Методические приёмы формирования коммуникативной компетенции обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения
Оценка 5

Методические приёмы формирования коммуникативной компетенции обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения

Оценка 5
Работа в классе
doc
русская литература
1 кл—4 кл
20.11.2018
Методические приёмы  формирования коммуникативной компетенции  обучающихся с интеллектуальными нарушениями  на уроках чтения
Методические приёмы формирования коммуникативной компетенции разработаны для работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения. Комплекс приёмов направлен на формирование грамматического строя речи, импрессивной и экспрессивной речи, связной речи. В разработке представлены приёмы речевых разминок, приёмы работы со сказкой.
Методические приёмы формир.коммуник..doc
Разработала: учитель Березниковской ОШ –  филиала МБОУ Юрьевской СШ Морозова Е.В. формирования коммуникативной компетенции  обучающихся с интеллектуальными нарушениями  Методические приёмы  на уроках чтения  Содержание: 1. Приёмы речевой разминки на уроках чтения.................................... 3 стр. 2. Приёмы работы по формированию предложений из нескольких  слов..........................................................................................................6 стр. 3. Приёмы работы по развитию импрессивной речи    .........................6 стр. 4. Приёмы работы по развитию эспрессивной речи..............................6 стр. 5. Приёмы работы по формированию грамматического строя речи ....7 стр. 6. Приёмы работы по формированию связной речи ..............................7 стр. 7. Сказкотерапия. Приёмы работы со сказкой.......................................9 стр. Приёмы речевой разминки Задача: создать эмоционально ­ благоприятную коммуникативную  ситуацию на   уроке,  эмоционально   раскрепостить   ребенка,   активизировать   речевую активность, способствовать  замещению  “неэффективного”  стиля  поведения на продуктивный. Упражнения: 1. Учись отчётливо произносить звуки. на – на – на – во дворе растет сосна; но – но – но – завтра мы пойдем в кино; ан – ан – ан – собери свой чемодан; ин – ин – ин – вы ходили в магазин? та – та – та – у нас дома чистота; ты – ты – ты – сметану съели все коты; ти – ти – ти – съели кашу всю почти: тё – тё – тё – отложили мы шитьё; то – то – то – стали мы играть в лото; ат – ат – ат – берём с собою самокат. ра – ра – ра –Кате спать пора; ро – ро – ро – на полу стоит ведро; ры – ры – ры – летают комары; ор – ор – ор – подмели мы двор; арь – арь – арь – на стене висит фонарь. ри­ра, ра­ря, ру­рю, ир­эр, ар­ор­ур трри­трра­тррэ, трро­трру­трри дрри­дрра­дррэ, дрро­дрру­дрра Са – са – са – в лесу бегает  _______ ; Со – со – со – у Вовы ____________ ; Ос – ос – ос – на поляне много ____  ; Су – су – су – было холодно в _____ ; Усь – усь – усь – на лугу пасётся ___. ОЙ – ОЙ – ОЙ – это ластик твой?   АЙ – АЙ – АЙ – наступил теплый май. ЕЙ – ЕЙ – ЕЙ – приходи  скорей. Ма – ма – ма – дома я сама. Му – му – му – молоко кому? Мо – мо – мо – едим эскимо. Мы – мы – мы – прочитали мы. Ми – ми – ми – поем ноту «ми». 3 Жу – жу – жу ­  молоко дадим _______ ; Жа – жа – жа – есть иголки у  ________; Жи – жи – жи – здесь живут _________; Же – же – же – дождь пошел ________ ; Жо–жо–жо–лужок, творожок, снежок,_________   Ша – ша – ша – мама моет малыша. Шу – шу – шу – я письмо пишу. Аш – аш – аш – у Марины карандаш. 2. Читай без ошибок. Произноси быстро. Испугался Рома грома, Заревел он громче грома. Соня Зине принесла малину в корзине. Мёд в лесу медведь нашёл, Мало мёду, много пчёл. Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел. 3. Говори – не торопись и смотри – не ошибись. Из соседнего колодца Целый день водица льётся. В декабре, в декабре! Все деревья в серебре. Ученик учил уроки, У него в чернилах щёки. 4. Восстанови текст. Пош__  Му__  на  ба__ И  купи__  само__: Приходи__  тарака__ Я  вас  чаем  уго__ ! 5. Упражнения для интонации. •Произнести с чувством радости. •Произнести  с чувством огорчения. •Произнеси с чувством обиды. 4 Часовщик, прищурив глаз Чинит часики для нас. Саша шапкой шишки сшиб. 6. Читай считалки быстро, не ошибись. Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть. Небо, звёзды, луг, цветы – Ты пойди­ка поводи! Начинается считалка: На берёзу села галка, Две вороны, воробей, Три сороки, соловей. Конь ретивый Долгогривый Скачет полем, Скачет нивой. Кто коня  Того поймает, С нами в салочки играет. 7. Читай скороговорки быстро, не ошибайся. Села мышка в уголок, Съела бублика кусок. Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня. Везёт Сеня Саню с Соней на санках. Санки – скок – Сеню – с ног, Саню – в бок, Соню – в лоб. Все в сугроб – хлоп! 8. «Минутка Почемучки» (задавание ребёнком вопросов учителю).  9. «Спросите друг у друга» (задавание вопросов друг другу). 5  10. «Диалог животных, растений» (составление импровизированного  диалога). Приёмы по формированию предложений из нескольких слов Задача: расширить активный словарный запас, активизировать речевые  высказывания. Упражнения: 1. Постановка вопросов к несложным сюжетным картинам (Кто, что это?  Что он, она делает?). 2. Подбор названий предметов к названным действиям (Лежит кто?  Что? Мама, девочка, мальчик, собака, кошка, книга, тетрадь,  ложка…). 3. Договаривание слов, словосочетаний в разучиваемых стихотворениях. Приёмы по развитию импрессивной речи Задача: накопить пассивный словарный запас, запомнить названия игрушек,  частей тела, предметов одежды, предметов туалета, предметов домашнего  обихода, с которыми ребенок ежедневно соприкасается, отдельные названия  предметов и явлений окружающей его жизни, названия животных, которых  ребенок часто видит. Упражнения: 1. Рассматривание тематических картинок. 