Современному классному руководителю предстоит выполнять очень много разных функций и решать разные задачи, одной из которых являются межличностные отношения, в основе которых лежат чувства и эмоции, стрессоустойчивость. В настоящее время современные школьники находятся постоянно в стрессовой ситуации. Детей нужно учить правильно оценивать ситуацию и реагировать на нее. Педагог может помочь им в этом, используя в работе данные материалы.документ с текстом
Рабочий листок 1
(Стрессовые ситуации)
не
могу
не
могу понять
и
себя
когда
когда
болею
чувствую
незначительным(ой),
во время чтения в классе
что когда я выношу мусор из
Выбери и пронумеруй те ситуации, которые беспокоят тебя (от самых неприятных к менее неприятным).
1. Я
общаться с друзьями.
2. Я
смущаюсь,
смысл слова.
3. Я одинок(а), если никто не общается со мной.
4. Я не такой, как все, потому что не хочу смотреть телевизор.
5. Я волнуюсь, когда мой брат (сестра) болеет.
6. Я боюсь,
может случайно захлопнуться.
7. Я боюсь, когда за мной гонится соседская собака.
8. Я одинок (а), потому что мои родители уехали.
9. Я беспокоюсь, когда мама с папой ругаются.
10. Я злюсь, когда мой брат (сестра) ударит меня.
11. Я
чувствую беспокойство и
автобус и потерялся (лась).
12. Я смущаюсь, если слишком коротко пострижен (а).
13. Я боюсь, что в квартиру заберется вор.
14. Я расстроился (лась), потому что мне не удалось посмотреть тот фильм, который я хотел (а).
15. Я озабочен, потому что мой старший брат (сестра) курит.
16. Мне страшно, потому что я видел (а) плохой сон.
17. Я грущу, если подрался (лась) с другом и мне не с кем общаться.
18. Я устал (а), потому что не сплю по ночам.
19. Я все время беспокоюсь, потому что мы собираемся переехать туда, где я еще никогда не был (а).
если
сел
страх,
на
не
(а)
квартиры,
дверь в нее
тот
Рабочий листок 1
(Стрессовые ситуации)
Выбери и пронумеруй те ситуации, которые беспокоят тебя (от самых неприятных к менее неприятным).
1. Я
чувствую
себя незначительным(ой),
когда
болею и не
могу
общаться с друзьями.
2. Я смущаюсь,
когда во время чтения в классе не могу понять
смысл слова.
Я одинок(а), если никто не общается со мной.
Я не такой, как все, потому что не хочу смотреть телевизор.
Я волнуюсь, когда мой брат (сестра) болеет.
Я боюсь,
что когда я выношу мусор из квартиры,
дверь в нее
3.
4.
5.
6.
может случайно захлопнуться.
7.
8.
9.
10.
11.
автобус и потерялся (лась).
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Я боюсь, когда за мной гонится соседская собака.
Я одинок (а), потому что мои родители уехали.
Я беспокоюсь, когда мама с папой ругаются.
Я злюсь, когда мой брат (сестра) ударит меня.
Я чувствую беспокойство и страх,
если сел
(а)
не на тот
Я смущаюсь, если слишком коротко пострижен (а).
Я боюсь, что в квартиру заберется вор.
Я расстроился (лась), потому что мне не удалось посмотреть тот фильм, который я хотел (а).
Я озабочен, потому что мой старший брат (сестра) курит.
Мне страшно, потому что я видел (а) плохой сон.
Я грущу, если подрался (лась) с другом и мне не с кем общаться.18.
19.
Я устал (а), потому что не сплю по ночам.
Я все время беспокоюсь, потому что мы собираемся переехать туда, где я еще никогда не был (а).ТЕСТ «Кто вы?»
Я постоянно стремлюсь быть впереди.
Я хочу достичь своей цели, но не знаю точно, в чем она заключается.
Я ощущаю потребность соревноваться и одерживать верх.
Я постоянно стремлюсь добиться признания.
Я всегда занят многими делами сразу.
Я всегда спешу и постоянно нахожусь на грани опоздания.
Я стремлюсь форсировать все дела, выполнять их скорее.
Я нахожусь в состоянии сильного беспокойства.
ТЕСТ «Подверженность стрессам»
Перед вами 20 утверждений. Насколько они совпадают с вашим образом жизни? Попытайтесь
отвечать предельно откровенно. Свои ответы оцените следующим образом:
Всегда
— 1 балл.
Очень часто — 2 балла.
— 3 балла.
Часто
— 4 балла.
Редко
Никогда
— 5 баллов
1. Хотя бы раз в день ем горячую пишу.
2. Сплю по 7—8 часов в сутки.
3. От общения с людьми получаю удовольствие.
4. Я могу положиться на своих родственников.
5. Моя кожа часто бывает сухой (влажной).
6. Я воздерживаюсь от курения.
7. Мой вес соответствует моему пожеланию.
8. Интенсивно занимаюсь физкультурой.
9. Воздерживаюсь от спиртного.
10. Моя зарплата меня устраивает.
11. Я активно общаюсь со своими друзьями и знакомыми.
12. У меня есть друзья, с которыми я могу поделиться сокровенными мыслями и тайнами.
13. Чувствую себя здоровым человеком.
14. Могу говорить о своих переживаниях, будучи даже в расстроенных чувствах.
15. Со своими соседями беседую по поводу всех житейских проблем.
