Методические приемы и виды работ над логическим ударением и интонацией у детей с нарушениями слуха. Логическое ударение в работе над выразительностью речи
Методические приемы и виды работ над логическим ударением и интонацией у детей с нарушениями слуха. Логическое ударение в работе над выразительностью речи
Методические приемы и виды работ над логическим ударением.pptx
Методические приемы и виды работ над логическим ударением и интонацией у детей с нарушениями слуха. Логическое ударение в работе над выразительностью речи
Методические приёмы и виды работ над
логическим ударением и интонацией у детей
с нарушениями слуха.
Логическое ударение в работе над
выразительностью речи.
Методические приемы и виды работ над логическим ударением и интонацией у детей с нарушениями слуха. Логическое ударение в работе над выразительностью речи
Особенности
восприятия и воспроизведения
логического ударения детьми с нарушенным слухом.
Восприятие
логического
ударения
Неслышащие дети
с незначительными
остатками слуха
могут воспринимать
на слух логическое
ударение.
Воспроизведени
е
логического
ударения
Дети с нарушением
слуха вне
зависимости от
степени, остатков
слуха, не выделяют
в своей речи
логическое ударение.
Для речи
характерно
Методические приемы и виды работ над логическим ударением и интонацией у детей с нарушениями слуха. Логическое ударение в работе над выразительностью речи
Логическое ударение
– это выделение голосом
наиболее важного по
смыслу слова.
Методические приемы и виды работ над логическим ударением и интонацией у детей с нарушениями слуха. Логическое ударение в работе над выразительностью речи
Правила определения
логического ударения
Подлежащее и сказуемое.
В нераспространённом
предложении чаще всего
ударение падает на сказуемое.
Осень наступила.
Методические приемы и виды работ над логическим ударением и интонацией у детей с нарушениями слуха. Логическое ударение в работе над выразительностью речи
Правила определения
логического ударения
Правило о новом понятии.
Если понятие уже упоминалось
в тексте, то оно уже не выделяется.
«Вот дом, который построил Джек,
а это пшеница,
которая в тёмном чулане хранится в доме,
который построил Джек».
Методические приемы и виды работ над логическим ударением и интонацией у детей с нарушениями слуха. Логическое ударение в работе над выразительностью речи
Правила определения
логического ударения
Правило противопоставления.
Если утверждается одно понятие для
отрицания другого, то оба
противопоставляемых члена выделяются.
Ещё вчера морозило, а нынче –
оттепель.
Методические приемы и виды работ над логическим ударением и интонацией у детей с нарушениями слуха. Логическое ударение в работе над выразительностью речи
Правила определения
логического ударения
При сочетании нескольких
однородных членов в предложении
все они должны быть выделены.
Дети вокруг ёлки кружились, пели, плясали.
Кот, петух да баран жили в лесной избушке.
Удивительная тишина наступила и в поле, и в роще, и в
В траве виднелись красные, коричневые, жёлтые
воздухе.
шляпки грибов.
Методические приемы и виды работ над логическим ударением и интонацией у детей с нарушениями слуха. Логическое ударение в работе над выразительностью речи
Правила определения
логического ударения
При сочетании двух существительных,
отвечающих на вопрос чей?, кого?,
чего?
ударение падает на существительное
в родительном падеже.
-Чьи это слова?
- Это воспитателя слова.
Методические приемы и виды работ над логическим ударением и интонацией у детей с нарушениями слуха. Логическое ударение в работе над выразительностью речи
Правила определения
логического ударения
В прямой речи ударение падает
на важные по смыслу слова.
Ну, старуха, - говорит мужик,
- какой воротник привёз я тебе на
шубу.
Методические приемы и виды работ над логическим ударением и интонацией у детей с нарушениями слуха. Логическое ударение в работе над выразительностью речи
Правила определения
логического ударения
При сочетаниях
прилагательного с существительным
ударение падает на
существительное.
Видит лиса, везёт мужик на санях мёрзлую
рыбу.
Методические приемы и виды работ над логическим ударением и интонацией у детей с нарушениями слуха. Логическое ударение в работе над выразительностью речи
Правила определения
логического ударения
Ударение падает на выделительные
сам, сама, совсем, совершенно,
слова
тоже, ещё.
Я сделаю это сама.
Методические приемы и виды работ над логическим ударением и интонацией у детей с нарушениями слуха. Логическое ударение в работе над выразительностью речи
Правила определения
логического ударения
Если имеются противопоставления,
то местоимение будет ударным.
«Если ты не пойдешь в гости,
то и меня там не будет».
Методические приемы и виды работ над логическим ударением и интонацией у детей с нарушениями слуха. Логическое ударение в работе над выразительностью речи
Правила определения
логического ударения
В вопросительном предложении
ударным является то слово,
в котором выражена сущность вопроса.
«Ты взял яблоко?»