2. Обыгрывание различных действий, происходящих на картинках. 3. Проговаривание названий действий, совершаемых героями  произведений. Приёмы по развитию экспрессивной речи Задача: развивать смысловую сторону речи Упражнения: 6 1. Называние предметов или предметных картинок. 2. Просьба передать, взять, отдать и т.д. предмет. 3. Договаривание начатых учителем фраз со зрительной опорой на  предмет или его изображение. 4. Называние действий в повелительной форме. Приёмы по формированию грамматического строя речи Задача: обучить выражать связь между словами с помощью окончаний с  правильным их оформлением, употреблять предложно­падежных  конструкции. Упражнения: 1. Задания на исправление порядка слов в предложении. 2. Задания на правильное употребление частей речи в числе, роде, падеже. 3. «Скажи правильно». 4. «Исправь ошибку». Приёмы по формированию связной речи Задача: развивать логическую последовательность изложения, связные  монологические высказывания Упражнения: 1. Составление предложений по демонстрируемым действиям. 2. Составление рассказа­описания по опорным вопросам к картинке*. 3. Составление рассказа­описания по предмету. 4. Составление рассказа­описания по игрушке. 5. Составление рассказов по серии сюжетных картин. ____________________ * Приемы обучения детей рассказыванию// Приложение 1 Приемы работы по серии сюжетных картинок: 7  Установление последовательности серии.  Отобрать из нескольких картинок те, которые иллюстрируют  прочитанный рассказ.  Восстановить последовательность событий по памяти (рассказ был  прочитан ранее, дети должны вспомнить события рассказа и разложить  последовательно картинки).  Определить, какой картинки не хватает (необходимо выложить  картинки, кроме одной; дети должны догадаться, чего не хватает и  рассказать и выложить недостающую картинку).  Найти лишнюю картинку.  Распутать две сюжетные линии про одного главного героя.  Подобрать к сюжетной картинке отдельные предметные изображения.  Использовать семантические абсурды (найти несоответствие между  текстом рассказа и картинками).  Выделить главную мысль в каждой картинке серии и изобразить ее в  виде пиктограммы (схематичного рисунка). Составить графический  план рассказа. 6. Составление рассказа по сюжетным картинам*. Для составления рассказов используются картинки с изображением  нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах  хорошо знакомого детям сюжета. Также предлагается жанровая живопись,  способная взволновать ребенка, вызвать желание обсудить увиденное:  “Опять двойка” Ф.П. Решетникова, “Иван царевич на сером волке”, “Три богатыря”,  “Аленушка” В.М. Васнецова, “Утро в сосновом бору” И.И.Шишкина и другие. Необходимо, чтобы ребенок видел особенности композиции картины,  цветовой палитры, сумел выразить свое отношение к изображенному на  картине; при описании жанровой картины – почувствовал мастерство  художника и его настроение. При анализе картины необходимо  ________________ * Методика по обучению рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с  придумыванием детьми предшествующих и последующих событий// Приложение 2 8 уделить внимание построению рассказа. В качестве плана при составлении  рассказов по картине используются карточки­символы:  Вопросительный знак (ребёнок рассказывает, как называется картина);  Символ, обозначающий место действия;  Символ, обозначающий время действия;  Карточки со стрелками, обозначающие композицию картины (передний  план, центральная часть, задний план картины)  Действующие лица, изображенные на картине;  Действия героев картины;  Их одежда;  Настроение и характер действующих лиц с помощью цветовой палитры;  Символ “сердце” (ребёнок рассказывает, какие чувства вызывает у него  картина). 7. Пересказ* текста с опорой на предметы. 8. Пересказ текста с опорой на предметные картинки. 9. Пересказ текста по ролям. 10. Пересказ текста по опорным вопросам. 11. Пересказ текста по плану­схеме. 12. Пересказ текста с элементами творчества (языковая трансформация). 13. Моделирование пересказа. Виды моделирования:  Использование графических схем.  Иллюстрации рассказа.  Детские рисунки сюжетных фрагментов.  Детские схемы (символическая аналогия).  Иллюстрация пересказа (подбором картинок). Сказкотерапия. Приёмы работы со сказкой Задачи: ­ развивать все стороны речевой функциональной системы в  занимательной для ребёнка форме (коррекция звукопроизношения,  ____________________ * Методические приемы, используемые при обучении детей пересказу// Приложение 3 9 формирование навыка звуко­буквенного анализа слов, развитие  фонематического слуха, формирование связной речи у обучающихся,  развитие разговорно ­ диалогической и монологической речи; ­ показывать и адекватно оценивать  модели поведения в различных  жизненных ситуациях; ­ способствовать усвоению социальных норм взаимоотношений в обществе; ­ формировать умения разрешать личностные проблемы ребёнка  опосредованным путём, показывать успешные модели взаимодействия с  окружающим миром; ­ вызвать у детей потребность в общении посредством сказки. Приёмы: 1. Прослушивание сказки*. 2. Просмотр сказки. 3. Анализ сказки. 4. Игра "Расскажем сказку вместе". 5. Игра "Угадай героя сказки". 6. Настольный театр. 7. Театр на ладошке или пальчиковый театр. 8. Инсценирование сказки. 9. Имитационные игры. 10.Ролевые игры. 11.Викторина по сказкам. 12.Рисование сказочного персонажа. 13.Рисование сказки. ______________________ * Основные этапы работы над сказкой// Приложение 4 10

