примерно равного объема;
v в конце каждого параграфа, каждой главы делаются краткие выводы, содержащие мнение студента, его оценку.
v Следует использовать безличные конструкции предложений, от третьего лица;
v стараться избегать категоричных высказываний;
v употреблять обороты со словами
«возможно», «можно сделать вывод», «скорее всего»;
v мнения других авторов приводятся в кавычках и с обязательной ссылкой (иначе плагиат).
§ Главы, разделы, подразделы, пункты и подпункты должны иметь заголовки, их следует нумеровать арабскими цифрами.
§ Наименование глав (разделов) выравнивать по центру, писать заглавными буквами, без точки в конце, не подчеркивая.
§ Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
§ Гарнитура и кегль те же, что и у всего текста (14 пт)
Нумерация разделов, подразделов, пунктов, подпунктов Пример:
1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ
1.1. ...................................................
1.2. Нумерация пунктов первого раздела документа
2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
2.1. Аппараты, материалы и реактивы
2.1.1. Нумерация пунктов первого подраздела третьего раздела документа
Ø Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким.
Ø Таблицы (кроме таблиц приложений), нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией.
Ø Название следует помещать над таблицей слева, с абзацным отступом в одну строку с ее номером через тире. В конце названия таблицы точка не ставится
Ø Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующейстранице.
Ø При переносе таблицы необходимо сохранять заголовки граф и сверху в правом углу делать запись «Продолжение (окончание) таблицы»
Ø Допускается применять размер шрифта в таблице
меньший, чем в тексте (12 пт),
Ø интервал текста в таблице – одинарный
Ø цифры в столбцах таблицы – выравнивать по центру!
Пример оформления таблиц
Таблица 1 - Показатели работы двигателя
Головка |
Заголовки граф |
|||
Боковик (строки) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение (окончание) таблицы 1
Головка |
Заголовки граф |
|||
Боковик (строки) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ø Нумерация - арабскими цифрами, сквозная. ØНа все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.
ØИллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) располагают непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.
Ø Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.
Ø Точка в конце названия не ставится.
Ø Слово «рисунок», его номер и наименование - внизу посередине строки
Ø При ссылках в тексте на иллюстрации следует писать
«... в соответствии с рис. 1»
-50 -40 -30 -20 -10 0 10 20 30 40 50 60 70 80
1-HNO3 98% 2-М-20к 3-М-27и
Рисунок 4 - Зависимость ПЗС от температуры
Ø выделяются из текста в отдельную строку.
Øвыше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть не менее одной свободной строки.
Ø Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.
Ø Ссылки в тексте на номера формул дают в скобках. Пример —... в формуле (1).
m
(1) V
где – плотность вещества, кг/м3; m – масса
вещества, кг; V – объем вещества, м3.
При этом следует соблюдать следующие размеры цифр, символов и букв в редакторе формул:
• обычный знак – 14 пт;
• крупный индекс – 12 пт для строчных и 10 пт для цифр и прописных букв;
• мелкий индекс – 10 пт для строчных и 8 пт для цифр и прописных букв; • крупный символ – 18 пт; • мелкий символ – 16 пт.
Заключение должно содержать:
Ø краткие выводы по результатам работы (можно – отредактированные выводы по главам!);
Ø оценку полноты решений поставленных задач;
Ø Рекомендации по использованию результатов работы; Ø оценку технико-экономической эффективности внедрения результатов работы.
Ø отмечается то новое, что получено в результате работы над темой.
!!! Заключение по объему не должно превышать введение.
Языковые клише, используемые в заключении:
Ø Автор приходит к выводу,( заключению ) о том…
Ø В заключение можно сказать…
Ø Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что…
Ø Анализ литературы позволил нам выявить наиболее обоснованную точку зрения
(какую?)
Ø Из всего сказанного следует, что наиболее доказательным является мнение (чьё?)
Ø На основе этих данных мы принимаем точку зрения (какую?) и т.д.
ØСведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте работы, нумеровать арабскими цифрами и печатать с абзацного отступа.
Ø Порядковый номер ссылки заключают в квадратные скобки
Пример: «Этой проблеме посвящен подробный обзор в 1».
ØНе следует включать в список использованных источников те источники, на которые нет ссылок в тексте работы.
Библиографическое описание • Порядковый номер литературного источника.
• Фамилия, инициалы автора.
• Полное название книги (без кавычек, исключение – если название – цитата).
• Тип издания (текст, изопродукция, электронное издание и т.д.).
• Место (город) издания.
• Издательство.
• Год издания – цифрой
• Количество страниц.
7.1. Учебники, учебные пособия, книги: 1. Налимов В.В., Голикова Т.И. Логические основания планирования эксперимента. Учебное пособие. - М.: Металлургия, 1980. 152 с.