16. Люди слышат от меня шутки.
17. Днем у меня бывает свободное время.
18. Воздерживаюсь от крепкого чая (кофе).
19. Мне удается организовать свое время.
20. Обращаюсь к своим друзьям (знакомым) за советом.
А теперь подсчитайте баллы (из полученной суммы следует вычесть 20).
ОЦЕНКА
Свыше 30 баллов: в определенной степени вы подвержены стрессорным воздействиям.
50 баллов и выше: подверженность довольно высокая. Вам следует взять на вооружение приемы
психической саморегуляции, не забывая и об укреплении физического здоровья.
75 баллов и выше: вы на грани срыва, не исключена необходимость обратиться за помощью
к специалиступсихотерапевту или же в кабинет социальнопсихологической помощи.Рабочий листок 2 (Мне нужна помощь)
Мама Папа Бабушка Дедушка Брат Сестра Ктото ещё из родственников
Мой сосед
Друг
Учитель
Психолог
Ктото ещё………………………………………………..
Заповеди борца со стрессом
• Попробуйте в стрессовой ситуации (особенно если стрессорное воздействие
достаточно продолжительно) переключиться на какойнибудь новый вид деятельности. Это
должно быть нечто, целиком захватывающее вас, помогающее уйти от тяжелых переживаний.
• С какой бы серьезной жизненной проблемой вы ни столкнулись, взвесьте сначала, стоит
ли она того, чтобы вступать в борьбу.
• Признайте то, что совершенно невозможно (только «патологические максималисты»
убеждены в противном и на этом постоянно обжигаются), однако в каждом виде достижений
есть своя вершина, к которой необходимо стремиться.
• Цените радость подлинной простоты жизненного уклада. Избегая всего нарочитого,
показного и вычурного, вы заслужите расположение и любовь окружающих.
• Ничто не обескураживает больше, чем неудача; ничто не ободряет сильнее, чем успех.
Даже после сокруши тельного поражения бороться с угнетающими мыслями о неудаче
лучше всего с помощью воспоминаний об успехе. Это необычайно действенное средство
восстановления веры в себя,
необходимой для будущих побед.
Любой из вас наверняка может о чемто вспомнить с радостью.
• Если вам предстоит удручающе неприятное дело, не откладывайте его на потом,
вскройте нарыв, чтобы скорее устранить боль.
• В ситуации конфликта порой следует просто отступить. Из двух спорящих, выясняющих
отношения, менее подвержен стрессорным воздействиям тот, кто не пытается «стоять до
последнего», и особенно тот, кто защищается иронической (лучше мысленно) улыбкой. В
конце концов, иногда разумнее просто уйти от встречи с человеком, который вам
неприятен, которого вам заведомо не переубедить.
• Поскольку далеко не всегда имеется возможность изменить психотравмирующую
ситуацию, попробуйте изменить отношение к ней. Вспоминайте слова французского
мыслителя Монтеня: «Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от
того, как он оценивает происходящее»!
• Старайтесь сами не создавать стрессорных ситуаций, не влезать в них. Максимально
охраняйте тех, кто рядом с вами в семье и на работе, от излишних стрессорных
воздействий. Будем добры друг к другу, ибо именно доброта спасет мир!
И, пожалуй, самое главное. Проникнитесь философией оптимизма! Довольно
считать себя неудачниками! Помните, человек, увы, легко свыкается со своими сла
бостями и недостатками. На неудачах учатся, на них настраиваются, так же как и на
успех. А если человеку твердить, что он ни на что не способен, что он бестолочь и тому
подобное, он таким и становится в один далеко не прекрасный день!Этюды оптимизма
Оптимист — это человек, умеющий посмотреть на себя дружескими глазами.
Оптимист — это человек, который, даже закапывая свой талант в землю, считает,
что сеет разумное, доброе, вечное.
Оптимист — это человек, верящий, что на его крики о помощи обязательно кто
нибудь да откликнется — хотя бы эхо.
Оптимист — это человек, считающий, что если у него на душе скребут кошки,
значит, пока еще у него не собачья жизнь.
Оптимист — это человек, радующийся, что если ктото кусает локти, значит, у
него еще есть что кусать.
Оптимист — это человек, считающий любой сквозняк ветром перемен.
Оптимист — это человек, который убежден, что если политики заговаривают ему
зубы, значит, они хотят, чтобы он не тратился на стоматологов.
Оптимист — это человек, решивший купить машину в надежде сэкономить на
такси.
Оптимист — это человек, который убежден, что наша экономика потому не идет в
гору, что счастье не за горами.
Оптимист — это человек, который учится грамоте в надежде прочитать то, что ему
на роду написано.
Оптимист — это человек, который знает, что солнце светит всем, даже тем, кому
уже ничего не светит.
Оптимист — это человек, который верит, что если все его «поливают», значит, хотят,
чтобы он рос.
Оптимист — это человек, считающий наше экономическое падение полетом в
светлое рыночное будущее.
Оптимист — это человек, который, даже попав в пиковое положение, считает, что
оказался на вершине.
Оптимист — человек, считающий, что если его водят за нос, значит, он не стоит на
месте.
Оптимист — это человек, чувствующий себя богатым уже потому, что владеет собой.
Оптимист — это человек, считающий, что, несмотря на либерализацию цен, эта
жизнь стоит того, чтобы ее прожить