Методические приёмы формирования коммуникативной компетенции обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения

Методические приёмы  формирования коммуникативной компетенции  обучающихся с интеллектуальными нарушениями  на уроках чтения

Методические приёмы формирования коммуникативной компетенции обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения

Методические приёмы  формирования коммуникативной компетенции  обучающихся с интеллектуальными нарушениями  на уроках чтения

Методические приёмы формирования коммуникативной компетенции обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения

Методические приёмы  формирования коммуникативной компетенции  обучающихся с интеллектуальными нарушениями  на уроках чтения

Методические приёмы формирования коммуникативной компетенции обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения

Методические приёмы  формирования коммуникативной компетенции  обучающихся с интеллектуальными нарушениями  на уроках чтения

Методические приёмы формирования коммуникативной компетенции обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения

Методические приёмы  формирования коммуникативной компетенции  обучающихся с интеллектуальными нарушениями  на уроках чтения

Методические приёмы формирования коммуникативной компетенции обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения

Методические приёмы  формирования коммуникативной компетенции  обучающихся с интеллектуальными нарушениями  на уроках чтения

Методические приёмы формирования коммуникативной компетенции обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения

Методические приёмы  формирования коммуникативной компетенции  обучающихся с интеллектуальными нарушениями  на уроках чтения

Методические приёмы формирования коммуникативной компетенции обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения

Методические приёмы  формирования коммуникативной компетенции  обучающихся с интеллектуальными нарушениями  на уроках чтения

Методические приёмы формирования коммуникативной компетенции обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения

Методические приёмы  формирования коммуникативной компетенции  обучающихся с интеллектуальными нарушениями  на уроках чтения

Методические приёмы формирования коммуникативной компетенции обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения

Методические приёмы  формирования коммуникативной компетенции  обучающихся с интеллектуальными нарушениями  на уроках чтения

Методические приёмы формирования коммуникативной компетенции обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения

Методические приёмы  формирования коммуникативной компетенции  обучающихся с интеллектуальными нарушениями  на уроках чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2018