Методические приемы и виды работ над логическим ударением и интонацией у детей с нарушениями слуха. Логическое ударение в работе над выразительностью речи
Способы выделения
логического ударения
В УСТНОЙ РЕЧИ
-более громкое произнесение
логического ударного слова;
- повышение или понижение
тона
на слове;
- пауза перед логически
ударным словом;
- замедленное произнесение
слова.
В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ:
-выделяется
шрифтом (курсивом,
- полужирным
шрифтом);
- знаком ударения;
- прописными
буквами.
Методические приемы и виды работ над логическим ударением и интонацией у детей с нарушениями слуха. Логическое ударение в работе над выразительностью речи
Система работы
над логическим
ударением
Работа с вопросами и ответами.
Дети сажают деревья.
Кто сажает деревья? Дети сажают
деревья.
Что делают дети? Дети сажают
деревья.
Что сажают дети? Дети сажают
Методические приемы и виды работ над логическим ударением и интонацией у детей с нарушениями слуха. Логическое ударение в работе над выразительностью речи
Система работы
над логическим
ударением
Вопросы остаются постоянными,
только голосом выделяется интересующий объект.
Маша ходила вчера в кино? Маша ходила вчера в кино.
Маша ходила вчера в кино? Маша ходила вчера в кино.
Маша ходила вчера в кино? Маша ходила вчера в кино.
Маша ходила вчера в кино? Маша ходила вчера в кино.
.
Методические приемы и виды работ над логическим ударением и интонацией у детей с нарушениями слуха. Логическое ударение в работе над выразительностью речи
Система работы
над логическим
ударением
Связный текст
В нашей стране более 100 тысяч рек.
Реки – великий дар природы. Они дают
людям воду для питья и орошения земель.
Издавна реки были путями сообщений.
Методические приемы и виды работ над логическим ударением и интонацией у детей с нарушениями слуха. Логическое ударение в работе над выразительностью речи
Интонация –это понижение или
повышение голоса при произношении.
Понижение голоса обозначается на письме
Повышение голоса обозначается на письме
знаком
знаком
Методические приемы и виды работ над логическим ударением и интонацией у детей с нарушениями слуха. Логическое ударение в работе над выразительностью речи
Система работы над
интонацией
Повествовательная интонация – спокойное
понижение голоса в конце предложения
Вопросительная интонация –повышение голоса на
слове, несущем вопрос
Восклицательная интонация –изменение голоса на
словах, выражающих чувства.
Методические приемы и виды работ над логическим ударением и интонацией у детей с нарушениями слуха. Логическое ударение в работе над выразительностью речи
Система работы над
интонацией
Дифференциация вопросительных, восклицательных
и повествовательных предложений
Идём гулять.
Идём гулять?
Идём гулять!
Методические приемы и виды работ над логическим ударением и интонацией у детей с нарушениями слуха. Логическое ударение в работе над выразительностью речи
Система работы над
интонацией
Различение интонации.
А) У обучающегося карточки с написанными
предложениями без знаков препинания в конце.
Ты пойдёшь сегодня в кино!
Ты пойдёшь сегодня в кино?
Ты пойдёшь сегодня в кино.
Б) У обучающегося таблички со знаками препинания:
точкой, вопросом, восклицательным.
. ! ?
Методические приемы и виды работ над логическим ударением и интонацией у детей с нарушениями слуха. Логическое ударение в работе над выразительностью речи
Система работы над
интонацией
Расстановка знаков в тексте
- Ой, какой ты мокрый! На улице идет
сильный дождь?
- Да, на улице сильный дождь. Ты любишь
дождливую погоду?
- Нет, я люблю лето. Летом тепло, хорошо!
Методические приемы и виды работ над логическим ударением и интонацией у детей с нарушениями слуха. Логическое ударение в работе над выразительностью речи
Методические рекомендации по
развитию интонационной
выразительности речи
у детей с нарушенным слухом.
Работа должна проводиться последовательно и систематично,
материал упражнений распределяться «пошагово», следует
учитывать динамику возрастания интонационных навыков
детей.
Активно использовать речевые упражнения, игры,
инсценировки на развитие чувства темпа, ритма, мелодики и
интонации.
устной эмоционально-окрашенной речи:
Использовать дифференцированный подход к формированию
учитывать состояния слуховой функции детей;
учитывать речевое развитие;
учитывать уровень восприятия и воспроизведения устной
индивидуальные и психофизические особенности.
речи;
Методические приемы и виды работ над логическим ударением и интонацией у детей с нарушениями слуха. Логическое ударение в работе над выразительностью речи
Методические рекомендации по
развитию интонационной
выразительности речи
у детей с нарушенным слухом.
Работа по формированию интонационных
характеристик у детей с нарушением слуха
должна вестись на занятиях:
учителя-дефектолога;
воспитателей;
учитель музыкально-ритмических занятий;
учителя физической культуры.
Работа должна включаться во все режимные
моменты, начиная с момента прихода ребенка
школу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.