2. Налимов В.В., Чернова Н.А.
Статистические методы планирования экстремальных экспериментов. Учебник. Ульяновск: УВАУ ГА, 2013. - 340 с.
7.2. Электронные ресурсы
Веб-документ:
3. Смольникова И.А. Рабочий конспект для внедряющих информационные технологии. Центр «Информика»
http://www.informika.ru
Ресурсы локального доступа
4. Internet шаг за шагом [Электронный ресурс]: [интерактив. учеб.]. – Электрон. дан. и прогр. – СПб.: ПитерКом, 1997. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) + прил. (127 с.). – Систем. требования: ПК от 486 DX 66 МГц; RАМ 16 Мб; Windows 95; зв. плата; динамики или наушники. – Загл. с экрана.
Ресурсы удаленного доступа
5. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Власенко Т. В.; Web-мастер Козлова Н. В. – Электрон. дан. – М.: Рос. гос. б-ка, 1997. – Режим доступа: http//www.rsl. ru, свободный. – Загл. с экрана.
6. Александрова З.С. Правовое регулирование труда государственных служащих. //Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1989. №1. С. 16-19.
7. Семенов Ю.А. Непримиримость: Роман-хроника //Смена. 1987. № 20. С. 25-32.
7.4. Нормативно-правовые документы
8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: (принят Гос. Думой 23 окт. 2002 г.): офиц. текст : одобр. Советом Федерации 30 окт. 2002 г.). – М. : Маркетинг, 2007. – 198 с.
9. О военном положении: федер. конституцион. закон от 30 янв. 2002 г. № 1-ФКЗ // Собр. законодательства. – 2002. - № 5, (4 февр.). – С. 1485 – 1498 (ст. 375).
10. ГОСТ 7.53 – 2001. Издания. Международная стандартная нумерация книг – Взамен ГОСТ 7.53 – 86 ; Введ. 2002 – 07 – 01. – Минск : Межгос. Совет по стандартизации, метрологии и сертификации - М. : Издво стандартов, 2002. – 3 с.
11. ГОСТ 1759. 5 – 87. Гайки. Механические свойства и методы – Взамен ГОСТ 1759 – 70 ; Введ. с 01.01.89 по 01.01.94. – М. : Изд-во стандартов, 1988. – 14 с.
12. Строительные нормы и правила : СНиП 2.01.07 –
85. Нагрузки и воздействия : нормативно-технический материал. – М. : Изд-во стандартов, 1987. – 36 с.
7.6. Авторские свидетельства, патенты
13. Авторское свидетельство 1007970 СССР, МПК B 25 J 15/00. Устройство для захвата деталей [Текст] / Ваулин В.С., Калов В.К. (СССР). – 3350585/25-08 ; заявл. 23.11.81 ; опубл. 30.03.83, Бюл. № 12. – С. 2.
14. Патент 2187888 Российская Федерация, МПК Н 04 В 1/38, Н 04 J 13/00. Приемопередающее устройство / Чугаева В.И. ; заявитель и патентообладатель Воронеж. науч.-исслед. ин-т связи. - № 2000131736/09 ; заявл. 18.12.00 ; опубл.
20.08.02, Бюл. № 23 (II ч.). – 3 с.
Нумерация страниц
Ø Страницы документа следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту документа.
Ø Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.
Ø Титульный лист включают в общую нумерацию страниц документа, но номер страницы на нём не проставляют.
Ø Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц документа. Иллюстрации и таблицы на листе формата АЗ учитывают как одну страницу.
В приложения могут быть включены:
• графики, таблицы, схемы, диаграммы.
• протоколы испытаний;
• описание аппаратуры и приборов, применяемых при проведении экспериментов, измерений и испытаний;
• инструкции, методики, разработанные в процессе выполнения работы;
• копии документов (с указанием «ксерокопировано с…» или «перерисовано с…»),
Ø Приложение должно иметь название.
Ø Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А,
Ø В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки.
Ø Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа
Ø Каждое приложение начинается с нового листа.
Ø Страницы, на которых даны приложения, продолжают общую нумерацию текста, но в общий объем работы не включаются.
Ø Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.
Например: Рисунок (таблица) А.1 - ……….
Цитаты (от лат. zito - «призываю в свидетели») это выписки из текста книг (статей) - выдержки, сведения словами автора.
Правила цитирования:
Ø Каждую цитату следует заключать в кавычки.
Ø Если цитату выписывают из середины предложения, то после вводных кавычек ставят три точки:
Пример: «…у учащихся следует развивать мыслительные умения более высокого уровня, позволяющие глубже понимать факты, анализировать их, делать хорошо обоснованные выводы и видеть более общую картину явлений»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.